Кто и когда придумал автоматическую коробку передач – история создания
Автоматическая коробка передач – это весьма распространенное устройство, которое часто используется в современных автомобилях. Такая конструкция имеет довольно много преимуществ и существенно облегчает управление машиной. При этом, несмотря на широкое распространение, далеко не всем известно, кто конкретно придумал коробку-автомат. Это устройство появилось еще в начале прошлого века.
Роль коробки автомата в автомобиле
Автоматическая коробка переключения передач – это достаточно распространенное устройство. При движении машины эта конструкция сама определяет самое подходящее передаточное отношение, которое позволяет переключаться с одного режима на другой. Это существенно облегчает для водителя процедуру трогания. Устройство самостоятельно подстраивает внешнюю скоростную характеристику мотора под заданную водителем скорость движения. Этот вид коробок становится все популярнее. Однако далеко не каждый человек знает, кто именно изобрел ее.
История изобретения
Автоматическую коробку переключения передач первыми придумали американские исследователи – братья Стартевенты. Их важное изобретение появилось в 1904 году. По сути, конструкция исследователей представляла собой улучшенную механику, оснащенную двумя ступенями. При этом процесс переключения между ними осуществлялся автоматическим способом. Нужно сказать, что массовое производство этой конструкции так и не было налажено.
Изобретение Г. Феттингера

Одним из самых важных элементов, который повлиял на создание настоящей автоматической коробки передач, был гидротрансформатор. Изначально эту конструкцию создали в судостроительной отрасли, и она была связана с различными техническими проблемами. Решить их помогло изобретение Феттингера. Ученый предложил гидравлическую машину, в которой удалось в одном корпусе объединить насос, реактор и турбину. Туда же входили колеса гидродинамической передачи. Патент на свое изобретение ученый получил в 1902 году. Его конструкция обладала большим количеством плюсов, если сравнивать с другими аналогичными устройствами. С помощью гидротрансформатора Феттингера удалось уменьшить потери полезной энергии и нарастить коэффициент полезного действия.
Дальнейшие улучшения
Впоследствии коробка-автомат претерпела много изменений. Более совершенная модель появилась благодаря инженерам фирмы Ford. Этот бренд выпустил уникальную версию Model-T с планетарной коробкой передач. Она получила 2 скорости для движения вперед. Также конструкцию оснастили задней передачей. Управление коробкой было реализовано с помощью педалей.
Следующим этапом стало создание коробки компанией Reo. Она использовалась на моделях General Motors. Это устройство вполне можно назвать первой роботизированной коробкой передач, поскольку оно представляло собой механическую конструкцию, оснащенную автоматизированным сцеплением. Чуть позже начала применяться и планетарная система передач.

Именно планетарный механизм лучше всего подходит для автоматической коробки. Чтобы управлять направлением вращения выходного вала и передаточным числом, производится торможение ряда фрагментов планетарной передачи. Чтобы решить такую задачу, допустимо применять незначительные, но постоянные усилия.
Когда появились современные варианты
- «P» или «Parking» – означает «стоянка». Этот режим подразумевает включение нейтрального режима. При этом выходной вал коробки блокируется механическим способом. За счет этого автомобиль стоит на месте и не перемещается.
- «R» или «Reverse» – означает «Задний ход». Этот вариант подразумевает включение режима заднего хода.
- «N» или «Neutral» – переводится как «Нейтраль». В этом случае отсутствует связь между выходными и входными валами КПП. Но выходной вал не блокируется, потому машина может двигаться.
- «D» или «Drive» – представляет собой «Основной режим». При этом речь идет об автоматическом переключении.
- «L» или «Low» – подразумевает движение исключительно на первой передаче. Этот режим сопровождается блокировкой гидротрансформатора.
По мере развития автомобильного транспорта увеличивались требования к показателям его экономичности. Это привело к тому, в восьмидесятых годах прошлого века вернулись трансмиссии с 4 ступенями. В них получили большое распространение гидротрансформаторы, которые блокировались на высокой скорости. Это помогало повысить коэффициент полезного действия трансмиссии благодаря уменьшению потерь, которые появлялись в гидравлическом элементе.
Восьмидесятые-девяностые годы ознаменовались компьютеризацией систем управления мотором. Такие же системы управления использовались и в автоматических коробках переключения передач. Там течение гидравлической жидкости регулировали соленоиды, которые были связаны с компьютером. Благодаря этому переключение передач стало комфортнее, а также повысилась экономичность и эффективность работы.
В тот же период появилась возможность управлять коробкой передач вручную. Она касалась таких устройств, как «типтроник» и аналогичных конструкций. По мере совершенствования устройства была создана первая коробка передач с 5 ступенями. К тому же исчезла потребность менять масло в конструкции. Это было связано с тем, что ресурс залитой жидкости был сопоставим со сроком жизни самого устройства.
Автоматическая коробка переключения передач считается очень важным устройством, которое сделало вождение автомобиля более простым и доступным занятием. При этом далеко не каждому известно, что это устройство появилось еще в начале двадцатого века. Оно претерпело много изменений и усовершенствований. Благодаря этому удалось улучшить качественные характеристики конструкции и сделать ее более надежной.
Настоящее имя изобретателя коробки автомат-Асатур Сарафян

На патенте автоматической коробки передач значится имя американца Оскара Бэнкера, но его настоящее имя Асатур Сарафян.
Авторство своего изобретения Сарафян отстаивал около 8 лет, борясь с компаниями-производителями автомобилей. В итоге его предложение было принято и компания «General Motors», которая до этого ставила в автомобили полуавтоматическую трансмиссию с множеством недостатков, начала первой оснащать свою продукцию автоматическими коробками. Свое изобретение Сарафян запатентовал в 1935 году.

Асатур Сарафян родился в 1895 году. Его семье удалось спастись от Геноцида армян в Османской империи и переселиться в Чикаго, где Асатур Сарафян и сменил имя на Оскар Бэнкер, и нашел себе работу в мастерской. Асатур Сарафян скончался в Кливленде, штат Огайо в 1979 году, в возрасте 83 лет.
В послужном списке изобретателя кроме автоматической коробки передач еще два незаменимых в мастерских инструмента — опиловочный станок и шриц-пистолет для для смазки деталей.
Как устроена коробка «автомат» и как правильно с ней обращаться

Водители называют «автоматом» несколько разных механизмов. Объединяет их одно: водителю во время движения не требуется орудовать рычагом переключения передач и нажимать на педаль сцепления, которая отсутствует.
- Что это
- Устройство
- Принцип работы
- Обозначения
- Плюсы и минусы
- Как управлять
- Как правильно ездить на «автомате»
- Как продлить жизнь АКП
- Как отремонтировать
Что такое коробка «автомат»
Коробка автомат (автоматическая трансмиссия, АКП) — это тип коробки передач, способный самостоятельно и без вмешательства водителя выбирать нужное передаточное число в соответствии с режимом движения и сопутствующими факторами. К автоматам принято относить несколько видов коробок передач: классическую гидротрансформаторную АКП, «робот» (РКП) и вариатор (CVT). Хотя последние два типа правильнее называть автоматизированные трансмиссии.
Каждая из перечисленных трансмиссий серьезно упрощает процесс управления: водителю не нужно выжимать педаль сцепления и думать над выбором оптимальной передачи — передаточные числа подбираются самостоятельно. Все, что требуется, — жать на газ и рулить.
Устройство коробки «автомат»
Идея отказа от ручного переключения передач возникла почти сразу после появления автомобиля, но впервые полноценно реализовать ее смогли лишь в 30-х годах XX века.
В 1902 году немецкий инженер Герман Феттингер создал судовой автомат. Спустя два года братья Стартевенты из Бостона явили миру свою конструкцию, предназначенную для установки на автомобили. По сути это была усовершенствованная механика с двумя передачами, переключение которых происходило автоматически.
Полноценный же автомат запатентовал Оскар Бэнкер (Асатур Сарафян) в 1935 году — его изобретением воспользовалась компания General Motors. С внесением доработок в 1940 году появился тот самый классический гидротрансформаторный автомат, который применяется в усовершенствованном виде по сегодняшний день.


В его основе лежат не пары шестерен, а планетарный механизм с переменным передаточным отношением: центральная (солнечная) шестерня, коронная шестерня и шестерни-сателлиты. Передаточное отношение у такого набора может меняться в зависимости от того, как именно вращаются его части относительно друг друга. Соединяя разные части планетарного механизма, можно заставить шестерни вращаться с разными скоростями, то есть получить коробку передач.
За переключение передач здесь отвечают многофункциональные гидромуфты, выполняющие функции сцепления. Муфты сжимаются давлением гидравлической жидкости. Крутящий момент от двигателя передается коробке передач так называемым гидротрансформатором, избавляющим от жесткой связи двигателя и коробки передач. Благодаря гидротрансформатору переключение передач происходит плавно, почти незаметно.
Основными элементами классического автомата являются:
- Гидротрансформатор (отвечает за преобразование и передачу оборотов).
- Планетарный редуктор (управляет гидротрансформатором).
- Система гидроуправления (отвечает за работу планетарного редукторного узла).

Фото: Shutterstock
Принцип работы автомата
Принцип работы автомата различается в зависимости от вида автоматической трансмиссии. На каждом из них остановимся отдельно.
Классическая (гидротрансформаторная) АКП
Принцип работы классической АКП основан на давлении трансмиссионной жидкости. За передачу крутящего момента от двигателя к элементам автоматической коробки передач отвечает гидротрансформатор (он же «бублик»). В состав устройства входят три лопастных колеса — насосное, турбинное и реакторное, — заключенные в герметичный корпус. Насосное колесо соединено с коленчатым валом двигателя, а турбинное — с первичным валом КПП.
После запуска двигателя в «бублике» под давлением насоса начинает рециркулировать масло. Проходя через крыльчатки реактора, оно трансформирует механическую силу от маховика в гидравлическую — крутящий момент начинает передаваться на планетарный механизм. Гидротрансформатор выполняет функции как сцепления, так и гидромуфты.
Система гидроуправления позволяет автомату переключать передачи без тяг и муфт с синхронизаторами. Открывая и закрывая в гидроблоке нужные клапаны, коробка передач самостоятельно сжимает нужные пакеты фрикционов давлением масла. Плавная их блокировка, управляемая электроникой, позволяет автомату переключаться почти незаметно.
Вариатор (CVT)
Основа бесступенчатой трансмиссии — два конических шкива, один из которых соединен с валом двигателя, а второй передает крутящий момент на ведущие колеса автомобиля. Мощность передается с ведущего вала на ведомый посредством соединяющего их ремня (или цепи). На каждом из валов имеются два конуса, обращенные вершинами друг к другу. Изменение зазора между ними приводит к смещению ремня и изменению передаточного отношения.
Когда конусы раздвигаются, ремень смещается ближе к оси вращения, и наоборот. Для изменения передаточного отношения достаточно просто сдвигать конусы на одном валу и одновременно раздвигать на другом.
За управление конусами отвечают гидравлическая система и электроника. Гидротрансформатор позволяет автомобилю с вариатором трогаться и останавливаться, а планетарный редуктор — включать задний ход и расширять диапазон передаточных чисел. Все современные вариаторы умеют имитировать фиксированные передачи.
«Робот» (РКП)
Роботизированная коробка передач по своей сути — это механика, дополненная электроникой и сервоприводами. Такая трансмиссия полностью берет на себя процесс переключения передач. Выбор той или иной передачи контролируется электроникой. Вместо педали сцепления и рычага коробки стоят электромоторы, которые по команде электроники «выжимают» сцепление и меняют ступени.
