Что выгоднее каршеринг или свой автомобиль
Перейти к содержимому

Что выгоднее каршеринг или свой автомобиль

  • автор:

Каршеринг или личный автомобиль: что выгоднее использовать

В крупных российский городах сейчас активно развивается каршеринг — сервис поминутной аренды автомобиля. Значит ли это, что личные машины уже и не нужны?

Екатерина Чеснокова / РИА Новости

На самом деле очень многим водителям тяжело отказаться от своего автомобиля и перейти к аренде, как говорит пословица: «Своя рубаха ближе к телу». Но так ли в принципе выгодно пользоваться каршерингом? В своей презентации на «Большой аналитической конференции автобизнеса» Александр Груздев, директор компании Gruzdev-Analyze попытался ответить на этот вопрос.

Чтобы рассуждать предметно, давайте, обратимся к слайду. На нем представлен расчет стоимости владения для одного из наиболее популярных автомобилей, как в продажах на авторынке, так и в сервисах каршеринга — это Kia Rio с двигателем 1,4 литра, с АКПП в комплектации Active.

Оговоримся сразу, что представленный расчет стоимости владения проведен для Москвы, в нем учтены налоги, страховка и стоимость парковки в соответствующих для столицы значениях. Для каршеринга в расчет принимается нижняя граница стоимости аренды — 7 рублей за одну минуту без учета стоимости ожидания.

Для корректного сравнения необходимо привести каршеринг, стоимость которого исчисляется в минутах, к стоимости километра пробега. Для этого обратимся к официальным данным, которые гласят, что средняя скорость движения в Москве составляет 24 км/ч. В результате получим, что 1 км в среднем проезжается за 2,5 минуты, при стоимости минуты — 7 рублей упомянутых выше, стоимость 1 километра пробега со-ставит 60/24*7,5=17,5 рублей. И в нашем расчете эта величина останется единой вне зависимости от величины пробега.

На представленном слайде видно, что кривая стоимости пробега у каршерингового авто прямо пропорциональна величине его пробега. Поскольку мы уже взяли минимальную стоимость минуты аренды.

Теперь рассмотрим владение собственным автомобилем. Как известно, автомобиль теряет в стоимости уже тогда, когда выезжает за пределы дилерского центра и получает запись в ПТС. И поэтому для первых километров пробега (и даже первых лет использования) стоимость владения личным автомобилем заметно выше, чем стоимость использования каршерингового авто.

«Для автомобиля из нашего примера — это 19 рублей 74 копейки за километр, — отмечает Александр. — Однако, по мере того, как автомобиль становится старше, снижается потеря стоимости, а значит становится дешевле и километр пробега. Но до 15 тыс. км пробега владеть личным автомобилем менее выгодно, чем использовать каршеринговую машину».

А вот в дальнейшем, примерно, уже со второго года владения, то есть при пробеге свыше 15 тыс. км в год, ситуация кардинально меняется. Владеть собственным авто становится выгоднее. Так, например, если на первом году эксплуатации и при пробеге 15 тыс. км использование каршеринга обходится на 10 350 рублей выгоднее, чем владение личным авто, то уже на второй год при пробеге в 30 тыс. км, владение собственным автомобилем выгоднее на 48 000 рублей, а для трех лет владения (или 45 тыс. км) — на 144 000 рублей.

«При нерегулярном использовании и на небольших пробегах владение собственным автомобилем становится менее выгодным, — резюмирует эксперт. — В то же время длительная и активная эксплуатация автомобиля диктует необходимость сделать выбор в пользу личной машины».

Важно отметить, что расчет стоимости владения произведен с учетом страхования каско на весь трехлетний срок эксплуатации автомобиля. Также при расчете подразумевалось, что ремонт машины проводится с применением только оригинальных запчастей по рекомендованным розничным ценам, а при смене шин используются премиальные марки продукции с услугой сезонного хранения на профессиональном шино-монтаже.

