4 способа быстро проверить ступичный подшипник
Никому не надо объяснять важность исправности ступичных подшипников автомобиля особенно на большой скорости и в условиях интенсивного движения. Для их диагностики в СТО с вас потребуют деньги. Но проверить их можно самому по звуку, которые они издают, и люфту колеса. Продиагностировать состояние подшипников сможет любой человек, который водит машину.
Если машина исправна, то во время движения слышны нераздражающие звуки работающего мотора и шум, издаваемый покрышками. Когда к этим привычным и определяемым шумам добавляется неприятный низкочастотный гул, который может появляться или пропадать, то велика вероятность, что не все в порядке со ступичными подшипниками. Их состояние можно проверить четырьмя простыми способами.
Диагностика подшипника при езде
При движении прямо все подшипники нагружаются одинаково и трудно определить, который из них гудит. Если на скорости руль слегка повернуть влево, т. е. создать крен, то нагрузка ляжет на правое колесо и на правый ступичный подшипник. При повороте направо будет обратная картина: нагрузится левое колесо и левый подшипник. По усилению гула определяем неисправный узел.
Проверка подшипника с вывешиванием колеса
Отрываем колесо от пола домкратом и раскачиваем колесо сначала по горизонтали, затем по вертикали. При этом ступичная гайка и болты колеса должны быть прочно и надежно затянуты. Тут нужна внимательность, т. к. люфт может быть и в шаровой, и в рулевой тяге. Обычно люфт в подшипнике имеет небольшую амплитуду и легкий стук.
Проверка подшипника с раскруткой вывешенного колеса
Включаем третью или четвертую передачу, раскручиваем колесо, затем выключаем мотор, ставим передачу в нейтральное положение, быстро выходим из кабины и слушаем наличие или отсутствие посторонних звуков.
Непосредственная проверка подшипника
Для этого снимаем колесо, откручиваем ступичную гайку или болт и демонтируем кулак с приводного вала. Тогда можно непосредственно определить наличие или отсутствие люфта покачиванием ступицы на кулаке. При его наличии, люфт на 100% определяется неисправностью ступичного подшипника.
Как проверить ступичный подшипник-три способа
Как проверить передний ступичный подшипник? Перед проверкой необходимо понимать, что такое ступичный подшипник и для чего он размещается в автомобиле. Ступичный подшипник – это специальная деталь, которая помогает колесу вращаться по своей оси плавно, стабильно и равномерно.
Ступичный подшипник – первые признаки неисправности
Неисправный ступичный подшипник создает неравномерное вращение колеса. Говоря простым языком – колеса разбалтывается на креплении. Соответственно, езда с таким колесом становится опасной и может привести к аварии.
К счастью, неисправный ступичный подшипник практически всегда предупреждает водителя об износе. В самом начале износа он начинает издавать характерный шум, особенно слышимый на высокой скорости. Затем этот шум становится громче и явнее для водителя. Впоследствии езда становится невыносимой из-за постоянного шума.
Если не брать такой сигнал во внимание, ступичный подшипник может попросту заклинить и автомобиль просто не поедет дальше. Очень опасно, если такое неприятное событие произойдет на большой скорости.
Почему ломается ступичный подшипник
Заводские ступичные подшипники могут без труда проехать до 250 тысяч километров, при условии постоянного техобслуживания и аккуратной эксплуатации.
Такой пробег подшипники выдерживают из-за материалов, из которых они изготавливаются. К более раннему износу ступичных подшипников могут привести:
- Частое попадание в ухабы и ямы при высокой скорости. Когда автомобиль наезжает на ямы, основная стрессовая нагрузка переносится на подвеску. А значит, что ступичный подшипник не исключение;
- Заклинивание суппорта или затяжки. В таком случае ступичный подшипник может попросту перегреться. Если не обращать внимание на клин тормозного суппорта, из ступицы вытечет вся смазочная жидкость. Без смазки ступичный подшипник использовать запрещено. Более того – это невозможно;
- Утрата смазочного материала. Наиболее распространенная причина поломки. Для бюджетных ступиц обычно используется некачественная смазка в недостаточном количестве. Такой подшипник придет в негодность уже после 20 тысяч километров. Даже на качественных устройствах смазочная жидкость может рано или поздно закончиться;
- Неправильная затяжка устройства. Очень важно установить и затянуть ступичный подшипник правильно. Нельзя перетянуть или недотянуть установку, в противном случае, подшипник прослужит водителю только 1 тысячу километров;
- Неправильная запрессовка ступицы. При замене подшипника важно проверять устройство на наличие перекосов. Он должен стоять ровно, чтобы не было перекосов;
- Перегруженный автомобиль. Автомобиль, груженный любым грузом сверх меры, передает всю нагрузку на ступичный подшипник.
Проверка исправности ступичных подшипников
При диагностике шумов у владельца может возникнуть логичный вопрос – какой подшипник шумит, левый или правый. На этот вопрос можно ответить даже без посещения центра диагностики.
Первый способ
Необходимо поднять автомобиль на подъемнике или поднять каждое из колес авто при помощи домкрата, если транспорт размещен на площадке.
Далее необходимо разместить противооткат на задних колесах. Двигатель заводится, автомобиль «разгоняется» до 4 передачи, а сами колеса разгоняются до 75-80 км. ч. Далее необходимо выжать сцепление и снять передачу, переключив на нейтральную. При неисправной ступице владелец услышит точный гул от конкретного подшипника – это и будет говорить о ее износе.
Для автомобилей с передним приводом таким способом проверяются ступицы передних колес, для заднего привода – ступицы заднего моста.
Этот способ подойдет для проверки ступиц на Рено Логан, на Калине 1, и на Гранте.
Второй способ
Для реализации этого способа необходимо проверить люфт каждого колеса по очереди. Каждое из колес поднимается домкратом с противооткатом, затем колесо необходимо раскачать в вертикальной и горизонтальной плоскостях, затем немного раскрутить.
Если ступицы изношены, люфт будет явным. Если же ступицы серьезно повреждены или разбиты, владелец автомобиля услышит шум или звуки перекатывания металлических шаров.
Для точности проверки лучше заручиться помощью второго человека. Он нажмет на педаль тормоза, чтобы дополнительно проверить люфт колес при раскачивании. Если люфт остался – необходимо искать неисправность в подвеске, если же люфта нет – необходимо менять подшипник.
Такой способ может подойти для проверки ступиц на Приоре, а также на автомобилях ВАЗ 2114, 2110, 2109.
Третий способ
Проверить ступицы можно при совершении поворотных маневров. Для определения износа подшипников необходимо оценить крен при поворотах. К примеру, при левом повороте авто будет крениться вправо, а при правом – влево. Очень важно выполнять такой маневр при низкой скорости – не более 20 км. ч.
При наличии крена необходимо в срочном порядке заменить подшипники ступицы. Не следует игнорировать эту неисправность и затягивать с ремонтом, поскольку последствия таких действий непредсказуемы.
Как проверить ступичный подшипник и понять, в каком он состоянии?
От работоспособности подшипника ступицы зависит не только комфорт во время езды, но и безопасность машины на дороге. Пренебрегать первыми симптомами износа подшипника не стоит, потому что это может привести к большим неприятностям.
Павел Горбачев
Первый симптомы износа подшипников ступицы, достигшего недопустимого уровня, вы можете почувствовать по возникающему гулу, который отчетливо слышен во время поездки на скорости свыше 70 км\ч. Причем во время движения вам будет трудно локализовать место, откуда он идет. Спереди или сзади, слева или справа?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Через какое-то время к гулу может добавиться вибрация на руле, которой раньше вы не наблюдали. Она может никак не проявлять себя на скоростях 60-70 км\ч, а вот при достижении 80 км\ч и выше эта вибрация может стать настолько заметной, что списать ее на неровности дороги будет невозможно.
Оба этих факта опытному механику скажут о том, что подшипники ступицы пришли в негодность, и их нужно поменять на новые детали. Но для окончательного диагноза лучше всего провести несколько простых действий на стоящей машине.
- Поднимите автомобиль домкратом и вывесьте ведущие колеса, зафиксировав машину страховочными стойкам. Подложите под колеса, оставшиеся стоять на поверхности, противооткатные башмаки или кирпичи.
- Попросите помощника сесть в машину и завести двигатель. Пусть он включит скорость и будет готов начать на тормоз в случае необходимости.
- Во время кручения ведущих колес послушайте, какие звуки они издают. Перекатывание шариков на небольшой скорости – это уже нехороший признак. Нарастающий гул на быстро крутящемся без нагрузки колесе – явный симптом изношенного подшипника.
- Попросите помощника нажать на тормоз и выключить двигатель.
- Неведущие колеса можно проверить по схожей технологии, вывесив эту ось и зафиксировав автомобиль страховочными стойками.