Простейшие роботы уже практически не применяются в современном автопроме. Им на смену пришли коробки следующего поколения — так называемые преселективные роботы с двумя сцеплениями (к примеру, коробки DSG). Каждое из сцеплений отвечает за свой набор передач — четных и нечетных. Процесс переключения с одной передачи на другую происходит практически мгновенно, без разрыва крутящего момента.
Обозначения на коробке автомат
Режимы работы коробки автомат могут поставить в тупик водителя, который прежде ездил только на механике. Для наглядности мы оформили обозначения и описания в виде таблицы.
| Обозначение | Расшифровка |
| N (Neutral) | Нейтральное положение. Положение селектора в позиции N означает, что никакая из передач не включена. Автомобиль может свободно катиться. |
| D (Drive) или A (Automat) | Режим движения вперед. В зависимости от потребностей водителя автоматически используются те или иные передаточные числа. |
| R (Revers) | Задняя передача. Выбрать этот режим можно только при полной остановке автомобиля. |
| Р (Parking) | Режим парковки. Переводя селектор в положение Р, водитель механически блокирует трансмиссию. На многих моделях не получится запустить двигатель, если селектор не находится в этом положении. Блокировка в режиме Р никак не связана с тормозной системой – она лишь помогает стояночному тормозу, но не заменяет его. |
| M (Manual) | Режим ручного управления. В этой позиции селектора водитель может самостоятельно переключать передачи с помощью подрулевых лепестков, кнопок или самого селектора – толчками вверх и вниз. В зависимости от конкретной модели процесс осуществляется по-разному. |
| L (Low) или 1, 1L | Режим пониженной передачи. Позволяет зафиксировать коробку на первой передаче. Этот режим помогает при движении по скользкой дороге либо бездорожью на минимальных скоростях. Также может применяться при торможении двигателем, на крутых спусках и подъемах. |
| L2, 2L, 2 | При выборе такого режима коробка передач не перейдет выше второй передачи. |
| D3 или 3 | Ограничение не выше третьей скорости. |
| OD (Over Drive) | Режим повышенной передачи. Помогает экономить горючее на высоких скоростях. |
| KD (Kick Down) | Пониженная передача. Включается, если продавить педаль газа «в пол». Используется для максимально быстрого набора скорости. |
| S | Спортивный, динамичный режим. Позволяет использовать все возможности двигателя и трансмиссии. Его не рекомендуется выбирать при движении на нестабильном покрытии и на бездорожье. |
| W (Winter) или значок снежинки | Зимний режим. В этой позиции селектора автомобиль трогается с повышенной передачи, более плавно, что помогает избежать пробуксовки. Летом применять такой режим не рекомендуется. |
| E | Режим экономии. Обеспечивает плавность движения и позволяет сжигать меньшие объемы горючего. Движение автомобиля в таком режиме становится более вялым, отклик на педаль газа ухудшается. |
Наиболее часто встречающейся на моделях с «автоматом» является раскладка режимов P-R-N-D-L. Остальные перечисленные обозначения и некоторые другие используются опционально. О них в обязательном порядке рассказывается в инструкции.
Плюсы и минусы коробок автомат
Автоматические трансмиссии обладают множеством плюсов, но не лишены и минусов. Об этом не стоит забывать на этапе выбора автомобиля.
К несомненным плюсам отнесем следующие моменты:
- Легкость эксплуатации: любая автоматическая трансмиссия избавляет водителя от утомительных процедур выжима педали сцепления и ручного выбора передач.
- Высокая плавность движения. Благодаря наличию до 10 передач современные автоматы изменяют передаточные отношения чрезвычайно плавно, практически незаметно.
- Повышенная безопасность. Переключить механику без разрыва потока мощности невозможно.

