Где производят аккумуляторы для электробусов москвы
Перейти к содержимому

Где производят аккумуляторы для электробусов москвы

  • автор:

Москва аккумулирует инвесторов

Поставить городу батарей на 130 млрд рублей хотят сразу три госкорпорации

Как выяснил “Ъ”, власти Москвы планируют в 2024–2030 годах закупить локализованные аккумуляторные батареи для различных видов электротранспорта почти на 130 млрд руб. Большая часть финансирования придется на поставки для электробусов и «Москвича». Правительство города собирается выбрать поставщика на конкурсе. Основными претендентами выступают «Росатом», «Ростех» и «Роснано».

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Валерий Титиевский, Коммерсантъ

Правительство Москвы проведет электронный конкурс на локализацию в течение трех лет производства аккумуляторов для электротранспорта в столице, сообщила в среду пресс-служба правительства города. «По условиям контракта поставщик-инвестор возьмет на себя обязательство в течение трех лет локализовать на территории Москвы производство пяти типов аккумуляторных батарей для электротранспорта, в том числе для электробусов, трамвайных вагонов, электромобилей «Москвич», речного транспорта, электросамокатов и велосипедов»,— говорится в сообщении.

Производство организуют на одной из площадок особой экономической зоны «Технополис Москва», частные инвестиции в проект должны составить не менее 3 млрд руб.

По данным “Ъ”, среди потенциальных инвесторов в проект локализации батарей в Москве — «Инэнерджи» (входит в «Роснано»), «Ростех» и «Росатом», но последний планирует поставлять ячейки для батарей с гигафабрики в Калининграде. При этом предполагается, что с 2026 года ячейки должны тоже выпускаться в Москве, говорят собеседники “Ъ”. По информации “Ъ”, производитель суперконденсаторов ТЭЭМП (входит в ЗАО «Ротэк») тоже рассматривает возможность участия в конкурсе.

Потенциальные объемы закупки с 2024 по 2030 год, по данным “Ъ”, составят почти 130 млрд руб., большая часть из которых в денежном выражении предназначена для электробусов и «Москвича».

Стоимость батареи для электробуса должна составлять до 12 млн руб., для «Москвича» — до 0,5 млн руб.

“Ъ” направил запросы в компании и департамент инвестиционной и промышленной политики Москвы. В «Ростехе» подтвердили интерес к конкурсу и сообщили, что «проекты в этой сфере обсуждаются». Ранее в корпорации заявляли о проработке производства батарей для электротранспорта, которые смогут использоваться в электромобилях «Москвич».

Руководитель направления «металл-ионные аккумуляторы» ГК «Инэнерджи» Даниил Иткис подтвердил, что компания планирует участвовать в конкурсе. «Мы развиваем практически полностью отечественный пакет технологий, проводим собственные разработки, которые планируем запустить в серийное производство через три года»,— сообщил он. Господин Иткис уточнил, что уже ведутся разработки по предварительным техническим требованиям департамента транспорта Москвы.

В РЭНЕРА (входит в топливную компанию «Росатома» ТВЭЛ) подтвердили, что рассматривают возможность участия в конкурсе, отметив, что в Москве будет организовано сборочное производство батарей. «Это позволит максимально эффективно задействовать производство литийионных ячеек в Калининградской области и сборочное производство батарей в Москве. Уже разработана линейка современных батарей для различных видов электротранспорта, включая электробусы, троллейбусы с увеличенным автономным ходом, трамваи, электромобили, речной транспорт и другую технику. Батареи находятся в опытно-промышленной и серийной эксплуатации в составе электротранспортных средств»,— заявили в компании.

Москва активно закупает электробусы — парк ГУП «Мосгортранс» насчитывает более тысячи. В городе 202 ультрабыстрые зарядные станции, в июле Сергей Собянин подписал распоряжение об установке еще 115 таких станций.

Все они совместимы с электробусами ЛиАЗ и КамАЗ. В 2022 году правительство столицы получило за 1 руб. завод Renault в Москве, и на его базе запустился автозавод «Москвич», который планирует выпускать в том числе электромобили.

Управляющий партнер «Моторинвеста» Андрей Резников о сборке китайских электромобилей

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что производство батарей без локализации ячеек — это лишь сборочное производство. При этом для полноценной локализации и инвестиционной привлекательности проекта нужна консолидация спроса. Указанные виды транспорта, как правило, используют никель-марганец-кобальт — NMC (самокаты, «Москвич» и т. д.), кроме электробусов, для которых обычно закупались LTO-батареи (литий титанат), продолжает он. «Поэтому здесь тоже необходима унификация, тогда проект будет интереснее для инвесторов. При этом для развития отрасли литийионных батарей важно производить ячейки из отечественных материалов — вот с этим могут быть проблемы без унификации»,— заключает аналитик.

