Левостороннее и правостороннее движение: история возникновения
Во многих западных странах принято ездить по автодорогам по правой стороне, что соответствует установленным там правилам дорожного движения. Однако в некоторых государствах придерживаются других взглядов. Там практикуется левостороннее движение. В списке «левых» находятся Великобритания, Япония, Австралия и ряд других стран. Объяснить столь непривычный порядок вещей не просто, но бытует мнение, что все началось именно с Англии.
Специалисты полагают, что в далеком Туманном Альбионе не было принято правостороннее движение на дорогах по той причине, что корабли тогда ходили исключительно по левой стороне относительно друг друга. Правда это или очередное заблуждение, однозначно сказать трудно, но факт остается фактом — люди привыкли ездить на автомобилях по правилам как левостороннего, так и правостороннего движения.
Расположение руля в разных странах
В европейских странах, где принято исключительно правостороннее движение, руль транспортного средства изначально располагался с правой стороны. Это отразилось и на компоновке мотора. Карбюратор и магнето устанавливали ближе к правой стороне, что давало возможность уменьшить длину тяговых элементов. Однако с появлением интенсивного движения на дорогах остро возник вопрос безопасного маневра при обгоне.
Чтобы водитель мог контролировать движение встречных машин, удобнее было расположить руль именно с левой стороны. Прийти к такому умозаключению и воплотить идею в жизнь оказалось под силу инженерам компании Ford. Первой машиной с новой конструкцией руля стала знаменитая на весь мир модель «Т», которая была выпущена в производство в 1908 году.
Вслед за сообразительными американцами менять расположение руля стали и европейцы. Однако некоторые производители скоростных автомобилей отказались от нововведений по личным соображениям.
Страны с левосторонним движением
Ситуация с выбором оптимального варианта передвижения в разных странах кардинально отличалась. Мировая статистика показывает, что большинство западноевропейских государств придерживалось правостороннего движения. В Швеции, Англии, а также частично на территории Австрии и Венгрии было введено левостороннее движение. В Италии и вовсе для каждого города действовали свои правила.
Сегодня по левой стороне, помимо Англии, принято ездить в Ирландии, на Кипре и Мальте. Наибольшую популярность левостороннее движение получило именно в азиатских странах: Японии, Малайзии, Индонезии и на Мальдивах. На жарком Африканском континенте также имеются страны с левосторонним движением. К ним можно отнести ЮАР, Кению, Замбию и Зимбабве.
Если провести глобальный анализ ситуации на дорогах, то статистика впечатляет. Несмотря на то, что правостороннее движение считается превалирующим, общее количество сторонников «левых» правил составляет порядка 34 %.
Китайские автомобили: принцип вождения
В зависимости от принятого варианта передвижения конструктивные особенности современных автомобилей могут отличаться. При движении по правой стороне водительское место и рулевое колесо находятся преимущественно слева. Для левостороннего движения картина полностью зеркальная.
В Китае принято правостороннее движение, потому китайские автомобили оборудуются рулем, который располагается слева. На территории всей страны действуют правила дорожного движения по правой стороне с левосторонним обгоном. Однако в отличие от многих европейских стран при выполнении маневра в Китае нужно не только включить световой сигнал поворота, но и оповестить других водителей при помощи звукового сигнала.
В компании «ДОЛАВТО» вы всегда можете приобрести качественные китайские автомобили самых разных моделей по доступной цене. Также мы осуществляем гарантийный ремонт Chery, Geely и других авто китайского производства.
Правостороннее и левостороннее дорожное движение в мире
Сегодня правостороннее движение в мире более популярно, однако не является доминирующим. Ровно 70 стран остаются верны левосторонней схеме. А между тем, в этих странах живет 34% населения и находится 28% всех дорог.
Еще несколько лет назад на дорогах Украины попадались автомобили с правым рулём. Больше того, у специализированных сайтов по продаже автомобилей даже были соответствующие фильтры при поиске. К счастью для безопасности всех участников дорожного движения, праворульные авто на дорогах нашей страны сегодня практически не встретишь.
Но почему в мире до сих пор нет определенности, по какой стороне дороги ездить: по правой или по левой? Есть один неоспоримый факт — большинство людей правши. А значит, правая рука у среднестатистического человека сильнее.
Поэтому, например, рыцари на средневековых турнирах держали в левой руке щит. А копье в правой, положив через спину лошади. И разъезжались, таким образом, левыми боками.
Кучер, сидящий на карете, держал в сильной руке кнут. И ему хлестнуть лошадь по правому боку, чтобы принять левее, было сподручнее. Многоместные экипажи, соответственно, чаще разъезжались правыми боками. То есть по правилам левостороннего движения. Однако в большинстве случаев решение о разъезде принималось, исходя из особенностей дороги. Ведь серьезных объективных причин выбирать какую-то сторону не было.
Когда количество экипажей на улицах стало увеличиваться, появилась необходимость законодательно зафиксировать право- или левостороннее движение. Удивительно, но первой страной в мире, где это произошло, была Российская империя. В 1752 году был издан сооветствующий указ. Размер мзды за выезд на «встречку» в XVIII веке история, увы, не сохранила.
По другой исторической версии, первым соответствующим законом был английский билль 1756 года, который вводил левостороннее движение по Лондонскому мосту. Так или иначе, именно с тех пор началось разделение мира на левый и правый руль.
Англия и Франция
Возможно, если бы не Соединенное Королевство, все дороги мира были бы правосторонними. Но влияние империи было так велико, что английские правила дорожного движения установились на доброй половине земного шара. По одной из версий, левостороннее движение Великобритания приняла под влиянием судоходных правил. На водах к тому времени почему-то было принято расходиться правой стороной.
А идею правостороннего движения больше всех продвигала Франция. После революции 1789 года новое правительство волевым решением установило именно такие правила. А чуть позже Наполеон во время своих походов закрепил правостороннее движение в Голландии, Бельгии, Люксембурге, Германии, Швейцарии, Польше. Таким образом большая часть континентальной Европы стала ездить по правой стороне. Однако левосторонними оставались могущественная Австро-Венгерская империя, Португалия, Скандинавия, частично Италия и Испания.
В течение XVIII-XIX веков Великобритания с одной стороны и страны континентальной Европы с другой распространяли свое влияние. А с ним и свои правила дорожного движения по всему миру. Началась настоящая чехарда!
Английские колонии
Английское левостороннее движение установилось на таких огромных территориях, как Индия, Австралия, Канада, США, Китай, добрая половина Африки.
Египет, хотя и был колонией Великобритании, сохранил правостороннее движение — оно уже было насажено там Наполеоном. Япония посчитала целесообразным принять английские правила в 1859 году, хоть и не была протекторатом Соединенного Королевства.
В Индонезии, Суринаме и других голландских колониях сохранилось левостороннее движение с XVI века. Тогда Нидерланды тоже ездили по левой стороне. Затем Наполеон голландцев перевел на правостороннее движение, а вот тихоокеанские острова так и остались «левыми».
Красным отмечены страны с правосторонним движением, синим — с левосторонним.
Штаты пошли направо
Но часто бывшие колонии после обретения независимости меняли принцип движения — в пику бывшей метрополии. Да и просто, чтобы удобнее было торговать с соседями. Соединенные Штаты с обретением независимости от Великобритании стремительно перешли на правую сторону.
Соответствующий закон был принят в Пенсильвании в 1792 году, в Нью-Йорке в 1804. Позже за ними последовали и остальные штаты. А вот в Канаде ситуация была сложнее. В Квебеке, находившимся под протекторатом Франции, ездили по правой стороне. А в Британской Колумбии и Ньюфаундленде — по левой. Вся Канада стала правосторонней только после Второй Мировой войны.
В Финляндии «шведское» левостороннее движение было отменено в 1858 году после того, как страна стала частью Российской империи.
В многочисленных португальских колониях движение, как и в метрополии, было левосторонним. В 1920 году Португалия осуществила переход на правостороннее движение. Но далеко не все колонии последовали за ней. К примеру, Восточный Тимор вместе с Португалией перешел на правую сторону. Но затем, в 1975 году, правила еще раз были изменены (бедные тиморцы!) под влиянием Индонезии. Сейчас эти страны левосторонние.
Последнее слово за верблюдами
Пакистан, который находился в окружении левосторонних стран, одно время почему-то хотел перейти на правую сторону. Но здесь решительное «нет» сказала природа. Оказалось, что верблюды, бывшие основным транспортом в стране, уже привыкли к разъездам правым боком и очень трудно переучиваются. Переход не состоялся.
Страны Европы
Сложно поверить, но даже в континентальной Европе, которая сейчас нам кажется практически единым целым, долгое время не было единого мнения по поводу «правильной» стороны дороги. Причем речь идет не про дремучее средневековье. А про самый что ни на есть XX век.
Так, в Италии левостороннее движение практиковалось до конца XIX столетия. Затем ситуация стала меняться, но неспешно. В 1912 году правостороннее движение вроде бы узаконили на национальном уровне. Но на дорогах, в полном соответствии с фирменным итальянским раздолбайством, продолжался бардак. Милан, Турин, Генуя, Рим позволяли автомобилистам ездить по любой стороне, и трамвайное движение оставалось левосторонним. Повсеместно правая сторона была принята лишь к середине 20-х годов.
В Португалии переход направо состоялся в 1920 году одномоментно. А вот в соседней Испании единства не наблюдалось — в Мадриде ездили по правой стороне, но в Барселоне по левой до 1924 года. Однозначные государственные требования появились только в 30-х годах.
Австро-Венгерская империя практиковала левостороннее движение. Однако, после распада страны в 1918 году в общем военно-революционном хаосе новые государства проявили полную несознательность. Чехословакия, Венгрия, Югославия продолжали ездить слева. А в Австрии состоялся переход направо, да и то не во всей стране.
Порядок на дорогах смог навести только Гитлер. После захвата Австрии в 1938 году правостороннее движение было введено за одну ночь. Для водителей это оказалось потрясением, а трамвайщики смогли перестроить движение лишь спустя месяцы, а до этого ездили «по встречке». В Чехословакии и Венгрии новые ПДД были точно так же введены в 1939.
Россия до революции 1917 года была преимущественно левосторонней страной, но большевики ввели однозначный правосторонний порядок. Однако у всех автомобилей российского производства руль находился с правой стороны вплоть до 1930 года выпуска.
Последней страной континентальной Европы, сохранившей даже после войны левостороннее движение, была Швеция. Несмотря на то, что все соседи ездили по правой стороне, шведы сохраняли свой порядок и ввозили авто из Англии. В итоге, связанные с этим неудобства, заставили скандинавов осуществить переход. Произошло это в относительно недавнем 1967 году. А еще через всего год после этого с левой стороны на правую перешла Исландия.
Великобритания, Ирландия, Кипр и Мальта
На сегодняшний день левостороннее движение сохранили лишь островные европейские государства — Великобритания, Ирландия, Кипр и Мальта.
Азиатские страны
Швеция — не единственное государство, которому пришлось осуществить переход с одной стороны на другую в период, когда автомобильное движение было уже довольно насыщенным. Например, Китай, КНДР и Южная Корея поменяли схему движения сразу после окончания японской оккупации — в 1946 году. Сейчас там ездят по правой стороне дороги. А вот «пригороды» Китая — Гонконг и Макао — сохранили левостороннее движение, навязанное Великобританией.
Самый свежий пример перехода — небольшое тихоокеанское государство Самоа. Оно изменило левосторонние правила движения на правостороннее в 2009м году. Близость Австралии позволяет островитянам импортировать праворульные автомобили. Для осуществления подобной революции в стране было объявлено два дополнительных выходных дня: понедельник и вторник. Автомобильное движение в течение четырехдневного уик-энда было запрещено. За это время полиция перевесила дорожные знаки и поправила разметку там, где она была.
В Великобритании, «рассаднике» правого руля, иногда также раздаются призывы перейти к континентальной схеме движения. Однако для англичан, которые продолжают пользоваться довольно странными для нас раздельными кранами с горячей и холодной водой в ванной только «потому что традиция», подобное просто немыслимо. Да и, в конце концов, это просто очень дорого.
Сегодня в мире остается только две страны, где одновременно используются машины с правым и левым рулем: Россия и Багамские острова. В России активно используются праворульные японские автомобили. А на Багамах, несмотря на левостороннее движение, ездят на машинах, ввезенных из США. Разумеется, с левым рулем. Впрочем, в России, судя по всему, из-за фактического запрета на ввоз «правых рулей» в ближайшие годы авто с левым рулем станет заметно больше.
Левый руль
Ещё в древности выяснилось, что соглашение о том, по какой стороне дороги ездить — левой или правой — сильно сокращает количество лобовых столкновений и заторов.
У автомобилей водительское место всегда находится со стороны встречного потока — слева в странах с правосторонним движением и справа в странах с левосторонним. Это незначительное различие в конструкции автомобиля навсегда разделило мир на две части — праворульную и леворульную. Споры о том, с какой стороны должен находиться руль, похоже, будут продолжать еще не одно десятилетие.
На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 по левой [1] . 28 % всех дорог левосторонние и 72 % — правосторонние [2] .
Предпосылки
Большинство людей правши. В зависимости от метода езды, для правшей бывает предпочтительнее как правая, так и левая сторона. А именно [3] :
Ходьба пешком — правостороннее. По-видимому, большинство людей (невооружённых) при ходьбе придерживаются правой стороны.
Вести лошадь, тащить тележку — правостороннее. В этом случае человеку удобнее находиться со стороны встречного потока, чем на обочине — с одной стороны, это позволяет избежать столкновения, с другой — остановиться и поговорить со встречным.
Езда верхом — левостороннее. «Боевая» правая рука находится на ударной позиции по отношению к встречному всаднику. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает.
Рыцарский турнир — правостороннее. Щит находится на левой стороне, копьё положено через спину коня. Впрочем, рыцарский турнир — это игра, далёкая от реальных транспортных задач.
Езда в одноместном экипаже или экипаже с вынесенным вперёд сиденьем кучера — правостороннее. Чтобы разъехаться, нужно потянуть вожжи более сильной правой рукой.
Езда с форейтором — правостороннее. Форейтор (кучер, управляющий упряжкой, сидя на одной из лошадей) всегда сидит на левой лошади — это облегчает посадку-слезание, и позволяет управлять правой рукой.
Езда в многоместном экипаже — левостороннее. Находясь на правой стороне, кучер не заденет пассажира хлыстом. Для экстренного разъезда можно ударить коней по правой стороне.
Большинство историков рассматривают только методы разъезда воинов, что не совсем верно — ни в одной стране воины не были большинством. Поэтому воины могли разъезжаться, например, по левой стороне, в то время как народ при разъезде придерживался правой стороны.
На Красной площади 9 мая два открытых автомобиля ЗИЛ ездят в левостороннем движении.
История
По какой стороне ездили в древней Греции, Ассирии и т. д., достоверно неизвестно (как сказано выше, правила разъезда воинов не являются решающим аргументом). Существуют лишь доказательства того, что римляне ездили по левой стороне [4] [3] . Около 1998 года в районе Суиндона (Великобритания) была найдена римская каменоломня, в которой левая (от каменоломни) колея была разбита намного сильнее. Также на одном из выпусков римского денария, датированного 50 г до н. э. — 50 г н. э., изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне [3] .
