Смазка для роликов ГРМ
Ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) отвечает за синхронизацию коленчатого и распределительного валов. Таким образом обеспечивается точное совпадение рабочих тактов двигателя: клапаны открываются и закрываются именно в те моменты, которые соответствуют тому или иному положению поршня.
Когда топливо в цилиндре воспламеняется, поршень уходит вниз и проворачивает коленвал. Последний через ремень ГРМ синхронно вращает распредвалы, управляющие клапанами: впускные и выпускные клапаны открываются и закрываются попеременно. И так во всех четырех тактах.
Рассинхронизация этого процесса нарушает работу двигателя: появляются сложности с запуском силового агрегата, вибрации, провалы тяги, потеря мощности и т.д. Такое происходит, когда ремень растягивается, и его зубцы перескакивают на шкивах относительно правильного положения. При перескоке на много зубьев или при обрыве ремня ГРМ на некоторых моделях двигателей происходит удар поршня по клапанам, что может повлечь за собой загиб клапанов и шатуна. Если это происходит при высоких оборотах, то может повлечь за собой выход из строя всей ГБЦ.
Достаточно серьезной проблемой является заклинивание роликов ремня натяжения ГРМ. Чаще всего она бывает вызвана недостатком смазки в подшипниках и приводит к разрыву ремня.
В зависимости от модели автомобиля роликов ремня может быть 1, 2 или более. Каждая деталь представляет собой шкив, установленный на шариковом подшипнике закрытого типа. При включении двигателя ремень начинает вращаться и прокручивает ролик.
Устройство и принцип работы привода ГРМ представлены на рисунке ниже (1 – зубчатый шкив коленчатого вала, 2 – ремень привода ГРМ, 3 – натяжной ролик, 4 – зубчатый шкив распределительного вала, 5 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости).
Выбор смазки для натяжных роликов ремня ГРМ
Натяжные ролики в процессе работы могут нагреваться до +120 °С, поэтому для их смазывания подходят составы, выдерживающие высокие нагрузки и температуры. Наиболее рекомендуемы и популярны смазки, загущенные литиевыми или кальциевыми мылами.
Чтобы определить, какой именно материал использовать для подшипников роликов ГРМ, необходимо ознакомиться с его характеристиками и проверить, соответствуют ли они рабочим условиям.
Ключевыми моментами при выборе смазки являются:
- Сохранение вязкости при разных температурах: подшипники могут запускаться при -50 °C в холодных регионах и нагреваться до +120 °C, поэтому смазка не должна затвердевать при охлаждении и вытекать при экстремальном повышении температуры
- Содержание присадок и их тип: смазка обязательно должна содержать антикоррозийные и противозадирные присадки
- Устойчивость к вымыванию: попадание воды в газораспределительный механизм не исключено, поэтому смазка должна быть водостойкой
- Точка каплепадения: чем она выше, тем более высокие температуры может выдержать смазка; для скоростных подшипников этот показатель не должен быть ниже +150 °С
- Химическая стойкость: ингредиенты смазывающего состава не должны разлагаться и образовывать окислы при нагреве; эти процессы приводят к быстрой потере смазывающих и защитных свойств
Как смазать ролик?
Обычно ролики ремня ГРМ не снимают с целью смазывания – только в случае необходимости замены.
Досмазать ролик можно и без демонтажа – для этого подготовьте отвертку с плоской насадкой и 2-кубовый медицинский шприц.
Подденьте отверткой пыльник ролика и снимите его. Заполните смазкой половину шприца. Введите его носик в зазор и начните выдавливать состав по кругу, пока она не станет выходить наружу.
Затем заведите двигатель, чтобы смазка равномерно распределилась по всему подшипнику.
При использовании методики, предполагающей снятие ролика, вначале открутите защитную крышку. Далее при помощи одетой на удлинитель головки ослабьте контргайку ременного натяжителя.
Снимите ролик и отсоедините от него пыльник. Промойте деталь растворителем или керосином. Заложите смазку под все шарики, прокручивая каждый из них. В данном случае удобнее выполнять операцию вручную. После смазывания произведите сборку узла в обратном порядке.
Обслуживание подшипников роликов. Чистка, замена смазки.
В этой записи покажу, как я обслуживаю ролики приводных ремней двигателя. Процедура в общем-то несложная, вскрыть подшипник, промыть его и заменить смазку, но очень важен выбор правильной смазки.
Ролики ремней двигателя работают с большими скоростями и в широком диапазоне температур (от момента пуска двигателя в мороз до продолжительной работы на горячем двигателе), поэтому для смазки подшипников роликов подходит далеко не любая консистентная смазка.
Изучая эту тему, я изучил профильные форумы типа oil-club или oilchoice, сравнил характеристики примерно десятка различных смазок. Как часто бывает при поиске нужной информации, пришлось перемыть тонны песка в поисках крупицы золота. Не претендую на истину, но для себя пришел к выводу, что среди множества характеристик, наиболее критичными при выборе смазки для высокоскоростных подшипников, к которым в большинстве случаев относятся и подшипники роликов, являются параметры кинематической вязкости и диапазона рабочих температур смазки:
1) Кинематическая вязкость при температуре 40 гр.C: должна быть около 100 сСт (примерно в диапазоне 80-130 сСт).
2) Кинематическая вязкость при температуре 100 гр.C: должна быть около 12 сСт (примерно в диапазоне 10-15 сСт).
3) Диапазон рабочих температур: не менее чем от -30 до +150 гр.С.
Смазки с более высокой кинематической вязкостью для смазки высокоскоростных подшипников не подходят. Так, в ходе экспериментов я убил ролик, заложив в него смазку Mobilgrease XHP222 (кинематическая вязкость 220 сСт при 40 гр.C). В итоге смазку при работе ролика просто выбросило через уплотнения подшипника, а сам подшипник погиб от перегрева.
Выбор подходящих смазок, в принципе, есть. Наиболее популярные из них:
— Chevron SRI
— Mobil Polyrex EM
— Shell Gadus S5 T100
— Slipcote Polyurea CV Joint
— Redline CV-2
Характеристики этих смазок здесь не привожу, кому интересно, без труда найдет их в сети.
Для себя я остановил выбор на Redline CV-2. Данная смазка имеет большой диапазон рабочих температур от -73 до +260 гр.C и подходящую кинематическую вязкость 120 сСт при 40 гр.С и 15 сСт при 100 гр.С.
Высокоскоростные подшипники нельзя забивать смазкой «под завязку». Оптимальное количество смазки составляет 25-30% от свободного объема внутри подшипника.
На фото ниже, для иллюстрации показан процесс замены заводской смазки в двух роликах ремней агрегатов автомобиля KIA Sorento. Каждый из этих роликов на тот момент прослужил порядка 50-70 ткм, и заводская смазка была заметно «уставшая».
Натяжные ролики приводных ремней насоса ГУР и компрессора конциционера:
Тонким острым инструментом аккуратно поддеваем крышку подшипника:
Несмотря на то, что ролики оригинальные, с подшипниками GMB и KBC, заводская смазка уже больше похожа на грязь:
Промываем подшипник подходящим средством. Подойдут бензин, уайт-спирит, очиститель карбюратора и т.д.
Смазка Red Line CV-2, номер для заказа 80402 (туба 400 гр.):
Удобно смазывать подшипники, набирая смазку в шприц:
Закладываем смазку только на 25-30% свободного объема, затем равномерно распределяем ее между шариками и по дорожкам:
Если доступ к подшипнику с обратной стороны закрыт, то промываем и смазываем только с одной стороны:
Считаю, что своевременная замена смазки позволяет существенно продлить срок службы подшипников. Делать это или нет, решать вам.
Всем хорошего дня, до связи!
Какая смазка лучше для подшипников натяжных роликов автомобиля?
Ролики ГРМ имеют рабочий ресурс порядка 100 тыс. км, после чего нуждаются в замене. Но многие водители гораздо раньше сталкиваются с такой проблемой как заклинивание элемента. Как правило, это неисправность связана с недостаточным количеством смазочного материала. В этом случае гораздо выгодней купить его, нежели новые комплектующие. В данной статье мы разберемся, какая смазка лучше для подшипников натяжных роликов автомобиля?
Особенности узла
Современный автомобиль может иметь один или два натяжных ролика. Данный элемент отвечает за натяжение цепи ГРМ. Узел работает в условиях высоких температур, поэтому смазывающее вещество для подшипников должно выдерживать сильный нагрев. Для этой цели следует выбирать высокотемпературные консистентные материалы, предназначенные для высоконагруженных деталей.
Литиевые смазки
Обычно именно такие средства используют автопроизводители. Один из самых популярных продуктов в данной категории – Литол-24. Другие автовладельцы выбирают Циатим-221 и Циатим-201. Наиболее высокие технические характеристики среди них имеет Циатим-221, который способен выдерживать температуры от -60 до +150.
Еще одна достойная внимание отечественная разработка – MC 1510 Blue. Она подходит для эксплуатации при температурном режиме до +180 градусов, а температура каплепадения достигает +350 градусов. Для многих аналогов это заоблачный показатель.
Стоит рассмотреть и смазку XADO восстановительную. Это универсальный материал, подходящий для любых узлов и механизмов. В состав средства входит ревитализант. XADO позволяет частично восстанавливать геометрию деталей, образуя после нанесения металлокерамическое покрытие. Данный продукт подходит для ремонта подшипников.
Пользуется спросом и смазочный материал от Газпром – G-Energy LX EP 2. Он отличает отличными противозадирными свойствами и высокой стойкостью к окислению.
Импортные аналоги
Тут стоит отметить Suprema EP2. Она является универсальной и подходит для всех видов высоконагруженных подшипников. Состав не вымывается водой, защищает металл от коррозий, значительно снижает нагрузку и замедляет износ деталей. Единственный минус, средство не подходит для северных регионов, где столбик термометра может опускаться ниже отметки -35 градусов.
Синтетические смазки
Такие составы не вымываются водой, не застывают раньше времени и редко нуждаются в повторном нанесении. Достойный пример – Total ALTIS SH 2.
- Долговечность;
- Повышенная адгезия;
- Водостойкость;
- Допустимый температурный режим: от -40 до +180 градусов.
Другой вариант – Total Ceran XS 80. Total Ceran XS 80 прекрасно защищает от задиров, коррозии, выдерживает температуры от -55 до +155.
ШРУС-4
Производится на основе литиевого масла с добавлением дисульфида молибдена. ШРУС-4 может выдерживать температурный режим от -40 до +150 градусов, но лучше всего себя показывает на средних и высоких температурах. В условиях Крайнего Севера этот состав лучше не использовать. Сегодня ШРУС-4 выпускается многими производителями. Качество и технические характеристики продукта во многом зависят от конкретной марки и состава.
Приобрести комплектующие для ремонта ГРМ вы можете в интернет-магазине «Техничка-Экспресс». Мы предлагает огромный выбор автозапчастей по низким ценам. Возможна доставка по Краснодарскому краю, а также в другие регионы.
Смазка натяжного ролика генератора двигателя 21126
Здравствуйте дорогие подписчики и гости, зашедшие на мою страничку.
Сегодня я хочу Вам рассказать о том, как самостоятельно своими руками проверить состояние натяжного ролика генератора и вспомогательных агрегатов, а также смазать его для долгой и безотказной работы.
Также это относится и к другим двигателям, имеющим такую же натяжную систему ремня, как на данном двигателе.
Для смазки необходимо использовать консистентную смазку на литиевой основе. Я использовал смазку фирмы «CRC». Главные преимущества таких смазочных материалов, это стойкость к температуре и соответственно к разжижению и удержание самой смазки на рабочих поверхностях подшипников при больших скоростях вращения.
Что нам понадобится для выполнения работ:
1. Собственно сама смазка, описанная выше.
2. Из набора инструментов: головки на 19 мм., на 8 мм., удлинители, воротки (трещётки) и карданчики. Можно всё выполнить и обычными ключами, но это очень не удобно.
3. Накидной ключ на 15 мм.
4. Плоская отвёртка.
5. Иголка.
6. Возможно понадобится магнитная стойка, если при установки ролика упадёт на защиту двигателя втулка или болт. Достать оттуда их рукой очень сложно, почти не реально подлезть. Я использовал обычную длинную отвёртку, с прикреплённым магнитом.
Теперь всё по порядку.
1. Снимаем крышку двигателя. Тянем её на себя, освобождая поочерёдно четыре резиновых крепежа крышки.
2. Отпускаем контргайку натяжителя ремня. Для этого берём длинный удлинитель с карданчиком и головкой на 19 мм., и расслабляем затяжку контргайки.
3. Ослабляем затяжку ремня. Для этого берём удлинитель с головкой на 8 мм. Вращаем шток натяжителя по часовой стрелки до упора.
4. Снимаем защитный колпачок ролика. Для этого берём небольшую плоскую отвёртку, и поддеваем крышку.
5. Откручиваем болт крепления ролика к натяжителю. Для этого берём накидной ключ на 15 мм., и расслабляем затяжку болта. Выкручиваем болт и снимаем ролик. Делаем это аккуратно, т. к. с задней стороны ролика, может упасть втулка и защитный железный пыльник.
Обратите внимание, болт натяжного ролика имеет ЛЕВУЮ резьбу. Откручивать его нужно по часовой стрелке.
6. Вскрываем подшипник. Для этого берём иголку и поддеваем защитный пыльник подшипника с внутренней стороны. Вскрываем очень аккуратно, чтоб не повредить пыльник.
7. Визуально оцениваем состояние подшипника. Проверяем осевой люфт, и состояние смазки. Если подшипник имеет большой осевой люфт, его необходимо заменить новым. Новый подшипник также необходимо вскрыть, и забить его хорошей качественной смазкой. Производитель экономит на смазке, поэтому подшипники долго не ходят. В моём случае подшипник в отличном состоянии, но вся смазка, которая была, высохла и комками распределилась по бортам. Рабочая поверхность подшипника почти сухая.
8. Тщательно моем подшипник. Мыть можно бензином и растворителем (уайт — спиритом, сольвентом)
Категорически запрещается мыть подшипник растворителями 646, 650, ацетоном и им подобными. Эти растворители растворяют наш пластмассовый ролик.
9. Забиваем смазкой с обеих сторон. Смазывать нужно тщательно, запихивая смазку под каждый шарик, затем проворачивая постепенно добавляем новую порцию. Также учитывайте, что слишком много смазки тоже плохо. Её со временем выдавит, и она попадёт на рабочую поверхность ролика.
10. Вставляем пыльники подшипника на место. Затем протираем тряпкой ролик, от лишней смазки.
11. Собираем всё в обратной последовательности.
Обратите внимание на некоторые моменты: ролик устанавливается надписями на корпусе наружу, в сторону от двигателя.
Натяжку ремня делайте по мануалам по ремонту. Затем перепроверяйте по звуку. Влючив все потребители послушайте звук от генератора на разных оборотах. При перетяжке ремня сразу будет слышен гул генератора. Также при недостаточном натяжении ремня, будет слышен свист при резком увеличении оборотов двигателя. Это проскальзывает ремень.
PS: В следующей статье я опишу смазку роликов ГРМ на двигателе 21126. И избавление от писка на холодном моторе.
На этом всё!)
Всем желаю удачи! Если Вам понравился и пригодился мануал, не забывайте жать кнопочку «нравится»)))