Опоры амортизаторов
Одна из самых популярных подвесок современного автомобиля это подвеска Макферсон.
Амортизационная стойка Макферсон состоит из ряда компонентов и представляет собой компактный элемент подвески. Она пользуется популярностью среди автопроизводителей из-за простоты конструкции и низкой стоимости производства.
Основным компонентом этого элемента подвески является амортизаторная стойка. Обычно амортизаторы оснащаются пыльником, защищающим уплотнения и предотвращающим попадание загрязнений.
Витая пружина устанавливается между двумя опорными чашками. В сжатом состоянии она удерживается стопорной гайкой, которая крепится к верхней части штока амортизатора.
В нижней части стойка жестко соединена с поворотным кулаком. В ее верхней части установлен опорный подшипник, который позволяет стойке вращаться вокруг своей оси при повороте рулевого колеса. Подшипник является частью опоры амортизатора, которая выступает как в роли изолирующего элемента так и точки крепления стойки к кузову автомобиля.
Виды опор амортизатора
a) Обычные опоры – в основном используются в задней подвеске. Они не несут на себе пружины, поэтому они обеспечивают только изоляцию штока.
b) Связанные опоры – демпфирующая часть стойки и пружина поворачивается вместе с колесом.
c) Раздельные опоры – поворотная опора взаимодействует только с пружиной, шток крепится отдельно, непосредственно в резиновых опорах. При повороте руля происходит поворот штока относительно корпуса амортизатора, что почти полностью устраняет трение в направляющей штока.
Назначение опоры амортизатора
Обеспечивает крепление амортизаторной стойки к кузову.
Опора амортизатора представляет собой резинометаллическую конструкцию, которая устанавливается на верхней части стойки и крепится к кузову. Это неотъемлемая часть амортизационной стойки, которая служит элементом, связывающим пружину и амортизатор с кузовом. Опора также должна удерживать пружину и образовывать опорную поверхность. Иногда изготавливают опоры с наклонной установкой пружины, это необходимо для снижения изгибающего момента на штоке амортизатора.
Изоляция кузова от дорожных шумов и вибраций
Демпфирование обеспечивается за счет поглощения вибраций резиновыми элементами опоры по отдельности, благодаря этому кузов автомобиля изолирован от дорожного шума и вибраций, которые могут передаваться через элементы подвески.
Влияет на управляемость, устойчивость и плавность хода автомобиля.
Опора более жесткая при воздействии нагрузки в поперечном направлении, что сделано для сохранения кинематики колес во время движения. Такая работа опоры положительно влияет на динамику движения, устойчивость и управляемость автомобиля, а также значительно снижает уровень шума, вибраций и колебаний, передаваемых через компоненты привода и элементы подвески.
Обеспечение легкоподвижности при повороте колес.
Для поддержания максимального комфорта водителя и пассажиров опора амортизатора должна обеспечивать легкоподвижность при повороте колес и высокую плавность хода во время отбоя и сжатия амортизатора.
Кроме того, опора должна отличаться компактной конструкцией, оптимизированной для установки в условиях ограниченного пространства, а также быть герметичной. Помимо прочего, опора не должна требовать технического обслуживания.
Замена опоры амортизатора
В течение жизненного цикла амортизационной стойки амортизатор и пружина сжимаются и разжимаются миллионы раз, выдерживая нагрузки, возникающие при движении автомобиля. Автомобили нередко эксплуатируются на дорогах с плохим покрытием, что оказывает на амортизационную стойку дополнительное негативное воздействие.
Подшипник опоры амортизатора часто не выдерживает таких нагрузок и разрушается, что приводит к возникновению нежелательных шумов при работе подвески. Кроме того, неисправность подшипника может стать причиной разрыва резиновой части опоры.
Резина также разрушается со временем, что приводит снижению ездового комфорта из-за возникновения нежелательных шумов. В результате поворот рулевого колеса затрудняется или возникает чрезмерный люфт, ухудшается управляемость, снижается эффективность торможения и безопасность движения.
Рекомендации по замене опор амортизатора:
— Соблюдайте правильное положение опоры относительно амортизатора
— При замене амортизаторов использовать новые опоры
— При замене опоры рекомендуется заменить опорный подшипник
— Менять комплектом на обоих сторонах
— Не использовать детали разового монтажа повторно
— После замены опоры амортизатора проверьте углы установки колес и при необходимости отрегулировать
Надежность опоры амортизатора зависит от свойств используемых в ней эластомерного материала в сочетании с металлом и эффективной защитой от попадания влаги. Опоры febi обеспечивают все необходимые требования по эластичности, жесткости и другим характеристикам, изготавливаются из ОЕ-сортов резины и в точном соответствии со спецификациями автопроизводителей.
С нашим ассортиментом вы можете ознакомиться здесь
Рекомендации по осмотру и замене опор амортизатора смотрите в видеоролике:
Наша страница на DRIVE2:
Стакан, подшипник, опора: к чему крепятся амортизаторы и почему там что-то ломается?
Что такое амортизаторы или амортизаторные стойки, знают все. Или хотя бы догадываются, зачем они нужны в общих чертах. И это нормально: про стойки и амортизаторы написано очень много всякого разного, полезного, толкового или хотя бы интересного. Про то, как эти детали крепятся к кузову, говорят мало. Вроде есть там какой-то «опорник», есть какой-то «стакан». А ещё что-то иногда может там хрустеть, трещать, стучать или даже отваливаться. Что именно?
«Задача у нас простая».
Начнём всё-таки с амортизаторов. Иногда встречается мнение, что они нужны для того, чтобы машину не трясло, чтобы ехать в ней было мягко и комфортно. Это не совсем так. За мягкость отвечают пружины – упругие элементы (сегодня не будем говорить про рессоры, пневмо- или гидроподвеску, у которых есть свои особенности). Амортизаторы нужны для обратной задачи: гасить те колебания кузова, которые начинаются во время работы пружин. Если амортизатор убрать, кузов будет очень долго раскачиваться на пружинах, колёса будут скакать по неровной дороге, а машина перестанет нормально управляться. Нечто похожее возникает при неисправности амортизаторов, когда они не способны выполнять свои функции.
Чтобы закрепить пружину, большого ума не надо. Достаточно упереть её нижним концом в деталь подвески (рычага или балки), а верхним – в кузов или деталь, прочно соединённую с кузовом. В случае с амортизационной стойкой конструкция получается чуть сложнее (только потому, что в ней объединены амортизатор, пружина, поворотный кулак и рычаг подвески), но пока это не важно.
Важно, что в конструкции стойки есть такой же амортизатор, который тоже надо куда-то крепить. И если в задней подвеске крепление амортизатора довольно примитивное, то в передней оно заметно сложнее. Оно понятно: если сзади амортизатор должен работать только в одной плоскости, то в передней он ещё должен как-то крутиться вокруг своей оси вместе с передним управляемым колесом. Этим и обусловлена разница в креплениях амортизаторов и стоек. Начнём с более сложной конструкции – с крепления передней амортизационной стойки.
Тот самый «опорник»
Если стойка должна вращаться, то в ней должен быть подшипник. И вот как раз такой опорный подшипник и есть тот самый механизм, соединяющий кузов и стойку. По своей сути это обычный подшипник качения с очень прочной обоймой. Эта обойма должна выдерживать все удары, которые может испытать колесо и предать его стойку. Обойма с помощью металлической площадки крепится к стакану кузова. Через центр подшипника проходит шток амортизатора. В общем-то всё: на этом конструкция заканчивается. Я же говорил, что ничего сложного в ней нет, не так ли?
Да, теоретически всё сделано очень просто и надёжно. Но, как и любой другой подшипник, опорный подшипник (или по-братски «опорник») имеет свой ограниченный ресурс.
Конечно, в первую очередь его губят пыль, песок и остальная дорожная грязь, от которых невозможно защититься на сто процентов. Что-то всё равно попадает внутрь, постепенно смазка стареет, а сам подшипник выходит из строя. И это нормально.
Не очень нормально – это выход опорного подшипника из строя из-за тяжёлых условий эксплуатации. А если короче, то из-за ям на дорогах. Каким бы крепким он ни был, сильный удар может сломать всё что угодно. Поэтому ресурс опорника во многом зависит от того, насколько аккуратно ездит водитель.
Кроме того, на его долговечность влияет исправность самой подвески. Лишние стуки из-за разбитых сайлентблоков, шаровых опор и даже рулевых тяг и их наконечников тоже сокращают жизнь бедного подшипника.
Ну и, наконец, есть просто не очень удачные опорники, которые выходят из строя на некоторых автомобилях (хотя бы на тех же Тигуанах первого поколения или на множестве Фордов или Вольво). Тут поможет только смирение и поиск каких-то нормальных аналогов.
Как понять, что опорный подшипник пора менять? К сожалению, не понять этого невозможно: поломка довольно-таки шумная и своими звуками может вывести из себя даже шаолиньского монаха. В первую очередь появляется хруст при повороте руля. Это уже сам по себе достаточно точный признак «попадалова» на замену опорника. А если сюда добавляется хруст, скрежет или стук при проезде неровностей, то диагноз практически стопроцентно точный. Для собственного успокоения можно провести несложный тест. Открываем капот и находим под ним «стаканы» с опорниками. Это несложно. Теперь смотрим, нет ли на них каких-нибудь защитных колпачков. Если есть, то снимаем. После этого мы сможем увидеть шток амортизатора, который закреплён в опорном подшипнике. Кладём на него руку и раскачиваем машину. Есть люфт – всё, приехали. Люфта в исправном подшипнике не бывает.
Теоретически с хрустом опорника можно немного поездить. Но долго испытывать судьбу не советую. Бывает, что опорник внезапно разваливается, и куда в этот момент потащит руль, неизвестно. А ещё его может здорово закусить, что в повороте может привести к трагедии. Так что затягивать с ремонтом не стоит.
Менять опорники лучше парой. Вообще, в ходовой всё лучше менять с обеих сторон одновременно, и опорный подшипник – не исключение. Правда, если перед смертью подшипника эта сторона автомобиля влетела в большую яму и причинно-следственная связь между ямой и гибелью опорника установлена явно, то можно заменить и с одной стороны.
Кое-что попроще
Крепление амортизаторов задней подвески сделано заметно проще. Этим амортизаторам нет необходимости крутиться вокруг собственной оси, поэтому подшипников там нет. Есть чашка, в которой в резине стоит втулка. В этой втулке закреплён шток амортизатора. Без резины обойтись нельзя: она гасит вибрации, которые амортизатор щедро отдаёт на кузов. Казалось бы, тут ломаться вообще нечему. Но ломается, собака. Подводит, конечно, именно резинка, которая может порваться или отслоиться от втулки. Чем это грозит?
Самое печальное произойдёт, если подушка порвётся полностью. Шток амортизатора оказывается не закреплённым полностью и начинает болтаться в стакане кузова. А это как минимум – знатный грохот. Причём очень своеобразный: будто что-то отвалилось внутри машины и грохочет в кузове. Оно так и есть, потому что свободно мотающийся шток амортизатора начинает лупить прямо по кузову.
Если отслоение только началось, диагностировать поломку по звуку сложнее. Во-первых, стучать в этот момент пока ещё нечему, во-вторых, звук чаще неоднозначный. Будто кто-то тяжко вздыхает в месте крепления опоры. Или будто грустно квакает лягушка. В общем, понять трудно и можно перепутать с помирающим амортизатором. А вот когда опора оторвётся, тут уже всё становится ясно. Но поздно.
Грохот может быть таким сильным, что возникают справедливые опасения: а можно ли так ехать в сервис? Или лучше всё-таки поехать на эвакуаторе? Конечно, на эвакуаторе лучше, но большой необходимости в нём нет. Можно потихоньку доехать и так. Главное – очень медленно и по хорошей дороге. Если от души подпрыгнуть в яме, шток амортизатора провалится в ходе отбоя внутрь кузова и может упереться в него изнутри. И это заметно добавит головной боли. Кроме того, нужно помнить, что одного амортизатора на машине нет (шток-то болтается, так что амортизатор фактически не работает), что заметно сказывается на управляемости. Хотя, конечно, если красться в сервис со скоростью 40 км/ч, то на последнюю можно наплевать. В крайнем случае, если совсем прижало, лучше совсем снять амортизатор (всего-то открутить один болт снизу) и доехать до места ремонта вообще без него. На дороге машина, конечно, будет стоять неважно, но хотя бы грохот не сведёт с ума.
Конечно, как и в случае с опорными подшипниками, опоры задних амортизаторов тоже лучше менять парой.
Что не так?
У опор, что передних, что задних, есть одна особенность: на некоторых автомобилях они могут быть одной частью с амортизатором или стойкой. То есть, оригинальной детали не может быть в принципе. Это не должно расстраивать. Почти всегда можно подобрать аналоги и заменить опору отдельно от амортизатора. Причём иногда доходит до смешного: например, на Мазде 3 и соплатформенном втором Фокусе опоры задних амортизаторов практически одинаковые, но на Фокусе это отдельная деталь, а на Мазде она по заводу идёт в сборе с амортизатором. Зачем – загадка. Впрочем, в продаже полно аналогов.
Так, а что там со «стаканами»? Про них же тоже обещал сказать пару слов. Но говорить особо нечего. Если вашей машине не двадцать лет и она не Mercedes W210, то проблем со «стаканами» вы, скорее всего, не увидите ещё долго. А вот при покупке подержанной машины во время проверки передних опорных подшипников (по тому самому методу, который я описал выше) очень советую обратить внимание на эти самые «стаканы». Если на одном из них выбит VIN, а сам он переварен, будут неприятности похуже, чем с опорами стоек. Но это уже другая история, более дорогая и печальная. Ну её в топку.
Может ли неисправный опорный подшипник стойки амортизатора быть опасным?
Хотели бы вы узнать больше о том, опасен ли неисправный опорный подшипник стойки амортизатора? Хотели бы вы найти несколько советов по обнаружению потенциальной неисправности? Если дач то прочтите дальше и вы найдете ответы на эти вопросы, а также информацию о функциях опорных подшипников стойки.
Неисправные опорные подшипники стойки влияют на поведение автомобиля во многих отношениях. В зависимости от того, насколько сильно поврежден подшипник стойки,
• Длинный путь торможения
• Снижение возможностей вождения и рулевого управления
• Проблемы управления
• Шины изношены по бокам
• Увеличенный износ амортизаторов
Примеры неисправных опорных подшипников стойки
По этим причинам нет сомнений в том, что опасно ездить в автомобиле с дефектными подшипниками стойки. В дополнение к безопасности существует экономический стимул для замены дефектных подшипников стойки. Со временем они нанесут косвенный ущерб другим частям подвески — и, следовательно, дополнительные и ненужные затраты на ремонт для владельца автомобиля.
Подшипник стойки является важной частью подвески и соединяет стойку с кузовом. Подшипники на передней оси позволяют расположить стойку во время движения руля, обеспечивая тем самым плавное и точное управление. Кроме того, стойка может в определенной степени изменить угол ее на корпус в цилиндре стойки благодаря подшипнику крепления стойки. Эффект демпфирования подшипника также гарантирует, что шум и вибрации подвески не передаются на тело.
Подшипники стойки рассчитаны на длительный срок службы автомобиля. Тем не менее, износ, высокая нагрузка или внешние воздействия, такие как мороз, соль, влажность и колебания температуры, могут привести к сокращению срока службы.
Как распознать неисправный опорный подшипник стойки:
Если вы хотите обнаружить неисправный подшипник крепления стойки, есть несколько признаков, которые вы должны иметь в виду:
• Проезжая по выбоине на дороге может произойти громкий удар или по неровностям дороги- удар средней громкости , может указывать на дефектный подшипник стойки.
• Рулевое управление тяжелее, работает иногда даже рывком; он имеет больше интервал, чем обычно, или реагирует с задержкой на движениях рулевого управления.
• слегка поверните рулевое колесо в обоих направлениях при включенном двигателе и включенном стояночном тормозе. Вне машины человек внимательно слушает. Если есть небольшой писк или скрип, один или оба подшипника, вероятно, будут дефектными.
Опорный подшипник стойки Triscan
Широкий ассортимент опорных подшипников стойки
Благодаря нашей обширной, а на самом деле самой широкой в Европе — рулевой программе для вторичного рынка, мы можем поставлять практически любой подшипник крепления стойки. Среди наших более чем 7400 вариантов вы найдете более 300 подшипников / наборов стойки в превосходном качестве. Все части можно найти в нашем E-каталоге, TriWeb или в TecDoc.
Стойки и амортизаторы: в чем отличие?
Зачастую, в магазине авто товаров или автосервисе, неосведомленные продавцы-консультанты могут рассказать новичкам-водителям, что стойка автомобиля — это амортизатор. И если владелец авто считает также, то это в дальнейшем может повлечь за собой серьезные трудности в предстоящем ремонте и обслуживании автомобиля.
Рассмотрим подробнее эти элементы подвески и разберемся в чем же их сходство и отличие.
Амортизаторы
Амортизатор – это, по сути, цилиндр с вязкой гидравлической жидкостью или газом (иногда и с жидкостью, и с газом), в котором двигается поршень на штоке. Во время вертикального движения подвески эта гидравлическая жидкость перемещается под давлением через отверстия поршня.
Из-за того, что эти отверстия очень маленькие, а жидкость вязкая, она перемещается медленно, а потому пружине передаётся замедленное движение и достигается эффект амортизации. Конструктивно амортизаторы бывают с пружинами и без них.
Существуют автомобили, в которых амортизатор будет являться частью стойки. Но ни в коем случае стойка не будет частью амортизатора, поскольку на нее возложено гораздо больше функций и задач.
Стойки амортизатора
Стойка амортизатора – это элемент автомобильной подвески, который соединяет кузов и колёса. Её опора объединяется с демпфером (главная часть амортизатора) и пружинами.
Предназначение амортизационной стойки – удержать вес автомобиля, передать силу сцепления с дорогой кузову автотранспортного средства, поддержать нужное положение кузова относительно колёс. Она отвечает за устранение лишних кренов, которые появляются из-за раскачки автомобиля. Стойка способна принимать сильные боковые нагрузки благодаря усиленному штоку и прочному корпусу.
Цена амортизационных стоек на порядок выше цены амортизаторов, что обусловлено более сложной конструкцией и более качественными материалами. Конструктивно стойки также бывают с пружинным элементом или без него. Процесс амортизации происходит при попадании на любую неровность на дорогах. Энергия, накопленная амортизаторами или амортизационными стойками, преобразуется в тепло и выходит наружу.
При неисправности амортизатора (стойки амортизатора), контроль подвески ухудшается, уменьшается эффективность рулевого управления и торможения, а шины очень быстро изнашиваются, и авто теряет стабильность при движении.
Отличия амортизаторов и амортизационных стоек
- При креплении стоек используются поворотные механизмы, а при креплении амортизаторов используются сайлент-блоки без поворотных устройств.
- На амортизатор воздействуют нагрузки только вдоль его оси, а на стойку воздействуют разноплановые нагрузки, в том числе и боковые.
- Если стойка выходит из строя, то ехать дальше практически невозможно, если же ломается амортизатор, то можно продолжить передвижение.
- Стойки более надёжны, так как обладают усиленными штоком и корпусом, но в то же время они более дорогие.
Эти отличия должны натолкнуть на мысль каждого водителя о том, что рассматриваемые детали машины – это совершенно разные элементы, которые путать ни в коем случае нельзя. Существует масса функций у этих приспособлений, которые далеки друг от друга. Хоть основная их задача – это удержание авто и ровное его движение, но методы управления и работы совершенно разные.
По сути, амортизационная стойка – это тот же амортизатор, который дополнительно оснащается рулевой тягой и опорными пружинами. Конструктивно обычный амортизатор состоит из таких основных компонентов:
- Цилиндр (вмещает в себе гидравлическую жидкость и поршень, он является компонентом системы, в котором происходит основное функционирование амортизатора).
- Гидравлическая жидкость (смесь газа и жидкости или только смесь газов, которая обеспечивает передачу усилий между элементами амортизатора).
- Шток (крепит на себе поршень и собирает толкающее усилие).
- Поршень с пропускными клапанами (двигается внутри цилиндра и обеспечивает плавную передачу колебаний за счёт маленьких пропускных отверстий, через которые проходит гидравлическая жидкость).
- Сальники (обеспечивают уплотнение механизмов амортизатора и их герметичность).
- Внешний корпус (вмещает в себе все элементы амортизатора).
- Крепления (обеспечивают крепление амортизаторов к кузову транспортного средства)
Подведем итоги
В завершение еще раз выделим главные отличия этих деталей подвески:
- Амортизатор часто является частью стойки. В то время как сама стойка — это группа элементов (упор пружины, тяга и амортизатор).
- Стоимость стойки выше.
- Амортизатор менее вынослив к боковым нагрузкам. Его задача — просто гасить колебания. Что касается стойки, она с легкостью справляется с поставленной задачей.
- Благодаря стойке машина обретает большую надежность.
- При выходе из строя амортизатора или в случае его отсутствия перемещаться на машине можно, а вот без стойки — нет.
- Шток и кожух стойки мощнее.
Если какой-либо мастер или высококлассный специалист скажет, что стойка и амортизатор – это слова синонимы или взаимозаменяемые детали – вы смело можете оценивать такого горе специалиста по самым жестким критериям.