После того, как перестали ездить по дорогам с оружием и подозревать в каждом врага, на дорогах стихийно стало складываться правостороннее движение, что было главным образом связано с физиологией человека, существенной разницей по силе и ловкости разных рук в приёмах управления тяжёлыми конными экипажами, запряженными несколькими лошадьми. Сказалась особенность человека, что большинство людей правши. При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая правой, то есть самой сильной рукой, вожжи, придерживая лошадей. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Это норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения.
В России еще в средние времена правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.
На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение. Такое же левостороннее движение было принято и на железной дороге. В 1830 г. на первой железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль движение было левосторонним.
Есть и другая теория появления изначально левостороннего движения. Некоторые историки предполагают, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучеры сидели наверху. Так вот, когда они погоняют коней, то кнут кучера-правши мог случайно попасть по прохожим, которые шли по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.
Великобританию считают главной «виновницей» «левизны», которая затем повлияла на многие страны мира. По одной версии, такой же порядок на своих дорогах она привнесла из морских правил, т.е на море встречное судно пропускало другое, которое приближалось справа.
Влияние Великобритании сказалось на порядке движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индия, Пакистан, Австралия, было принято левостороннее движение транспортных средств. В 1859 г. посол королевы Виктории сэр Р. Алкок убедил власти Токио также принять левостороннее движение.
Правостороннее движение часто связывают с Францией, с её влиянием на многие другие страны. Во времена Великой Французской революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предписывалось двигаться по «простонародной» правой стороне. Чуть позже Наполеон закрепил это положение, приказав военным держаться правой стороны, дабы всякий, повстречавший французскую армию, уступал ей дорогу. Дальше такой порядок движения, как это ни странно, был связан с большой политикой в начале XIX столетия. Те, кто поддерживал Наполеона — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания. С другой стороны те, кто противостоял наполеоновской армии: Британия, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Влияние Франции было так велико, что повлияло на многие страны Европы, и они перешли на правостороннее движение. Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других странах движение осталось левосторонним. В Австрии сложилось вообще любопытное положение. В части провинций движение было левосторонним, а по другим правосторонним. И лишь после аншлюса в 1930-х годах Германией, вся страна перешла на правостороннее.
Вначале левостороннее движение было и в США. Но, наверное, свободолюбие американцев выразилось в отличии от англичан поступить наоборот. Считается, что «убедил» американцев перейти на правостороннее движение француз-генерал Мари-Жозеф Лафайет, который внёс значительный вклад в борьбу за независимость от британской короны. В то же время Канада вплоть до 20-х годов двадцатого столетия сохраняла левостороннее движение.
В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. В Чехословакии (раньше входила в Австро-Венгерскую империю) левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.
Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась еще в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.
После появления автомобилей в Европе творилась настоящая чехарда. Большая часть стран ездила по правой стороне — этот обычай был навязан еще со времен Наполеона. Однако в Англии, Швеции и даже одной части Австро-Венгрии царило левостороннее движение. А в Италии в разных городах вообще были разные правила!
Что касается расположения руля, то он на первых машинах в большинстве случаев находился с «неправильной» для нас правой стороны. Причем вне зависимости от того, по какой стороне ездили автомобили. Это делалось для того, чтобы водитель мог лучше видеть обгоняемую машину. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть.
Первым массовым автомобилем с «правильным» рулём был Ford T.
Страны, изменившие движение
В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но из-за неудобств, связанных с тем, что соседи этих стран имели правостороннее движение, перешли на правостороннее движение. Самым известным в истории стал День Н в Швеции, когда страна перешла с левостороннего движения на правостороннее.
Также сменили правый руль на левый бывшие британские колонии в Африке Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана из-за соседства со странами — бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение. И наоборот бывшая португальская колония Мозамбик сменила левый руль на правый, из-за соседства с бывшими британскими колониями. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.
О выборе стороны движения
По одной из версий, правостороннее движение пошло от конных экипажей, так как при разъезде встречных удобнее было брать вправо за счет натягивания вожжей более сильной правой рукой. Но по другой версии, конные экипажи старались ездить по левой стороне, чт
«Смешались в кучу кони, люди…»: к концу XVIII столетия назрела необходимость упорядочить хаотичное передвижение по дорогам
Ford модели Т был первым массовым автомобилем с расположением руля слева
Стокгольм 3 сентября 1967 года, в день перехода Швеции на правостороннее движение. В историю этот день вошел как «Dagen H»
Логотип «Dagen H»
Страны, не желающие подстраиваться под соседей, состыковывают разные форматы движения на границах
В некоторых странах руль должен быть только с четко установленной стороны
Там, где дорожный трафик невелик, дело может ограничиться разметкой и знаками вроде «Держитесь правой стороны» или «Держитесь левой стороны»
Традиции левостороннего и право-стороннего движения зародились задолго до изобретения автомобиля. Как получилось, что в вопросе: «По какой стороне ездить» в мире не оказалось общего мнения?
Изначально человечество тяготело к правой стороне. К примеру, пешие зачастую инстинктивно держались правой стороны, чтобы хоть как-то уберечь от всадников-злодеев, носимые на правом плече сумки, портфели и так далее. Экипажи и повозки при разъезде тоже брали вправо – натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки.
По другому мнению на конных упряжках старались ездить с левой стороны – кучеры сидели наверху и когда они погоняют коней, то кнут кучера-правши мог случайно попасть по прохожим, которые шли по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.
В пользу левостороннего движения выступали и конные воины. Оружие, как известно, обычно держат в правой руке. И когда два рыцаря встречались на большой дороге, они разминались так, чтобы было видно правую руку встречного всадника, чтобы точно определить есть у него в руке меч или нет. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает.
Интересный факт: привычная нам традиция рукопожатия походит из рыцарских времен – это демонстрация миролюбивых намерений – у меня, мол, в руке оружия нет, как бы говорит каждый из участников рукопожатия.
Но воинов не так-то много было и они не делали погоды на дорогах. А люди в своем большинстве правши, и подсознательно приспосабливаются к любому роду деятельности, который легче исполнить правой рукой. Например, как уже упоминалось, извозчику при разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину, натягивая правой, то есть самой сильной, рукой вожжи, придерживая лошадей. Эта норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения.
К XVIII-XIX векам транспортные потоки так выросли, что потребовалось законодательное определение правильной стороны.
Первым к упорядочению движения взялись в Англии в 1756 году. Причем узаконили на Туманном Альбионе левостороннее движение. Точно неизвестно по каким причинам, но предположительно, Британия как типично морская держава принцип взяла из правил судоходства, по которым и сейчас корабли в море расходятся правым бортом. Со временем левостороннее движение было принято и на железной дороге.
Как известно, Великобритания во времена своего морского могущества создала немало колоний и, конечно, привносила в их образ жизни свои традиции, в том числе и левостороннее движение. Индия, Индонезия, Пакистан, Япония, Таиланд, Кения, Непал, Малайзия, Шри-Ланка, Австралия, Гонконг, Ирландия, Новая Зеландия, Сингапур, Ямайка, Мальдивы, Багамские острова, Кипр – вот список стран, последовавших примеру Британии. Интересная история получилась с Японией. По одной версии, первую железную дорогу в Японии строили англичане (это было в 1872 году), но, как нетрудно догадаться, она тоже была левосторонней. Правда, на перегонах пути были одноколейными, но на станциях поезда разъезжались по левой стороне. Позже в Токио появилась первая конка (конечно, «левосторонняя»), затем ее сменил трамвай, а в 1924 году левостороннее движение было официально закреплено в первых правилах дорожного движения. По другой версии, в 20-х годах император купил британский Rolls-Royce с правым рулем, который безопаснее управлялся по левой стороне дороги. А как ездит император, так ездят и его подданные. Так страна восходящего солнца с первых лет эпохи автомобилизма стала левосторонней.
Правоcтороннее движение чаcто cвязывают c Францией. Во времена Великой Французcкой революции 1789 года в Париже был создан специальный декрет, которым предпиcывалоcь двигаться по «проcтонародной» правой стороне. По тем временам влияние Франции было настолько велико, что правостороннее движение без проблем насаждалось в других странах. Сторону движения определяла даже большая политика, особенно в начале XIX cтолетия – в эпоху Наполеона. Те, кто поддерживал Наполеона – Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Иcпания, – приняли за норму правосторонне движение. С другой cтороны, те, кто противостоял наполеоновcкой армии – Авcтро-Венгрия, Португалия, – оказались «левыми». По одной из версий, Наполеон приучил и Россию к правой стороне. Но историки склонны считать, что в России еще при Петре I было принято за норму правостороннее движение. Официально же его утвердила Екатерина II в 1752 году.
В начале прошлого века в странах Европы был настоящий сумбур с выбором стороны движения. Например, в Италии до середины 20-х годов в разных регионах действовали противоположные правила: Рим и Неаполь были «правосторонними», а Милан и Турин сохраняли приверженность левой стороне. В Авcтрии тоже была весьма любопытная ситуация. В части провинций движение было левоcторонним, а в других – правоcторонним. На правую сторону страна перешла после того, как ее принудительно присоединила к себе нацистская Германия в 1938 году. Вначале левоcтороннее движение было и в США. Тут тоже не обошлось без политической подоплеки. В США организовали правостороннее движение, как один из символов борьбы с колониальным прошлым – за незавиcимоcть от британcкой короны.
Многие страны поменяли левостороннее движение на правостороннее. Так, для упрощения транспортных связей, перешли на левостороннее движение бывшие британские колонии в Африке: Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана из-за соседства с бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение. КНДР и Южная Корея тоже поменяли лево-стороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации. Был в современной истории и единственный обратный переход – для лучшей связи с «левыми» Зимбабве и ЮАР справа налево перешел Мозамбик.
Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. К этому времени Швеция оставалась последней страной в континентальной Eвропе, использующей левостороннее движение. Все соседние страны пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно не всегда обозначенной в сельской местности границы с Норвегией.
И вот настало 3 сентября 1967 года. Этот день вошел в историю Швеции как День H или Dagen H (от швед. Hogertrafik – правостороннее движение).
Все было сделано предельно просто, ранним утром весь транспортный поток страны остановился и поменял сторону движения, через десять минут возобновил движение. Но это на первый взгляд все было просто. Вы только представьте, каких трудов стоило установить новые дорожные знаки и светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию перекрестков. Масштабно проводилась разъяснительная работа. Был разработан и широко растиражирован специальный то ли логотип, то ли дорожный знак, символизирующий 3 сентября, как день смены стороны движения. По радио транслировалась информационная песня «Держи вправо, Свенссон!».
Особо намаялись шведы с общественным транспортом. Ведь шведские автобусы имели правый руль и двери слева. Производителям пришлось заблаговременно выпустить несколько тысяч «переходных» моделей автобусов, которые имели двери с двух сторон. Зато у другого транспорта проблем с рулем не было. Удивительно, но в левосторонней Швеции автомобили оснащались рулем слева. На то были свои причины. Во-первых, основным рынком для Volvo, SAAB и Scania были зарубежные страны. Во-вторых, считалось, что на узких шведских дорогах, особенно в горах, водителю важнее следить за тротуаром или обочиной.
Но не только проблемы с выбором стороны движения разделяют автомобилистов всего мира. Не меньше хлопот доставляет и размещение руля.
