Как проверить датчик включения вентилятора ваз
Перейти к содержимому

Как проверить датчик включения вентилятора ваз

  • автор:

Диагностика и замна датчика вентилятора на ВАЗ 2114

Каждый водитель знает, что перегрев двигателя — это очень плохо. Ни к чему хорошему он привести не может. Дабы обезопасить мотор от перегрева, автомобили оснащаются вентиляторами охлаждения радиатора. Причем порой он далеко не один.

Сегодня поговорим об очень важном элементе охлаждения — датчике вентилятора. Он отвечает за своевременное включение этого охлаждающего устройства, предотвращая нежелательный перегрев.

Внешний вид устройства и расположение

Внешний вид устройства и расположение

Немного теории

Характеристика

Пояснение

Располагается датчик в радиаторе печки. Определить, что перед вами именно он, не сложно, поскольку в радиаторе это единственный элемент, к которому подключены провода. А если взять ключ на 30, то только датчик имеет соответствующий размер крепежа.

Датчики могут иметь разные температурные пределы. Но для ВАЗ 2114 включение происходит при 102-105 градусах Цельсия, а выключение — при 85-87 градусах. При выборе нового измерителя, ориентируйтесь на тот, который вышел из строя, либо приобретайте с показателя включения и выключения 102 и 87 градусов соответственно

Внутри датчика имеется специальная контактная группа. При нагреве ОЖ в радиаторе эта группа греется и расширяется. Когда расширение доходит до определенного предела, происходит замыкание контактов, они передают сигнал на проводку и вентилятор включается

Причины поломки вентилятора

Есть ряд причин, из-за которых датчик вентилятора может в итоге выйти из строя помимо датчика. Потому их предварительно следует исключить, чтобы убедиться — датчик всему виной.

К причинам отказа в работе вентилятора относят:

  1. Вышел из строя вентилятор. Он может износиться, потерять целостность, получить механические повреждения. Заменить его будет дороже, если сравнивать с датчиком, но выбора нет.
  2. Оборвалась цепь. При проверке датчика обычно применяют метод замыкания двух его контактов. Но если цепь проводки имеет повреждения, это сделать не удастся, а всю вину по неопытности свалят на регулятор.

Если проверка контактами не дала результата, вентилятор не реагирует, попробуйте подключить его контакты напрямую к аккумуляторной батарее.

Проверка датчика

Для начала советуем проверить датчик, который на ваш взгляд вышел из строя. Даже если окажется, что он не работает действительно, вы по крайней мере будете спокойны.

Плюс обязательно следует проверять новый датчик перед его установкой. Это позволит убедиться в его работоспособности. Сегодня подделок достаточно много на рынке, потому всегда есть шанс приобрести не качественный датчик вентилятора.

Искомый объект

Искомый объект

Для проверки вам понадобится определенный набор инструментов и материалов, куда входят:

  • Емкость;
  • Вода;
  • Охлаждающая жидкость;
  • Термометр;
  • Мультиметр.

Приступаем к проверке.

  1. Налейте воду или обычную охлаждающую жидкость в подготовленную емкость.
  2. Опустите в нее датчик резьбовой частью.
  3. Клемму мультиметра соедините с контактами регулятора. Измерительный прибор должен стоять в режиме замера сопротивления. Хотя если мультиметр имеет функцию прозвонки, тогда выбирайте его.
  4. Поместите в жидкость термометр.
  5. Нагрейте воду.
  6. Когда температура жидкости достигнет температуры срабатывания регулятора (92 градуса по Цельсию), контакты должны замкнуться, а мультиметр начнет пищать.
  7. Если этого не произошло, датчик действительно не работает и ему требуется сменщик.

Если вы приобрели нерабочий регулятор, обязательно отправляйтесь в магазин и требуйте замены или возврата денег. Но только при наличии чека. Лучше приобретать запчасти в специализированных, хороших магазинах. Риск попасть на подделку там меньше.

Замена

На инжекторном двигателе, который буквально переполнен всевозможными датчиками, порой требуется уделить внимание регулятору включения вентилятора. Если проверка показала, что устройство вышло из строя, не остается ничего другого кроме как провести процедуру замены.

Работа предполагает потребность всего в нескольких инструментах и материалах:

  • Накидной ключ на 30 миллиметров;
  • Тара для слива жидкости охлаждения;
  • Сухие тряпки.

Подготовив все необходимое, можно приступать к замене.

Первоочередная задача — дать двигателю остыть. Работать на холодном двигателе удобнее и безопаснее. Если горячая охлаждающая жидкость попадет на кожу, ожогов не избежать.

Процесс демонтажа

Процесс демонтажа

  1. Для замены вам не потребуется смотровая яма или эстакада. При подобных работах данные элементы не нужны. Подойдет простой гараж.
  2. Отключите от аккумуляторной батареи минусовую клемму.
  3. Слейте из радиатора всю охлаждающую жидкость. Из блока цилиндров ОЖ не сливайте, в этом нет необходимости.
  4. Демонтируйте пробку с расширительного бачка охлаждающей системы вашего инжекторного двигателя.
  5. Чтобы слить тосол или антифриз, открутите сливную пробку на радиаторе. Найдете вы ее снизу радиатора, а для демонтажа не потребуется инструмент. Пробка легко выкручивается вручную.
  6. Под сливное отверстие подставьте заранее подготовленную емкость, куда ОЖ будет стекать. Дождитесь, пока течь жидкости полностью не прекратится.
  7. Если вы хотите этот же тосол затем залить обратно, возьмите чистую емкость. Если же ОЖ достаточно старая и нуждается в замене, тогда чистота тары не имеет значения.
  8. Вверните пробку обратно.
  9. Отключите контакты от датчика вентилятор.
  10. С помощью ключа на 30 миллиметров откручивается регулятор.
  11. Крутите осторожно, дабы не повредить пластиковую емкость радиатора.
  12. Вкрутите на место старого новый регулятор. Обязательно вставьте медную прокладку под новое устройство.

Медная прокладка на месте

Медная прокладка на месте

  1. Верните на место электропроводку регулятора вентилятора.
  2. Залейте в расширительный бачок слитый заранее тосол или антифриз.
  3. Выполните продувку системы, чтобы избежать образования воздушных пробок внутри системы.
  4. Верните на место минусовую клемму аккумулятора.
  5. Включите силовой агрегат, прогрейте его некоторое время, чтобы убедиться в работоспособности нового датчика.
  6. Если при нагреве до нужной температуры датчик опять не срабатывает, следует проверить остальные элементы, которые могут быть причиной такого поведения системы охлаждения.

Замена без слива ОЖ

Если вы не хотите тратить много времени на замену датчика на своем ВАЗ 2114, можно обойтись без процедуры слива жидкости охлаждения.

Замена регулятора включения вентилятора без этапа слива ОЖ требует наличия опыта и определенных умений. Потому новичку такой способ ремонта применять не рекомендуется.

  • С помощью ключа на 30 миллиметров начинайте откручивать старый датчик, но не до конца.
  • Подготовьте новый датчик.
  • Одной рукой выкручивайте до конца старый регулятор, а второй быстро вставляйте новый.
  • При этом определенная часть тосола вытечет, но это не страшно.
  • После замены обязательно тщательно протрите все участки возле регулятора с помощью сухой ветоши.
  • Убедитесь в отсутствии течи после установки нового устройства.

Здесь особенно важно работать на холодном двигателе, поскольку при нагреве и под давлением после снятия датчика ОЖ может попасть на вас. Последствия контакта кожи с горячей жидкостью описывать вряд ли стоит.

Завершив работу, тщательно оботрите автомобиль, чтобы ОЖ не оставалась на двигателе и его компонентах. Особенно это касается резиновых и пластиковых элементов.

