Блок управления efi что это
Перейти к содержимому

Блок управления efi что это

  • автор:

ECU EFI (блок управления двигателем) реанимация

Процесс реанимации сдвинулся с мертвой точки:
Найдена и устранена причина отсутствия нужного напряжения на выходе мозгов с пина M-REL
Прозвонка проводки показала что сигнал от фишки мозгов до реле MAIN звонится на «Ура», после чего я попал в недоумение, но не отчаился и решил копать дальше, начал с проверки напряжение на выходе в результате чего получил 9В (что явно не хватало для включения реле), вместо требуемых 12В. Решено вскрывать мозги и на первый взгляд проблема на лицо — сгорел потек кондер 33мкрФ 35В, залил и дорожки и поджарился резистор

Фото в бортжурнале Toyota Supra (70)

Благо радио деталей в закромах предостаточно (остались с 32-го) перепаиваю кондер, только ставлю номиналом 47мкрФ на 25В в целях эксперимента (до заезда в магазин радио деталей), потом начинается долгий процесс поиска маркировки поджаренного резистора, 2 часа просмотра фото блоков управления двигателя 1JZ-GTE всяких модификаций выявили что номинал этого резистора 2.2ОМ (что соответствует раскраске RRGG либо RRBG в зависимости от годов выпуска), быстренько выпаиваю резистор с мозгом 7M-GTE только большей мощности (он больше и толще) для проверки и меняю поджаренный, который на удивление выдавал свой заявленный номинал…

Запчасти на фото: MP499, IC201. Фото в бортжурнале Toyota Supra (70)

Вроде бы все заменено, можно тестировать, но сомнения меня не покидают, так просто быть не может… И результат не заставил долго себя ждать — ничего не изменилось, как было 9В так и осталось( Весь в раздумьях в пошел домой спать, завтра будет новый день и будут работать магазины радио деталей. Переписываю параметры всех кондеров с платы мозгов для покупки. Вечером в разговоре с отцов упомянул свою проблему, он говорит смотри транзисторы.

На следующий день снимаю временно впаянный кондер и мою под ним дорожки, которые немного повредило электролитом, после прозваниваю дорожки — все ОК, далее выпаиваю еще один кондер на 15мкпФ 35В который тоже немного подтек — меряю номинал выдает 22мкрФ (очень странно, но пох), мою дорожки. 15мкрФ — номинал который давно уже не выпускается и купить его не возможно, но благо есть мозги от 7М где стоит точно такойже, выпаиваю, меряю номинал — 15мкрФ — отлично, то что нужно.

Запчасти на фото: IC204. Фото в бортжурнале Toyota Supra (70)Фото в бортжурнале Toyota Supra (70)

Приступаем к сборке, ставим 2 кондера (33мкрФ 50В — новый и 15мкрФ 35В — от 7М, 1 резистор — новый)

Запчасти на фото: IC101. Фото в бортжурнале Toyota Supra (70)

И бежим пробовать, но сомнения меня по прежнему не покидают, ведь это не может быть фатальной причиной и как оказалось все по прежнему, на выходе 9В…

Снимает мозг и начинаю по плате смотреть куда идет этот пин (M-REL) и первым в цепи я натыкают на транзистор, переворачиваю плату, а он как то странно выгляди, не долго думаю выпаиваю для прозвонки. Как оказалось не зря он подозрительно выглядел, потому что звонится он неправильно.

Фото в бортжурнале Toyota Supra (70)

Берем старый верный мозг 7М, ищем подобный транзистор и находим нечто похожее по габаритам, так как точно такойже маркировки невозможно найти… пропасть в электронике 6, а может и более лет. Но глаза боятся а руки делают, была не была ставим этот транзистор. Перед проверкой уверенность в успехе 90%, поворачиваю ключ и о чудо 10.7В на выходе, как и на тестовых мозгах (которые я взял у другу на всякий случай от JZZ30), услышал как заработал топливный насос и загорелся «Check», значит все ОК, реле включается.
Теперь со спокойной душой можно все еще аккуратненько пропаять и ставить на место)))

Подключен соленоид рулевой рейки (PPS)
Тяжелый руль не давал мне покоя с первого дня покупки, это крайне не удобно… Гена сказал что соленоид рейки был подключен как раз на пин мозгов M-REL, проверить возможности не было, так как эту фишку он демонтировал, придется поверить на слово. Если его слава верны то это и была причина выхода из строя транзистора цепи MREL, так как соленоид нагружает цепь током 1.2А, а это довольно не мало. Копаться в потрахах пассажирской стороны в поисках блока PPS времени не было, поэтому решено временно запитать его постоянным напряжением 12В от силового выхода реле MAIN, которое включается после поворота ключа зажигания.
Результат превзошел ожидания, руль теперь всегда крутится одним пальцем, но это решение временно! Так как на скорости это не информативно и совершенно неверных алгоритм работы. Сегодня буду разбираться обшивку в надежде найти родной ECU PPS)

Как блок управления двигателем регулирует подачу топлива.

Как блок управления двигателем регулирует подачу топлива.

Элементы электронной системы управления впрыском топлива (EFI).
Чтобы понять как строится топливная карта, необходимо знать какие параметры в ней описываются. Центр системы EFI – электронный блок управления двигателем (ECU). Этот компонент еще называют “мозгом автомобиля”. Датчики, расположенные в двигателе и в остальных частях автомобиля, посылают информацию в ECU, он анализирует эту информацию и использует ее для того, чтобы оптимизировать работу двигателя. Внешне ECU выглядит как черная пластиковая коробка, месторасположения которой зависит от производителя. Одни производители устанавливают его рядом с аккумуляторной батареей, другие около бардачка, третьи под одним из сидений.

Однако сам по себе ECU бесполезен, он лишь обработчик информации, приходящей с датчиков. Несмотря на то что в автомобиле существует множество датчиков, мы рассмотрим те из них, показания которых используются для построения топливной карты.

Датчик массового расхода воздуха.
Этот датчик измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель. Во время движения двигатель автомобиля потребляет больше воздуха, чем на холостом ходу. Количество воздуха определяет количество топлива, которое будет впрыснуто в цилиндр.

Датчик кислорода.
Этот датчик расположен в выхлопной системе и определяет количество не сгоревшего в двигателе кислорода и топлива. ECU может регулировать длительность открытия форсунок, тем самым регулируя количество топлива, поступающего в цилиндр.

Датчик положения дроссельной заслонки.
Этот датчик сообщает ECU с какой силой водитель давит на педаль газа. Чем сильнее и быстрее водитель давит на педаль, изменяя положение дроссельной заслонки, тем больше топлива необходимо впрыснуть в цилиндр.

Датчик абсолютного давления в коллекторе.
Датчик измеряет изменение давления наддува в двигатель. Этот датчик может применяться как вместе с датчиком массового расходомера воздуха, так и вместо него.

Датчик скорости.
Сообщает ECU скорость движения автомобиля. Данные с этого датчика также приходят на спидометр и блок круиз-контроля.

Топливную карту можно представить себе как бумажный листок в клеточку на котором отмечены оси Х и У. На оси У отмечают количество обороты в минуту, на оси Х отмечают нагрузку на двигатель, или энергию необходимую двигателю для выполнения поставленной задачи. Одинаковым оборотам двигателя могут соответствовать разные ситуации на дороге, при этом двигатель испытывает разные нагрузки. Вся эта информация отображается в топливной карте.

Есть два основных типа людей, которые хотели бы внести изменения в топливную карту — “любители погонять” и “топливные скряги”. “Любители погонять” заинтересованы в увеличении скорости автомобиля несмотря на пустую трату денег, в виде не сгоревшего топлива в выхлопных газах. Противоположность им это водители, которые готовы жертвовать производительностью автомобиля ради экономии топлива. Существуют даже датчики абсолютного давления, которые позволяют водителю регулировать расход топлива вручную.

    обрыв проводов, соединяющих датчик и ECU;

Блок управления двигателя: устройство, неисправности и диагностика

Одним из важнейших элементов практически всех современных двигателей является электронный блок управления. Это название довольно длинное, так что его сокращают до ЭБУ двигателя. Блок имеет сложное устройство, а его производством занимается ограниченное число фирм. По факту, они же владеют патентами и ограничивают деятельность других фирм, но это уже другой вопрос. Грамотному автолюбителю стоит разбираться в том, что представляет собой ЭБУ двигателя, какое место в структуре автомобильных систем он занимает, какие элементы ему подконтрольны и по каким причинам он может выйти из строя. Обо всем этом – в материале Avto.pro.

ЭБУ Bosch

Важная ремарка

Сразу отметим, что под ЭБУ понимают вообще все встраиваемые системы, которые получают управляющие сигналы от одной или сразу нескольких систем и подсистем автомобиля. Звучит довольно сложно, так что попробуем разобраться. К примеру, в большинстве автотранспортных средств используются такие управляющие системы и подсистемы:

  1. Контроллер ЭСУД. Часто его называют просто контроллером системы управления ДВС;
  2. ECM. Тот самый модуль управления двигателем;
  3. ECU. Еще один электронный блок управления, однако этим сокращением принято обозначать основу всех электронных управляющих систем автомобиля.

И снова мы возвращаемся к термину ЭБУ и его, если можно так выразиться, универсальности. В действительно встроенных управляющих систем много: непосредственно электронных блок управления двигателем (является наиболее распространенным), центральный блок управления, главный электронный модуль, центральный модуль синхронизации, объединенный моторно-трансмиссионный блок управления, модуль управления подвеской, блок управления тормозной системой, контролер кузова. И это лишь часть возможных вариантов . Часто все системы объединяют под одним термином «компьютер автомобиля». Однако важно понимать, что:

  • Электронная управляющая система состоит из множества блоков и модулей;
  • Каждый блок и модуль является специализированным и не может взять на себя задачи другого блока и модуля.

Основным и наиболее часто встречающимся блоком управления является ЭБУ двигателя . Не совсем правильно будет называть его самым важным, но по факту он контролирует работу силового агрегата, а значит, от его работоспособности зависит очень многое. Например, он считывает и оптимизирует ряд важнейших параметров автомобиля: крутящий момент, состав выхлопных газов, мощность, расходник топлива. В тандеме с ЭБУ двигателя работает целая плеяда датчиков. Далее мы будем рассматривать именно ЭБУ двигателя, а обозначать его будем просто как ЭБУ. И еще раз напоминаем: электронных блоков много, однако в рамках данного материала для простоты мы будет обозначать управляющий элемент двигателя как ЭБУ.

Подробнее об устройстве ЭБУ

Электронный блок управления, иначе называемый контроллером, а в народе «мозгами» двигателя, устроен довольно сложно. Внешне это относительно небольшой блок с металлическим корпусом , но все самое интересное скрыто внутри. Блок управления включает в себя такие элементы:

  • Процессорная часть, иначе называемая микроЭВМ;
  • Элементы, формирующие сигналы, иначе входные и выходные формирователи;
  • Источник питания;
  • Многополюсный штекерный разъем.

Как читатель наверняка знает, ЭБУ работает в тандеме со множеством датчиков. Вот несколько примеров: датчик положения дроссельной заслонки, датчик массового расхода воздуха, датчик детонации. Практически всем этим датчикам посвящены отдельные материалы раздела « Полезные советы » на Avto.pro – советуем ознакомиться с ними. А мы продолжим разбор ЭБУ.

Какими системами управляет ЭБУ

Как устроена процессорная часть

Основой процессорной части ЭБУ является однокристальная микроЭВМ (микро электронно-вычислительная машина). По сути, это есть тот самый «мозг» электронного блока управления двигателя. По современным меркам микроЭВМ устроен довольно просто. Дело в том, что ключевые его элементы входят в структуру, которая умещается на одном кристалле (чипе). Важным моментом в описании микроЭВМ является его разрядность . Разрядностью называют количество бит информации, оперировать с которыми будет микропроцессор. МикроЭВМ бывают 8-, 16- и 32-разрядными. Сами устройства включают в себя:

  • Центральный процесс;
  • Постоянное запоминающее устройство (сокр. ПЗУ);
  • Аналогово-цифровой преобразователь (сокр. АЦП);
  • Оперативное запоминающее устройство (сокр. ОЗУ);
  • Порты ввода и вывода;
  • Генератор тактовой частоты;
  • Таймеры, иначе называемые счетчиками.

Можно провести параллель между современным компьютером и процессорной частью ЭБУ. По факту, в ЭБУ объединяется ряд компонентов, которые в системных блок персональных компьютеров и ноутбуков идут отдельно друг от друга, но объединяются материнской платой. Здесь есть интересные особенности, но их мы рассматривать не будем – автолюбителю важно понимать, что принципиальные схемы современных электронно-вычислительных машин очень похожи друг на друга.

Центральный процессор ЭБУ подбирает команды и данные из памяти и производит различные операции над этими данными. Кроме того, он управляет сигналами, проходящими через внутреннюю шину адреса и данных. Постоянное запоминающее устройство – это то место, где хранятся программы и данные. Информация имеет вид констант. Сама же программа записывается в виде машинных кодов микроЭВМ. Данные представляют собой калибровочные таблицы констант , участвующих в процессе расчетов. Данные из таблиц могут быть выбраны и в качестве управляющих параметров. Что интересно, данные в ПЗУ хранятся неограничено долго. Оперативное запоминающее устройство берет на себя задачу хранения данных, которые могут измениться. Например, промежуточных результатов вычислений или же значений, получаемых от датчиков. Хранить информацию ОЗУ может в течение ограниченного промежутка времени – она стирается после отключения питания.

ЭБУ без крышки

Тандем центральный процессор – ПЗУ – ОЗУ является ключевым для ЭБУ. Если говорить по-простому, именно этот тандем выделяет данные и параметры, обсчитывает их, запоминает и отдает команды. К этому тандему также можно отнести так называемые энергонезависимые ОЗУ . Они питаются от аккумуляторной батареи напрямую. Такая память может записать данные и хранить их очень долго. Пока аккумулятор не потеряет накопленную энергию вследствие саморазряда, энергонезависимые ОЗУ продолжат хранить данные.

Важным элементом ЭБУ является аналогово-цифровой преобразователь. Дело в том, что однокристальные микроЭВМ могут работать только с цифровыми сигналам. В АЦП аналоговый сигнал преобразуется в цифровой код. Порты ввода и вывода, как несложно догадаться из их названия, служат для получения и считывания входных сигналов и передачи выходных сигналов и информации. Таймером же называют устройство, которое служит как для измерения интервалов времени , так и подсчета числа событий . Генератор тактовой частоты призван синхронизировать работы всей системы за счет выработки тактовых импульсов. От точности работы генератора будет зависеть точность измерения интервалов времени.

Как работают формирователи входных и выходных сигналов

Как уже было указано, в ЭБУ нет смысла, если к нему не подключены датчики. Именно они измеряют физические параметры, преобразовывают результаты измерений в электрический сигнал и далее направляют его блок управления. Сигнал от датчика проходит формирователь, в котором от усиливается или ослабляется – это называется согласованием уровней . Входные формирователи также защищают ЭБУ он перенапряжения. Формирователи работают с такими сигналами:

  • Аналоговые;
  • Дискретные;
  • Частотные.

Формирователи делятся на подтипы в зависимости от того, с какими сигналами они работают. Это связано с тем, что разные типы сигналов имеют различные параметры. Вот например:

  • Аналоговые сигналы меняются во времени непрерывно. Примером является сигнал с датчика положения дроссельной заслонки. Непрерывно поступающие сигналы проходят через обработку в формирователи, а затем поступают к аналогово-цифровому преобразователю и к процессорной части ЭБУ;
  • Дискретные сигналы меняются скачкообразно и являются прерывистыми. В качестве примера можно взять сигнал включения зажигания. Его изменения происходит резко, а сам сигнал поступает сначала в преобразователь, а затем напрямую в процессорную часть ЭБУ;
  • Частотные сигналы наиболее интересны. Они не просто изменяют частоту – эти изменения сами по себе несут информацию о реальных изменениях величин, которые измеряет датчик. Соответственно, и обработка этих сигналов будет сложной. Сначала они ограничиваются по амплитуде, а затем поступают на вход таймера.
Запчасти на Nissan primera

PRIMERA sedan (P11) (09.96 — 01.02)

Блок управления efi что это

Судя по каталогам 230-ый с беспроводным открытием дверей и кнопкой Start&Stop, 240-ой без.

Добавлено: Пн Окт 19, 2015 17:27
Mizrail
Иксостудент
Ссылка на пост Зарегистрирован: 18.04.2013
Сообщения: 252
Откуда: Владивосток
Авто: JZX100
Комплектация: Tourer V

Как поведет себя рестайл 3-х литровый икс с беспроводным открытием дверей и кнопкой Start&Stop, если в него воткнуть блок EFI от аналогичного икса, но дорестайл?

Добавлено: Пн Окт 19, 2015 17:34
Wanderer
Администрация
Ссылка на пост Зарегистрирован: 11.09.2008
Сообщения: 4651
Откуда: Новосибирск
Авто: Большой Быстрый Кот
Комплектация: 3.0 S/C AWD AT Premium Luxury
Цвет: Caviar (Dark)
Другие: GT Avalance Elite
Mizrail писал(а):
Wanderer
Спасибо за информацию.

От «всё нормально» до «Жесть какая-то творится».
Могли протоколы немного откорретировать.
Только пробовать и смотреть.

Добавлено: Пн Окт 19, 2015 19:05
Mizrail
Иксостудент
Ссылка на пост Зарегистрирован: 18.04.2013
Сообщения: 252
Откуда: Владивосток
Авто: JZX100
Комплектация: Tourer V

И последний вопрос

Как «обучать» новый блок после замены?

Добавлено: Вт Окт 20, 2015 09:04
UZBEK
Сменил прописку на интернет
Ссылка на пост Зарегистрирован: 25.06.2010
Сообщения: 8255
Откуда: Навои-Москва
Авто: MajaX 137 G’s
Комплектация: L+
Цвет: Smoky Granite Mica
Другие: Nissan Presage 2003
k0sya40k писал(а):
ставишь новый эбу, замыкаешь 4 и 13 контакт в обд2 разъеме, включаешь зажигание и полчаса гуляешь. Потом выключаешь зажигание, выдергиваешь перемычку из обд2. Запускаешь мотор. Перед процедурой зарядить аккум или делать всё с подключенным зарядником.
Добавлено: Пт Сен 15, 2017 11:21
hider5
Немного освоился
Ссылка на пост Зарегистрирован: 26.10.2016
Сообщения: 159
Откуда: Хабаровск
Авто: MarkX GRX120
Цвет: Синий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *