При какой неисправности разрешается эксплуатация транспортного средства
к Основным положениям по допуску
транспортных средств к эксплуатации
и обязанностям должностных лиц
по обеспечению безопасности
ПДД РФ, ПЕРЕЧЕНЬ
НЕИСПРАВНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2023 N 837)
(см. текст в предыдущей редакции)
- 1. Тормозные системы
- 2. Рулевое управление
- 3. Устройства освещения и световой сигнализации
- 4. Обзорность транспортного средства
- 5. Колеса и шины
- 6. Сцепные устройства
- 7. Удерживающие системы пассивной безопасности
- 8. Двигатель
- 9. Прочие элементы конструкции и оборудование
- 10. Комплектность транспортных средств
Приложение. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
1. Тормозные системы
1.1. При дорожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой:
| | Тормозной путь | Установившееся |
| | не более (м) | замедление не менее |
|Легковые автомобили, в том| 14,7 | 5,8 |
|числе с прицепом | | |
|Грузовые автомобили и автобусы | 18,3 | 5 |
|Грузовые автомобили с прицепом| 19,5 | 5 |
|(полуприцепом) | | |
|Двухколесные мотоциклы и мопеды| 7,5 | 5,5 |
|Мотоциклы с боковым прицепом | 8,2 | 5 |
1. Испытания проводятся на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементно- или асфальтобетонным покрытием при скорости в начале торможения 40 км/ч — для автомобилей, автобусов и автопоездов и 30 км/ч — для мотоциклов и мопедов. Транспортные средства испытывают путем однократного воздействия на орган управления рабочей тормозной системой. Масса транспортного средства при испытаниях не должна превышать разрешенной максимальной массы.
2. Эффективность рабочей тормозной системы транспортных средств может быть оценена и по другим показателям в соответствии с ГОСТом Р 51709-2001.
1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.
2. Рулевое управление
2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
| | Суммарный люфт не более |
| | (градусов) |
|Легковые автомобили и созданные на их| 10 |
|базе грузовые автомобили и автобусы | |
|Автобусы | 20 |
|Грузовые автомобили | 25 |
2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
3. Внешние световые приборы
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
3.6. Спереди транспортного средства установлены световые приборы с огнями красного света или световозвращатели красного света, а сзади — белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков.
4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
5. Колеса и шины
5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.
Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.
5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
5.5. На одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.
6.1. Содержание вредных веществ в отработанных газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТами 17.2.2.03-87, Р 17.2.2.06-99 и 21393-75.
6.2. Нарушена герметичность системы питания.
6.3. Неисправна система выпуска отработанных газов.
6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.
7. Прочие элементы конструкции
7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
7.2. Не работает звуковой сигнал.
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах -медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу 24333-97;
на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу 24333-97.
7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
7.9. Отсутствуют ремни безопасности и подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.
7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема-опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.
7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.
7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.
7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.
7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
7.16. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.
7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.
7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Существенно расширен перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация автомобиля
С 1 сентября 2023 года начнет действовать новый перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация автомобиля (Постановление Правительства РФ от 27 мая 2023 г. № 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»). По сравнению с действующим аналогичным перечнем неисправностей стало больше.
Среди новых неисправностей тормозной системы следующие:
- тормозные трубопроводы и шланги имеют перегибы, трещины, видимые перетирания, надрывы, разрезы, разрывы;
- неисправны средства сигнализации и контроля тормозных систем;
- гибкие тормозные шланги соединяются друг с другом с использованием дополнительных переходных элементов;
- детали тормозного привода имеют трещины или остаточную деформацию;
- неисправна антиблокировочная тормозная система, либо ее элементы не закреплены, имеются видимые повреждения и т. д.
Для системы рулевого управления тоже предусмотрены новые неисправности:
- подтекает гидравлическая жидкость в гидросистеме усилителя (определяется визуально);
- повреждены или отсутствуют детали крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма;
- в рулевом механизме и рулевом приводе применяются детали со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами;
- руль с усилителем самопроизвольно поворачивается от нейтрального положения при работающем двигателе и т. д.
Добавлены неисправности внешних световых приборов:
- неисправна автоматическая система корректировки угла наклона фар;
- неисправны рассеиватели фар (в настоящее время запрет эксплуатации установлен только для случаев, когда рассеиватели вообще отсутствуют);
- при включении передачи заднего хода фонари заднего хода не включаются и не работают в постоянном режиме;
- при нажатии педали тормоза не работает сигнал торможения (так называемый стоп-сигнал);
- габаритные и контурные огни не работают в постоянном режиме.
Появился новый раздел «Обзорность автомобиля». Выезжать на автомобиле запрещено, если:
- у него отсутствуют стекла;
- установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность (за исключением зеркал заднего вида, стеклоочистителей, радиоантенн, обогревателей лобового стекла);
- светопропускание лобового стекла составляет менее 70% (для транспортных средств, оснащенных броневой защитой, – менее 60%) и т. д.
Автомобилистам – 2023.
Машину нельзя будет эксплуатировать, если в летние месяцы (июнь, июль, август) на ней установлены зимние шины с шипами. На передние колеса не допускается устанавливать восстановленные шины (то есть изношенные шины, на которые наложили новый протектор). На остальные колеса запрещено устанавливать восстановленные шины, возраст которых превышает семь лет, повторно восстановленные шины, восстановленные шины без слова «Retread» в маркировке и т. д.
Другие новые разделы неисправностей – «Сцепные устройства», «Удерживающие системы пассивной безопасности (перечислены неисправности ремней безопасности) и «Комплектность транспортных средств» (требования к государственным регистрационным знакам, опознавательным знаками и т. д.).
Появились и иные требования к безопасности, например, поездки запрещены, если есть видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов.
Уточнено, что технические нормативы, которым должны отвечать системы автомобиля, установлены Приложением № 8 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877). Действующая редакция ПДД отсылает к нормативам, закрепленным ГОСТ Р 51709-2001, который был отменен еще в 2018 году.
Эксплуатация транспортных средств
Данная тема — одна из наиболее сложных к восприятию, т.к. в ней имеется много непонятных выражений, и со всеми ними важно разобраться.
В конце ПДД имеется перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Все эти неисправности необходимо выучить наизусть.
Для начала давайте разберем разницу между словом «эксплуатация» и «движение».
Эксплуатация — это использование автомобиля в полную силу.
Движение — перемещение автомобиля своим ходом.
В автомобиле могут появиться неисправности, при которых запрещается эксплуатировать транспортное средство, а есть неисправности, при которых могут запретить какое-либо движение транспортного средства.
Движение транспортного средства запрещено, если имеется неисправность:
- внешних световых приборов,
- стеклоочистителя со стороны водителя,
- тормозной системы,
- рулевого управления,
- сцепного устройства.
Эксплуатация запрещена, если неисправность:
- загрязняет окружающую среду,
- несет угрозу жизни и здоровью.
Подробно разобрать данные вопросы на примере решения экзаменационных билетов вам поможет данное видео:
Аркада автошкола в Калининграде
Дополнительные офисы: г. Калининград, улица Водная, д. 10
г. Калининград, ул.Карла Маркса, д. 18, помещение №449
г. Пионерский, ул. Советская, д. 4
г. Калининград, ул. Батальная, 2В, 3 этаж, каб. 8