Тема 1. Общие положения. Часть 2
Элемент собственно образующий дорогу – это, безусловно, проезжая часть, и предназначена проезжая часть для движения безрельсовых транспортных средств (в том числе для движения автомобилей и мотоциклов).
Трамвайные пути – это тоже элемент дороги и предназначены они для движения трамваев.
Тротуар – это тоже элемент дороги и предназначен он для движения пешеходов.
Обочина – это тоже элемент дороги, и при отсутствии тротуара пешеходы должны двигаться по обочинам.
В сборнике ГИБДД есть задачка на эту тему, и она вполне может вам попасться на экзамене:
___________________________________________________________________________________
Являются ли тротуары и обочины частью дороги?
1. Являются.
2. Являются только обочины.
3. Не являются.
Поздравляю! Вы ответили на первую задачку. Осталось каких-нибудь 799.
___________________________________________________________________________________
Но устроители дорожного движения на этом не успокоились, взяли и придумали пятый элемент – разделительную полосу, и при этом в Правилах строго прописали:
Разделительная полоса НЕ предназначена для движения и остановки транспортных средств.
Разделительная полоса – это, элемент дороги, выделенный конструктивно. По сути, это физическое препятствие, не позволяющее водителям оказаться на «встречке». Кроме того (и это крайне важно!), разделительная полоса делит дорогу на смежные, изолированные друг от друга проезжие части.
То есть, разделительная полоса это хорошо, она существенно повышает безопасность дорожного движения. Хотя есть тут и свои минусы: во-первых, построить разделительную полосу стоит денег, а, во-вторых, часть дороги вообще никак не используется – даже «Скорая помощь при всём своём желании двигаться по такой разделительной полосе не сможет.
Ok, сказали Правила, если слегка поступиться интересами безопасности, то можно практически за бесплатно организовать разделительную полосу на любой дороге. Только конструктивно она выделена не будет, а будет выделена с помощью всё той же дорожной разметки. Правил попросту предложили при необходимости обозначать границы разделительной полосы двумя сплошными линиями, разнесенными друг от друга на ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд, и дали такое определение:
Правила. Раздел 1. «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
И про разделительную полосу на экзамене вас обязательно спросят:
___________________________________________________________________________________
На каком рисунке изображена дорога с разделительной полосой?
1. Только на правом.
2. На обоих.
3. Ни на одном.
Проезжую часть делят на полосы движения с помощью опять-таки дорожной разметки. При этом порядок движения на различных дорогах различен – например, на двухполосной дороге Правила разрешают выезжать на «встречку», а на многополосной дороге подобное деяние – это грубейшее нарушение тех же Правил.
Для того чтобы безошибочно выполнять требования Правил, водители должны понимать, есть ли у этой дороги разделительная полоса, сколько проезжих частей у данной дороги и сколько у этой дороги полос движения.
___________________________________________________________________________________
Правила. Раздел 1. «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Не думаю, что при наличии разметки у вас будут сложности с определением количества полос движения на дороге. Однако надо ещё и понимать, сколько у данной дороги проезжих частей, и об этом на экзамене вас будут спрашивать:
___________________________________________________________________________________
Сколько проезжих частей имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
Сколько полос движения имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
Сдвоенная сплошная линия разметки не может быть разделительной полосой по определению. У этой дороги одна проезжая часть, и четыре полосы движения (по две в каждом направлении), а сдвоенная сплошная разметка (осевая линия) показывает водителям, где чья половина проезжей части.
___________________________________________________________________________________
Сколько проезжих частей имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
Сколько полос движения имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
И у этой дороги четыре полосы движения, но две проезжие части, изолированные друг от друга разделительной полосой.
___________________________________________________________________________________
Деление проезжей части на полосы движения упорядочивает транспортный поток, повышая безопасность на дороге — все двигаются строго по полосам, соблюдая рядность и, тем самым, выдерживая безопасные расстояния между боками автомобилей (то есть, выдерживая безопасные боковые интервалы).
А что делать, если разметки нет (ещё не нанесли) или её не видно, например, из-за выпавшего снега? По Правилам в этом случае водители обязаны выделять для движения в данном направлении ровно половину проезжей части, и эту свою половину они должны мысленно разбить на полосы, выбрать полосу и двигаться по ней.
Необходимо только понимать, что ширина полосы движения — это ширина автомобиля (не мотоцикла, а именно автомобиля) плюс два безопасных боковых интервала справа и слева от водителя. То есть это где-то от 3-х до 4-х метров, и по этому поводу авторы экзаменационного сборника предложили вам пару задачек:
___________________________________________________________________________________
Сколько полос движения имеет данная дорога?
1. Две.
2. Четыре.
Авторы этой задачи хотят выяснить, в состоянии ли вы понять, сколько полос движения в каждом направлении имеет данная дорога в отсутствии разметки.
___________________________________________________________________________________
Нарушает ли водитель Правила, двигаясь посередине дороги?
1. Не нарушает.
2. Не нарушает, если отсутствуют встречные транспортные средства.
3. Нарушает.
А здесь авторы задачи хотят выяснить, знаете ли вы, что в отсутствии разметки водители обязаны выделять для движения в данном направлении ровно половину проезжей части.
___________________________________________________________________________________
Что такое перекрёсток.
Дорога общего пользования – это не только дорога, это ещё и всевозможные пересечения (с трамвайными путями, с пешеходными переходами, с велосипедными дорожками, с выездами из дворов и других прилегающих к дороге территорий).
Но самое важное пересечение – это, конечно же, пересечение дорог, то есть перекрёсток. Правила дают такое определение термину «Перекрёсток».
Правила. Раздел 1. «Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Жёлтые линии на рисунке это и есть «воображаемые линии, соединяющие начала закруглений проезжих частей».
Водители обязаны понимать, где точно начинается перекрёсток и где точно он заканчивается.
Во-первых, это важно при выполнении некоторых требований Правил. Например, в будущем мы узнаем, что на таком перекрёстке Правилами запрещён обгон. Согласитесь, что нелишне понимать, где начинает действовать это ограничение и где заканчивается.
Во-вторых, если вам, не дай Бог, доведётся стать участником ДТП, будьте внимательны при составлении протокола происшествия. Очень может быть, что для вас окажется принципиально важным, где произошло столкновение – до перекрестка или на перекрёстке!
Необходимо только понимать, что перекрёсток это не любое вообще пересечение дорог, а пересечение дорог на одном уровне. И, кстати, не только пересечение, но ещё и примыкание, и разветвление дорог на одном уровне.
Почему это важно понимать? В будущем мы узнаем, что действие запрещающих знаков распространяется от места их установки и до ближайшего по ходу перекрёстка. На экзамене вам предложат этот рисунок и сопроводят его таким вопросом: «Разрешено ли Вам поставить автомобиль на стоянку за путепроводом»?
Путепровод это тоже дорога, только у неё кроме проезжей части есть ещё и железнодорожные пути. Но пересекаемся мы с этой дорогой на разных уровнях. И по Правилам это не перекресток! Перекрёсток будет где-то дальше, а пока вы до него не доехали, стоянка запрещена знаком.
Правила особо оговорили – не считаются перекрёстками выезды из прилегающих территорий, то есть выезды из дворов и из всевозможных учреждений и предприятий, расположенных вдоль дороги.
На самом деле выезд из прилегающей территории это примыкание двух дорог на одном уровне, и это подпадает под определение перекрёстка. Именно поэтому Правила не могли сказать, что выезды из прилегающих территорий НЕ ЯВЛЯЮТСЯ перекрёстками. Правила были вынуждены предложить нам – давайте договоримся, что выезды из прилегающих территорий НЕ СЧИТАЮТСЯ перекрёстками.
И это правильно, в противном случае пришлось бы знаки, поставленные на дороге, повторять после каждого выезда из двора (если считать его перекрестком).
На экзамене вам могут предложить вот такую задачу и сопроводят её таким вопросом: «На каком рисунке изображён перекрёсток»?
Ну что, на левом рисунке точно перекресток – примыкание двух дорог на одном уровне. А вот на правом рисунке это не перекрёсток. И действие знака в месте выезда из двора не прерывается. И принцип «помехи справа» здесь тоже не работает – выезжающий из прилегающей территории должен всем уступать дорогу.
На сегодня все. Пишите, комментируйте, будем обсуждать))
Продолжение следует
Переход к >
Переход к «Оглавлению»
Количество проезжих частей на дороге, имеющей двойную сплошную линию разметки
В данной задаче преподаватель Центральной автошколы Москвы А.В.Алёшин рассматривает вопрос определения количества проезжих частей на дороге, имеющей нанесённую на ней двойную сплошную линию разметки. Задача входит в экзаменационные билеты ГИБДД. Просмотр видеоролика поможет учащимся автошкол более углублённо изучить требование ПДД.
Виртуальный класс
Для регистрации введите в поле ‘логин’ свой E-mail,
а в поле ‘пароль’ — кодовое слово полученное
у администратора учебного центра Центральной
автошколы и нажмите ‘Войти’.
Вся регистрационная информация содержащая логин
и пароль будет отправлена Вам на почту.
Дорога и ее элементы
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
(Примечание автора: мы рассмотрим основные термины и определения не в алфавитном порядке, а объединив их по смыслу)
Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним территории
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспорта средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну и несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
К дорогам относят улицы, проспекты, магистрали, грунтовые, лесные и полевые пути, а также те, которые могут использоваться для движения только зимой (например, ледовые переправы).Основное назначение дороги — обеспечить движение транспорта и пешеходов.
Дороги в населенном пункте обычно состоят из элементов, изображенных на рис. 1 и 2.
рис. 1. Дорога в населенном пункте
рис. 2. Дорога в населенном пункте
рис. 3. Дорога вне населенного пункта
На рис. 1-3 приняты следующие обозначения:
1 — проезжая часть;
2 — полоса движения;
3 — разделительная полоса;
4 — тротуар;
5 – обочина.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Вне населенного пункта чаще всего вместо тротуара устраивают обочины (рис. 3). Они предназначены для пешеходов. Велосипедам, мопедам, гужевым повозкам (саней), верховым и вьючным животным разрешено движение по обочинам, если оно не создает помех пешеходам. Движение прочего транспорта по обочинам запрещено, кроме случаев, указанных в пп. 9.9 и 12.1 Правил.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (обозначена цифрой 1 на рис. 1-3).
Трамвайные пути не относятся к проезжей части дороги, а являются ее границей (рис. 4). Однако, в ряде случаев, выезд безрельсового транспорта на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, не является нарушением (пп. 8.5 и 9.6 Правил).
рис. 4. Разделение дороги на проезжие части
«Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Разделительная полоса (рис. 2) почти всегда приподнята над проезжей частью и чаще всего окаймлена бордюрным камнем. Достаточно часто на разделительной полосе размещают газоны, а иногда и трамвайные пути.
Трамвайные пути, расположенные на разделительной полосе, использовать для движения безрельсового транспорта не допускается (рис. 5).
рис. 5. Трамвайные пути на разделительной полосе
На рис. 6 изображен фрагмент Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Посередине дороги проходит разделительная полоса. Следовательно, на МКАД две проезжие части.
рис. 6. Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)
При отсутствии разделительной полосы — на дороге одна проезжая часть. ВНИМАНИЕ: любые линии разметки, нанесенные на проезжей части, не являются разделительной полосой. На рис. 7 по центру дороги проходит сплошная двойная линия разметки это не разделительная полоса. Поэтому на такой дороге всего одна проезжая часть. Однако , в некоторых случаях разделительная полоса может быть организована с помощью линии разметки 1.2.1, в этом случае линии находятся на достаточном удалении друг от друга.
рис. 7. Двойная сплошная линия разметки — не делит дорогу на проезжие части!
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
При определении количества полос учитывайте, что их подсчет ведется по всей ширине дороги (от левого тротуара или обочины до правого тротуара или обочины). Поэтому на МКАД (рис. 6) десять полос движения. А на дороге, изображенной на рис. 7, — четыре. Полоса движения предназначена для движения автомобилей в один ряд (друг за другом). Мотоциклы могут двигаться по одной полосе и в несколько рядов, так как их ширина не принимается в расчет при определении количества полос на дороге.
Если разметка не видна или отсутствует и нет знаков 5.8.1, 5.8.2, 5.8.7, 5.8.8, то количество полос для движения, в соответствии с п. 9.1 Правил, определяется габаритными размерами автомобилей с учетом безопасного бокового интервала между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина проезжей части, расположенная слева (рис. 8).
рис. 8. Определение числа полос
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1—1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.
На рис. 9 изображен нерегулируемый пешеходный переход.
рис. 9. Нерегулируемый пешеходный переход
Понятие «Пешеходный переход» включает в себя и регулируемые переходы, иными словами, такие, на которых порядком движения пешеходов и транспорта управляют светофоры либо регулировщики.
Рассматриваемое понятие «Пешеходный переход» охватывает только наземные переходы, то есть случаи, когда в установленных местах пешеходы переходят проезжую часть.
Однако наиболее безопасны подземные и наземные переходы, которые обозначаются знаками 5.17.1, 5.17.2 и 5.17.3, 5.17.4
При наличии в зоне видимости подземного или надземного переходов пешеходам переходить проезжую часть разрешено только по ним.
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 (рис. 10).
рис. 10. Автомагистраль
Автомагистрали — высококачественные дороги, по которым возможно безопасное движение транспорта с высокими скоростями. На них должно быть не менее двух полос для движения в одном направлении, встречные потоки отделены друг от друга разделительной полосой, пересечения с другими дорогами выполняют в виде развязок на разных уровнях (мосты, эстакады, тоннели и т. д.). Не случайно на знаке 5.1 «Автомагистраль» изображена дорога с разделительной полосой и мост через нее. Водители могут определить принадлежность дороги к автомагистрали только по наличию знака 5.1. Иные перечисленные выше признаки не позволяют водителю делать вывод о том, что дорога, по которой он едет, является автомагистралью. Порядок движения по автомагистралям изложен в 16 разделе Правил.
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей) (рис. 10, 11), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой дороге (рис. 12), либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий (рис. 18—20).
рис. 11. Варианты обозначения главной дороги
Если знаков, указанных в определении «Главная дорога», перед перекрестком нет, а пересекающие (примыкающие друг к другу дороги) имеют твердое покрытие, то они считаются равнозначными. В этом случае пересечение грунтовых дорог также считается равнозначным.
Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает такую дорогу равной по значению с пересекаемой.
Покрытие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком предотвращает попадание грязи с грунтовой дороги на главную, выполняя функцию своеобразного половичка (рис. 12).
рис. 12. Грузовик на второстепенной дороге
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не преданная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
Въезды на прилегающие территории не считаются перекрестками. Следовательно, в таких местах дорожные знаки, требования которых распространяются до ближайшего перекрестка, своего действия не прекращают.
Как определить сколько проезжих частей имеет дорога?
Я знаю что здесь одна проезжая часть, но КАК можно ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ сколько их?
Голосование за лучший ответ
О чём спрашиваешь? Вроде 4 полосы.
Темыч ДмитриевичГуру (3313) 11 лет назад
полос то 4, а проезжая часть одна
Две полосы в каждом направлении, определяется по разметке.
Темыч ДмитриевичГуру (3313) 11 лет назад
стаж вождения сколько?)
OpinionГуру (2922) 7 лет назад
Даже не видя картинки, про себя сделал «ОГО-го. «
4 проезжей части. Это что там за автобан такой навороченный, а полос тогда сколько?
купи книжку правила дорожного движения, там все написано
Нет разделительного газона, значит одна.
Темыч ДмитриевичГуру (3313) 11 лет назад
Значит только по наличию газона определять? Или еще что нибудь есть? а то я уже один раз просрался на этом вопросе
Темыч Дмитриевич Гуру (3313) ответил что тут 2 проезжих частей
OpinionГуру (2922) 7 лет назад
Разделительной полосы.
а чо? Оракул (51430) Разделительная полоса это какая? Сплошная? Тогда она не делит на проезжие части.
Проезжая часть — одна, полос для движения четыре, по две в каждом направлении.
Темыч ДмитриевичГуру (3313) 11 лет назад
вопрос не в том сколько тут проезжих частей, а как определить их количество
NIK Искусственный Интеллект (101826) Ты что сам себя грузишь, непонятно чем. В правилах чётко прописано что такое дорога и что к ней относится, — проезжая часть — это часть дороги, предназначенная для движения механических транспортных средств, что такое обочина и тротуар и длоя чего они предназначены, это всё входит под общее определение дороги. Две проезжие части может иметь ддорога разделённая (непомню по памяти как это правильно называется (разделительный островок, или газон типа этого), например автомагистраль.
чтобы определить сколько проезжих частей имеет данная дорога нужно; внимательно всмотреться в дорожное полотно, прищурить взгляд. в случае крайней необходимости ипользовать бинокль (либо другие инструменты способствующие зрению) . после определения, для верности следует уточнить у ближайших сотрудников ГИБДД
Темыч ДмитриевичГуру (3313) 11 лет назад
эх какое начало, уж думал наконец-то дельный ответ получу, но и тут облом
Данная дорога имеет одну проезжую часть, предназначенную для движения в обоих направлениях, так как двойная сплошная линия горизонтальной разметки (1.3) не является разделительной полосой (п. 1.2). Ответ — 1.
проезжая часть всегда одна, кроме случая когда она разделена 2 линиями и между которыми трава, столбы или просто пространство
во стальных случаях она одна
если на дороге нет разделительной полосы, значит проезжая часть одна. разделительная полоса-это не сплошная полоса разметки. она может быть например в виде газона.
проезжих частей может быть сколько угодно, но дороги более 4х проезжих частей припомнить сложно.
Самое простое определение — если можно пересечь дорогу поперек на обычной легковушке, то одна проезжая часть, если застрянешь один раз, то две 🙂 🙂
т. е. дорога должна быть разделена бордюром, отбойником, газоном или еще каким либо разделителем. Исключением являются трамвайные пути, даже если они на одном уровне с дорогой — это не проезжая часть, следовательно у дороги с трамвайными путями по середине две проезжие части.
В свою очередь каждая проезжая часть может иметь свое количество полос движения.
На рисунке 1 проезжая часть и 4 полосы (по 2 в каждом направлении) .
Вообще это одно из первых занятий в автошколе, хотя за более чем десяток лет могло измениться.
Данная горизонтальная разметка 1.3 не делит дорогу на проезжие части. Поэтому в изображенной ситуации дорога имеет четыре полосы движения и одну проезжую часть. (Пункт 1.2 ПДД термин «Разделительная полоса»). Правильный ответ — «Одну»