Что представляет собой надежность водителя
Перейти к содержимому

Что представляет собой надежность водителя

  • автор:

Понятие надежности водителя

Под надёжностью водителя понимается его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

Сведений о надёжности водителя накоплено меньше, чем сведений о надёжности автомобиля. Выполнить качественную оценку надёжности водителя является трудной задачей, так как моделирование работы водителя сопровождается рядом допущений и оговорок, что возможно только для частных случаев.

К основным факторам, определяющим надёжность водителя, относятся:

  • — профессиональная пригодность;
  • — подготовленность;
  • — работоспособность.

Профессиональная пригодность водителя определяется физическими и психологическими качествами.

Состояние здоровья определяется при медицинском освидетельствовании лиц, желающих получить водительские удостоверения. Кроме этого, установлены периодические переосвидетельствования лиц, управляющих транспортными средствами (через 3 года или меньший срок для лиц, имеющих болезни). Установлен порядок определённых исключений в отношении инвалидов, у которых повреждены или даже ампутированы конечности.

Для надёжного и безопасного управления транспортными средствами недостаточно одного факта, что водитель физически здоров, важна его индивидуальная психофизиология. Нередко такие качества водителя, как воля, смелость, решительность, сообразительность, скорость восприятия и реакций, решают исход аварийной ситуации.

Подготовленность водителей определяется уровнем их профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и в последующей профессиональной деятельности.

Хорошая подготовка водителей выражается в наличии широкого диапазона навыков, обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях.

  • — максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно с минимальной затратой сил управлять им;
  • — правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций;
  • — управлять автомобилем на больших скоростях ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях.

Подготовленность характеризуется также уровнем психологической устойчивости водителей, т. е. формированием у них психических свойств, которые обеспечивают надёжность их работы в любых условиях.

Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, приводящих к дорожно- транспортным происшествиям.

Работоспособность — это состояние водителя, позволяющее ему длительное время выполнять управление автомобилем с высокой требовательностью.

Работоспособность водителя зависит от состояния его здоровья и общего физического состояния, которые определяются нормальным функционированием его органов и систем. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда, отдыха и контроля за состоянием перед выездом в рейс.

Наиболее частыми причинами снижения работоспособности водителей являются утомление и переутомление, болезненное состояние, приём алкоголя и курение, возраст и др.

Возраст водителя. Неопытность и азарт молодого водителя могут приводить к увеличению ДТП, но зато именно молодые водители принимают решения и реализовывают их в более короткие сроки. Это объясняется способностью молодых быстро принимать и перерабатывать информацию.

Проведённые исследования ДТП показывают: нижняя граница безопасного возраста (речь идёт о мужчинах) составляет 26—34 года. Минимум ДТП происходит к 45—53 годам. Старший опасный возраст начинается с 64—65 лет. Для профессиональных водителей пределы верхней возрастной границы оказываются в среднем на 10 лет ниже.

Болезни, лекарства. Различают острые заболевания, как источник опасности для всех, и хронические, повышающие вероятность возникновения ДТП.

Человек обладает большими возможностями компенсировать возникающие в его организме нарушения за счёт профессионального опыта, но в любом случае обострение хронического процесса и даже лёгкое острое заболевание (насморк, ангина, грипп и др.) снижает надёжность водителя из-за нарушения протекания психических процессов (замедляются восприятие и мышление, нарушаются функции внимания и памяти, увеличивается время реакции, нарушается координация движений).

Опасно принимать жаропонижающие средства (аспирин, анальгин, и др.), которые вызывают повышенную потливость, общую слабость, снижают остроту зрения и слуха.

Опасно применение в больших дозах и кофеина (даже в чае и кофе), так как в этом случае возникают возбуждение, беспокойство, нарушение памяти и т. д.

Отрицательно влияют на надёжность водителя принимаемые им антибиотики и сульфаниламидные препараты (нарушение цветоощущения, усталость, сонливость, головокружение). К ним относятся демидрол и супрастин.

Алкоголь и курение. Алкоголь даже при небольших дозах резко снижает надёжность водителя: парализуются тормозные функции коры головного мозга, возникает состояние возбуждения, падает способность контролировать свои действия, нарушается двигательная координация. Различают состояние опьянения и похмелья (от нескольких часов до 2—3 суток). Особенность похмелья заключается в том, что сенсорные реакции водителя заторможены, а водитель об этом не подозревает.

Как показывают исследования, в состоянии слабого опьянения (содержание алкоголя в крови 0,3—0,9 %) вероятность ДТП возрастает в 7 раз, при средней тяжести опьянения (0,1— 1,4 %) — в 30 раз.

По некоторым данным, частота нарушений ПДД у курильщиков на 14 % выше, чем у некурящих. Это связано с отвлечением их внимания по причинам, связанным с курением, снижением остроты зрения, что приводит к снижению восприятия приборной информации на 20 %, увеличению времени реакции на 25 % и т. д.

По данным японских учёных, причиной 1—2 % ДТП является курение, а французские специалисты считают, что эта цифра достигает 5 %.

Подготовленность и надёжность водителя – составляющие безопасности дорожного движения

Малий, В. И. Подготовленность и надёжность водителя – составляющие безопасности дорожного движения / В. И. Малий, А. Н. Вовк, С. Э. Кавунов, А. А. Фень. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58270/ (дата обращения: 19.01.2024).

Статья раскрывает необходимость повышения уровня профессиональной подготовленности, обеспечения высокой надёжности водителей при выполнении действий в сложных и критических дорожно-транспортных ситуациях с использованием дополнительных элементов автодромной подготовки.

Ключевые слова: транспортное средство, дорожное движение, управление автомобилем, профессиональная подготовка водителей, безопасное управление автомобилем.

Автомобильный транспорт считается одним из самых опасных видов транспорта, а автомобиль относится к средствам повышенной опасности. Ежегодно в мире происходит около 55 миллионов дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых более 1,2 миллионов человек погибают и ещё 20…50 миллионов получают травмы. В странах имеющих высокое количество зарегистрированных транспортных средств уровень смертности от дорожно-транспортных травм может превышать смертность от многих инфекционных заболеваний [1].

Несмотря на всё внимание Президента и Правительства Российской Федерации, большое количество серьёзных мероприятий и огромную работу, проводимую государственными учреждениями и общественными организациями по предупреждению происшествий в нашей стране, их количество и тяжесть последствий ещё велики. Причины этого явления разнообразны, однако одной из основных причин можно назвать недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки водителей. Это особенно проявляется при интенсивной автомобилизации, когда общее количество водителей за небольшой промежуток времени пополняется большим числом новых, неопытных водителей. Количество лиц, получивших водительские удостоверения на право управления транспортными средствами, впервые после обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей транспортных средств за 2018 год — более 1 миллиона 350 тысяч человек [2]. Это приводит к снижению среднего уровня квалификации водителей. Вместе с этим при современном уровне развития техники надёжность деятельности водителей является решающим фактором обеспечения безопасности движения.

Надёжность водителя — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надёжность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность [3].

Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции, решают исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надёжной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга.

Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диапазона навыков, доведённых до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Профессионализм определяется также уровнем психологической подготовленности водителя, т. е. формированием у него психофизиологических свойств, которые обеспечивают надёжность работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых, а также от необходимых для надёжного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения.

Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определённого времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надёжности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Работоспособность снижается после приёма алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетённом состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создаёт угрозу возникновения ДТП.

Обстоятельства, при которых возникают и протекают ДТП, чрезвычайно разнообразны, их анализ позволяет выявить некоторые сходные черты. Это дало возможность разработать классификацию происшествий, что имеет важное значение для всестороннего изучения причин их возникновения и разработки мероприятий по их предупреждению. Кроме того, классификация видов происшествий приводит к единообразию учёта и возможности проведения успешного анализа на его основе.

Классификация ДТП [4]:

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т. п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

В соответствии с существующей классификацией к дорожно-транспортным происшествиям относят происшествия, возникшие в процессе движения механических транспортных средств и повлёкшие за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Кроме этого, выделяют ещё такие виды ДТП, как:

Бесконтактное дорожное происшествие — ситуация, когда водитель транспортного средства стал виновником аварии, но при этом сам не столкнулся ни с одним из других участников движения. Например, если водитель автомобиля выехал на встречную полосу, что вызвало резкое изменение траектории движения и последующие столкновения других машин.

Учётное дорожное происшествие — согласно Правил учёта происшествий в статистической отчётности указываются ДТП, в которых получили травмы лёгкой, средней или тяжёлой степени, или погибли люди. То есть именно такие случаи является учётными. Если в аварии люди не пострадали, она учёту не подлежит.

Скрытое происшествие на дороге — это такое ДТП, при котором виновник случившегося скрылся с места происшествия без объективных на то причин и с целью сокрытия своей причастности к аварии.

К факторам риска совершения ДТП относят:

1)нарушение Правил дорожного движения (ПДД), в том числе:

− превышение допустимой скорости движения;

− неиспользование ремней безопасности;

− неиспользование специальных детских удерживающих средств;

− использование неисправного транспортного средства;

3)сложные погодные условия;

4)плохое качество дорожного покрытия;

5)факторы, отвлекающие внимание водителя:

− разговоры по мобильному телефону или обмен текстовыми сообщениями;

− разговор с пассажирами;

− курение за рулём;

− употребление пищи за рулём;

− управление электронными устройствами (например, радио, CD-проигрывателем или GPS-навигатором) во время движения;

− животные в салоне.

− обувь на высоком каблуке.

6)неправильная оценка дорожной обстановки и несвоевременное принятие мер по обеспечению безопасности движения;

7)неопытность и невнимательность водителя.

Если водитель стремится познать себя и качества своего автомобиля, то это первый шаг к тому, чтобы стать отличным водителем. Для автомобилиста жизненно необходимо постоянно совершенствовать своё водительское мастерство. Если владелец автомобиля считает, что, научившись перемещать автомобиль с одного места на другое, сдав экзамен в ГИБДД, он достиг вершины мастерства в управлении автомобилем, то это не так. Настоящее мастерство проверяется в экстремальных ситуациях, с которыми водителю с небольшим стажем вождения, возможно, ещё не приходилось сталкиваться. Но ведь это может случиться, тогда он узнает, что это такое, но будет уже поздно. Разберёмся, что такое мастерство управления автомобилем. В самом общем виде его можно представить, как сумму трёх составляющих на рисунке 1.

F:\Папа\Для занятий\Статья Молодой ученый\Водительское мастерство2.jpg

Рис. 1. Составляющие водительского мастерства

Первая составляющая — навыки, овладев которыми водитель сможет быстро и правильно передвигаться на автомобиле в условиях, когда другие участники движения ему не мешают — когда их нет или очень мало. Владение этими навыками при обучении на площадке (автодроме) доводятся до автоматизма.

После этого можно переходить к формированию навыков второй составляющей — навыки, необходимые для безопасного движения. Здесь от водителя потребуется не только хорошая координация движения рук и ног, но главное — умение заблаговременно прогнозировать возникающие на дороге опасности и предпринимать правильные действия для защиты от их последствий. Освоив эти навыки на занятиях по вождению в реальных дорожных условиях движения, водитель поднимется на вторую ступень мастерства. Третья составляющая самая сложная. Поднявшись на неё, водитель сможет защитить себя от любых неожиданностей, связанных с автомобилем, дорогой, погодой и т. д. Но такие навыки на занятиях в автошколе не формируют, они приобретаются с опытом вождения и хорошо, если без совершения ДТП.

Одной из основных задач профессиональной подготовки водителей транспортных средств является безопасность профессиональной деятельности будущих водителей. В России в настоящее время профессиональная подготовка водителей транспортных средств не обеспечивает в полной мере усвоение знаний ПДД, основ безопасного управления транспортным средством, устройства и технического обслуживания автомобиля. Кроме того, наблюдается низкая эффективность обучения вождению, происходит «натаскивание» на выполнение экзаменационных упражнений.

В связи со сложившейся ситуацией авторы видят необходимость внедрения в учебный процесс подготовки кандидатов в водители методов, позволяющих при незначительном вмешательстве в процесс обучения вождению повысить его эффективность.

В современных условиях одним из методов подготовки кандидатов в водители является поэтапный метод обучения вождению. Суть метода заключается в том, что рабочая (учебная) программа разбивается на последовательные тематические блоки — этапы. Переход от одного этапа к другому, с низшей ступени на высшую, предваряется обязательным зачетом по пройденному материалу. Этапы обучения вождению по данному методу представлены в таблице 1.

Этапы обучения вождению автомобиля

Этап

Содержание ицели занятий

Место проведения

Теория безопасного управления автомобилем. На данном этапе происходит формирование знаний и умений по управлению автомобилем, навыков пользования органами управления автомобиля

Учебные специализированные классы (ПДД, безопасности, устройства автомобиля, тренажерный)

Практическое вождение. На данном этапе происходит знакомство с автомобилем: посадка в автомобиль, знакомство с рабочим местом водителя, формирование навыков трогания автомобиля с места, выполнения маневров, остановки в заданном месте. Формируются базовые навыки управления автомобилем (см. рис. 1 — левый столбец)

Автодром (площадка начального обучения вождению)

Практическое выполнение экзаменационных упражнений, вождение по маршруту, имитирующему городские условия. На данном этапе происходит формирование устойчивых автоматических навыков выполнения экзаменационных упражнений, освоение элементов взаимодействия с другими участниками дорожного движения при движении автомобилей на сокращенных дистанциях, формирование навыков объезда препятствий, движения параллельным курсом

Автодром (площадка начального обучения вождению)

Практическое вождение в городских условиях (реальное дорожное движение). На данном этапе происходит подготовка обучаемых к практическому применению ПДД в реальных условиях дорожного движения. Формируются навыки управления автомобилем без отвлечения внимания водителя на органы управления (применение первичных автоматических навыков), навыки ориентации в дорожном движении (см. рис. 1 — правый столбец)

Городские дороги с малой интенсивностью движения

Практическое вождение в городских условиях (реальное дорожное движение). На данном этапе происходит обучение выбору траектории и скорости движения в транспортном потоке, прогнозированию развития дорожно-транспортной ситуации. Формируются навыки взаимодействия с другими участниками движения, закрепляются навыки ориентации в дорожном движении (см. рис. 1 — правый столбец)

Городские дороги с большой интенсивностью движения (экзаменационные маршруты, утверждённые в ГИБДД)

Экзамены (внутренний в автошколе, в ГИБДД)

Сдав экзамены, обучаемый получает водительское удостоверение и переходит в разряд водителей. Но подготовка, полученная в автошколе, не дает навыков управления автомобилем в сложных и критических ситуациях (см. рис. 1 — нижняя строка).

Для устранения данного недостатка в имеющийся метод предлагается внести корректировку и при обучении на автодроме (развивающий практический этап обучения) использовать дополнительные элементы, выполнение которых позволит обучаемому получить недостающие навыки:

− действия водителя при экстренном объезде препятствия (внезапно остановившееся транспортное средство, падение камней и т. п.);

− действия водителя при необходимости применения экстренного торможения (предотвращение ДТП);

− действия водителя при ослеплении фарами встречного автомобиля;

− действия водителя при внезапном «заливе» лобового стекла водой (из-под колёс встречного автомобиля);

− действия водителя при внезапном появлении на проезжей части пешехода (ребенка);

− действия водителя по проезду железнодорожного переезда при различных положениях и режимах работы технических средств регулирования движения (при закрывающемся шлагбауме и горящем бело-лунном сигнале светофора; при открытом шлагбауме и горящем в мигающем режиме красным сигналом светофора и т. д.);

− действия водителя при включении жёлтого сигнала светофора при проезде перекрёстка.

1. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире. Время действовать, Всемирная организация здравоохранения, 2009 г., https://www.who.int/violence_injury_prevention/road_ safety_status/report/ru/, (обращение от 16.04.2019 года).

2. Госавтоинспекция, Показатели состояния безопасности дорожного движения, Выгрузка показателей БДД, Форма № 1-БДД, Раздел 2. Сведения о деятельности по допуску граждан к управлению транспортными средствами, http://stat.gibdd.ru/, (обращение от 16.04.2019 года).

3. Романов А. Н. Автотранспортная психология, — М., 2002. Стр. 5–14, http://yurpsy.com/files/xrest/10/013.htm, (обращение от 19.03.2019 года).

4. Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения, — М., Высшая школа, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортное средство, дорожное движение, движущееся транспортное средство, действие водителя, автомобиль, происшествие, управление автомобилем, водитель, профессиональная подготовка водителей, средство.

Ключевые слова

транспортное средство, дорожное движение, управление автомобилем, профессиональная подготовка водителей, безопасное управление автомобилем

транспортное средство, дорожное движение, управление автомобилем, профессиональная подготовка водителей, безопасное управление автомобилем

Похожие статьи

водитель, дорожное движение, транспортное средство.

Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб

встречное движение, дорожное движение, техническое средство, место расположения, дорога

Для того чтобы спрогнозировать действия и поступки водителя в сложной и опасной.

Профессиональная надежность водителя автомобильного.

водитель, водительская деятельность, дорожное движение, качество, подготовка водителей, транспортное средство, безопасное управление

Деятельность водителя транспортных средств является разновидностью операторской деятельности, изучаемой в системе «Человек.

водитель, дорожное движение, транспортное средство.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей

Деятельность водителя транспортных средств является разновидностью операторской деятельности, изучаемой в.

водитель, дорожное движение, транспортное средство.

Например, водитель транспортного средства категории «В», прошедший специальную подготовку, должен уметь: управлять легковым автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях; соблюдать Правила дорожного движения.

Электронные системы обучения водителя транспортного.

водитель, дорожное движение, транспортное средство, автомобиль, улично-дорожная сеть, операторская деятельность, самый водитель, высокий

Похожие статьи. Подготовка водителя с учетом его. Электронные системы обучения водителя транспортного средства.

Исследование профессионально-важных качеств водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем

Оценка профессиональной компетентности водителей. При приеме на работу водителя

Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью его психофизиологических качеств.

водитель, дорожное движение, транспортное средство.

дорожнотранспортное происшествие, транспортное средство, РФ, место происшествия, водитель, место совершения

водитель, водительская деятельность, дорожное движение, качество, подготовка водителей, транспортное средство, безопасное управление.

Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью.

В условиях дорожного движения крупного города к водителю, кроме высокой профессиональной подготовки, предъявляются большие требования к скоростным параметрам нервной деятельности, скорости и точности сенсомоторных реакций.

Влияние психофизиологических особенностей водителей на.

Автомобиль стал для нас средством ускорения этих процессов. Сейчас автомобиль есть практически у каждой семьи, а иногда сразу и у нескольких ее членов. Уровень автомобилизации очень высок. Потребности на рынке транспортных услуг удовлетворены в полной мере.

водитель, дорожное движение, транспортное средство.

Водители-меланхолики очень сильно реагируют на внешние раздражители. Такие водители тщательно соблюдают правила дорожного движения, но испытывают трудности при движении в городском потоке, а также в сложных погодных условиях, требующих повышенного внимания.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

водитель, дорожное движение, транспортное средство.

Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб

встречное движение, дорожное движение, техническое средство, место расположения, дорога

Для того чтобы спрогнозировать действия и поступки водителя в сложной и опасной.

Профессиональная надежность водителя автомобильного.

водитель, водительская деятельность, дорожное движение, качество, подготовка водителей, транспортное средство, безопасное управление

Деятельность водителя транспортных средств является разновидностью операторской деятельности, изучаемой в системе «Человек.

водитель, дорожное движение, транспортное средство.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей

Деятельность водителя транспортных средств является разновидностью операторской деятельности, изучаемой в.

водитель, дорожное движение, транспортное средство.

Например, водитель транспортного средства категории «В», прошедший специальную подготовку, должен уметь: управлять легковым автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях; соблюдать Правила дорожного движения.

Электронные системы обучения водителя транспортного.

водитель, дорожное движение, транспортное средство, автомобиль, улично-дорожная сеть, операторская деятельность, самый водитель, высокий

Похожие статьи. Подготовка водителя с учетом его. Электронные системы обучения водителя транспортного средства.

Исследование профессионально-важных качеств водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем

Оценка профессиональной компетентности водителей. При приеме на работу водителя

Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью его психофизиологических качеств.

водитель, дорожное движение, транспортное средство.

дорожнотранспортное происшествие, транспортное средство, РФ, место происшествия, водитель, место совершения

водитель, водительская деятельность, дорожное движение, качество, подготовка водителей, транспортное средство, безопасное управление.

Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью.

В условиях дорожного движения крупного города к водителю, кроме высокой профессиональной подготовки, предъявляются большие требования к скоростным параметрам нервной деятельности, скорости и точности сенсомоторных реакций.

Влияние психофизиологических особенностей водителей на.

Автомобиль стал для нас средством ускорения этих процессов. Сейчас автомобиль есть практически у каждой семьи, а иногда сразу и у нескольких ее членов. Уровень автомобилизации очень высок. Потребности на рынке транспортных услуг удовлетворены в полной мере.

водитель, дорожное движение, транспортное средство.

Водители-меланхолики очень сильно реагируют на внешние раздражители. Такие водители тщательно соблюдают правила дорожного движения, но испытывают трудности при движении в городском потоке, а также в сложных погодных условиях, требующих повышенного внимания.

Глава 1. Надежность водителя в системе «Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда»

Человек, управляющий техникой на современном уровне развития общественного производства, является наиболее важным звеном в системе управления. Это привело к формированию понятия системы «человек-машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая в себя человека-оператора и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Оператор — это человек, выполняющий какую-либо операцию (действие).

Функции оператора выполняют работники самых различных профессий. Основным содержанием их деятельности являются прием, анализ, переработка информации и выполнение соответствующих действий по управлению регулируемым объектом или производственным процессом.

Водителя автомобиля можно рассматривать как оператора сложной системы ВАДС. Однако при этом следует отметить особенности его операторской деятельности, отличающие его работу не только от работы многих операторов СЧМ, но и от деятельности операторов некоторых других транспортных средств. Например, летчик в полете 90 % информации получает в закодированной форме от различных приборов, расположенных на приборной доске. Водитель автомобиля большую часть информации (до 95 %) получает от автомобиля, дороги, среды движения и лишь небольшую часть закодированной информации — от контрольно-измерительных приборов автомобиля. Летчик может использовать автопилот и периодически ослаблять режим слежения. Водитель не имеет такой возможности, так как отвлечение внимания в быстро меняющейся дорожной обстановке даже на 1 — 2 с иногда приводит к возникновению аварийной ситуации. Однако водитель, изменяя скорость движения или маршрут, может снижать или увеличивать количество поступающей информации в единицу времени (следует отметить, что в некоторых условиях, например при движении в плотных транспортных потоках, увеличение или уменьшение скорости движения практически невозможно).

Эффективность работы любой СЧМ, в том числе и системы ВАДС, зависит от надежности оператора, которая определяется безотказностью его работы. Различают психологическую надежность оператора, которая определяется соответствием его психологических качеств требованиям выполняемой деятельности, и физиологическую надежность, зависящую от физических данных и состояния и здоровья.

Человек в системе управления является наиболее важным и одновременно менее надежным звеном. Он легко отвлекается, сравнительно быстро утомляется, его поведение подвержено влиянию очень многих непредсказуемых факторов, и поэтому он не может безошибочно выполнять работу в течение продолжительного времени. Частота отказов в системах управления по вине человека составляет от 20 до 95 %. Такие отказы в системе управления ВАДС представляют большую угрозу для безопасности дорожного движения. Именно поэтому такое большое значение придается повышению надежности водителя автомобиля.

Надежность водителя — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции, решают исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надежной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга.

Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диапазона навыков, доведенных до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Профессионализм определяется также уровнем психологической подготовленности водителя, т.е. формированием у него психофизиологических свойств, которые обеспечивают надежность работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых, а также от необходимых для надежного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения.

Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надежности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к ДТП. Работоспособность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.

Надежность водителя зависит и от состояния других звеньев системы: автомобиля, дороги и среды движения. Высокие технико-эксплуатационные характеристики автомобиля, его исправность, подогнанное по росту сиденье, хорошая обзорность, информативность контрольно-измерительных приборов, легкость работы с органами управления, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям микроклимат в кабине способствуют сохранению высокой работоспособности водителей, а следовательно, повышают их надежность.

Дорога имеет свои параметры. К ним относятся: ширина проезжей части, конфигурация в плане и профиле, состояние покрытия, границы (тротуар, кювет, обочина). К дороге имеют отношение находящиеся на ней и в придорожном пространстве транспортные средства, пешеходы, животные, светофорные объекты, дорожные знаки и разметка, неподвижные препятствия. Обустройство дороги и уровень организации дорожного движения могут облегчать или затруднять работу водителя и, таким образом, оказывать прямое влияние на его надежность.

Среда движения характеризуется освещенностью, влажностью, температурой, ветром, запыленностью и видимостью. От отрицательного воздействия среды водитель должен быть защищен соответствующим техническим обустройством автомобиля. Работоспособность водителей, а следовательно их надежность, зависит от времени суток, солнечной геомагнитной активности и перепадов барометрического давления. Таким образом, надежность водителей определяется субъективными и объективными факторами.

От способности водителя воспринимать и своевременно реагировать на поступающую к нему информацию во многом зависит безопасность движения. Скорость и точность реагирования находятся в прямой зависимости от информационных характеристик поступающих сигналов. Изучением этих вопросов занимается теория информации.

Информация — это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

На продуктивность деятельности оператора оказывают влияние его индивидуальные особенности, особенности потока информации и условия деятельности.

К индивидуальным особенностям оператора относятся психологические и личностные качества, уровень его профессиональной подготовки, возраст, физические данные и состояние здоровья.

Особенности потока информации характеризуются пространственным положением источников информации, скоростью информационного потока, т.е. количеством информации, поступающей в единицу времени; легкостью восприятия информации, которая определяется размерами, контрастностью, взаимным расположением и освещенностью цифр, слов, знаков и т.д.

К условиям деятельности относятся особенности рабочего места (расположение органов управления, приборов, сиденья), микроклимат кабины (влажность, температура воздуха, скорость воздушного потока и т.д.), обзорность, видимость, исправность автомобиля и др.

Информацией об управляемом объекте являются сведения о положении объекта управления, режиме его работы, результатах воздействия на объект со стороны человека, им управляющего, и со стороны внешней среды, а также данные о положении органов управления, поступающие от специальных средств отображения информации. При управлении автомобилем такими средствами являются приборы, информирующие водителя о скорости движения, работе систем двигателя и т. п. Управляя автомобилем, водитель перемещает органы управления, которыми являются рулевое колесо, педали тормоза, сцепления и управления дроссельной заслонкой, рычаг переключения передач, переключатели световых и осветительных приборов и т.д. Каждый орган управления имеет характерные для него параметры, к которым относятся положение, форма, размеры, амплитуда перемещения, направление, скорость и усилие, которое необходимо применять; удаленность их от водителя и друг от друга. Все это водитель должен знать и учитывать при работе с ними.

При получении, переработке информации и ее реализации в деятельности водителя различают пять этапов.

Первый этап — прием информации. На этом этапе происходит активное обнаружение, выделение и восприятие нужных сигналов из окружающей обстановки, т. е. идет поиск необходимой информации для обеспечения безопасности дорожного движения из многообразного информационного потока. Источником информации для водителя являются объекты, находящиеся на проезжей части дороги, состояние дороги и среды движения, придорожное пространство, светофоры, дорожные знаки, показания приборов, шум двигателя и шум, возникающий при трении колес с автомобильной дорогой, вибрация и другие сигналы, несущие информацию, необходимую для ориентировки в дорожной обстановке. У водителя вырабатываются навыки избирательного восприятия наиболее важной в данный момент информации. Затруднения в приеме информации возникают вследствие ее недостаточного или избыточного поступления.

Второй этап — переработка информации, которая происходит путем опознания, оценки и сопоставления поступающей информации, что позволяет составить целостное представление о состоянии объекта управления (автомобиля), его положении по отношению к другим участникам движения. Воспринимаемая ситуация оценивается водителем с целью ее сохранения или изменения. Для восприятия и оценки ситуации иногда требуется мгновение, но в сложных случаях это время может увеличиваться, что иногда объясняется и недостатком необходимой информации. Начинается поиск недостающей информации путем сопоставления прошлого опыта с конкретной дорожной обстановкой. Важным фактором в процессе переработки информации является прогнозирование — предвидение изменения дорожной обстановки и выполнение действий, упреждающих возможность возникновения аварийной ситуации. Например, опытный водитель, учитывая возможность торможения впереди идущего автомобиля, выдерживает безопасную дистанцию или при плохой видимости, зная, что остановочный путь должен быть меньше расстояния видимости, выдерживает соответствующую безопасную скорость. Нередко ДТП происходит вследствие неправильной оценки водителем дорожной ситуации, неумения предвидеть ее ближайшие изменения. В результате он запаздывает с выполнением необходимых управляющих действий, а иногда поспешными, ошибочными действиями сам создает аварийную обстановку.

Третий этап — принятие решений. Если из оценки ситуации следует, что решение однозначно, то выбора решения не происходит. При наличии нескольких способов возможных решений водитель выбирает оптимальный вариант. Однако при этом увеличивается время принятия решения. Оно увеличивается и при особо ответственном решении. Быстрота и правильность решения зависят от профессионального опыта и индивидуальных психофизиологических особенностей водителя. При виде перебегающего дорогу пешехода у водителя возникают модели движущегося пешехода и автомобиля, и если сопоставление всей текущей информации и прошлого опыта позволяет оценить ситуацию как безопасную, он может даже не тормозить. Динамика таких моделей, возникающих в коре головного мозга водителя, опережает изменение обстановки, что позволяет водителю прогнозировать свои действия.

Четвертый этап — выполнение решений, т.е. действия органами управления в соответствии с принятыми решениями. Рабочие движения состоят из двух основных фаз: поисковой (устремление руки или ноги из рабочего положения к определенному рычагу или педали управления) и исполнительной (собственного действия). Скорость и точность действий зависят от степени автоматизации двигательных навыков. При недостаточной автоматизации поисковые действия выполняются сознательно и при контроле зрения. При навыках, доведенных до уровня автоматизма действий, поисковый и исполнительный этапы сливаются в один двигательный акт, который выполняется без участия зрения, но под контролем сознания. Такой способ действий значительно сокращает время выполнения решений.

Пятый этап — контроль за выполненным действием, который осуществляется с помощью обратной связи, представляющей собой осведомительную информацию о результатах управляющих действий водителя. Основную осведомительную информацию водитель получает от изменений в положении и динамике автомобиля на проезжей части дороги после выполнения управляющего действия, изменения его соотношения с подвижными и неподвижными объектами на дороге и околодорожном пространстве, а также от изменения напряжения мышц и амплитуды движений, изменения положения рычагов, педалей и силы их сопротивления мышечным воздействиям, показаний приборов, изменения интенсивности шума, вибрации и т. п. Вся эта информация по каналам обратной связи поступает к органам чувств и после ее переработки является основой для оценки изменяющейся обстановки, принятия нового решения и выполнения нового действия.

Быстрый темп деятельности водителя не всегда позволяет четко выделить все пять этапов переработки информации. Эти этапы могут сливаться. Особенно трудно разграничить прием информации (первый этап), переработку информации (второй этап) и принятие решения (третий этап). Для опытного, профессионального водителя все эти три этапа сливаются в единое целое, в некоторых случаях информационное значение сигнала может восприниматься и оцениваться настолько быстро, что информационный поиск практически отсутствует и водитель сразу переходит к действию. Это имеет место при неожиданном появлении на дороге пешехода, животного или при переключении сигнала светофора. Действия водителя в таких случаях в зависимости от обстановки выражаются в торможении, снижении скорости, подаче звукового сигнала или объезде.

Способность человека к восприятию, переработке и хранению информации имеет количественное выражение и может оцениваться в битах. Бит (двоичная система информации) определяет, сколько альтернативных выборов надо сделать, чтобы получить правильный ответ. Один бит соответствует выбору из двух равновероятностных альтернатив. Количество информации, содержащейся в сигнале, зависит от частоты, с которой он встречается. Чем меньше опытом водителя предопределено наступление в процессе вождения автомобиля того или иного события, тем большее количество информации имеет сигнал, сообщивший об этом.

Для неопытного водителя большинство внезапно возникающих опасных ситуаций являются неожиданными и сигнал, сообщивший об этом, содержит информации больше, чем для водителя с опытом, который неоднократно попадал в подобные ситуации. Количество информации тем больше, чем меньше ожидание данного сигнала. Количество информации в сигнале — это мера неожиданности. Именно поэтому время реакции и число ошибок на неожиданный сигнал всегда больше, чем на ожидаемый.

Установлено, что человек не может решить простую задачу на различение единичных сигналов, если число сигналов больше 7-9. При установлении тождественности совпадения сигналов количество символов (альтернатив) определяется числом 9.

Передача информации по различным каналам связи, которыми являются наши органы чувств, происходит с различной скоростью, зависящей от их пропускной способности.

Пропускной способностью канала называется максимальная скорость, с которой канал может передавать информацию за единицу времени. Пропускная способность человека как максимальная его возможность обработки потока информации определяется различными авторами со значительными расхождениями. Например, по данным Д. С. Миллера, В. Ю. Глезера, Н. И. Цукермана, она изменяется от 5-6 до 50-70 бит/с. Способность людей перерабатывать информацию (в единицу времени) различается в 2-2,5 раза. Различна пропускная способность и отдельных каналов связи.

Для сокращения времени переработки информации большое значение имеет умение человека избирательно воспринимать необходимые для его деятельности сигналы. Так, водитель воспринимает не все скорости, указанные на спидометре (от 0 до 180 км/ч), а только те, которые возможно выдерживать в данных условиях (например, от 40 до 80 км/ч), что уменьшает количество поступающей информации. Опытные водители правильно распределяют внимание и воспринимают только те объекты, которые в данных условиях представляются наиболее важными с точки зрения безопасности дорожного движения.

В условиях интенсивного городского движения и при движении с большой скоростью имеют место информационные перегрузки. Возникает недостаток времени, в результате которого водитель не успевает воспринять, переработать всю поступающую информацию и своевременно выполнить необходимые управляющие действия. Отрицательное влияние на работоспособность оказывает также и недостаток информации (сенсорный голод), который имеет место при отсутствии на дороге других участников движения, монотонном однообразном ландшафте, длительном движении с постоянной скоростью на прямых участках дороги, а также при управлении автомобилем в условиях плохой видимости (ночью, в тумане, при снегопаде и т.д.), что вызывает сильное нервно-психическое напряжение, затрудняющее восприятие и переработку информации.

Идеальным было бы, с точки зрения безопасности дорожного движения, создать на дорогах такие условия, при которых водитель постоянно получал бы оптимальное количество информации. Но это невозможно, так как количество информации зависит от дорожных условий, скорости движения, плотности транспортного потока и ряда других факторов. Кроме того, способность водителей к переработке информации определяется уровнем их профессиональной подготовленности, состоянием здоровья, работоспособностью, временем суток и психологическими особенностями. Тем не менее при проектировании дорог и организации дорожного движения вполне возможно ограничение информационной перегрузки водителей, а также создание условий, снижающих их информационный голод. Поэтому необходимо при разработке этих мероприятий учитывать психофизиологические особенности и возможности водителей.

Снижение функциональных возможностей водителей в результате утомления, а также управление автомобилем в сложных дорожных условиях приводят к уменьшению скорости переработки информации.

Надежность водителя

Александр АНТОНОВ, ведущий специалист по безопасности автотранспортного подразделения кафедры теории и методики прикладных и экстремальных видов спорта РГУФК.

Александр ИЛЮХИН, старший преподаватель кафедры теории и методики прикладных и экстремальных видов спорта РГУФК, мастер спорта по автомотоспорту

Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествие погибает более 30 ООО человек. Страшная цифра. A ecли учесть, что по прогнозам аналитиков в ближайшие годы число жертв ДТП может возрасти еще на одну треть, то становит просто не по себе. В чем же причина столь удручающей статистики и пессимистических взглядов на будущее, отчего в мирное время наша страна ежегодно теряет по сути три полнокровных армейских дивизии, кто в этом виноват и как сделать, чтобы если не избежать, то хотя бы сократить количество транспортных аварий и катастроф на российских дорогах? По мнению авторов этой статьи, экстремальных ситуаций на автомагистралях было бы гораздо меньше, если бы помимо навыков вождения наши автолюбители обладали высокой общей культурой и интеллектом, в чем, собственно, и заключается надежность водителя.

Надежность водителя определяется уровнем его возможностей обеспечить безопасное уп-равление транспортным средством. В этом смысле нередко применяются и другие термины: «профессионализм», «мастерство» и т. п. Каждый из них отражает лишь определенную сторону на-дежности водителя, но не раскрывает этого понятия полностью. Так предполагается считать мастером того водителя, который « умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, максимально разрядить опасную обстановку». Главное в этом определении — умение избегать экстремальных ситуаций, а если такая ситуация возникнет, суметь нейтрализовать ее. Многим кажется, что это зависит только от мастерства и виртуозности водителя при управлении транспортным средством. Однако мастерство не главная черта надежного управления автомобилем. Во всяком случае, утверждение о том, что «все зависит от мастерства предвидения и точного расчета водителя, а также знания дорожной обстановки», нуждается в существенной корректировке. Точный расчет — это расчет с минимальными допусками в ту или иную сторону. Малейший сбой, отступление от расчета — и он может подвести. Вряд ли такая манера необходима каждому водителю в его повседневной практике. Значительно лучше, если допуски в сторону безопасности будут увеличены и надежно га-рантированы. Не следует забывать и о том, что пределы всякого мастерства при управлении транспортным средством должны быть ограничены допустимыми нормами.

В последнее время появляется все больше и больше рекомендаций, как избежать ДТП в экстремальных ситуациях. Они основаны на результатах исследований, на личном опыте или исключительно на логических рассуждениях. Подробно описываются десятки способов расположения рук на руле перехвата при его вращении, разворота на 180° с применением тормозов, преодоления закруглений дорог без снижения скорости и многое другое.

Все это, разумеется, знать полезно, и, действительно, каждому нужно уметь быстро принять правильное решение и самым рациональным образом осуществить его в сложной ситуации. Однако еще более важно уметь управлять автомобилем таким образом, чтобы подоб-ная ситуация не сложилась, чтобы не вынуждать себя к рискованным действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Этому нужно учиться прежде всего.

Из чего же складывается надежность водителя?

Человеку, стремящемуся получить водительскую квалификацию, необходимо обладать определенными физическими и психофизиологическими качествами. Его здоровье должно удовлетворять установленным требованиям.

В нашу задачу не входит детальное рассмотрение медицинских требований, предъявляемых к лицам, желающим получить водительское удостоверение. Отметим лишь некоторые связанные с ними проблемы.

Эксперимент, который был проведен с глухонемыми и глухими людьми, показал, что, несмотря на отсутствие слуха, их надежность в управлении автотранспортом не снижается. Это объясняется тем, что информация о дорожной обстановке воспринимается в основном посредством зрения. Важно и то обстоятельство, что отсутствие слуха эти люди компенсировали повышением внимания.

В последнее время в целом отмечается тенденция ослабления некоторых медицинских требований, с тем чтобы расширить круг лиц, которые могли бы управлять транспортными средствами. Это обеспечивается за счет улучшения средств и систем информации. Например, сигналы светофора теперь располагаются в строго определенной последовательности (красный сигнал всегда сверху), дорожные знаки помимо цветового различия имеют для каждой группы отличительную форму и т. д. Повышению надежности управления транспортным средством способствует также совершенствование конструкции автомобилей, а в необходимых случаях — внесение в конструкцию специальных изменений и дополни-тельного оборудования. Например, для инвалидов без ног конструкция обеспечивает управление автомобилем только с помощью рук.

Бесспорно, что подобные допуски должны иметь определенные границы, так как человек, имеющий физические недостатки, при прочих равных условиях, в критический момент может не справиться с управлением. Это совершенно очевидно. Менее очевидно то, что для надежного управления транс-портным средством недостаточно только одного факта, что человек психически здоров. Важна его индивидуальная психофизиология (возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя, совершению необдуманных действий и т. д.). Однако психологические тесты до сих пор не имеют широко-го применения практически ни в одной стране.

В то же время не вызывает сомнения тот факт, что отдельным категориям людей не только не рекомендуется садиться за руль транспортного средства, им это просто противопоказано. Жизнь, дорожно-транспортные происшествия — подтверждают этот вывод. Такие лица выявляются уже на стадии обучения, но необходимо обеспечить методику, чтобы они сами могли убедиться в том, что водительское ремесло не для них.

Однако «приземленность» автомобильного транспорта, в отличие, скажем, от авиации, где необходимость профессионального отбора не вызывает сомнения, мешает этим людям согласиться с подобным выводом. Он воспринимается как заключение о какой-то неполноценности, почти как оскорбление.

Не секрет, что довольно распространено суждение о том, что главное — получить водительское удостоверение. Не знания и навыки, не объективную оценку фактической готовности к самостоятельному управлению транспортным средством, а документ, предоставляющий юридическое право на вождение автомобиля. Поэтому изыскиваются разные пути для достижения поставленной цели, вплоть до покупки заветных «корочек» у некоторых нечистоплотных на руку «благодетелей» от ГИБДД. Это, как говорится, не от большого ума и не от глубокого понимания ответственности будущего водителя за безопасность дорожного движения. Подобные «медвежьи услуги», связанные с тем, чтобы облегчить получение водительских прав (не квалификации, а удостоверения), впоследствии нередко заканчиваются тем, что новоиспеченный водитель оказывается виновником дорожно-транспортного происшествия, а подчас и жертвой его. Существенное значение для решения вопроса о водительской квалификации имеет возраст. В нашей стране, как и в большинстве других стран, определен минимальный возрастной ценз на получение права управления мотоциклом — 16, а автомобилем — 18 лет. Установление возрастных лимитов объясняется необходимостью как физической, так и психологической, гражданской зрелости лиц, которым разрешается управление источником повышенной опасности, к числу которых отнесен и автомототранспорт.

Социологические и криминологические исследования выявляют в целом прямое влияние на уровень аварийности возраста и стажа работы водителей. Наиболее часто в дорожно-транспортные происшествия попадают водители в возрасте от 18 до 22 лет. Причем чем моложе водитель, тем он потенциально опасней. Лица же в возрасте за 30 становятся участниками происшествий в два раза реже.

В последние годы довольно настойчиво высказывается предложение пересмотреть требования к возрасту водителей транспортных средств категорий «А» (мотоциклы) и «В» (легковые автомобили) в сторону их снижения. Аргументируется это возросшим техническим совершенством транспортных средств, дорожных условий, организации движения в целом и рядом других положений.

Вопрос этот представляется весьма важным и принципиальным в плане обеспечения безопасности дорожного движения. Чем моложе водитель, особенно до 20 лет, тем он относительно чаще оказывается участником ДТП. В этой истине нас убеждают результаты исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом.

Так, исследования, проведенные в США, свидетельствуют о том, что молодые водители наиболее часто вовлекаются в ДТП, в том числе и в происшествия с тяжкими последствиями. По потенциальной опасности их сравнивают с пьяными водителями. Они часто идут на риск, особенно в присутствии своих сверстников.

До сих пор радикальных средств, которые могли бы поставить молодых водителей по степени их надежности в один ряд с водителями, которым за 20 лет, не найдено. Возможно, в дальнейшем социальная зрелость будет приходить к людям раньше и позволит нейтрализовать некоторые возрастные психофизические проявления (задор, риск, дух первенства и т. п.), которые при управлении транспортными средствами приводят к отрицательным последствиям.

Непосредственная подготовка водителей производится в автомобильных школах и на курсах, сетъ которых значительно расширилась.

Хуже всего дело обстоит в сельской местности и с подготовкой мотоциклистов. В лучшем случае часть из тех, кто не смог поступить в школу или на курсы, проходят обучение самостоятельно и в установленном порядке сдают экзамен и получают удостоверение, в худшем — ездят без водительских прав, научившись переключать передачи, держаться в седле, производить повороты и тормозить. Главным образом речь идет о молодых людях, порой еще не достигших и 16-летнего возраста.

О какой надежности этой категории водителей может идти речь? Они не обладают правильными навыками управления транспортным средством, не имеют необходимой психологической подготовки. Они не понимают ни своей ответственности за безопасность дорожного движения, ни возможных последствий своих не только легкомысленных, но и противоправных действий. Статистика убедительно подтверждает сделанный вывод.

Помимо количественного охвата всех лиц, желающих получить водительские права, нуждаются в решении и вопросы, связанные с качеством обучения и подготовки будущих владельцев транспортных средств. Не секрет что многие автошколы России обучают лишь необходимым азам вождения автомобиля, что само по себе не гарантирует надежности управления транспортным средством. Доучиваться приходится методом проб и ошибок, создавая опасность не только для своей жизни, но и окружающих. Отсюда возникает резонный вопрос, где же все-таки можно получить квалифицированную помощь в приобретении надежных психофизиологических навыков вождения? В нашей стране стали появляться и неплохо зарекомендовали себя курсы дополнительного образования и подготовки всех категорий.

На таких курсах обучаются слушатели разных возрастов, как с водительским стажем, так и без него. Занятия проводятся под руководством опытных педагогов, специалистов высшей категории. Особое внимание уделяется обучению тактическому управлению транспортным средством. В дальнейшем, в процессе самостоятельного управления, человек будет повышать и совершенствовать свое мастерство, шлифовать манеру вождения, постигать тонкости психологии водительского ремесла. Но ни в коем случае не доучиваться в потоке транспорта.

Источник: журнал «Фактор риска» №1(9)/2006

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *