Утилизационный сбор: что это такое, кто его платит
Что такое утильсбор, кто его платит и какие тарифы вступили в силу в 2023 году — в справке «Ъ».
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ
Утилизационным сбором в России называют налог, который импортеры и производители должны уплачивать за каждое произведенное или ввезенное на территорию страны транспортное средство. Он взимается для обеспечения последующей переработки этого ТС. Платеж ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО. Он касается легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов и других видов транспортных средств.
Этот сбор был призван помочь в решении нескольких задач. В частности, сократить количество старых, заведомо неисправных машин, улучшить экологическую обстановку, поддержать отечественного производителя (им выделяются субсидии, размер которых примерно равен сбору).
Кто платит утилизационный сбор
Утильсбор — это единоразовый платеж, поэтому если производитель, первый покупатель или импортер внес его, то каждому последующему собственнику этого делать не нужно.
Уплачивают утилизационный сбор:
— импортеры (за ввезенную в Россию машину);
— производители (за транспортное средство, изготовленное в стране);
— покупатели (если за автомобиль не осуществлялась выплата утильсбора).
Платеж осуществляется на те транспортные средства, которые указаны в:
— перечне самоходных машин, утвержденном постановлением правительства №81 от 6 февраля 2016 года;
— перечне колесных транспортных средств, утвержденном постановлением правительства №1291 от 26 декабря 2013 года.
В некоторых случаях утилизационный сбор не уплачивается. Среди них:
— временный ввоз машины в страну без постановки на учет;
— ввоз ТС, которое принадлежит беженцам или вынужденным переселенцам;
— ввоз автомобиля, который принадлежит дипломатической миссии другой страны;
— если автомобилю более 30 лет с момента сборки.
Изменения 2023 года
С 1 августа текущего года в стране действуют новые тарифы по утильсборам. Особенно выросла сумма платежа для ввоза грузовиков (на 35–40%). В среднем ставка утильсбора будет индексирована в 1,7–3,7 раза на легковые автомобили, в 2,5–3,4 раза — на легкие коммерческие автомобили, в 1,7 раза — на грузовые.
Чтобы рассчитать сумму налога, необходимо базовую ставку умножить на коэффициент. Оба показателя зависят от вида транспортного средства, его возраста и других аспектов.
Формула расчета утильсбора выглядит так: утилизационный сбор = базовая ставка ? коэффициент.
Базовые ставки утилизационного сбора в 2023 году составляют:
20 000 руб.— для категории М1 (легковые автомобили);
150 000 руб.— для всех остальных категорий ТС;
172 500 руб.— для самоходных машин и прицепов к ним, спецтехники.
Коэффициент зависит от параметров транспортного средства: возраста, категории, объема двигателя, технически допустимой массы.
Также с 1 августа частный ввоз по сниженным ставкам возможен только для личного пользования. Следует учитывать, что в новой трактовке постановления правительства ставка для физлиц приравнивается к принятой для компаний, если автомобиль перерегистрируют менее чем через год после таможенной очистки. То есть, если человек декларирует ввоз машины для частного пользования, она должна быть зарегистрирована на его имя не менее года.
Эксперты советуют при приобретении импортированного автомобиля внимательно проверять документы, потому что доплатить разницу утилизационного сбора могут предложить не продавцу (перекупщику), а покупателю.
Узнать, уплачен ли этот сбор, можно по соответствующей пометке в паспорте ТС. Ее следует проверить независимо от того, приобретается автомобиль в салоне или с рук.
Как оплатить
Если автомобиль ввозит не юридическое лицо, а «частник», то срок оплаты не установлен. Однако внести платеж следует до постановки ТС на учет и получения ПТС.
Крупные перекупщики уплачивают сбор на таможне. Российские же автопроизводители и частные лица платят в налоговые инспекции по реквизитам, указанным на сайте ФНС.
Что такое утилизационный сбор и как его рассчитать. Объясняем простыми словами
Утилизационный сбор — обязательный разовый платеж в государственный бюджет, который платят импортёры, производители и покупатели автомобилей и других транспортных средств (ТС), специальной техники, самоходных машин и прицепов. Подробнее в статье, которую проверила эксперт по таможенным вопросам Юлия Шлёнская.
Проще говоря, по сути, утилизационный сбор — это налог. В теории эти деньги потратят на утилизацию автомобиля, когда тот придёт в негодность, а материалы отправят на переработку.
По закону, сбор взимают ради экологической безопасности, для защиты здоровья человека и окружающей. Но также распространено мнение, что на деле утилизационный сбор стал ещё одной таможенной пошлиной.
Деньги за утилизацию нужно оплачивать:
- производителю авто, которое изготовлено в России;
- импортёру за машину, которую он ввозит в Россию;
- покупателю, если ранее за его авто не взимался утильсбор.
Как рассчитывают утилизационный сбор
Расчёт суммы утилизационного сбора осуществляют по формуле:
Базовая ставка * коэффициент = сумма утилизационного сбора.
Какая базовая ставка для утиль сбора? Её и коэффициент устанавливает правительство. На легковые автомобили в 2023 году базовая ставка составляет 20 000 рублей, для грузовиков уже 150 000 рублей, а на спецтехнику — 172 500 рублей. Предварительно на 2024 год сбор будет аналогичным.
Коэффициенты зависят параметров автомобиля — возраста, категории, объёма двигателя. Например, вы хотите привезти из-за границы новую или почти новую машину с мотором не больше 3 литров, то базовую ставку нужно будет умножить на 0,17. Получится 3400 рублей.
Если авто старше трёх лет, то коэффициент вырастает до 0,26, а сумма платежа — до 5200 рублей.
Новые коэффициенты утильсбора на 2023 год
С 1 августа 2023 года изменились некоторые коэффициенты расчёта утилизационного сбора.
Например, значительно подорожал утильсбор для любителей мощных машин. Для авто с двигателями 3–3,5 литра коэффициент с 0,17 поднялся до 48,5, а для машин с ещё большим мотором — до 61,76.
То есть если до августа 2023 года физлица за машины с такими двигателям платили утилизационный сбор в размере 3 400 рублей, то теперь им нужно будет отдать около миллиона рублей.
Для покупателей более скромных машин ставка и коэффициенты остались прежними. Но появилось новое правило: если человек захочет продать ввезённую из-за границы машину в течение года, ему придётся платить сбор по коэффициентам для юрлица. А они тоже выросли:
- для двигателей до 1 литра коэффициент был 2,41, а стал 4,06;
- для 1–2-литровых авто коэффициент был 8,92, а стал 15,03;
- для 2–3-литровых авто коэффициент был 14,08, а стал 42,24.
История утилизационного сбора в России
Пилотный проект по утилизационному сбору появился в 2009 году при утверждении федеральной программы по утилизации автомобилей. Хозяин старой машины мог сдать её на переработку, уплатив при этом государству фиксированный сбор в 3000 рублей. Взамен человек получал сертификат на скидку 50 000 рублей на покупку нового автомобиля (авто при этом должно быть отечественным либо же иномарка, которую собирали в России).
В 2012 году тогда премьер-министр России Владимир Путин посещал завод «АвтоВАЗ» в Тольятти, где провёл совещание по вопросам автопрома. На совещании Путин поддержал идею представителя международной природозащитной организации Greenpeace (в 2023 году признана нежелательной в России) о необходимости ввести ответственность производителей автомобилей при утилизации отходов.
© Агентство «Москва»
На совещании эксперты заявляли, что таким образом ещё и смогут защитить Россию от резкого роста объёма ввоза подержанных иномарок, которые якобы не отвечают современным экологическим требованиям и требованиям безопасности. Предполагалось, что в России будет огромный наплыв иномарок, ведь накануне Россия присоединилась к ВТО, одним из условий для которого было снижение ввозных пошлин.
В том же 2012 году утвердило правила взимания автомобилей на утиль и ставки сбора. Изначально его платили только импортёры. С 2014 года начали выплачивать и автоконцерны (для локализованных автоконцернов ввели субсидии, сопоставимые с размером сбора, при условии подписанного контракта с Минпромторгом).
Когда не нужно платить утильсбор
- автомобиль как личное имущество ввезли в Россию вынужденные переселенцы или участники по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа;
автомобиль принадлежит консульствам, дипломатическим представительствам, международным организациям, сотрудникам таких организаций или членам их семей;
- с года выпуска автомобиля прошло 30 и более лет.
Критика утильсбора
В 2021 году Счётная палата раскритиковала утильсбор. По мнению ведомства, он не выполняет той функции, ради которой был введён, — снизить уровень загрязнения окружающей среды. Сейчас он не в состоянии обеспечить экологическую безопасность, защиту здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия транспорта. «Очевиден приоритет для государства фискальной и регулирующей функций утилизационного сбора над обеспечением экологической безопасности как цели сбора, сформулированной при его установлении», — указали аудиторы.
Пример упоминания на «Секрете»
«Поставить на учёт машину, растаможенную, например, в Казахстане, Армении или Киргизии, тоже может быть непросто. В России за неё придётся выплатить утилизационный сбор, а для этого может понадобиться таможенная декларация. Если же её нет, то в связи с запросом за рубеж, авто может зависнуть на приличный срок, вплоть до нескольких месяцев».
(Из материала о проблемах с машинами, ввезёнными по серой схеме.)
Утилизационный сбор
Утилизационный сбор, это платеж в пользу государства за утилизацию машины. Простыми словами, когда-то эти деньги возможно будут потрачены на утилизацию автомобиля. Платеж это разовый и он теперь обязателен. Он оплачивается в таких случаях:
При ввозе автомобиля из-за рубежа, к примеру автомобиль приехал из Японии, и тот, кто завозит авто, оплачивает утил сбор.
Или же его оплачивает производитель машины, опять же при ввозе машины из-за рубежа, или же по изготовлению машины в России. То есть если у авто сборка РФ, утиль сбор также обязателен.
Но есть исключения. К примеру, вы решили переселиться в РФ, на родину, из другой страны, по программе переселения. И указали машину в списке личных вещей. Сбор платить не нужно.
Существуют и другие исключения из правил, но это редкие случаи и если по закону за какой-то авто не нужно платить УС, то об этом факте также должна быть отметка в ПТС!
Если же до вас владельцы каким-то образом обошли это правило, то возможно уплатить УС придется вам.
Но еще раз скажу, если машина поступила в РФ до сентября 2012 года, то правила по УС ее не касаются.
Еще момент, если вы решили приобрести авто без пробега по России, опять же к примеру из Японии, помимо отметки в ПТС всегда есть еще документы, подтверждающие сей факт (розовые бланки А4).
Подведем итог. Печать со словами УС в ПТС не должна вас пугать, это не значит что данный авто не качественный и его нужно утилизировать или что-то там еще. Это как раз таки значит что все в порядке как минимум в этом вопросе!
Что такое утильсбор, кому придётся его платить при покупке
С 1 августа 2023 года в РФ изменились правила оформления утилизационного сбора и его размер. В большей мере это коснулось автомобилей, которые поступают по параллельному импорту. Кроме стоимости, теперь нужно доплатить до 1,25 млн рублей. Кому стоит готовиться?
Утилизационный сбор — это компенсация расходов на утилизацию автомобиля. Для авто, которые производят на территории России, этот сбор компенсирует государство. А вот в случае покупки автомобилей, которые поступают из других стран, потребуется оплата. Причём сбор распространяется как на новые автомобили, так и на поддержанные.
Сумма выплат зависит от объёма двигателя:
- 2–3 л — необходимо оплатить 844 тыс. руб.;
- 3–3,5 л — 970 тыс. руб.;
- свыше 3,5 л — 1,25 млн руб.
Дилеры нашли лазейку в правилах: есть возможность оплатить льготный сбор. Это правило действует, если автомобиль покупает физическое лицо, которое обязано зарегистрировать машину в течение 12 месяцев. В противном случае придётся доплатить разницу в ставке сбора. Отказаться от уплаты не получится. Если этот факт обнаружат, то приостановят электронный паспорт ТС.
Но беспокоиться о серьёзном повышении цены не стоит, так как дилеры нашли обходные пути. Так, действуют по одной из двух схем:
- Покупают авто у физического лица в стране, которая входит в Таможенный союз. Дилеры в этом случаев выступают как посредники. Эта схема не очень популярная, так как сомнительно переоформление и срок его выполнения.
- Оформляют машину сразу на конечного покупателя. Дилер берёт на себя всю работу по прохождению таможни, подписанию документов, ввозу. При этом действует от имени клиента.
В любом случае уплатить минимальный утильсбор придётся. Но есть ограничения: машину нельзя продавать в течение 12 месяцев и приобретать в это время ещё одну.
При покупке не забывайте проверять, как оформлены документы (все ли данные авто указаны верно), уплату всех пошлин. И помните, что занижение изначальной цены позволит заплатить меньшую таможенную пошлину, но при выявлении этого факта грозит конфискация автомобиля. Такие риски чаще всего возникают при ввозе авто через Киргизию.