Как проверить датчик включения вентилятора своими руками за 15 минут

При работающем двигателе температура в моторном отсеке повышается. Большинство деталей рассчитано на длительную работу при высоких температурах, но все же нуждается в регулировке. Это то, что делает вентилятор охлаждения. А если он начинает работать нестабильно, то нагрев двигателя становится настолько сильным, что автомобиль не может продолжать стабильно работать. За работой вентилятора следит специальный датчик. А еще он отправляет информацию водителю, если вентилятор неисправен.

Где находится датчик включения вентилятора и как он работает

В некоторых случаях на радиатор монтируется датчик, чтобы он лучше всего мог обрабатывать информацию о работе этого устройства, а также о температуре. Но производитель, в зависимости от конструкции автомобиля, может устанавливать устройство и в других местах:

  1. Корпус термостата.
  2. Крышка цилиндра.
  3. Нижняя труба.
  4. Конец радиатора.

Поэтому, если вам необходимо проверить работу вентилятора радиатора, а также датчика, следует сначала заглянуть в руководство, чтобы узнать, где именно находится устройство.

Функции датчика включения вентилятора охлаждения

Датчик на вентиляторе охлаждения выполняет только одну функцию — сообщает водителю, насколько стабильна и нормальная температура в моторном отсеке. Если вентилятор не включается, это приведет к перегреву двигателя. А чтобы этого не произошло, датчик информирует водителя о правильности замеров.

Разновидности

Перед тем, как проверить выключатель вентилятора по датчику, необходимо определить его тип. Дело в том, что в зависимости от вида принципы работы могут сопровождаться характерными нюансами. Возможности подключения также могут различаться, как и некоторые другие функции. Ниже мы рассмотрим основные типы, используемые в настоящее время при производстве автомобилей.

Биметаллический датчик вентилятора

Биметаллические датчики работают по принципу нагрева. Как только температурный режим выходит за пределы, цепь запуска вентилятора замыкается. Следовательно, устройство начинает работать.

Восковый датчик включения вентилятора

Датчик воска не обязательно использует воск. Можно использовать любое другое сырье, которое имеет хорошие свойства теплового расширения. Суть работы в следующем:

  1. Контейнер содержит воск.
  2. Двигатель соответственно запускается, воск нагревается.
  3. Воск расширяется и заполняет контейнер.
  4. Срабатывает датчик, после чего включается вентилятор.

В парафиновом или биметаллическом датчике реле включения вентилятора напрямую связаны с ними. Несколько иная ситуация наблюдается в электричестве.

Терморезисторный датчик

Термовыключатель вентилятора радиатора работает по принципу подсчета уровня сопротивления. Чем выше температура, тем сильнее сопротивление. Соответственно, при увеличении сопротивления датчик температуры отправляет информацию на блок управления вентилятором. Он, в свою очередь, отвечает за управление вентилятором, запуская его так, чтобы температура в подкапотном пространстве начала падать.

Датчики работающие на разрыв или на замыкание цепи

Это самые простые датчики. При повышении температуры устройство замыкает цепь, позволяя включиться вентилятору. Если температура стабилизируется, устройство размыкает цепь.

При какой температуре срабатывает датчик включения вентилятора

Нельзя однозначно назвать температуру, при которой сработает выключатель вентилятора.

Каждый производитель автомобилей устанавливает свои диапазоны. Для примера можно рассмотреть датчик включения вентилятора ВАЗ 2114:

  1. Старт: 82-87 градусов.
  2. Усиление: 87-92 градуса.
  3. Дополнительное усиление: 92-99 градусов.

Если рассматривать иномарки, то у них тоже есть четвертая ступень работы вентилятора, которая начинается при 104-110 градусах.

Неисправности датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора является штатным узлом, подверженным различным неисправностям. Наиболее важными являются:

  1. Замыкание контакта. В этом случае термометр выйдет из строя, а вентилятор будет работать непрерывно.
  2. Окисление. При таком повреждении вентилятор вообще не запускается. Необходимо почистить контакты, чтобы работа вентилятора стабилизировалась.
  3. Реле сломано, датчик работает, но не может управлять вентилятором.
  4. Сломалась биметаллическая пластина (характерно только для датчиков подобного типа).
  5. Потерял питание, не получает питание от предохранителя.

Также следует отметить, что устройство не подлежит ремонту. Даже если резистор вентилятора охлаждения работает стабильно, при повреждении контактов блок подлежит замене. Но он дешевый, поэтому проблем с этой проблемой обычно не возникает.

Как проверить датчик включения вентилятора

При возникновении проблем с работой вентилятора необходимо проверить работоспособность датчика. В домашних условиях можно проверить только контактные датчики, но если используются бесконтактные датчики, то проверку следует проводить только на СТО.

Принцип проверки формируется в зависимости от типа установленного двигателя, а также от модели самого устройства. Но сначала нужно проверить работу вентилятора и проводов, так как датчик почти не пострадал, способен работать долго, в отличие от соседних компонентов.

В авто с карбюраторным двигателем

Датчик, поставленный на автомобиль с карбюратором, проверяют по инструкции:

  1. Выключите зажигание.
  2. Разобрать провода.
  3. Соедините провода внутри вилки.
  4. Включите зажигание.

Если вентилятор запустится, то все в порядке. В противном случае датчик необходимо заменить.

ВНИМАНИЕ: провода необходимо проверить, чтобы они не были прикреплены к кузову.

В авто с инжекторным двигателем

Инструкция выглядит следующим образом:

  1. Демонтируйте блок, который ставится непосредственно на датчик.
  2. Поверните ключ зажигания.
  3. Запустить двигатель.
  4. Следите за работой вентилятора.

Если после проверки вентилятор и датчик работают нормально, следует посетить СТО для проведения полной диагностики.

Проверка питания датчика включения вентилятора

Перед выполнением основного теста рекомендуется сначала проверить питание датчика. При обрыве цепи устройство не повреждается, но не работает.

Для проверки возьмите мультиметр, переключите его на измерение напряжения. Проверьте напряжение на датчике. Если устройство показывает 12 В, устройство работает нормально.

Если на датчик не подается питание, проверьте цепь на наличие обрыва. Для этого мультиметр подключается к предохранителю, после чего все провода «прозваниваются.

Проверка срабатывания вентилятора

Иногда охлаждение мотора не осуществляется, потому что сам вентилятор не запускается. При этом датчик работает стабильно. Для проверки вентилятора возьмите тонкий провод небольшого размера. Потом смывают плюс на первом, после чего — на втором минусе. Если вентилятор работает нормально, сначала включается первая скорость, затем вторая. А вот при использовании двухконтактного датчика скорость будет первой оба раза.

Совет: При проверке самого вентилятора следует проверять не только его включение, но и его отключение по сигналу датчика. Иногда бывает так, что устройство реагирует на запуск, но не реагирует на выключение.

Замена датчика включения вентилятора

Если при проверках была обнаружена ошибка датчика, его необходимо заменить:

  1. Охладите машину, чтобы все детали было удобно трогать руками.
  2. Слить антифриз.
  3. Отсоедините разъем проводки. В этом случае рекомендуется проверить провода на окисление.
  4. Выкрутите неисправный датчик.
  5. Используйте герметик с новым датчиком.
  6. Установите уплотнение. Не используйте старое уплотнительное кольцо.
  7. Установите датчик, затяните его.
  8. Подключить к штекеру.
  9. Залейте антифриз.
  10. Прогрейте автомобиль, чтобы проверить работу.

Важный момент: при проверке нужно смотреть не только на вентилятор, но и на изменение скорости в зависимости от уровня нагрева устройства.

Больше интересных статей здесь: Советы.

  • Таким образом приходилось прогревать отдельные части автомобиля в ссср
  • В 1936 году постановлением №1182 была основана Государственная автомобильная инспекция Советского Союза, которая уже была укомплектована собственным автопарком и подобием специальных сигналов, как

Как проверить датчик вентилятора автомобиля

Одной из распространенных неисправностей системы охлаждения является выход из строя вентилятора. Он просто перестает работать, вследствие чего двигатель при работе нагревается сильнее, чем обычно, что можно привести к перегреву и серьезным дефектам мотора. Выход из строя вентилятора чаще всего связан с неисправностью датчика. В рамках данной статьи рассмотрим, как проверить датчик вентилятора системы охлаждения автомобиля.

Оглавление: 1. Какие бывают датчики вентилятора и как они работают 2. Где устанавливается датчик вентилятора 3. Как проверить датчик вентилятора на автомобиле 

Обратите внимание: Проверка датчика вентилятора — это актуальное действие для владельцев автомобилей немецкого, европейского и американского производства. Тогда как для российских или корейских автомобилей стоимость датчика вентилятора настолько невелика, что самый простой способ проверить работоспособность текущего датчика — это купить новый и установить его на место старого.

Какие бывают датчики вентилятора и как они работают

Датчик вентилятора на автомобиле — крайне простое устройство. Оно состоит из двух контактов и биметаллической пластины. Чтобы вентилятор включился в работу, на датчик подается напряжение, он нагревается, вследствие чего биметаллическая пластина расширяется, что приводит к замыканию контактов. После этого ток подается на обмотку возбуждения в двигателе вентилятора, и его лопасти начинают вращаться.

На большинстве современных автомобилей с инжекторными двигателями включение датчика вентилятора контролируется электронным блоком управления двигателем. В его задачи входит сбор и анализ информации с различных датчиков, установленных на автомобиле. На основе полученной информации блок управления принимает решение о необходимости включения вентилятора.

На карбюраторных двигателях устанавливаются датчики, которые имеют градацию по температуре срабатывания. То есть, в зависимости от того, какой датчик установлен, меняется момент, когда вентилятор включается в работу. Узнать информацию о том, при каких температурах датчик включается, можно из маркировки на нем.

Обратите внимание: На некоторых старых отечественных автомобилях водители специально устанавливают датчики с меньшей температурой срабатывания, чем рекомендуется заводом-производителем.

Где устанавливается датчик вентилятора

На различных автомобилях датчики включения вентилятора могут быть расположены в разных местах. Наиболее часто они находятся в нижней части радиатора. Если там датчик обнаружить не получилось, посмотрите возле термостата, не исключено, что датчик может быть встроен в блок цилиндров.

Как проверить датчик вентилятора на автомобиле

Важно: Перед тем как приступать к проверке датчика, обязательно убедитесь, что нет проблем с цепью, которая его питает. Нужно проверить, что в сохранности предохранители и провода.

В зависимости от того, какой тип двигателя автомобиля, немного разнятся способы проверки датчика включения вентилятора:

Обратите внимание: Если летом датчик вентилятора вышел из строя, но нужно добраться до СТО или гаража, чтобы выполнить ремонт, можно рассмотренными выше способами аварийно запустить работу вентилятора. Но обращайте внимание, чтобы при перемыкании разъемов контакты не касались кузова автомобиля.

Сняв датчик с автомобиля, можно его диагностировать отдельно, чтобы убедиться, что он неисправен. Делается это следующим образом:

Чаще всего термодатчик вентилятора полностью выходит из строя, но иногда и отказывает частично, то есть реагирует не в тех диапазонах, в которых должен.

Ремонт датчика вентилятора не производится, и если он работает неправильно или вовсе не работает, потребуется его замена.

Проверка исправности вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109

Как проверить исправность вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099

Как известно, вышедший из строя вентилятор радиатора может стать причиной катастрофических последствий для автомобильного двигателя.

Так как без него исчезает возможность принудительного снижения температуры антифриза (тосола) в системе охлаждения. И сразу же становится реальностью риск перегрева двигателя, со всеми вытекающими негативными последствиями (повело головку блока, сели и залегли поршневые кольца и пр.).

Помимо этого, неисправность электродвигателя вентилятора радиатора может быть «блуждающей». То есть, вентилятор в принципе работает, но иногда может и не включится. В таком случае, опять же возникает риск закипеть где-нибудь в пробке.

Рассмотрим несколько способов проверки электродвигателя вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 что бы в случае его отказа можно было бы установить, что неисправен именно он.

Сразу следует сказать, что на этих автомобилях электродвигатель вентилятора радиатора может быть подключен двумя разными способами. Поэтому, при проведении диагностики необходимо точно знать какой из них используется на данном автомобиле.

1. Первый способ проверки — визуальный осмотр.

При возникновении проблем с включением вентилятора радиатора в первую очередь проводим его визуальный осмотр. Если обнаружено, что от его электродвигателя отвалился провод, либо в колодке проводов провода окислились контакты, либо он вообще оборван, то скорее всего причина отказа именно в этом. Так же крыльчатка вентилятора не будет вращаться если она зацепилась за кожух на радиаторе.

Помимо этого стоит осмотреть предохранитель №8 (16А) в монтажном блоке 17.3722 (пальчиковые предохранители) или F5 (20А) в монтажном блоке 2114 (ножевые предохранители). Если он перегорел, то вентилятор крутится не будет. Пробуем заменить предохранитель новым. А если он опять перегорел, то ищем место короткого замыкания в электрической цепи. См. схемы ниже.

2. Проверка вентилятора радиатора при прогреве двигателя.

Это самый простой способ, не требующий каких-либо инструментов и приспособлений. Для проверки следует запустить двигатель, поднять капот и ждать. Минут через десять, ОЖ должна прогреться до рабочей температуры, а исправный вентилятор должен включится и заработать. Но если уже прошло гораздо больше времени, стрелка на указателе температуры полезла в красную зону, в расширительном бачке началось бурление, а вентилятор молчит, то наверняка электродвигатель вентилятора радиатора «сдох», либо неисправна его электрическая цепь или датчик. Отсюда «вытекает» вторая проверка.

3. Проверка замыканием контактов датчика вентилятора.

На карбюраторных ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях датчик включения вентилятора расположен на правом бачке радиатора. Его выход из строя – одна из наиболее распространенных причин отказа его электродвигателя.

расположение датчика включения вентилятора радиатора

Для проверки исправности датчика включаем зажигание. Снимаем два провода с датчика и замыкаем их друг с другом. Если вентилятор заработал – неисправен датчик, нет – неисправна его электрическая цепь.

Но, следует учитывать, что таким образом мы проверили минусовой участок электрической цепи включения электродвигателя вентилятора радиатора (датчик встроен в разрыв провода на «массу»). И делать выводы о полной его неисправности пока рано. Необходимо проверить подачу напряжения на электродвигатель.

4. Проверяем подачу напряжения на электродвигатель вентилятора радиатора.

Для начала разъединяем колодку идущих к нему проводов. Включаем зажигание. При помощи одного отрезка провода подаем напряжение с плюсового вывода АКБ на вывод синего провода, а другим отрезком с минуса АКБ на вывод черного провода. Если вентилятор заработал, то можно смело искать обрыв в его электрической цепи, по схеме. Возможно где-то переломился провод, окислились контакты или вышло из строя реле в монтажном блоке.

Сразу скажем, что схемы разные. Так как на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г.в с монтажным блоком 17.3722 (пальчиковые предохранители) имеется реле включения вентилятора (К9), а на автомобилях после 1998 г. в. с монтажными блоками 2114 (ножевые предохранители), реле включения вентилятора удалено из электрической цепи. Датчик включения вентилятора также установлен в разрыв минусового провода, но уже идущего напрямую к вентилятору.

схема включения вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г. в.

Так же проверить подачу напряжения можно при помощи вольтметра (мультиметра с режимом вольтметра). Но можно и отрезками провода, как описано выше.

схема включения электровентилятора радиатора ВАЗ

Если же вентилятор не заработал, то наверняка он неисправен. Неисправный электродвигатель вентилятора радиатора проще заменить на новый чем пытаться его отремонтировать.

Таким образом, последовательно применяя способы проверки исправности электродвигателя вентилятора радиатора, можно наверняка установить его неисправность.

Примечания и дополнения

— Для привода вентилятора радиатора на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *