Основные причины, почему не работает вентилятор радиатора
Система охлаждения мотора на протяжении развития технического прогресса разделилась на две полноценные ветки, это комплекс воздушного охлаждения, а также охлаждение при помощи жидкости. Комплекс жидкостного охлаждения признан всеми специалистами гибридным вариантом, так как непосредственно вентилятор применяется в обеих системах одновременно. В процессе рассеивания избыточного тепла, в момент его отвода по контуру от разогретой комплексной установки выступает воздушная масса. В данном случае вентиляторы радиатора признаны тем самым устройством, которые планомерно и качественно обеспечивают отвод тепла наружу — в окружающую среду.
Принципиальная характеристика работы устройства
В настоящее время гибридный вариант работы вентилятора радиатора вытеснил традиционный воздушный в серийном производстве автомобильной техники. Вентилятор перед радиатором позволяет осуществить принудительный обдув двигателем, а также термовыключатель вентилятора радиатора. Общее предназначение самого вентилятора заключается в следующем, это специальное устройство, которое служит системой охлаждения, где расположен мотор, а также находящаяся жидкость в самом радиаторе. Положительный эффект достигается за счёт нахождения в нем конструкции элемента датчик включения вентилятора, общей системе обдува, а также за счёт увеличения скорости потока воздушной массы, проходящие через конструкционные ячейки и ребра самого радиатора. Монтаж термовыключателя вентилятора радиатора производится в большинстве конструкционных случаях между местом, где находится электродвигатель вентилятора и самим радиатором. Специальный кожух вентилятора служит местом, где располагается радиаторный отсек.
В конструкционном плане, чтобы решить вопрос, почему не включается вентилятор радиатора, необходимо знать, что сама система отличается по конструкции привода, которые бывают следующие:
- механический тип;
- гидромеханический диффузор вентилятора;
- электрический вариант.
Каждый тип имеет свои особенности и характеристики, которые помогают выяснить, как работает вентилятор охлаждения в каждой из систем. В большинстве своем для автомобильного транспорта используется электромотор, со встроенным термовыключателем вентилятора радиатора.
Как влияет температура жидкости на работу радиатора
Обустроен вентилятор достаточно просто, его конструкция включает в себя: электрический двигатель на 12 Вольт, крыльчатка( монтаж осуществлён непосредственно на роторе), провода электрической подводки, идущие к системе управления транспортным средством. Учитывая то, что схема включения вентилятора должна включаться в общую систему только в тот момент, когда осуществлён общий перегрев, для этого необходимо задействовать специальный управляющий элемент, который именуется как датчик включения вентилятора. В свою очередь, данный датчик вентилятора контролирует как температуру внутри системы, так и общий температурный режим находящейся жидкости.
В случае если температурный режим находится ниже заданного уровня, датчик включения вентилятора находится в отключённом состоянии. Если происходит плановый перегрев, срабатывает датчик включения вентилятора, который даёт электронную команду для термовыключателя вентилятора радиатора на снижение температуры до нужного режима.
Важно! В процессе движения транспортного средства схема подключения вентиляторов радиатора находится практически всегда в выключенном состоянии, благодаря движению навстречу воздушному потоку, который естественным путём охлаждает вентилятор системы охлаждения. Но, находясь в пробке, заторах, необходимо принудительно включить термовыключатель вентилятор радиатора для защиты от перегрева.
Иной вариант применения устройства диффузор вентилятора, это его механический привод, который используется исключительно в крупногабаритной спецтехнике, на грузовиках, тракторах. В данном случае вентилятор не отключается, работает в постоянном режиме. Для этих типов транспортных средств не предусмотрены дополнительные элементы — муфты сцепления, которые предназначены для отключения вентиляторов.
Как определить работоспособность вентилятора охлаждения радиатора
Для того,чтобы быть убежденным в том, что не включается вентилятор охлаждения радиатора, либо он точно вышел из строя, достаточно просто. Включаем электродвигатель транспортного средства, даём ему поработать на холостом ходу некоторый промежуток времени. На приборной панели управления транспортным средством вы увидите, что температура задействованной жидкости подходит к критической отметке, датчик и предохранитель вентилятора сообщают информацию о неисправности, и заставит включиться в работу. В этот важный момент оператор транспортного средства(водитель) услышит дополнительные шумовые эффекты, исходящие из под капота. Осуществляется разборка капота (нужно приподнять крышку, и вы увидите, что крыльчатка постоянно вращается в районе радиатора).
Проверяем работу вентилятора
Если температура, указанная на приборной панели для жидкости дошла до критического состояния, а реле вентилятора не думает включаться, значит, потребуется выяснить, почему не работает вентилятор, если все элементы управления запущены в полную силу.
Теперь определяем несколько случаев, позволяющие узнать, как проверить вентилятор радиатора.
- Проблема с работой мотора. Если ваш мотор вышел из строя, значит, не вращается мотор, и соответственно крыльчатка. Вращение вентилятора, равно и работу электродвигателя можно проверить, подключив напрямую мотор к аккумуляторной батарее. Возьмём два встроенных провода и напрямую подключим к клеммам аккумулятора, а другие концы к выводу мотора. Если при прямом методе подключения «на аккумулятор» не работает вентилятор радиатора, тогда можно смело сделать вывод, что необходимо полностью менять или разбирать электродвигатель.
- Проблема с датчиком. Если датчик по каким-либо причинам не может определить температуру жидкости, или он ведёт себя «неестественно», необходимо разобрать его и произвести полную замену. Для того чтобы убедиться в том, что датчик точно неисправен, и нужна ли замена вентилятора радиатора, отсоединяем от датчика два провода и соединяем их между собой. Если мотор начнёт постепенно раскручивать крыльчатку, значит мощность для работы вентилятора достаточная, потребуется только заменить датчик.
- Отсутствие питания. Прежде чем сделать ремонт вентилятора радиатора, попробуйте проверить подачу напряжения, это одна из самых частых причин, почему не постоянно работает вентилятор. В данном случае имеется место причине обрыва в электрических проводах, или выходит из строя предохранитель, электрическая цепь в данном случае будет обесточена. Для этого вам не нужно разбирать всю систему, а достаточно сделать «прозвон» и вы найдёте место обрыва или выхода из строя предохранителя.
В некоторых ситуациях бывает, что часто включается вентилятор без видимых на то причин. В чем причина такого поведения системы?
Почему постоянно включается вентилятор?
Оказывается, есть некоторые важные моменты, позволяющие пролить свет как подключить вентилятор в щадящем режиме:
- Контакты встроенного реле имеют функцию «залипания».
- Проблемы с встроенным датчиком. В данном случае вентилятор не выключается, придётся полностью заменить устройство.
- Осуществлено «заклинивание» термостата. Необходимо проверить работоспособность устройства.
- Очень часто в дороге внезапно выходит из строя вентилятор, и водитель не знает, как правильно себя вести. Чтобы не произошёл перегрев двигателя нужно проделать следующее:
- Принудительно включаем в работу вентилятор непосредственно от аккумуляторной батареи.
- Если не удаётся подключить вентилятор, тогда машина должна двигаться со скоростью не менее 60 км в час, чтобы встречный воздух успевал охлаждать радиатор. В некоторых случаях рекомендуется включить систему отопления в машине, чтобы некоторая часть тепла, которая поступает от охлаждающей жидкости, поступала в салон машины.
Напоследок нужно использовать и этот вариант, если все же охлаждающаяся жидкость очень часто перегревается, даже если у вас все в порядке с машиной, то лучше остановите машину, подождите какое-то время, чтобы машина успела охладиться, и только после этого продолжайте движение транспортного средства.
© 2005-2024 Автогудок — интернет-магазин в Санкт-Петербурге Copyright, All Rights Reserved.
Санкт-Петербург, пр. Испытателей, 30б
Что будет если ездить без вентилятора охлаждения
Без вентилятора продув радиатора обеспечивает только набегающий поток воздуха, соответственно просто на стоящем авто закипеть запросто. На трассе вполне достаточно и просто набегающего (при условии чистых, очень чистых радиаторов).
- Без вентилятора охлаждения мотор может перегреться при движении на малой скорости или на холостом ходу.
- Вентилятор радиатора нужен для передачи тепла через увеличение скорости воздушного потока.
- Вентилятор включается, когда температура жидкости поднимается, и радиатор не может самостоятельно предотвратить перегрев.
- Забитость теплообменника может проявляться перегревом двигателя, плохим обогревом салона, утечкой жидкости и повреждением помпы и прокладки головки блока цилиндров.
- Глушение двигателя во время работы вентилятора запрещено при движении.
- Вентилятор может вызвать гипотермию и асфиксию, поэтому нельзя сидеть под ним.
- Работа вентилятора на ночь может вызвать озноб, напряжение мышц и судороги, поэтому использование его всю ночь нежелательно.
Без вентилятора охлаждения мотор может перегреться при движении на малой скорости или на холостом ходу, так как в этот момент необходимость в форсированном охлаждении наиболее актуальна. Без вентилятора продув радиатора обеспечивает только набегающий поток воздуха, который не всегда способен справиться с выделяющимся теплом. В свою очередь, это может привести к перегреву мотора.
Вентилятор радиатора необходим для передачи тепла через увеличение скорости воздушного потока. Вентилятор обычно устанавливается в осевом направлении к транспортному средству, что означает, что воздух течет вдоль продольной оси движения автомобиля. В случаях, когда автомобиль стоит в пробке или движется с маленькой скоростью долгое время, температура жидкости поднимается, и радиатор не может самостоятельно предотвратить перегрев. В этот момент в работу включается вентилятор, который охлаждает нагретую жидкость в радиаторе.
Забитость теплообменника может проявляться перегревом двигателя, плохим обогревом салона, утечкой жидкости и повреждением помпы и прокладки головки блока цилиндров. Если есть подозрение на забитость теплообменника, лучше обратиться к специалистам для диагностики и очистки системы охлаждения.
Глушение двигателя во время работы вентилятора запрещено при движении, так как это может привести к перегреву мотора и нанести серьезный ущерб автомобилю. Поэтому, если вентилятор заработал, лучше не выключать мотор до того, как автомобиль остановится.
Вентилятор может вызвать гипотермию и асфиксию, поэтому нельзя сидеть под ним. Включенный вентилятор может вызвать переохлаждение организма и затянувшуюся асфиксию, потому что он перемещает кислород в комнате или может вызвать переизбыток угарного газа.
Работа вентилятора на ночь может вызвать озноб, напряжение мышц и судороги, поэтому использование его всю ночь нежелательно. Работающее ночью устройство, разгоняющее воздух, способно вызвать появление у спящего человека озноба, напряжения в мышцах и судороги, а также застудить голову и шею. Поэтому в использовании вентилятора на ночь нужно быть осторожным и использовать его с умеренностью.
- Что будет если не будет работать вентилятор охлаждения
- Можно ли ездить с постоянно включенным вентилятором охлаждения
- Зачем нужен вентилятор в системе охлаждения
- Когда начинает работать вентилятор охлаждения
- Как понять что система охлаждения забита
- Можно ли глушить двигатель пока работает вентилятор
- Почему нельзя сидеть под вентилятором
- Можно ли пользоваться вентилятором всю ночь
- Как понять что радиатор охлаждения неисправен
- В чем смысл вентилятора
- Чем полезен вентилятор
- Откуда может появиться воздух в системе охлаждения
- Когда должен срабатывать вентилятор в машине
- Как должен работать вентилятор в машине
- Как проверить работу вентилятора охлаждения двигателя
- Почему не охлаждает двигатель
- Что отвечает за включение вентилятора
- Что влияет на включение вентилятора охлаждения
- Можно ли заболеть если лежать под вентилятором
- Сколько можно находиться под вентилятором
- Почему работает вентилятор при выключенном двигателе
- Почему постоянно работает вентилятор в машине
- Куда должен дуть вентилятор охлаждения на машине
- Как понять что реле вентилятора не работает
- Какие неисправности возможны при уменьшении уровня жидкости в системе охлаждения
- Как понять что датчик вентилятора не работает
Что будет если не будет работать вентилятор охлаждения
Однако при движении на малой скорости или когда двигатель работает на холостом ходу, поток воздуха недостаточен для эффективного охлаждения радиатора. Соответственно, охлаждающая жидкость будет сильно нагреваться при работе, из-за чего может возникнуть перегрев мотора.
Можно ли ездить с постоянно включенным вентилятором охлаждения
Летом ездить с постоянно включенным вентилятором нежелательно, но допустимо. Однако, если вентилятор крутит постоянно зимой, то рекомендуется как можно быстрее диагностировать и устранить поломку.
