Т-80: что это за танк, который РФ массово везет эшелонами для пополнения своих потерь
Т-80 создавался с целью догнать НАТО, но стал головной болью в эксплуатации.
В сети регулярно появляются видео с эшелонами российских танков, которые Кремль везет в Украину для пополнения своих катастрофических потерь. Среди них довольно часто можно заметить Т-80.
Такой выбор довольно трудно объяснить. Ведь в армии РФ он был далеко не таким распространенным, как, например, Т-72, отличается довольно сложным обслуживанием и «прожорливостью».
История появления Т-80
История появления Т-80 уходит корнями в конкуренцию между тремя советскими танковыми конструкторскими бюро в Харькове, Нижнем Тагиле и тогдашнем Ленинграде. После принятия на вооружение в 1968 году харьковского Т-64А со 125-мм пушкой он должен был стать самыми массовыми боевым танком.
Но нижнетагильцы заверили руководство СССР, что эта машина довольно сложна и дорога в производстве и вели производство своего проекта, будущего Т-72, оформив его внешний вид к 1969 году, а четыре года спустя его приняли на вооружение.
В то же время в 60-х годах США и Германия вели совместную разработку перспективного танка MBT-70. Когда советская разведка узнала о планах установить на него 1500-сильный двигатель, стало понятно, что и Т-64А с 750-сильным двигателем, так и Т- 72 с 780-сильным проигрывают ему в подвижности в разы.
Поэтому в 1968 году ленинградское КБ, которое еще с 50-х годов экспериментировало с газотурбинными установками, получило заказ на модернизацию Т-64А перспективным 1000-сильным газотурбинным двигателем, который должен был обеспечить скорость в 70 км/ч.
В результате работ оказалось, что ходовая часть не выдерживает скоростные нагрузки и модернизация фактически превратилась в разработку нового танка, в котором от Т-64А осталась только пушка, механизм заряжания, элементы бронезащиты и отдельные узлы и системы.
Читайте также:
Таким образом, СССР с 1968 по 1976 годы принимает на вооружение три танка, которые несовместимы по ходовой, двигателям и абсолютному большинству всех узлов, агрегатов и систем, но одинаковы по огневой мощи и уровню бронирования. И к этому «зоопарку» затем добавилось еще множество модификации уже принятых на вооружение машин.
В частности, в 1978 году, то есть уже через два года после принятия на вооружение, выпускается Т-80Б, получивший комплекс управляемого вооружения и новую систему управления огнем. А в 1985 – Т-80БВ с динамической защитой «Контакт».
Особенности Т-80БВ
То ради чего и создавался Т-80 – газотурбинный 1000-сильный двигатель, мощность которого еще потом несколько раз повышали до 1250 л.с., действительно обеспечивает высокие динамические характеристики и позволяет танку рвать с места. Но он же и стал настоящей головной болью в эксплуатации.
Во-первых, он «прожорлив» — расход топлива 460 литров на 100 км и это при движении по дорогам с твердым покрытием. А по бездорожью «аппетит» Т-80 еще выше.
Во-вторых, в отличие от дизельных двигателей, газотурбинные установки, которые чаще используются в авиации, достаточно чувствительны к пыли, поэтому для очистки воздуха на Т-80 установлена целая система фильтров. А сам двигатель требует регулярного, тщательного и профессионального обслуживания.
В Харькове даже еще до развала СССР успели разработать и принять на вооружение Т-80УД, банально «выбросив» газотурбинный двигатель и установив дизельный 6ТД. Кстати, именно эти харьковские машины в 1993 году расстреляли Белый Дом в Москве. Согласно интервью одного из тех танкистов Т-80УД были единственными, которые удалось тогда завести из всех Т-80, которые были в трех полках Кантемировской дивизии.
Что касается общих боевых возможностей, то по сравнению с Т-72Б, Т-80БВ имеет значительно лучшую эффективность благодаря более совершенной системе управления огнем. Но эксплуатационные характеристики машины, которые демонстрировались годами в армии СРСР, а затем РФ, были настолько неудовлетворительными, что их с 2000-х годов их массово списывали. В частности, в 2000 году российская армия имела на вооружении 7558 Т-80 всех версий, а в 2021 году только 360 в строю.
Из этого количества можно вычесть около полутора сотен Т-80 всех версий, уничтожение или захват которых было верифицировано проектом Oryx по публичным фото и видео. А учитывая то, что далеко не каждая уничтоженная машина была выложена в сеть, речь идет, ориентировочно, о вдвое большем количестве уничтоженных Т-80 всех версий, включая новейший Т-80БВМ.
Кстати, согласно распределению потерь относительно общего количества машин, , именно Т-80 армия РФ теряет чаще всего. Что еще раз говорит о реальных боевых и эксплуатационных характеристиках этой машины.
Характеристики Т-80БВ
- Экипаж: 3 человека
- Калибр пушки: 125 мм
- Вес: 43,7 т
- Мощность двигателя: 1100 л.с.
- Максимальная скорость: 70 км/ч
Т-80БВМ: «летающий танк» снова в строю
В июле Ростех передал Министерству обороны очередную партию танков Т-80БВМ производства «Омсктрансмаша». Это самая современная модификация советского и российского танка Т-80, принятого на вооружение 45 лет назад. За его умение совершать невероятные прыжки с трамплина «восьмидесятый» называли летающим танком. В годы холодной войны советские подразделения в Восточной Европе, оснащенные Т-80, держали в напряжении руководство НАТО. Мощные газотурбинные двигатели позволяли этим танкам совершать молниеносные броски по европейским автобанам. Рассказываем об истории создания Т-80 и особенностях модернизированной версии.
Газотурбинный двигатель до Ла-Манша доведет
1993 год, ОАЭ, международная выставка-продажа оружия IDEX в Абу-Даби. Американский танк «Абрамс», герой операции «Буря в пустыне», уступает в дуэли своему российскому «коллеге» − танку Т-80У. Победив в дальности выстрела, «восьмидесятый» не унимается и совершает впечатляющий прыжок с трамплина на расстояние 14 метров, который «Абрамс» даже не пытается повторить. Так был поставлен на место лучший, по версии создателей, танк в мире, а за советско-российским Т-80 закрепилась слава «летающего танка».
Основной танк Т-80, которому в июле этого года исполнилось 45 лет, стал во многом необычной машиной. Считается, что своим появлением он обязан теории танкового прорыва времен холодной войны. Философия Т-80 – стремительная атака и скоростное передвижение по автотрассам. В случае начала военных действий советские танковые части, расположенные в Восточной Европе, могли за короткое время совершить бросок в любую часть континента. На шоссе Т-80 был способен развивать рекордную для танков скорость до 80 км/ч.
Для обеспечения таких скоростных показателей «восьмидесятый» оснащался газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, созданным на основе авиационных наработок на заводе им. В.Я. Климова (сегодня «ОДК-Климов»). Еще одним преимуществом такой силовой установки перед традиционным для танков дизелем стала повышенная приспособленность Т-80 к низким температурам. Если дизельному мотору для запуска в сильный минус требовалось длительное (около получаса) прогревание, то ГТД готов к атаке и обороне менее чем через минуту после запуска.
Эта способность оперативно включаться в работу на морозе и уберегла проект Т-80 от забвения в 1990-е годы. Из-за своей сравнительной дороговизны и высокого расхода топлива Т-80 не стал столь массовым, как другие основные советские танки, но все же только на «Омсктрансмаше» к этому времени было выпущено более 5 тыс. единиц. С развалом Советского Союза и Варшавского блока содержать такое количество недешевых и прожорливых машин стало нецелесообразно. «Восьмидесятые» в основной своей массе были отправлены в глубокий тыл на сохранение.
Когда в 2000-е годы активизировалась программа освоения Арктики, морозостойкий танк оказался как нельзя кстати. Была объявлена масштабная программа модернизации, результатом которой стало появление новейшей модели Т-80БВМ. Именно эти танки производства Омского завода транспортного машиностроения (входит в концерн УВЗ) сегодня поставляются военным.
Т-80БВМ: машины арктической закалки
Т-80БВМ − это глубокая модернизация танка Т-80БВ, поступившего на вооружение в 1985 году. Долгосрочный контракт на капитальный ремонт с глубокой модернизацией танков Т-80БВ между Уралвагонзаводом и Минобороны РФ был заключен в 2017 году на Международном военно-техническом форуме «Армия-2017».
На новой версии «восьмидесятого» устанавливается доработанный газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с., более мощный и более экономный, чем его предшественники. Для защиты от средств поражения противника Т-80БВМ оснащается комплексом модульной динамической защиты «Реликт» и противокумулятивными решетчатыми экранами. Такая защита способна обезопасить танк даже от попадания современных снарядов тандемного типа. На машине используется стабилизатор вооружения и прибор наблюдения механика-водителя ТВН-5, а также новый многоканальный прицел наводчика «Сосна-У», включающий в себя визирный, тепловизионный, дальномерный каналы и канал управления ракетой. Боевая масса танка – 46 тонн.
Благодаря модернизации повысились основные боевые качества танка: его огневая мощь, защищенность, подвижность и командная управляемость. При этом Т-80БВМ сохранил способность хорошо работать на самом лютом морозе, что дает ему широкие перспективы в освоении Арктики. Танк по-прежнему может заводиться при температуре -40 ℃, разгоняться по прямой до 80 км/ч, делать эффектные полицейские развороты и рекордные прыжки. Обновленные Т-80БВМ уже несколько лет поступают в армию, укрепляя боевой потенциал танковых подразделений северных, дальневосточных и других территорий страны.
События, связанные с этим
Железнодорожные войска: крепкие как сталь
Главный моторист Советского Союза: к 130-летию Бориса Стечкина
3 августа 2021
Т-80БВМ: «летающий танк» снова в строю
Как это работает. Промышленный 3D-принтер
Путешествия с Ростехом: Омск
Основной танк Т-80У (Объект 219АС)
Именно этот объект — Т-80У, который находится во втором павильоне Технического центра Парка — создан КБ-2 ленинградского Кировского завода в 1985 году. Главный конструктор Н.С. Попов. На танке установлены: комплекс управляемого вооружения «Рефлекс», система управления огнем 1А45, гидромеханический автомат заряжания. В соответствии с Решением МО и МОП от 27.03.1985 г. на машине вместо встроенной динамической защиты установлена навесная ДЗ.
История танка Т-80 началась 12 апреля далекого 1968 года, когда конструкторам СКБ-2 при Кировском заводе в Ленинграде поручили разработать на базе новейшего тогда танка Т-64 машину с новым двигателем.
Дело в том, что мощный дизельный двигатель на первых версиях Т-64 долго отказывался работать как надо, как и ходовая часть — слишком мал был ресурс. А новые танки армии нужны были “еще вчера”. Шла холодная война, и противник (США), уже с 1967 года испытывал новейшие танки MBT-70 (никто не мог знать, что вскоре эту программу закроют).
Однако, создание нового танка и в СССР оказалось “крепким орешком”. Под новый двигатель пришлось переделать почти всю ходовую часть — от гусениц до трансмиссии. Так, гусеницы стали более широкими с резиновыми шинами опорных катков, обрезиненными дорожками и резинометаллическими шарнирами. По характерным каткам сейчас наиболее просто отличить Т-80 от Т-64 и Т-72.
Масса танка выросла. Изменили и форму башни. Так Т-80 стал новым танком, а не просто модификацией Т-64.
В итоге получился первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем, который отличался повышенной скоростью и маневренностью, малым шумом и легкостью управления.
Т-80 был принят на вооружение Советской армии 19 июля 1976 года. Первые машины выпускали на Кировском заводе в Ленинграде, а модификацию Т-80У — на заводе «Омсктрансмаш» в Омске.
Так что же такое газотурбинный двигатель (ГТД) и зачем он нужен?
В газотурбинном двигателе Т-80 ГТД-1000Т два компрессора — высокого и низкого давления, и три турбины. Первые две — для привода компрессоров, а третья — так называемая свободная. Атмосферный воздух сжимается компрессорами сначала низкого, потом высокого давления и поступает в камеру сгорания. Там топливо, благодаря сильно сжатому воздуху, сгорает с большей энергией, чем при других вариантах двигателя. Затем горячие газы попадают на лопатки газовой турбины и вращают ее, что приводит в движение компрессор высокого давления.
Пройдя первую турбину, газы попадают на турбину компрессора низкого давления. А затем вращают свободную турбину. Через редуктор двигателя и трансмиссию идет отбор мощности со свободной турбины на ведущие колеса машины, что и приводит танк в движение. Свободная турбина может вращаться со скоростью до 26650 оборотов в минуту.
Турбокомпрессоры и свободная турбина размещены на своих независимых валах и механически между собой никак не связаны, только через газовый тракт — не нужны сложные передаточные механизмы. Конструкция получилась весьма простой внешне, но дорогой в реализации: нужны были сложные отливки из жаропрочной стали. Поэтому танковый газотурбинный двигатель Т-80 был гораздо меньше и примерно в полтора раза легче дизеля такой же мощности.
Т-80 не нужна ни громоздкая система жидкостного охлаждения, ни система обогрева двигателя. Танки Т-80 быстрее заводились, особенно зимой, без предварительного разогрева. Также Т-80 быстрее разгонялись и на 10-20 % быстрее шли маршем. Их манёвренность и проходимость тоже были выше.
На Т-80 впервые применили систему комбинированного торможения — турбиной двигателя и механическими тормозами. Регулируемый сопловой аппарат турбины позволял менять направление потока газов, заставляя лопатки турбины вращаться в противоположном направлении.
Т-80 благодаря новейшему двигателю и ходовой части отличались плавностью хода и куда меньше шумели. Механики-водители легко ими управляли и меньше уставали на марше. Также моторы у Т-80 почти не давали дыма и не имели больших нагретых радиаторов системы охлаждения, что в теории отлично способствовало тепломаскировке.
Двигатель Т-80 может работать на самом разном топливе — авиационном керосине для реактивных самолетов, дизельном топливе (в просторечии “солярке”) и автомобильных низкооктановых бензинах. Однако использование дизельного топлива или его смеси с керосином резко сокращало ресурс двигателя. А в Средней Азии в местах с обилием лёссовой пыли такое топливо для двигателей первых лет выпуска прямо запрещали использовать. Поскольку газовая турбина очень чувствительна к пыли, Т-80 оборудовали системами воздушного сдува пыли и вибрационной очистки лопаток турбин.
Еще одним преимуществом Т-80 считали то, что его двигатель и обслуживающие системы (бак с маслом, воздухоочиститель, радиаторы и т. д.) сделали в виде моноблока, то есть его можно сравнительно легко и быстро вынуть из танка, а потом поставить на место.
С другой стороны, ГТД гораздо дороже дизеля и почти вдвое “прожорливее” — в 1,7-1,8 раза по результатам советских танковых испытаний 70-х годов. И при внешней простоте конструкции обслуживать новый двигатель механикам из солдат срочной службы было весьма трудно.
125-мм пушка Т-80 2А46-1 унифицирована с пушками на танках Т-64 и Т-72. Но при этом Т-80 отличается от Т-72 механизмом заряжания с электрогидравлическим приводом (на Т-72 — автомат заряжания с электродвигателем). Заряды пороха для снарядов у Т-80 стоят в машине вертикально, как у Т-64. Система управления огнем тоже была взята у Т-64. Но на Т-64 у водителя один смотровой прибор, на Т-80 — три.
Модификация Т-80У впервые в мире получила встроенную противоснарядную динамическую защиту. Контейнеры со специальной взрывчаткой при попадании кумулятивного снаряда или ракеты взрываются и выбрасывают бронепластину навстречу кумулятивной струе, что резко снижает пробиваемость.
Разработка динамической защиты началась еще в годы Великой отечественной войны. Но на стадии завершающих испытаний система оказалась в начале 80-х гг. В 1985 году динамическую защиту, получившую название «Контакт-1», стали серийно устанавливать на различные виды боевой техники, в том числе и на танк Т-80 (модификация Т-80Б). Вероятность поражения танка, оснащенного новой защитой, уменьшилась почти в 2 раза. Но только от кумулятивного снаряда.
Появление в 1986 г. второго поколения динамической защиты «Контакт-5» обеспечило частичную защиту (в 1,2 раза) танка от бронебойных подкалиберных снарядов. Элементы динамической защиты первого и второго поколения взаимозаменяемые.
К концу 1980-х годов Т-80 стал основой танковых войск СССР на “направлении главного удара” — в Западной группе войск на территории ГДР (сейчас это восточная часть ФРГ). То есть именно Т-80 должны были первыми идти в “горнило” Третьей мировой войны, если бы она началась.
Но холодная война так и не переросла в горячую. И Т-80 пришлось воевать только в ряде локальных конфликтов.
После конца холодной войны Т-80 впечатлял зарубежных зрителей на самых разных военных шоу. Благодаря высокой скорости и маневренности Т-80 получил прозвище “летающий танк”. Он стал символом последних достижений отечественной танковой промышленности.
Т-80 экспортировали в Республику Корея, на Кипр, Анголу и в Египет. Это помогло накопить ресурсы и опыт для перехода к новому поколению отечественных танков.
Основной боевой танк Т-80
Советский основной боевой танк Т-80 стал не только первым в мире запущенным в серию танком с газотурбинной силовой установкой, но и лучшим в своё время, превзойдя самые совершенные западные образцы.
В наши дни он удивляет своей подвижностью, маневренностью, способностью эффектно прыгать с трамплинов, его лёгкость управления покорила сердца многих военнослужащих, а защита от оружия массового поражения не уступает и превосходит защиту многих современных ОБТ.
Создание
Идея замены привычного дизельного двигателя на газотурбинную силовую установку (ГТД) витала в воздухе ещё с 1948 года, когда Старостенко проектировал тяжёлый танк с таким двигателем, к ней вернулись в 1955 году Чистяков и Оглоблин, разрабатывая Объект 278, а в 1957 году появились на свет первые образцы ГТД-1 мощностью 1000 л.с.
Но все эти танки так и остались проектами, и из-за курса правительства на новое вооружение, и из-за несовершенства тогдашних турбин.
Лишь в 1963 году была выпущена газотурбинная версия Т-64Т, получившая вертолётный ГТД мощностью 700 л.с. Инженеры ожидаемо столкнулись с проблемой очистки воздуха, которая доставляет хлопоты и в наши дни.
Из-за разработки США и Германией МВТ-70 было принято решение создать новый танк, превосходящий западный образец. Указ об этом подписали 16 апреля 1968 года.
В 1969 году появился Объект 219сп1, схожий с Т-64Т, но имевший ГДТ-1000Т, развивающий 1000 л.с., Объект 219сп2 получил глубоко усовершенствованную ходовую часть и башню, а 6 июля 1976 года, через 7 лет доработки, на свет появился и был принят на вооружение ОБТ Т-80.
Конструкция и компоновка
Ещё на испытаниях Объекта 219 стало ясно, что взятый за основу Т-64 придётся серьёзно перерабатывать. Ходовая не слишком подходила для танка с возросшей массой, установка ГТД требовала изменить моторно-трансмиссионное отделение(МТО).
В итоге на Т-80 появилась оригинальная ходовая часть, а длина была увеличена из-за продольного расположения мотоблока массой 1050 кг, который включал в себя турбину, радиаторы, фильтры и т.д., также появилась новая башня.
При этом осталось много сходства с компоновкой Т-64, его боевым отделением и механизмом заряжания.
Экипаж по-прежнему остался в составе 3 человек — командира, наводчика и механика-водителя.
Корпус
Корпус сварной, имеет сильно дифференцированную защиту. Лобовой лист состоит из комбинированной металлокерамической брони и расположен под углом 65°, остальные части произведены из монолитной стальной брони.
Борта Т-80 прикрыты резинотканевыми экранами, защищающими от кумулятивных снарядов.
Изнутри, в боевом отделении, листы брони покрыты полимерным подбоем специального состава, защищающего не только от осколков, но и от гамма-излучения вместе с нейтронным.
Дополнительно имеется плита под местом механика-водителя, защищающая его от облучения на заражённой местности.
Также имеется полуавтоматическая система коллективной защиты, состоящая из прибора радиационной разведки, фильтровентиляционной установки и уплотнений корпуса и башни.
Башня
Уже 2 опытный образец получил свою башню, отличную от Т-64. Она производилась с помощью литья и имела заливаемые стержни в лобовой части, а её толщина достигала около 450 м в наиболее толстом месте.
Как и в корпусе, в башне был установлен подбой для защиты экипажа от облучения и динамическая защита.
Позже, в 1985 году, Т-80БВ получил усовершенствованную сварную башню с меньшей площадью ослабленных зон и дополнительным наполнителем.
Вооружение
Т-80 унаследовал 125 мм орудие 2А46-1 / 2А46-2 от Т-64, способное стрелять управляемыми ракетами. Кобра, Рефлекс и Инвар в зависимости от модификации. На серийных танках пушка получила термокожух.
Механизм заряжания остался прежним, с гидроэлектромеханическим приводом и расположенными в себе вертикально 28 снарядами из 45 всего. Благодаря ему скорострельность находится в районе 6-9 выстрелов в минуту.
В роли вспомогательного вооружения выступает два пулемёта. Спаренный с орудием 7,62 мм ПКТ с боекомплектом 1250 патронов и зенитный пулемёт с ручным управлением калибром 12,7 мм НСВТ с боекомплектом 300 патронов.
Для постановки дымовых завес используются дымовые гранатомёты Туча.
Двигатель и трансмиссия
Больше всего Т-80 от других ОБТ отличает его силовая установка газотурбинного типа. Двигатель ГТД 1000Т мощностью 1000 л.с. ставился с начала производства, после чего несколько раз заменялся на более современные версии, мощностью до 1250 л.с.
Именно ГТД даёт танку как плюсы, так и минусы, временами заставляя спорить приверженцев одного из типа силовой установки.
Турбина с лёгкостью запускается при температурах от -40 до +40 градусов, при этом оперативная готовность всего 3 минуты, практически не расходует масло, обладает пониженным уровнем шума, способна работать на практически любом топливе и не глохнет при внезапном увеличении нагрузки. Приятным бонусом является лёгкая управляемость, позволяющая меньше утомляться механикам-водителям.
Самым главным недостатком является сложность фильтрации воздуха, однако, её можно считать решённой. Ещё в 70-х годах специалисты создали уникальный способ очистки с помощью пневмоударников вокруг сопла, которые созданной вибрацией стряхивали все отложения. Эффективность такого решения неоднократно была подтверждена, в том числе во время испытаний в Греции и Индии. Двигатели Т-90, например, индийские испытания не выдержали.
Также недостатком принято считать повышенный расход топлива, однако, с появлением вспомогательного агрегата, обеспечивающего питание всех систем без запуска основного двигателя, расход заметно снизился и стал даже ниже, чем у танков с традиционной силовой установкой.
Последним минусом является стоимость, достигавшая 167000 рублей в момент появления ГТД-1000Т и снизившаяся до 100000 во время массового производства. Стоимость Т-64А всего 174000 рублей.
Обороты ГТД могут достигать 26650 оборотов в минуту, её мощность передаётся на редуктор и трансмиссию. Благодаря тому, что двигатель вместе со своими узлами и дополнительными агрегатами помещён в моноблок, время его замены составляет 5 часов, а каждой из коробок передач всего 4,5.
Для сравнения Т-72 требует на замену двигателя 24 часа, а на замену коробки передач — 10,5.
Ходовая часть
Для Т-80 создали полностью переработанную ходовую часть. По причине возросшей мощности и веса понадобились новые ведущие и направляющие колёса, опорные и поддерживающие катки тоже были заменены. Также разработали гусеницы, отличающиеся обрезиненными беговыми дорожками и применили гидроамортизаторы вместе с усовершенствованными торсионными валами.
Телескопические амортизаторы считаются основной проблемой, но при этом беспроблемно и весьма быстро заменяются при необходимости.
Многие считают ходовую Т-80 самой лучшей, превосходящей используемые на Т-72 и Т-64. Вполне вероятно, что это правда, поскольку именно гусеница Т-80 перешла на новые версии Т-72 и Т-90.
Модификации
На базе газотурбинного ОБТ было создано несколько машин, например, Ладога, Пион, Мста-С и С300-В, также танк получил множество модификаций, не прекращающихся и сейчас. Ниже будут перечислены самые значимые из них.
Т-80Б 1978 года получил новую систему управления огнём, пушки 2А46-2/2А46М-1, усиленное бронирование, башню, двигатель ГТД-100ТФ.
Т-80БВ 1985 года получил навесную динамическую защиту Контакт.
Т-80У 1985 года получил ракетный комплекс рефлекс, новую СУО Иртыш, новую броню и двигатель ГТД-1250.
Т-80АТ получил орудие 2А46М-4, встроенную динамическую защиту Кактус, новую башню с вынесенным в кормовую нишу автоматом заряжания, новую СУО, систему Айнет, комплекс спутниковой навигации и двигатель ГТД-1250Г.
Т-80УД вариант с дизельным двигателем, выведенные из состава российской армии и нашедшие применение в украинской.
Эпилог
Т-80 получился неоднозначным. С одной стороны он имел отличные характеристики и неоднократно назывался одним из лучших в мире, с другой стороны потребовалось много времени на доводку силовой установки и решение её проблем, да и высокая цена мешала массовости.
Во время боевых действий в Чечне Т-80 не смогли себя никак проявить, впрочем, это с лёгкостью объясняется неадекватным применением бронетехники без поддержки и прикрытия. Этого урока к счастью хватило, чтобы в следующих боевых конфликтах более обдуманно использовать танки.
Именно на базе Т-80 создавался Чёрный Орёл, жаль, что в итоге проект закрыли. Сейчас Т-80 остаётся в строю в количестве около 5000 и продолжает совершенствоваться.