Что такое торможение двигателем на механике
Перейти к содержимому

Что такое торможение двигателем на механике

  • автор:

Как тормозить на механике

Как тормозить на механике

Как правильно тормозить на механике обычно волнует только курсантов автошкол или неопытных водителей, которые совсем недавно сдали на права и если за руль своего автомобиля. Как выжимать сцепление, переходить на нейтральную передачу и, чтобы еще такого сделать, чтобы не сломать машину и не попасть в опасную ситуацию — вот список стандартных вопросов по этой теме. Как и вождение, торможение должно быть в первую очередь безопасным. Давайте разбираться, как этого добиться на автомобиле с механикой.

Что особенного в механической коробке передач (МКПП)

МКПП подразумевает переключение скоростей на автомобиле вручную. Иными словами — изменение передаточного числа контролирует сам водитель в зависимости от скорости и условий. Количество скоростей может варьироваться от 4 до 7. Механическую трансмиссию от автомата отличает наличие третьей педали — сцепления, которую требуется нажимать каждый раз при переключении скорости.

Как правильно тормозить на механике

  1. Отпустите газ.
  2. Выжмите сцепление.
  3. Плавно нажмите педаль.
  4. При полной остановке переведите рычаг КПП на нейтраль.
  5. Поднимите ручник.
  6. Уберите ногу с педали.

kak-tormozit-namehanike 1

Для начинающего водителя чувствительность тормозов имеет большое значение, так как при желании замедлиться водитель-новичок обычно резко жмет на педаль, соответственно, обороты падают и двигатель глохнет. Это объясняется тем, что многие современные автомобили имеют очень чувствительные системы торможения. Даже самое небольшое давление на педаль провоцирует начало остановки. Это объясняется усилением функции снижения скорости, которое включается только при заведенном двигателе. При заглушенном моторе сила торможения будет намного ниже и придется очень сильно надавливать на педаль.

Торможение двигателем

Чтобы обеспечить плавное снижение скорости применяется торможение двигателем совместно с нажатием педали. Скорость при таком подходе сбрасывается эффективнее и нагрузка на систему значительно ниже. Кроме того, управляемость автомобилем не снижается.

Чтобы освоить принцип торможения двигателем на механике — нужно научиться плавно переходить на более низкую передачу вплоть до полной остановки или уменьшения скорости до нужных значений.

Как это сделать:

  • Отпустите газ.
  • Нажимайте плавно на педаль, пока обороты не достигнуть значения 1000-1500.
  • Надавите на сцепление.
  • Включите пониженную передачу.
  • Плавно отпустите сцепление.
  • Правую ногу не убирайте с педали.
  • Если требуется — перейдите еще на более низкую передачу, для этого выжмите сцепление и переключитесь.
  • Повторите до достижения нужных значений скорости или до полной остановки.

В случае экстренной остановки используется комбинированный метод — торможение двигателем и нажатие на педаль. При этом на нейтраль не переходим.

Торможение ручником

Стояночный тормоз (ручник) используется для удерживания машины за счет блокировки задних колес. Рычаг применяется для парковки, при остановке на возвышенности или светофоре. Ручник не применяется для торможения во время движения, но при возникновении экстренных ситуаций его используют, чтобы остановиться. Если на большой скорости дернуть ручник — задние колеса будут заблокированы и возможен занос, что приводит в большинстве случаев к потере управляемости. При проблеме со штатными тормозами лучше воспользоваться методом снижения скорости двигателем, при достижении невысокой скорости уже можно будет прибегнуть к помощи парковочного тормоза для полной остановки.

Как легко справиться с МКПП?

Чтобы освоить все методы остановки на механике лучше попрактиковаться с настоящими профессионалами. Инструктора по вождению в автошколе «Автостатус» научат всему, что может потребоваться при вождении на механике. Записывайтесь к нам на обучение и станьте настоящим профи, который за рулем любой машины будет чувствовать себя комфортно!

Торможение двигателем

Состояние: Автомобиль новый. В пути 2шт. Полный пакет документов.

8 (800) 100-59-70 (бесплатно по РФ)

Получите подарок!
При покупке товара более чем на 5000 руб. за наличный расчет, предоставляем дополнительную скидку 5%

14 октября 2020

Торможение двигателем

Торможение машины двигателем является довольно полезным приемом, который, по мнению опытных водителей, необходим каждому автолюбителю. Но что такое торможение двигателем? Как правильно это делать? Какие есть плюсы и минусы у торможения двигателем? Сейчас расскажем. Информация будет полезной, как для новичков, так и знающим водителям – позволит узнать что-то новое.

Что такое торможение двигателем

Торможение автомобиля двигателем представляет собой замедление движения без использования тормозной системы машины. Здесь на педаль тормоза нажимать уже не нужно. Скорость снижается, когда передача включена, а педаль акселератора отпущена. Такой способ остановки называется еще — «принудительный холостой ход».

На практике это выглядит примерно так. Машина двигается на скорости. На приличном расстоянии до светофора с красным сигналом водитель перестает нажимать на газ, и автомобиль совершает движения уже по инерции, постепенно замедляясь. А перед перекрестком водитель плавно нажимает на тормоз и машина останавливается.

Плюсы торможения двигателем

Достоинств указанного процесса не мало. Главными из них являются:

  • Меньшая опасность заноса на мокром и скользком шоссе. Тут отсутствует блокировка колес, что, в свою очередь, снижает вероятность потери управляемости автомашины. В результате авто едет плавно, и его устойчивость на скользкой или мокрой поверхности увеличивается. При достаточном опыте, даже если сцепляемость колес с дорожным полотном плохая, то, применяя указанный метод, можно эффективно и уверенно маневрировать.
  • Экономия топлива. Чаще всего используется для перемещения автомобиля в городских условиях. Топливо здесь уже не нужно. Также при частом таком торможении происходит меньшее стирание покрышек и тормозных колодок.
  • При передвижении по гористым участкам. В данной ситуации, как правило, преследуется цель – снизить значительный перегрев колодок при их интенсивной эксплуатации. Однако при необходимости быстрого торможения рекомендуется сразу нажимать на тормоз, а не пробовать остановиться обсуждаемым способом.
  • Не работает тормозная система. Если тормоза отказали в процессе движения, то, конечно, нужно знать альтернативный метод безопасной остановки автомобиля. При этом речь может идти о проблемах с тормозными колодками или отсутствием тормозной жидкости. Также некоторые опытные водители успешно перемещают автомобиль и с неисправными тормозами на определенные расстояния, если нет возможности воспользоваться услугами эвакуатора.

Минусы торможения двигателем

У обсуждаемого варианта торможения есть и свои недостатки. Их немного, но все же они существуют:

  • Увеличивается риск аварийных ситуаций. Это связано с том, что при указанном замедлении не загораются стоп-сигналы. Соответственно, водители едущих сзади машин могут не заметить, что обсуждаемое транспортное средство теряет скорость и не сделать из этого соответствующие выводы.
  • Повышается изнашиваемость механизмов. Мотор обратные нагрузки переносит не очень хорошо. А так как современные движки имеют несимметрично размещенные поршни, то при названом торможении боковые нагрузки у него возрастают. Также, к примеру, повышается нагрузка на впускной коллектор, что увеличивает изнашиваемость вентиляционной системы.
  • Увеличивается потребление масла. Практика показывает, что если на чем-то при обсуждаемом процессе можно сэкономить, то с маслом тут ситуация другая. Его расход, наоборот, увеличивается.
  • Увеличивается вероятность заноса. Хотя часто торможение автомобиля двигателем используется именно на скользких дорогах, но при выполнении хотя бы одного действия тут неправильно, машину может занести гораздо больше ожидаемого.

Как правильно тормозить двигателем при АКПП

Если речь идет о том, как правильно тормозить двигателем на автомашине с автоматической коробкой передач, то тут все достаточно просто. Нужно только снять ногу с педали акселератора, и затем автомат сам понизит передачи в требуемой последовательности.

Но такой алгоритм действует не на всех машинах, есть исключения. Об этом можно прочитать в инструкции конкретной модели. К примеру, есть АКПП, у которых для достижения обсуждаемой цели вначале нужно включить режим овердрайв, потом при наборе определенной скорости осуществить поочередный переход сначала на D2, а далее при снижении скорости — на L.

При этом вначале скорость не должна превышать 92 км/ч, а потом переход на D2 производится при движении до 54 км/ч. Кроме того, в некоторых случаях при езде на автомате просто нужно воспользоваться ручным режимом.

Как правильно тормозить двигателем при МКПП

Осуществить указанное торможение машины, ездящей на механике, не сложно, но своих нюансов и тут хватает. Есть два основных способа – стандартный и прогазовка. В первом варианте нужно отпустить педаль газа, нажать сцепление, затем включить третью передачу, а потом по мере понижения скорости перейти на вторую и первую.

Причем, при использовании высокой передачи, переходить на пониженную рекомендуется только через третью. При переходе сразу на низкую передачу может произойти блокировка колес, и автомобиль будет крутить. Кроме того, на двигатель и коробку сразу будет оказана большая нагрузка, что может вывести их из строя раньше времени.

Поэтому опытные водители чаще всего используют торможение с прогазовкой, так как оно больше щадит основные компоненты машины. Данный способ сводится к тому, что при переходе на пониженные передачи сначала выжимается сцепление, потом коробка переводится в нейтральное положение, далее водитель немножко дает газу, и только тут он включает пониженную передачу.

Здесь следует запомнить правило: в любых случаях нельзя сразу осуществлять переход с высокой передачи на первую. Также педаль сцепления выжимается очень плавно и только, когда присутствует связь мотора и трансмиссии.

Поделиться:

  • Следующая Ctrl
  • Ctrl Предыдущая

Полезно ли для машины тормозить двигателем

Многие водители не рискуют тормозить двигателем, опасаясь, что «порвут» коробку передач или навредят силовому агрегату. Фактически же эти страхи надуманы, а задействовать пониженные передачи трансмиссии для замедления оказывается полезным для многих систем автомобиля.

Для начала разберемся с тем, что такое торможение двигателем.

Речь идет о способе уменьшения скорости автомобиля, когда замедление осуществляется не посредством тормозной системы, а выбором определенных передач. Грамотным, безвредным для трансмиссии способом будет последовательное переключение с текущей верхней передачи на нижнюю. Иными словами, действуя рычагом «механики» или селектором «автомата» в ручном режиме, следует переключаться с «пятой» на «четвертую», затем с «третьей» на «вторую» и так далее, пока скорость не снизится до минимальной. Перескакивать через две или три передачи при этом нельзя, чтобы не навредить двигателю и коробке передач.

Если действовать по вышеописанному алгоритму, то можно выгадать сразу на нескольких направлениях. Прежде всего, торможение двигателем во время движения по скользким поверхностям и в особенности по обледенелым или заснеженным горным спускам — это действенный прием, повышающий безопасность езды. Пониженная передача будет действовать в таких условиях как естественный ограничитель скорости, не нажимая на тормоз, вы не будете давать возможность машине уйти в занос на наледи, и что не менее важно — при такой методе вы не позволите тормозам перегреться, чем поспособствуете увеличению их ресурса. Считается, что если тормозить двигателем регулярно, можно увеличить ходимость тормозных колодок примерно на треть.

Стоит всегда помнить также о том, что коробка передач может выступить в роли вашего спасителя, если откажут тормоза. В такой экстренной ситуации поступаем примерно так, как на крутом горном спуске — последовательно переключаемся с верхней передачи до низшей, и только сбросив скорость до минимальной пробуем окончательно погасить инерцию ручным тормозом.

И, наконец, обозначим момент, о котором знают не все, но который очень важен для повышения ресурса автомобиля. Если регулярно практиковать торможение двигателем, тем самым вы повысите эффективность работы вакуумного усилителя тормозов, а также улучшите смазку деталей мотора и трансмиссии.

Ведь поскольку при задействовании пониженной передачи мотор будет работать на высоких оборотах, в этот момент масляный насос будет прокачивать лубрикант через все скрытые каналы системы, обеспечивая также и улучшенное охлаждение трущихся элементов. Иными словами, при таком раскладе двигатель будет не только эффективно смазываться, но и минимизируется риск локального перегрева его элементов.

В то же время торможение двигателем активно применяется в автоспорте. Пока в профессиональные автогонки не пришли керамические тормоза, перегреть тормозную систему, образно говоря, заставить тормоза «поплыть» можно было всего за несколько быстрых кругов по треку. Поэтому торможение двигателем широко применялось и применяется автогонщиками и по сей день. При этом, чтобы переключаться «вниз» без рывка, используется техника «трех педалей» — не отпуская педаль тормоза и сцепления, гонщики быстро и кратковременно жмут на газ, временно поднимая обороты мотора, делая таким образом переключение на пониженную передачу максимально плавным.

Как бы то ни было, копировать приемы профессиональных гонщиков мы не советуем, а вот регулярно тормозить двигателем (например, при подъезде к светофору на автомобилях с «механикой», напротив, рекомендуем. Так вы исключите масляное голодание мотора и трансмиссии, равно как увеличите ресурс тормозных механизмов.

Торможение двигателем

Тормозить двигателем — значит замедлять автомобиль без использования педали тормоза. Метод имеет свои плюсы и минусы, но в некоторых случаях он единственный возможный. Например, с его помощью можно избежать заноса в гололед или сохранить должный уровень безопасности при спуске в горной местности, где штатные тормоза – не лучший выход. Он также окажется рациональным выходом из ситуации, когда возникает проблема с тормозной системой. Некоторые же применяют способ торможения двигателем для экономии бензина и сохранности тормозных колодок. Зачем, когда и как нужно применять данный метод, рассмотрим в этой статье.

Особенности торможения двигателем

Способ торможения двигателем подразумевает уменьшение скоростного режима автомобиля методом плавного отпускания педали газа при включенной передаче. В некоторых источниках способ именуется как «принудительный холостой ход». Чтобы лучше понять особенности процесса, можно привести простой пример. Когда водитель видит на большом расстоянии красный свет светофора, он не пользуется тормозной системой. Вместо этого, он перестает выжимать газ, заставляя машину продолжать движение по инерции. Транспортное средство постепенно замедляется, и непосредственно перед светофором остается лишь слегка опустить педаль тормоза, чтобы заблокировать колеса. Последовательное понижение передачи влечет за собой снижение оборотов двигателя автомобиля.

Водитель прекращает давить на педали акселератора, в результате бензин не поступает в двигатель. Энергия больше не передается на коробку передач, а высокая скорость уменьшается из-за естественного сопротивления момента инерции, которая стремится увеличить число вращений коленчатого вала мотора. Ведь колеса продолжают крутиться. Обороты, напротив, снижаются, и энергия поступает в мотор. Коленвал машины продолжает работу принудительным образом, в цилиндрах нарастает компрессионное сопротивление, как следствие, скорость снижается — это и есть торможение двигателем, рассматриваемое в этой статье.

Замедлять машину двигателем можно только при условии постепенного перехода на пониженные передачи по мере сброса скорости. Во время обычного разгона коробка передач автомобиля получает энергию дозировано и передает крутящий момент на ведущую ось. На автоматах это происходит само. Так, при езде на 1–3 передаче набрать большую скорость не получится, а если включить 4-7 передачи, машина будет ехать быстрее, но динамика разгона здесь намного хуже. В таком режиме на первый план выходит момент инерции, ведь сопротивление коробки передач и двигателя минимально.

Плюсы и минусы торможения двигателем

Торможение двигателем в той или иной степени используют все опытные водители, даже если не идет речи об отказе тормозной системы. Способ имеет ряд существенных преимуществ:

  • риск заноса автомобиля значительно снижается — водитель утрачивает контроль над машиной, выжимая педаль тормоза, тем самым провоцируя блокировку колес, используя же постепенное снижение передачи при торможении двигателем, подобное блокирование колес исключается;
  • метод требует ювелирной работы с газом, но при этом эффективен на горных трассах, крутых спусках, во время гололеда и при езде по серпантину, в условиях плохого сцепления колес с дорогой;
  • торможение мотором препятствует перегреву системы;
  • в процессе торможения двигателем уменьшается износ дисков и колодок, расход топлива существенно уменьшается;
  • правильно тормозить двигателем наиболее разумно при отказе тормозной системы — резко остановить транспортное средство не удастся, но снизить высокую скорость и уменьшить риск получения травм и механических повреждений авто вполне реально.

Торможение двигателем не проходит бесследно для любого автомобиля, провоцируя немало проблем в будущем. Во-первых, увеличивается нагрузка на поршень, негативному воздействию поддаются и подшипники коленвала, шатуны. Во-вторых, из-за резкого отсутствия подачи бензина клапана ДВС начинают работать «на сухую», что ускоряет их износ (топливо работает для них как смазка). Кроме того, во впускном коллекторе создается разрежение, которое наносит вред двигателю. Параллельно при торможении двигателем страдает система картерной вентиляции, под нагрузкой изнашиваются сальники клапанов. Если часто использовать данный метод торможения, возможно попадание масла во впускной коллектор, цилиндры, турбины. Статья расходов на обслуживание мотора резко возрастет.

Еще один значительный недостаток при торможении двигателем — грязь и пыль из впускного коллектора во время движения авто оказывается в цилиндрах, частично попадают и в масло. Как результат, на стенках появляются задиры, клапаны выходят из строя. Все детали двигателя испытывают повышенную нагрузку из-за быстрого и существенного изменения числа оборотов коленвала. Такой момент равноценен безалаберному обращению с коробкой передач. В немалой степени от использования торможения двигателем страдает система сцепления. Диски сцепления слишком быстро вращаются и даже проскальзывают, что неминуемо приводит к повышенному износу. В салоне начинает пахнуть сцеплением.

Риск возникновения аварийной ситуации на дороге также возрастает. Скорость авто снижается, но стоп-сигналы тормоза не активируются. Другие участники дорожного движения сзади могут своевременно не среагировать на торможение двигателем и коробкой, и спровоцировать столкновение.

Как тормозить двигателем на механике

Сразу включать низкую передачу нельзя. Чтобы правильно применить метод торможения двигателем на авто с механической коробкой передач, необходимо:

  1. Убрать ногу с педали газа, чтобы прервать подачу топлива в двигатель и вызвать замедление движения.
  2. Вместе с тем следует убрать ногу с педали сцепления.
  3. При уменьшении скорости следует перейти на пониженную передачу коробки. Каждое переключение на более низкую передачу будет вызывать повышение оборотов мотора.
  4. После максимального снижения скоростного режима включить 1 передачу. Необходимо понимать, что машина не остановится. Для полной остановки стоит выключить зажигание.

Если обороты на тахометре автомобиля зашкаливают, а машина сразу будто «клюет носом», значит переключение передач было выполнено неправильно, то есть на слишком высокой скорости. Колеса передают слишком много энергии, которую двигатель и коробка в данном случае не в состоянии поглотить. При регулярном допущении ошибок двигатель при случае попросту выйдет из строя. Вместе с тем вероятна резкая блокировка колес, из-за которой машину занесет. Двигаясь на высокой, например, 6 передаче, придется переключиться на 3, а с 4 на 2. Чтобы процесс был более плавным, можно сделать «перегазовку», потратив на это немного топлива. Чтобы снизить скорость до минимальных значений, на дороге придется тормозить стандартным способом, то есть с помощью педали тормоза.

Во время торможения двигателем важно обращать внимание на количество его оборотов. Для бензиновых авто изменять передачу в коробке на более низкую можно при 2500 оборотов, затем — при 1000 оборотов. Вращать рулем автомобиля, применяя данный метод торможения, неразумно, так как есть риск потерять контроль над транспортным средством. Уметь тормозить двигателем должен каждый владелец машины с механической КПП. Несмотря на определенные недостатки, в некоторых случаях он может стать настоящим спасением.

Возможно ли торможение двигателем на автомате и вариаторе

На автомобилях с автоматической коробкой передач постепенное принудительное снижение передач невозможно, ввиду специфики способа управления машиной. В автоматах взаимодействие с двигателем обеспечивает гидротрансформатор. Передача вращательного момента здесь происходит за счет турбин, помещенных в масляный резервуар. При вращении одной направленные потоки масла приводят в движение другую. Торможение мотором здесь будет не так эффективно, как в случае с механикой, но все же замедление возможно.

При увеличении скоростного режима в данном случае начинается синхронное вращение валов, происходит блокировка гидравлической муфты. На скорости 50 км/ч блокировка отключается, провоцируя работу масляного демпфера. Автомобили с автоматической КПП тормозят значительно медленнее аналогов с механической трансмиссией. В некоторых моделях вовсе не предусмотрена возможность торможения двигателем, в других такой метод автоматически блокируется электронной системой управления. Также есть на рынке ряд автомобилей, где подобный способ запускается даже без участия водителя.

Правильно тормозить двигателем на автомате можно разными способами. Рассмотрим один из них:

  1. Для эффективного замедления нужно активировать режим Overdrive, в котором КПП автомобиля переключится на 3 передачу.
  2. После снижения скорости зафиксировать 2 передачу.
  3. Установить рычаг коробки передач в пониженный режим «L» — он соответствует самой низкой передаче.

Чтобы не спровоцировать серьезную поломку машины, во время торможения устанавливать рычаг рекомендуется только в положения «D-2-L». Использовать позиции «R» и «P» на ходу чревато дорогим ремонтом. К тому же так тормозить слишком опасно. Автоматическая трансмиссия не может обеспечивать эффективное торможение двигателем, поэтому не стоит пренебрегать стандартным использованием тормозных дисков и колодок.

На многих автомобилях с вариатором предусмотрена функция динамического торможения двигателем. Включить ее просто. Для этого водитель должен отпустить педаль газа, если рычаг установлен в режиме «D» и переставить его в позицию «L». С целью улучшения динамики авто некоторые водители стремятся программным способом отключить опцию торможения двигателем. Однако, это нерационально. Осваивая методы контраварийного управления машиной, можно избежать серьезных аварий в сложных ситуациях на дорогах.

Возможно вам будет интересно:

  • Правильная посадка за рулем Правильная поза за рулем — очень важная деталь вождения автомобиля. Особенно актуальная верная посадка при дальних поездках, где страдает спина.
  • Покупка видеорегистратора Видеорегистратор — незаменимая вещь для любого автомобилиста. Этот гаджет поможет разобраться в случае ДТП, вычислить преступников при нанесении вреда автомобилю и в других ситуациях. Перед покупкой нужно ознакомиться с нюансами подбора авторегистратора.
  • Правильная регулировка рулевого колеса Вы купили новый автомобиль или взяли машину напрокат? Не имеет значения, сколько времени вы планируете провести за рулем, авто нужно настроить под себя. Комфортное расположение не только сиденья, но и рулевого колеса, обеспечит безопасную езду. Лучше всего проводить регулировку в автосервисе, там не допустят ошибок и заодно диагностируют другие системы. Если же обратиться к специалистам нет возможности, отрегулировать руль можно и самостоятельно.
  • Как парковаться задним ходом Начинающий водитель не будет чувствовать себя уверенно за рулем, пока не научится парковаться задним ходом. Многие называют этот маневр одним из самых сложных. На деле же совершить заезд передом ненамного проще, особенно если учесть, что выезжать со стоянки все равно придется сдавая назад. Различают параллельную и перпендикулярную парковки, в зависимости от положения автомобиля по отношению к проезжей части. Каждый из способов имеет свои нюансы и требует строгого соблюдения правил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *