Что такое тренога на дороге
Перейти к содержимому

Что такое тренога на дороге

  • автор:

Законны ли треноги на дорогах или всё это фикция?

Законны ли треноги на дорогах? Официально — да. Это комплексы фиксации нарушений, устанавливаемые Центром безопасности движения России (ЦБД РФ): «Крис», «Арена», «Стрелка», «Рапира» и другие. Они должны ставиться в зоне действия знаков, в наиболее аварийных участках и по согласованию начальника ГИБДД района. Ниже рассмотрим, законны ли такие радары, по каким правилам они ставятся, в чем плюсы / минусы, можно ли бороться с треногами и уйти от штрафов.

Законны ли треноги на дороге

С увеличением количества мобильных радаров на дороге и, соответственно, «писем счастья» у автовладельцев появляется все больше вопросов. Водители интересуются — разрешены ли камеры на дорогах, ведь по факту их владельцами являются частные лица. По факту они законны. Такие треноги ставятся в местах высокой аварийности, где автовладельцы превышают скорость или не соблюдают другие требования правил.

Нарушение правил дорожного движения является ответственностью ГИБДД, но функцию установки берут на себя региональные представительства ЦБД РФ. Такие функции передаются на баланс местных властей, но из-за отсутствия необходимых средств функции покупки и получения части прибыли передаются ИП и коммерческим фирмам.

При рассмотрении, законны ли камеры, стоит отметить еще один момент. Между бизнесом и региональными властями заключается договор, позволяющий:

  1. Ставить и обслуживать треноги на дорогах.
  2. Применять аппаратуру для фиксации нарушений ПДД.
  3. Печатать фото.
  4. Передавать постановления о штрафах автовладельцам.
  5. Организовать оплату штрафов и получить процент с каждого платежа.
  6. Контролировать проверку выплаты штрафов через специальный сервис.

Так что ответ на вопрос, законны ли треноги на дорогах в 2021 году, положительный. Такая возможно оговаривается в ФЗ под номером 115 «О концессионных соглашениях». Здесь прописано, что частный инвестор покупает и обслуживает оборудование за свои деньги, а ГИБДД дает указание по месту монтажа с обязательным согласованием с руководством местного ГИБДД.

Правила установки

С учетом сказанного камеры треноги на дорогах РФ — это законно. Но стоит разобраться с правилами установки оборудования — можно ли его ставить где попало. По КоАП РФ (ст. 2.6.1) нарушения фиксируются разными средствами, в том числе техническими.

Аппарат должен монтируются с учетом действующих норм и федеральных законов. Базовые правила:

  1. Установка в местах, где отсутствует стационарное наблюдение.
  2. Обязательное подтверждение нарушения фотографией.
  3. Доставка постановлений обслуживающими работниками в органы ГИБДД.
  4. Получение за монтаж / обслуживание определенного процента от штрафов.

Купленное оборудование проходит сертификацию, а персонал, который занимается обслуживанием, специальное обучение.

Вопрос, законны ли камеры треноги на дорогах, возникает на фоне отсутствия знаков об их установке. В ПДД, пункт 8.23, сказано, что в районе фиксации скорости устанавливается специальный знак. При этом не указываются средства его монтажа. Это позволяет установщикам ориентироваться на ГОСТ Р 52289-2004, по которому установка треног на дорогах установка знака не требуется. Именно этот момент является ключевыми при возникновении споров с автовладельцами. Водители сомневаются, законны ли основания для установки, а главной точкой опоры для владельцев оборудования является ГОСТ.

Плюсы и минусы установки треног

Разобравшись, законны ли треноги на дорогах, стоит определиться с мотивацией властей и коммерческих организаций.

С глобальной позиции монтаж треног на дорогах дает следующие преимущества:

  1. Соблюдение ПДД участниками дорожного движения.
  2. Уменьшение количества ДТП в местах повышенной аварийности и скопления транспорта. Во многих регионах число аварий уменьшилось на 20%, дорожных происшествий — на 8%.
  3. Исключение личного контакта работников ГИБДД и автовладельцев, что снижает уровень коррупции.
  • Риск погрешности по вине прибора или оператора. В частности, оптимальным углом поворота является 25 градусов. При этом погрешность составляет 1 км/ч. Если изменить этот параметр, меняются и показатели скорости.
  • Скорость нарушения для определенного участка дороги на комплексе ставится самостоятельно. И с этой позиции также возможны ошибки.

Треноги не только законны, но еще и позволяют заработать коммерческим организациям. В частности, при покупке такого оборудования можно получить следующие преимущества:

  1. Получение дополнительных доходов.
  2. Долгий срок службы оборудования, возможность его ремонта / замены.
  3. Наличие определенного срока выплат.
  4. Возможность нести пользу, предупреждая нарушения.

У такого бизнеса имеются и минусы:

  • Постоянные конфликты с автовладельцами, считающими, что такие треноги на дороге — не законны.
  • Со временем люди запоминают место установки камеры, и число штрафов снижается.
  • Ограниченный срок сотрудничества — 12 лет с момента установки камеры.
  • Необходимость соблюдения правил установки.

Можно ли бороться с треногами

Несмотря на тот факт, что применение такого оборудования законно, конфликты не прекращаются. Автовладельцы постоянно подают запросы, разрешены ли треноги на дорогах в 2021 году, и можно ли обойти такие ограничения. Отметим, что практика установки подобного оборудования имеется не только в России, но и других странах. Минус в том, что законодательство России не идеально, а это создает дополнительные коррупционные риски и высокую вероятность обогащения.

Многие автовладельцы до сих пор сомневаются, что треноги на дорогах законны. Они останавливаются возле них, разбивают, накрывают, опрокидывают, а иногда даже выкладывают в Интернет. Такие действия вызывают одобрение со стороны Интернет-сообщества, но с позиции закона являются преступлением.

Многие автовладельцы придумывают оригинальные способы защиты от таких наказаний:

  1. Блокировка видимости для треноги с помощью другого автомобиля. Такие действия законны, ведь человек может остановиться, к примеру, из-за неисправности. При этом владельцу приходится переместиться оборудование в другое место.
  2. Фотографирование установщиков такого оборудования, которые часто паркуются на газонах. Им приходится убирать машины и аппаратуру, чтобы самим избежать наказания.
  3. Указание на нарушение законодательства при установке треног. В таком случае может потребоваться помощь квалифицированного юриста.

В Госдуме уже планируется внести изменения в КоАП РФ (ст. 2.6.1) в вопросе взыскания штрафов при фиксации нарушений. На этом этапе планируется передать все камеры во владение субъектов РФ. При этом наблюдается тенденция уменьшения количества таких комплексов. К примеру, в 2020-м их число снизилось на 5,4% до 3500 единиц.

Как обжаловать штрафы с треног

Сомнения по поводу того, законны ли треноги на дорогах, заставляют автовладельцев оспаривать штрафы. На практике это почти бесполезно, если устройство имеет сертификат и прошло метрологическую проверку. Никто не будет измерять наклон, влияющий на точность измерений.

Если же владелец решится на оспаривание, сначала это делается в ГИБДД, а потом в судебном органе. На практике опротестовать штраф можно в следующих случаях:

  1. Ошибка в постановлении и указание неправильного места установки треноги на дороге.
  2. Предельная скорость в постановлении не соответствует реальной. К примеру, стоит знак 80 км/ч, а у треноги — 60.
  3. Настройки оборудования сбиты, из-за чего штрафы получают и другие невиновные автовладельцы.

Для собственной защиты рекомендуется собрать все данные и запросить файл нарушения в ЦАФАП ГИБДД. Можно еще раз проехать по тому же участку с видеорегистратором. Если устройство не зарегистрировало нарушение, а тренога — зафиксировала, нужно обращаться в ГИБДД с жалобой. Она отправляется почтой в отделение. Представители органа рассматривают, законны ли претензии и дают ответ. После этого можно обращаться в суд.

Таким образом, треноги на дорогах законны, а автовладельцы вынуждены платить штрафы. Но это не касается ситуаций, когда имеются явные нарушения в постановлении, указании максимальной скорости или сбитых настройках оборудования.

ГИБДД выбивает почву из-под треног

Передвижных камер фиксации нарушений становится меньше

С российских дорог постепенно уходят мобильные камеры-треноги и передвижные комплексы на автомобилях: в 2020 году их парк сократился на 5%. «Треноги умирают, как мамонты», отмечают эксперты, из-за их технологического несовершенства и ужесточения правил применения систем фиксации нарушений. Парк стационарных камер при этом за год вырос в России почти на треть. При этом радикальное влияние на аварийность, свидетельствует статистика, комплексы оказывать перестали.

Выйти из полноэкранного режима

Дорожные камеры на треногах выбывают из эксплуатации как технологически устаревшие

Развернуть на весь экран

Дорожные камеры на треногах выбывают из эксплуатации как технологически устаревшие

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Согласно отчету научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России, с которым ознакомился “Ъ”, в 2020 году количество передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД снизилось на 5,4%, до 3,5 тыс. штук, годом ранее — на 2,3%, до 3,7 тыс. штук. Речь идет о мобильных комплексах на треногах и камерах, установленных на крышах автомобилей или микроавтобусов. Парк мобильных камер стабильно рос до 2016 года, следует из данных МВД, впервые опубликованных в виде ретроспективы, тогда он составил 3,9 тыс. штук.

В отчете НЦ БДД этот тренд не объясняется. Количество «передвижек» сокращается по ряду причин, пояснили “Ъ” в ассоциации ОКО (объединяет производителей комплексов и операторов систем фотовидеофиксации). Во-первых, это устаревающая технология: в передвижных камерах используются радарные блоки определения скорости, не требующие, с одной стороны, настройки, юстировки и привязки к конкретному отрезку дороги, с другой — способные фиксировать только превышение скорости и еще один—три состава правонарушений.

Треноги изначально ставили для «оперативного реагирования» на очаги аварийности, их установка требовала меньшего количества согласований, говорят в ОКО.

«Из-за изменившихся нормативов, уравнявших стационарные и передвижные комплексы (речь идет о вступивших в силу 1 марта ГОСТе и новой редакции ПДД.— “Ъ” ), это преимущество утрачено,— пояснили в организации.— Например, если раньше предупреждающие знаки выставлялись только перед стационарными комплексами, теперь их нужно ставить и перед «передвижками»». Стационарные камеры — преимущественно оптические, более современные, говорят в ОКО, способные фиксировать большее количество составов, чем треноги. При этом оптические комплексы стоят дешевле, чем радарные, подчеркнули в ассоциации.

Как на смену треногам приходят камеры на крышах автомобилей

Известна масса случаев, когда треноги провоцировали агрессивную реакцию водителей. В сети немало видеороликов, как граждане нападают на сотрудников, охраняющих камеры, а комплексы ломают. Власти Подмосковья сообщали о двукратном росте подобных инцидентов в 2020 году. Подобные акты вандализма связаны, как правило, с убеждением автомобилистов, что камеры устанавливаются для создания ловушек вместе со знаками ограничения скорости. «Камеры, устанавливаемые на крыши автомобилей или автобусов, более заметные, чем камеры в кустах,— говорит представитель компании «Технологии распознавания» (производитель камер «Автоураган») Сергей Кусов.— К ним меньше претензий. А треноги умирают постепенно, как мамонты». По его словам, сейчас достигнут «паритет между претензиями автовладельцев и интересами эксплуатирующей стороны»: стало меньше жалоб и обращений граждан в суд по вопросу правомерности применения камер, снизилось и количество агрессивных атак. В ОКО отмечают, что в Подмосковье оператор отказался от использования треног, после чего втрое сократилось число мест, где в принципе можно установить передвижной комплекс, чтобы не создавать помех движению.

Источник “Ъ” в МВД говорит, что аварийно опасные места, где ранее выставляли «передвижки», взяли под постоянный контроль.

Согласно полицейской статистике, за год количество стационарных камер увеличилось в РФ на 27,4%, до 17,2 тыс. штук. В рамках объявленных в 2021 году тендеров власти закупают и монтируют по большей части именно такие комплексы: два конкурса на 7,7 млн и 28 млн руб. недавно объявили власти Удмуртии для улиц Ижевска, еще один тендер на 398 млн руб.— в Санкт-Петербурге. Значительная часть стационарных камер устанавливается в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги»: в 2019 году, рассказали “Ъ” в Росавтодоре, их было смонтировано более 3,4 тыс., в 2020 году — более 2,7 тыс., в 2021 году планируется установить еще 1,2 тыс. комплексов. В 2021–2024 годах на установку комплексов выделяется около 28,7 млрд руб., пояснили в дорожном агентстве.

Как столичный ЦОДД расширяет функционал передвижных комплексов

В Росавтодоре заявляют, что системы фиксации нарушений дисциплинируют водителей и приводят к снижению количества ДТП. Однако из данных НЦ БДД этого не следует: на участках, контролируемых стационарными камерами, в 2020 году зарегистрировано более 2,89 тыс. ДТП, на 23,1% больше, чем в 2019 году (по «передвижкам» информации нет). «Камеры показали свою эффективность на ранних стадиях своего внедрения, убрав чудовищный бардак с дорог,— считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.— Сейчас они практически перестали влиять на аварийность и лишь поддерживают определенный стиль поведения на дорогах. Новые камеры устанавливаются часто вместе с абсурдными ограничениями. Неудивительно, что водители воспринимают их исключительно как способ наполнения региональных бюджетов и операторов систем фиксации».

  • Газета «Коммерсантъ» №69 от 20.04.2021, стр. 4
  • Иван Буранов подписаться отписаться
  • Деятельность ГИБДД подписаться отписаться

Треноги на дорогах будут устанавливать по новым правилам

Фото: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

В Госавтоинспекции разработали новые требования к установке на дорогах мобильных автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Все необходимые параметры соберут в единой методичке, передает корреспондент Autonews.ru с проходящего в Екатеринбурге совещания «Безопасность дорожного движения и развитие инфраструктуры». Именно этим документом будут руководствоваться владельцы подобных комплексов. Как в свою очередь уточнил первый заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов, ни одной треноги нельзя будет устанавливать без согласия владельцев дорог и без участия ГИБДД.

«Будет четкое описание, когда и при каких обстоятельствах устанавливаются передвижные комплексы фиксации. Это — очаги аварийности, это — места проведения дорожных работ, но только в том случае, если есть потенциал возникновения очага аварийности. Камеры не должны быть инструментом для зарабатывания денег», — сказал Алафинов.

В июне нынешнего года Владимир Путин потребовал перестать специально прятать комплексы фиксации нарушений ПДД на опасных участках дорог, так как камеры устанавливаются в первую очередь ради снижения аварийности. Об этом президент России заявил на заседании Госсовета, посвященном развитию сети автодорог.

В свою очередь, глава Госавтоинспекции Михаил Черников рассказал, что на смену фиксирующим нарушения ПДД треногам в ближайшее время могут прийти совершенно новые автоматические комплексы. Устройства, по его оценке, не будут вызывать претензий со стороны водителей, как это происходит с передвижными камерами.

Треноги на дорогах! Предупреждающие таблички устанавливают в 150–180 метрах от прибора фиксации

На участках дорог, где устанавливают переносные системы фиксации превышения скоростного режима «Скат-П» или так называемые «треноги», устанавливают предупреждающие таблички для информирования водителей. Об этом сообщили в пресс-службе департамента полиции Мангистауской области.

Фото пресс-службы ведомства

В комментариях к новости «МВД РК: переносные системы фиксации скорости «Скат-П» установлены на дорогах Актау законно» пользователи Lada.kz сообщили о том, что сотрудники полиции не везде устанавливают предупреждающие таблички.

— Как ни странно, с самого начала табличку я не видел. Это возле Ардагера и в Приозерном 3. Через несколько дней там появились таблички, как начались жалобы, совпадение или я был слеп? Специально смотрел, не было табличек, — написал пользователь сайта Empro.

— И сейчас грешат отсутствием табличек, — написал другой пользователь сайта.

В пресс-службе департамента полиции Мангистауской области заявили, что предупреждающие таблички устанавливаются везде в 150–180 метрах от «треноги».

— Если автовладелец не обнаружил рядом с переносным скоростемером предупреждающую табличку, то он может оставить жалобу по телефону: 47-47-15,- отметили в полиции региона.

Законность использования мобильных радаров разъяснили в Министерстве внутренних дел Республики Казахстан.

— В целях обеспечения безопасности дорожного движения с марта текущего года в Актау установлены переносные системы фиксации превышения скоростного режима «Скат-П» или так называемые «треноги». Данные комплексы размещаются согласно расстановке, утвержденной в управлении полиции Актау, с предупреждающими табличками, информирующими водителей о присутствии дорожных камер на участке дороги, — сообщили в пресс-службе МВД РК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *