Теория
Адаптивный круиз-контроль (ACC) является усовершенствованной модификацией обычного круиз-контроля (GRA). В то время как обычный круиз-контроль только поддерживает постоянной заданную водителем скорость, адаптивный круиз-контроль в состоянии выдерживать также и выбранный водителем (из нескольких фиксированных ступеней) интервал до впереди идущего автомобиля (рис.5.2.104).
Рисунок 5.2.104 – Алгоритм работы круиз-контроля
Это возможно благодаря использованию радарных датчиков, контролирующих ситуацию на достаточно большом расстоянии перед автомобилем.
Блок управления адаптивного круиз-контроля вычисляет расстояние до впереди идущего транспортного средства и его относительную скорость движения (относительно собственного автомобиля).
Использование ESC в работе адаптивного круиз-контроля:
1. Поддержание дистанции адаптивным круиз-контролем в некритическом случае
Выбранная водителем дистанция до впереди идущего транспортного средства поддерживается, прежде всего, за счёт уменьшения крутящего момента двигателя. Если получаемое при этом замедление недостаточно, блок управления адаптивного круиз-контроля даёт указание блоку управления ABS/ESC выполнить автоматическое торможение (рис.5.2.105). Блок управления ABS/ESC инициирует активное создание тормозного давления на всех четырёх колёсах. Максимальное замедление в этом случае ограничено 40 % физически возможного максимального замедления. Это ограничение нужно, чтобы водитель не растерялся, столкнувшись с неожиданно резким торможением автомобиля, а также для обеспечения общей комфортности поездки. Тормозное давление реализуется с помощью уже известных функций увеличения и удержания давления.
Рисунок 5.2.105 – Использование ESC в работе адаптивного круиз-контроля
2. Поддержание дистанции адаптивным круиз-контролем в критическом случае
В некоторых ситуациях поддерживать выбранную дистанцию до впереди идущего транспортного средства оказывается невозможным, несмотря на выполняемое функцией ESC торможение. Это может происходить, например, когда впереди идущий автомобиль неожиданно резко тормозит или когда идущий в левой соседней полосе автомобиль перестраивается вправо без соблюдения надлежащей дистанции.
В таких случаях водитель должен принять участие в торможении и увеличить тормозное давление нажатием на педаль тормоза, чтобы замедление автомобиля могло продолжаться и после достижения 40 %-го ограничения.
Когда блок управления адаптивного круиз-контроля распознаёт, что сохранить выбранную дистанцию с помощью автоматического торможения невозможно, он извещает об этом водителя визуальной и звуковой индикацией (рис.5.2.106).
Рисунок 5.2.106 – Визуальная индикация критического случая уменьшения дистанции
3. Тормозной ассистент braking guard
Тормозной ассистент braking guard представляет собой дополнительную функцию для адаптивного круиз-контроля (ACC) и служит для предупреждения водителя об угрозе столкновения с движущимся впереди транспортным средством.
Если водитель не реагирует на предварительное предупреждение (рис.5.2.107), блок управления адаптивного круиз-контроля за 0,9–1,5 с до последней возможности затормозить для предотвращения столкновения даёт через блок управления ABS/ESC команду на короткое время поднять давление в тормозной системе. Этот предупреждающий толчок автомобиля, отчётливо ощущаемый водителем, служит не для торможения, а является ещё одним предупреждением водителю, что ему необходимо безотлагательно принять меры для предотвращения столкновения.
Рисунок 5.2.107 – Работа тормозного ассистента braking guard
На момент этого предупреждения ESC уже автоматически создаёт в тормозной системе предварительное давление, примерно 2 бара. Эта мера преследует цель сократить задержку срабатывания тормозов, а также очистить/просушить тормозные диски при трении о тормозные колодки. Одновременно с этим понижается порог срабатывания гидравлического тормозного ассистента (HBA). В результате срабатывание ассистента HBA происходит раньше при меньшей скорости нажатия педали.
Рассмотрим последовательные фазы реакции системы — от предупреждения до автоматического экстренного торможения (фазы 1–4) (рис.5.2.108) автомобиля, приближающегося с высокой скоростью к существенно медленнее движущемуся перед ним грузовому автомобилю.
Рисунок 5.2.108 – Фазы работы адаптивного круиз-контроля
Фаза 1 (рис.5.2.109)
Рисунок 5.2.109 – Фаза 1 работы адаптивного круиз-контроля
Функция braking guard в блоке управления адаптивного круиз-контроля распознала повышенный риск столкновения и выводит визуальное и звуковое предупреждение для водителя. Вывод такого предупреждения означает, что избежать столкновения с помощью плавного, комфортного торможения или объезда более невозможно. Точный момент появления предупреждения зависит от манеры вождения. Исследования показывают, что манера вождения напрямую связана с уровнем внимательности водителя. То есть, например, динамичная манера вождения с частыми разгонами, торможениями и перестроениями позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне внимания и концентрации водителя. В этом случае предупреждение выводится позже, чем для менее «сконцентрированного» водителя. Одновременно с предупреждением в блок управления ESC передаётся также команда активно создать в тормозной системе давление порядка 2 бар. Это делается для выборки зазоров/свободного хода в тормозных механизмах на случай последующего торможения. При этом колодки тормозов подводятся к вплотную к дискам, очищая и/или осушая их. Эта функция аналогична функции подвода колодок и осушения дисков самого блока управления ESC.
Одновременно с этим снижается порог срабатывания гидравлического тормозного ассистента (HBA) в соответствии с дорожной ситуацией. Срабатывание ассистента происходит теперь, ввиду опасной ситуации, при более низкой скорости нажатия педали тормоза водителем. При наличии в автомобиле опциональной пневмоподвески adaptive air suspension (aas) её настройка изменяется на более жёсткую, чтобы подготовить автомобиль к возможным резким манёврам: объезду препятствия или экстренному торможению.
Если водитель не реагирует на это предупреждение, блок управления адаптивного круиз-контроля инициирует через блок управления ESC быстрое, но кратковременное повышение тормозного давления, отчётливо воспринимаемое водителем как резкий толчок. По времени этот толчок создаётся тогда, когда у водителя ещё есть возможность затормозить и избежать столкновения. Этот «тормозной толчок» служит исключительно как ещё одно экстренное предупреждение для водителя о том, что от него требуются немедленные активные действия (торможение, объезд). Если водитель после этого начнёт выполнять экстренное торможение с высокой скоростью нажатия педали тормоза, то в работу включается тормозной гидравлический ассистент (HBA), при необходимости помогающий водителю тормозить с максимальным замедлением. Пороги срабатывания тормозного гидравлического ассистента (HBA) уже были заблаговременно снижены в фазе 1 в зависимости от степени опасности ситуации. Если водитель нажимает педаль тормоза слишком слабо и требуемое замедление (рассчитанное системой) не реализуется, система ESC дополнительно повышает тормозное давление на необходимую величину. Создаваемое теперь тормозное давление обеспечивает остановку автомобиля на некотором расстоянии от впереди идущего или достаточное снижение скорости, чтобы за впереди идущим автомобилем можно было следовать безопасно. При необходимости реализуются значения замедления, максимально возможные в данных условиях сцепления колёс с дорогой.
Если водитель после тормозного толчка не начинает тормозить, адаптивный круиз-контроль инициирует автоматическое торможение через систему ESC. Это торможение сначала (прим. в течение 1,5 с) выполняется со средним замедлением (прим. 30% от максимально возможного). Вместе с началом автоматического торможения система выбирает слабину ремня безопасности, чтобы более эффективно удерживать водителя на месте.
Две следующих фазы, 3 и 4, реализуются только на автомобилях, имеющих ассистент смены полосы движения. Водитель может в любой момент прервать выполнение автоматической функции, энергично нажав педаль акселератора или тормоза или начав выполнять объездной манёвр.
Система ESC выполняет автоматическое торможение с замедлением прим. 50% от максимально возможного. Включается аварийная сигнализация для предупреждения следующих сзади участников движения об опасной ситуации. В связи с высокой вероятностью столкновения, дополнительно система закрывает, насколько это возможно, стёкла дверей и люк крыши. Это делается для повышения механической жёсткости каркаса салона и для защиты водителя и пассажиров от разлетающихся осколков или других предметов.
Если водитель по-прежнему не реагирует и столкновение с достаточно высокой остаточной скоростью становится неминуемым, то перед самым рассчитанным моментом столкновения тормозное давление повышается до максимально возможного замедления. Система дополнительно активирует преднатяжители ремней безопасности. В этой фазе у водителя больше нет возможности предотвратить столкновение, но, благодаря экстренному торможению, происходит дальнейшее снижение скорости, которое может составлять до 12 км/ч. В тех случаях, когда водитель не принимает никаких мер по предотвращению столкновения, суммарное уменьшение скорости столкновения, обеспечиваемое тормозным ассистентом braking guard, может достигать 40 км/ч. Система не в состоянии предотвратить столкновение без участия водителя, но тяжесть его последствий удаётся существенно снизить благодаря тормозному ассистенту braking guard.
В отличие от базовых функций адаптивного круиз-контроля, тормозной ассистент braking guard реагирует и на стоящие неподвижно объекты. В этих случаях водитель получает визуальное и звуковое предупреждение, при необходимости генерируется тормозной толчок, как описано выше. Однако на скоростях выше 30 км/ч автоматическое торможение не выполняется. На скоростях меньше 30 км/ч активируется функция экстренного торможения на малых скоростях, если она предусмотрена для данной модели автомобиля.
Благодаря наличию ассистента смены полосы система при оценке потенциальных опасностей может учитывать также следующие сзади транспортные средства. Фаза 4 выполняется только тогда, когда отсутствует дополнительная опасность столкновения со следующим сзади транспортом в результате экстренного торможения.
На выпускающихся в настоящее время некоторых моделях автомобилей в комплектациях с адаптивным круиз-контролем имеется также функция Stop-and-go.
Эта функция делает возможным автоматическое торможение автомобиля до полной остановки. Обязательное условие для этого состоит в том, чтобы автомобиль, до которого поддерживается заданная дистанция, находился в движении до момента остановки. Перед объектами, которые на момент распознавания их системой были неподвижны (например, припаркованные автомобили на стоянке), торможение до полной остановки не производится.
Если движущееся впереди и выбранное адаптивным круиз‑контролем транспортное средство остановится, то автомобиль также затормаживается до полной остановки без какого-либо участия водителя. Величина замедления при этом зависит от скорости автомобиля. При скоростях ниже 50 км/ч максимальное значение замедления составляет прим. 4 м/с 2 . Последние 2–3 метра автомобиль проходит очень медленно, со скоростью прим. 2 км/ч. Дистанция до неподвижного автомобиля впереди при остановке составляет 3,5–4 м.
Если стоящий впереди автомобиль через короткий промежуток времени снова тронется, то автомобиль с адаптивным круиз‑контролем также автоматически возобновляет движение.
Требующееся для работы этой функции автоматическое торможение реализуется с помощью функции увеличения давления системы ESC.
Промежуток времени, в течение которого автомобиль после остановки сохраняет готовность к автоматическому возобновлению движения, на разных моделях различен, нажатием подрулевого переключателя (положение RESUME) это время можно увеличить на фиксированную величину.
При следующих условиях адаптивный круиз-контроль выключается и включается электромеханический стояночный тормоз (после остановки автомобиля адаптивным круиз‑контролем с помощью активного торможения):
• Автомобиль стоит неподвижно более 3 минут;
• Открывается дверь водителя;
• Сбой в работе системы;
• Если на стоящем неподвижно автомобиле будет отстёгнут ремень безопасности водителя, то на некоторых автомобилях адаптивный круиз-контроль выключается, а на других автоматическое трогание с места больше не происходит.
В некоторых странах (например, США) происходит только автоматическая остановка без последующего трогания с места. Для возобновления движения водитель должен активировать адаптивный круиз-контроль нажатием подрулевого рычага (RESUME) или педали акселератора.
© Филиал БНТУ «Бобруйский государственный автотранспортный колледж» Зарегистрирован в Государственном регистре информационных ресурсов Беларуси 16.06.2011 №7141101591
Tempomat круиз-контроль: что это и для чего?
Круиз контроль Tempomat — немецкое название системы поддержания скорости на определенном уровне. Термин «темпомат» применяют в инструкциях производители немецкого автопрома, к примеру, Мерседес или БМВ. По сути, круиз и Tempomat — одно и то же. Ниже рассмотрим, что это за система, как она работает, каким образом ей пользоваться, и где она стоит.
Что такое круиз-контроль темпомат
В Сети часто возникают дискуссии по поводу терминов круиз контроль и Tempomat, что это, в чем отличия. На практике определение «Tempomat» произошло из немецкого языка, поэтому встречается в инструкциях к автомобилям из Германии. В остальных случаях используется английская версия слова — «cruise control». При этом конструктивно и по назначению эти системы являются одним и тем же, а меняется только название.
Чаще всего определение «темпомат» встречается у производителей автомобилей Мерседес. При этом все чаще речь касается более умного — адаптивного круиз контроля. Он имеет более широкие функции и позволяет не только перемещаться с заданной водителем скоростью, но и менять ее в случае необходимости.
В отличие от пассивного круиза, который только поддерживает скорость, адаптивная система «видит» впереди идущие машины и быстро реагирует на изменение ими скоростного режима. Если автомобиль впереди резко тормозит, блок управления круиз контроля также дает команду на изменение скорости.
Конструктив адаптивный круиз контроль темпомат на Мерседес состоит из следующих элементов:
- ЭБУ. Предусмотрен для управления транспортным средством. Поддерживает скорость, разгон, торможение, соблюдение дистанции и т. д. Принимает сигналы от датчиков, анализирует их и раздает команды исполнительным органам.
- Функциональные элементы. Сюда входят разные узлы, связанные с другими элементами автомобиля, обеспечивающие поддержание / снижение скорости в случае необходимости. Речь идет о датчике скорости, выключателе и сервоприводе для изменения частоты вращения.
- Датчик расстояния (для адаптивного Tempomat). В его функции входит определение расстояния до впереди движущегося автомобиля для своевременной реакции на изменение ее скоростного режима.
В наиболее простой версии темпомата под капотом предусмотрен сервомотор, который с помощью тяги / тросика связан с системой акселератора. При движении машины под постоянным углом система запоминает и поддерживает заданный скоростной режим. Как только происходит рассогласование с параметром, к примеру, при движении вверх, ЭБУ дает команду на увеличение подачи топлива в камеру сгорания для поддержания скорости.
Если Tempomat не справляется, АКПП может переключить передачу на более низкую, а вот в автомобилях с МКПП эту работу придется делать вручную. Если же машина набирает скорость, может потребоваться самостоятельное нажатие на газ. В адаптивной версии темпомата, как отмечалось выше, задействованы специальные датчики и система для самостоятельного ускорения / торможения.
Во многих моделях Мерседес Tempomat работает одновременно с ограничителем скорости. В функции последнего входит предотвращение превышения установленного параметра и защита от получения штрафов. К примеру, если максимальный порог для определенной дороги составляет 80 км/ч, можно установить 78 км/ч и тем самым быть уверенным в отсутствии проблем и поступления «писем счастья» на почтовый ящик.
Как пользоваться
Перед тем как пользоваться круиз контролем Tempomat, необходимо учесть ряд особенностей:
- Круиз контроль не рекомендуется включать в пробке ли городском режим при плотном транспортном потоке, а также на скользкой дороге.
- Под заказ Tempomat может устанавливаться на всем машины с АКПП. При этом можно в любой момент включить систему и двигаться в потоке без нажатия на педаль газа.
- При нажатии на тормоз или снижении скорости ниже 40 км/ч Tempomat выключается и не работает.
- Параметр, который был до отключения Tempomat, сохраняется в памяти. Это означает, что круиз контроль можно включить, после чего он вернется к прежнему параметру.
Управление круиз контролем (темпоматом) происходит с помощью специальных кнопок на рулевом колесе. В частности, для включения функции предусмотрена On / Off. Для регулирования скоростного режима используется клавиша Set/Accel, а для уменьшения параметра на определенное значение — Coast. Есть также клавиша для возврата к предыдущему значению — Resume.
Некоторых моделях автомобилей с системой Tempomat не предусмотрено кнопки On/Off. В этом случае опцию включения берет на себя Set/Accel, а при нажатии на тормоз происходит выключение. В зависимости от машины название и особенности управления могут немного отличаться, поэтому перед использованием необходимо читать мануал
На каких машинах стоит
Если говорить о Tempomt, как об аналоге круиз контроля, такая система установлена на многих современных автомобилях. И если раньше предпочтение отдавалось пассивной системе, сегодня популярности набирает активный (адаптивный) темпомат. Он устанавливается даже на некоторых комплектациях Лада Веста.
Если же говорить о термине «Tempomat», он применяется вместо названия круиз контроль на автомобилях немецкого производства. Как правило, речь идет о производителе Mercedes или BMW. Для остальных случаев применяется классическое название cruise control. При этом суть, назначение и принцип действия во всех случаях похожи.
Теперь вы знаете, что такое темпомат и круиз контроль. По сути, это два названия одной системы с той разницей, что первый термин пришел с немецкого, а второй — с английского языка. Вот почему при встрече с таким определением не нужно путаться.
В комментариях расскажите, что вы знаете о термине Tempomat, и для каких автомобилей чаще всего встречается такой круиз контроль.
Что такое круиз-контроль и как он работает?
В машинах с автоматом все процессы система осуществляет самостоятельно. Когда скорость дойдет до заданного показателя, сервопривод остановится, а сектор газа зафиксируется в нужном положении.
Как работает круиз-контроль на механике?
Функционирование системы в авто с механической трансмиссией практически ничем не отличается от работы на машинах с автоматом. Однако нюансы все же есть: автолюбителю придется принимать участие в процессе. Так, при движении на подъем с активированным круиз-контролем водитель не сможет перейти на пониженную передачу – ему придется дополнительно нажимать на газ, иначе преодолеть возвышенность не получится.
Можно ли дополнительно установить круиз-контроль?
Да, можно. Услуги по установке системы актуальны для автолюбителей, в штатной комплектации машин которых данное устройство не предусмотрено.
Как работать с круиз-контролем?
Блок управления находится на руле, что дает возможность использовать опцию с максимальным комфортом. Система предполагает наличие нескольких клавиш:
- ON/OFF – отвечает за активацию и дезактивацию.
- SET/ASSEL – регулирует скорость. Одно нажатие кнопки позволит системе запомнить ту скорость, с которой машина ехала во время нажатия. Последующее надавливание на кнопку увеличит скорость на конкретное значение.
- COAST – снижает скорость на заданное значение.
- RESUME – возвращает систему к скорости, актуальной ранее.
Обратите внимание на то, что, когда система активируется, соответствующий значок, расположенный на панели приборов, засветится зеленым.
Также в авто с МКПП к управлению системой привлечены педали тормоза и сцепления. Даже несильное надавливание на педали деактивирует круиз-контроль, в результате чего авто переходит на ручное управление. В ряде моделей не предусмотрено наличие клавиш ON/OFF – их функции выполняет кнопка SET/ASSEL (отвечает за включение) и педаль тормоза (отвечает за выключение).
Виды круиз-контроля
Система пассивного типа представляет собой простое устройство, которое предназначено для сохранения заданной скорости. В состав системы входят датчики, блок управления, а также привод дроссельной заслонки.
Механизм функционирования пассивного круиз-контроля весьма простой. Когда скорость достигает оптимального, по мнению водителя, уровня, он активирует систему. Датчики ЭБУ запоминают скорость и позицию дроссельной заслонки. Если дорожные условия изменяются (например, авто движется на спуск или на подъем), то датчики извещают ЭБУ, а блок управления отправляет сигнал на привод дроссельной заслонки. Чтобы поддержать стабильную скорость, привод должен открыть или закрыть клапан.
Активный круиз-контроль наиболее часто называют адаптивным.
Адаптивный круиз-контроль
Это инновационная система, которая выполняет две функции:
- Сохраняет назначенную скорость движения;
- Отслеживает дорожную обстановку. Именно с этой целью в систему интегрированы камеры, датчики, а также радары.
Как это происходит? Система наблюдает за машиной, которая едет впереди, и приспосабливается к ее скорости. Это позволяет соблюдать безопасную дистанцию между двумя авто.
Самые современные системы способны также учитывать дорожную разметку – они не допустят, чтобы авто покинуло свою полосу.
Основное назначение адаптивного круиз-контроля – исключение вероятности столкновения с машиной, едущей впереди Вас. Если система вовремя не успевает среагировать и сбавить скорость, то она предупредит водителя – он сможет затормозить или изменить траекторию движения, чтобы избежать ДТП. Наиболее продвинутые устройства способны самостоятельно задействовать тормозную систему.
Достоинства и недостатки круиз-контроля
Многие автолюбители признают, что круиз-контроль весьма полезен. Такое мнение объясняется следующим:
- Во время продолжительной поездки водитель может отдохнуть.
- Систему можно легко установить на любые машины – с АКПП или МКПП, с бензиновыми или дизельными двигателями.
- При езде со стабильной скоростью бензин или дизель расходуется не столь активно. Согласно статистическим данным, экономия топлива составляет 4–7%.
- Круиз-контроль – это эффективная система пассивной безопасности. Например, адаптивный круиз-контроль создает допустимую дистанцию между автомобилями и, как следствие, минимизирует вероятность столкновения, а функция ограничителя скорости не позволит Вам увеличить скорость авто до того момента, пока Вы не выжмете педаль газа «в пол».
К недостаткам системы относят:
- Возможность ошибки. Например, если засорились датчики или сломался радар, круиз-контроль может предположить, что впереди идущая машина находится на небезопасном расстоянии. Результат – резкое снижение скорости вплоть до полной остановки. Водитель не всегда оказывается готовым к такой ситуации.
- Потеря бдительности. Автолюбитель, перекладывая свои обязанности по управлению авто на систему, становится менее восприимчивым к изменениям дорожной обстановки.
Что такое круиз-контроль?
Не все водители знают, что есть автомобили, оснащенные функцией круиз-контроля. Она позволяет поддерживать выставленную водителем скорость без использования педали газа. Рассказываем про эту функцию: для чего она нужна и как пользоваться круиз-контролем.
Что такое круиз-контроль в автомобиле
Дословно, круиз-контроль — управление поездкой. Это специальное устройство, которое позволяет зафиксировать определенную скорость и поддерживать ее. Участие водителя в процессе не требуется: он может полностью убрать ногу с педали газа, автомобиль продолжит движение на заданной скорости.
Круиз-контроль кажется современным устройством, но на самом деле он был изобретен еще в первой половине 20 века. В 1950 годах им уже были оснащены некоторые модели автомобилей Крайслер.
На современных машинах круиз-контроль может быть встроен в штатную комплектацию автомобиля или быть установлен отдельно, принцип его работы от этого не меняется. В старых автомобилях, где за движение дроссельной заслонки отвечает механический привод, есть два тросика — один от педали газа, другой — от круиз-контроля. В более современных автомобилях электроника передает информацию из блока круиз-контроля в блок управления двигателем.
В чем плюсы и минусы круиз-контроля
Как у любого устройства, у круиз-контроля есть свои плюсы и минусы.
Плюсы:
- плавность хода автомобиля
- возможность поменять положение ног и отдохнуть в долгой поездке
- поддержание определенной скорости движения, чтобы не попасть на штраф с дорожных камер
- экономия топлива до 20%.
Минусы:
- круиз-контроль опасно использовать в плохих погодных условиях
- может снизиться концентрация водителя, а скорость реакции — увеличиться.
Какие виды круиз-контроля существуют
В современных автомобилях встречается два типа круиз-контроля:
- пассивный — самый простой круиз-контроль, который лишь поддерживает заданную скорость. Он встречается на автомобилях Тойота до 2015 года выпуска и на многих машинах концерна VAG не в самой полной комплектации.
- адаптивный. Это более современная версия. Такой круиз-контроль не просто держит заданную скорость, а может, например, ехать за автомобилем впереди, держа определенную дистанцию. Такой вид круиз-контроля чаще всего устанавливают на новые автомобили в полной комплектации. У автомобилей группы VAG есть возможность доукомплектовать машину адаптивным круиз-контролем, если в выбранной комплектации его нет.
Как включить и выключить круиз-контроль
Рассмотрим, как пользоваться обычным круиз-контролем. Кнопки управления круиз-контролем находятся на руле или на отдельном подрулевом переключателе.
Сначала наберите нужную скорость. На низкой скорости круиз-контроль не работает, поэтому необходимо выставить значение выше 40 км/ч.
Затем включите круиз-контроль кнопкой «on» и нажмите «set», чтобы машина запомнила скорость движения. Ее можно добавлять и убавлять кнопками + и -. Если водитель кратковременно использует педали тормоза и газа, круиз-контроль постепенно вернется к заданной скорости.
Чтобы выключить круиз-контроль, нажмите кнопку «off». При этом плавно нажмите на педаль газа, чтобы машина не замедлилась в этот момент.
Автор: Наталья Куляшова
Кратко
- Система круиз-контроля нужна для поддержания постоянной скорости автомобиля без участия водителя.
- Круиз-контроль удобно использовать в дальней дороге или чтобы не получить штраф с камер видеофиксации.
- В плохих погодных условиях использовать круиз-контроль не стоит: это может быть небезопасно.
- Многие современные машины оснащены круиз-контролем. При выборе проверяйте год выпуска машины и комплектацию.