Как известно, в первых машинах руль находился посередине. Но со временем баранку начали ставить ближе к краю дороги, то есть справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Для этого было несколько причин: при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть, кроме того, лучше были видны обгоняемые гужевые повозки. Но машин становилось больше, и основное внимание шофера стали занимать встречные и обгоняющие автомобили. Поэтому руль переместили.
Между прочим, первым массовым автомобилем с «левым» рулем был Ford T 1908 года.
Вот как объясняли на Ford необходимость размещения руля слева: «при движении по правой стороне руль справа вынуждает [пассажиров] выходить из машины на проезжую часть и обходить ее. Это неудобно и особенно стеснительно, когда речь идет о леди. …при расположенном справа руле, водитель находится дальше всего от автомобиля, идущего навстречу, а с рулем слева он может видеть даже колеса другой машины и легко избежит опасности».
К 20-м годам у подавляющего количества автомобилей место водителя располагалось со стороны встречного потока. Впрочем, бывали исключения. Например, до 60-х в правосторонней Италии все модели фирмы Lancia комплектовались правым рулем. Производитель ссылался на то, что при езде по горным серпантинам, коих немало в Италии, водитель должен четко видеть правую обочину, которая нередко является опасной пропастью. Правое расположение руля в странах с правосторонним движением иногда можно встретить на развозных и почтовых фургонах. Такая компоновка позволяет водителю положить письмо в придорожный ящик, не выходя из машины. В частности, во времена СССР часть «Москвичей» выпускалась с правым рулем. Предназначались они для сбора корреспонденции из уличных ящиков.
Несколько иначе дела обстоят с въездом в левостороннюю страну на правостороннем автомобиле (и наоборот). Все определяется конкретными требованиями конкретной страны, хотя в большинстве случаев согласно Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года достаточно того, что автомобиль соответствует правилам государства, где он зарегистрирован.
Тем не менее в Австралии «леворукие» машины запрещены – те, кто их ввозят должны обязательно потратиться на переоборудование. В Камбодже наоборот – на законодательном уровне запрещены «праворукие». Среди европейских стран не регистрируют праворульных в Словакии и Литве.
Там, где размещение руля строго не регламентировано, встречаются курьезные ситуации. Например, на Багамах левостороннее движение, но большинство машин ездят по островам с левым рулем из-за близости США, откуда постоянно ввозятся такие машины. В России на Востоке сложилась противоположная ситуация. Большинство машин ездят с правым рулем при правостороннем движении из-за близости к Японии, откуда эти машины ввозятся.
Выбор стороны движения и размещение руля – вот две формальности, разделяющие весь мир на „правых» и „левых». В остальном, оснащение машин унифицировано. Например, расположение педалей «сцепление – тормоз – газ» является стандартом. Хотя до войны положение педалей на праворульных машинах варьировалось. Показательна тут Чехословакия – до вторжения Гитлера в стране было левостороннее движение, а на машинах чешского производства педали располагались «сцепление – газ – тормоз».
Рычаг переключения передач механической коробки всегда расположен на центральной консоли автомобиля. Порядок передач не различается – и на леворульных, и на праворульных машинах низшие передачи находятся слева.
Указатель поворотов обычно находится слева (за исключением австралийских, японских и старых британских автомобилей). Расположение бензобака не связано со стороной движения – он может быть с любой стороны. Это сделано для равномерного заполнения очередей на заправочных станциях.
Независимо от положения водительского места, фары регулируют так, чтобы свет был направлен немного в сторону обочины – чтобы не слепить встречных водителей.
Вывод напрашивается один: споры о «правильной» стороне длятся веками, а общего согласия пока не удалось найти. Если говорить языком цифр, то левый руль предпочитают 66% от общей численности населения, а по правой стороне ездят на 72% от общей протяженности дорог в мире.
- октябрь 21, 2008
- АвтоТема № 43
- На досуге