Таким образом, как отмечает Александр, использование альтернативных запчастей, уменьшении стоимости КАСКО, покупка более бюджетных шин позволят дополнительно сэкономить при владении собственным автомобилем. И это может отчасти нивелировать разницу в стоимости владения в сравнении с каршеринговым авто.

Для более простого понимания, что выгоднее использовать личный автомобиль или каршеринговое авто, необходимо учесть, сколько километров в день вы проезжаете на машине. К примеру, если каждый рабочий день вы едете на работу и обратно 60 и более километров, то ваш выбор — это личный автомобиль. Если вы проезжаете меньше, а на дальние расстояния, например, в путешествие к морю предпочитаете лететь на самолете, то дешевле будет эксплуатировать каршеринговый автомобиль.

Выгоден ли каршеринг

Услуга поминутной аренды машин набирает популярность с каждым годом? Людям, которые ни разу не пробовали carsharing на практике, кажется, что это совершенно не выгодное и лишнее вложение денег. Нужна машина – можно приобрести неновый вариант или взять новое авто в кредит. Нужны редкие передвижения по городу – вызывайте такси и все проблемы. Сегодня мы решили раз и до конца разобраться, насколько ощутима выгода от каршеринга и с чем связана популярность автомобилей.

Преимущества каршеринга

В этой главе мы рассмотрим 1 главных преимуществ краткосрочного проката машин с точки зрения наличия машины как таковой, так в плане сравнения с такси и автомобилем. Начнем по порядку:

  • Отсутствие непосредственных расходов на покупку автомобиля. Здесь все достаточно просто: если есть необходимость изредка воспользоваться быстрым средством передвижения, то необязательно вкладывать сразу большую сумму денег в новый автомобиль. Взять машину два-три раза в месяц в прокат будет выгоднее.
  • Отсутствие расходов на содержание машины. При покупке авто мы редко думает о дополнительных расходах на машину. А ведь это не только бензин и ремонт. Нужно платить за прохождение технического осмотра, за дороги, паркинг, страхование и много другое. Каршеринг освобождает нас от этих платежей.
  • Большой выбор машин. Зарегистрируйтесь в несколько службах каршеринга и пробуйте новые машины. В большинстве случаев это будут обычные машины бюджетного класса, вроде Рено Логан, Фольксваген Поло, Киа Рио или Ниссан Альмера. Но иногда можно найти и другие варианты. Хотя и поездка на разных моделях бюджетных авто, также может приносить удовольствие.
  • Оплата за фактическое время использования машины. Это уже явное преимущество в сравнении с такси. Там приходиться платить и за расстояние, и за услуги водителя и за многие другие удобства. В каршеринге, если вы использовали машину 5 минут, вы заплатите ровно за 5 минут.
  • Возможность поездок в аэропорт. Большинство каршеринговых компаний предоставляют специальные условия для поездки в аэропорт. Нет необходимости брать дорогостоящее такси и переживать из-за опоздания. Личное авто не придется оставлять на длительную дорогостоящую стоянку.
  • Оставляйте машину в любом разрешенном месте и не переживайте из-за целостности авто. Не всегда хочется оставлять машину вдоль дороги, даже, если там разрешена парковка. На каршеринге вы просто оставляете авто в целостности и сохранности и больше не переживаете из-за ее целостности.
  • Бронируйте машину из любой точки города и выбирайте ближайшую. Необходимость вызвать машину может появиться внезапно, поэтому наличие под рукой мобильного приложения будет весьма кстати.
  • Используйте автомобиль столько, сколько вам нужно. Не придется платить за сутки или оплачивать перерасход в километраже. Это уже явное преимущество, в сравнении с обычными компаниями по прокату машин, предоставляющих почасовое владение машинами.
  • Нет необходимости ждать. Вы видите на карте машину и бронируете ее. Насколько бы удобными не были службы такси, всегда есть вероятность, что водитель опоздает или откажется от предоставления услуги.
  • Удобство использования. Мы говорим именно про мобильное приложение. Договор с вами заключается только во время регистрации. Все, что нужно делать дальше – просто оплачивать и бронировать машину. Достаточно наличия определенной суммы денег на карте.

Кому подходит такой каршеринг

Кому угодно. На самом деле ответ на этот вопрос привести достаточно трудно, потому что дешевый сервис поминутного проката машины может потребоваться кому угодно, от студента, недавно получившего права, до солидного владельца фирмы, предпочитающего передвижение на служебном авто с водителем. Попробуем сформировать основные категории людей, которым может понадобиться пользование машиной в короткий срок:

  • Недавно получили права. Собственной машины еще нет, а приобретать навыки вождения хочется. Каршеринг отлично подойдет. Встаньте пораньше утром в субботу и организуйте себе спокойное передвижение в течение получаса. Вполне достаточно, чтобы не забывать основные навыки, не тратят денег на авто.
  • Передвижение по городу в незнакомой стране. Почему бы и нет? Зачем арендовать дорогое такси в европейских странах. Если вам нужно проехать несколько километров, то вполне можно воспользоваться услугами каршеринга за границей.
  • Срочная поездка на очень короткое расстояние. Вы опаздываете на встречу, нужно быть на месте в течение 10-15 минут. Расстояние совсем небольшое: 2-3 километра, но как добраться? До общественно транспорта идти далековато, автобус нужно ждать. Такси только к подъезду приедет через 10 минут. Выгода каршеринга здесь очевидна.

Сравнение каршеринга с личным авто

Сравнение краткосрочного проката автомобилей и может получиться достаточно грубым, т.к. оба варианта транспортного средства предназначены для разных целей и требуют разных финансовым вложений. Мы не будем продвигать ни один из вариантов, просто проведем обычное сравнение по нескольким параметрам:

  1. Приобретение. Личный автомобиль нужно приобретать. Поскольку самые бюджетные автомобили каршеринга – новые Поло, Логан, Альмера, то будет отталкиваться от стоимости новых машин. Это около 12 – 15 тысяч долларов. Выгода? Все зависит исключительно от конкретной выгоды для каждого человека.
  2. Содержание. Содержать каршеринг не нужно. А вот личный автомобиль придется оплачивать, здесь и страховка, и оплата дорог, и другие платежи. Если машина нужна ежедневно, альтернативы личному авто нет, во всех остальных случаях каршеринг может быть выгоднее.
  3. Бензин. Стоимость топлива постоянно растет. Поездка на прокатном автомобиле не требует оплаты бензина, просто берите ее во временное пользование по установленному тарифу. Экономить топлива также не нужно.
  4. Комфорт. Это именно тот критерий для сравнения, который любят приводить владельцы личного транспорта в качестве преимущества наличия собственного автомобиля. Но уровень комфорта сопоставим, возможно, в случае со сравнением каршеринга и личного автомобиля. В договоре прописано, что любой арендатор обязан сохранять салон авто в чистоте, в противном случае следующий владелец может отказаться принимать во временное пользование машину. Поэтому салоны обычно в отличном состоянии, а арендатору нет необходимости переживать из-за технического состояния машины.

Каршеринг даёт новые возможности

Эпилог простой, каршеринг действительно дает новые возможности и расширяет возможности для пользователя. Каршеринг – возможность добраться из точки А в точку Б за очень короткий промежуток времени. Это не альтернатива личному автомобилю или такси, это новая возможность. Он развивает и даёт реализовать потенциальным клиентам новые возможности для поездок.

Своя машина, такси или каршеринг: что дешевле

Своя машина, такси или каршеринг: что дешевле

Для примера расчета расходов на личный транспорт возьмем Volkswagen Polo с механической коробкой передач и мощностью двигателя 90 лошадиных сил. Для удобства расчетов некоторых параметров представим, что машина зарегистрирована в Москве.

Стоимость нового автомобиля

60–100 тыс. рублей

33 тыс. рублей (на 10 тыс. километров пробега, АИ-95, литр 51,6 рубля)

от 30 тыс. рублей в год

1 080 рублей в год

от 1,5 тыс. рублей в год

от 10 тыс. в год

от 7 тыс. рублей в год

от 8 тыс. рублей в год

Это примерный расчет. Многие параметры зависят не только от автомобиля, но и самого водителя. В расчете, к примеру, за стоимость ОСАГО взята величина базового тарифа, но в действительности полис будет дороже. На его стоимость влияет возраст страхователя, его водительский стаж, регион. На Банки.ру можно рассчитать условия для вас. Это удобно — сервис показывает индивидуальные предложения от ведущих страховых компаний.

Получается, что с заданными параметрами суммарный расход на автомобиль такого класса в Москве составляет 90,6 тыс. рублей в год. С амортизацией — от 150,6 тыс. до 190,6 тыс. рублей в год. На 10 тыс. километров стоимость 1 километра пути будет составлять 9 рублей без амортизации и 15 рублей с ней.

К первому году также стоить прибавить стоимость автомобиля. Если машина взята в кредит, то к этой сумме также прибавляется переплата по процентам автокредита. Соответственно, на это же число увеличится и стоимость одного километра в пути.

С каждым годом расходы повышаются — из-за естественного износа, инфляции, повышения транспортного налога, стоимости парковки и топлива.

Плюсы и минусы своей машины

К преимуществам своего автомобиля можно отнести:

  • независимость. На своей машине можно поехать куда угодно и когда угодно;
  • удобство для семьи, особенно если у вас маленькие дети;
  • удобство для людей с инвалидностью. Для этой категории водителей свой автомобиль может быть единственным способом перемещаться по транспорту. Особенно в городах, где инфраструктура общественного транспорта оставляет желать лучшего;
  • комфорт.

Основной минус своего автомобиля — конечно, расходы на его содержание. С учетом инфляции и ситуацией на рынке машина становится все менее доступной. Кроме того, машину могут угнать или вы, банально, можете попасть в аварию — и в том, и в другом случае это чревато большими затратами. Правда, эта ситуация компенсируется полисом каско, в который входят и случаи угона.

Рассчитайте стоимость КАСКО онлайн

Покажем цены всех ведущих страховых компаний

Принято считать, что на машине много времени тратится на пробки. Однако это нельзя отнести к безусловным недостаткам личного автомобиля. Если на дороге сложная ситуация, в пробке стоят все — и те, кто за рулем своей машины, и те, кто сидит на пассажирском кресле такси. Особенно на маршрутах, где нет выделенных полос для трамваев или автобуса.

Затраты на такси

Такси — не тот вид транспорта, который можно равнозначно сравнивать с каршерингом и даже личным автомобилем. Более того, сейчас принято считать, что это широкодоступный вид транспорта — автомобили на любой бюджет почти во всех российских городах. Но так было не всегда.

Доступным этот транспорт стал после появление агрегаторов — Uber, «Яндекс», «Ситимобил», GetTaxi и других. Захватывая рынки, компании вводили промокоды на бесплатные поездки, снижали цены. Теперь и рынка конкурентного уже нет (осталось, по сути, два федеральных игрока — «Ситимобил» и «Яндекс»), и клиенты уже привыкли пользоваться приложениями, а не «сигналить» на дороге или звонить диспетчерам по телефону. Поэтому цены растут — за последние два года по 12–15%. На это обращала внимание и ФАС.

Километр пути на такси по России стоит очень по-разному. В Елабуге (меньше 80 тыс. жителей) стоимость минимального заказа составляет 69 рублей на самом дешевом тарифе, а в Москве уже 139 рублей. В эту цену входит 2 километра пути, далее считается и предполагаемое время в пути, и километраж. В обоих городах — 10 рублей за километр (тарифы «Яндекс Go» 27 декабря 2022 года). Исходя из этого, возьмем за среднюю стоимость 1 километра в 32 рубля.

Итого получается, что те же 10 тыс. километров на такси обойдутся в 320 тыс. рублей. Это значительно больше годовых затрат на свой автомобиль. Зато эта сумма распределяется равномерно — не нужно сразу платить порядка 1 млн рублей на автомобиль, нет никаких переживаний из-за технического состояния и так далее.

Плюсы и минусы такси

К преимуществам такси можно отнести:

  • не нужно думать о штрафах, парковке, страховке и так далее;
  • широкая доступность — в крупных городах машина найдется куда угодно, когда угодно и в любую погоду;
  • комфорт.

Выбор в пользу такси нужно делать только в том случае, если вы будете пользоваться им нечасто — не больше 4–7 раз в неделю. Второе: поездки не должны быть протяженными. У такси самая большая стоимость 1 километра пути среди всех видов транспорта, поэтому ехать каждый день на работу из пригорода в центр — затратная идея.

Такси — это оперативность и быстрое решение. Если вы часто ездите на расстояния больше, чем по 20–30 километров в день, то дешевле присмотреться к альтернативным вариантам транспорта.

Затраты на каршеринг

Стоимость аренды автомобиля зависит от выбранной модели оплаты — поминутный тариф, почасовой и посуточный. Это отличает каршеринг от такси в плане затрат — клиенты платят не за пройденный путь, а только за время. В среднем по России стоимость составляет 8–15 рублей за минуту и 2–4 рубля за ожидание.

При идеальных условиях, когда в городе нет пробок, а светофоры не вредничают, за 1 час можно проехать до 50 километров. Получается, что в таких условиях 1 километр обойдется примерно в 18 рублей.

По правилам каршеринговых сервисов, все расходы на оплату штрафов за нарушение ПДД берет на себя водитель, который нарушил правила. Учитывая это и коэффициент дорожной ситуации, увеличим стоимость километра до 21 рубля.

Итого получается, что те же 10 тыс. километров обойдутся на каршеринге в 210 тыс. рублей. Это все еще дороже автомобиля, но дешевле такси.

Как показывают исследования, россияне пользуются каршерингом чаще всего на короткие расстояние, а средняя стоимость одной поездки в 2022 году составляет порядка 460 рублей.

Плюсы и минусы каршеринга

К преимуществам каршеринга можно отнести:

  • как и в случае со своей машиной, нет чужого человека в салоне;
  • не нужно ждать приезда таксиста;
  • парковка на муниципальных стоянках, как правило, включена в тариф;
  • большой набор машин — сегодня можно прокатиться на одной модели, а завтра — на другой.

Однако все эти плюсы можно рассматривать и как минусы:

  • если вы неуверенный водитель, штрафы оплачивать придется вам, а в случае аварии компенсировать расходы на ремонт;
  • поблизости может просто не оказаться свободной машины, а ехать на автобусе до ближайшей стоянки — какой в этом смысл?
  • оставлять арендованное авто можно на ограниченном количестве парковок;
  • чем выше класс машины, тем дороже тариф.

Что выгоднее — каршеринг, такси или своя машина? Краткий вывод

Приведем сводную таблицу расходов на три рассмотренных вида транспорта:

Стоимость за километр

Общие расходы (на 10 тыс. километров)

Покупать автомобиль или арендовать: как выгоднее? Сравнили каршеринг, подписку и личный авто

Покупать автомобиль или арендовать: как выгоднее? Сравнили каршеринг, подписку и личный авто

Личный автомобиль – это постоянные расходы и прочие проблемы. Налоги, парковки, страховки, техобслуживание, переобувание, расходники, дорожные разборки с угрозами изуродовать машину, раздумья о своевременной замене на что-то другое – все это вызывает не позитив, а стресс. Специально для подъема стрессоустойчивости придуманы каршеринги, подписки и даже прокаты автомобилей.

Про каршеринг слышали все. Взял, поездил, оставил и, в общем-то, забыл. Даже заправляться, как правило, не нужно. «Авто по подписке» пока еще не на слуху, но сервис развивается. Здесь полной свободы уже нет – имеются ограничения по пробегу, превышать который очень невыгодно, надо платить за платные парковки, а при большом сроке пользования предоставлять машину на сервис. Что до посуточного проката, то его реальный удел на сегодня – зона вокзалов и аэропортов. Те, кто полагает, что все это касается только жителей столиц, сильно ошибаются – услуги обязательно доберутся до всех.

Покупать автомобиль или арендовать: как выгоднее? Сравнили каршеринг, подписку и личный авто

Выгодно это или нет? А когда как – все зависит от вашего образа жизни. Одного интересуют ежедневные рабочие поездки, другому нужно мотаться по выходным на дачу и обратно, третьему хочется съездить в отпуск в Крым, а четвертому машина, по большому счету, вообще не больно-то нужна – она у него больше стоит, чем ездит. И ответы насчет выгоды во всех случаях будут совершенно разными.

Начнем с проката. Это, по большому счету, забава для обеспеченных туристов. Машина класса Соляриса или Рио, взятая в столице на трое суток, обойдется вам примерно в 9 тыс. рублей. Пробег при этом ограничен – обычно разрешаются примерно 600-700 км за те же трое суток. Таким образом, каждый километр получается жутко дорогим. Возвращать автомобиль нужно с тем же количеством топлива, что было изначально.

Каршеринг вполне подойдет для ежедневных поездок на службу и обратно. Пожалуй, это единственный режим поездок на чужой машине, сравнимый по стоимости с личным авто. Впрочем, это при условии, что вы работаете не очень далеко от дома: ограничение пробега здесь также есть – примерно 100 – 150 км в сутки. В каршеринге предусмотрен суточный и пятисуточный прокат (соответственно, примерно 2000 рублей и 6000 рублей). Прокатиться на каршеринге из столицы в Крым не получится: зона действия ограничена. Ездить по выходным на дачу, в общем-то, можно, но по деньгам это получится вдвое-втрое дороже, чем на личной машине.

Покупать автомобиль или арендовать: как выгоднее? Сравнили каршеринг, подписку и личный авто

Новомодная подписка для поездок на дачу может получиться раза в полтора выгоднее каршеринга. При этом машину не нужно будет искать по приложениям. А если взять ее, скажем, на месяц, то в ней можно постоянно держать какое-то барахло типа детского сиденья. Однако могут возникнуть проблемы с парковкой: если личную машину можно оставлять на резидентной парковке, то с подписной это не получится. Да и не в каждый закрытый двор вас на ней спокойно пропустят: соседи могут возмутиться при виде чужого автомобиля. Муниципальные платные парковки, в отличие от каршеринга, здесь — за свой счет. Пробег ограничен, а стоимость перепробега – примерно 10 рублей за каждый километр.

Основной недостаток всех перечисленных видов аренды очевиден безо всякой арифметики. При наличии личного автомобиля при любом финансовом раскладе он останется при вас. Во всех остальных вариантах не будет ни денег, ни машины. Однако всем тем, кто бережет свои нервы, и чьи пробеги являются откровенно скромными, все-таки есть смысл задуматься. Если число коротких ежемесячных поездок составляет десяток-другой, то каршеринг – это вполне подходящий вариант. И, чем меньше ежемесячный пробег, тем он выгоднее. Что касается поездки на море, то раз в год можно оформить и подписку. В любом случае подобные забавы, в первую очередь, подходят активным пользователям Интернета, поскольку обновление ценовых предложений происходит довольно часто. В первую очередь это касается каршеринга.

Но основной вывод, тем не менее, ясен. При постоянном использовании машины – и на работу, и за город, и в отпуск – никаких конкурентов у личного транспорта с финансовой точки зрения сегодня просто нет. Смысл в иных вариантах есть только в тех случаях, когда с деньгами особых проблем нет, а вот заморачиваться со всякими налогами, ремонтами и обслуживаниями категорически неохота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *