Что такое чип-тюнинг?!
Что такое чип-тюнинг?! 21.04.2020 18:25
Если вернуться лет на 14-15 назад, о чип-тюнинге мало кто вообще что-либо слышал или знал. Благодаря таким фильмам как «Форсаж» большинство юных и не очень водителей, познакомились с таким видом доработки автомобиля как «тюнинг». Однако к тюнингу можно отнести очень много направлений, от замены лапочек в габаритах на диодные с синим оттенком, до установки большого спойлера на крышку багажника, покраска кузова в ярко-кислотный цвет или же установка более мощного двигателя с переделкой трансмиссии и всей проводки двигателя. И каждый из этих случаев будет считаться в какой-либо мере тюнингом. Несмотря на схожесть слов «тюнинг» и «чип-тюнинг», второй вариант в корне отличается от первого, либо дополняет его.
И так, что же такое Чип-тюнинг?!
Попробуем вместе разобраться и понять, зачем он нужен, что он дает нашему автомобилю, какие проблемы может устранить, а где от него не будет никакой пользы.
Общая информация
Чип-тюнинг в Красноярске от Autoteams — это изменение программного обеспечения «прошивки» электронного блока управления ЭБУ двигателя вашего автомобиля. Если разобрать дословно, то в переводе слово chip — микросхема, а tuning — настройка, изменение. Очень часто в разговорах chip-tuning, заменяют на: чиповка, прошивка, перепрошивка автомобиля, тюн, смена ПО, и т.п. Другими словами, чип-тюнинг это изменение заводской прошивки записанной в ЭБУ, для увеличения мощности и крутящего момента, настройки двигателя под «наше» российское топливо, изменение работы педали газа, удаление провалов и затупов при разгоне. Дополнительно ко всему выше перечисленному, прошивкой двигателя можно отключить различные узлы, такие как EGR, катализатор, вихревые заслонки, и многое многое другое, о чем мы поговорим чуть ниже.
Чип-тюнинг можно сделать на любом двигателе или автомобиле?
К сожалению нет. 1. На старых автомобилях, где впрыск регулируется карбюратором, стоят очень простые «мозги» в которых нет как таковой прошивки. Все процессы происходят без какого ли контроля со стороны компьютера двигателя.
2. Практически все современные автомобили оснащены электронным блоком управления двигателя «ЭБУ», однако не каждый блок можно прошить. Для примера рассмотрим ЭБУ, устанавливаемые на автомобили марки Toyota. Инжекторный впрыск на свои двигателя Toyota начала ставить еще в 80х годах, однако процессоры в «мозгах» стоят одноразовые, или по простому, не перепрограммируемые. Даже если каким то образом получится считать прошивку с такого ЭБУ, то записать ее обратно уже не получится, так как процессор неперезаписываемый. «Нормальные» программируемые блоки управления двигатетем начали появляются на тойотах в период 2004-2006 годов. С 2007 уже шьются практически 99% авто данного производителя.
* Однако бывают и исключения, когда нашей компанией получилось сделать чип-тюнинг на Toyota Rav4 1999 гв., или Land Cruiser 100 2003 гв, который мы так же смогли прошить.
Зачем делать чип-тюнинг?
Ответ на этот вопрос можно разделить на 2 пункта.
1. Для увеличения мощности двигателя! Каким бы сильным или не очень, не был ваш мотор, всегда хочется вот еще чуть-чуть побольше. Это слова наших клиентов, и с этим не поспоришь. Такие желания возникают практически у всех автовладельцев, и не важно какой двигатель стоит в их авто. Хоть это мотор с объемом 1.6 литров, хоть рядная дизельная восьмерка с 6,4 литрами и парой турбин.
Однако, чем современнее автомобиль, тем больше в нем стоит различных систем, которые следят за экологическими выбросами. В связи с тем, что каждый год нормы экологичности в автопромышленности становятся все жестче и жестче, производителю становится все сложнее их соблюдать, и путем изменения настроек прошивки, они добиваются снижения выбросов. При таких настройках мощность мотора конечно же снижается, однако благодаря чип-тюнинга, можно вернуть ему все те лошадиные силы и крутящий момент, которые производителю пришлось убрать из прошивки. Более детально о том, почему автогиганты целенаправленно делают машины слабее мы ответили чуть ниже.
2. Второй пункт очень тесно связан с первым, в котором мы рассказали о современных проблемах автомобилей и борьбе с вредными выбросами. За этими самыми выбросами нужно как то следить и уменьшать их. Для этого производители с каждым годом, делают все больше и больше различных узлов и компонентов, которые рано или поздно начинают выходить из строя! Многие автовладельцы сталкиваются с такими проблемами как: забитый катализатор, неисправные кислородные датчики, некорректно работающий клапан EGR, забитость или неисправность сажевого фильтра DPF, болтающиеся или отломанные вихревые заслонки впускного коллектора, попадающие в двигатель и многое другое. Замена данных элементов, очень часто стоит достаточно дорого, но благодаря чип-тюнингу, у нас есть возможность отключить проблемные узлы автомобиля, тем самым сохранив нормальную работу двигателя и съэкономить вам не малую сумму на покупку и замену неисправных деталей.
Чип-тюнинг легковых автомобилей в Красноярске это:
- КАЛИБРОВКА ПРОШИВОК ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
- КАЛИБРОВКА ПРОШИВОК ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
- ПРОГРАММНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ (ОТКАТ НА STOC) ЭБУ
- ПЕРЕВОД ДВИГАТЕЛЯ НА ЕВРО2 (Е2)
- ОТКЛЮЧЕНИЕ СЕЛЕКТИВНЫХ ОШИБОК (DTC)
- ОТКЛЮЧЕНИЕ ЛЯМБДА-ЗОНДОВ
- ОТКЛЮЧЕНИЕ СИСТЕМЫ РЕЦИРКУЛЯЦИИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ (EGR)
- ОТКЛЮЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА МОЧЕВИНЫ (ADBLUE)
- ОТКЛЮЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАТАЛИЗАТОРА (CAT)
- ОТКЛЮЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ИММОБИЛАЙЗЕРА (IMMO)
- ОТКЛЮЧЕНИЕ ВЕНТИЛЯЦИИ БАКА (EVAP)
- ОТКЛЮЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ САЖЕВОГО ФИЛЬТРА (DPF)
- ОТКЛЮЧЕНИЕ ДАТЧИКА ОКСИДА АЗОТА (NOX)
- УДАЛЕНИЕ ОТСЕЧКИ ПО ОБОРОТАМ (RPM)
- УДАЛЕНИЕ ЛИМИТЕРА МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ
- ОТКЛЮЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ВТОРИЧНОГО ВОЗДУХА (SAP)
- ОТКЛЮЧЕНИЕ ДАТЧИКОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
- ОТКЛЮЧЕНИЕ ВИХРЕВЫХ ЗАСЛОНОК НА ВПУСКЕ (SWIRL)
- ОТКЛЮЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИСАДКИ (EOLYS)
Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя
ПРЕИМУЩЕСТВА
- При правильной настройке прошивки мощность двигателя возрастает на 8-30%, без доработок технической части
- Мягкая и плавная работа двигателя даже при повышенной нагрузке (включение кондиционера, печки, фар)
- При чип-тюнинге можно отключить многие ошибки и неисправные системы, которые мешают двигателю нормально работать
- Настройка двигателя под «наше» российское низкокачественное топливо
- Снижение расхода топлива в немощностных режимах на 5-10%
- Возможность прошивки гарантийного автомобиля. Как правило, дилер не понимает, прошит автомобиль или нет
- Быстрая возможность вернуть заводские настройки (откат на стоковую прошивку)
- Возможность настройки автомобиля под разные режимы: от экономичного до очень злого варианта с максимальной мощностью и соответствующим расходом
- Изменение прошивки под различные виды топлива АИ-92, АИ-95 либо АИ-98 (АИ-100)
НЕДОСТАТКИ
- При использовании «агрессивных» прошивок повышается расход топлива
- Если используется некачественное низкооктановое топливо, возможно появление детонации в работе двигателя. После прошивки необходимо использовать АИ-95 и выше.
- Любое увеличение мощности прямо влияет на увеличение нагрузки на все узлы мотора, если какой то узел до прошивки был в плачевном состоянии или с большим износом, то при возросшей нагрузке, обязательно даст о себе знать.
- Прошивка сделанная некачественно или скаченная с интернета, может негативно сказаться на ресурсе двигателя и его долговечности!
- Чип-тюнинг является платной процедурой. Стоимость прошивки складывается из: стоимости изготовления калибровщиком модернизированной прошивки, стоимость оборудования, которым осуществляется процесс чтения и записи прошивки в ваш автомобиль. Цена на данную процедуру зависит от года авто, типа двигателя, коробки передач, модель ЭБУ, режим программирования и т.п. Средний прайс на автомобили иностранного производства от 6 до 30 тр.
Откуда берется дополнительная мощность?
У многих наших клиентов возникает этот вопрос, как же так, ведь двигатель работает с конвеера на максимальной мощности и откуда же взяться еще лишним лошадиным силам?!
К сожалению, двигатели на современных автомобилях очень сильно задушены современными стандартами норм экологичности! Реальность такова, что даже если на машине стоит достаточно мощный двигатель, производителю приходится целенаправленно уменьшать его мощность, для максимального снижения выбросов СО в атмосферу. Данные о выбросах очень жестко регламентируются государственными органами, и каждый производитель обязан снизить уровень вредных выбросов до того минимального порога, которое определяется каждым государством для своей страны. Авто-производителю ничего не остается, только как оснастить автомобиль различными системами для повышения чистоты выхлопных газов, однако этого не всегда достаточно, и вот тут и происходит программное изменение прошивки на заводе, по снижению мощности двигателя, а следовательно получение лучших показателей по выбросам. Чип-тюнинг в Красноярске от Autoteams всего лишь возвращает ту мощность, на которую предусмотрен ваш двигатель.
Почему сам завод — изготовитель не делает этого?
1. Ответ прост и очевиден: это невыгодно! Современное время диктует свои правила, и в автомобилестроении эти правила заметны даже не вооруженным взглядом. Качество и надежность ушли на второй-третий план, а на первом оказалась красивая картинка, дизайнерские решения и куча опций нужных и не очень. Любой авто-производитель пытается дать потребителю выбор, который выражается в различных комплектациях, от эконом до бизнес. Но, если этих самых комплектаций можно наделать хоть 100 вариантов, то ассортимент двигателей устанавливаемых на эти автомобили, гораздо скромнее, а иногда и вообще ограничен 1-2 моделями. И вот тут мы подошли к тому моменту, когда производитель начинает использовать различную мощность на одном и том же моторе. Соответственно, приобретая эконом, вы получаете меньшую мощность, однако выбрав классик или премимум по более высокой цене, конечно же вам дадут автомобиль с большей мощностью, хотя по факту под капотом стоят одни и те же двигателя. Подобных примеров достаточно много, и ничего нового в этом нет. Этот факт показывает нам, что производитель никогда не будет настраивать максимальную мощность, и терять свои деньги.
2. Вторым фактором влияющим на целенаправленное снижение мощности является географическое расположение территорий, на которых происходит эксплуатация автомобиля. Автопроизводителю необходимо сделать такой двигатель и так его настроить, что бы он мог без проблем, хотя бы первые 2-3 года (гарантийный период) эксплуатироваться без серьезных проблем. Необходимо понимать,что качество топлива в разных странах и континентах, бензин это или дизель, может быть очень и очень разным, от высококачественного до худщего, на котором двигатель кое как работает. Именно этот факт заставляет завод настраивать заводскую прошивку таким образом, что бы двигатель мог работать даже на очень плохом топливе. А следовательно, если двигатель настроенный на максимальную мощность (что конечно же подразумевает исключительно качественное топливо), начать эксплуатировать на низкокачественном бензине или дизеле, то такой мотор не продержится даже свой гарантийный период, в результате чего его придется менять по гарантии. Это не выгодно ни одному автогиганту, поэтому заводская прошивка делается из расчета эксплуатации при любом качестве топлива в любой стране где продается данный автомобиль, а следовательно и его настройка будет очень посредственной и далеко не самой мощной!
3. О экологических нормах и вредных выбросах. которые так же очень сильно влияют на показатели мощности мы писали чуть выше.
Процесс перепрошивки или как это происходит
- Перед чип-тюнингом, нашей компанией проводится обязательная бесплатная электронная диагностика двигателя и акпп. Диагностика является необходимым пунктом, без которого мы не начинаем прошивать автомобиль. Очень часто к нам приезжают авто с горящим чеком (check engine), который говорит о неисправностях в электроннике двигателя или коробки передач. Прошивка двигателя допускается только в том случае, когда двигатель работает исправно и нет ни каких ошибок по диагностике. Если же в автомобиле присутствуют неисправности, и сканер показывает ошибки, то такой авто работает в аварийном режиме, и какую бы прошивку мы не залили, разницы не будет. Аварийный режим активируется в том случае, если внутренная система диагностики автомобиля зафиксировала какую либо проблему. После включения чека и записи кода ошибки в ЭБУ, мощность двигателя снижается, отключается лямда-регулирование, смесь становится богатой, начинает расти расход топлива. Поэтому очень важно, чтобы перед прошивкой или чип-тюнингом вашего автомобиля, у него не было неисправностей, которые негативно влияют на работу мотора.
- После диагностики , происходит процесс считывания прошивки из электронного блока управления двигателем (ЭБУД). Это достаточно важный момент, так как на разных автомобилях стоят совершенно разные блоки, и нужно точно понимать как производить чтение именно с этих «мозгов» машины. Мы крайне не рекомендуем самостоятельно заниматься данной процедурой, если только вы не обладаете необходимыми навыками и соответствующим оборудованием. В противном случае, возможна поломка блока и его дорогостоящий ремонт, а в некоторых случаях поможет только замена.
Чтение заводской прошивки производится разными методами, в зависимости от типа ЭБУ. Самый простой вариант, это чтение прошивки через диагностический OBD2 разъем, который есть практически в каждом автомобиле. Запись модифицированной (измененной) прошивки, происходит через него же. Более сложный метод, когда чтение или запись через разъем OBD2 невозможна. В этом случае блок управления снимается и делается «на столе». То есть, чтение и запись производятся на снятом с автомобиля блоке, который в свою очередь подключается к оборудованию отдельно от автомобиля. И самый сложный метод, это разбор блока снятого с автомобиля, с использованием фена для нагрева герметика,а так же подключение оборудования напрямую к плате ЭБУ. Это необходимо что бы снять защиту, которые некоторые производителя специально ставят на процессор, таким образом они пытаются бороться с чип-тюнингом и надеятся продать новые запчасти , исключив тем самым возможность их программного отключения. *Замена катализатора на Chevrolet Cruze 2006-2012 у диллера стоит около 100 тыс. рублей. Используя дорогое специализированное оборудование, мы в состоянии обойти эту защиту и изменить прошивку в зависимости от поставленных задач. - Далее, когда чтение совершено и мы получили прошивку, записанную в ЭБУ вашего автомобиля, ее необходимо изменить или «отредактировать». Для этого используется так же дорогое сертифицированное программное обеспечение, благодаря которому, калибровщик Autoteams может отключить любой неисправный узел, увеличить мощность, наддув, поправить карты впрыска, зажигания, запрос крутящего момента и т.д. Калибровка прошивки является самым главным пунктом чип-тюнинга, ведь именно от того, как будет сделана прошивка, будет зависеть конечный результат. Так же хотим напомнить, что наша компания не качает прошивки с интернета, не использует прошивки со складок, каждую прошивку мы редактируем самостоятельно! А значит может изменить ее в любой момент, если в этом есть необходимость. Мы знаем и понимаем что нужно сделать в прошивке, как это сделать и как это было до прошивки. Когда ваш автомобиль чипуют прошивкой со складки или бесплатно скачанной с какого-нибудь форума, то результат может быть совершенно разным, и в большинстве случаев, если с машиной начинаются проблемы, вам сообщат о том, что прошивка тут не при чем, а просто вам автомобиль сломался и его нужно ремонтировать. Ответ этот логичен, ведь тот специалист, что записал вам прошивку, скачанную с интернета, не знает и не имеет возможности посмотреть, на сколько корректно она сделана и не повредит ли она вашему двигателю. На данный момент, очень много автосервисов Красноярска предлагают услуги чип-тюнинга, но судя по тому, как часто нам приходится переделывать прошивки после неквалифицированной работы, далеко не каждый сервис понимает что он делает и зачем. Ведь считать и записать прошивку, как мы писали выше только пол дела. Крайне не рекомендуем обращаться в сервисы, которые занимаются чип-тюнингом не проффильно, а предлагают эту услугу как дополнительную. *Так же не маловажным фактором является стоимость услуги. Если вам предлагают прошить ваш автомобиль за 3-4тр. при средней стоимости данной услуги по рынку в 8-9тр, то с вероятностью в 99% данный чип-тюнинг будет производиться прошивкой, найденной в интернете и скачанной бесплатно. Результат может быть любым, как и успешным так и печальным, и для вашего кошелька и для двигателя.
- Когда калибровщик совершил все необходимые действия с прошивкой, начинается процесс записи ее обратно в блок управления. Процесс записи не сильно отличается от процесса чтения. Когда запись завршена, блок, если он снимался с авто, устанавливается обратно на свое место. Процесс прошивки окончен.
- Заключительным этапом является запуск двигателя и повторная диагностика для проверки работоспособности всех электронных узлов и датчиков двигателя. Так же удаляются все ошибки, которые могут возникнуть в процессе прошивки, после чего автомобиль возвращается владельцу.
НА ВЕСЬ ПРОЦЕСС ПО ЧИП-ТЮНИНГУ УХОДИТ ОТ 3 ДО 7 ЧАСОВ. В РЕДКИХ СЛУЧАЯХ, АВТОМОБИЛЬ БЕРЕТСЯ НА 1-2 ДНЯ.
* Если вам обещают прошить автомобиль за 10-20 минут, то ни о какой диагностике, понимании на сколько корректно работают все датчики и целесообразна ли прошивка, речи быть не может. В ваш автомобиль будет записана скачанная прошивка, а нужна ли она, поможет ли она, вам придется догадываться самостоятельно!
А есть ли гарантии?
На услуги по программному отключение таких узлов как: клапан EGR, DPF, контроль катализаторов, задние кислородные датчики, вихревые заслонки, система продувки катализаторов, системы NoX, мочевина ADBlue, вентиляция бака EVAP, снятие лимитеров скорости, мы предоставляем ПОЖИЗНЕННУЮ ГАРАНТИЮ! Мы гарантируем, что после прошивки у Вас больше не появится ошибок связанных с отключенными системами, указанными выше. Неважно, как часто и долго вы будете эксплуатировать автомобиль, даже если он будет стоять долгое время без аккумулятора, прошивка не куда ни денется, а ваш автомобиль будет по прежнему радовать Вас каждый день.
При оказании услуг по чип-тюнингу: увеличении мощности, крутящего момента, изменение характеристик работы двигателя, гарантия не предоставляется! К сожалению мы не можем проконтролировать, как эксплуатируется автомобиль, на сколько качественно обслуживает его владелец, вовремя ли меняется масло и на сколько оно качественное. Тоже самое касается таких вещей, как запчасти, ремни, грм, свечи, фильтра и все что связано с двигателем. Как показывает практика, очень много автовладельцев используют не оригинальные запчасти а аналоги, которые не всегда могут обеспечивать такое же высокое качество, как и оригинальная деталь.
При увеличении мощности возрастает нагрузка на двигатель и всего его узлы и системы. Если до момента прошивки в каком то узле мотора был значительный износ, то при возросшей нагрузке эта деталь быстрее выйдет из строя! ВАЖНО ПОНИМАТЬ! ЧИП-ТЮНИНГ ДЕЛАЕТСЯ ТОЛЬКО НА ПОЛНОСТЬЮ ИСПРАВНОМ ДВИГАТЕЛЕ!
Дальнейшая эксплуатация после прошивки предусматривает использование: ТОЛЬКО КАЧЕСТВЕННОГО МОТОРНОГО МАСЛА ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЗАВОДОМ ИЗГОТОВИТЕЛЕМ, УСТАНОВКА ДОРОГИХ ИМПОРТНЫХ ФИЛЬТРОВ, СВЕЧЕЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОПЛИВА С ОКТАНОВЫХ ЧИСЛОМ НЕ НИЖЕ АИ-95, УСТАНОВКА ОРИГИНАЛЬНЫХ ДАТЧИКОВ И ЗАПЧАСТЕЙ ДВИГАТЕЛЯ! Только соблюдая эти пункты, ваш автомобиль будет корректно и долго работать!
Чип-тюнинг двигателя автомобиля: плюсы и минусы
В эпоху невероятной популярности и распространения турбонаддувных двигателей чип-тюнинг является сравнительно простым и эффективным способом получить ощутимую прибавку мощности и крутящего момента. Но так ли безопасен чип-тюнинг для двигателя? Какие плюсы и минусы есть у широко распространенного способа «прокачать» автомобиль?
123RF / VOSTOCK Photo
Иногда ожидание и реальность находятся на разных полюсах бытия. Товарищ автора этих строк однажды задумал «вправить мозги» своему замечательному турбодизельному Land Rover Discovery 4, но что-то пошло не так и на внедорожнике приказал долго жить двигатель. Подобных примеров безотносительно марок и моделей автомобилей достаточно. https://autorambler.ru/novosti/lyubitelei-tyuninga-i-avtoekzotiki-otpravyat-v-laboratorii-28-02-2019.htm от гаражных умельцев способен навредить, порой ошибиться могут и специалисты, но, когда программа управления отлажена и, так сказать, находится в рамках Женевской конвенции, то удовольствие от езды зашкаливает.
Что такое чип-тюнинг?
Это работа с электронным оборудованием и коррекция управляющих программ, что дает увеличенную мощность и крутящий момент, а, следовательно, обеспечивает улучшение динамических характеристик автомобиля. Корректировать программы управления двигателем можно двумя способами — установкой дополнительного электронного управляющего блока, меняющего входные и выходные сигналы на штатный управляющий контроллер или вмешательством в заводские настройки.
Результаты работы со штатным ЭБУ, выражающиеся в повышении отдачи, зависят в первую очередь от заводской программы управления. Она может позволить мотору раскрыть большую часть своего потенциала, но бывает и наоборот. Скажем больше — вмешательство в управляющий блок изначально форсированного агрегата и попытки выжать из него все соки могут закончиться как достаточно слабым эффектом, так и снижением надежности и ресурса. Например, агрегаты объемом 1,6 л, развивающие более 200 л.с., находятся на пределе своих возможностей.
Обратных примеров, впрочем, тоже достаточно. Посмотрите на двигатели Volkswagen Group и оцените, какую прибавку получают тюнеры просто «вправив» им «мозги». Для примерного понимания заглянем на российский сайт знаменитого немецкого тюнинг-ателье ABT Sportsline, специализирующегося на продукции Volkswagen Group, и откроем первую попавшуюся программу апгрейдов. Скажем, Audi A6 C7 – мощный 420-сильный седан превращается в спорткар мощностью 540 «лошадей» благодаря установке электронного блока управления Power за 4,4 тысячи евро. При этом, крутящий момент увеличивается с 550 до 680 л.с.
«Атмосфера» или турбо
Чип-тюнинг наиболее эффективен в случае с наддувными моторами. В этом случае можно рассчитывать на весьма приличную прибавку вплоть до 50%. Если ваш автомобиль оснащен атмосферным агрегатом, то прирост мощности и крутящего момента на 10% можно считать хорошим результатом — выжать из мотора большее возможно только при работе с «железом».
© 123RF / VOSTOCK Photo
Но вернемся к чип-тюнингу турбомоторов как к способу сравнительно бюджетно построить из изначально резвого автомобиля весьма быстрый аппарат. На YouTube есть немало каналов отечественных и зарубежных энтузиастов спортивных машин и не совсем легального стрит-рейсинга, где постоянными участниками являются серьезно «прошитые» Volkswagen и Audi с настройками от компаний Revo и APR. Некоторые ведущие с гордостью заявляют, мол, машина проехала свыше 100 тысяч километров в очень боевом режиме и пока не развалилась, что свидетельствует о хорошем ресурсе мотора и грамотности прошивки программы. Следует также отметить, что профессиональный чип-тюнинг не ведет к увеличению расхода топлива.
А есть ли вред?
Вот мы и подошли к самой острой теме чип-тюнинга. Его эффективность в случае с наддувными моторами очевидна, но какова обратная сторона? Начнем с того, что измененная заводская прошивка в особо экстремальных, скажем так, случаях способна нанести вред и атмосферному двигателю, у которого прибавка от манипуляций с ЭБУ весьма скромна. Дело в том, что достаточно выставить очень ранний угол опережения зажигания, чтобы началась детонация, разрушающая поршни.
© 123RF / VOSTOCK Photo
Эксперты отмечают, что некоторый негативный эффект может отмечаться даже в случае использования качественной фирменной прошивки. Что немаловажно, официальные дилеры некоторых марок способны отслеживать факт вмешательства в блоки управления даже если заводская программа была вновь использована после использования электронных «стероидов» – то есть, после того как все вернули в «сток». Соответственно, для них это повод отказать в гарантийном обслуживании.
Что ломает чип-тюнинг
Авторитетные ателье вкладывают большие временные и инженерные ресурсы в разработку и тестирование программного обеспечения. «Гаражные специалисты», пытающиеся перенастроить ЭБУ подобным потенциалом, понятное дело, не обладают. После заливки дешевого «левого» софта есть риск детонации и работы двигателя на обедненной смеси. Кроме того, после чип-тюнинга может вырасти нагрузка на внутренние части двигателя и, как следствие ускоренными темпами будет расти их усталость.
© 123RF / VOSTOCK Photo
При доработке дизельных двигателей часто убирают систему рециркуляции отработавших газов (EGR). Вследствие этого агрегат может неровно работать. Сложности есть и при удалении сажевого фильтра. Во-первых, автомобиль будет пахнуть как старый грузовик и, во-вторых, следует правильно адаптировать электронное управление, чтобы система не выдавала сообщения об ошибках. Кстати, гиганты тюнинг-индустрии стараются вообще не вмешиваться в экологические системы. От чип-тюнинга может пострадать турбонагнетатель. При повышении давлении, превышающем допустимое для каждой модели «улитки», начнется износ крыльчаток, масляное голодание, заклинивание вала или разрушение масляных уплотнений.
© 123RF / VOSTOCK Photo
Наконец, в зоне риска находится коробка передач. Чип-тюнинг атмосферного мотора не дает большую прибавку отдачи, а, потому для трансмиссии он сравнительно безопасен. Другое дело форсировка турбонаддувных бензиновых моторов и дизелей, имеющих изначально очень внушительный крутящий момент. У механической коробки передач, а также преселективных «роботов» снижается ресурс сцепления (сцеплений), шестерни изнашиваются быстрее. Процесс может затрагивать и корпусы дифференциалов. Гидромеханическая коробка передач может испытывать нехватку давления в пакетах фрикционов, вследствие чего они сильнее пробуксовывают, порождая больше продуктов износа.
Чип-тюнинг: что это, каковы достоинства и недостатки
По мере того, как многие системы автомобиля начали переходить под управления электронных блоков, становилась все более актуальной идея улучшения характеристик силового агрегата без внесения изменений в его механическую часть. Примером последнего является установка турбины или механического компрессора. Напоминаем, что в автомобилях с ЭБУ основные процессы протекают согласно программам, заложенным в памяти устройства автомобильным концерном. Эти программы можно изменить таким образом, что мощностные показатели мотора будут увеличены относительно стандартных показателей. Avto.pro решил разобраться с тем, что такое чип-тюнинг и как осуществляется «прошивка» электронного блока управления.
Что нужно знать о чип-тюнинге
Под чип-тюнингом подразумевается изменение стандартной программы управления двигателем внутреннего сгорания с целью повышения его мощности. Как читатель наверняка догадался, за улучшение характеристик мотора придется чем-то платить. Об этом мы расскажем чуть позже, когда речь зайдет о недостатках чип-тюнинга. Пока попробуем выделить достоинства «прошивки». К ним обычно относят:
- Относительная дешевизна. Процедура чип-тюнинга обходится намного дешевле одновременной покупки и установки агрегатов наддува двигателя, новых элементов выхлопной системы, фильтров-нулевого сопротивления и т.п.;
- Улучшение мощностных показателей. Стандартная мощность двигателя немного урезана относительно потенциального максимума, которого реально достичь. Этот момент мы также разберем подробнее;
- «Подгонка» авто под владельца. Благодаря чип-тюнингу можно модифицировать автомобиль под конкретные условия эксплуатации и, в случае необходимости, откатить изменения.
Как отмечают владельцы авто с чипированным двигателем, после модификации они стали явственно ощущать разницу между 95-м и 98-м бензином. В некотором смысле двигатели становились экономичнее. Причина кроется в более эффективном использовании топлива – расход практически тот же, а выходная несколько мощность выше. А как же минусы? Они есть:
- Снижение топливной экономичности при агрессивном стиле езды и при использовании «агрессивных» прошивок;
- Ускоренный расход ресурса двигателя, трансмиссии и, соответственно, уменьшение интервалов между ремонтами агрегатов, заменой некоторых расходников и т.п.
Читатель может подумать, будто автомобильные концерны намеренно создают программы и задает невыгодные для владельца авто калибровочные коэффициенты, чтобы занизить мощностные показатели двигателей. На деле это не совсем так. Удельная мощность не является ключевым фактором при проектировании и производстве двигателей. Агрегаты должны соответствовать экологическим стандартам. Малый эксплуатационный ресурс при этом недопустим. Не забывайте и том, что налоги, которыми облагается транспорт, неодинаковы. Они в том числе зависят от типа, объема и мощности силового агрегата. Иногда работа двигателей жестко контролируется программой для того, чтобы водитель заправлял автомобиль бензином конкретной марки. Чип-тюнинг позволяет снять пусть и искусственные, но неспроста введенные ограничения. После его проведения мощные показатели вырастут на следующие величины:
- Атмосферные двигатели: стабильная прибавка в 3-7%, в отдельных случаях до 15% (зависит от модели агрегата);
- Двигатели с системой наддува: стабильная прибавка в 20-25%, в отдельных случаях до 40-50% (касается и дизеля, и бензина).
Обычный атмосферник объемом 1.5 л обычно удается «взбодрить» максимум на 10 л.с. При этом агрегаты с инжектором KE—Jetronic и моноинжектором подобным образом не тюнингуют. Другое дело двигатели с наддувом, которые можно форсировать, заплатив за это эксплуатационным ресурсом. Мощностные показатели можно увеличить как с, так и без дополнительных механических доработок. Выделяют несколько уровней (стейджей, от англ. Stage) в зависимости от числа чисто механических доработок:
- Stage Вариант для авто в заводской комплектации. Дает стабильную, но не самую большую прибавку в мощности;
- Stage Подходит для транспорта с удаленным катализатором и сажевым фильтром, доработанным впуском и более производительным интеркулером. Также желательна установка спортивного выхлопа. Прибавка мощности более существенная;
- Stage Этот уровень можно пройти после Stage 2. Рекомендована установка более мощной турбины/нагнетателя. Прибавка мощности очень заметна и нередко равняется двум третям от стандартных показателей.
Запчасти на renault 10
Запчасти на renault 10
Грамотно проведенный чип-тюнинг не сильно скажется на ресурсе мотора. А вот неправильно подобранная программа может сильно навредить той же коробки передач. Вот как это работает: у нас есть условная коробка, рассчитанная на крутящий момент в 250 Н*м, а после тюнинга момент возрастает до 300 Н*м. Какое-то время агрегат проработает без поломок, но рано или поздно они точно произойдут. Кстати говоря, после проведения чип-тюнинга владелец авто в большинстве случаев лишается заводской гарантии. Специальные центры, занимающиеся подобным тюнингом, будут напирать на то, что программные изменения не будут замечены по ходу гарантийного обслуживания, но вероятность такого исхода все равно есть.
Какие параметры меняются
После проведения чип-тюнинга (stage 1 и далее) изменению будет подвергнут ряд калибровочных параметров, заложенных в памяти ECU. Число изменений может достигать 20, а в случае отдельных вариантах прошивок оно может быть больше. В первую очередь корректируются:
- Коэффициент избытка;
- Параметры работы перепускного клапана;
- Коэффициенты калибровки;
- Фазы газораспределения.
Для лучшего понимания масштабов изменения в памяти ECU приведем частичный перечень изменений в управлении дизельным двигателем. После stage 1 оказываются измененными:
- Время переключения КП;
- Турбо ограничители, давление турбины и ее рабочий цикл;
- Время начала впрыска:
- Ограничители крутящего момента, температуры, дымности;
- Параметры открытия дроссельной заслонки и ее чувствительность;
- Мониторинг лямбда-зонда;
- Магистральное давление.
Как было указано в предыдущем разделе, после чип-тюнинга двигатель можно использовать на полную, что сказывается на его эксплуатационном ресурсе. Если был проведен качественным, вдумчивый тюнинг в соответствии с возможностями силового агрегата и трансмиссии, опасаться нечего – водитель использует весь потенциал двигателя в редких случаях. Большую часть эксплуатационного периода нагрузки на агрегат оказываются лишь частичными. Обычно при неправильном чип-тюнинге и попытках выжать максимум из автомобиля первой страдает коробка передач (неадекватен заданный крутящий момент), однако двигателю тоже достается. Интересный факт: несмотря на небольшую прибавку мощности после перепрошивки блока управления безнаддувным двигателем автомобиль все равно становится «бодрее». Это обусловлено существенным увеличением крутящего момента, что становится особенно заметно в зоне до 4000 об/мин. Общая динамика также улучшается, но вот экологические показатели становятся хуже.
Как производится чип-тюнинг
Стоимость качественной перепрошивки может достигать 800-900$. Особняком стоят кастомные прошивки, которые могут стоить до несколько тысяч и даже более десяти (!!) тысяч долларов. При этом специалисты не только вносят изменение в программу часть блока управления, но и проводят качественную диагностику с целью выявления неиспростравностей, которые могут помешать чипированию. Нормальный алгоритм подготовки транспортного средства и перепрошивки выглядит так:
- Диагностика и выявление неисправностей;
- Снятие скоростных показателей со штатными программами ЭБУ;
- Разработка подходящей версии прошивки;
- Снятие электронного блока управления;
- Перепрошивка и испытание авто на стенде.
Обычно специалисты не проводят тест-драйв и ограничиваются проверкой на стенде, а водителю предлагается оценить, был ли достигнут желаемый результат. Заметьте, что этапы 3-5 могут повторяться до 2-3 раз. Прошивка может «обрасти» новыми версиями, в которых учтены недостатки, отмеченные специалистами или водителем. Хороший тюнинг-центр также даст вам гарантию и даже вернет потраченные средства в том случае, если вы остались недовольны качеством выполненной работы.
Тюнинг без перепрошивки
Улучшить мощностные показатели двигателя и сделать его более отзывчивым на манипуляции с педалью газа можно и без внесения изменений в программную часть штатного ЭБУ. Технически, некоторые варианты также относятся к чип-тюнингу, но внешнему, а не к глобальному изменению родного блока управления. Выделить стоит 4 варианта:
- Установки бустера педали газа (pedal booster);
- Установка дополнительного блока с расширенными возможностями (piggy-back);
- Полная замена штатного блока управления (stand-alone);
- Использование тюнинг-бокса (павербокс, чип-бокс, tuning box).
Бустер педали газа подключается в разрыв цепи электронной педали газа и повышает сигнал, давая ЭБУ другую информацию. Проще говоря, блок управления воспринимает сигнал о 20-процентном нажатии так, будто водитель выжимает до 40%. Это означает, что педаль становится резкой, но под конец ее хода двигатель почти не отзывается. Бустер не дает прибавки мощности.
Дополнительный блок устанавливается и с целью улучшения мощностных показателей двигателя, и с целью сохранения нормальной работы бортовой электроники и иммобилайзера. Обычно его подключают через основной разъем проводки, но есть вариант подключение через шлейф к штатному блоку управления. Совместимость таких устройств с современными автомобилями находится под вопросом, однако в продаже еще можно найти дополнительные блоки для морально устаревших моделей легкового транспорта.
Полная замена штатного ЭБУ и установка на его место блока с расширенными возможностями обходится недешево, но дает примерно тот же результат, что и качественный тип-тюнинг. Это хороший вариант в случаях, когда городской автомобиль хочется быстро перевести в, например, категорию раллийного транспорта. Вместе с тем, установка подобных блоков всегда требует специальных знаний и консультаций со специалистом – многие модели устройств потенциально вредны для конкретных моделей авто.
К одному из наиболее простых вариантов тюнинга принято относить установку чип-бокса, который перехватывает и изменяет сигналы от датчиков и пересылает их основному блоку управления. Корректно называть такое устройство многофункциональной «обманкой», которая поможет раскрыть потенциал двигателя. Подобные боксы нужно подбирать с умом и советоваться со специалистом. Если вы решите установить случайно попавшийся под руку блок, то есть вероятность выхода параметров наддува за безопасные рамки, почти стопроцентный выход за пределы экологических стандартов, ускоренный износ катализатора и сажевого фильтра, повышение расхода горючего (в среднем на 20%) и еще многое другое.
Что в итоге
Перепрошивка блока управления позволит раскрыть вам весь потенциал двигателя своего авто, но может негативно сказаться на его эксплуатационном ресурсе, расходе топлива, токсичности выхлопа. Негативные последствия будут тем менее заметны, чем грамотнее подошли к вопросу чипирования. Это единственный вариант тюнинга, который не требует переработки основных агрегатов автомобиля. Если вы оценили риски и намерены провести чип-тюнинг, то помните о следующем:
- Отзывы о компаниях, занимающихся чипированием, нужно изучить как можно тщательнее;
- Не руководствуйтесь принципом «дешевле-лучше». Зачастую лучше заплатить больше сейчас, чем тратиться на капитальный ремонт уже потом;
- При чип-тюнинге есть реальная опасность лишиться гарантии. Специалисты могут утверждать, будто изменения не будут замечены, но реальных гарантий подобного исхода нет;
- Отдавайте предпочтение центрам, которые дают гарантию на прошивку (желательно не менее чем на 6 месяцев).
После чип-тюнинга выйдите на дорогу и убедитесь в том, что автомобиль едет без толчков, ощутимых провалов мощности и не расходует аномально большие объемы горючего. Также вы не должны обнаружить, что выхлоп стал слишком густым и едким. По ходу дальнейшей эксплуатации убедитесь в нормальной работе двигателя в различных условиях и режимах. Слегка повышенный расход горючего (особенно при больших нагрузках на агрегат) после чипирования является нормой.
Вывод
Чип-тюнинг – это интересный вариант доработки автомобиля, которая не требует внесения конструктивных изменений в основные агрегаты транспортного средства. После подобной доработки мощностные показатели авто ощутимо вырастут, а его топливная экономичность или останется почти неизменной, или несколько ухудшится. Вопреки распространенному мнению, ресурс двигателя и коробки передач после проведения чип-тюнинга не обязательно будет расходоваться с катастрофически высокой скоростью. По различным оценкам, он уменьшается на 7-8%. Это число будет зависит от 2 факторов: правильности подобранной прошивки и частоты эксплуатации силового и трансмиссионного агрегатов на пределе их возможностей.
Чип тюнинг — история и описание процесса
Чип тюнинг (Chip tuning) изначально подразумевал замену или перезапись чипа EPROM (erasable programmable read only memory) который находится в Электронном Блоке Управления (ЭБУ) двигателем, трансмиссией или другим агрегатом. Делается это с целью улучшить показатели: мощности, экологичности либо экономичности. Эти возможности доступны, потому что производитель вынужден использовать консервативные настройки с целью компенсировать возможные отклонения при поточном производстве для различных регионов и условий использования и технического обслуживания. Как правило, но не всегда, автомобили с модифицированной программой требуют более внимательного тех обслуживания и более качественное топливо.
Так процедура чип тюнинга выглядела в 1980 — 1990 годах. Сегодня термин чип тюнинг немного обманчив, так как продолжает использоваться для процедуры при которой уже не происходит физическая замена микросхемы. Современные блоки управления двигателем, в большинстве своем, могут быть перепрограммированы через диагностический разъем OBD или специальный инженерный разъем BDM.
С развитием технологий все более сложная электроника устанавливалась и в автомобили. Современный блок управления двигателем (в простонародии «мозги») позволяет управлять многими аспектами работы двигателя, такими как угол опережения зажигания, впрыск топлива, электронный дроссель, перепускной клапан, регулирование давления наддува турбины, ограничение оборотов и скорости, работа коробки АКПП, DSG, PDK и десятков прочих узлов.
Существует множество параметров, которые могут быть изменены при чип тюнинге и каждый из них влияет на мощность, отзывчивость, экономичность и экологичность по-своему.
Одним из классических параметров, который знаком многим еще со стареньких ВАЗов, Москвичей и прочих — это УОЗ или Угол Опережения Зажигания. Для каждого мотора при различной нагрузке и оборотах существует определенный диапазон допустимых углов зажигания. При определенных значениях достигается максимальный крутящий момент — MBT. Если все прочие параметры работы двигателя нас устраивают, то используется именно это значение в данной конкретной точке «карты» зажигания. Чем выше октановое число, тем медленнее и стабильнее горит бензин и тем больший угол до ВМТ (Верхней Мертвой Точки хода поршня) мы можем использовать. Соответственно после чип тюнинга автомобиль,как правило,более капризен к выбору бензина и уже не позволит залить в себя «что попало» с любой заправки. С углом зажигания связан такой фактор как детонация, или горение топливной смеси, вызванное не искрой от свечи зажигания, а прочими факторами. Факторов появления детонации множество, но если ограничиться парой слов — ее следует избегать любой ценой, так как высокий уровень детонации способен привести к серьезным поломкам двигателя.
Выше приведен пример табличного представления угла зажигания и его графического трех-мерного представления. Значения меняются от частоты вращения коленвала (оборотов двигателя) и нагрузки. Задача настройщика подобрать оптимальные значения в каждой ячейке.
Топливная смесь — следующий и крайне важный параметр при чип тюнинге и настройке автомобиля. Раньше все было просто — изменив время впрыска можно было сделать смесь более «богатой» или «бедной». С повсеместным внедрением дизельных двигателей и форсированных бензиновых двигателей, параметров в настройке топливной системы стало намного больше. Теперь необходимо настраивать: Фазу впрыска, Время впрыска, Объем впрыска, Давление впрыска, Количество предварительных и пост-впрысков и множество других параметров. Каждый из них может в той или иной степени повлиять на мощность, отзывчивость, дымность, экологичность, экономичность, шумность и температуру работы двигателя. Для современного производителя первоочередная цель — это соответствие нормам экологичности и экономичности! В большинстве случаев эти два параметра накладывают существенный отпечаток на мощность автомобиля и снижают удовольствие от вождения, делая авто более заторможенным и задумчивым.
Турбонаддув.
Дизельные и бензиновые двигатели с турбонаддувом позволяют получить существенную прибавку мощности и крутящего момента за счет изменения параметров управления избытком давления. Высокая эффективность данных моторов при правильной настройке позволяет оставить расход топлива неизменным или даже сократить его в режиме малых и средних нагрузок.
Электронное управление двигателем позволяет настраивать и корректировать параметры его работы с такими модификациями как выхлопные и впускные системы, улучшенные интеркулеры и система охлаждения, другие форсунки и турбокомпрессоры и т.д. Любые модификации в двигателе, которые влияют на его объемную эффективность (VE) требуют корректировки программы управления.
Некачественно сделанный чип тюнинг или настройка двигателя могут принести не только разочарование от полученного результата, но и обернуться существенными тратами на ремонт в случае поломки.
Программный чип тюнинг
Наиболее распространенный способ чип тюнинга — это изменение программы в штатном блоке управления двигателем. В данном случае все управление происходит по стандартной и полностью понятной для мотора схеме. Сделать это можно через диагностический разъем OBD или же в случае невозможности диагностического доступа к программе управления, программирование происходит при прямом подключении к блоку управления двигателем или непосредственно в флеш память EPROM.
Справа показан разъем OBD2, использующийся для диагностики и чип тюнинга большинства автомобилей. Данный разъем присутствует на всех автомобилях начиная с 1998 года в обязательном порядке и служит для штатной диагностики. Стоит отметить, что производитель борется с возможностью перепрограммирования и использует различные системы защиты от несанкционированного доступа. Так появились различные алгоритмы защиты, например TP8/10 (Tuning Protection), некоторые из которых сейчас успешно обходятся, а для работы с другими требуется демонтаж блока управления автомобиля и перепрограммирование «на столе».
На ряде современных авто для тюнинга (чип тюнинг) программы управления требуется подключение к ECU (блоку управления двигателем) напрямую. Для этого может использоваться штатный инженерный разъем на плате — BDM или же иные точки подключения к процессору для доступа к флеш памяти. Вне зависимости от способа подключения изменяется только программа управления и никаких конструктивных изменений в блок управления не вносится. При грамотно выполненной работе определить, что блок демонтировался, разбирался и программировался невозможно!
Существуют и другие способы внесения изменений в электронное управление работой двигателя. Например, установка дополнительного модуля, или как его еще называют — тюнинг бокса или «коробочки».
Тюнинг бокс / модуль увеличения мощности / обманка
В случае, если по тем или иным причинам классический чип тюнинг невозможен или недоступен, изменение параметров работы автомобиля производится путём корректировки сигналов управления с помощью дополнительного контроллера. Суть его работы очень проста — получить сигнал идущий от блока управления двигателем, изменить его и отправить далее тому устройству, к которому он шел. Если говорить более наглядно, то возьмем систему впрыска топлива с ТНВД (Топливным Насосом Высокого Давления) на дизельном двигателе. Насос ТНВД обеспечивает заданное программой управления двигателем давление в топливной рампе. Форсунки впрыскивают топливо. Чем больше топлива получает дизельный двигатель, тем выше его мощность. Значит нужно с помощью блока обманки перехватить сигнал, который идет от ЭБУ к ТНВД и увеличить запрос на давление. В итоге топлива в двигатель попадет больше и мощность будет выше! По такому же принципу работают блоки управляющие давлением наддува, временем впрыска и прочими параметрами, влияющими на мощность.
Выше приведен пример четырех-канального тюнинг бокса. На схеме видно подключение к питанию +12В, и четыре пары разъемов, которые устанавливаются в разрыв соответствующих исполнительных устройств.
Как говорится дешево и сердито! Говорить о том, что результат сопоставим с полноценным чип-тюнингом не приходится. Обманывая 2 или 3 параметра (а больше почти никто не делает) невозможно получить сбалансированный и безопасный эффект увеличения мощности, отзывчивости и экономичности как при перепрограммировании блока управления двигателем. В аварийных ситуациях алгоритмы защиты также не смогут полноценно отработать, так как «коробочка» не понимает, что происходит и продолжает вносить изменения, а программа при чип тюнинге обращается к аварийным таблицам и параметрам защиты двигателя.
Выше приведен типичный пример хорошей настройки двигателя Audi 3.0TDI в которой модифицированы более 40 таблиц! Сравните это с грубой работой тюнинг-бокса, который вносит изменения в 2-3 сигнала не понимая, что на самом деле делает двигатель — прогревается, проводит регенерацию сажевого фильтра, находится в режиме защиты (component protection) или использует барометрическую компенсацию в связи с разряжением при езде в горах.
Если у Вас есть выбор между любым тюнинг боксом и полноценным чип тюнингом — выбирайте второе. Это безопаснее, надежнее и естественнее для работы двигателя при любом режиме эксплуатации!
Заключение
Правильная настройка работы двигателя требует не только понимания где и что поправить, но и самое главное ЗАЧЕМ и какой эффект данное изменение будет иметь на другие параметры. Поэтому не стоит слепо доверять людям, обещающим Вам уникальное решение с мощностью и экономичностью, существенно лучшее чем у сильных и зарекомендовавших себя компаний. Опыт и знания — это то чего не хватает новичкам и одиночкам в области чип тюнинга, а это в итоге приводит к поломкам, потраченным деньгам, потерянному времени и разочарованию.
Наличие оригинального оборудования для чтения и программирования автомобиля, диагностического оборудования, для проведения предварительной оценки состояния автомобиля перед началом работ и после их выполнения, ну и самое главное опыт и знания — необходимые требования для качественного чип-тюнинга и настройки автомобиля. Наличие мощностного стенда также позволяет проводить разработку программ с точным контролем параметров.