Устройство коробки отбора мощности Урал
Коробка отбора мощности (сокращённо — КОМ) является узлом одноступенчатого типа, крепящимся к КПП справа и предназначаемым для работы узлов, имеющих дополнительное предназначение. Есть 2 вида — оснащённая насосом и оснащённая фланцем.
Включение КОМ осуществляется, когда давление внутри пневматической системы машины составляет минимум 500 кПа, а сцепление выключено. В промежутке, разделяющем фланцы картеров КПП и КОМ, стоят прокладки для регулировки, позволяющие регулировать зазор зацепления шестерёнок (по уровню звука) сбоку. В случае, когда необходимо заменить прокладки, следует сохранить их толщину.
Как работает коробка отбора мощности
Система управления этим узлом относится к пневматическому типу, она содержит в себе управляющий кран, включающий механизм, а также воздухопроводы. Дабы обеспечить включение КОМ на расстоянии внутри кабины с правой стороны, кромка снизу от панели содержит управляющий кран. Когда КОМ выключена, рычаг идёт вверх, шток — вправо. Клапан посредством пружины поджимается к седлу, что исключает поступление воздуха с помощью крана.
Когда включается КОМ, происходит перевод кранового рычага вниз, штока — влево, последний жмёт на клапан, сдвигая от седла. Сконцентрированный воздух посредством воздухопроводов идёт внутрь диафрагменной камеры включающего механизма. Диафрагма посредством штока и вилки обеспечивает зацепление шестёрки ведомого вала и ведущей шестерёнки. Когда КОМ выключается, крановый рычаг уходит вверх. На шток воздействует пружина, переводя его в правую позицию с отрывом от клапана.
Посредством дыры, имеющейся в штоке, осуществляется сообщение камеры включающего механизма коробки отбора мощности с фланцем и атмосферы, происходит выпуск из камеры наружу воздуха, вследствие чего под воздействием пружины осуществляется вывод штоком и вилкой шестерёнки ведомого вала из её зацепления с ведущей. При эвакуации воздуха наружу клапан, испытывая воздействие пружины, придавливается к седлу, разобщая между собой 2 крановых отверстия — для входа и выхода. Мощность отбирают вал коробки и муфта. Она предназначается для работы лебёдки.
Устройство дополнительной коробки отбора мощности
Этот узел функционирует лишь тогда, когда муфта, переключающая коробку, расположена нейтрально. Подшипники каждой шестерёнки и дополнительной КОМ смазываются с помощью специального насоса. Насос конструктивно включает поршень, имеющий два клапана с корпусом. Местом расположения поршня, имеющего шатун, является эксцентрик. Во время оборачивания последнего происходит перемещение поршня. Дабы предотвратить слишком высокое давление при повышении периодичности оборачивания, клапан для всасывания относится к дифференциальному типу.
Масло проходит по трубке, к ней присоединена специальная ёмкость коробки, после чего из насоса оно идёт в подшипники шестерёнок посредством каналов внутри вала этой коробки. Частично оно затекает посредством зазоров, осуществляя смазывание каждого подшипника. Чтобы обеспечить дистанционное включение коробки, осуществляющей дополнительный отбор мощности внутри кабины, с правой стороны от водителя находится управляющий кран, местом расположения которого служит низ приборной панели.
Когда дополнительная КОМ выключена, рычаг расположен сверху, а шток — справа. Воздействие пружины на клапан приводит его к поджиманию к седлу, вследствие чего исключается поступление воздушных масс посредством крана. Во время передвижения рукояти вниз происходит перемещение штока влево, он оказывает давление на клапан, отодвигая последний от седла. Сконцентрированный воздух следует внутрь включающей камеры, активируя коробку, осуществляющую дополнительно отбор мощности во время пружинного сжимания.
Когда выключается дополнительная КОМ, осуществляются перевод кранового рычага вверх и передвижение штока под пружинным влиянием вперёд с отрывом от клапана. С помощью отверстия, местом расположения которого служит шток, осуществляется сообщение между собой камеры и атмосферы, выход воздуха из первой, выключение коробки посредством пружины. Когда выходит воздух, осуществляется прижимание клапана посредством пружины к седлу с разобщением крановых отверстий.
Крановый управляющий рычаг может фиксироваться винтом, будучи выключенным. Местом установки винта служит крановый кронштейн. В случае долгого функционирования дополнительной КОМ недопустим усиленный нагрев подшипников, относящихся к первичному валу раздаточной коробки.
Усиленное нагревание — свидетельство того, что насос неисправен. Его работоспособность следует проверить вдвоём. Для этого:
- затягивается полностью в ручном тормозе рычаг;
- отключается лебёдка — с этой целью рычаг, расположенный на лонжероне справа, опускается;
- выворачивается заглушка насоса;
- запускается мотор, включаются дополнительная КОМ, передача КПП;
- определяется, работает ли насос — закрывается отверстие с помощью пальца.
Коробка отбора мощности: типы, самостоятельно устраняемые неисправности
Коробка отбора мощности (КОМ) – важная составная часть многих грузовых автомобилей. Главное предназначение КОМ – отбирать часть крутящего момента двигателя для ее последующей передачи к различным устройствам, смонтированным на шасси автомобиля.
При выборе коробки отбора мощности следует учитывать четыре параметра:
- количество ступеней и значение придаточных чисел;
- наличие реверса;
- количество и расположение валов;
- тип привода.
Эти небольшие по своим размерам агрегаты могут передать до 45% мощности силового агрегата. Этот вид оборудования применяют во многих видах спецтехники. Без коробок отбора мощности не обходятся коммунальная техника, автокраны, тягачи, автоцистерны.
Кроме того, различают воздушные и механические коробки отбора мощности. В первом случае их устанавливают на отечественную технику. Здесь коробка передает крутящий момент, фиксируя положения КПП с помощью специальной рукояти. Воздушную коробку отбора мощности приводит в действие сжатый воздух с помощью пневматической системы.
Варианты установки и возможные неисправности коробки отбора мощности
Местом «прописки» КОМ внутри авто может стать раздаточная коробка, КПП, двигатель или пространство между мотором и коробкой передач. Но какое бы конструкторское решение не было применено, цели и задачи устройства всегда остаются одними и теми же – качественно передавать крутящий момент на установленное оборудование.
Коробка отбора мощности выполняет огромный объем тяжелой работы, поэтому состоит из деталей исключительной прочности. Тем не менее, с ней могут случаться поломки. Некоторые можно определить самостоятельно и устранить, не гоняя машину в сервисный центр.
К таким относятся:
- Повышенный шум. Возможная причина – неправильное зацепление шестеренок.
- Узел не включается. Пробивается струя воздуха. Надо проверить целостность диафрагмы в камере пневмоуправления.
- Механизм не выключается полностью. Возможно, сломалась возвратная пружина.
- На фланцах – подтекание рабочей жидкости. Загрязнился сапун либо износились уплотнения.
При большинстве других неполадок, надо обратиться к квалифицированным мастерам, в распоряжении которых имеется специальное оборудование для диагностики и ремонта.
На сайте компании ООО «АТБ Транс» вы можете купить коробки отбора мощности для тягачей МЗКТ от производителя. Для заказа детали обращайтесь к нам по телефону, указанному в верхней части сайта или через форму обратной связи. Мы также осуществляем ремонт грузовой техники в Челябинске с использованием качественного оборудования.
Коробка отбора мощности
Коробка отбора мощности установки подъемной для освоения и ремонта нефтяных и газовых скважин (далее коробка отбора мощности) предназначена для отбора и передачи мощности от ходового двигателя шасси установки подъемной через раздаточный редуктор на исполнительные механизмы установки.
Коробка отбора мощности может эксплуатироваться только в составе вышеуказанных установок подъемных.
Технические характеристики
Передаваемая мощность, кВт (л.с.), не более
Масса коробки отбора мощности, кг., не более:
Описание коробки отбора мощности
Корпус коробки отбора мощности отлит из стали и прикреплен болтами к верхнему фланцу раздаточной коробки шасси.
В корпусе коробки на двух конических роликоподшипниках установлен вал отбора мощности, несущий свободно поставленные на шарикоподшипниках косозубые шестерни (первой и второй скорости соответственно), находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями раздаточной коробки. Включение шестерен производится зубчатой муфтой, которая перемещается вилкой, закрепленной на штоке, имеющем три положения: первая передача, вторая передача и нейтраль (выключенное положение), фиксируемые шариковым фиксатором. На валу насажен фланец для присоединения карданного вала привода раздаточного редуктора.
Рычаг управления коробкой отбора мощности находится в кабине водителя.
№ поз.
Обозначение
Наименование
Description
Кол-во
Коробка отбора мощности (КОМ): принципы работы и применение на спецтехнике
Коробка отбора мощности, сокращенно именуемая КОМ, при включении передает крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам спецтехники. При этом генерируемая ДВС энергия может поступать на рабочие части как от конструктивных элементов устройства, так и посредством привода. В качестве последнего чаще всего используется карданный вал, ременная передача или гидронасос. В отличие от коробки переключения передач, опосредованно приводящей в движение ведущие колеса транспортного средства, КОМ не относится к агрегатам трансмиссии. Таким образом, она не влияет на скоростные и динамические характеристики автомобиля. Назначение коробки отбора мощности заключается в обеспечении выполнения спецтехникой своих функциональных задач.
Устройство и принцип работы КОМ
Отечественная спецтехника, в основе которой используются шасси КамАЗ или МАЗ, оснащается коробками отбора мощности, представляющими из себя редуктор или агрегатами безредукторного типа. Особенность первых заключается в креплении к боковому люку коробки передач и наличии минимум двух шестерен. Одна из них входит в зацепление с блоком шестерен КПП, а вторая расположена на валу, к которому крепится выходной элемент КОМ. Безредукторные варианты, как, например, у КамАЗ-4310, монтируются заодно с раздаточной коробкой. Их основным элементом служит вал, который посредством вилки и каретки при включении входит в зацепление с первичным валом РК. Для этого на контактирующих частях валов предусмотрены специальные шлицы. На противоположном конце вал КОМ имеет фланец для передачи вращательного движения приводу навесного оборудования. Чтобы понять, как работает коробка отбора мощности, достаточно знать принцип работы КПП. Только последняя воспринимает крутящий момент от карданного вала двигателя и передает его дальше другим агрегатам трансмиссии. Тогда как КОМ передает исполнительным механизмам дополнительного оборудования энергию, полученную от шестерен самой коробки передач или первичного вала раздатки.
Виды коробок отбора мощности
КОМ, которыми комплектуется спецтехника, в том числе на базе автомобилей КамАЗ и МАЗ, отличаются конструкцией и местом установки. Обычно механизм монтируется на КПП (боковой или торцовой ее части), либо на раздаточной коробке. На одной машине допускается установка до 3-х узлов, отвечающих за работу дополнительного оборудования. На спецтехнике нашли применение КОМ зависимого или независимого типа. Первые интегрированы в механические коробки передач и не предназначены для работы при движении транспортного средства. Одним из примеров их использования является самосвальная техника. Устройства приводятся в рабочее состояние только при выключенном сцеплении. Отличаются надежной конструкцией, продолжительным ресурсом работы и небольшой массой. Просты в техническом обслуживании и ремонте, а невозможность самопроизвольного включения на ходу гарантирует их безопасную эксплуатацию. Независимый тип КОМ сочетается как с механической, так и с автоматической трансмиссией. Главное отличие устройства состоит в том, что оно позволяет задействовать допоборудование во время движения автомобиля при переключении передач КПП. Примером служит техника, задействованная на уборке и обслуживании дорожной инфраструктуры или автомобили-«бетономешалки».
Чем еще различаются КОМ
- Наличие или отсутствие реверса. Наличие этой функции обеспечивает, например, вращение кабины автокрана по и против часовой стрелки. Для КОМ, отвечающей за включение/отключение насоса, достаточно более простого безреверсивного исполнения.
- Количество и расположение валов относительно друг друга.
- Число ступеней, поддерживающих определенные режимы работы.
Еще одной характеристикой механизма служит значение передаточного числа, влияющего на изменение угловых скоростей. Наконец, коробки отбора мощности отличаются способом управления. Оно может осуществляться механическим, электропневматическим, гидравлическим приводом или посредством бортового компьютера.
Основные поломки и неисправности
Как у всех механизмов, работающих под нагрузкой, у коробок отбора мощности в процессе эксплуатации периодически выявляются неисправности различного происхождения. Одним из проявлений нарушения работы является повышенный шум, создаваемый агрегатом. Причиной обычно выступает увеличение зазоров в зацеплении зубьев шестерен КОМ и коробки передач. Привести к этому способны износ металлических деталей либо неправильно подобранная толщина прокладки в месте соединения механизмов.
Неверно подобранная прокладки или недостаточная протяжка резьбовых соединений могут вызвать вибрацию, которая грозит поломками элементов КОМ. Ещё одной причиной появления посторонних шумов, вибраций или некорректного включения устройства станет износ или разрушение подшипников.
Если ком не включается, а все попытки сопровождаются металлическим скрежетом, возможны несколько вариантов:
- повреждение зубьев шестерен;
- заедание шестерни на валу;
- погнута вилка переключения.
Виновником возникшей неисправности может послужить и разрегулированное сцепление, не выключающееся до конца.
Коробка отбора мощности может не только не включаться, но и не выключаться. Поводом так же может стать заедание промежуточной шестерни или поломка пружины пневматической камеры у изделий с соответствующим приводом. К течи масла из агрегата приводят ослабление креплений или износ прокладок и сальников в местах соединения деталей.
Требования к КОМ
Устанавливаемые на спецтехнике коробки отбора мощности работают под большими нагрузками, поэтому к ним предъявляются жесткие эксплуатационные требования:
- соответствие рабочих характеристикам потребностям установленного дополнительного оборудования;
- продолжительный гарантийный срок службы и повышенный ресурс;
- переключения должны осуществляться без особенных усилий;
- отсутствие шума при работе под разным уровнем нагрузки;
- устойчивость к перегреву при продолжительном включении;
- незначительный вес и компактность.
Необходимо, чтобы работа КОМ не сказывалась на техническом состоянии КПП и других элементов трансмиссии. В числе других требований – совместимость масла в агрегате и остальных узлах.
Заключение
Таким образом, коробки отбора мощности не влияют на скорость, маневренность или проходимость автомобиля. Но без них спецтехника утрачивает свое прямое предназначение. Именно КОМ приводит в действие все дополнительное оборудование. Поэтому от качества, характеристик и состояния этих агрегатов зависит эффективность и производительность парка вашей техники. Диагностика и своевременное обслуживание механизма продлят и его ресурс, и эксплуатационные возможности работающих совместно с ним узлов.
Если вам нужна коробка отбора мощности, то рекомендуем выбрать и приобрести её с помощью сайта компании «КранАвтоЗапчасть». У нас собраны запасные части для самых популярных моделей КМУ и другой спецтехники. Прямые связи с заводами-изготовителями гарантируют нашим клиентам высокое качество представленных в каталоге товаров и нормальные цены, лишенные посреднических накруток.
У нас можно заказать:
а также другие запчасти.