Шины сверхнизкого давления что это
Перейти к содержимому

Шины сверхнизкого давления что это

  • автор:

Шины низкого давления

При помощи шин низкого давления можно любую машину марки УАЗ преобразить в самый настоящий вездеход. Также ездят болотоходы на шинах низкого давления. Но для того, чтобы установить данные шины, нужно будет изменить подвеску автомобиля, элементы кузова и непосредственно самого моста. Обычные заводские мосты могут не выдержать нагрузку, которая возникнет при езде по бездорожью. Таким образом, к вопросу установки на автомобиль УАЗ данных шин необходимо подходить комплексно. А непосредственно изготовление шин низкого давления — процесс достаточно трудоемкий.

Что же может измениться, если данную машину укомплектовать такими шинами? Главным образом изменяться ее возможности, относительно езды, это связано с тем, что шины низкого давления обеспечат необходимое сцепление при передвижении по любой дороге. Также УАЗ станет наиболее приемистым, благодаря грунтозацепам, которыми оснащены данные шины. При этом использование таких шин значительно понижает давление колес машины на грунт, что играет важную роль при применении автомобиля во время различных сельскохозяйственных работ. Еще увеличивается непосредственно дорожный ездовой просвет, потому что данные шины имеют больший размер. Все эти факторы положительно влияют на машину и ее ездовые характеристики, но также эти шины имеют и некоторые существенные недостатки.

Например, установка шин низкого давления на УАЗ требует ряда существенных переделок данного автомобиля, которые тянут за собой определенные затраты, а цена шин низкого давления может быть достаточно разной. Также впоследствии машина будет иметь завышенный центр тяжести, что негативно влияет на ее устойчивость. А перемещение такого автомобиля по асфальтированных дорогах будет несколько ограничено. Так как эти шины достаточно быстро изнашиваются во время езды именно по асфальту. Также будут ограничения относительно скорости автомобиля. Это главным образом связано с тем фактором, что данные шины предназначены в большей степени для уверенной езды по бездорожью, а не для скоростного движения. Еще будет немного повышена нагрузка на агрегаты и узлы трансмиссии. Но значительное увеличение нагрузок, возможно, лишь во время перемещения по грунтам, когда необходимо использование протектора оснащенного высоким профилем.

При выборе непосредственно шин низкого давления для машины марки УАЗ, необходимо учитывать именно температурный режим, при котором она будет ездить. В случае, когда автомобиль будет эксплуатироваться не только жарким летом, но и зимой, необходимо запастись не одним комплектом таких шин. Данные шины конкретно не делятся на летний или зимний вариант. Но при езде в зимний период достаточно важно, чтоб непосредственно резина при морозе не стала жесткой. Так как тогда снизятся все имеющееся преимущества шин низкого давления. Резина утратит необходимую пластичность, если потеряет из-за низких температур эластичность. Это может главным образом повлиять на снижение площади соприкосновения со снегом или грунтом.

Выбирая рисунок протектора, необходимо обратить внимание на грунт, по которому будет перемещаться непосредственно УАЗ. Не всегда необходимо останавливать свой выбор именно на глубоком протекторе. Несмотря на то, что он может создать дополнительную тягу, и намного лучше цепляется за тот или иной грунт, глубокий протектор, также дает лишние нагрузки на трансмиссию автомобиля.

магазин +7 (495) 444-6-000
шиномонтаж +7 (495) 443-55-75

пн-сб: с 9:00 до 21:00
воскр: с 9:00 до 18:00

Москва, Можайское ш., д.17
E-mail: zakaz@shinawest.ru

Оплата картами в магазине и при доставкеОплата картами в магазине и при доставкеОплата картами в магазине и при доставке

Любое несоответствие информации о товаре на сайте с фактом — лишь досадное недоразумение, точные характеристики уточняйте у менеджеров. Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.

© 1998-2019 ООО «Шинавест» Все права защищены. Копирование содержимого разрешено только с разрешения владельцев.

Исследование базовых характеристик шин сверхнизкого давления Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Барахтанов Л. В., Котляренко В. И., Манянин С. Е., Соколов И. А.

Представлено описание последовательности расчетного исследования базовых характеристик шин сверхнизкого давления методом конечных элементов . Приведено сопоставление результатов расчетных и натурных экспериментов при различных уровнях внутреннего давления воздуха в шине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Барахтанов Л. В., Котляренко В. И., Манянин С. Е., Соколов И. А.

Моделирование автомобильной пневматической шины, взаимодействующей с твердой неровной опорной поверхностью

Несущая способность высокоэластичной шины
Метод сечений в аналитических расчетах пневматических шин
Влияние деформации шин на поперечную статическую устойчивость зерноуборочного комбайна
Широкопрофильные шины низкого и сверхнизкого давления
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF BASE CHARACTERISTICS OF TYRES OF ULTRALOW PRESSURE

Purpose: The settlement research of loading characteristics of tyres of ultralow pressure. Design/methodology/approach: The study is based on analysis of equations that describes the process of deforming the tyre. Findings: It is possible to apply the results for the mathematical description of movemtnt. Research limitation/implications: The present study provides a starting-point for further research in the field of off-road capabilities of machines on snow. Originality/value: The main peculiarity of the study is new approach of theoretical of deforming the snow from normal load .

Текст научной работы на тему «Исследование базовых характеристик шин сверхнизкого давления»

Л.В. Барахтанов1, В.И. Котляренко2, С.Е. Манянин3, И.А. Соколов3

ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ШИН СВЕРХНИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева1,

ООО «Трансмаш», Нижний Новгород

Представлено описание последовательности расчетного исследования базовых характеристик шин сверхнизкого давления методом конечных элементов. Приведено сопоставление результатов расчетных и натурных экспериментов при различных уровнях внутреннего давления воздуха в шине.

Ключевые слова: шина сверхнизкого давления, метод конечных элементов, нагрузочные характеристики.

Для определения основных характеристик наиболее распространенных шин сверхнизкого давления были проведены исследования полноразмерных натурных образцов шин: 1300х600-533 «Трэкол», 52,2х25,5-24 ЬТ модели Я-671 «Арктиктранс» в камерном и бескамерном исполнениях и разным вылетом диска (ЯШЗ), 49х23,5-21 ЬТ модели «Авторос» и 38х18,00-16 модели «Кайман».

Исследования проводились по «Единой методике испытаний и оценки тракторных шин в лабораторных и полевых условиях», разработанной ОАО «ФИИЦ М» (г. Чехов).

Согласно программе исследования проводились при рабочих внутренних давлениях воздуха в шинах от 0,01 МПа до 0,07 МПа в соответствии с нагрузочными рядами, рекомендованными заводами-изготовителями, а также предельными нагрузками до потери шиной устойчивости. Исследования были проведены на универсальном функциональном стенде СИБ-1М для испытаний шин в ОАО «ФИИЦ М».

При движении ТС шина претерпевает сложные деформации, изменяющие ее первоначальную форму и размеры отдельных элементов. При этом максимальные деформации соответствуют участкам шины, находящимся в зоне контакта с опорной поверхностью. Основной нагрузкой воспринимаемой шиной является нормальная нагрузка, приводящая к образованию радиального прогиба шины.

Радиальный (нормальный) прогиб шины является одной из важнейших характеристик, обусловливающий мембранные и изгибные напряжения, определяющие ее работоспособность. На основании зависимости нормального прогиба от нормальной нагрузки (нагрузочной характеристики) определяются несущая способность шины и ее жесткость или эластичность. Чрезмерное увеличение прогиба приводит к повышению напряжения в материале шины, повышенному теплообразованию, снижению усталостной прочности и долговечности, а также к увеличению сопротивления качению шины. Для практических расчетов необходимо знать зависимость между нормальным прогибом шины и ее конструктивными и эксплуатационными параметрами.

Исследования нагрузочных характеристик шин от нормальной нагрузки проводились на твердой опорной поверхности рабочего стола стенда СИБ-1М. Оценивались прогиб шины И2, коэффициент радиальной жесткости шин С2 и коэффициент поглощения энергии в шине . Зависимости радиального прогиба шин от нормальной нагрузки при различных давлениях воздуха в шинах приведены на рис. 1 и 2.

Зависимость нормального прогиба Ь2 от радиальной нагрузки Ок носит нелинейный характер, однако в зоне рабочих нагрузок эта зависимость достаточно линейна, и в этих об-

© Барахтанов Л.В., Котляренко В.И., Манянин С.Е., Соколов И.А., 2012.

ластях жесткость шин мало зависит от нагрузки. Зависимость нормальной жесткости от давления воздуха в шине возрастает с увеличением давления практически в прямой пропорции.

3000 6000 9000 12000 15000 Н

Рис. 1. Нагрузочная характеристика шины Я-671 в камерном исполнении

0 5000 10000 15000 С., Н

Рис. 2. Нагрузочная характеристика шины Я-671 в бескамерном исполнении

Для расчета нагрузочных характеристик применяются эмпирические и полуэмпирические зависимости, позволяющие оценить нормальный прогиб в зависимости от нормальной нагрузки и внутреннего давления воздуха в шине. Наиболее известными из указанных зависимостей являются выражения, приведенные далее [1].

Формула Р. Хедекеля:

где к2 — нормальная деформация шины; рш — внутренне давление воздуха в шине; Б -наружный диаметр шины; Япр — радиус кривизны протектора.

Формула В.Л. Бидермана:

где р0 = 0,1 — 0,3 кг/см2 — давление в контакте шины при отсутствии в ней давления воздуха.

Для широкопрофильных шин регулируемого давления р0 = 0,3 кг/см2. С и С — постоянные для данной шины коэффициенты, зависящие от конструктивных параметров шины и материалов.

К н V 2 Епр ^2К В

где Кн — коэффициент насыщенности рисунка протектора шины; ^ — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения давлений по площади контакта шины; — коэффициент увеличения жесткости шины в связи с затрудненностью поперечных деформаций; Епр — модуль упругости протекторной резины; Ипр — толщина протектора.

Формула Я.С. Агейкина:

Ок = ^^Р + Р0)(В + Ц)(1 — ^Я— % , (3)

где Н — высота профиля шины; р0 — составляющая давления в контакте от жесткости оболочки. Формула Хэлла:

Ок = КрШ58В1,3(^ + В), (4)

где К = 0,0810 ^ 0,0978 — для широкопрофильных шин; К = 0,1096 ^ 0,1254 — для широкопрофильных шин, заменяющих одинарные шины; К = 0,077 ^ 0,094 — для широкопрофильных шин регулируемого давления воздуха; В — приведенная ширина профиля шины.

где Воб — ширина обода.

Формула Б.В. Ненахова:

где С = 0,0489 — 0,0532 и С2 = 0,142 — 0,166 — для широкопрофильных шин нерегулируемого

давления воздуха с отношением — = 0,63 ^ 0,80; С = 0,0502 — 0,0840 и С2 = 0,144 — 0,234 —

для широкопрофильных шин нерегулируемого давления воздуха с отношением —

— = 0,58 0,63 ; С = 0,0744 — 0,0820 и С2 = 0,117 — 0,229 — для широкопрофильных шин реВ

гулируемого давления воздуха.

Для проверки оценки приведенных выражений применительно к шинам сверхнизкого давления были проведены расчеты для шести моделей шин при внутреннем давлении воздуха в шинах 0,02 МПа; 0,04 МПа и 0,06 МПа. Базовая нагрузка 6000 Н.

Сопоставление расчетных и экспериментальных данных показало, что формула Хеде-келя неприменима при давлениях внутреннего воздуха в шинах 0,02МПа, ошибка может составлять от 23 до 200%. При давлениях внутреннего воздуха в шине 0,04 МПа и 0,06 МПа ошибка составляет 28-48%.

Расчеты по формуле В.Л. Бидермана могут дать погрешность до 53%. Формула имеет лучшую сходимость при более высоких значениях внутреннего давления воздуха в шине. При давлениях внутреннего воздуха в шине 0,06 МПа ошибка не превышает 21-22%.

Формула Я.С. Агейкина по сравнению с другими исследованными зависимостями более применима при расчетах нагружения шин сверхнизкого давления нормальной нагрузкой. Расчеты по ней могут дать погрешность не более 20-40%. При этом формула имеет указанную погрешность при всех значениях внутреннего давления воздуха в шине.

Формула Хелла дает наибольшую погрешность — до 360%. При давлении внутреннего воздуха 0,02 МПа она имеет лучшую сходимость. Ошибка составляет от 5% до 27%. Для шины 38х18.00-16 эта формула неприменима, так как при всех давлениях внутреннего воздуха ошибка составляет более 200%.

Расчет по формуле 8 Б.В. Ненахова дает погрешность в 2-3 раза.

Как видно из изложенного, при расчетах по приведенным формулам можно получить достаточно большую погрешность. Это можно объяснить тем, что упомянутые зависимости были получены в основном для многослойных шин высокого и низкого давления.

Была поставлена задача определения нагрузочных характеристик шин сверхнизкого давления, обеспечивающих более высокую точность расчетов.

С конца 60-х годов к расчету пневматических шин начали применять метод конечных элементов [2]. Этот метод для расчета шины представляет в целом достаточно сложную задачу, но при этом позволяет получить наиболее точный результат. На основе этого метода при помощи современных программных средств был произведен расчет шин сверхнизкого давления.

Объектом моделирования была выбрана шина модели Я-671 (52,2х25,5-25 ЬТ). Шина имеет двухслойный текстильный корд. Протектор покрышки на первом этапе исследования в модели не отражен.

На начальной стадии моделирования было построено радиальное сечение покрышки, где были представлены слои резины, наполнительный шнур, бортовая проволока, текстильный корд, бортовая лента и обод колеса с прижимными кольцами. Методом вращения была получена объемная модель шины, которая была разбита на оболочные и объемные конечные элементы.

Всем элементам модели были присвоены соответствующие материалы и свойства. Важной частью подготовительных работ для проведения динамического нелинейного анализа является задание параметров расчета и контактных условий.

Вертикальное нагружение модели осуществляется в несколько этапов.

1. Закрепление шины на колесном диске. Производится путем перемещения прижимных колец навстречу друг другу.

2. Задание давления в шине. Осуществляется путем увеличения внутреннего давления в шине.

3. Вертикальное нагружение. Осуществляется путем закрепления обода и перемещения опорной поверхности в вертикальном направлении.

Результатами, полученными на данном этапе исследования, являются: напряженно-деформированное состояние шины в условиях вертикального нагружения (рис. 3), графики изменения нормальной деформации от нагрузки при различных значениях внутреннего давления.

Для проверки адекватности составленной модели, а также соответствия полученных характеристик параметрам реальных шин был проведен сравнительный анализ на основании данных, полученных при экспериментальных исследованиях шин сверхнизкого давления.

Нагрузочная характеристика шины Я-671(52,2×25,5-21*1 Г) при Внутреннен Млети Воздуха 0.02 МПа

яе ООО ТОО ЮГ »Я Я№ £ ц

1 Шина 0 каперном исполнении 2. Шина б Оескамернам исполнении 3 Конечно-элементная модель шины

Нагрузочная характеристика шины Я-671 (52.2×25.5-2U. Т\ при бнутреннем даВпении Воздуха 0.05 МПа

«о яог яюв «501 шг гэт паю

1 Шина б камерном исполнении

2 Шина б бескамерном исполнении

3 Конечно-элементная модель шины

Рис. 5. Нагрузочные характеристики шин

Нагрузочная характеристика шины Я-671152.2×25.5-2U Т) при бнутреннем дсблении боздуха 0.07 МПа

за) «г ээт гас аа«? ель о, ц

1 Шина б камерном исполнении

2 Шина б бескамерном исполнении

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Конечно-злементная модель шины

Для сопоставления и анализа данных были построены совместные графики нагрузочных характеристик для шин в камерном, бескамерном исполнении, а также конечно-элементной модели (рис. 4, 5, 6). В случае компьютерного моделирования расхождение составляет 7-10%. На основании этого можно сделать вывод о применимости данной конечно-элементной модели для дальнейших исследований в области машин на шинах сверхнизкого давления, связанных с плавностью хода, управляемостью и устойчивостью, а также для изучения процесса взаимодействии высокоэластичного колесного движителя с опорной поверхностью.

1. Бидерман, В.Л. Автомобильные шины / В.Л. Бидерман. — М.: Госхимиздат, 1963. — 304 с.

2. Афанасьев, Б.А. Проектирование колесных машин с использованием моделирования / Б.А. Афанасьев, Б.Н. Белоусов. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997. — 25 с.

Дата поступления в редакцию 23.04.2012

L.V. Barakhtanov , V.I. Kotlyarenko , S.E. Manyanin , I. A. Sokolov

INVESTIGATION OF BASE CHARACTERISTICS OF TYRES OF ULTRALOW PRESSURE

The Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.Y. Alekseev1, Moscow State Technical University2, OOO » TRANSPORT», N. Novgorod3

Purpose: The settlement research of loading characteristics of tyres of ultralow pressure.

Design/methodology/approach: The study is based on analysis of equations that describes the process of deforming the tyre.

Findings: It is possible to apply the results for the mathematical description of movemtnt.

Research limitation/implications: The present study provides a starting-point for further research in the field of off-road capabilities of machines on snow.

Originality/value: The main peculiarity of the study is new approach of theoretical of deforming the snow from normal load.

Key words: snow cover, load, deforming, parameters of the snow, dependencies of deforming.

Шины низкого давления — что это

В настоящее время шины низкого давления (сокращенно ШНД) получили широкое распространение. Их устанавливают на самом разном транспорте, предназначенном для различных целей.

Такая популярность вполне закономерна. ШНД обладают рядом достоинств. Справедливость ради следует заметить, что и недостатки у них тоже имеются. Поэтому, если вы решили приобрести транспорт на ШНД – следует разобраться что это такое, какие разновидности бывают и объективно оценить всех их плюсы и минусы.

История ШНД

Шины низкого давления представляют собою пневматические покрышки с максимальным воздушным параметром. Говоря проще, это «емкости» с большим объемом воздуха и как следствие давлением 0,1 — 0,4 Мпа.

Шины низкого давления

карт 1

Они гораздо мягче шин с высоким давлением. У ШНД по- минимуму кордовых слоев, тоненькие боковины с такими же бортовыми каймами и высокой эластичностью. Все это обеспечивает определенную фору по сравнению с «емкостями» высокого давления.

И форы этой, надо сказать, немало.

Преимущества шин низкого давления

Амортизация. Это то достоинство, которое буквально чувствуешь каждой клеточкой своего организма, передвигаясь на транспорте с шинами низкого давления. И неважно, о каком транспортном средстве идет речь: легковом автомобиле, грузовике, автобусе или вездеходе. Если на нем установлены ШНД – плавность движения гарантирована даже с самыми «страшными» выбоинами и колдобинами.

Это, пожалуй, главная причина, почему транспорт на шинах низкого давления пользуется такой популярностью в нашей стране и ШНД устанавливают буквально везде, где только можно. Россия, к сожалению, не может похвастаться такими хорошими дорогами, как Германия или Австрия, а ездить с комфортом россиянам тоже хочется. Поскольку народ у нас изобретательный, то быстро нашел чем можно «сгладить» данный недостаток.

Равномерное распределение веса и оптимальное сцепление. При езде на пересеченной местности — качество незаменимое. Любой, кому хотя бы раз в жизни приходилось передвигаться по такой местности — подтвердит.

Сведенный к минимуму ущерб почвам и дорожному покрытию. Это достигается благодаря минимальной нагрузке на грунт. Что особенно важно для вездехода. В отличии от гусеничного вездехода, серьезного повреждающего асфальтовое покрытие и как следствие требующего доставки к «пункту назначения» транспортным средством — на колесном вездеходе с шинами низкого давления вы можете ездить без опасения того, что повредите асфальт и к вам появятся претензии со стороны уполномоченных органов.

Дорожный просвет. ШНД делают любую технику заметно выше. Это априори увеличивает расстояние между нижней частью транспортного средства и дорожным полотном или землей. То, что сейчас называется модным словом «клиренс». Это достоинство опять-таки особенно важно при покупке вездехода. Поскольку увеличивает то, ради чего, собственно, вездеходная техника и приобретается.

Проходимость. Обеспечивается она, надо сказать, не только клиренсом. Но и тем, что пятно контакта покрышек ПНД с поверхностью составляет около 1/3-1/4 всего диаметра колеса. Снег, грязь, болота, пустыни — нет таких препятствий, которые не преодолеет вездеход на шинах низкого давления. Собственно, установка ШНД на легковом автомобиле уже придает ему некоторые вездеходные качества.

Проходимость

Однако не бывает ничего идеального. Самое время поговорить и о минусах.

Соберите свой вездеходВперёд

Недостатки

Начинаются они с финансовой составляющей. Дело в том, что установка ШНД на автомобиль требует определенных усовершенствований. Включая и специальную фиксацию с диском. Иначе может начаться прокручивание ската.

То бишь, будьте готовы к дополнительным материальным затратам. Тюнинг ныне удовольствие не из дешевых. Людям со средним достатком и ниже придется раскошелиться. Насколько конкретно – зависит от технических параметров вашего «железного коня», вида шин низкого давления и т.д.

Высокий центр тяжести. Это автоматом делает транспортное средство на ШНД менее устойчивым, особенно когда оно поворачивает. Перевернуться в этот момент куда легче.

У заводских вездеходов данная проблема сведена к минимуму. Не у всех, конечно. Тем не менее, ответственные производители вездеходной техники конструируют ее так, чтобы болотоход был устойчивым даже несмотря на эти особенности шин низкого давления. Чего не скажешь о производителях автомобилей.

В конце концов, они изначально предназначены для другой резины. Поэтому, превратив самостоятельно свое авто в вездеход, будьте осторожнее на поворотах.

Невысокая скорость. Увы, любителям быстрой езды следует помнить, что почувствовать себя Шумахером с ШНД не получиться при всем желании. Установив на свое транспортное средство шины низкого давления, придется забыть о «гонках с ветерком».

Резина на шинах низкого давления быстрее изнашивается. Быстрее изнашивается и трансмиссия. Опять-таки, это не касается заводских вездеходов. А вот тем, кто самостоятельно установил ШНД на автомобиль, либо купил такую конструкцию – следует снова приготовиться. На этот раз к ремонту трансмиссии.

Данные достоинства и недостатки не исчерпывающие. В зависимости от видов шин низкого давления, стоит выделить еще некоторые плюсы и минусы.

Что ещё следует знать

Купить шины низкого давления сейчас не проблема. Производители предлагают варианты на любой вкус и цвет, как говорится. По принципу «все для потребителя, все во имя потребителя».

Чтобы не путаться и помочь определиться с тем, что вам действительно нужно, проведем небольшую классификацию. Итак, в общем варианте ШНД делятся на:

  • Камерные шины. Имеют повышенную прочность. Стойкие к механическим нагрузкам, деформациям, повреждениям. Минусом является большой вес и меньшая комфортабельность при езде.
  • Бескамерные шины. Обладают меньшим весом, большей безопасностью, движение на них в целом комфортнее. (картинка 3).

Есть и недостатки. Один из ведущих — более высокий риск деформации во время маневров.

По конструкции ШНД бывают:

    Арочные, внешне смахивают на бочонки. Устанавливаются на ведущую ось. Диски со спец боковой поддержкой. Ширина резины до 70 см. Профиль превышает стандартную величину в 2-4 раза. Наилучшее давление внутри: 0,05 — 0,14 Мпа. Превосходны для езды по бездорожью.

 Купить шины низкого давления

Пневмокатки

Тороидные

Какими в конечном счете пользоваться — решать вам.

Шины низкого давления

Огромные шины — это, пожалуй, первое, на что обращают внимание люди, видящие наши вездеходы в первый раз. Чем обусловлена необходимость установки таких шин, чем они отличаются от стандартных помимо своих размеров и в чём их конкурентные преимущества перед гусеницами?

Больше площадь — лучше зацеп

Основная особенность шин сверхнизкого давления для вездеходов — это огромный объём воздушных камер при низком давлении. В совокупности два этих фактора существенно увеличивают площадь соприкосновения колёс с грунтом, что в случае перемещения по грязи, обводненной почве или по снегу имеет решающее значение. Кроме того, водитель вездехода может в любой момент увеличить или понизить давление в шинах, изменив тем самым и характеристики транспортного средства. Увеличение давления производится путём подведения выхлопных газов от глушителя при работающем двигателе.

Амортизация

Шины сверхнизкого давления создают своеобразную воздушную подушку между вездеходом и грунтом. Такая подушка выступает в роли очень энергоёмкого амортизатора, защищая раму вездехода и находящийся в нём экипаж от ударов и вибрации. И тут кроется одно из главных отличий вездеходов на шинах сверхнизкого давления от гусеничной техники. Достаточно сравнить всем известный ШЕРП с TERRANICA, TINGER или любым другим гусеничным вездеходом по части комфорта перемещения, чтобы понять — преимущество здесь не на стороне гусеничной платформы.

Использование шин сверхнизкого давления позволяет многим производителям вездеходов обходиться и вовсе без какой-либо дополнительной амортизации. Так, к примеру, на том же ШЕРПе попросту нет подвески в её традиционном виде. Колёсные оси намертво приварены к раме и лишены возможности смещаться в вертикальной оси. Это не только упрощает изготовление техники, но и существенно снижает эксплуатационные расходы и повышает её надёжность. Гусеничный движитель, напротив, представляет собой довольно сложную конструкцию, требующую регулярного обслуживания. Пальцы и проушины быстро изнашиваются, а траки так и норовят слететь или лопнуть при неравномерной нагрузке.

Трюк с давлением

Увеличение пятна контакта с грунтом — далеко не единственное, что делает машину с большими колёсами вездеходом. Главный трюк таких колёс состоит в том, что удельное давление автомобиля на грунт в пятне контакта шины приближается к давлению внутри неё. За счёт этого шины не проседают даже в самую податливую и мягкую почву. В случае с вездеходом ШЕРП или нашим BTX-1 среднее давление на грунт составляет порядка 0,15 кг/см2. То есть меньше, чем давление ноги взрослого человека. Гусеницы используют тот же принцип, заключающийся в уменьшении удельного давления на грунт, только в их случае оно достигается за счёт большой площади самих гусениц. К слову, если гусеницы изготовлены из металла, то они сами по себе имеют немалый вес. В связи с этим на вездеходах TERRANICA и TINGER используются гусеницы из пластика. Для повышения надёжности гусеницы TINGER имеют усиленный двойной корд. Но даже это, к сожалению, не страхует их от разрыва при недостатке опыта вождения. К тому же, такие гусеницы нужно чаще обслуживать. В случае скопления снега, глины гравия или камешков между катками и гусеницами, направляющие быстро изнашиваются. Угрозу для пластиковых гусениц представляют также агрессивные нефтесодержащие жидкости. Если гусеничный вездеход заедет в бензиновое пятно или водитель случайно прольёт топливо при заправке, придётся останавливаться и устраивать чистку. В противном случае срок службы пластиковых гусениц может существенно сократиться.

Преодоление водных преградКак колёсные, так и многие гусеничные вездеходы (в том числе TINGER и TERRANICA), способны пересекать водоёмы. Но делают они это по-разному. В случае с гусеничной техникой работает принцип лодки, где гусеницы выполняют роль вёсел — то есть гребут. С вездеходами на шинах сверхнизкого давления работает иной принцип: огромный объём воздуха, закачанный в шины, не позволяет технике утонуть. Если лодка зачерпнёт воду (а это может случиться при перемещении тяжёлого груза или наличии волн) то её плавучесть начнёт стремительно ухудшаться. А вот четыре огромных шины, заполненные воздухом, попросту непотопляемы. Именно это и превращает вездеходы SHERP и BTX-1 в настоящие бескомпромиссные амфибии.

Практичность и целесообразность использования

Ну и конечно, нельзя забывать о таком важном аспекте, как стоимость перевозок. В этом плане вездеходы на шинах сверхнизкого давления выигрывают у гусеничной техники по показателю расхода топлива на 100 км. Но что касается общего веса, который способен перемещать вездеход, то тут преимущества на стороне гусеничной платформы, поэтому если вам регулярно приходится транспортировать тяжёлые грузы, применение гусениц может быть более оправданным.

Заключение

Эксплуатационная рентабельность вездехода во многом определяется выбором верного сочетания конструктивных параметров, способных обеспечить наименьшее сопротивление движению в условиях плохой проходимости. Не меньшее значение имеет и такой важный аспект, как практичность. Шины сверхнизкого давления демонстрируют отличные показатели как по части проходимости, так и по части практичности. Они дают идеальный зацеп, выполняют роль амортизаторов, отлично показывают себя в преодолении водных преград и при этом не требуют частого обслуживания. Использование гусеничной техники, в свою очередь, более оправдано при перемещении тяжёлых грузов или необходимости буксировки прицепа по не слишком заболоченному грунту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *