Как снять выжимной подшипник на МАЗ
Выжимной подшипник – очень важная часть механизма сцепления. Он обеспечивает нагрузку лепестков корзины, что позволяет производить разъединение сцепления с приводом. Находится подшипник между приводным механизмом и корзиной сцепления. Вращается он благодаря валу коробки, по которой перемещается с помощью вилки, закрепленной на муфте. Сам подшипник является упорным шариком.
Снятие выжимного подшипника
Его снятие производится перед заменой, а замена после того, как данный подшипник выйдет из строя. Определить это не трудно – достаточно ощутить изменение в работе сцепления – передачи не включаются.
К сожалению, отремонтировать выжимной подшипник не представляется возможным, потому, в случае поломки, нужно сразу приобретать новый, после демонтажа данной детали, нужно сразу производить монтаж новой.
Процесс снятия начинается с того, что МАЗ загоняется на яму для осмотра, возможно использование эстакады. Делается это для того, чтоб была возможность снять систему передач на автомобиле. Никаких особенных инструментов для этого не будет требоваться.
Закончив процесс демонтажа коробки передач, необходимо снять подшипник путем отжима фиксационных креплений, расположенных на направляющем валу. Затем, необходимо отжать лапки, которые прижимают пружинный держатель. Его тоже требуется снять.
После выполнения этих действий появляется возможность снятия подшипника с муфты. Что и заканчивает весь процесс. Разумеется, оставлять систему переключения передач без выжимного подшипника не имеет смысла, иначе, как и не было смысла его снимать. При наличии неисправного подшипника и без него вообще, МАЗ не сможет передвигаться самостоятельно.
Прежде чем установить новый подшипник, нужно проверить насколько плавно он работает. Работа исправного выжимного подшипника не должна включать в себя щелчки и «торможения».
Устанавливается подшипник в обратной последовательности – монтируется на муфту, фиксируется держателем и крепится на направляющий вал. Не лишним будет и смазать вал небольшим количеством смазывающей жидкости, это делается для упрощения работы монтажа и увеличения срока службы механизма. После чего, установленный подшипник фиксируется держателем.
Последним этапом является фиксация подшипника пружиной, обеспечивающей прижимание фиксатором. После чего производится обязательная проверка работоспособности сцепления. Если же все сделано правильно, то сцепление вновь будет работать должным образом, включая и выключая передачи, ход рычага будет плавным и не будет ощущения сопротивления.
Как правильно установить выжимной подшипник на МАЗе?
Автомобили МАЗ оснащаются выжимными подшипниками, которые фиксируются на корзине несколькими кольцами. Они удерживают его в рабочей позиции, предотвращают расстегивание при нажатии на педаль и разоединение с корзиной. Замена проводится только в сборе, меняется узел целиком с установкой новых комплектующих. Оригинальные подшипники грузовых автомобилей оснащаются полным комплектом, что обеспечивает простую установку. Детали идеально совместимы, кольца обеспечивают хорошую фиксацию, что исключает самопроизвольное расстегивание во время работы данного узла.
Согласно статистике большинство неисправностей выжимного подшипника возникают именно из-за неправильной его сборки. Если кольца и ограничительная шайба поставлены неправильно, при нажатии он может выйти за границу корзины. При такой поломке сцепление выходит из строя, требуется его разборка и ремонт. В этой статье мы поговорим о том, как правильно поставить выжимной подшипник, чтобы исключить такие неприятности.
Демонтаж старого узла
Прежде чем устанавливать новый подшипник, нужно демонтировать старый в сборе, аккуратно выполнив все работы. Сразу отметим, что разборка осуществляется без лишних усилий, все разбирается довольно просто, для этого нужно совместить по меткам стопорные кольца и ограничитель. Если следовать этим рекомендациям, разборка будет проведена без лишних сложностей.