Фото: Shutterstock
Минусы автоматов:
- Дороговизна. Как правило, автомобили с автоматами стоят дороже, чем с механической коробкой. Обслуживание автомата также дороже.
- Увеличенный расход топлива.
- Автоматы не любят экстремальных нагрузок.
- Машины с автоматом не рекомендуется буксировать на большие расстояния.
- Автоматы не любят буксировки прицепов: возможны ограничения.
Как управлять коробкой автомат
Научиться пользоваться машиной с коробкой автомат намного проще, чем автомобилем с механикой. Именно по этой причине существует разделение в водительских правах: водители, обучавшиеся в автошколе на машине с АКП, не могут ездить на механике — требуется переобучение. Те, кто прежде ездил на машине с МКП, с автоматом легко совладают.
Алгоритм обращения с автоматом максимально прост:
- Чтобы завести машину, нужно сесть за руль, нажать тормоз и повернуть ключ в замке/нажать кнопку запуска двигателя. Селектор коробки должен находиться в парковочном положении P. Запускать ДВС можно и с нейтрального режима, но производители рекомендуют использовать именно режим паркинга. Запустить мотор из любого другого режима не получится.
- Для начала движения селектор выставляется в D или R (вперед и назад соответственно). После того как вы отпустите педаль тормоза, машина сама начнет движение. Нажатием на газ можно увеличить скорость.
- Для остановки машины нужно отпустить педаль газа и нажать на тормоз.
- Перед тем как заглушить двигатель следует перевести селектор коробки в парковочное положение Р.
Как правильно ездить с коробкой автомат
При эксплуатации автомобиля с автоматической трансмиссией нужно придерживаться некоторых важных рекомендаций, которые помогут продлить коробке жизнь.

Фото: Shutterstock
Переключать режимы между D-R-P нужно при полной остановке автомобиля и зажатом тормозе.
Во время движения переключать селектор можно лишь в некоторые положения. Технически можно включить режим нейтрали (N) и двигаться накатом, но делать так не рекомендуется из соображений безопасности.
Оставлять автомобиль без стояночного тормоза с включенным режимом P можно лишь на ровных площадках. Несоблюдение правила чревато тем, что машина может внезапно покатиться.
При движении в пробке на машине с автоматом водителю постоянно приходится давить на тормоз. Пока автомобиль стоит, селектор трансмиссии следует переводить в режим паркинга, а не в нейтраль. Нейтраль используется для того, чтобы перекатить машину с места на место при выключенном двигателе и для буксировки на небольшие расстояния.
Буксировать машины с автоматом и заглушенным мотором на значительные расстояния нельзя. Этот процесс возможен лишь на нейтрали и с работающим двигателем, либо с вывешиванием ведущих колес.
Буксировка других машин и тяжелых прицепов автомобилем с автоматом возможна при соблюдении рекомендаций производителя. Для снижения нагрузки могут быть предусмотрены специальные режимы. В процессе буксировки желательно не использовать высокие передачи.
Чтобы выбраться из сугроба, можно воспользоваться фиксированными положениями L, 1 или 2, предварительно отключив систему стабилизации.
Как продлить жизнь коробке автомат
Любой автомат значительно сложнее и дороже механики; стоит сделать все возможное, чтобы уберечь его от поломок.

Фото: Shutterstock
Резкая и агрессивная езда сильно сокращает жизнь автоматам (как и всем элементам автомобиля). При такой эксплуатации происходит повышенный износ фрикционов, планетарных редукторов, муфт и пр. Продукты износа загрязняют масло и приводят к перегреву коробки. Выйти из строя может практически каждый узел.
Для продления жизни трансмиссии рекомендуется выполнять несколько правил:
- Плавно трогаться.
- Не нажимать на газ и тормоз одновременно. Это приводит к перегреву масла в гидротрансформаторе и преждевременному выходу коробки из строя.
- Не ездить в экстремальных режимах с пробуксовками. Автоматические трансмиссии чрезвычайно чувствительны к ударным нагрузкам.
- Не использовать часто режим кик-даун. В этом режиме автомат испытывает повышенные нагрузки.
- Не переводить в движении селектор в положение «нейтраль».
- Не использовать прием раскачки, когда автомобиль застрял. Это приводит к повышенному износу фрикционов.
Как отремонтировать автомат
Автоматической трансмиссии, как и любому другому агрегату автомобиля, требуется периодическое обслуживание. Если производитель рекомендует менять масло или фильтры — надо обязательно следовать этому правилу.
В ряде случаев простая замена масла может вернуть автомату жизнь: избавить от «пинков» и некорректной работы. Процедуру лучше доверить профессионалам, поскольку для полной замены требуется специализированное оборудование.
Вместе с маслом в обязательном порядке меняется фильтр, который в процессе работы агрегата задерживает в себе продукты износа. Нередко помимо фильтра приходится менять сопутствующие компоненты — уплотнительные прокладки, кольца или даже поддон.

Фото: Shutterstock
Автомат — технически сложное устройство с отдельным блоком управления. При визите в сервисный центр можно с помощью диагностического оборудования считать ошибки в работе АКП и, в случае необходимости, произвести ремонт проблемных компонентов.
Всевозможные рывки, толчки, подвисания коробки на одной передаче — признаки поломки, требующие обращения к специалистам. Попытки решить эти проблемы самостоятельно, с большой вероятностью, не помогут.
- Маркировка шин: как правильно расшифровать все знаки
- Одометр: зачем в машине нужен счетчик пробега
- Сайлентблок: что это, зачем нужен и когда менять
История появления автоматических коробок передач или кто первый создатель
Создание автоматической коробки передач буквально перевернуло весь мир. Внедрение этого механизма значительно упростило процесс эксплуатации автомобиля, увеличения скорости и переключения между этапами, но путь к его появлению был непростым. Работа над АКПП продолжается и по сей день, чтобы сделать ее надежнее, дешевле и практичнее.
- Кто изобрел автоматическую коробку передач
- История создания автоматической коробки передач
- В каком году появилась автоматическая коробка передач
- Первая автоматическая машина
- Первая русская автоматическая коробка передач
- Дальнейшее развитие АКПП — развитие гидромеханической АКПП
- Автоматическая коробка передач
- Принцип работы автоматической коробки передач
Кто придумал коробку автомат
Первыми с автоматической коробкой передач пришли братья Стартевентовы из Америки. Они занимались разработкой принципиально новой коробки передач до 1904 года и представили миру свой вариант автоматической коробки передач. Из-за ряда недостатков проект казался сырым, поэтому в серию не пошел, а идея сделать автоматическую коробку передач несколько потускнела. Так первым автомобилем на автомате стал шведский автобус, выпущенный на единичной выставке в 1928 году. Механизм серийно внедрялся в автомобиль с 1947 года на автомобилях Buick Roadmaster. Форд также внес большой вклад в разработку первой в то время автоматической коробки передач. Кроме того, устройство было усовершенствовано Карлом Бенцем для комплектации автомобилей Mercedes-Benz, но механизм как таковой уже был изобретен. Он просто улучшил его.
На самом деле автоматическую коробку в прямом смысле слова изобрел армянский изобретатель по имени Асатур Сарафян. Но после переезда в Америку для развития сменил имя и взял псевдоним Оскар Банкер. Именно этот инженер стал обладателем первого патента на действительно автоматическую коробку передач с гидротрансформатором. Это событие произошло в 1935 году, но проблема в том, что он смог получить свой патент только после 7 лет веских доказательств. Несмотря на разработки других, General Motors активно внедряла ее в свои автомобили.

Первая в мире автоматическая коробка передач от армянского конструктора взорвала автомобильную промышленность всего мира. В течение следующих 10 лет будет происходить активная разработка и внедрение зубчатой передачи практически во все выпускаемые автомобили. Наиболее массовыми потребителями гидроблоков сцепления являются бренды из США, а именно Chevrolet, Buick, Packard и др.
История создания автоматической коробки передач
Сначала была изобретена автоматическая коробка передач, представляющая собой усовершенствование классической механической коробки передач того времени. У него было всего 2 скорости, а передача крутящего момента осуществлялась через пары шестерен. У него было много недостатков, и поэтому его не стали выпускать серийно. Позже, почти на 3 десятка лет, был изобретен гидротрансформатор, который буквально все перевернул с ног на голову. Внедрение этого узла сделало переключение плавным, а само устройство сверхнадежным, несмотря на сложность конструкции и регулярные поломки. Первая официально запатентованная модификация работающего гидротрансформатора была представлена в 1902 году. Появление этого узла повысило эффективность работы двигателя и улучшило ходовые качества автомобиля в целом.
В каком году появилась коробка автомат
Первая в мире автоматическая коробка передач была представлена миру в 1904 году, но у нее было много недостатков:
- высокий уровень сложности;
- невозможность проведения ремонта общими для владельцев инструментами;
- короткая продолжительность жизни, не более 4 лет и так далее.
Следующее действительно работающее устройство изобретатели представили в 1928, 1935 и массово в 1947 году.

Первая машина на автомате
Первая автоматическая коробка передач использовалась не в автомобиле, как нам казалось, а в виде водного транспорта, так как обеспечивала достаточно большую передачу крутящего момента и позволяла быстро увеличивать скорость. Разработчиком гидродинамического механизма для кораблей был Феттингер. Главной его характеристикой были минимальные потери в двигателе. Что касается автомобиля, то фактически первым автомобилем, оснащенным автоматической коробкой передач с гидроблоком, стала Ford Model-T.
Первая российская автоматическая коробка
Советские инженеры не стояли на месте и в разработке автоматических коробок передач.
Создание, а точнее, представление миру первого автомобиля с «автоматом» пришлось на 1958 год. Обладателем такого аппарата стал премиальный лимузин ЗИЛ-111. Стадии разработки и проектирования выполнены Островцевым А.Н. Уникальной машину назвать нельзя, потому что, как показала первая выставка 1956 года, это был один из вариантов, который больше всего напоминал Packard.
В конструкции коробки АМТ имелся гидротрансформатор в сочетании с планетарной двухступенчатой коробкой передач. Передаточное число трансформатора 2,45. В 60-е годы. Такой автоматической коробкой передач советские конструкторы стали оснащать автомобиль «Волга» ГАЗ-21. По неизвестным причинам количество выпущенных автомобилей было минимальным. Что касается современного автомобилестроения, то автоматическую коробку передач можно увидеть на Lada Granta.
Дальнейшее развитие коробки автомат — эволюция гидромеханической АКПП
Между механикой и полноценным бычьим автоматом так называемая преселективная коробка. В конструкции автомобиля был подрулевой переключатель, как во многих американских фильмах, которым нужно было заранее выбрать нужную передачу. Непосредственно включение заданной скорости осуществлялось нажатием специальной педали, установленной вместо сцепления. Необходимость такой конструкции объяснялась низкой скоростью переключения в имевшихся в то время механических коробках передач, так как они не имели синхронизаторов.
Заметное развитие автоматической коробки передач приходится на 80-е годы. В механизмах стали появляться дополнительные ступени, повышающие и блокирующие гидротрансформатор. С увеличением числа ступеней пришлось ввести электронный блок управления, тем самым исключив из агрегата ненужные механические компоненты. Вместо них были установлены электромагнитные клапаны. Первой компанией, изобретшей автоматическую коробку передач для автомобиля с ЭБУ, была Toyota в 1983 году. После этого марка Ford в 1987 году начала использовать электронные модули.

Устройство автоматической трансмиссии
Современные автоматические коробки передач полностью отличаются от своих механических собратьев. Устройство имеет следующие узлы:
- гидротрансформатор, внутри которого находятся турбина и рабочее колесо, а также реактор;
- тНВД ATF;
- планетарный редуктор с шестернями, фрикционами и фрикционами;
- ЭБУ или электронный блок управления, гидроблок с соленоидами и датчиками.
Принцип работы АКПП
В отличие от механической коробки передач, в автоматической коробке передач масляный насос приводится в движение коленчатым валом. Это важнейший узел, создающий и поддерживающий рабочее давление в системе. При подаче жидкости на колесо в гидротрансформаторе оно начинает вращаться. При этом турбина начинает двигаться за насосной станцией, но с меньшей скоростью. Между колесами находится реактор, благодаря которому регулируется плотность и направление потока.
Кроме того, работа устройства продолжается при включении электронного блока управления, который считывает показания положения селектора и выбора нужного режима работы. Гидроблок в зависимости от выбранной программы управляет соленоидами, блокируя или освобождая те или иные элементы планетарного редуктора.
Когда пользователь нажимает на педаль газа, обороты двигателя увеличиваются. Так как включен режим движения, электроника понимает, что необходимо менять фрикционы в определенном диапазоне оборотов двигателя в соответствии с предыдущим шагом. Когда скорость снижается, процесс сцепления меняется на обратный.
Больше интересных статей здесь: Советы.