- Раскрутите колесо рукой. Если оно крутится беззвучно, то это означает, что подшипник ступицы в работоспособном состоянии. Но любой шум и гул должен вас насторожить.
- Покачайте неподвижное диагностируемое колесо по вертикали и по диагонали – при явной выработке подшипника вы услышите легкий стук и рукой почувствуете небольшое перемещение колеса в указанных плоскостях.
- Иногда легкий износ ступичного подшипника такими методами не определить. Для полной гарантии слегка постучите рукой по краю покрышки подвешенного колеса. Если в этот момент нет никаких постукиваний в районе центра колеса, то все в порядке. Посторонние звуки и биение в этот момент – это сигнал о том, что подшипник уже не идеален.
- Очень хорошо помогает понять степень изношенности простукивание двух разных колес на оси – левого и правого. Обычно быстрее выходят из строя подшипники на правой стороне машины, потому что эти колеса чаще наезжают на обочину дороги, где больше неровностей, да и водитель всегда стремится интуитивно при езде увести ближайшее к нему левое колесо от ямы или другой неровности, а правому колесу такой привилегии почти не достается.
Если вы заметили, что один из подшипников на ступице пришел в негодность, то можете смело заказывать пару: второй подшипник вряд ли прослужит очень долго, и его вскоре постигнет та же участь. Отсюда правило – менять запчасти парами.
Как проверить ступичный подшипник — три способа
Когда во время движения помимо шума от покрышек появляется дополнительный шум высокого тона, то это признак того, что «проснулся» один из ступичных подшипников и требуется его замена.
Однако при ремонте часто возникает такой спорный вопрос – какой из подшипников гудит, правый или левый? Для того, чтобы определить неисправный подшипник ступицы самостоятельно, не обращаясь в автосервис, существует несколько способов.
Способ N1
Необходимо либо поднять автомобиль, если он установлен на подъемнике, либо поднимать каждое колесо домкратом, при работе на площадке.
Далее под задние колеса ставятся противооткатные башмаки (при проверке на земле), заводится двигатель, включается 4 передача и ведущие колеса разгоняются до 70-80 км/ч, либо одной из ведущих колес при работе с домкратом. Затем выжать сцепление и выключить передачу, перейдя на нейтралку. При неисправной ступице появится отчетливо слышный гул от подшипника, что «подскажет» о его неисправности.
Если это переднеприводный автомобиль, то таким образом можно проверить ступицы передних колес, если же заднеприводный, то подшипники ступиц заднего моста.
Способ N2
Колеса поочередно проверяются на наличие люфта. Каждое из колес поднимается на домкрате (не забываем за башмаки) и колесо необходимо покачать в вертикальной и горизонтальной плоскости и затем прокрутить.
При неисправной ступице будет ощущаться люфт, тем больше, чем сильнее разбит подшипник, а при прокручивании колеса появится шум, иногда с явным перекатыванием шариков.
Однако люфт колеса может быть вызван и неисправностью элементов подвески или рулевого управления. Для точности проверки необходим помощник. Он должен нажать на педаль тормоза, и в этом положении еще раз проверить люфт колесного подшипника, качая колесо в вертикальной плоскости. Если люфт остался, то его причина в неисправности подвески, когда же он исчез, то это признак износа подшипника ступицы.
Если подшипник исправен, то никакого люфта нет вообще.
Способ N3
Определение изношенного подшипника при выполнении поворотов. При выполнении поворота кузов автомобиля начинает крениться, например, при левом повороте происходит крен машины в правую сторону. При этом основная часть нагрузки падает на правое колесо, разгружая при этом левое.
Если при скорости порядка 15 км/ч выполнить резкий поворот руля влево и посторонний шум исчезнет, стало быть шум исходил от неисправного подшипника левой ступицы. Аналогично можно проверить и подшипник правой стороны.
Основные признаки неисправности колесного подшипника:
• Гул при движении
• Люфт колеса при проверке
Чем чреват износ подшипника колесной ступицы
Если продолжать эксплуатировать автомобиль с гудящим подшипником, то это приведет к его интенсивному износу с появлением громкого хруста и треска. Развалившийся подшипник приведет к заклиниванию колесной ступицы и как следствие могут пострадать рычаг подвески, шаровая опора и плюс деформация приводного вала.
Если подобное произойдет на скорости, то последствия могут быть самые непредсказуемые. Поэтому уделяйте внимание состоянию колесных ступиц, проверку которых можно приурочить к очередному ТО автомобиля.