История создания Lada Granta
АвтоВАЗ официально сообщил, что премьера нового бюджетного автомобиля Лада Гранта (второе название ВАЗ 2190) состоится на Московском автосалоне. Новинка сменит на авторынке такие прижившиеся в народе модели как ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107. Автомобиль обещает быть главным проектом всего 2011 года.
Название Лада Гранта получила в итоге проведения АвтоВАЗом всероссийского конкурса среди автолюбителей. Производство седанов Лада Гранта начнется осенью этого года, а выпуск седанов Лада Калина завершится в марте.
С самого начала Лада Гранта разрабатывалась на основе известной модели АвтоВАЗа Лада Калина. При этом участие в разработке и конструировании новой модели приняли специалисты партнера тольяттинского завода компании-альянса «Renault — Nissan».
Первые дорожные испытания Лада Гранты показали – бюджетный седан надежен и безопасен. Кроме того он приспособлен для России и российских дорог. А если обратить внимание на вместимость автомобиля, то новинка АвтоВАЗа становится вне конкуренции. Есть у Лада Гранты и другие преимущества. Например, длинная кузовная база, минимум свесов и приличный дорожный просвет.
Каркас кузова, двери и некоторые механические узлы LADA Granta позаимствовала у своей предшественницы Лада Калины. Новыми у автомобиля будут передняя и задняя части, а также интерьер салона и приборы освещения. Коснутся изменения и внутренней оснастки. Так новая Лада Гранта будет лучше управляться. Заменят конструкторы и подвеску. Разработчики обещают, что она уже не будет такой расшатанной как на Калине.
АвтоВАЗ, взяв за пример своих иностранных конкурентов, впервые в серийные автомобили наLADA Granta внедряет и отрицательный развал задних колес. Как правило, в автомобилях колеса ставят параллельно, Лада Гранта же получит колеса, поставленные под углом не более 1,5 градуса. Такая конструкция придаст автомобилю дополнительную устойчивость на дороге, а также возможность без проблем на большой скорости входить в повороты. Необходимый развал задних колес планируют сразу устанавливать на заводе, таким образом, владелец нового автомобиля будет избавлен от необходимости регулировки развала на СТО. В итоге Лада Гранта будет оснащена более дешевой и простой подвеской. Подобная модернизация предусмотрена и для Лады Калины.
Доводку конвейера АвтоВАЗА для производства LADA Granta проводила шведская лаборатория «Аутлив». Благодаря этому у автомобиля более мягкий бампер, а так же разработанный специально для безопасности пешеходов профиль капота. Компания также приложила усилия и для обеспечения большей безопасности водителя Лады Гранты и ее пассажиров. По тому же принципу проводилась и модернизация ВАЗ 2110 до Лада Приоры.
В планах АвтоВАЗа ежегодно выпускать не менее 400 тысяч автомобилей. В этом году количественный показатель, правда, выполнить не удастся.
Отец Lada Granta
Две Lada Granta презентует руководитель проекта Василий Батищев. Именно он координировал работу всех конструкторов по созданию новинки и подготовке ее производства.
Василий Батищев отмечает, что основная задача при разработке Lada Granta была создать новый народный автомобиль, который бы стал достойной сменой для огромного парка «классики» в России и других странах СНГ.
При разработке были проанализированы лучшие образцы бюджетных автомобилей конкурентов, выявлены сильные и слабые стороны, но во главу угла ставилась цель удешевить автомобиль, но не в ущерб качеству, а за счет технологий. Granta создавали с помощью цифровых технологий, помогали и коллеги из Renault-Nissan. Любое решение дизайнера, технолога прежде всего проходило оценку на предмет стоимости. Именно это позволило сделать Lada Granta существенно дешевле «Калины» , но не хуже по качеству.
У ВАЗовцев была фора, им не нужно было создавать заново платформу, но новый дизайн потребовал полностью новых элементов.
LADA (ВАЗ) Granta
Вхождение в новое десятилетие АвтоВАЗ решил отметить появлением в своем модельном ряду нового автомобиля, который бы коренным образом отличался от всех предыдущих образцов «вазовского» творчества и, попутно, вытеснил из линейки ставшими классикой модели из семейства «Самара» и седан Kalina. Толчком для этого послужило вливание в руководящие структуры Волжского автозавода интернационального альянса Renault-Nissan, который прежде всех остальных мировых производителей понял, что нужно как можно скорее застолбить место на развивающемся и обладающим мощным потенциалом российском рынке. Оценив покупательский спрос и производственные возможности российского автогиганта, представители Альянса предложили вазовцам построить недорогой, но достаточно вместительный автомобиль, который бы отличался от уже существующих моделей не только дизайном, но и новыми стандартами безопасности, к которым во всем цивилизованном мире относятся весьма серьезно. После нескольких лет разработок весной 2011 года публике был представлен предсерийный образец нового детища АвтоВАЗа – четырехдверного седана Lada Granta. А в декабре того же года начался его серийный выпуск. В планах руководства АвтоВАЗА – производство пятидверного хетчбека, который, по прогнозам, начнет сходить с конвейера в 2013 году. В других кузовах, в частности, универсал, выпускать Granta не планируют.
Экстерьер
Платформой новому автомобилю послужила Lada Kalina. Платформа была существенно доработана при содействии французских и японских специалистов – жесткость кузова была увеличена (что не привело к его утяжелению), была улучшена аэродинамика, появились более длинные свесы (это уравновесило конструкцию кузова). По сравнению с той же Kalina, у Granta на 8 мм длиннее колесная база (2478 против 2470 мм у предшественницы). Удлинился, в сравнении с Kalina, и кузов – на целых 220 мм, что позволило сделать салон автомобиля более просторным, а багажное отделение – вместительнее на целых 80 литров. Высота и ширина же остались прежними, «калиновскими» — 1700 и 1500 мм соответственно. Что до дизайна экстерьера, то вазовцы решили не мудрствовать лукаво, и представили, если так можно сказать, рестайлинг все той же Kalina, у которой видоизменили передний и задний бамперы, форму фар головного света (они стали больше по размеру и в них появились дневные ходовые огни). Также у Granta по сравнению с предшественницей более рельефный капот, шире решетка радиатора, да и его облицовка выполнена в новом корпоративном стиле ВАЗа – с широкой горизонтальной хромированной полосой, которую венчает шильдик. Памятуя об удобстве водителя, боковые зеркала для Granta сделали шире, чем у Kalina, что сразу же сказалось на улучшении обзорности. Корма у новинки — более внушительная, чем у предшественницы, здесь появилась новая оптика, большая, освобожденная от номерной рамки (она у Granta крепится на заднем бампере) багажная дверь.
Интерьер
В интерьере Granta особых излишеств нет: пластик и материалы обивки кресел, которые, кстати, изготавливают в Словении, откровенно бюджетные. У передних сидений есть небольшая боковая поддержка. Задние же крепятся на своеобразной «ступеньке», образованной выступом багажника, и чуть приподняты кверху. Оформление приборной панели и центральной консоли напоминают таковые у Renault Logan – то же размещение воздуховодов, тахометра и спидометра, рулевое колесо с подушкой безопасности (она доступна даже в базовой комплектации) почти «логановской» формы. Вот только по сравнению с тем же Logan в салоне у Granta больше всяческих ниш и подстаканников (чего стоит только отделение для документов над крышкой бардачка). В базовой комплектации машина пуста, как шаманский бубен, а вот уже в средней и, тем более, люксовой, она оснащена магнитолой, бортовым компьютером, кондиционером с пылевым фильтром, подушкой безопасности переднего пассажира. Также в будущем Granta планируют оснащать системой навигации ГЛОНАСС.
Технические характеристики
На Lada Granta устанавливаются новые двигатели объемом 1.6 литра с нормой токсичности Euro 4. Они разнятся по количеству клапанов (на комплектацию «Стандарт» и «Норма» устанавливаются восьмиклапанники, а на «Люкс» — шестнадцатиклапанник) и мощности. Базовую версию Лада Гранта оснащают мотором, развивающим 82 л.с. (при этом, разгон от 0 до 100 км/час составляет 12.5 сек), «Норму» — двигателем мощностью 87 л.с. (разгон – 12 сек), ну а силовой агрегат у «Люкс» выдает 98 л.с. (разгон – 11.8 сек). Что до расхода топлива, то в смешанном варианте он составляет 7.2-7.2 л/100 км. В паре с этими моторами работает 5-ступенчатая механическая КПП. Уже во второй половине 2012 года ВАЗ оснастали Ладу Гранту автоматической четырехступенчатой коробкой передач фирмы Jatco. Стоит такая Гранта 373 200 рублей.
Интересный факт
Летом 2010 года АвтоВаз проводил конкурс на лучшее название для нового бюджетного автомобиля. По результатам конкурса победил Павел Захаров, предложивший имя — Lada Granta. Сам автолюбитель живет в Красноярске. В виде приза Павел получил новую Лада Калину. Подробнее
I 2011 – 2018
Лифтбек
Седан
Лада Гранта (Lada Granta ВАЗ-2190, отзывы, цены, описание)
Базовая модификация стоит 360 000 рублей, (на старте сумма была 229 000 руб)., а цена топ-версии с хорошим уровнем оснащения составляет более 500 000, (ранее стоила 260 000 рублей). На российском рынке мало кто сможет конкурировать с Lada Granta, кроме вазовской «классики» и семейства Lada Samara, но дело в том, что именно эти автомобили Lada Granta сменит на конвейере АвтоВАЗа. Конечно, «классика» и «самары» по-прежнему пользуются спросом и приносят АвтоВАЗу стабильный доход, но эти машины давно уже устарели. Так что замена их современной Lada Granta выглядит полностью обоснованным и рациональным шагом.
Автомобиль предлагается в трех комплектациях: «Стандарт», «Норма» и «Люкс». За каждой комплектацией закреплена индивидуальная модификация нового 1,6-литрового 8-клапанного бензинового силового агрегата, выдающего 80, 90 и 98 л.с., соответственно. Коробка передач – 5-ступенчатая механика, привод на передние колеса.
Внешне ‘стандарт’ от ‘нормы’ отличается бампером и зеркалами, в первом случае они не крашенные. На ‘норме’ также появляется хромированная вставка на решетке радиатора. В ‘люксе’ появятся литые диски, противотуманки, молдинги на дверях,а также аудиосистема (антена). В самой дешевой комплектации не будет бортового компьютера, фильтра салона, центрального замка, электрических стеклоподъемников, регулировки руля по высоте, электроусилителя руля и других приятных мелочей.
Двигатель работает на бензине АИ-92 и потребляет от 8,7 до 9,3 литров на сотню в городе, от 5,8 до 6,1 литра – за городом и от 7,2 до 7,3 литров – в смешанном цикле.
Максимальная скорость самой мощной модификации Лады Гранта, по данным производителя, составляет 168,5 км/ч. Разгон с места до сотни у нее же занимает 12 секунд.
Наверняка, на первых порах к новинке будет проявлен повышенный интерес, что вкупе с доступной ценой вполне может сделать Lada Granta одним из бестселлеров российского рынка.
Технические характеристики Lada Granta:
— длина — 4260 мм;
— ширина — 1700 мм;
— высота — 1500 мм;
— колесная база — 2470 мм;
— клиренс — 160 мм;
— объём багажного отделения — 480 л;
— тип двигателя — 4-цилиндровый, R-образный;
— объём двигателя — 1,6 л;
— мощность двигателя — 98 л.с. при 5600 об/мин;
— максимальный крутящий момент — 145 Нм при 4000 об./мин.;
— снаряженная масса — 1100 кг;
— грузоподъемность — 475 кг;
— время разгона до 100 км/ч — 12 с;
— максимальная скорость — 168,5 км/ч;
— средний расход топлива — 7,3 л на 100 км;
— объём топливного бака — 50 л.
Лада Гранта (Lada Granta ВАЗ-2190, отзывы, цены, описание): Упоминания в публикациях
22.12.2014 LADA Granta теперь доступна с автоматизированной коробкой передач
АВТОВАЗ начал производство седанов LADA Granta с новым типом трансмиссии — автоматизированной коробкой передач (АМТ). Первая машина сошла с конвейера 22 декабря. Старт продаж седанов с АМТ намечен на февраль 2015 года; на лифтбеке Granta новая трансмиссия появится позже.
17.06.2014 Новые Lada Kalina и Lada Granta будут в стиле Xray
Обновление дизайна в стиле Xray получат моделей Lada Kalina и Lada Granta, об этом сообщил глава подразделения Олег Груненков. По его словам, дизайнерам была поставлена задача.
09.04.2014 Вторая модель Datsun для России получит дизайн Lada Kalina
Если седан японской марки, представленный на прошлой неделе, экстерьером напоминает «Гранту», то хэтчбек Datsun, как предполагается, окажется похожим на пятидверную версию LADA Kalina.
24.03.2014 АВТОВАЗ поднял цены на свои автомобили
С 25 марта 2014 года АВТОВАЗ вводит новые рекомендуемые розничные цены на автомобили LADA. В среднем по модельному ряду повышение составило 2,8%.
09.08.2013 Продажи «АвтоВАЗа» падают
Показатели крупнейшего российского автопроизводителя по-прежнему оставляют желать лучшего. По результатам июля продажи «АвтоВАЗа» упали на 20,3% на внутреннем рынке. В целом с начала года продажи в России упали на 11,3%. Положительную динамику продемонстрировали только «Гранта» и «Ларгус».
27.06.2013 Представлен список машин для новой программы льготного автокредитования
Эксперты составили примерный список автомобилей, которые подпадают под условия новой программы льготного автокредитования. Подчеркнем, что список примерный, основанный на нынешних ценах на новые машины в России. В рамках прошлой программы официальный список моделей был сформирован Минпромторгом.
3 апреля стартовала уже 22 выставка Мир автомобиля. В этом году посетителей ждет премьера нового поколения Volkswagen Golf, АвтоВаз привез на выставку обновленную Лада Калина, Элладу и Lada Kalina RC. На выставке изобилие тюнинговых автомобилей и компаний предстовляющих их.
27.03.2013 Автомасленица на Красном Озере с «Терра-Авто»
17 марта при поддержке event-агентства «Promotion Event Group» на курорте Красное озеро прошел мега тест-драйв автомобилей от группы компаний «Терра-Авто». Отметить Масленицу на территории автомобилей собрались более 200 гостей.
Ориентируясь на прогноз инфляции в России в 2013 году, с 28 января АВТОВАЗ изменяет рекомендуемые розничные цены на автомобили LADA. В среднем повышение составит 3%. Изменение рекомендуемых розничных цен распространяется только на автомобили с ПТС 2013 года
16.10.2012 Тест-драйв обновленного UAZ Patriot
Российский автомобильный гигант – УАЗ – обновил свой внедорожник УАЗ Патриот, полностью переработав переднюю панель, климатическую установку и другие элементы салона. Кроме того, в машину начинают устанавливать новый дизельный силовой агрегат ЗМЗ 51432, который заменяет достаточно дорогой мотор IVECO.
20.07.2012 LADA Granta теперь с АВТОМАТОМ
АВТОВАЗ впервые в истории отечественного автопрома начинает массовое производство автомобилей с автоматической трансмиссией. Первенцем стала Лада Гранта.
09.07.2012 Lada Granta с АКПП будет стоить 373 200 рублей
«АвтоВАЗ» раскрыл цену Lada Granta с автоматической коробкой передач, которая появится в продаже этим летом. В комплектации «Норма» с 1,6-литровым мотором, кондиционером, ABS+BAS, подушкой безопасности переднего пассажира автомобиль будет стоить 373 200 рублей. Granta получит японскую АКПП JATCO.
По словам президента «АвтоВАЗа» Игоря Комарова, несмотря на успех новой Лада Гранта, крупнейший отечественный автопроизводитель потерял 600 миллионов рублей с момента начала ее продаж из-за недобросовестной работы российских дилеров.
20.04.2012 История Lada-2107 завершилась 17 апреля
Во вторник, 17 апреля, завершилось производство одной из самых дешевых на российском авторынке машин – Lada-2107. Напомним, последнее время модель собиралась на мощностях Ижевского автозавода. К концу текущего года будет также свернуто производство Lada-2104.
14.03.2012 Ценовая коррекция на LADA GRANTA в апреле 2012 года
С 01 апреля 2012 года АВТОВАЗ корректирует рекомендованные розничные цены на автомобили LADA Granta, при этом все покупатели, оформившие заказ на LADA Granta через интернет в 2011 году, получат свои машины по ранее объявленным ценам (»стандарт» от 229 тыс руб и »норма» от 256 тыс руб)
10.02.2012 С июня «АвтоВАЗ» начнет продавать универсал Lada Largus
В начале марта 2012 года на первой линии главного конвейера «АвтоВАЗа» начнется производство нового универсала Лада Ларгус. Сборка предсерийной партии, которая насчитывает 90 автомобилей, началась еще 30 января. Продажи Lada Largus начнутся в июне 2012 года.
06.02.2012 LADA Granta — проба руля
Долгожданная Лада Гранта наконец-то появилась в продаже. Автомобиль можно вживую увидеть в автосалонах, мало того, возможно совершить пробную поездку, так сказать оценить автомобиль на ходу.
21.01.2012 «АвтоВАЗ» отзывает Lada Granta
Результаты тест-драйва в одном из дилерских салонов стали поводом для отзыва новой бюджетной модели «АвтоВАЗа» — Lada Granta. Как сообщается, дефект был обнаружен у автомобиля из первой партии, которая состоит из нескольких сотен машин.
16.01.2012 Lada Largus начнут продавать по предзаказам
Система предварительных заказов, которая была впервые опробована «АвтоВАЗом» на модели Lada Granta, производителю понравилась. Российский автогигант планирует использовать ее и при начале продаж своего нового универсала Lada Largus.
21.12.2011 22 декабря 2011 — старт продаж LADA Granta
Новый народный автомобиль LADA Granta начнет продаваться одновременно у дилеров LADA во всех регионах страны 22 декабря 2011 года.
05.12.2011 Запуск в серию народного автомобиля LADA Granta
29 ноября 2011 года на АВТОВАЗе стартовало серийное производство автомобилей LADA Granta. Новая модель сошла с конвейера под аплодисменты рабочих и гостей. С сегодняшнего дня все новые LADA Granta будут отгружаться дилерам для выполнения заказов, поступивших через сайт.
01.12.2011 Lada Granta подорожает до 235 тысяч рублей
Новейшая модель «АвтоВАЗа», которая только встала на конвейер, уже готовится к подорожанию. Заявленная стоимость Lada Granta в 229 тысяч рублей будет распространяться на все заказанные в сентябре-октябре текущего года автомобили. С начала 2012 года базовая версия «Гранты» подорожает до 235 тысяч рублей.
14.11.2011 АвтоВАЗ приостановил прием заявок на Lada Granta
АвтоВАЗ приостановил прием заявок на автомобили Lada Granta, планируемые к производству до марта 2012 г. Как говорится в сообщении компании, такое решение принято для приведения планов производства в соответствие с поступившими заявками по цветам и комплектации.
07.11.2011 Дешевые Lada Granta станут дефицитом
Через месяц начнутся продажи новой модели Lada. Но, вопреки ожиданиям оптимистично настроенных россиян, бюджетную Granta смогут приобрести немногие.
20 октября в Ленекспо стартовала выставка «Петербургский международный автомобильный салон 2011». Представляем небольшой фотоотчет с места событий.
22.08.2011 АвтоВАЗ оснастил Lada Granta «автоматом»
АвтоВАЗ на следующей неделе привезет на выставку «Интеравто» в Москву 16 своих моделей, среди которых будут серийные автомобили, концепты и гоночные прототипы. Наиболее значимой станет премьера новой модели Lada Granta, оснащенной.
23.05.2011 Россиянам не понравилась новая Lada Granta
Долгожданная новинка от «АвтоВАЗа» — бюджетный седан Lada Granta – была представлена совсем недавно. Как показал опрос, проведенный на сайте Авто.Вести.Ru, новая модель, на которую Волжский автозавод возлагает большие надежды, пришлась по вкусу далеко не всем.
17.05.2011 «АвтоВАЗ» раскрыл секрет низкой цены Lada Granta
Инженеры «АвтоВАЗа» обнародовали историю создания Lada Granta. Специалисты рассказали, за счет чего им удалось снизить стоимость нового бюджетного седана. Уже в базовой комплектации «Стандарт» стоимостью 220 000 рублей Granta получит подушку безопасности для водителя.
29.04.2011 Lada Granta получит «автомат» во второй половине 2012 года
Одна из самых громких премьера крупнейшего российского автопроизводителя «АвтоВАЗа» — модель Lada Granta – в следующем году получит автоматическую коробку передач. На текущий момент компания не раскрывает даже внешности модели, обещая провести виртуальную презентацию «Гранты» весной текущего года.
05.03.2011 Эксклюзив. Lada Granta сделана на базе Renault Logan?
Этим снежным мартовским утром ничто не предвещало плохого, как вдруг в корпоративную почту редакции AutoNews свалилось письмо, в котором говорилось: «Добрый день! Думаю, читателям будут интересны снимки крупным планом новой Lada Granta».
Lada Gaga
«АвтоВАЗ» обнародовал имя бюджетной модели, которая будет запущена в производство в 2011 году, — Granta. Название для машины придумал житель Красноярска в ходе конкурса, который Волжский автозавод объявил в конце июня. Мы решили разобраться, откуда взялись остальные имена в модельной линейке Волжского автозавода.
Прототип новой «Лады». Иллюстрация с сайта lada.ru
В олжский автозавод в понедельник [обнародовал](/news/2010/08/09/newlada) название бюджетной модели, которая будет запущена в производство в 2011 году: Lada Granta. Это имя для машины придумал житель Красноярска Павел Захаров в рамках конкурса, который Волжский автозавод [объявил](/news/2010/06/30/ladaname) еще в конце июня. Несмотря на то, что конкурс длился всего девять дней, в адрес «АвтоВАЗа» пришло почти 170 тысяч вариантов, из которых оригинальных (то есть, не повторяющихся) оказалось 36 тысяч. О других названиях, которые были предложены участниками конкурса, но не стали победителями, остается только догадываться — в пресс-службе «АвтоВАЗа» нам не стали о них рассказывать, сославшись на условия проведения конкурса. У наших же читателей, к слову, были свои, в том числе и довольно оригинальные [варианты](http://readers.lenta.ru/auto/news/2010/06/30/ladaname/) названий нового автомобиля. Мы же, в свою очередь, решили разобраться, откуда взялись остальные названия в модельной линейке Волжского автозавода, а также в том, как происходит процесс выбора имени для нового автомобиля.
Как корабль назовешь.
Выбор имени — это длительный процесс, к которому помимо собственного маркетингового отдела автопроизводителя привлекаются еще и профессиональные нейминговые агентства — компании, специализирующиеся на придумывании названий. И чтобы найти одно, единственно «правильное» название новой машины, специалистам приходится перебирать до десяти тысяч различных вариантов! При этом, имя должно удовлетворять нескольким требованиям: например, быть благозвучным для потребителей тех стран, в которых машина будет продаваться. Кроме того, оно не должно быть запатентовано другим автопроизводителем. После того, как из тысячи вариантов отбирается несколько самых удачных, маркетологи проводят тестирование на фокус-группах. Это позволяет проверить «на живых людях», насколько подходит данное имя автомобилю, как быстро оно запоминается и не вызывает ли оно неприятные ассоциации. И уже на основе таких тестов выбирается окончательный вариант. Самый простой способ называть автомобили — давать им абстрактные численно-буквенные обозначения. Главный минус такого подхода — низкий уровень запоминаемости на первых этапах продвижения новинки. К тому же, подобное имя вряд ли работать в качестве рекламной «приманки». С другой стороны, благодаря численным обозначениям можно выстроить четкую иерархию в модельном ряду: например, из цифр понятно, что Audi A3 – это автомобиль ниже классом, нежели Audi A4. Обозначить иерархию, не прибегая к цифрам, в 60-е годы прошлого века попыталась компания Opel. Она давала своим моделям военные звания — Kadett, Kapitan, Commodore, Admiral. Имена подсказывали, какая модель «младшая», а какая — флагманская. В качестве названия автомобиля могут использоваться и уже существующие слова или названия. Например, компания Volkswagen, желая подчеркнуть динамическую составляющую своих машин, использовала названия ветров — Passat и Scirocco. Причем в настоящее время у большинства людей, по крайней мере, водителей, слово «Пассат», скорее, вызовет ассоциации с автомобилем, нежели с ветром.
Если в прошлом все модели Opel получали названия в честь воинских званий, то имена современных моделей заканчиваются на «-а»: Astra, Corsa, Meriva, Zafira.
Кроме того, названием для машины может послужить любое существительное или прилагательное. Причем, это реально существующее слово должно быть «идейно-близким» автомобилю, а не просто красивым. Например, имя фордовской модели Fiesta (испанское — «веселье, радость») намекает на ту радость, которую водитель может испытать при вождении машины. Названия моделей марки Smart — Fortwo и Forfour — имеют практический характер. Они указывают, на скольких человек рассчитана модель — «Для двоих» и «Для четверых».
Придумывая имя для «Импрезы», компания Subaru сыграла на созвучии слова Impreza с английским impressed («впечатленный»). Этим словом, по замыслу разработчиков, можно охарактеризовать водителя, который впервые сел за руль автомобиля Subaru. А Opel Agila (под этим названием продавалась городская малолитражка) – это немного перефразированное английское слово «agile» — «шустрый, проворный».
«Ленинец» vs. «Катюша»
В СССР, во время разработки первого автомобиля Волжского автозавода ВАЗ 2101, о существующих теперь технологиях «нейминга» вряд ли догадывались. Тогда решающим фактором для выбора названий был сугубо идеологический. Несмотря на это, «копейке» удалось избежать политизированного имени. Мало того — придумать ее название поручили народу. В августе 1968 года в прессе был объявлен конкурс на «народное название» нового советского автомобиля. В результате, на адрес Волжского автозавода пришло около 30 тысяч писем с предложениями, из которых было выбрано около сотни «удачных». Среди них были «Ленинец», «Волжанка», «Катюша», «Аврора», «ВИЛ» (сокращенное от имени Владимира Ильича Ленина). Однако победителем стало слово «Жигули». «Жигулями» в Самарской области называются горы на правом берегу Волги, неподалеку от которых располагается Тольятти — родина современного «АвтоВАЗа». Большинство исследователей считают, что топоним «Жигули» произошло от тюркского «джиугли» — «запряженный, гужевой». Свое название горы получили из-за бурлаков, которые проживали в данной местности. Но вряд ли руководство Советского союза вдавалась в подробности происхождения слова «жигули», когда делало свой выбор, — видимо, оно им попросту показалось достаточно благозвучным. С этим, правда, вряд ли бы согласились жители большинства европейских стран, где слово «Жигули» было созвучно с несколько оскорбительным словом «жиголо». Поэтому для экспорта автомобилей в Европу «ВАЗу» понадобилось срочно придумывать более «приличное» имя. Так появилась Lada. Историю появления этого названия современные работники «АвтоВАЗа». не помнят. Один из возможных вариантов: название «Лада» появилась от созвучного слово «ладья» — это изображение использовалось на шильдиках автомобилей Волжского автозавода с 1970 года. В любом случае, имя Lada оказалось настолько удачным, что в дальнейшем так стали называть не только экспортные модели, но и все остальные автомобили Волжского автозавода.
Помимо официального имени «Жигули», модель ВАЗ-2101 имела и народное имя — «Копейка».
Следующим после «Жигулей» (последним представителем этого семейства была «семерка» ВАЗ-2107) стала линейка моделей «Спутник». Первый автомобиль, выпущенный в 1984 году под таким названием, — это «восьмерка», ВАЗ-2108. Название машины должно было напомнить и жителям Советского союза, и зарубежных стран, что СССР — главная космическая держава. Однако выяснилось, что слово «спутник» было не очень известным за границей. К тому же, оно оказалось сложно произносимым для иностранцев.
В итоге, для экспорта имя изменили на еще одно «благозвучное» географическое название — «Самара». Кто-то говорит, что это слово было выбрано в честь одноименной реки, протекающей в регионе, а кто-то вспоминает о том, что так до 1935 года назывался и называется теперь город Куйбышев — административный центр области, в которой расположен «АвтоВАЗ». Еще одно топографическое название получила малолитражка ВАЗ 1111 — «Ока». Название придумали не на самом Волжском автозаводе, а на его дочернем предприятии — Серпуховском автозаводе (СеАЗ), где выпускался этот автомобиль. Таким образом, СеАЗ попытался провести параллель: «АвтоВАЗ» — это Волга, а СеАЗ — его приток, Ока. О такой ассоциации, правда, уже забыли, однако «речное» название остается на слуху даже после окончания производства малолитражного автомобиля. Разрабатывая имя для первого внедорожника, руководство завода столкнулось с проблемой: автомобиль, который предназначался, в первую очередь, для работников сельского хозяйства, живущих в труднопроходимых районах, хотели назвать «Нивой». Однако такое имя уже было у комбайна, выпускавшегося в Ростове-на-Дону на Россельмаше. Тем не менее, руководство ростовского завода не стало возражать против использование «АвтоВАЗом» имени «Нива». Кстати, и автомобиль (правда, бренд Niva теперь принадлежит концерну GM), и комбайн выпускаются до сих пор.
По науке
В настоящее время «АвтоВАЗ» выбирает имена для новых моделей точно так же, как и другие современные производители — «по науке». Как нам рассказали в пресс-службе «АвтоВАЗа», именно так на свет появились названия Kalina и Priora. Оба они были выбраны из списка 10-15 других названий по результатам проведения тестов на потребителях. Однако окончательное решение принималось руководством завода. Происхождение имени Kalina уже успело обрасти легендами, одну из них придумали сами работники завода. Согласно ей, свое имя автомобиль получил благодаря красному цвету, в котором был представлен прототип модели. Хотя, на самом деле, он был сиреневым.