Системы безопасности автомобиля.
Ни для кого не секрет, что вождение автомобиля связано с повышенной опасностью. Выпускники автошколы, выбирая машину для личного пользования, сталкиваются с рядом вопросов. Для многих решающим фактором при выборе автомобиля является степень его безопасности. Ведь, к сожалению, именно неопытные водители чаще всего попадают в аварии. В этой статье, автошкола Автомотоклуб расскажет какие бывают системы безопасности автомобиля.
Современная автомобильная промышленность отдает выпускаемые модели на специальные краш-тесты, которые позволяют выявить степень безопасности автомобиля. Ряд исследований заказывают страховые компании. Краш-тесты проводятся организациями в США, Европе, Японии. Рассматриваются повреждения при различных условиях, степень защищенности водителя и пассажира (в большинстве случаев). Только организации Японии делают тесты на возможное столкновение автомобиля и пешехода. Кстати, по этому фактору практически ни один автомобиль не отвечает требованиям безопасности.
Системы безопасности авто условно подразделяются на активные и пассивные. Активные помогают избежать аварии, а пассивные позволяют выжить и не получить серьезные травмы, если авария уже произошла.
Рассмотрим факторы пассивной безопасности. Во-первых, вес автомобиля. Считается, что тяжелый автомобиль более безопасен. В большинстве случаев это так и есть, однако бывают и исключения. Во-вторых, играет роль размер автомобиля (невольно вспоминаются анекдоты про то, как столкнулись «Ока» и «Камаз»). Также спасают при аварии, как это ни банально звучит, ремни безопасности. Применяются они с 70-х годов, что снижает риск летального исхода в 2 раза. В современных моделях авто используются ремни с технологией, позволяющей оставить место для срабатывания подушки безопасности. Сами подушки срабатывают при сильном столкновении. Количество подушек в различных автомобилях разное. Основная их задача – смягчить удар. Однако в старых моделях автомобилей сами подушки «выстреливали» так, что человек получал травмы от самой сработавшей подушки. Особенно сильно доставалось детям и людям невысокого роста, так как механизмы безопасности «подгонялись» под пассажира среднего роста. В современных авто стали использовать двуступенчатые подушки, снижающие риск травм у детей. Помогает избежать ряда травм и правильно расположенный подголовник. Располагаться он должен на уровне центра тяжести головы и на расстоянии не более 7 см от затылка.
Перед тем, как выпустить новую модель автомобиля, тестируют его каркас на целостность при ударе. При столкновении детали автомобильного каркаса не должны поменять форму, сам каркас не должен развалиться. Остальные детали авто призваны поглощать энергию удара (именно поэтому в новых автомобилях бампер предпочитают делать из пластика).
К системам активной безопасности можно отнести противоаварийные изобретения, помогающие водителю, когда он совершает маневрирование на скользкой дороге или резко тормозит. Например, ABS (антиблокировочная система). Она работает не как обычные тормоза. Нажимать на тормоз, если авто оснащено ABS, нужно только один раз и держать педаль, а не тормозить несколькими нажатиями. При резком торможении ABS срабатывает и не дает колесам заблокироваться, а автомобилю уйти в занос. Водитель при резком торможении и включении антиблокировки слышит неприятный скрежет, а ногой можно почувствовать своеобразный удар по педали.
Бывает ABS с TRACS (контролирует пробуксовку колес), STC (обеспечивает устойчивость и контролирует пробуксовку колес), DSTC (система контролирует динамическую устойчивость и пробуксовку колес). Также во многих авто сейчас используют Traction Control, что улучшает торможение и повышает устойчивость авто на скользкой дороге, при совершении маневров. Производителями используется электроника для контроля трансмиссии и ABS.
Наша автошкола АвтоМотоКлуб, напоминает, что на безопасность влияют и правильно подобранные автомобильные шины. От их качества будет зависеть реакция автомобиля на резкие маневры. Протектор не должен быть стерт, а резину необходимо подбирать соответственно сезону.
Будьте внимательны к всем системам безопасности автомобиля и аккуратны на дорогах!
Системы активной и пассивной безопасности автомобиля

Если верить исследованиям, от 80 до 85% транспортных аварий и катастроф приходится на автомобили. Производители авто понимают, что безопасность транспортного средства – важное преимущество над соперниками на рынке, а так же то, что от безопасности одного автомобиля зависит безопасность движения на дороге в целом. Причины аварий могут различными – это и человеческий фактор, и состояние дороги, и метеорологические условия, и конструкторам приходится учитывать весь спектр угроз. Поэтому современные системы безопасности обеспечивают и активную, и пассивную защиту автомобиля, и состоят из сложного комплекса различных устройств и приспособлений, от антиблокировочной системы колёс (далее – АБС) и противозаносных систем до подушек безопасности.
Содержание скрыть
Активная безопасность и предотвращение ДТП
Надёжное транспортное средство позволяет водителю сохранить свою жизнь и здоровье, а вместе с тем – жизнь и здоровье пассажиров на современных, битком забитых трассах. Безопасность автомобиля принято делить на пассивную и активную. Активная означает те конструкторские решения или системы, которые уменьшают вероятность дорожно-транспортного происшествия.
Активная безопасность позволяет менять характер движения, не опасаясь выхода автомобиля из-под контроля.
Активная безопасность зависит от конструкции машины, большое значение имеет эргономичность сидений и салона в целом, системы, предотвращающие обмерзанием стёкол, козырьки. Системы, сигнализирующие о поломках, предотвращающие блокировку тормозов или следящие за превышением скорости так же относят к активной безопасности.
Заметность автомобиля на дороге, которая определяется его цветом, тоже может сыграть свою роль в предотвращении аварии. Так, яркие жёлтые, красные и оранжевые автомобильные кузова считаются более безопасными, а при отсутствии снега к их числу добавляется и белый цвет.
Ночью за активную безопасность отвечают различные отражающие свет поверхности, которые машину заметной в свете фар. Например, поверхности номерных знаков, покрытые специальной краской.
Удобное, эргономичное размещение приборов на приборной доске и зрительный доступ к ним вносят свою лепту в предотвращение ДТП.

Системы пассивной безопасности
Если авария всё же случилась, водитель и пассажиры оказываются под защитой средств и систем пассивной безопасности. Большая часть специальных устройств и систем пассивной безопасности находится в передней части салона, поскольку при авариях страдает в первую очередь ветровое стекло, рулевая колонка, передние двери автомобиля и приборная панель.
Ремни безопасности – простое и дешёвое средство, отличающееся необычайно высокой эффективностью.
В настоящее время во многих государствах, в том числе, в России, их наличие и использование обязательно.
Более сложная система пассивной защиты – подушка безопасности.
Созданные изначально как альтернатива ремню и средство, позволяющее избежать травм грудной клетки водителя (травмы о рулевое колесо – одни из самых распространённых при авариях), в современных авто подушки могут быть установлены не только впереди водителя и пассажира, но и вмонтированы в двери для того, чтобы уберечь от бокового удара. Недостатком этих систем являет чрезвычайно громкий звук при наполнении их газом. Шум настолько силён, что превышает болевой порог и может даже повредить барабанную перепонку. Так же подушки не спасут при опрокидывании машины. По этим причинам проводят эксперименты по внедрению сеток безопасности, которые в дальнейшем заменят подушки.
У водителя при лобовом ударе есть возможность травмировать ноги, потому в современных автомобилях педальные узлы тоже должны быть травмобезопасными. При столкновении в таком узле происходит отделение педалей, что позволяет уберечь ноги от травм.

Заднее сиденье
Детские автомобильные сиденья и специальные ремни, которые надёжно фиксируют тело ребёнка и предупреждают его перемещение по салону в случае аварии, могут обеспечить безопасность совсем юных пассажиров, для которых не подходят обычные ремни безопасности.
При резком возникновении перегрузки, воздействующей на туловище пассажира, есть возможность повредить шейные позвонки. Поэтому, задние сиденья, как и передние, оснащаются подголовниками.

Надёжное крепление сидений тоже очень важно: перегрузку в 20g должно выдержать пассажирское сиденье, чтобы обеспечить должную безопасность в случае аварии.
Особенности конструкции
Как уже говорилось, автомобиль и сам по себе должен быть сконструирован так, чтобы обеспечивать максимальную безопасность людям. И достигается это не только эргономикой. Не последнее значение имеет прочность различных элементов конструкции. У одних элементов она должна быть повышена, а у других – напротив.
Так, чтобы обеспечить надёжную пассивную безопасность пассажиров и водителя, средняя часть кузова или рамы должна обладать повышенной прочностью, а передняя и задняя части – напротив. Тогда, при сминании передней и задней частей конструкции часть энергии удара тратится на деформацию, а более прочная средняя часть легко выдерживает столкновение, не деформируется и не ломается. Те части, которые должны быть смяты при ударе, делают из хрупких материалов.

Рулевое колесо должно выдержать удар, но не сломать водителю грудину и рёбра.
Поэтому ступицы руля изготавливают большого диаметра и покрывают упругими амортизирующими материалами.
Стёкла в автомобилях тоже служит целям пассивной безопасности: в отличие от обычного оконного стекла, оно не разбивается на большие куски с острыми кромками, а крошится на мелкие кубики, которые не могут нанести порезы ни водителю, ни пассажирам.
Технологии на службе активной безопасности
Современный рынок предлагает множество надёжных и эффективных систем активной безопасности. Самые распространённые и известные – антиблокировочные системы, которые предотвращают скольжение колёс, возникающее при блокировке колёс. Если нет скольжения, то автомобиль не заносит.
АБС позволяет совершать во время торможения манёвры и полностью контролировать движение транспортного средства до его полной остановки.
Электроника АБС получает сигналы с датчиков вращения колёс. Затем она анализирует информацию и посредством гидромодулятора влияет на тормозную систему, на короткие периоды времени «отпуская» тормоза, чтобы те проворачивались. Это и позволяет избежать заноса и скольжения.
На конструктивной основе АБС построены антипробуксовочные системы, которые анализируют данные о частоте вращения колёс и управляют крутящим моментом двигателя.
Системы курсовой устойчивости повышают безопасность автомобиля, удерживая направление его движения. Такие устройства сами могут определить аварийную ситуацию, интерпретируя действия водителя в сравнении с параметрами движения авто. Если система распознаёт ситуацию как аварийную, она начинает корректировать движение машины несколькими способами: подтормаживанием, изменением крутящего момента мотора, регулировкой положения передних колёс. Есть устройства, которые так же сигнализируют водителю об опасности и нагнетают давление в тормозной системе, повышая её эффективность.

Снизить смертность сбитых пешеходов на 20% позволяют системы обнаружения пешеходов. Они распознают человека по курсу движения автомобиля и автоматически снижают его скорость. Использование специальной подушки безопасности для пешеходов в комплексе с этой системой позволяют сделать автомобиль ещё более безопасным для тех, у кого автомобиля нет.
Для того, чтобы предотвратить блокировку задних колёс, применяют систему перераспределения давления. Её задача – выровнять давление тормозной жидкости, основываясь на показаниях датчиков.
Выводы
Использование систем активной и пассивной безопасности снижает риск аварии и травматизм, если авария всё-таки происходит.
Пассивная безопасность строится вокруг поглощения энергии удара частей кузова, двигателя либо тела пассажира и предотвращения опасных деформаций конструкции, которые могут привести к травмам находящихся в салоне людей.

Активная безопасность направлена на предупреждение водителя об угрозе и регулировку систем управления, торможения, изменение крутящего момента.
Технологии в данной отрасли развиваются стремительно, и рынок постоянно наполняется новыми, более современными и эффективными системами, делая движение по дорогам всё безопасней с каждым годом.
Системы активной и пассивной безопасности автомобиля

Система пассивной безопасности авто срабатывает в том случае, если машина оказалась в аварии. Ее задача – снижение тяжести последствий, защита водителя и пассажиров от тяжелых травм. Понять суть их работы проще, если изучить, что относится к системе пассивной безопасности автомобиля. Список следующий:
- Кузов. Именно на него приходится основная нагрузка при ударе, так что деталь должна быть максимально устойчива к разрушению и повреждениям. Достигается это за счет прочного материала-основы, стали, грамотного размещения ребер жесткости и зон деформации, благодаря которым металл складывается так, чтобы не травмировать людей в салоне.
- Двери. Во-первых, они должны повышать общий уровень жесткости конструкции, во-вторых – сохранять работоспособность даже при деформациях, повреждениях, чтобы людям удалось покинуть салон.
- Ремни безопасности. Удерживают водителя и пассажиров в креслах при резкой остановке, не дают вылететь через лобовое, удариться о торпедо, руль.
- Подголовники. Перед началом поездки их нужно четко отрегулировать по росту, только в этом случае они защитят от травмы шеи при резкой остановке.
- Рулевая колонка. Эта система пассивной безопасности автомобиля бережет водителя от травм. При сильном фронтальном ударе все элементы складываются так, чтобы не нанести человеку сильного удара, сохранить в салоне максимум свободного пространства.
- Стекла. Конечно, при комплектации транспортных средств используются не обычные стекла, а триплексы, закаленные сорта, очень прочные, исключающие формирование и разлет осколков с острыми режущими гранями.
- Подушки безопасности. Пожалуй, всем известно, для чего предназначена система пассивной безопасности автомобиля данного типа. В момент столкновения подушки резко надуваются, значительно снижая ударные нагрузки.
- Направляющие для двигателя. Чтобы при фронтальном ударе мотор не ушел в салон, не придавил водителя и переднего пассажира, крепится он на специальных направляющих, отводящих его вниз, под днище.
- Детские автомобильные кресла. Разработанные с учетом анатомии, фиксирующиеся на ремнях, укомплектованные массой элементов дополнительной поддержки и жесткости, они защищают травм самых маленьких пассажиров.
Пассивные системы безопасности снаружи автомобиля
Что относится к системе пассивной безопасности автомобиля, размещенной снаружи? В первую очередь, речь идет об устройствах, защищающих пешеходов при наездах и столкновениях. Ими укомплектованы многие новые авто. Наиболее распространенные решения – подушки, установленные в районе лобового стекла, срабатывающие при скорости столкновения от 40 до 60 километров в час, и пиропатроны, детонация которых немного приоткрывает капот при столкновении, за счет чего снижается сила удара, тяжесть травм, полученных пешеходом.
Активные системы безопасности в автомобиле
Системы активной безопасности автомобиля, в отличие от решений, описанных выше, должны не допустить попадания в аварию. К системам активной безопасности автомобиля относится, к примеру, хорошо знакомая всем ABS, использовать которую необходимо в сложных дорожных условиях, на гололеде, чтобы эксплуатация транспортного средства не была сопряжена с риском заноса, потери управления. Развитием ABS можно назвать еще более совершенную EBD, максимально точно распределяющую тормозное усилие по колесам.
Также активные системы безопасности авто – это следующие электронные комплексы и устройства:
- ESP. Комплекс, благодаря которому обеспечивается курсовая устойчивость транспортного средства, оно четче сохраняет траекторию движения, снижает нагрузку на водителя, позволяет ему чувствовать себя более расслабленно и комфортно без риска аварии.
- Парктроник. Случайное столкновение на парковке редко представляет серьезную опасность для здоровья, но нервов и времени отнимет немало. Камеры и ультразвуковые датчики парктроника сканируют окружающее пространство, предупреждают об опасном сближении с препятствием.
- FCA. У каждого автопроизводителя свое название этого комплекса, FCA – аббревиатура от корейского KIA. Задача системы – сканирование пространства, расположенного по ходу движения транспортного средства, предупреждение водителя о риске столкновения с впереди идущим авто или пешеходом. В критической ситуации, FCA сама задействует тормоза.
Как работают системы активной и пассивной безопасности автомобиля?
Понять, для чего предназначена система активной безопасности автомобиля, равно как и пассивный аналог, можно по алгоритму срабатывания в опасной ситуации. Допустим, что водитель движется по скользкой трассе, немного отвлекся от управления, а на траектории вдруг возникло препятствие, из-за чего он резко надавил на тормозную педаль. Алгоритм срабатывания защитных средств в данном случае таков:
- Активация ABS, чтобы исключить блокировку колес даже при полностью выжатой педали.
- В том случае, если на авто имеется FCA, датчики могли еще раньше подать команду на остановку, обнаружив препятствие.
- Активация ременных натяжителей при столкновении, деформация кузова по заданным зонам, срабатывание подушек – в зависимости от скорости, выраженности удара.
- Автоматическое обесточивание бортовой сети, чтобы исключить возгорание.
- Отправка тревожного сигнала комплексом ЭРА-ГЛОНАСС, если таковая имеется на борту, с точным указанием координат.
Полезные советы
Главная рекомендация – осторожность. Да, чем больше в автомобиле пассивных и активных комплексов, тем он безопаснее, но все же водителю нужно рассчитывать, в первую очередь, на себя, стараться не оказываться в ситуациях, когда все зависит исключительно от прочности кузова, четкости срабатывания пиропатронов подушек.
Какие бывают активные и пассивные системы безопасности автомобиля
Автомобиль источник повышенной опасности для пешеходов, машин, водителя. С развитием автомобилей, увеличением машин на дорогах, развивались и системы автомобильной безопасности, снижающие количества ДТП на дорогах, травмоопасность, сберегали жизнь и здоровье пассажиров, пешеходов.
Системы безопасности делаться на активные и пассивные. Активные это те системы, которые помогают не допустить аварию, а пассивные спасают пассажиров и водителя, если столкновение уже произошло.
Узнаем как развивались системы безопасности в автомобилях.
Ремни и подушки безопасности – пассивные системы
Первыми ростками в системах безопасности были ремни, которыми пассажиры пристегивались к креслу в машине. Вплоть до 1966 года установка ремней безопасности в серийные автомобили, была не обязательной.
Следующим витком в развитии стали подушки безопасности. Требования обязательной установки подушек безопасности в новые модели начались в 90-е годы прошлого столетия.
Подушки безопасности прошли путь от простых фронтальных до боковых шторок выстреливающих при ДТП, для заграждения пассажиров от разбивающегося стекла машины.

Последним трендом стала установка автомобильных подушек безопасности для пешехода. Смысл таких подушек в том, чтобы при столкновении с пассажиром смягчать удар от машины. Как это выглядит смотрите здесь.
Не обходится и без скандалов. Пример «подушки – смерти» Takata. Автокомпании были вынуждены отозвать проданные модели с подушками Takata в январе 2018 г. Произошло это, когда Национальное Управление безопасности дорожного движения Министерства транспорта США (NHTSA) признала их опасными для здоровья пассажиров. Подушки не спасали, а калечили пассажиров при срабатывании в ДТП. Подробнее читайте тут.
Активные системы безопасности следящие, что бы не произошла авария
С появлением компьютеров в автомобили начали устанавливать электронные системы безопасности. Машины научились следить за препятствиями на дороге через беспроводные инфракрасные сенсоры, лазеры, или камеры. Такие электронные системы предупреждают о возможном столкновении. Например обнаруживают стремительно приближающиеся объекты (олень, внезапно остановившийся транспорт перед светофором или пешеходом), подскажут, если автомобиль съехал со своей полосы или водитель уснул за рулем.

Если машина зафиксирует возможное столкновение, предупреждающие огни и сигналы оповестят водителя, а бортовой компьютер начнет подтормаживать, чтобы дать шанс водителю вовремя среагировать и остановиться. Ремни безопасности автоматически натянуться, подголовники подвинутся вперед для предотвращения травмы шеи, спины и позвоночника, а сидения примут вертикальную позицию.
Продвинутые электронные системы автомобиля предупреждающие столкновение имеют две камеры. Одна камера следит за ситуацией на дороге, а вторая, установленная в рулевом колесе, анализирует лицо водителя на внимательность к сложившейся на дороге ситуации. Если компьютер, на который поступают данные с камер, посчитает, что авария произойдет до того, как водитель сможет отреагировать, автомобиль выполнит торможение самостоятельно. О таких автомобилях Zap-online.ru уже писали в статье «Последние новости Audi». Еще камеры распознают заснувшего за рулем водителя, подадут сигнал для его пробуждения, включат аварийку, совершат вынужденную остановку без помощи человека. Чего только стоят регулярно публикуемые ролики о том, как система безопасности Tesla уворачивается от летящих колес и встречных машин, без помощи водителя.
Системы ночного виденья в автомобилях
Первая камера ночного видения появилась в Cadillac DeVille 2000 года выпуска. На дисплее приборной панели отображается картина обстановки складывающаяся перед автомобилем, в черно-белом цвете. С системой ночного виденья, водитель видит, что происходит за горизонтом событий свечения фар. Тестирование ночных систем безопасности проводили здесь, почитайте.
С системой ночного виденья связана технология замедляющая разгон автомобиля от 0 до 100 км/ч в ночное время. То есть, если в дневное время разгон занял бы 3,5 секунды, то ночью машина разгонится только за 15 секунд.
Инфракрасное излучение
Новое поколение инфракрасных сенсоров в Lexus обнаруживает тепло в сотне метров от машины – будь то человек, олень или другой автомобиль. Обработанная информация отображается цифровой картинкой на лобовом стекле.
Система предупреждения об отклонении от выбранной полосы (LDWS) отслеживает движение машины в своей полосе и даст сигнал или подвернет автомобиль, если водитель начнет медленно съезжать с нее в кювет.
Модели с опцией обнаружения слепых зон, контролируют обстановку камерами и инфракрасными датчиками, установленными в боковых зеркалах. Датчики отслеживают попутный транспорт на дороге, не попадающий в поле зрения водителя. Когда посторонний автомобиль входит в зону слепого пятна, система начинает посылать сигналы водителю зуммером или морганием диодов на зеркалах. Такие системы ставит в свои модели Citroen. Кстати, система обнаружения слепых зон автомобиля входит в нашу 5-ку бесполезных опций.

Бортовые навигаторы
Новое поколение бортовых навигаторов дает 3D изображение маршрута. Тесла уже умеет передвигаться по заданному маршруту на автопилоте. Когда станет возможным обмен информацией в режиме реального времени о ситуации на дорогах между машинами, начнется эра беспилотных автомобилей, в которых не будет места человеческой ошибке. Машина сама завернет на заправку, если топливо в пластиковом бензобаке будет заканчиваться, заедет за детьми в школу к заданному времени, когда вы будете ехать по пути с работы.

В новых автомобилях тестируется опция авто-лакей, использующая снимки со спутника, чтобы найти свободное парковочное место и даже самостоятельно припарковаться. Для автопарковки нужно включить опцию автопилота и сидеть сложа руки. Автомобиль использует датчики для обнаружения объектов вокруг него и плавно паркует авто на пустое парковочное место. Процесс происходит без помощи водителя, руль крутится сам. Один из примеров машин с автопилотом Toyota Prius.
Интернет в машине

Вскоре автомобили будут оборудованы мобильными провайдерами беспроводного интернет-сервиса (ISPs). Связь с Интернетом не будет пропадать даже на высокой скорости. В планах автопроизводителей подключать ISPs к бортовому жесткому диску. Пассажиры смогут играть в сетевые игры online во время длительной поездки. Связь планируют устанавливать через спутник. Цена системы пока не оговаривается.