Алгоритм действий следующий:
- находим паз на корпусе подшипника и совмещаем его с язычком на внутренней втулке;
- затем извлекаем внутреннее стопорное кольцо, к нему удобен доступ именно с передней части;
- далее проворачиваем упорную шайбу и также совмещаем ее усик с пазом, аккуратно нажимаем на него;
- после этих действий он выходит и снимается с корзины, затем проводим его дальнейшую разборку;
- для этого аккуратно снимаем второе стопорное кольцо, на этом данная процедура считается завершенной.
Правильная сборка
Чтобы собрать подшипник на сцеплении, нужно подготовить новый комплект, внимательно его осмотрев. На деталях не должно быть следов коррозии, трещин из-за усталости металла и других дефектов. Обычно конструкция самопроизвольно расстегивается именно из-за наличия подобных повреждений на узлах, которые игнорируются при установке.
Такие работы лучше проводить в хорошо освещенном месте, что позволит избежать ошибок. Для удобства лучше подобрать пассатижи с удлиненными и узкими наконечниками, а также плоскую отвертку. На инструментах не должно быть следов масла и грязи, все это может попасть в сцепление при работе.
Инструкции по сборке выжимного подшипника МАЗ:
- надеваем ограничительную шайбу так, чтобы ее усик был напротив паза;
- фиксируем ее стопорным кольцом, оно должно защелкнуться в посадочном гнезде;
- затем вставляем подшипник в корзину, плоскогубцами вставляем внутреннее стопорное кольцо;
- разобщаем позиции язычка и прорези, только так можно провести дальнейшую сборку;
- для удобства его можно защелкнуть , надавив плоской отверткой на его усик.
Почему выжимной подшипник расстегивается?
Самая распространенная причина – износ ограничительной втулки, которая может проскакивать на валу. В данном случае при нажатии подшипник он снимается с корзины и остается в такой позиции, сцепление перестает работать. Еще один фактор – излом стопорных колец. При наличии трещин они просто перестают выполнять свою функцию.
Чтобы этого избежать, перед установкой нужно тщательно осмотреть детали. Оптимально ставить новые запчасти, у которых нет износа и усталости металла.
Нахлупин Михаил Владимирович
Менеджер отдела продаж.
Сцепление на МАЗ
Как и в любом другом ав то, сцепление на автотранспорте Минского Автозавода предназначено для кратковременных отсоединений трансмиссии от двигателя, а также для плавности их соединение при начале движения и во время езды в момент переключения передач-скоростей. Кроме основной задачи данный узел обеспечивает защиту деталей-элементов трансмиссии и движка во время резких торможений с включенным дизель-мотором. Как это происходит можно понять, если немного разобраться с принципом функционирования.
УСТРОЙСТВО БЕЗ СЛОЖНОСТЕЙ
В упрощенном варианте, без агрегатирования с добавочными узлами-деталями, это выглядит следующим образом. Кожух жестко соединяется с маховиком и свободно (через шарниры) с нажимным диском. Именно эти шарниры обеспечивают передвижение нажимного диска по оси, вследствие чего на него передается вращение от кожуха. Между маховиком и нажимным располагается ведомый диск, и за плотное прижатие нажимного-ведомого к маховику отвечают нажим-пружины. Если сцепление на ЯМЗ 238 включено, то усилие передается дальше, к ведомому диску на ведущем вале (шлицах) КП.
Нажатие педали в кабине через тягу приводит к повороту вилки выключения. В свою очередь вилка заставит переместиться выжимной подшипник на муфте. В процессе перемещения выжимной подшипник воздействует на внутренние концы рычагов, за счет чего внешние их концы начинают давить на нажимной-корзину. Вследствие этого, происходит сжатие пружин между кожухом и нажимным, и сам диск на ЯМЗ 236 отводится в сторону. Как результат – освобождается ведомый, переставая передавать крутящий момент на первичный вал КПП. Как только педаль будет отпущена, все подвижные элементы возвращаются в исходное положение, снова начиная фрикцион-передачу вращения-момента.
Стоит отметить еще одну конструктивную и, как следствие, функциональную особенность. Фрикционные накладки крепятся не напрямую, но через упругие элементы. Это дает дополнительную протекцию при включении передачи, соответственно нагрузка на муфты-шестерни КПП дополнительно снижается. С этой же целью, а также для уменьшения нагрузки на ведомую часть и нивелирования крутильных колебаний посадка дисков на шлицевую ступицу реализована через демпферные пружины.
Те элементы, которые связаны с маховиком, и воспринимают от него крутящий момент, называют ведущими, а те, что связанны с валом коробки передач, и передают крутящий момент на него – ведомыми. По количеству именно ведомых дисков выделяют две основных категории фрикцион-сцеплений – одно- и двухдисковые. Сцепление на МАЗ в зависимости от модели автомобиля может быть как двух-, так и однодисковым. В некоторых моделях в систему привода могут устанавливаться пневмогидравлические усилители. Принцип работы сцепления-узла с таким дополнением практически не отличается, усилитель располагается между педалью и вилкой выключения, и служит для облегчения нажатия педали, и более плавной передачи усилия.
РЕГУЛИРОВКИ
В процессе эксплуатации, при целых, в общем, деталях, могут наблюдаться нарушения заводских настроек. Если этот момент игнорировать, то они перерастут в сбои функционала, усилится износ и все закончится выходом из строя. Из тех работ, что доступны в «домашних условиях можно выделить три вариации регулировок:
- — величины отвода промдиска, обеспечивающую нужные зазоры;
- — привода, посредством настройки зазора крышки клапана;
- — свободного хода педали.
Так как на МАЗах используются разные версии узлов, обратите внимание, что приведенные ниже операции касаются штатного оснащения автомобилей серии на МАЗ-5336 и схожих. Итак, отрегулируем средний нажимной:
- • Снимаем крышки люков картеров (сцепление-маховик)
- • Переводим МКПП на «нейтралку»
- • «Отпускаем» контргайки и вворачиваем до упора все регулировочные винты (может потребоваться параллельный поворот маховика)
- • Двигая маховик, отворачиваем каждый винт на один оборот и контрим гайками
Более точно, просто зажимаем крепеж без чрезмерных усилий.
Каждое ТО-2 стоит проверять зазор между крышкой корпуса клапана и регулировочной гайкой. Нормальный показатель – 3.5 мм, и если реальный с ним не совпадает, то ослабляем контр-гайку, выводим основную на указанное расстояние и фиксируем. Проверку свободного хода педали желательно выполнять каждое ТО-1. Приемлемый диапазон – 34-43 мм, естественно, если есть несовпадение, то сначала нужно убедиться, что остальные параметры в норме, а тогда можно заняться данным участком:
- • Откручиваем от вилок штоков цилиндра и клапана двуплечий рычаг
- • Перемещаем в крайнее нижнее положение поршень, а нижних конец рычага смещаем максимально назад
Если все выставлено правильно, то отверстия вилки штока цилиндра и рычага будут наполовину перекрывать друг-друга. Если это условие не выполнено, то нужно провернуть шток до получения требуемого результата
• В таком положении соединяем все составляющие в единую конструкцию
Иногда, при достаточном износе фрикцион-накладок, укорачивание дистанции между вилками невозможно физически. Если накладки еще в нормальном состоянии и менять их не хочется, то «двуплечку» можно снять с вала и установить ее обратно со смещением на шлиц против часовой, а после провести вышеописанную процедуру регулировки.
Чтобы ремонтами-регулировками заниматься как можно реже, необходимо соблюдать рекомендации по техобслуживанию узла. Работы это быстрые и несложные, зато помогают сэкономить время и деньги в перспективе. Из обязательных процессов отметим:
- — смазку выжимного подшипника и вообще привода согласно заводской карте смазки с поправкой на конкретику использования техники;
- — регулярную проверку деталей-компонентов на целостность и соответствие конфигурации;
- — периодический контроль моментов затяжки резьбовых крепежей и подтяжку болтов-гаек по мере необходимости.
ЕЩЕ КАЧЕСТВЕННЕЙ
Нет никакой нужды напоминать, что при поломках для замены стоит брать только сертифицированные узлы-детали. То есть, покупать сцепление для МАЗов нужно только у проверенных изготовителей-поставщиков. Но есть еще один нюанс.
Раньше, практически все производители использовали в производстве одинаковое сырье и технологии, соответственно и разницы между продуктом почти не было (по крайней мере, заметной). Сегодня, из-за исключения асбеста из списка разрешенных материалов изготовители стараются найти наиболее оптимальный вариант. Без лишней скромности заявляем, что диски производства нашего торгового дома «СпецМаш» не просто соответствуют стандарту автопроизводителя, но имеют увеличенный в сравнении со штатными ресурс.
Связаться с нами можно по телефону или Е-мэйл, а также через форму на сайте. Покупка возможна как в розницу, так и оптом (конечно, с коррекцией цены в последнем случае), а оплату принимаем в наличном и безналичном виде. Предоставление отсрочек осуществляется по результатам индивидуальной договоренности. Купленные товары выдаем на московском складе и пересылаем в регионы. Доставка примерно в сотню населенных пунктов бесплатная.
Диск нажимной ТМ80-1601090
— невозможна установка нажимного диска на трактора модификаций 1025 и 1220 по причине особенностей конструкции делителя.
Нажимной диск «лепесткового типа» на МТЗ обладает всеми преимуществами свойственными диафрагменным сцеплениям.
Нажимной диск сцепления ( корзина сцепления ТМ 80-1601090 ) можно купить как в комплекте с ведомым диском и отводкой МТЗ, так и по отдельности.
Рекомендации по установке комплекта сцепления
С новым комплектом сцепления обязательно заменить выжимной подшипник на корпусе муфты выключения сцепления. Проконтролировать износ муфты в месте контакта с вилкой выключения сцепления, при необходимости заменить.
Исключить применение Литола, т.к он не удовлетворяет требованиям по температурным режимам. Везде в следующих рекомендациях следовать требованию по применению высокотемпературных консистентных смазок для трансмиссионных узлов, например Castrol LMX или аналоги.
Заполнить выжимной подшипник высокотемпературной смазкой через штуцерное соединение.
Проверить состояние вилки и вала привода выжимного подшипника, заменить при износе. Места контакта с муфтой смазать высокотемпературной смазкой без излишков.
Проверить состояние сальников двигателя и первичного вала КПП, рекомендуется профилактическая замена, особенно со стороны трансмиссии.
Проверить износ направляющей втулки муфты выключения сцепления. При следах износа необходима замена. Поверхность исправной или новой втулки необходимо очистить и нанести тонким слоем на поверхность скольжения смазку.
Обязательно необходима проверка на износ и смазка шлицевых соединений первичных валов ведомых дисков. Смазку применять в минимальных количествах, излишки удалять не допуская её попадания при вращении сцепления на фрикционных материал.
Проверить износ маховика – при выработке превышающей допустимые величины и при наличии микротрещин от перегрева необходима замена на новый. При отсутствии максимальной выработки рекомендуется проточка поверхности трения маховика. При полном отсутствии следов износа необходима зачистка маховика мелкозернистой наждачной бумагой.
Обезжирить поверхность трения маховика и нажимного диска перед установкой комплекта сцепления.
Ведомый диск установить стороной с надписью F/W SIDE к маховику с помощью центрирующей оправки.
После протяжки болтов крепления корзины сцепления на маховике по схеме «звезда», проконтролировать отсоединение трех транспортировочных П-образных скобок.
После установки комплекта сцепления трактор необходимо «прикатать в течении 30 часов без серьезных ударных нагрузок.