Новые стандарты SP/GF-6
С мая 2020 года появились повышенные требования к энергоэффективности и ресурсосбережению моторных масел. Соответствие новому стандарту обязывает масло снижать износ цепи ГРМ, предотвращать преждевременное воспламенение на малых оборотах в двигателях с прямым впрыском (GDI) и экономить топливо.
Если на упаковке указан стандарт API SN RC, API SP RC – значит, перед вами ресурсосберегающее моторное масло (RC — Resource Concerving).
На упаковке моторного масла для бензинового двигателя можно одновременно с SP указывать более ранние стандарты: API SN (2011г.), SM (2005г.), SL (2001г.), SJ (1997г.).
Моторные масла SP/GF-6 совместимы с SN/GF-5 – если по требованию производителя автомобиля требуется моторное масло стандарта SN/GF-5, можно заливать SP/GF-6.
Стандарт ILSAC GF-6 теперь включает в себя два типа: GF-6A (масла с вязкостью xW-20 и xW-30) и GF-6B (масла с вязкостью 0W-16).
Для справки.
API (сокр. англ. American Petroleum Institute) Американский институт нефти — профессиональная ассоциация, которая продвигает нефтяные интересы США, поощряет развитие нефтяных технологий, сотрудничает с правительством в вопросах, представляющих национальный интерес, и предоставляет информацию о нефтяной промышленности правительству и общественности.
ILSAC (сокр. англ. International Lubricant Specification Advisory Committee) комитет, объединяющий Ford, General Motors, Chrysler, JAMA, который помогает в разработке новых минимальных стандартов качества масла.
JAMA (сокр. англ. Japan Automobile Manufacturers Association) профессиональная ассоциация, представляющая автопроизводителей Японии. Представляет информацию о нефтяной промышленности правительству и общественности.
Сравниваем спецификации ILSAC
Сегодня мы подробно сравним спецификации ILSAC, чтобы выбрать из них оптимальную.
Напомним: ILSAC GF-4 – это устаревший стандарт.
Его полностью заменяет и превосходит GF-5, который был представлен в октябре 2010 года.
По сравнению с предыдущей спецификацией ILSAC GF- 5 обеспечивает:
- улучшенную защиту от отложений при высоких температурах поршней и турбонагнетателей;
- предотвращение образования шламов и осадков;
- более высокую экономию топлива;
- полную совместимость с системами очистки выбросов, с эластомерами и уплотнениями;
- защиту двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе, вплоть до 85%.
Для потенциальных покупателей новых японских автомобилей в 2020 году будет актуальна спецификация GF-6 A/B.
Основное отличие GF-6B от GF-5 в том, что к ней будут относиться маловязкие масла (например, 0W-16).
И, конечно, еще большая экономия топлива, на грани угрозы повышенного износа.
Категория GF-6A полностью заменит все предыдущие спецификации ILSAC.
Это значит, что в будущем для нас будет более актуален стандарт GF-6A.
А сегодня смело заливаем масла Q8, которые соответствуют спецификации GF-5.
Классификация моторных масел ILSAC
Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.
Основные отличия масел категории ILSAC
- малая летучесть (по NOACK или ASTM);
- хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание General Motors);
- низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM D892/D6082 Sequence I–IV);
- обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA);
- малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора)
Классификация ILSAC для бензиновых двигателей.
При разделении моторных масел на классы Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов в значительной степени опирается на классификацию по API. Так, здесь предусмотрено пять категорий для бензиновых двигателей, дизельные двигатели не вошли в классификацию ILSAC.
Категория качества | Описание |
GF-1 | Устарела , введена в 1996 г. Соответствует требованиям качества классификации API SH, классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60 |
GF-2 | Устарела , введена в 1997 г. Соответствует требованиям качества классификации API SJ, классы вязкости SAE 0W-20, SAE 5W-20 |
GF-3 | Ведена в 2001 г. Соответствует требованиям качества классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Требования к классам ILSAC GF-3 и API SL во многом совпадают, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими. |
GF-4 | Ведена в 2004 г. Соответствует требованиям качества классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с каталитическими системами восстановления отработанных газов. |
GF-5 | Введена 1 октября 2010 г. Соответствует требованиям качества классификации API SN. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30. Отличается от категории GF-4 улучшенным энергосбережением на 0.5%, усиленными противоизносными свойствами, обеспечивает сниженное образование осадка в турбине, ощутимое снижение нагара в двигателе. |
GF-6 | Спецификация ILSAC GF-6 в настоящее время находится в разработке и, вероятно, будет разделена на две подспецификации. ILSAC GF-6A станет полностью совместима с предшествующей ILSAC GF-5, но предложит улучшенную экономию топлива, защиту двигателя и улучшенные свойства для поддержания долговечности систем. ILSAC GF-6B будет обладать характеристиками, схожими с ILSAC GF-5A, но вместит в себя масла с пониженной вязкостью, наподобие xW-16, чтобы достичь экономии топлива, предлагаемой новым классом вязкости SAE 16. |
В наших магазинах представлены автомасла с классификацией ILSAC:
Продукция немецкого нефтеперерабатывающего завода AVISTA OIL – смазочные материалы ТМ MOTOR Gold.
Компания Автомаркет «КАР-ГО» является официальным представителем марки MOTOR GOLD концерна AVISTA OIL на территории России.
Texaco® — это высокотехнологичные смазочные материалы высшей категории (сегмент «премиум»).
Идемитсу заливают практически во все двигатели японских автомобилей при производстве. Японский бренд «Идемитсу» является известным во всем мире производителем.
Компания Автомаркет «КАР-ГО» является официальным дилером марки IDEMITSU на территории Ульяновской области.
Подробно о ILSAC GF-5. Сравнение с GF-4
GF-5 – это категория масел, принятая 1 октября 2010 г. Имеются множество статей, посвященных этой теме. Поэтому кроме основных понятий наша компания попытается осветить те данные, о которых написано на просторах российского интернета меньше всего.
Далее, говоря SN/GF-5, как о одном новом понятии, хотелось бы разграничить, так как каждое из них несет в себе немного различное содержание и требования (конкретнее, маркировка GF-5 подразумевает более жесткие требования)
Сравнительная диаграмма свойств масел по спецификации ILSAC
Основными моментами, претерпевшими изменения в процессе т.н. апгрейда GF-4 ⇒GF-5, являются следующие 3 пункта:
-Энергосберегающие свойства а также акцент на увеличении срока этих свойств.
-Усиленные противоизносные свойства (масла для лучшей защиты) двигателя
-Совместимость с системами по контролю эмиссии вредных веществ.
Разберемся подробнее в ILSAC_GF-5. Самое основное изменение – это усиленные энергосберегающие свойства, о наличии которых свидетельствует отметка GL-5. Конечно не самый большой прорыв в технологиях (на около 0,5% больше чем GF-4), поэтому на сколько стало лучше судить не легко.
Изменился и метод лабораторных испытаний с Sequence VIB на Sequence VID
То есть, обновлен вид двигателя, применяемого при испытаниях. До сегодняшнего дня в испытаниях применялся ДВС V8 4.6L марки ФОРД 1993 года выпуска. Он, будучи устаревшим, не в полной мере отвечал современным требованиям, присущим нынешним авто, а также имел определенные отклонения в расчетах, которые не давали необходимой точности. Теперь же было принято решение применять ДВС V6 3.6L марки GM 2008 года выпуска. Таким образом увеличена степень доверия к результатам испытаний.
Дополнительный метод термического испытания окислительной стойкости
Все масла категории SM в обязательном порядке проходят тест на окислительную стойкость TEOST MHT-4. В дополнение к этому категория GF-5 подразумевает доп.тест TEOST-33С.
Повторюсь, это не изменение, а дополнение еще одного метода. А именно, при проведении TEOST-33С наблюдают за степенью повторного появления осадка в турбине. Данный тест показывает, что масло может быть применено в турбодвигателях. Поэтому можно советовать масла категории SN/GF-5 владельцам таких авто.
Стоит также отметить, что категории GF-2 также проходили испытания TEOST-33С, по результатам которого было отмечено снижение образования осадка (лакового отложения на нагретых деталях)в 2 раза с 60 мг до менее 30 мг.
О содержании серы и фосфора
Также как и в случае с категорией SM/GF-4 содержание фосфора строго ограничено на уровне от 0,08 до 0,06%, поэтому показатели противоизносных свойств не снизятся, но при этом, введено ограничение на кол-во испаряемого фосфора. Это означает, что фосфорсодержащие присадки будут стабильнее и не будут терять своих свойств.
Что касается серы, то есть одно изменение только в части вязкости 10w-30, где ее содержание снижено с показателя 0,7% до 0,6%. Показатели остальных продуктов остались неизменны с GF-4 на уровне 0,5%. Снижение уровня серы достигается путем использования более совершенных базовых масел, концентрация серы в которых меньше.
Напомним, что повышенная концентрация серы и фосфора отрицательно влияет на эксплуатационные качества катализаторов дожига и нейтрализаторов, при этом данные компоненты в ходят в наиболее важные присадки. Поэтому сохранить баланс между одними свойствами масел, не допустив снижение других, является очень важным аспектом в свете последних требований к данному продукту.
Кстати, все вышеуказанные свойства соответствуют и иногда превосходят по своим показателям стандарты регламентируемые допусками автоконцернов. (MB 229.5: Сера 0,5% Фосфор 0,11%)
Основным аспектом данной категории являются выраженные свойства, препятствующие появлению отложений. Пожалуй, это самое ощутимое для автолюбителей изменение обусловленное повышением категории. Напомним, на что это влияет. Масла теряют свои свойства будучи использованными длительное время в жестких условиях.
Процесс т.н. старения масла выглядит следующим образом:
A : Горючее→углеводороды→сажа→шлам (нагар)→старение масла
B : Горючее→сера→производные серной кислоты→истощение ресурса присадок→шлам (нагар)→старение масла
C : Масло→углеводороды→производные оксидантов→истощение ресурса присадок→шлам (нагар)→старение масла
D : Примеси→абразивные вещества, вода, пыль→шлам (нагар)→старение масла
В отличии от категории SM такие показатели, как образование шлама в двигателе, на крышке клапанов двигателя, на сетчатом фильтрующем элементе, стали более требовательны. Также ужесточены требования к образованию нагара на поршне, что привело к улучшению чистящих свойств применительно к этому узлу.
Изменения в классификации вязкости
Вслед за изменениями в положении SAE J300 минимально-допустимое значение HTHS (High Temperature High Shear Rate, т.е. высокая температура — высокая прочность на сдвиг или стабильность масла.), т.е вязкость при высокой температуре 150 град и высокой скорости сдвига — этот показатель характеризует работу масла в подшипниках коленчатого вала при его высокой скорости вращения. Измеряется в вmPa.s
Применительно к вязкостям 0W,5W,10W-40 этот показатель увеличен с 2.9 до 3.5 cp. Что касается вязкостей 15W и 20W, то показатель остался на прежнем уровне – 3.7cp. То есть, в рамках категории SN масла с верхним пределом вязкости 40 должны иметь показатель идентичный требованиям европейских автопроизводителей ACEA A3 (HTHS более 3.5 cp. При 150 градусах). Также, данные масла стали отвечать требованиям ACEA, в которых совместимость с сальниками – обязательна, что является несомненным преимуществом для владельцев европейских авто. Внесен пункт совместимости с биотопливом Е85
Вот только то небольшое описание основных изменений, связанных с появлением новой категории. Резюмируя, отмечу наличие преимуществ присущих GF-5 а также улучшенных качеств и совместимости с сальниками самой категории SN.
Сравнение ILSAC GF–5 и API SN
Требования
Специфическая вязкость SAE
ILSAC GF–5
API SN для ILSAC классов
API SN для прочих классов
API SN ресурсосбережение
Тест на пену метод А
1 мин
1 мин
10 мин
1 мин
Фосфор, мин %
0,06 мин
0,06 мин
0,06 мин
0,06 мин
Фосфор, макс. %
0,08 макс
0,08 макс
Удержание фосфора, %
79 мин
79 мин
Стенд TEOST MHT–4 мг
35 макс
35 макс
45 макс
35 макс
Стенд TEOST 33С, мг
Для 0W20
Совместимость с эластомерами
Да
Да
Да
Да
Индекс застывания (желирования)
12 макс
12 макс
12 макс
Стойкость к эмульгированию
Да
Нет
Нет
Да
Сера, % макс.
0W и 5W
0,5 макс
Нет
Нет
0,5 макс
Сера, % макс.
10W
0,6 макс
Нет
Нет
0,6 макс
Стенд ROBO Seq.IIIGA
Да
Да
Нет
Да
Seq.VID
0W–X
2,6/1,2 мин
Нет
2,6/1,2 мин
Seq.VID
5W–X
1,9/0,9 мин
Нет
1,9/0,9 мин
Seq.VID
10W–30
1,5/0,6 мин
Нет
1,5/0,6 мин
Испытания моторных масел ILSAC и API
Категория ILSAC
GF–1
GF–2
GF–3
GF–4
GF–5
Категория API
SH
SJ
SL
SM
SN
Год введения
1992–93
1996
2001
2004–05
2010
Испытания и параметры
Защита от коррозии
Seq.lllD
llD
Ball Rust
Ball Rust
Ball Rust
Коррозия подшипников, стабильность сдвига
L–38
L–38
Seq.Vlll
Vlll
Vlll
Износ и вязкостные присадки
Seq.lllE
lllE
lllF
lllG & lllA
lllG & ROBO
Износ клапанов
Seq.lVA
lVA
Низкотемпературные отложения
Seq.VE
VE
VG
VG
VG
Экономия топлива
Seq.VI
VIA
VIB
VIB
VID
Вязкость
Sae J300
Sae J300
Sae J300
Sae J300
Sae J300
0.12 макс
0.10 макс
0.10 макс
0.06–0.08
0.06–0.08
Способность удерживать фосфор
Классификации моторных масел по API и ILSAC: расшифровки классификаций
Моторные масла различаются по множеству параметров: базовое масло, вязкостные характеристики, степень очистки и так далее. И если с понятием «вязкость масла» большинство автолюбителей знакомы, то маркировка по стандартам API и ILSAC явно не на слуху. Тем не менее, знания об этих классификациях нужны: они помогут подобрать подходящее масло для определённого типа двигателя.
Если совсем кратко: классификации API и ILSAC разделяют моторные масла по их эксплуатационным свойствам. Классификация ILSAC предъявляет уточненные требования к конечному продукту и может рассматриваться как дополнение к классификации API.
Чтобы лучше понять структуру классификаций API и ILSAC, познакомимся ближе с каждой из них.
Краткая история классификации API
После судебного решения о принудительном разделе компании-монополиста «Standard Oil» в 1911 году в Америке начали развиваться независимые такие нефтегазовые компании, как Chevron, Mobil Gas или Exxon.
В период Первой мировой войны они стали заниматься снабжением воинских частей нефтепродуктами. У разрозненных компаний не было опыта совместной работы и единого подхода, что вызывало трудности. Нужен был перечень стандартов качества готовой продукции, который был бы зафиксирован в едином реестре.
Регулятором зарождающегося рынка выступил Американский институт нефти (American Petroleum Institute, или API), основанный в 1919 году. API создал единые для всех компаний стандарты качества, а также выступил буфером между производителями и поставщиками нефти с одной стороны и государством с другой.
Сейчас API — одна из крупнейших национальных ассоциаций, представляющая все аспекты американской нефтяной и газовой промышленности. Требованиям API подчиняются добывающие, перерабатывающие и нефтесервисные компании, морские перевозчики, оптовые и розничные продавцы.
Как читать маркировку API
Классификация моторного масла API учитывает не только свойства моторных масел, но и технологические особенности двигателей, для которых они предназначены. Пример стандартной маркировки: API SM или API CF.
Первая буква класса указывает на тип двигателя:
- S (от англ. «spark ignition» — «воспламенение от искры») — бензиновый;
- C (от анг. «compression ignition» — «воспламенение от сжатия») — дизельный;
- T (от англ. «two-stroke» — «двухтактный») — используется для двухтактных двигателей.
Дробная запись (например, API SL/CF ) говорит о том, что перед нами универсальное масло, которое можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.
Первым ставится тот класс масла, который соответствует предпочтительному применению. То есть, основное предназначение масла API SL/CF — для бензиновых двигателей, требующих применения масел уровня API SL, но производитель допускает его использование и в дизельных моторах, требующих применения масел уровня API CF.
Если рассматривать действующие категории API SJ — SP и API CH-4 — CK-4, то масла более поздних категорий допускается использовать в двигателях, которым требовались масла более ранних классов.
Если на этикетке моторного масла нет маркировки API, это означает, что продукт либо вообще не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс качества устарел.
Краткая история классификации ILSAC
ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) — Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел.
Он был создан по инициативам Американской Ассоциации Производителей Автомобилей (ААМА) и Японской Ассоциации Производителей Автомобилей (JAMA), чтобы ужесточить требования, предъявляемые к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
Стандарт ILSAC дополнительно ужесточает требования к маслу — по их требованиям оно должно:
- сохранять свои свойства при работе в условиях повышенного давления;
- способствовать экономии топлива;
- подлежать фильтрации при работе на пониженных температурах;
- иметь пониженную степень угара;
- содержать меньше фосфора в составе для продления срока службы катализаторов;
- иметь меньшую склонность к пенообразованию;
- иметь пониженную вязкость.
Как читать маркировку ILSAC
На сегодняшний день классификация ILSAC включает 7 классов: GF-1 и GF-2 (устаревшие), GF-3, GF-4, GF-5, а также новейшие GF-6A и GF-6B. Чем выше цифра, тем современнее класс. Все масла, лицензируемые по стандартам ILSAC, являются всесезонными и относятся к категории энергосберегающих.
Напомним немного о новых классах масел ILSAC GF-6A и GF-6B. Подробнее об особенностях данных категорий:
- ILSAC GF-6A — как указано выше соответствует категории API SP Resource Concerving, даёт потребителю все её преимущества, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30;
- ILSAC GF-6B — имеет те же требования и преимущества, что и ILSAC GF-6A, но распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Для использования масла ILSAC GF-6B потребитель должен иметь соответствующие рекомендации в сервисной книжке своего автомобиля: в противном случае это может;
- привести к негативным последствиям.
Что изменилось в стандартах API в 2020 году
В мае 2020 года стандарты моторных масел для легкового транспорта с бензиновыми двигателями получили обновление — появились масла новой категории API SP. Они превосходят свойства моторных масел категории API SN, поскольку лучше защищают от следующих проблем:
- преждевременное неконтролируемое воспламенение топливно-воздушной смеси. С этим столкнулись современные форсированные двигатели малого объема, оснащенные турбонаддувом: самовоспламенение топливно-воздушной смеси в середине такта сжатия влечет за собой разрушение межпоршневых перегородок, поршней, загибание шатунов и разрушение блока двигателя;
- износ цепи ГРМ;
- высокотемпературные нагрузки на поршни и турбонагнетатели.
Что изменилось в стандартах ILSAC в 2020 году
Введенные в мае текущего года стандарты коснулись и классификации ILSAC: они учли изменившиеся требования, предъявляемые к моторным маслам.
Основные отличия новых стандартов ILSAC GF-6A/B от ILSAC GF-5:
- Защита двигателя от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI).
- Защита цепи ГРМ от износа и растяжения.
- Защита от образования высокотемпературных отложений на поршне и в турбокомпрессоре.
- Снижение образования лаковых отложений и шлама.
Новые стандарты API и ILSAC в линейке моторного масла GENESIS
Прежде всего отметим, что все моторные масла из линейки GENESIS лицензированы по стандартам API и ILSAC. Однако разговор о новейших стандартах 2020 года был бы неполным без упоминания соответствующего продукта — это полностью синтетическое всесезонное масло LUKOIL GENESIS ARMORTECH DX1 5W-30, одобренное по самым современным классам API SP и ILSAC GF-6A. Предназначено оно прежде всего для современных двигателей концерна General Motors.
Новое масло обладает следующими преимуществами:
- Защищает от преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси (LSPI) в двигателях TGDI.
- Имеет превосходные низкотемпературные свойства, что способствует легкому пуску двигателя при низких температурах.
- Совместимо с каталитическими системами доочистки выхлопных газов (TWC).
Чтобы быстро подобрать подходящее моторное масло, воспользуйтесь удобным онлайн-подборщиком.