Пять страшных ошибок при смене и доливе моторного масла
Для беспроблемной работы двигателя внутреннего сгорания требуется применение рекомендованного автопроизводителем моторного масла, равно как соблюдения правильного алгоритма его замены и долива. «РГ» разобралась в тонкостях этого вопроса и выделила пять типичных ошибок при манипуляции со смазочными жидкостями.
Замена масла точно по рекомендации производителя
Большинство автопроизводителей рекомендуют замену моторного масла в легковых автомобилях в интервале 10 тысяч — 20 тысяч км. Казалось бы, чего проще — залить новое масло после указанного в спецификациях пробега. Однако такие рекомендации даются в расчете на эксплуатацию машины в идеальных или, точнее говоря, среднестатистических условиях.
Правильнее же делать поправки на целый ряд факторов. Если вы регулярно эксплуатируете автомобиль в пробках или ездите с повышенной нагрузкой (например, транспортируете тяжелый груз или передвигаетесь в спортивной манере), то менять смазочный материал рекомендуется едва ли не на половине рекомендованного лимита. К примеру, если регламентируется смена масла на 15 тысяч км, стоит обновить лубрикант примерно на 8 тысяч км.
Перелив масла
Фото: iStock
Поговорка «кашу маслом не испортишь» оправдывается при приготовлении еды, однако заливка моторного масла выше уровня «Максимум» сулит неприятные последствия. Как минимум — от избыточного давления пострадают сальники и прокладки, и масло с большой степенью вероятности начнет подтекать.
Кроме того, подъем давления масла может повлечь за собой замасливание свечей вплоть до утраты их работоспособности, потерю двигателем приемистости и перерасход топлива. Повышенное давление создает дополнительную нагрузку также на шестерни масляного насоса, усиливает нагарообразование в цилиндрах и провоцирует вспенивание масла, из-за чего нарушается работа гидрокомпенсаторов и ухудшается смазка нагруженных элементов мотора.
К слову, справиться с переливом можно при помощи откачки или слива масла. В первом случае применяют специальный шприц и резиновую трубку, во втором страгивается сливная пробка на поддоне картера, причем последний способ является сложным и не рекомендован при недостаточных навыках.
Недолив масла
Фото: iStock
При работе двигателя с недостаточным объемом масла (на щупе — ниже риски «Минимум») в двигателе могут формироваться воздушные пробки, которые блокируют масляные протоки. В итоге двигатель работает посуху, что чревато быстрым износом распределительного вала, поршневых колец, шейки коленвала и других подвижных элементов.
В конечном итоге эксплуатация автомобиля с недостатком масла вызывает риск заклинивания поршней. Отметим также, что современные транспортные средства снабжены датчиком, сигнализирующим о пониженном уровне масла значком на приборной панели (масленка). Причинами же пониженного уровня масла могут явиться течь через прокладки клапанной крышки, головки блока цилиндров, масляного фильтра, равно как механические повреждения маслопровода и износ подвижных элементов двигателя. При любом раскладе проверяйте уровень масла, поставив машину на ровную поверхность (без уклонов) и с холодным двигателем.
Постоянный долив масла вместо замены
Фото: iStock
Как известно, многие автовладельцы, обнаружив факт повышенного расхода моторного масла (пресловутый «масложор»), предпочитают не выяснять причины происходящего, а ограничиваются регулярным доливом смазочного материала. Такая практика, вероятнее всего, приблизит наметившуюся кончину мотора.
Дело в том, что новое масло, смешиваясь со старым, быстро загрязняется и теряет свои эксплуатационные качества. Прежде всего, деградирует основа масла, оно становится более жидким, а присадки утрачивают свои свойства. В перспективе практика постоянного долива может повлечь за собой образование задиров, нагара и другие серьезные проблемы. И уж если вы практикуете регулярный долив в течение длительного времени, не забывайте о масляном фильтре. Срок его службы примерно равен ресурсу моторного масла.
Смешение несмешиваемого
Фото: iStock
Как ранее уже писала «РГ», одной из грубейших ошибок при замене масла является понижение его качества. Иными словами, в минеральное масло допускается доливать полусинтетику, в полусинтетику — синтетику того же производителя, а вот наоборот делать не стоит.
Категорически запрещено также смешивание моторных продуктов и трансмиссионных масел для бензиновых и дизельных моторов, добавление в двигатель «легковушки» масла, предназначенного для грузовых автомобилей, а также игнорирование стандартов API (американский) и АСЕА (европейский).
И наоборот — совпадение индексов API или АСЕА нового и старого масел снижает риск возникновения опасных химических реакций. Ошибкой будет также смешение масел разных брендов. А вот смазочные составы от одного бренда комбинировать не так страшно. Дело в том, что разные модели одного производителя имеют общие базовые элементы и схожие присадки в отличие от аналогов других марок.
Что делать, если вашу машину во дворе ударили и скрылись:
Что будет если не поменять моторное масло в срок?
При эксплуатации транспортного средства, моторное масло постепенно загрязняется, стареет, становиться менее вязким и теряет свои смазывающие и защитные свойства. А это чревато повышенным износом всех деталей двигателя. Так что каждый автомобилист просто обязан быть в курсе того, когда и как необходимо производить замену моторного масла. Ведь рано или поздно процедура замены моторного масла в двигателе ожидает каждого. Что касается графика работ по замене масла, то это зависит от множества факторов и индивидуально для каждого транспортного средства.
Зачем нужно своевременно менять масло в двигателе авто?
Рассмотрим, как устроена смазывающая система агрегатов в автомобиле. Она довольно проста и состоит из таких элементов:
Картер, наполненный маслом.
Насос, который прокачивает масло.
Фильтр, предназначенный для задержания частичек нагара и металла, которые образуются в процессе эксплуатации.
Моторное масло выполняет поистине уникальную роль в работе всего автомобиля. Рассмотрим, в чём же состоит эта роль:
1. Моторное масло смазывает все детали автомобильного мотора , которые находятся в постоянном трении. Так как в двигателе немного подшипников вращения, то основная нагрузка ложиться на подшипники скольжения. И если масло теряет свои свойства, то оно начинает хуже выполнять свою работу.
2. Масло – это, по сути, система охлаждения для двигателя . Оно отводит излишнее тепло от трущихся поверхностей, что увеличивает возможное время их эксплуатации. В некоторых авто даже есть специальные радиаторы для охлаждения масла, чтобы оно как можно лучше выполняло эту функцию.
3. Масло обеспечивает очистку автомобильного двигател я и всех его деталей от нагара и копоти. Именно поэтому качественное масло быстро темнеет, что свидетельствует о его хороших моющих свойствах. Кто-то может сказать, что хорошее масло не должно менять свой цвет, но на самом деле – наоборот.
4. Масло образует защитный слой на стенках автомобильного двигателя , что предотвращает его износ во время старта. Также этот слой служит антикоррозийным покрытием и оберегает детали двигателя при длительном простое транспортного средства.
Если в системах автомобиля находится старое моторное масло, то транспортное средство долго не проездит и очень быстро сломается. Почему же так происходит? Замена моторного масла, проведённая несвоевременно, становиться причиной сильного износа главного автомобильного агрегата – его двигателя. Это, в свою очередь, провоцирует понижение его эксплуатационных характеристик, а в будущем – поломку. Поломка двигателя – это немалые финансовые затраты. Так что, если масло сильно загрязнилось или его стало недостаточно, обязательно произведите процедуру его полной замены. Также моторное масло всегда должно быть одной и той же плотности, так как насос рассчитан на определённую вязкость. Старое масло становиться всё менее вязким, поэтому давление в системе падает и всё меньше его поступает ко всем узлам и агрегатам двигателя, что не совсем хорошо.
Таким образом, моторное масло играет важную роль в процессе эксплуатации автотранспортного средства. Поэтому крайне важно его своевременно менять и использовать именно то масло, которое лучше всего подходит для конкретной автомобильной марки. И помните, неразумная экономия на моторном масле может стать причиной немалых растрат.
Что и как влияет на сроки замены масла?
Моторное масло необходимо менять с определённой периодичностью, которая определяется множеством факторов. Что влияет на сроки замены масла? Есть несколько факторов, которые стоит учесть при расчёте периодичности замены моторного масла в системах автомобиля:
Состояние, в котором находиться весь автомобиль и его двигатель, в частности (технические характеристики, возраст и т. д.).
Интенсивность эксплуатации транспортного средства (используется каждый день или только в некоторые дни, например, по выходным; поездки только на короткие расстояния).
Характер и стиль вождения (наличие резких ускорений и торможений, резких поворотов и т. д.).
Время работы двигателя в холостую (в городских пробках).
Сезонность эксплуатации автомобиля (превалирует летний или зимний период эксплуатации).
Погодные условия, в которых эксплуатируется автомобиль.
Характеристики используемого масла.
?Рассмотрим каждый из названных факторов поподробнее. Если автомобиль новый и он своевременно получает обслуживания, то расход моторного масла будет небольшим и часто его менять не потребуется. Но, если у вас уже видавший виды автомобиль, у которого повышается износ его составляющих, значит замену масла придётся производить чаще. Кое-кто считает, что, если автомобиль эксплуатируется мало или вообще простаивает всю зиму в гараже, то менять моторное масло нужно только изредка или вовсе не нужно. Но это не совсем так. Дело в том, что в простаивающем двигателе накапливается конденсат (а в зимний период – тем более), который заметно понижает смазочные характеристики моторного масла. Так что при длительных простоях вашего автомобиля, особенно в зимний период, обязательно перед его использованием замените моторное масло.
Сложные погодные условия эксплуатации (дождь, снег, низкие температуры и т. д.) заметно сокращают необходимые сроки замены моторного масла. Манера управления транспортным средством бывает спокойной и агрессивной. Если автомобилист любит погонять, значит и масло придётся менять более часто, нежели при нормальном режиме эксплуатации. Если автомобиль эксплуатируется в большом городе и постоянно простаивает в пробках, моторное масло увеличивает свой расход, а значит и менять его понадобиться чаще. Состав и качество моторного масла также заметно влияет на режим его замены. Бывают такие виды моторных масел:
Минеральное (изготавливается из продуктов нефтепереработки).
Синтетическое (изготовление основано на синтезе более совершенных веществ посредством химической реакции).
Полусинтетическое (изготавливается смешиванием минерального и синтетического масел в разных пропорциях)
Минеральные масла более подвержены износу в условиях повышенных температур. Так что замену такого масла придётся проводить где-то раза в два чаще, нежели синтетического масла. Какое масло выбрать, зависит не только от цены, но и от условий эксплуатации автомобиля, характеристик его двигателя. Но окончательный выбор только за вами. Срок эксплуатации масла также зависит и от качества автомобильного топлива. Ведь некачественные бензин, дизель и соляра сгорают не полностью, и их остатки попадают прямо в масло, загрязняя его и ухудшая характеристики. Поэтому сроки его замены уменьшаются.
Конкретные сроки замены моторного масла
Производители автомобильного масла для каждой марки автомобиля дают индивидуальные рекомендации по периодичности замены масла. Помните, сроки смены масла, указанные в руководстве по эксплуатации, берутся не с потолка, а формируются специалистами, проводившими множество испытаний.
Но слепо верить этим рекомендациям не стоит, так как существует множество факторов, которое также необходимо учесть при принятии решения о замене масла, ведь они могут заметно сократить рекомендуемые производителем сроки. Некоторые из этих факторов были рассмотрены раньше. А вот удлинить сроки замены масла в двигателе, описанные в инструкции по эксплуатации, вряд ли получиться (так и так указан почти идеальный вариант). Обычно, производители рекомендуют такие сроки смены моторного масла:
1. Минимальный срок – когда пробег достигает пяти тысяч километров.
2. Если используется минеральный вариант, то срок замены масла составляет, в среднем, от семи до восьми тысяч километром автомобильного пробега.
3. Если используется синтетический вариант, то срок замены масла составляет, в среднем, от двенадцати до семнадцати тысяч километром автомобильного пробега.
Стоит учитывать, что в дизельных двигателях процесс загрязнения моторного масла намного интенсивнее, чем в бензиновых и газовых, поэтому в них рекомендуется производить замену моторного масла на одну-две тысячи километров пробега чаще.
Учитывая возможные сокращения срока замены масла из-за влияющих на это факторов, некоторые специалисты рекомендую менять масло ровно на половине срока между плановыми техническими осмотрами. Так, к примеру, если пробег между осмотрами составляет для вашего автомобиля двенадцать тысяч километров, то заменить масло стоит после шести тысяч километров пробега. Сама процедура замены очень проста. В любом сервисном центре имеются специальные вакуумные установки, способные сменить масло всего за полчаса.
Что будет, если не менять масло в двигателе
Автопроизводители рекомендуют менять масло в двигателе в интервалах 10-20 тыс. км, причем это так называемый верхний предел. Фактически нужно делать поправки на характер эксплуатации машины. Скажем, при движении в пробках, под нагрузкой (например, при регулярной езде на груженом автомобиле или движении в спортивном стиле) время замены нужно сократить, как правило, на треть, а то и вдвое. Некоторые механики предлагаются ориентироваться на моточасы, ведь, согласитесь, если автомобиль «живет» в пробках, то двигатель попросит свежего масла даже при небольшом пробеге. А водители, машины которых по большей части стоят на приколе (дачники, начинающие и возрастные водители, эксплуатирующие автомобиль от случая к случаю), подчас уверены, что, поскольку машина почти не эксплуатируется, то не нужно и менять масло. Разберемся в этих нюансах.
Ездим много и не меняем масло
При таком сценарии происходит прежде всего интенсивное выгорание масла, что, как правило, решается доливом смазочного материала того же или совместимого бренда. Однако одновременно происходит также загрязнение смазочных материалов попадающими в них частицами (пылью, нагаром), уменьшение концентрации присадок и образование продуктов окисления.
Причем активность всех этих процессов напрямую зависит от свойств масла — чем оно качественнее, тем медленнее происходят процессы старения. Чем чревата несвоевременная замена смазочного материала? Прежде всего, ухудшаются смазывающие свойства.
При серьезном перепробеге (25 — 30 тыс. км) масло, каким бы дорогим и качественным оно не было, помутнеет и загустеет. Продолжите эксплуатацию — и отработанное масло превратится в подобие мазута и перестанет выполнять свою прямую задачу — смазывать трущиеся части силового агрегата. Смазывающие каналы и протоки, соответственно, забьются, наступает масленое голодание двигателя, и в конце концов мотор попросту заклинит.
Ездим мало и не меняем масло
Фото: iStock
Обратная ситуация — когда автомобилист садится за руль пару-тройку раз в год. При таком раскладе смазочный материал в бездействующем двигателе начнет взаимодействовать с кислородом (через вентиляцию картера) и окисляться ускоренными темпами. Помните также о том, что мотор — это не герметичная пластиковая канистра. Бездействующий более года лубрикант неизбежно расслоится на фракции, будет плохо смазывать и неважно охлаждать.
Кроме того, обнажившиеся после стекания масла в картер прокладки и уплотнители вступят в химические реакции с кислородом и будут разрушаться. А это чревато уже протечками масла. Наконец, в случае долгого простоя машины (полгода и более) внутренняя часть цилиндров может даже покрыться ржавчиной. Этому процессу способствует наличие в масле загрязнений и выделившиеся из него жидкие эмульсии. Влага покроет гладкую поверхность цилиндров и запустит процесс коррозии.
Теперь представим, что вы решили поехать на автомобиле, простоявшем полгода или год без движения. Ржавчина неизбежно соединится со смазочным материалом, и процесс деградации масла пойдет уже семимильными шагами. Отсюда вывод — перед тем как запустить мотор долго стоявшей машины не поленитесь заменить масло, а еще лучше — дайте двигателю поработать сначала на промывочном масле, после чего замените его вместе с фильтром на новое. Тот же метод рекомендован, если вы купили подержанный автомобиль с неизвестной историей. Во всех случаях менять масло нужно не реже, чем раз в год.
Какое опоздание с заменой масла становится криминалом
Фото: iStock
Если опоздать с заменой масла (нарушить интервал, рекомендованный автопроизводителем) на пару-тройку тысяч километров, негативных последствий, скорее всего, удастся избежать. Однако просрочка в 5-7 тыс. км в особенности для автомобилей, работающих в тяжелых режимах, грозит упомянутыми выше последствиями.
Интересно, что износ будет наибольшим, если вместе с несвоевременной заменой вы будете забывать вовремя подливать смазочный материал, обрекая двигатель на масляное голодание. Масляный насос в этом случае будет послушно гонять масло по кругу, но при этом частичкам лубриканта придется работать, условно говоря, и за себя, и за отсутствующий объем смазочного материала. Понятно, что такой сценарий сулит ускорение износа силового агрегата.
И тем не менее вы наверняка слышали истории о том, как некий Петя или Коля не менял масло в двигателе своей «ласточки» 50 тыс, а то и 100 тыс. км. Увы, такие истории, как правило, «с бородой» — относятся к еще советским временам и старым бензиновым атмосферным моторам, которые в нынешних реалиях редкость. С современными, высокопроизводительными агрегатами, в частности турбированными моторами, такой фокус точно не пройдет. Исключение составит, пожалуй, лишь коммерческий транспорт, где объем силового агрегата, как правило, примерно в полтора раза больше, чем у малолитражек.
Что будет, если перелить моторное масло в двигатель?
За уровнем масла в автомобиле нужно следить. Он не должен быть как слишком низким, так и чрезмерно высоким. Недостаток масла приводит к масляному голоданию двигателя и его поломке. Перелив моторного масла имеет не столь выраженные и более отдаленные последствия. Разберемся, какие именно.
Какой уровень масла в двигателе считается нормальным?
Для каждого автомобиля производителем строго определяется объем масла, который следует заливать в систему ДВС. Чтобы контролировать количество масла, нужно следить за его уровнем в двигателе. Делается это при помощи специального масляного щупа или по электронному указателю на приборной панели, если таковой предусмотрен.
Если уровень масла проверяется щупом, автомобиль устанавливают на ровную поверхность и в течение получаса дают остыть двигателю. За это время смазка полностью стечет в поддон, поэтому оптимально проверять уровень масла на холодном двигателе, например, после ночной стоянки.
Уровень масла не должен опускаться ниже отметки «min» и выше отметки «max». Если масло оказалось выше максимальной отметки, то налицо его перелив.
Причины перелива масла
Во время плановой замены масла может произойти недостаточный слив отработки. В системе остается 250-500 грамм старого масла, и если добавить туда свежее масло в полном рекомендуемом объеме, получится перелив.
А еще некоторые водители сознательно переливают масло в двигатель, руководствуясь простой мыслью: чем больше – тем лучше. Особенно популярна такая практика среди автовладельцев, чьи автомобили расходуют масло на угар. Смазка наливается с избытком, чтобы ее хватило на больший промежуток времени. Конечно же, такие водители заблуждаются, и так делать нельзя.
Что будет, если перелить масло в двигатель?
Перелив масла в систему чреват сразу несколькими последствиями.
1. Перерасход топлива
Моторное масло – вязкая субстанция. При его избытке коленвалу труднее вращаться. Как следствие, на колеса передается меньше крутящего момента, машина хуже разгоняется. Водитель не чувствует должного отклика от нажатия педали газа, а чтобы его получить, сильнее жмет на акселератор. В результате этих действий повышается расход горючего.
2. Выдавливание сальников
Как и любая жидкость, моторное масло при нагреве имеет свойство увеличиваться в объеме. А работа двигателя неизменно проходит в условиях высоких температур. Когда от нагрева расширяется то, что и так налито «под завязку», происходит усиление давления на стенки сосуда, в частности, на резиновые сальники и другие уплотняющие элементы.
Из-за избыточного давления эффективность работы уплотнителей постепенно снижается, масло начинает течь. Это вызывает не только повышенный расход смазки, но и загрязнение подкапотного пространства. Наконец, сами сальники выдавливаются, т.е. портятся от давления и очень скоро требуют замены.
Специалисты также выделяют следующие неисправности, которые возникают по причине высокого уровня масла в двигателе:
- затрудненный пуск мотора, особенно в холодную погоду;
- усиленное образование нагара в цилиндрах двигателя, появление кокса и отложений;
- перегрузка масляного насоса и сокращение его ресурса;
- вспенивание масла с последующим нарушением работы гидрокомпенсаторов;
- усиленное дымление из-за попадания избытков масла в выпускную систему, загрязнение катализатора;
- повышение уровня токсичности отработавших газов;
- замасливание свечей зажигания и, как следствие, нарушения в работе системы зажигания, быстрый выход из строя самих свечей.
Как слить моторное масло из двигателя?
Сливать моторное масло, равно как и выполнять его замену, рекомендуется на станциях техобслуживания или специальных станциях замены масла. Самостоятельно это сделать технически сложно, несмотря на кажущуюся простоту.
Формально для слива лишнего масла из двигателя достаточно полностью открутить сливную пробку на поддоне картера. Но до сливной пробки не так-то просто добраться. Для этого автомобиль нужно установить на эстакаду, яму или подъемник. Дополнительно потребуется специальный инструмент – ключ для откручивания сливной пробки. Если у двигателя имеется защита, то перед сливом масла ее также придется снять.
Конечно, есть альтернативный способ – откачать лишнее масло оттуда же, куда его до этого залили – через маслозаливную горловину. Для этого, опять же, понадобится вспомогательный инструмент в виде специального шприца и резиновой трубки.
Вывод: слишком высокий уровень моторного масла негативно влияет на работу двигателя, и допускать излишка масла в двигателе нельзя. Если уровень масла превышен, то излишек следует слить, причем, делать это лучше и проще на станции техобслуживания, а не самостоятельно.