Ольга Никитина, Полина Смертина

  • Газета «Коммерсантъ» №223 от 01.12.2022, стр. 1
  • Ольга Никитина подписаться отписаться
  • Полина Смертина подписаться отписаться
  • Электромобили подписаться отписаться
  • Рынок микроэлектроники подписаться отписаться
  • Автомобильный рынок подписаться отписаться

В Москве началось строительство завода батарей для электротранспорта

Российские электробусы и электрокары будут ходить с отечественными батареями — завод по их производству начали строить в Новой Москве.

«Без этого невозможно представить создание собственного электромобиля, — заявил мэр Сергей Собянин. — Батарея — важнейший элемент, ее стоимость составляет треть от цены всей машины».

Столица постепенно расширяет парк отечественных электробусов и готовит проект электрокара «Москвич», при этом батареи приходится покупать в Китае. Наши аккумуляторы должны стать дешевле и надежнее, соответственно увеличится автономный ход транспорта и снизится цена электрических велосипедов, машин, общественного транспорта.

Завод решили построить в Новой Москве — недалеко от крупнейшего в Европе электробусного парка в Красной Пахре. Производить батареи будет одна из дочерних компаний «Росатома». Партнер — «КАМАЗ», задействованный в разработке электрического «Москвича» и один из главных поставщиков электробусов. «Наше постоянное взаимодействие с «Росатомом» позволит нам сделать современный продукт по требуемой себестоимости», — заявил гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин. Власти столицы обязуются построить все производственные здания всего за год, а «Росатом» — в кратчайшие сроки оснастить завод необходимым оборудованием и начать выпуск батарей.

Участок под строительство площадью 160 тысяч квадратных метров уже выделен, на нем уже работает спецтехника. Ожидается, что на заводе будет создано 900 рабочих мест.

В год рассчитывают производить 50 тысяч аккумуляторов для авто, электросудов, трамваев и электробусов. Благодаря новейшим технологиям удастся улучшить характеристики продукции, емкость батарей вырастет, как и автономный ход машин. Например, электробусы смогут проехать без подзарядки 180 км (на 50 больше, чем сейчас), «Москвичи» — 515 км (плюс 105). Хотя емкость аккумуляторов увеличится, их масса останется прежней, а скорость зарядки увеличится на 15 процентов.

«Технологии будут развиваться, масштабироваться, — подчеркнул первый заместитель гендиректора «Росатома» Александр Локшин. — Мы получаем надежных партнеров и, что очень важно при масштабировании, гарантированный рынок сбыта для большей части производимой продукции. Поэтому есть все основания утверждать, что мы выполним взятые на себя обязательства, и Москва получит электротранспорт нового поколения». Завод будет загружен работой на ближайшие годы — это обязательство закреплено в офсетном контракте. За шесть лет будет куплено 155 тысяч аккумуляторов для электросудов, электробусов и другого общественного транспорта на 172 млрд рублей.

По оценкам мэрии, завод будет достроен в 2024 году и тогда же начнет работу.

«Росатом» построит в Москве завод литиевых аккумуляторов для электромобилей

Генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев сообщил Президенту Владимиру Путину о планах построить в Москве завод литиевых аккумуляторов. Первый такой завод с проектной мощностью до 120-130 тыс. штук в год уже строится в Калининградской области. Эксперты считают, что продавать такие объемы будет сложно из-за конкуренции с дешевыми китайскими батареями.

Новый завод в Новой Москве

«Росатом» построит в Москве завод по производству накопителей электродвижения (аккумуляторов). Об этом генеральный директор госкорпорации Алексей Лихачев сообщил 14 августа 2023 г. в Кремле, на встрече с Президентом России Владимиром Путиным.

«Как я вам докладывал, мы в Калининграде строим завод, с Москвой договорились, — спасибо Сергею Семеновичу [Собянину] — о создании аналогичного завода. Но мы заходим серьезно в электродвижение и думаем о целевой поставке комплектного электропривода, включающего электродвигатель, коробку передач и инвертор», — сказал Лихачев на встрече, стенограмма которой опубликована на сайте Кремля.

Новый завод планируют разместить в Новой Москве, он будет выпускать аккумуляторы для электробусов и автомобилей «Атом», пишут «Ведомости», со слов своего источника, знакомого с деталями проекта. «Атом» — это проект российского электромобиля, разрабатываемый компанией АО «Кама» при участии ПАО «КАМАЗ».

Первый завод в Калининграде

Структура «Росатома» ООО «Рэнера» приступила в 2022 г. к строительству завода по производству аккумуляторных батарей в Калининградской области на площадке «замороженной» Балтийской АЭС, писал CNews в октябре 2022 г. Запустить производство обещали в 2025 г. По словам Лихачева, планировалось на первом этапе производить 50 тыс. аккумуляторов в год, в дальнейшем нарастить мощности в 2-2,5 раза — до 120-130 тыс. батарей ежегодно.

batarei700.jpg

Структура «Росатома» ООО «Рэнера» уже строит завод по производству аккумуляторных батарей в Калининградской области, в Москве будет построен второй такой завод

На гигафабрике в Калининграде «Ростатом» будет использовать технологию корейского разработчика литий-ионных батарей Enertech International, которого он почти полностью консолидировал, как писал «Коммерсант» в мае 2023 г. Госкорпорация еще в 2021 году купила 49% у холдинга Ener1 Бориса Зингаревича, а в 2022 г. – у него же еще 49%. Покупка «зрелой технологии» выглядит верным решением, считают эксперты, опрошенные изданием, поскольку на создание собственной потребовалось бы несколько лет.

«Рэнера», даже обещала к 2030 г. освоить серийное производство батарей для электромобилей на основе твердотельных источников питания, которые легче, безопаснее, и долговечнее литиевых. Они рассматриваются как потенциальный прорыв для электромобилей, старт их массового производства ожидается в 2027 г. Первыми выпустить их на рынок обещали BMW, Nissan, Samsung и Toyota, как ранее писал CNewes.

Высокая конкуренция

Стоимость российских батарей будет выше, чем импортных китайских, считает независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев, мнение которого приводят «Ведомости». Он считает планы «Росатома» очень амбициозными. По его оценке, для достижения конкурентоспособной себестоимости производства полного цикла, включая производство ячеек, фабрика в Калининграде должна выпускать не менее 250 тыс. батарей в год, т. е. объем производства должен вырасти в 5 раз от проектного.

Как облегчить разработку ПО: тестировщики создали софт для тестировщиков
Цифровизация

К тому же внутренний спрос в России пока недостаточно велик для масштабного развития отрасли. Директора консалтинговой компании Ensolve Алексей Жихарев, сказал изданию, что ему неясно, за счет чего будет загружено производство в Калининграде, не говоря о московской площадке.

Пока крупнейшим проектом развития электротранспорта в России является московский электробус. Их к концу 2024 г. их станет 2200 шт. по планам мэра Сергея Собянина. Аналитики КПМГ ранее прогнозировали, что к 2025 г. емкость российского рынка накопителей электроэнергии вырастет до 4,7 ГВт ч, а к 2030 г. до 25,5 ГВт ч, об этом «Ведомости» писали в феврале 2022 г. В обзоре КПМГ отмечалось, что, даже если российский рынок накопителей электроэнергии в 2030 г. достигнет прогнозируемых значений, он все равно будет занимать лишь около 1% от мирового, который в 2030 г. составит $425 млрд, или 2030 ГВт ч.

«Росатом» откроет в Москве производство тяговых батарей

«Росатом» откроет в Москве производство тяговых батарей

Топливный дивизион госкорпорации «Росатом» и ГУП «Мосгортранс» заключили первый в России контракт на поставку тяговых аккумуляторных батарей для электротранспорта, предусматривающий инвестиционные обязательства по созданию производства данной продукции.

Мощность нового предприятия «Росатома», которое разместится в селе Красная Пахра (Троицкий административный округ Москвы), составит 4 ГВт-ч в год (суммарная емкость выпускаемых устройств), сообщает пресс-служба госкорпорации. «Гигафабрика» начнет выпускать свою продукцию в 2025-2026 гг. и выйдет на проектные мощности – 50 тыс. аккумуляторов в год.

Как отмечается, потребность Москвы в современном электротранспорте с каждым годом неуклонно растет. Столичный перевозчик «Мосгортранс» планирует полностью перейти на российские электробусы, а автозавод «Москвич» в ближайшие годы начнет производить электромобили из основных российских компонентов на собственной универсальной платформе. Согласно контракту, «Росатом» обеспечит поставку тяговых аккумуляторных батарей для более чем 5 тыс. электробусов Москвы. Кроме того, современными батареями с нового производства планируется оснастить 150 тыс. электромобилей «Москвич».

Как ранее сообщал «АВТОСТАТ», автомобильный завод «Москвич» начал разработку электромобиля на собственной универсальной платформе, серийную версию которого планируется представить к 2025 году. В настоящее время предприятие выпускает электрический кроссовер под названием «Москвич 3e».

Напомним, в рамках сотрудничества АЗ «Москвич» с технологическим партнером ПАО «КАМАЗ» была разработана Стратегия развития завода на срок до 6 лет. Так, на первом этапе, в 2023 – 2024 годах, производство «Москвичей» будет идти по технологии крупноузловой сборки с постепенным повышением доли локализации. На втором этапе, с 2024 года, параллельно с крупноузловой сборкой начнется мелкоузловая сборка, а уровень локализации вырастет за счет привлечения более широкого пула локальных поставщиков с полностью российскими компонентами (кузовные детали, силовые элементы управления, тормозные системы и т.д.). На третьем этапе на «Москвиче» начнется производство российского электрического автомобиля из основных российских компонентов на собственной универсальной платформе (электродвигатель, батареи, редуктор).

Фото: М.Мишина, пресс-служба мэра и правительства Москвы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *