Противотуманные фары: когда их разрешено и запрещено включать.
Здравствуйте, друзья! Тема сегодняшнего разговора — противотуманные фары (ПТФ), или попросту противотуманки. Разберемся, когда их разрешено либо, наоборот, запрещено использовать, и какие санкции грозят в случае нарушения этих требований.
Необходимо сразу отметить, что какие-либо запреты или обязанности по включению противотуманных фар в ПДД отсутствуют. Правилами лишь прописаны ситуации, когда их можно использовать. О каких ситуациях речь? Поясним.
ПДД: раздел 19
Именно здесь кроется ответ на вопрос.
Согласно пунктам 19.3; 19.4; 19.5 и 19.7 ПДД, возможность (но не обязанность) пользоваться противотуманными фарами появляется:
во время дождя, тумана, снегопада — в общем, когда видимость на дороге явно недостаточна. Причем одновременно с ПТФ необходимо включать ближний или дальний (когда ПДД этого не запрещают) свет фар;
вечером или ночью — другими словами, при движении по неосвещенной дороге. Как и в ситуации выше, вы должны при этом обязательно включать ближние или дальние фары;
днем или утром, то есть в светлое время можно пользоваться противотуманками вместо ближних фар при обозначении транспортного средства на дороге;
при включении габаритных огней в случае стоянки либо остановки вечером или ночью на неосвещенном участке дороги и при недостаточной видимости — в этих ситуациях допускается, совместно с «габаритами», пользоваться и противотуманными фарами.
К слову, напомним, что недостаточной видимостью, согласно пункту 1.2 ПДД, является дальность обзора менее 300 метров при сумерках или осадках.
Вышеуказанные ситуации, при которых возможно использование противотуманных фар, на практике означают запрет их применения в любых других случаях.
Особенности езды днем
Итак, дневное время суток предусматривает использование ПТФ в непогоду при видимости менее 300 метров, а также вместо ближних фар при обозначении авто на дороге.
Другими словами, если модель вашей «ласточки» предусматривает в случае выключения ближних фар автоматический запуск дневных ходовых огней (ДХО), то включать дополнительно противотуманки уже нельзя, поскольку они разрешены лишь с габаритными огнями. Впрочем, даже с технической точки зрения подобный тандем невозможен.
Когда именно запрещены ПТФ
Исходя из четко прописанных условий, разрешающих использовать противотуманные фары, можно сформулировать ситуации, когда они запрещены.
Итак, пользоваться противотуманками нельзя:
вечером или ночью — на освещенной дороге;
в ночное время или при недостаточной видимости — в качестве ближних или дальних фар;
днем — одновременно с ДХО.
Кстати, бытует мнение, что возможность использования ПТФ зависит от того, едет ли авто по населенному пункту либо загородной дороге. Это миф — ПДД таких различий не содержат.
Очевидно, причина подобных выводов кроется в том, что загородные трассы нередко изобилуют неосвещенными участками. И как правило, именно там автомобилисты имеют возможность включать ПТФ на законных основаниях.
Каким цветом разрешается светить?
Для ответа на вопрос достаточно обратиться к Перечню неисправностей, исключающих эксплуатацию транспортного средства (это приложение к ПДД).
Пункт 3.6 этого документа разрешает для передних фар только желтые, белые либо оранжевые огни. Для задних фар допускаются белые (задний ход и освещение госномера), красные, оранжевые или желтые (противотуманные) огни.
Еще раз: ПТФ могут заменить ближний свет?
Как отмечали ранее, есть две ситуации, когда можно пользоваться противотуманками место ближних фар.
Во-первых, это позволительно делать днем, чтобы обозначить свое авто для других транспортных средств. Во-вторых, вечером или ночью — при стоянке или остановке на неосвещенном участке дороге, но лишь совместно с габаритными огнями.
Условия включения задних ПТФ
В соответствии с пунктом 19.7 ПДД, основанием для использования задних противотуманных фонарей является исключительно недостаточная видимость.
Другими словами, если за окном непогода (ливень, туман, снегопад) или сумерки, при которых дальность обзора составляет менее 300 метров, вы имеете право пользоваться задними противотуманными фонарями.
Предусмотрена ли ответственность за ослепление противотуманными фарами?
Это покажется странным, но санкций в подобном случае нет. В такой ситуации, согласно Правилам дорожного движения, обязанность выключить огни распространяется исключительно на дальний свет.
А если вы ослепили других участников движения противотуманными фарами (и вам сигналят «аварийкой», как это предусматривают ПДД), то формально не обязаны их выключать.
Нюанс тут в другом. Если встречных водителей слепят противотуманки, значит, они работают неправильно. Чаще всего причиной является источник света, который не предусмотрен или вовсе запрещен для этих фар.
И такая ситуация является уже явным нарушением, предусмотренным статьей 12.20 Административного кодекса, и грозит предупреждением либо штрафом 500 рублей. Если же в некорректной работе ПТФ обнаружат дефект из Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию авто, то нарушитель сталкивается с реальной угрозой лишения прав на 6 — 12 месяцев согласно части 3 статьи 12.5 Административного кодекса.
Изначально авто без ПТФ. Законна ли «ручная» установка?
Если противотуманные фары не предусмотрены производителем вашего автомобиля, то их установка означает внесение изменений в конструкцию.
А такая процедура требует:
разрешения Госавтоинспекции;
протокола безопасности (из лаборатории — уже после монтажа ПТФ);
прохождения техосмотра;
свидетельства о соответствии изменений требованиям безопасности.
Отсюда можно сделать вывод, что изменением в конструкцию не является ситуация, когда противотуманные фары переставлены с более продвинутой комплектации автомобиля.
Это полностью соответствует Техническому регламенту Таможенного союза (утвержденному Комиссией ТС № 877 от 9 декабря 2011 года), пункт 77 которого освобождает от подобной процедуры транспортное средство в случае установки противотуманок, рассчитанных на данную модель и предусмотренных в эксплуатационной документации.
Таким образом, когда вместо ПТФ бюджетная комплектация «светит» заглушками, то вы можете переставить противотуманки с более дорогой версии авто. Но это обязательно должны быть фары конкретно под вашу марку, модель и модификацию. А вот поставить противотуманные фары с рестайлинговой версии на дорестайлинговую уже нельзя.
Справедливости ради отметим, что даже установка ПТФ, предусмотренных заводом, нарушает пункт 3.1 Перечня неисправной, поскольку в этом случае световые приборы по своему количеству не соответствуют первоначальной (заводской) конструкции.
Теоретически это штраф 500 рублей согласно части 1 статьи 12.15 Административного кодекса. То есть формально вы все равно должны зарегистрировать внесенные в конструкцию изменения, правда, в упрощенном порядке.
Но в реальности вероятность того, что инспектор отличит стоковую версию от тюнинга (другими словами, поймет, что вы купили авто без противотуманок и лишь позднее их поставили), уверенно стремится к нулю. Конечно, если это именно «родные» противотуманные фары, предусмотренные заводом-изготовителем.
И тут самое главное — это правильное подключение фар к автомобильной электросети. В противном случае расходы могут в разы превысить 500-рублевое наказание.
Допускается ли демонтаж заводских противотуманных фар?
Здесь можно сказать однозначно: нет.
Почему? Потому что к изменению конструкции относится не только оснащение автомобиля «неродными» компонентами; но и демонтаж элементов, предусмотренных заводом-изготовителем.
И в отличие от предусмотренной Техрегламентом установки противотуманок, их снятие законных оснований не имеет. Впрочем, инспектор и тут практически гарантированно не сможет определить, что заглушки на месте ПТФ — это незаводская комплектация.
Возможна ли установка в ПТФ светодиодных ламп либо ксенона?
Тут всё просто. Если конструкцией противотуманных фар подобный вариант предусмотрен, то — без проблем.
И в этом случае нужно руководствоваться Перечнем неисправностей, пункт 3.4 которого запрещает пользоваться транспортным средством при установке ламп, не соответствующих типу фары.
Таким образом, если противотуманная фара разработана для эксплуатации с галогеновым источником света, то устанавливать в нее светодиодную лампу (LED-источник) или ксенон запрещено.
О штрафах
В заключение скажем четко обо всех финансовых рисках, связанных с противотуманными фарами.
Наказать водителя инспектор может по трем основаниям:
использование противотуманных фар с нарушением ПДД;
отсутствие ПТФ, предусмотренных конструкцией автомобиля, или, наоборот, несанкционированное конструкционное изменение в виде установленных противотуманок;
установка ксеноновых или светодиодных ламп в условиях, когда противотуманные фары на это не рассчитаны.
В каждой ситуации предусмотрены свои санкции.
Использование противотуманных фар с нарушением ПДД.
Нормы применения противотуманных фар (впрочем, как и любого внешнего светового прибора автомобиля) изложены в разделе 19 Правил дорожного движения. И в случае любого нарушения ответственность грозит по статье 12.20 Административного кодекса в виде штрафа 500 рублей.
Теоретически штраф может быть заменен предупреждением (статья предусматривает такой вариант), однако в реальности подобная удача практически исключена.
Отсутствие либо несанкционированная установка ПТФ.
Здесь применяется часть 1 статьи 12.5 Административного кодекса, предусматривающая аналогичное наказание в виде предупреждения либо штрафа 500 рублей. Но в данном случае проблемы только начинаются.
Следом за постановлением собственнику наверняка придет письмо из ГИБДД с просьбой представить машину на осмотр, дабы удостовериться, что конструкция транспортного средства не подверглась изменению. И если этого не сделать, то следующим шагом становится прекращение регистрации авто.
Установка непредусмотренных ксеноновых или светодиодных ламп.
В такой ситуации наступает ответственность, также предусмотренная частью 1 статьи 12.5 Административного кодекса и чреватая штрафом 500 рублей.
Ранее мы отмечали, что инспектор может усмотреть здесь основание для применения части 3 статьи 12.5 КоАП, которая грозит совсем иными последствиями, а именно лишением прав на 6 — 12 месяцев. Однако дела по такому основанию, как правило, закрываются уже после первого рассмотрения.
Всё дело в Постановлении Верховного Суда № 20 от 25 июня 2019 года, в соответствии с которым лишение прав грозит при одновременном несоответствии цвета огней и режима их работы.
Таким образом, установка ксеноновых или светодиодных ламп, которые не предусмотрены для использования в конкретных противотуманных фарах, наказывается исключительно по части 1 статьи 12.5 Административного кодекса. В то же время, по этой статье инспектор выносит требование об устранении выявленного нарушения. А неисполнение требования чревато уже прекращением регистрации транспортного средства.
Когда можно и нельзя использовать противотуманные фары по ПДД?
Мы уже писали подробно о том, как правильно пользоваться ближним светом, когда разрешено и когда запрещено включать дальний, а также тонкости применения подсветки номерного знака и габаритов. Настало время исчерпывающе выяснить то же самое о противотуманных фарах. В статье выясним, в каких случаях можно и нельзя включать ПТФ, согласно ПДД, какой штраф за их нарушение. Также разъясним нюансы установки противотуманок на машину, если не были установлены заводом-изготовителем, как правильно их использовать в 2024 году в городе и вне населённого пункта, можно ли их включать вместо ближнего и в каких случаях. И отдельно рассмотрим правила применения задних противотуманных огней.
ПДД и противотуманные фары – главная тонкость
Сначала выясним основной момент по части требований Правил дорожного движения к использованию ПТФ.
Дело в том, что Правила не запрещают и не обязывают включать противотуманные фары в 2024 году вообще. ПДД лишь указывают, в каких случаях данные огни могут использоваться. И прямо не устанавливают запрет их включения в других, не перечисленных случаях. Из этого истекает двоякая ситуация, когда рассматривающие дело сотрудники ГИБДД или суды могут трактовать эти случаи как запрет пользоваться ПТФ. Однако, имеем то, что имеем – если Правила указывают на возможность их применения, но не прописывают, когда это запрещено, значит, в иных ситуациях это и не запрещено. Однако, имейте в виду, что на практике вы можете столкнуться и с такой трактовкой сотрудниками ГИБДД, когда ПДД якобы запрещают то, что не разрешено прямо.
Для того, что лучше понять, о чём идёт речь, давайте рассмотрим, собственно, все такие случаи, когда ПДД разрешают пользоваться противотуманками. А также как именно в них это прописано.
Когда можно использовать ПТФ в 2024 году?
Итак, ответ на указанный вопрос практически целиком и полностью регулирует раздел 19 Правил дорожного движения прямо или контекстно в пунктах 19.3, 19.4, 19.5 и 19.7.
Таким образом, вы имеете право:
- использовать противотуманные фары в условиях недостаточной видимости (в дождь, туман, снегопад и так далее), но только вместе с ближним или дальним (когда это не запрещено) светом,
- в тёмное время суток при двух условиях: вы движетесь по неосвещённому участку дороги, и у вас также включен ближний или дальний,
- в светлое время вы можете включать ПТФ вместо ближнего для обозначения автомобиля в соответствии с пунктом 19.5 ПДД,
- при остановке или стоянке на неосвещённой дороге в тёмное время или в условиях недостаточной видимости совместно с габаритами.
Давайте ещё для понимания разберёмся с одним термином в Правилах. Недостаточно видимость – это обзор на расстоянии менее 300 метров из-за тумана, снега или дождя. Но также ПДД включают в эти условия и сумерки.
Так вот, о чём мы писали выше. ПДД указывают на возможность использования противотуманных фар на машине именно таким образом:
19.4. Противотуманные фары могут использоваться.
И вот здесь создаётся некая двоякая ситуация. И, как правило, объясняется данное выражение двумя различными «экспертными» мнениями:
- в разделе 19 ПДД описано, когда вы имеете право включать противотуманные огни; и это автоматически означает, что в противных случаях их использовать запрещено (например, на участке дороги с уличным освещением ночью),
- выражение «могут использоваться» написано с учётом того факта, что не на всех автомобилях есть ПТФ, и они в принципе не являются обязательными к установке заводами-изготовителями, согласно требованиям Технического регламента.
То, какой из этих «лагерей» выбирать конкретно в вашем случае, и решать вам. Если не хотите обжаловать штраф за нарушение правил использования противотуманок, то лучше придерживаться первой трактовки. Если же для вас буква нормативного акта – закон, то выбирайте второй вариант.
Вас также заинтересует:
Днём
Если с тёмным временем суток, всё предельно понятно, то с дневным временем немного сложнее. Исходя из списка выше, приведём, когда вы можете пользоваться данными огнями в светлое время суток.
- Если вас настиг туман, дождь, снегопад или подобные обстоятельства (сумерки, смог и так далее) при условии, что видимость дороги впереди составляет менее 300 метров.
- Если вы включаете противотуманные фары в качестве дневных ходовых огней.
Обратите внимание на важную тонкость – днём для обозначения вашего авто вы имеете право включать ПТФ исключительно вместо ближнего света фар по букве ПДД (пункт 19.4). Если же у вас автоматически включаются ДХО при выключении ближнего, то формально вы не можете использовать совместно с ним противотуманки (в том числе и технически не сможете включить их при выключенном ближнем). Только вариант габаритные огни плюс ПТФ возможен.
А когда нельзя?
И, если придерживаться варианта «что прямо не разрешено, то запрещено», тогда вы не можете включать ПТФ:
- на освещённых участках дорог в тёмное время суток,
- вместо ближнего или дальнего в условиях недостаточной видимости или ночью,
- совместно с ближним светом или ДХО днём.
Есть ли правила использования противотуманок в городе и на трассе?
Вопреки расхожему мнению, ПДД 2024 года не разделяют возможность использовать ПТФ в зависимости от того, едете вы в пределах населённого пункта или вне его. Единственная контекстная деталь здесь – неосвещённые участки дорог чаще всего встречаются на загородных трассах, поэтому и включать противотуманки у вас появляется законная возможность также чаще.
Какой цвет разрешён в ПТФ?
Здесь нам уже следует обратиться к приложению к Правилам дорожного движения в виде Перечня неисправностей. В его пункте 3.6 прописано, что запрещён любой цвет, светящий вперёд автомобиля, кроме:
- жёлтого,
- белого
- или оранжевого.
Что касается задних ПТФ, то здесь отличие только в одном цвете – разрешены:
- красные,
- оранжевые
- или жёлтые противотуманки.
Можно ли использовать противотуманные фары вместо ближнего света?
Да. Но, как мы узнали выше, только в двух случаях:
- в дневное время для обозначения автомобиля,
- в тёмное время при парковке на неосвещённой дороге, то только вместе с габаритами.
ПДД и задние противотуманки – когда можно и нельзя использовать?
А вот для задних ПТФ Правила указывают более чётко запрет. Согласно пункта 19.7, вы можете использовать задние противотуманки только при недостаточной видимости, куда включаются аналогично сумерки, туман, снегопад или дождь при видимости менее 300 метров.
То есть в пункте 19.7 ПДД уже конкретно прописывают, что задние огни могут использоваться только в условиях недостаточной видимости.
Что, если противотуманные фары слепят?
А ничего! Увы, но ПДД чётко указывают выключить свет исключительно для дальнего. Если же вы кого-то слепите противотуманными фарами, то прямой обязанности выключить их, если вам подают сигнал аварийками (а только так можно сигнализировать об ослеплении по ПДД), у вас нет.
С другой стороны, есть прямая закономерность-зависимость: если ваши ПТФ ослепляют, значит, что-то с ними не так. И чаще всего это что-то не так выражается в установке запрещённого для данного типа световых приборов источника света. А это уже нарушение, которое может привести к серьёзным последствиям. Об этом мы ещё поговорим немного ниже.
Можно ли установить ПТФ на автомобиль?
А вот здесь ситуация более интересная. В одной из прошлых статей мы выясняли, что установка компонентов на автомобиль, которые не устанавливались заводом-изготовителем (конкретно на вашу модификацию и комплектацию транспортного средства), является внесением изменений в конструкцию. И для этого нужно получать разрешение ГИБДД вместе с проверкой соответствия безопасности и получением сертификата об этом.
Однако, здесь для вас может быть и хорошая новость. Если на ваш автомобиль в другой модификации ставятся противотуманные фары, к примеру, но в вашей их нет, но чаще всего вы их можете установить и на свою машину без получения вышеуказанного разрешения.
Ключ здесь в том, что Технический регламент, который как раз регулирует правила изменения конструкции, указывает в пункте 77, что при установке компонентов на авто проверка соответствия безопасности не требуется в двух случаях:
- если устанавливаемые противотуманные фары предусмотрены для данного автомобиля и прошли оценку соответствия в его составе, что отражено в документах на них,
- если ПТФ предусмотрены в эксплуатационной документации.
То есть, если у вас, например, младшая базовая комплектация машины, и вместо противотуманок установлены заглушки, то вы можете установить ПТФ, от другой комплектации, но предназначенные конкретно для вашей марки, модели, поколения выпуска и модификации автомобиля. То есть, если у вас, к примеру, дорестайлинговая версия авто, то рестайлинговые противотуманные фары вы уже не имеете права ставить. Но и здесь всё не так просто! Вам всё же придётся получить для этого разрешение ГИБДД.
Суть здесь в том, что Перечень неисправностей из ПДД требует, чтобы количество внешних световых приборов соответствовало конструкции. Но, как мы выяснили выше, конструкцию мы всё же при установке ПТФ меняем. И в таком случае вам не потребуется проходить экспертизы соответствия безопасности, но официально проходить процедуру внесения изменений всё же придётся (смотрите таблицу этапов из соответствующей статьи). Это просто будет упрощённая процедура.
Но есть и хорошая новость. Вероятность того, что инспектор ДПС на дороге обнаружит, что ваш автомобиль «в стоке» шёл без противотуманных огней, практически нулевая, с учётом того, что вы установили «родные» ПТФ. Главное, правильно подключить их к электросети автомобиля, иначе последствия могут быть хуже, нежели 500-рублёвый штраф ГИБДД.
А можно снять установленные?
Нет. Вот демонтировать противотуманные фары уже нельзя.
Дело в том, что не только установка не предусмотренных, но и удаление предусмотренных конструкцией компонентов является внесением изменений в конструкцию. И, если для установки есть вышеописанное послабление Техрегламентом, то для снятия противотуманок такого послабления нет.
Но, опять же, отсутствие ПТФ при наличии вместо них «стоковых» заглушек будет практически незаметно для сотрудников ГИБДД
Можно ли ставить ксенон или светодиодные лампы в противотуманки?
Можно, если конструкция блока ПТФ предусматривает их и нельзя, если нет. Здесь всё просто и работает ровно также, как и с фарами ближнего/дальнего света, потому что требования Перечня неисправностей указывают не на фары в принципе, а на внешние световые приборы, к коим и относятся противотуманки.
Вы можете подробно ознакомиться с соответствующими статьями о светодиодных лампах в фарах или о ксеноне, а также что за это может грозить в 2024 году. Кроме того, у нас есть специальные материалы о светодиодных лампочках и ксеноне конкретно в ПТФ.
То есть, если ваши противотуманные фары предусматривают только галогеновый источник света, то вы не имеете права установить в них LED или ксеноновый источник света в виде ламп.
Сколько размер штрафа?
В 2024 году есть три возможных вида ответственности за описанные в данной статье нарушения:
- за нарушения ПДД по части использования противотуманных фар,
- за установку или снятие ПТФ как внесение изменений в конструкцию,
- и за ксенон и светодиоды в них.
Последствия будут отличаться существенно в зависимости от конкретного нарушения.
За нарушения использования ПТФ
Здесь всё предельно просто и без каких-либо тонкостей. В КоАП РФ 2024 года есть единая статья за любое нарушение 19 раздела ПДД, то есть за неправильное использование световых приборов. Эта статья – 12.20. Штраф составляет 500 рублей, а в редких случаях можно отделаться предупреждением.
Установка доп.светового оборудования
Не устраивает свет фар в автомобиле? Хотите произвести замену устаревших световых приборов? Или решили выделиться среди других автомобилистов с помощью яркой подсветки? Тюнинг света уже давно стал чем-то простым и доступным, главное определиться – что именно и где делать.
Начнем с правового аспекта. Важно помнить, любая, даже самая незначительная на первый взгляд модификация световой оптики автомобиля должна прежде всего соответствовать текущему законодательству.
За управление автомобилем с нестандартными световыми приборами ст. 12.5 КоАП РФ предусматривает лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев.
Ксенон
Начнем, пожалуй, с установки ксенона. Это самый простой и распространенный вариант тюнинга – замена традиционного источника головного света.
Установка ксенона на автомобиль позволяет улучшить заводское освещение, которое не всегда дает хорошую видимость в темное время суток. С ксеноновыми фарами же автомобиль получает мощные источники освещения, повышающие видимость в несколько раз.
В чем подвох?
Прежде чем установить ксеноновые лампы, следует убедиться, что они подходят к конкретному типу фар. Заменяющие ксеноновые лампочки должны иметь ту же мощность, что и заводские. И применять их следует только в фарах, стекла которых не имеют рассеивателей и ребер (иначе свет будет преломляться).
Определить законность ксенона просто – если на фаре стоит маркировка, начинающаяся с буквы «D» — это фара для ксенона, если с «H» — для галогена. Рассеивание света у ламп разного типа отличается, и фара изначально должна быть сконструированной именно для такого типа света.
Дополнительные фары
Если нельзя законно улучшить свет качеством, то может можно количеством – установив дополнительные фары?
Что по стандартам? Считаем вместе. ГОСТ разрешает иметь в автомобиле 2 фары ближнего света, 2 или 4 фары дальнего света, 2 противотуманные фары и ДХО (ходовых огней). Если у вас с завода не полный комплект, то недостающее можно установить самостоятельно. Если автомобиль сертифицирован для использования дополнительных световых приборов, то регистрировать такую переделку не нужно.
Существуют общие требования – противотуманки не должны стоять выше фар ближнего света, фары дальнего света не должны стоять шире фар ближнего света и так далее. Самое главное требование – все, что светит вперед, должно светить белым, либо, в качестве исключения, желтым светом.
Иное дело если оборудование не предусмотрено с завода. Если тюнинг света соответствует ГОСТу, то его установка разрешена, но требует регистрации в ГИБДД, ведь с точки зрения закона в конструкцию автомобиля внесены изменения.
Противотуманки.
У установки противотуманных фар есть несколько ограничений. На легковые машины допускается монтаж противотуманок в количестве не более двух штук, с рассеивателями желтого или белого цвета. Дополнительные фары должны располагаться симметрично от продольной оси. Расстояние от плоскости бокового габарита не должно превышать 40 см (по внешней корме фары). Относительно уровня дорожного покрытия, осветительные элементы могут устанавливаться не ниже 25 см (по нижнему краю фары).
Дневные ходовые огни. Одна из самых популярных тюнинг-работ по свету – установка светодиодных ходовых огней (ДХО, они же DRL). Чтобы не расходовать лишнее топливо и ресурс основных фар при езде днем, самое рациональное решение — установить специальные светодиодные фонари. Главное, соответствовать требованиям.
По габаритной ширине автомобиля – от края не более 40 см. Относительно дороги по высоте – от 25 до 150 см. Между модулями ДХО – 60 см. В случае небольших габаритов автомобиля до 1300 см, допускается расстояние между огнями в 40см.
Прожекторы.
Дополнительный дальний свет актуален при езде на опасных участках дороги или на пересеченной местности.
Понятно, что прожектор дает много света, благодаря чему хорошо освещается не только дорожное полотно, но и обочина. С другой стороны, сильно слепит и его не рекомендуется использовать на оживленных трассах, где существует опасность ослепить водителя встречной машины.
То же касается и так называемой люстры (балки) на крыше внедорожника. Сами по себе люстры не запрещены, а если у модели автомобиля данная вещь сертифицирована, то переоборудование не требует регистрации. Другое дело – что за световое оборудование там стоит. Считается, что полностью соответствует закону балка только с двумя фарами дальнего света.
Светодиодное дополнение к заводской оптике
Светодиодный тюнинг фар может сделать практически любой автомобилист. Усовершенствование оптики происходит внедрения в осветительный элемент головного света светодиодной ленты.
Но, как мы уже писали выше, следует всегда помнить о соответствии такого светового тюнинга законодательству.
Нельзя располагать диоды внутри фары, они должны находиться на ее поверхности. Располагать светящуюся ленту следует исключительно по длине фар.
Как закон реагирует на светодиодный тюнинг?
Конечно, все возможные варианты не прописаны в документах, есть лишь общие требования, которым дополнительный светодиодный свет должен соответствовать. Запоминаем главные два:
1. Не мешать работе штатных осветительных приборов.
2. Не провоцировать негативные явления, например, ослепление встречных или попутных водителей, искажения образа транспортного средства и т.д.
Обычно под запрет попадает все, что светит вперед или назад (например, подсветка рамки номера или логотипа компании) – такой свет может легко ослепить других водителей, да и цвет может не соответствует требованиям. Что касается остальных видов тюнинга (например, подсветка днища, дверей или дисков), обычно проблем с ними не возникает, естественно если они не мешают другим водителям. Кроме того, не забываем, что нужно обязательно зарегистрировать такой вид тюнинга светового оборудования в ГИБДД.
В целом, тюнинг света в автомобиле достаточно трудная задача. Нужно уложиться в строгие рамки разрешенного, а, при необходимости, еще и зарегистрировать доработку.
Помните, оптика автомобиля должна обеспечивать хорошую видимость и при этом не создавать помех встречному водителю.
Оснащение транспорта дополнительными фарами, в условиях недостаточной видимости снижает риск возникновения аварийной ситуации на 50%. Но для достижения таких показателей, световые элементы должны предварительно пройти проверку и регулировку. Только после этого их можно устанавливать на автомобиль. К тому же, процедура монтажа тоже должна проводиться в строгом соответствии с нормативными документами.
Поэтому установку дополнительного светового оборудования лучше доверить профессионалам, которые не только смогут проконсультировать вас по всем вопросам возможного тюнинга световых приборов, но и корректно выполнят все необходимые работы.
Если вы задумались об установке дополнительной световой оптики на свой автомобиль, вы всегда можете обратиться в наш автосервис. «Мистер Ойл» на Сахалинской, 8а поможет вам подобрать подходящий вариант для вашего автомобиля и произвести замену устаревшего или установку нового дополнительного света.
Звоните +7 (423) 275-11-85 или пишите нам на WhatsApp +7 914 703-68-97.
ПДД – противотуманные фары: какие и когда можно использовать?
Давайте разберемся, что говорит ПДД о противотуманных фарах? Каких видов они бывают? Куда устанавливать такие фары? Как правильно пользоваться, чтобы не нарушать правила и никому не доставлять неудобств?
Противотуманные фары и фонари
Подобный тип источника света входит в общую систему освещения автомобиля. Светотехника предназначена для более интенсивного освещения автодороги ночью, а также в непогоду, когда видимая дистанция недостаточна для безопасного передвижения. К этой системе относятся:
- Приборы головного света, задние огни и стоп-сигналы.
- Освещение автосалона, подсветка бардачка, багажного отделения.
- Передние противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
- Подсветка регистрационных знаков и приборов информационной панели управления.
Виды противотуманок
По ПДД применение противотуманных фар разрешено официально, многие производители оснащают противотуманками выпускаемые авто на заводе. Но также выпускается множество универсальных видов сторонними компаниями. По типу бывают:
- Передние противотуманные фары;
- Задние противотуманные фонари.
По конструктивным особенностям различаются по источнику применяемого света. Распространенные виды противотуманных фар:
- Галогенные. Относительно недорогие источники света, востребованные среди автолюбителей. К недостаткам можно отнести короткий срок службы ламп. При интенсивной эксплуатации требуют частой замены;
- Ксеноновые. Характеристики светового спектра лучше, чем у галогенных ламп. Достаточно долго работают. Цена довольно высокая;
- Светодиодные противотуманки. Самая высокая ценовая категория. Лампы с отличным световым лучом. Имеют продолжительный срок службы. Лампы склонны к перегреву. Требуют достаточно хорошей вентиляции.
Как определить предел видимости?
Использование противотуманных фар ПДД строго регламентировано. Плохая видимость дорожного полотна — это когда обзор до впереди идущей машины менее 300 метров в обстановке сумерек, а также в ситуации, когда льет дождь, стоит туман или интенсивно идет снегопад. Как определить на глаз в непогоду, что видимость ограничена? Необходимо сосчитать опоры линии электропередач, которые установлены вдоль автодороги. Если видно менее 6 штук, то обзор затруднен и составляет менее 300 метров. Расстояние между столбами равно пятидесяти метрам. В таких условиях необходимо снизить скорость автомобиля и быть предельно внимательным.
Когда используются противотуманки?
Согласно норме № 19.4 ПДД, противотуманные фары передние предназначены для дополнительной подсветки проезжей части ночью или когда наступают сумерки совместно с устройствами головного света. Использование разрешено на неосвещенных участках или в условиях ограниченной видимости вызванной погодными явлениями. А также как ходовые огни, взамен ближнего света, согласно пункту № 19.5, днем. Подробное разъяснение ПДД и ГОСТ можно прочесть в этой статье: https://businessman.ru/new-dnevnoj-xodovoj-ogon-razyasnenie-gost-i-pdd.html.
В отношении работы фонарей, находящихся сзади, действуют отдельные нормы. Когда включать по ПДД противотуманные фары, установленные в корме автомобиля? Задние противотуманки предназначены только для дополнительного обозначения автомобиля в обстановке плохой видимости: тумана, снегопада, сильного ливня и прочего. Включение в обычной ситуации запрещается.
Установка
Стоит уделить внимание правильному монтажу дополнительных источников освещения. Установка противотуманных фар по ПДД в России имеет некоторые особенности и ограничения:
- Излучаемый свет должен быть молочно-белого спектра или иметь ярко-желтый цвет.
- Разрешается монтаж только парных источников направленного света. Используемый вид лампы должен быть однотипным.
- Установка дополнительного устройства возможна не выше уровня стационарных фар автомобиля. Нижняя точка должна быть выше 25 сантиметров от поверхности дорожного полотна.
- По габаритам транспортного средства разнос не может превышать 40 см (при ширине машины 1.3 м) и 60 см (для остальных).
- Подключение противотуманных фар необходимо вывести на отдельный тумблер.
- Угол излучаемого светового луча должен быть в пределах от -10 до +15 градусов по вертикали.
- Горизонтальный угол должен быть в пределах от -10 до +45 градусов.
Точное место установки правила не регламентируют.
Задние противотуманные фонари
Запрещается подключение задних противотуманных фонарей совместно со стоп-сигналами. Также не разрешено включать задние противотуманки, если общая видимость равна или выше 300 метров. Такие ограничения имеют объективные причины. Яркость, которую имеют задние противотуманные источники света, максимальная из всех огней, присутствующих в кормовой части автомашины. Они даже ярче стоп-сигналов. При достаточной видимости в нормальных погодных условиях вызывают ослепление водителей позади идущих авто. Также категорически недопустимо совмещать кнопки включения, отключения передних и задних противотуманных фар.
Дополнительные светодиодные фонари
Что говорят правила об установке противотуманных светодиодных фар? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте начнем с главных приборов головного света. Можно ли менять лампы головного света, которые рекомендует производитель, на ксенон или светодиоды? ПДД дают точный ответ, если производитель рекомендует или мог устанавливать не галогеновые рассеиватели света на конвейере для конкретной модели авто, то «модернизация» допустима. Если сказать проще, все что предусмотрено в комплектации автомашины — допустимо, все что не предусмотрено — запрещено.
Если просто взять и заменить галогеновые лампы на светодиодные противотуманные фары, то из-за конструктивных особенностей фары (линза рассеивателя работает правильно только с предназначенной для нее лампой) хорошего эффекта почти не получится. Фары, конечно, будут излучать больше света, но формирование пучка будет неправильным. Желаемого результата без замены самих фар достичь не удастся, кроме ослепления встречных водителей авто.
Все те же правила распространяются и на противотуманки со светодиодами. Установка не предусмотренных заводом-изготовителем противотуманных фар по ПДД (статья № 12 пункт № 5) предусматривает наказание. Эксплуатация автомобиля со световыми приборами, не предназначенными для конкретной модели, незаконна. Приведет к лишению водительского удостоверения на срок от 6 до 12 месяцев с конфискацией источников света.
Фотографии предоставлены интернет-агентством «ДримТрейд»
- Новости
- Популярное