Зачем нужен вентилятор в системе охлаждения
Для чего нужен вентилятор радиатора? Вентилятор радиатора способствует передаче тепла за счет увеличения скорости воздушного потока через радиатор. Вентилятор обычно устанавливается в осевом направлении к транспортному средству, что означает, что воздух течет вдоль продольной оси движения автомобиля.
Когда начинает работать вентилятор охлаждения
В случаях, когда автомобиль стоит в пробке или движется с маленькой скоростью долгое время, температура жидкости поднимается, и радиатор не может предотвратить перегрев самостоятельно. В этот момент в работу включается вентилятор, который охлаждает нагревшуюся жидкость в радиаторе.
Как понять что система охлаждения забита
На то, что теплообменник забит, указывают такие признаки, как перегрев двигателя, плохой обогрев салона, утечка охлаждающей жидкости, повреждение помпы и прокладки головки блока цилиндров.
Можно ли глушить двигатель пока работает вентилятор
При обычных условиях можно выключить мотор, если заработал вентилятор. Это не принесет вреда автомобилю. Но если вентилятор включился во время движения, глушить двигатель категорически запрещено. Сначала нужно остановиться, открыть капот и проследить за работой двигателя на холостых оборотах.
Почему нельзя сидеть под вентилятором
Включенный вентилятор может вызвать гипотермию — переохлаждение организма. Вентилятор может вызвать затянувшуюся асфиксию из-за перемещения кислорода в комнате или переизбытка угарного газа.
Можно ли пользоваться вентилятором всю ночь
Работающее ночью устройство, разгоняющее воздух, способно вызвать появление у спящего человека озноба, напряжения в мышцах и судороги. Те, кто спят всю ночь с работающим вентилятором, рискуют застудить голову и шею, столкнуться со стреляющими болями в ухе и напряжением мышц в области затылка.
Как понять что радиатор охлаждения неисправен
Основные признаки поломки радиатора:
- Автомобиль постоянно перегревается Следите за датчиком температуры.
- Охлаждающая жидкость протекает Хладагент проходит через радиатор, и может вытечь через трещину в нем.
- В радиаторе накапливается осадок
- Охлаждающая жидкость на низком уровне
В чем смысл вентилятора
Вентилятор предназначен для создания потока воздуха в помещении, обеспечивающего комфортное пребывание в летний период. Бытовые вентиляторы классифицируются по типу, размеру, производительности, числу лопастей, исполнению и функциональности.
Чем полезен вентилятор
Бытовой вентилятор вызывает принудительную циркуляцию воздуха в помещении удаляет отработанный воздух и заменяет его чистым наружным. Воздушный поток движется с большой скоростью и благодаря этому охлаждается.
Откуда может появиться воздух в системе охлаждения
Существует несколько наиболее распространенных причин появления воздушной пробки: Разгерметизация трубок, шлангов, штуцеров при циркуляции жидкости. Чаще всего такая проблема возникает в зимнее время, когда размеры соединений уменьшаются из-за низкой температуры.
Когда должен срабатывать вентилятор в машине
Работа вентилятора нужна только тогда, когда температура охлаждающей жидкости приближается к критической и возникает угроза перегрева. Для автоматического включения вентилятора охлаждения предусмотрено использование датчика температуры. Он измеряет температуру охлаждающей жидкости.
Как должен работать вентилятор в машине
Принцип работы такой системы предельно прост: пока температура двигателя низкая, вентилятор не работает, но стоит охлаждающей жидкости достичь критической температуры, как тут же срабатывает датчик температуры, и реле включает вентилятор. При охлаждении мотора реле по команде с датчика снова выключает вентилятор.
Как проверить работу вентилятора охлаждения двигателя
При помощи какой-либо перемычки (кусочка тонкого провода) замкнуть попарно «плюс» и сначала один, а потом второй «минус». Если проводка цела, а вентилятор исправный, то в момент замыкания включится сначала одна, а потом вторая скорость вентилятора. На двухконтактном датчике скорость будет одна.
Почему не охлаждает двигатель
Перегреваться мотор может, если не срабатывает электровентилятор охлаждения радиатора. Причин несколько: вышли из строя электродвигатель, реле включения или датчик, повреждена проводка. У некоторых двигателей используется теплообменник «масло — охлаждающая жидкость».
Что отвечает за включение вентилятора
Датчик включения/выключения вентилятора (ДВВ) — датчик системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; электронное или электромеханическое устройство, осуществляющее включение и отключение электрического вентилятора охлаждения радиатора в зависимости от текущей температуры охлаждающей жидкости.
Что влияет на включение вентилятора охлаждения
За включение/отключение вентилятора охлаждения отвечает датчик. Он должен срабатывать при высоких температурах, активируя вентилятор. Если этого не происходит, потребуется замена датчика.
Можно ли заболеть если лежать под вентилятором
Их вдыхание приводит к насморку, чиханию и затрудненному дыханию. При наличии в анамнезе аллергии или астмы они часто обостряются. Кроме этого, у человека, спящего под вентилятором, повышается риск заболевания простудой. Дело в том, что ночью слизистая носоглотки пересыхает.
Сколько можно находиться под вентилятором
За 10 секунд вентилятор не продует, но долго находиться под ним действительно опасно. Настраивайте его так, чтобы он стоял далеко или дул на вас только во время вращения, то есть кратковременно.
Почему работает вентилятор при выключенном двигателе
После выключения двигателя вентилятор включается от датчика температуры, который находится около форсунок и срабатывает, если мне не изменяет память, при температуре 110 градусов.
Почему постоянно работает вентилятор в машине
Если температура радиатора превышает установленную, а это, как правило, до 100 градусов (в зависимости от настроек) происходит включение вентилятора, который охлаждает нагревшуюся жидкость в радиаторе. Таков основной принцип работы вентилятора.
Куда должен дуть вентилятор охлаждения на машине
Вентилятор радиатора должен дуть (сосать) с улицы внутрь. Если наоборот то мотор будет греться. Все правильно. При движении автомобиля естественный обдув радиатора идет снаружи внутрь моторного отсека.
Как понять что реле вентилятора не работает
Реле чаще всего попадают под подозрение если не работает какая-либо одна из скоростей вентилятора. Для проверки реле можно кинуть ему на ноги №85 и №86 напряжение 12 В. Если не щелкнуло (не сомкнулись силовые контакты) — реле под замену.
Какие неисправности возможны при уменьшении уровня жидкости в системе охлаждения
Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются:
- перегрев двигателя;
- переохлаждения двигателя;
- наружная утечка охлаждающей жидкости;
- внутренняя утечка охлаждающей жидкости.
Как понять что датчик вентилятора не работает
Неисправности датчика включения вентилятора:
- Залипание контактов. При этом вентилятор будет работать постоянно, независимо от температуры антифриза.
- Окисление контактов. В этом случае вентилятор не будет включаться вообще.
- Поломка реле (штока).
- Износ биметаллической пластины.
- Отсутствие питания от предохранителя.
05.05.2023 Что будет если ездить без вентилятора охлаждения
Вентилятор охлаждения является одним из ключевых компонентов системы охлаждения автомобиля. Он служит для передачи тепла, увеличивая скорость воздушного потока через радиатор. Без него работа двигателя может быть нарушена, что может привести к перегреву и серьезным поломкам.
При движении на больших скоростях, поток воздуха вынужденно проходит через радиатор, охлаждая его достаточно эффективно. Однако на небольшой скорости или когда двигатель работает на холостом ходу, поток воздуха недостаточный для эффективного охлаждения радиатора. Именно в таких случаях включается вентилятор охлаждения.
Но есть и другие проблемы, связанные с работой вентилятора. Летом его постоянное включение может привести к большому расходу топлива и перегреву мотора. Зимой же постоянно работающий вентилятор может быть признаком поломки системы охлаждения, поэтому рекомендуется как можно быстрее устранить проблему.
Обратим внимание и на то, что забитый теплообменник также может привести к перегреву двигателя. На то, что он забит, указывают признаки, такие как плохой обогрев салона, утечка охлаждающей жидкости, повреждение помпы и прокладки головки блока цилиндров.
Вентилятор охлаждения может быть опасен для здоровья человека. Работающее устройство может вызвать гипотермию — переохлаждение организма. Поэтому не стоит сидеть под ним продолжительное время. Также работающее ночью устройство способно вызвать озноб и мышечные судороги.
В итоге, вентилятор охлаждения — важный компонент системы охлаждения автомобиля, контролировать его работу очень важно для безопасности и здоровья. Необходимо следить за его работой, вовремя выявляя проблемы и устраняя их.
Причины неисправности автомобильного вентилятора радиатора
Мы прекрасно знаем, что при работе двигателя происходит повышение его температуры, и требуется охлаждение. Для этого в автомобиле и существует система охлаждения двигателя. Углубляться в ее устройство и принцип работы в этой статье мы не будем, а лишь затронем одну из часто встречающихся проблем, связанную с поломкой вентилятора охлаждения радиатора. Какие есть потенциальные причины поломки автомобильного вентилятора и как их устранять. Радиатор машины состоит из небольших тонких трубок, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Проходящий поток воздуха убирает излишки тепла, хранящиеся в жидкости. В ситуации, когда силы потока воздуха не достаточно (двигатель работает в холостом режиме, машина не движется) предусмотрен автомобильный вентилятор, расположенный прямо напротив радиатора. Включение в работу вентилятора происходит после подачи сигнала, через термостат. Если температура радиатора превышает установленную, а это, как правило, до 100 градусов (в зависимости от настроек) происходит включение вентилятора, который охлаждает нагревшуюся жидкость в радиаторе. Таков основной принцип работы вентилятора.
Определение неисправности
Довольно часто автомобилисты встречаются с проблемой, когда вентилятор не включается, при уже довольно высокой температуре, что чревато возникновением проблем с двигателем. Чтобы выяснить причины поломки вентилятора, нужно проверить предохранитель и соединительные провода. Выполните проверку подачи напряжения на вентилятор, нет ли обрыва контакта. Чтобы это проверить, можно воспользоваться обыкновенной лампочкой. Если подключая к проводам, лампочка не горит, значит нет контакта, и где то на линии произошел обрыв провода или его перегорание. Попробуйте подключить вентилятор напрямую с аккумуляторной батареи, и если он будет крутиться, то вся проблема не в самом вентиляторе, а в проводке. Если вентилятор не работает, то причины поломки нужно искать непосредственно в нем.
Влияние температуры
Возникают ситуации, когда вентилятор работает практически непрерывно. Причина может крыться в термостате. Термостат — датчик, определяющий режим циркуляции охлаждающей жидкости и дает сигнал на включение вентилятора, при наборе двигателем определенной температуры. В радиаторе происходит циркуляция жидкости по двум кругам, большому и малому. В том случае, когда циркуляция происходит по малому кругу, то в радиатор она не попадает. В случае поломки термостата вода может циркулировать только по малому кругу, что приведет к перегреву и срабатыванию вентилятора через датчик. Но, из за того что вода в радиатор не поступает, он не охлаждается и находится постоянно под высокой температурой. В итоге вентилятор радиатора находится постоянно включенным. Проблема постоянной работы вентилятора автомобиля, может быть скрыта в обыкновенном заклинивании термостата. Для чего достаточно простучать по корпусу, чтобы датчик работал в нормально режиме. Если Вы заметили, что вентилятор постоянно включается при достаточно небольшой температуре, то также нужно проверить термостат. Возможно, причина кроется в низко выставленном диапазоне температур, т.е. так называемый летний режим, когда учитывая жаркую погоду, вентилятор должен включаться раньше, чтобы своевременно остудить двигатель. Нужно выяснить при достижении какой температуры происходит срабатывание датчика. Если эта температура примерно от 80 градусов и выше, то просто нужно перенастроить на более высокую температуру. Если срабатывание происходит и при довольно низких температурах, а также сразу после включения в работу мотора, то в такой ситуации лучше заменить термостат на исправный. Запомните, система охлаждения играет важную роль, так как перегрев двигателя, может привести к выходу его из строя, что повлечет значительные финансовые затраты, поэтому при появлении проблем в работе системы нужно своевременно реагировать и устранять проблемы.
Если все выше перечисленное не помогло вернуть вентилятор в рабочее состояние, то необходима замена. Посмотрите автомобильный вентилятор в наем каталоге. Обратите особое внимание на вентиляторы производства немецкого концерна Ebmpapst. Они имеют повышенный ресурс работы и отличаются отличным качеством.
Комментарии
12 июня 2018 г.
Имя: Keeran
Спасибо за статью. Проверил подачу напряжения на вентилятор, реально был обрыв. А прочитал из этой статьи. Сейчас все решил, слава Богу. Ну а насчет автомобильных вентиляторов Ebmpapst – то чистая правда. Немцы фуфла не гонят )
Почему не включается вентилятор охлаждения двигателя
Автор: Андрей Гагарин Двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет большое количество тепловой энергии. Чтобы силовой агрегат продолжал работать в штатном режиме, цилиндры омываются охлаждающей жидкостью, которая посредством водяной помпы направляется в радиатор. В этом устройстве происходит отдача тепла в атмосферу, но при движении автомобиля с небольшой скоростью этот процесс не может быть эффективным. Поднять «ветер» в радиаторе позволяет специальный вентилятор, включение которого осуществляется автоматически.
- Что такое вентилятор радиатора
- Как включается вентилятор
- Возможные неисправности вентилятора
- Проверяем электродвигатель
- Проверяем проводку
- Проверяем предохранитель и реле включения вентилятора
- Тестируем датчик включения вентилятора
- Меняем предохранительный клапан
- Полезные советы
Что такое вентилятор радиатора
Основным элементом вентилятора радиатора является электродвигатель. Чтобы обеспечивать должный объем воздуха, это устройство имеет значительные показатели мощности. Кроме того, частота вращения рабочего вала этого устройства достигает нескольких тысяч оборотов в минуту.
Для нагнетания воздуха с электродвигателем жестко соединены лопасти, которые вращаются с большой угловой скоростью. Эти элементы обеспечивают значительное давление воздушной массы. Форма и количество лопастей вентилятора могут существенно различаться, но эти изделия изготовлены таким образом, чтобы обеспечить при минимальных расходах электрической энергии максимальный воздушный поток.
Как включается вентилятор
Чтобы водителю не отвлекаться от управления транспортным средством, включение вентилятора радиатора осуществляется посредством специального термодатчика. При достижении определенного уровня температуры ОЖ контакты такого устройства смыкаются, и становится возможной передача электрического тока. Учитывая высокую мощность электродвигателя, для сохранности электропроводки датчика и его внутренних контактов в цепи включения электровентилятора устанавливается электромагнитное реле. Именно этот прибор соединяет контакты, которые подают электрический ток непосредственно на обмотку электродвигателя.
Многие владельцы машин отечественного производства для обеспечения произвольного включения вентилятора двигателя дублируют включение устройства небольшим рубильником на приборной панели. Таким образом можно обеспечить быстрое решение проблемы, когда вентилятор не в состоянии охлаждать радиатор, если термодатчик выходит из строя.
В процессе эксплуатации транспортного средства возможны разные поломки вентилятора двигателя. Наиболее частой причиной того, что не работает вентилятор охлаждения двигателя, является обрыв проводки. Могут встречаться и другие более сложные неисправности, при наличии которых потребуется заменять вышедшие из строя элементы, если не срабатывает вентилятор двигателя.
Проверяем электродвигатель
Электродвигатель вентилятора имеет высокие значения защищенности от попадания влаги, но в процессе эксплуатации уплотнители могут терять эффективность, и внутрь мотора может попасть вода или грязь. Износ щеток – естественный процесс для двигателей этого типа. При такой технической патологии также греется двигатель, а вентилятор не включается.
Если автомобиль эксплуатируется в жарком климате, то включение принудительной вентиляции радиатора происходит очень часто. Этот факт также может быть причиной того, что не работает вентилятор охлаждения двигателя. Если щетки изношены, то можно относительно недорого отремонтировать двигатель. В любом специализированном магазине можно приобрести и самостоятельно установить щеточный узел в сборе, если вентилятор двигателя не включается по этой причине.
Если перегорела обмотка мотора, то в этом случае также не работает двигатель вентилятора. Самостоятельно перемотать этот узел может только высококвалифицированный специалист. В такой ситуации рекомендуется приобрести новый вентилятор двигателя и установить его на автомобиль. Убедиться в неисправности внутренней проводки, когда вентилятор двигателя не включается, можно с помощью мультиметра. Для этой цели на приборе активируется режим измерения сопротивления, а затем поочередно измеряется этот параметр по каждому контуру.
Проверяем проводку
Во многих случаях самым простым способом узнать, почему не включается вентилятор охлаждения двигателя, является обжим клемм термодатчика. Эта деталь чаще всего вмонтирована в радиатор, и ее несложно найти по выходящим из нее электрическим проводам. Если причина неработоспособности заключается в отсутствии контакта в этом узле, то рекомендуется отсоединить клеммы и зачистить контакты. Аналогичным образом могут наблюдаться недостаточно качественное присоединение проводов к электромагнитному реле, отвечающему за подачу электроэнергии к двигателю вентилятора.
Обрыв проводки случается крайне редко, но полностью исключать эту причину неработоспособности вентилятора не стоит. Если все контакты хорошо соединены между собой, то следует взять мультиметр и проверить провода на обрыв. Как и при проверке обмотки электродвигателя, на приборе следует активировать режим измерения сопротивления и прозвонить проводку, идущую от термодатчика к электромагнитному реле и от реле – к обмотке электродвигателя.
Проверяем предохранитель и реле включения вентилятора
Если перегорел предохранитель, то греется двигатель, а вентилятор не включается. Эта проблема также может быть решена очень быстро. Следует только понимать, что элемент, служащий для защиты электрической сети, вышел из строя не просто так, а по причине значительной перегрузки. Почему не срабатывает вентилятор охлаждения двигателя, необходимо разобраться.
Если применяется самовосстанавливающийся предохранитель, то после однократного выключения работоспособность основного прибора может восстановиться, и каких-либо дополнительных действий не потребуется. Плавкий элемент нужно будет заменить. Если защита снова сработает, то необходимо будет дополнительно искать причину, почему не включается вентилятор охлаждения двигателя. Как правило, виной этому может быть короткое замыкание в цепи электровентилятора.
Не работает двигатель вентилятора и по причине выхода из строя реле включения. Самый простой способ причину, по которой не работает вентилятор охлаждения двигателя, заключается в демонтаже его из блока реле и подача на контакты электромагнита напряжения 12 В. При этом должен быть слышен характерный щелчок.
Дополнительно включение реле можно определить по замыканию контактов. Для этой цели можно просто подключить лампочку к выходу из реле и подать на контакты напряжение. Если при проверке будет отсутствовать щелчок, либо по второй паре контактов не будет проходить электрический ток, то реле потребуется заменить.
Тестируем датчик включения вентилятора
Если есть подозрение в том, что не включается вентилятор системы охлаждения двигателя из-за датчика, то эту деталь можно очень легко проверить. Для этой цели необходимо выполнить следующие действия:
- Снять датчик, предварительно отсоединив провода и подставив под радиатор емкость для сбора охлаждающей жидкости.
- Поместить датчик в небольшую металлическую емкость, заполненную водой.
- Поставить емкость на газовую плиту.
- После закипания жидкости следует аккуратно достать датчик и замерить сопротивление на его контактах.
Если мультиметр покажет бесконечно большое сопротивление, то датчик потребуется заменить, если греется двигатель, и не срабатывает вентилятор.
Меняем предохранительный клапан
Предохранительный клапан системы охлаждения, как правило, конструктивно объединен с крышкой расширительного бачка. Этот элемент позволяет поддерживать оптимальные показатели давления охлаждающей жидкости. Если работа клапана нарушена, то кипение тосола может наступить ранее, чем сработает датчик включения вентилятора.
При поломке предохранительного клапана эту деталь невозможно восстановить в гаражных условиях, поэтому рекомендуется приобрести и установить новое изделие, если есть сомнение в его работоспособности.
Полезные советы
Эти советы позволят оптимизировать ремонтные операции и не допустить возникновения причины, по которой не будет работать вентилятор охлаждения двигателя:
- Проверочные работы следует начинать с самых простых операций.
- При проверке всех деталей необходимо руководствоваться электрической схемой автомобиля.
- При отсутствии включения электродвигателя в зимнее время следует обязательно проверить работоспособность термостата.
- Чтобы избежать проблем с работоспособностью системы охлаждения двигателя, следует регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости в двигателе.
- Необходимо регулярно очищать лопасти вентилятора и радиатор от пыли и других механических загрязнений.
Своевременно выполняемое ТО позволит избежать проблем с обеспечением качественного охлаждения двигателя автомобиля вне зависимости от условий эксплуатации транспортного средства.