Список вопросов, которые будущий водитель должен задать автошколе перед поступлением
Выбор автошколы – дело нелёгкое. Недостаточно найти удобное по расположению учебное заведение с приемлемой стоимостью, важно ещё до оплаты курса прояснить основные моменты, чтобы исключить подвохи в ходе обучения и на экзаменах. Ниже мы составили список самых распространённых вопросов, которые нужно задать, обращаясь в автошколу. Организационные моменты Если у автошколы лицензия на обучение? Собственно, без этого документа вы просто потратите своё драгоценное время впустую, так как до экзаменов в ГИБДД после окончания такого учебного заведения вас не допустят. Кстати, проверьте, чтобы лицензия не была просроченной на момент вашего выпуска. Какие именно документы будут выданы после завершения учебы? В этот пакет должны входить свидетельство об окончании данной автошколы (именно полноценное свидетельство, а не какая-нибудь сомнительная справка), ведомость с оценками за все сданные вами экзамены и бланк водительской карточки, дающий право сдачи экзамена в ГИБДД. Если на вопрос об итоговых документах вам не дают прямой ответ, или перечисляют не те документы, которые должны выдаваться по правилам, не связывайтесь с данной автошколой, поищите другие варианты. Как давно функционирует данное учебное заведение? В период либерализации законодательства в 2009-2014 годах количество автошкол в стране практически удвоилось. Бывшие инструкторы поспешили организовывать бизнес на пустом месте, не имея никакого имущества – всё в аренде. Конечно, мало кто пережил реформу 2014 года, но некоторые пока чудом держатся на плаву. Следовательно, выбирать лучше автошколу «с историей». Так просто надежнее. Можно ли бесплатно посетить ознакомительное занятие? Солидной автошколе нечего скрывать – она предоставит вам такую возможность. Цена вопроса Сколько стоит обучение в автошколе? Конкуренция достаточно велика, и цена имеет не последний аргумент при выборе. Низкая стоимость может быть отличным маркетинговым ходом хорошей школы, для привлечения клиентов в несезон или для донабора в группы, а может быть приманкой не очень честных автошкол, и тогда это может обернутся излишне потраченными нервами и/или временем, и с большей вероятностью выброшенными на ветер деньгами. Обо всех этих моментах следует детально узнать до подписания договора. Окончательная ли это цена? Бывает, что автошколы не указывают в итоговой стоимости какие-то обязательные сборы: «за бензин», «за оформление документов», «за вывод на экзамен» и т.п. Про дополнительные расходы – на учебные пособия, доставку до автодрома – тоже неплохо бы уточнить. Иначе стоимость обучения на глазах может вырасти минимум на 2-3 тысячи рублей. Можно ли разбивать оплату на части? Заплатив всю стоимость обучения единым платежом, в случае форс-мажоров вы не сможете вернуть свои деньги, поэтому администрация автошколы сможет манипулировать вами. Выбирайте учебные заведения с поэтапной оплатой, чтобы оставаться хозяином положения. Можно ли пройти медкомиссию прямо в автошколе и во сколько обойдётся эта услуга? Пройти всех врачей и получить справку прямо в стенах учебного заведения удобнее и иногда выгоднее, чем бежать в госполиклинику или платный медцентр. Учебный процесс Как часто набираются группы и по сколько человек? Если ли варианты по времени занятий? В крупных автошколах на лекциях по теории обычно присутствует не более 30 человек. И параллельно функционирует 2-3 группы, но в разное время или дни недели. Можно подобрать удобное расписание. Какой у вас срок обучения? В лицензированных автошколах он составляет 3-3,5 месяца. Можно сразу выяснить, когда планируется внутренний экзамен и экзамен в ГИБДД (как эти сроки соблюдаются, уточните у обучающихся) и что будет, если вы не успеете отъездить положенное количество часов? Придётся ждать выпуска следующей группы (как долго?) или будет возможность сдать раньше? Как проходят занятия по теории? Лекции нужны не только для того, чтобы «зубрить» ответы на экзаменационные билеты. Если автошкола экономит на качестве обучения, ищите другую. Что делать в случае пропуска? По уважительной причине, разумеется. Можно ли прослушать пропущенное занятие по теории в другой группе? Занятие по вождению «сгорает» или переносится на другое время? Включены ли в общую учебную программу занятия на тренажерах? В каком объеме? Они проводятся вместо занятий по вождению или в дополнение к ним? Отношение к этой части обучения двоякое и у преподавателей, и у учеников. С одной стороны, учащиеся осваивают принципы управления автомобилем, знакомятся с рычагом переключения передач, на дисплее могут даже понаблюдать за дорожными маневрами. Но, с другой стороны, виртуальное управление очень далеко от поведения машины на реальной дороге. Поэтому одного-двух занятий будет предостаточно – лучше поскорее перейти к езде по автодрому. Самые ценные ресурсы автошколы: автопарк и инструкторы Имеет ли учебное заведение свои автомобили или берёт их в аренду? Преимущество, несомненно, за теми автошколами, у которых есть свой автопарк учебных автомобилей. Однако их не так много – большинство нанимает инструктора вместе с машиной. То есть, фактически человек работает на своем личном автомобиле. Всё, что будет израсходовано и сломано в процессе обучения (бензин, масло, запчасти…), он оплачивает из своего кармана. Очевидно, что такой инструктор будет очень бережно относиться к своему транспортному средству и очень эмоционально реагировать на неправильные действия ученика. Можно ли поменять инструктора в процессе обучения? Автошкола должна предоставлять такую возможность по первому требованию. Однако некоторые учебные заведения всячески этому препятствуют. Особенно, если инструктор учит на своей машине и деньги за вас уже получил. Тем не менее, есть и ответственные автошколы, где можно попробовать поездить с разными инструкторами и затем выбрать одного из них. Узнайте марки и года выпуска автомобилей, которые автошкола предоставляет для обучения. Вряд ли вам заходится получать первые навыки вождения на куче металлолома. Есть ли у автошколы собственный автодром? По закону без учебной площадки лицензию не выдают. Её площадь должна составлять не менее 0,24 гектара. Имейте в виду, что небольшая «дикая» площадка с разбросанными по ней покрышками – это НЕ автодром. Качественный автодром должен быть заасфальтирован, иметь все условия для отработки различных упражнений, оборудован дорожной разметкой, знаками и светофорами. Обратите внимание на величину площадки: не будут ли автомобили учеников мешать друг другу и создавать «пробку». Сколько будет занятий по вождению? По закону это минимум 56 часов, или 28 сдвоенных занятий. Обычно автошколы закладывают на занятие академический час (45 минут), но если повезёт, получите полноценные – по 60 минут. Сколько времени от всего занятия ученик проводит непосредственно за рулём? 10-15 минут обычно закладывают на путь от метро до автодрома. Однако вы вправе потребовать провести за рулём отведённые вам 1,5 часа (или 2, если взять полноценный час, а не академический) Нужно ли доплачивать за занятия по вождению ранним утром, по вечерам или в выходные дни? Если да, то сколько? Возможно, вам будет выгоднее подыскать автошколу, где эта опция бесплатна. Какая часть практического курса отведена на вождение по автодрому, а какая – на город? Чтобы хорошо освоить езду на дорогах, занятий в городе должно быть заметно больше. Минимум 16. Хотя навыки парковки, несомненно, тоже важны. Экзамены в автошколе и в ГИБДД Как проходит внутренний экзамен? В некоторых автошколах итоговые испытания проходят на более жестких условиях. Например, вместо одного билета по теории надо ответить на несколько, причём без ошибок! В мошеннических автошколах в случае неудачи на внутреннем экзамене заставляют брать 5-10 дополнительных уроков вождения. В каком РЭО происходит сдача экзамена в ГИБДД? У каждого РЭО свой маршрут, отличающийся сложностью, плюс своя репутация. С какой частотой проходят экзамены в ГИБДД? У маленьких автошкол экзаменационные дни в ГИБДД назначается редко – один-два раза в месяц. В результате, не сдав экзамен с первого раза, вы попадете на него только через 2-4 недели, что плохо скажется на ваших навыках и знаниях. Возможно, придётся брать дополнительные часы вождения. Осуществляет ли школа «сопровождение» в ГИБДД или нужно сдавать экзамен самостоятельно? Идеально чтобы была возможность сдавать как с автошколой, так самостоятельно. При этом автошкола не чинила проблем при откреплении и могла прикрепить назад (желательно бесплатно), если с самостоятельной сдачей экзаменов в ГИБДД возникли проблемы. Сколько стоит пересдача в ГИБДД с автошколой? За повторную подачу автомобиля могут потребовать от 1000 до 1500 рублей. Имейте в виду, что некоторые сдают экзамены только с 4-5 раза! На каких машинах будет осуществляться сдача и пересдача в ГИБДД? А конкретно, возможно ли сдать именно на той машине, на которой учились? Для новичка критично «чувствовать» автомобиль. На незнакомой машине он может попросту растеряться и от волнения совершить глупую ошибку. И наконец, внимательно изучите договор на обучение. Главный вопрос – где письменно зафиксировано всё то, что вам озвучили? Например, некоторые автошколы заключают договор с учеником без указания количества часов: а значит, деньги с вас возьмут, а программу могут выполнить не полностью. Поэтому вы должны детально ознакомиться с обязательствами сторон, прописанными в данном договоре и, в случае необходимости, задать все интересующие вас вопросы до того, как поставить на договоре свою подпись.
Поделитесь с друзьями
Подпишитесь на рассылку
Экзамен по теории в ГИБДД: секреты успешной сдачи
Мы уже рассказывали о том, как проходит внутренний экзамен в автошколе. В этой статье поговорим том, как сдать первый этап экзамена в ГАИ, а именно — теоретическую часть. Что проверяют на этом экзамене? Какие ошибки совершают чаще всего? Что нужно знать, чтобы сдать экзамен ГИБДД с первого раза? На все эти вопросы ответим прямо сейчас.
Что будет на экзамене по теории в ГИБДД
Вопросов по теории 20 в одном билете. Экзамен считается сданным, если экзаменуемый отвечает правильно хотя бы на 18. В билет входят вопросы разных категорий:
- общие положения;
- дорожные знаки;
- дорожная разметка;
- сигналы светофора и регулировщика;
- начало движения, маневрирование;
- скорость движения;
- обгон, опережение, встречный разъезд;
- остановка и стоянка;
- проезд перекрестков;
- пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами;
- неисправности и условия допуска ТС к эксплуатации;
- безопасность движения и техника управления автомобилем;
- оказание доврачебной медицинской помощи;
- общие обязанности водителей;
- расположение ТС на проезжей части;
- приоритет маршрутных ТС;
- буксировка механических ТС;
- применение специальных сигналов;
- движение по автомагистралям;
- учебная езда и дополнительные требования к движению велосипедистов;
- движение в жилых зонах;
- движение через железнодорожные пути;
- пешеходные переходы и места остановок маршрутных ТС;
- перевозка людей и грузов;
- ответственность водителя;
- применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.
В билете зачастую присутствуют все категории вопросов, то есть первый может относиться к теме «Перевозка людей и грузов», второй — к «Безопасности движения и технике управления автомобилем» и т. д.
Большинство вопросов содержит иллюстрации, на которых представлены дорожные ситуации или изображены знаки. Все билеты тестовые с вариантом выбора ответа, вам нужно выбрать только один правильный.
Основная сложность заключается в том, что экзаменуемый невнимательно смотрит или не обращает внимания на слова «разрешено», «не разрешено». Также большинство ошибок вызывают билеты с ответом «в обоих случаях», когда оба варианта верны, но ученик торопится и указывает только один правильный ответ.
Как проводится экзамен по теории
Сдача теории в ГИБДД происходит следующим образом. Группа экзаменуемых заходит в класс для прохождения компьютерного тестирования. Экзамен может проходить и в формате выполнения теста на специальном бланке.
В тесте 20 вопросов. В каждом из них представлены варианты ответов. Экзаменуемый должен выбрать только один, отметив галочкой на компьютере или на листе бланка. Соблюдать очередность вопросов необязательно. Сначала можно ответить на легкие вопросы, после — на сложные, на ваше усмотрение. Чтобы исключить погрешность прохождения компьютерного тестирования, ответ принимается ПК только при двукратном нажатии.
Время, отведенное для прохождения теоретического экзамена в ГИБДД, — 30 минут.
Большинство сдающих испытывают волнение и неуверенность. Главное, помните: всего — 800 экзаменационных вопросов. Если вы разобрали все и многократно проходили онлайн-тестирование при подготовке к сдаче теории, все получится. На экзамене в ГИБДД ничего нового в билетах не будет, как и не будет устных вопросов и прочих внеплановых моментов. Все билеты теории едины на всей территории России.
Что нужно для успешной сдачи экзамена
Чтобы значительно повысить свои шансы по успешной сдаче теоретического экзамена в ГИБДД, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Выучить наизусть теорию ПДД. Вспоминаем школьные годы и начинаем углубляться в особенности. Некоторые вопросы могут показаться очень сложными. Для усвоения в таких случаях рекомендуем разобрать вопрос, изучить его досконально и пытаться не просто зазубрить его, а понять суть. Тогда вам будет легко сориентироваться во время экзамена.
- Умение пользоваться компьютерной техникой будет преимуществом. Мы уже не в «бумажном» веке — эра компьютеров наступила давно. В ГИБДД экзамен может приниматься на компьютере.
- Вести себя сдержанно и спокойно. Если вы чувствуете, что из-за волнения не можете сосредоточиться, примите слабое седативное средство, не обладающее снотворным эффектом. Вы же не хотите распугать всех в классе своим храпом?
- Особое внимание уделить трудным вопросам теории. Есть вопросы, запоминающиеся с первого раза, некоторые же, напротив, не запоминаются, хоть убей. Вот с ними-то и работаем. Пытаемся выявить закономерность и, как уже было сказано, заучить.
- Проходить онлайн-тесты дома. Учебники — дело хорошее, но потренируйтесь дома через онлайн-тренажеры, коих сейчас много на просторах интернета.
Никита Орлов, автоэксперт:
«Теоретический экзамен в ГИБДД, безусловно, не так важен, как практические навыки вождения. Вместе с тем без сдачи теории вас просто не допустят к практике. Многие пытаются «вызубрить» правила дорожного движения или экзаменационные билеты, но это бессмысленно. Вам необходимо не просто знать ПДД, но и понимать их. Не пытайтесь угадать ответ в экзаменационном билете и тем более запомнить пункт правил, регламентирующих ситуацию. Наиболее действенным методом обучения будет помощь уже действующего водителя. Попросите родителей или друзей, у кого уже есть водительское удостоверение, разобрать с вами те билеты, которые вызывают особенные затруднения. Только поняв принцип применения ПДД на практике, вы поймаете удачу за хвост на теоретическом экзамене».
Частые ошибки
В большинстве ситуаций, когда курсант не может сдать теорию с первого раза, причиной является незнание вопросов, невнимательность и спешка:
- Невнимательность. Уделяйте особое внимание словам «запрещается» и «разрешается». Почему-то эти слова путают чаще всего, хотя они противоположны по смыслу.
- Спешка. Усевшись за компьютер, строго следуйте инструкциям сотрудника ГИБДД. Не следует торопиться и нажимать кнопки, ведь программа может завершить прохождение теста, так его и не начав.
- Незнание. Большинство курсантов ошибается на вопросах, связанных с перекрестками, регулировщиками и трамваями. Досконально изучите эти вопросы и не торопитесь при ответе на них.
Чтобы избежать ошибок, пользуйтесь дидактическими материалами и чаще тренируйтесь. Только когда вы почувствуете, что отвечаете на вопросы не просто на автомате, а с пониманием того, что требуется от вас в вопросе, вы будете чувствовать себя уверенно и не допустите ошибок. Не бойтесь, что времени не хватит. 30 минут вполне достаточно, чтобы прочитать и ответить на 20 вопросов билета. Чтобы убедиться в этом, засеките время, когда будете заниматься дома.
Пересдача
Если к пересдаче автодрома и города курсант может быть допущен через срок от двух дней до недели в зависимости от загруженности инспекции ГИБДД, то теорию разрешается пересдавать на следующий же день. Количество пересдач не ограничено. Правда, придется заплатить за пересдачу 100 рублей, каждая последующая дороже еще на 100 рублей. К примеру, чтобы пересдать теорию в четвертый раз, придётся заплатить уже 400 рублей.
При соблюдении правил и четкого выполнения рекомендаций сотрудников ГИБДД теоретический экзамен с первого раза можно сдать без особых затруднений. Главное — не спешить, внимательно читать вопросы и, конечно же, усердно готовиться к экзамену.
После сдачи экзамена начинайте как можно раньше отрабатывать свои навыки на дороге. В качестве первого автомобиля рекомендуем взять недорогую подержанную машину. Первое время у вас не все будет гладко, и с б/у машиной вы не будете переживать за целостность авто.
Определиться с выбором вам поможет наш блог. Там мы разбираем проблемы автомобилей разных моделей.
Найти и купить авто с пробегом по цене ниже рынка вы сможете через агрегатор «Автокод Поиск». Он показывает объявления сразу с нескольких крупных досок: Auto.ru, Drom.ru, Avito.ru, Auto.Youla.ru, «Автокод Объявления». Вам не придется ходить по разным сайтам и тратить время на то, чтобы найти хороший вариант. Если средств на покупку машины недостаточно, вы можете подать заявку на автокредит и выбрать предложение от банка на самых выгодных условиях. Когда вы найдете автомобиль своей мечты, не забудьте проверить его историю!
Когда найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
Не забудьте в течение 10 дней после сделки купить полис ОСАГО. Он пригодится в ГИБДД для постановки на учет. Оформить страховку без визита в офис страховой с экономией до 5 500 рублей можно через «Автокод ОСАГО».
6 вопросов инструктору по вождению
Собрали список вопросов, которые стоит задать автоинструктору, чтобы убедиться, что он настоящий профи. Ответить на них попросили специалистов Профи.
1. Можно сэкономить на автошколе и выбрать подешевле?
Стандарты обучения везде одинаковые, и кажется, что и автошколы ничем не отличаются. Но перед тем как выбрать самую дешёвую, обратите внимание на ряд вещей:
- Формат обучения — одни лучше усваивают информацию вживую, другие — смотря видео. Но главное, чтобы и онлайн, и офлайн материал объясняли, а не просто заставляли зазубривать цитаты из сборника ПДД.
- Команда инструкторов — здесь два важных показателя: качество и количество. О первом можно судить по проценту учеников, удачно сдавших экзамен в ГИБДД. От количества преподавателей зависит, насколько комфортно вам будет заниматься практикой: чем их больше, тем больше свободных слотов в разное время суток.
- Автопарк — на современных машинах учиться лучше — они редко ломаются, а все детали работают чётко. Есть даже автошколы, где ученики ездят на Porsche и Mercedes.
- Наличие и размер площадки — на маленькой площадке будут образовываться очереди.
- Количество практических занятий — некоторые школы предлагают пакеты с разным количеством часов вождения.
«Качество обучения в автошколе зависит от специалиста, который там работает. Хорошая автошкола — это та, где отлично объясняют теорию, а на вождении вы часто выполняете парковки в городских условиях, развороты, проезды перекрёстков, движения через трамвайные пути, перестроения, обгоны и опережения».
2. А обязательно учиться на механике?
Необязательно, но у «механики» есть ряд плюсов.
Во-первых, на автомобилях с механической коробкой передач работает больше инструкторов, чем на машинах с АКПП. А большая конкуренция определяет более низкую стоимость занятий. К тому же такие машины стоят дешевле автоматических.
Во-вторых, экзамен на права на «механике» открывает доступ к машинам с «автоматом». А в обратную сторону это правило не работает.
Готовы перейти к практике?
3. Сколько занятий нужно, чтобы сдать экзамен?
Инструктор Дмитрий Соловьев считает, что для того, чтобы почувствовать себя уверенно за рулём, нужно около 20 часов практики. Но это индивидуально. Одни люди приходят учиться вождению с сильным страхом дороги, другие уже где-то практиковались, третьим просто легко даётся обучение.
Стоит остерегаться инструкторов, которые обещают научить вас виртуозно водить за пять занятий. Рулить и трогаться вы, возможно, и научитесь, но, чтобы преодолеть трёхколенную змейку или заезд в бокс, придётся брать дополнительные занятия за отдельную плату.
4. А можно сразу поехать в город? На площадке скучно!
«Конечно, поехали!» — скажет вам некомпетентный специалист.
«Давай проверим твои навыки на площадке», — ответит мудрый инструктор.
Перед началом занятий инструктору необходимо оценить уровень ученика. Новичкам в городе будет сложно — нужно не только машину контролировать, но и учитывать множество факторов, которых нет на площадке. Долго держать человека с опытом среди конусов хороший инструктор не станет, а самому ученику будет полезно вернуться на одно занятие к «змейке» и «эстакаде».
«Перед занятием я выслушиваю клиента, не спорю, учитываю его мнение, высказываю своё, и мы вместе приходим к решению. Если с первого занятия клиенту нужен город, то мы занимаемся в городе. Были случаи, когда по просьбе клиента мы занимались в городе, а потом он сам понимал, что ему нужно на площадку».
Инструктор Дмитрий Соловьев отмечает, что на «автомате» выехать в город можно и на первом занятии даже новичку. Но в случае с механической коробкой на площадке нужно провести минимум три занятия, чтобы научиться трогаться и переключать передачи.
5. Что будет, если я поцарапаю машину инструктора?
В договоре, который вы заключаете с автошколой, должна быть прописана ответственность сторон. Формально у ученика на дороге нет ни прав, ни страховки на машину. Если случится ДТП, то чинить машину придётся инструктору.
«В учебной машине водителем считается инструктор. Если ученик царапает или наносит другой урон машине — значит, инструктор недоглядел, и это его вина».
Но иногда из-за низкой стоимости обучения издержки за царапины могут возложить на ученика. Чтобы избежать таких ситуаций, заключайте и внимательно читайте договор.
6. Реально ли сдать экзамен с первого раза?
Главная задача инструктора по вождению — помочь вам почувствовать себя на дороге уверенно и научить вас применять правила дорожного движения в жизни. Поэтому от специалиста, который изначально настроен на провал, лучше держаться подальше.
«Экзамен с первого раза сдать возможно. Для того чтобы выполнить задания инспектора, нужно не только следить за знаками, за разметкой, хорошо знать правила дорожного движения и уметь применять их во время вождения, но и справиться с волнением. Уверенность за рулём приходит с практикой — чем больше занимаетесь, тем лучше получается».
Вопросы к автошколе, задать их нужно до оплаты обучения
Как я уже писал, идеальной автошколы скорее всего не существует, нужно найти автошколу, которая не создаст дополнительных проблем (их и так много в ходе обучения) или нужно хотя бы понимать риски конкретной автошколы (если особого выбора нет) и как с ней вести себя.
В ходе общения с автошколой желательно получить для себя ответы на множество вопросов. Публикую базовый список вопросов к автошколе, ключевые вопросы, которые не должны остаться без ответа я выделю шрифтом. Вопросы сгруппированы в 3 категории. Полный список вопросов актуален для крупных городов, с десятками автошкол. В маленьком городе все обычно заметно проще, но все равно нужно прояснить основные моменты до оплаты курса, чтобы исключить подвохи в ходе обучения и на экзаменах (внутренних и в ГИБДД).
1.Организационные вопросы работы автошколы
-Формальные вопросы – лицензии, какой заключается договор на обучение, какой сертификат выдается по окончанию.
-Способ оплаты – через банк или оплата наличными в автошколе. По большому счету – непринципиально, но оплата через банк свидетельствует о большей прозрачности организации. Можно ли разбивать оплату на части.
-Все, за что нужно платить дополнительно. Это критично, деньги могут брать за самые неожиданные вещи, например, 5000 рублей за подготовку документов для ГИБДД, за бензин, за экзамены, 2000 рублей за обязательные «авторские» учебники или диски.
-Помогает ли школа получить медицинскую справку (и сколько стоит услуга). Подробности: Водительская медицинская справка
-Как часто набираются группы; какие есть варианты по времени занятий; сколько в группе человек (в крупных автошколах до 30 человек; параллельно занимается 2-3 группы).
-Сроки обучения – когда планируется внутренний экзамен в автошколе и экзамен в ГИБДД (как эти сроки соблюдаются можно уточнить у обучающихся). Что будет если вы не успеете наездить вождение со своей группой, нужно ли ждать следующую группу (1-2 месяца) или будет возможность сдать раньше.
-По какой программе (и насколько жестко ее придерживаются преподаватели) ведется обучение и на сколько часов рассчитано обучение теории.
-Можно ли прослушать пропущенные занятия по теории в других группах. В некоторых больших автошколах одни и те же темы преподаются в разное время дня (обучение теории цикличное и по темам).
-Есть ли занятия на тренажерах, сколько их и какая стоимость (и проводятся они вместо занятий по вождению или в дополнение к ним). Одно-два, максимум три, занятия на компьютеризированном тренажере допустимы и при правильной постановке могут принести пользу (вас научат правильно обращаться с рулем, педалями (тормоз, газ, сцепление) и коробкой передач). В большем количестве занятий на тренажере обычно смысла нет, это трата времени и денег. Лишь для людей которые с трудом осваивают органы управления автомобилем, например, из-за возраста, можно добавить 1-2 дополнительных занятия на тренажере. Обойтись без тренажеров в обучении можно, основы управления автомобилем можно осваивать и на площадке-автодроме или дороге.
-Уточните где письменно зафиксировано то что вам озвучили.
2.Обучение вождению
-Как происходит выбор инструктора и можно ли его поменять. В некоторых автошколах можно попробовать поездить с разными инструкторами, потом выбрать одного из них.
-На каких машинах проходит обучение: на машинах инструктора или автошколы (второе – менее распространено). И какой парк автомобилей в автошколе (навороченные автомобили для обучения не нужны, Renault Logan, Lada Granta, Lada Kalina, Huyndai Solaris, Kia Rio и т.п. более чем достаточно)
-Сколько предполагается занятий по вождению, по правилам 56 часов – 28 сдвоенных занятий. Часто считают что одно занятие – экзамен, так что остается 27 занятий. Иногда в вождение включают занятие на тренажере.
-Как выглядит час вождения – 60 минут или учебный час 45 минут. Почти всегда это 45 минут. Одно практические занятие состоит из двух часов. На практике инструктора записывают на вождение с интервалом в 1.5 часа, так что выходит заметно меньше, особенно на первоначальных этапах обучения (когда на маршрут обучения отвозит инструктор).
-Какую часть времени практического занятия ученик проводит непосредственно за рулем машины. Доводилось читать что в некоторых автошколах занятия проводятся сразу для нескольких учеников или планом занятий предусмотрены объяснения темы занятия и его разбор, которые занимают 20-30 минут (это конечно экстремальные случаи).
Если в итоге получается 24-26 занятий вождения, нормальной реальной (непосредственно за рулем автомобиля) продолжительности — не менее 1.15-1.20, то это приемлемый вариант обучения, если 20 занятий и меньше по 1 часу, то явно неприемлемый. И нужно понимать что если вы выбрали автошколу с минимальной ценой обучения в вашем регионе, то там вряд-ли будет полноценные объем вождения.
-Нужно ли доплачивать за занятия по вождению в выходные дни и в вечерние часы.
-Уточните, сколько стоят дополнительные занятия. В некоторых автошколах дополнительные занятия навязываются тем или иным способом (например, для пересдачи экзамена в автошколе необходимо взять дополнительные занятия, в экстремальных случаях 5-10 занятий). Если вы почувствуете, что нуждаетесь в дополнительных занятиях то этот вопрос можно решить напрямую с вашим инструктором или можно найти альтернативного инструктора на другой машине и например потренироваться на маршруте экзамена ГИБДД.
-Как быстро начинается вождение; как происходит запись на вождение; максимальная интенсивность уроков вождения (как часто можно заниматься);
-Где и какая площадка-автодром. Важно понимать сколько на ней одновременно автомобилей, если она перегружена, то вы будете большую часть времени ожидать своей очереди, не тренироваться. И как добираться до площадки (забирают ли инструкторы от автошколы (или станций метро где они есть))
-Когда осуществляется переход от занятий на площадке к городу.
-Пропорция занятий вождения – сколько занятий по вождению на площадке, сколько в городе. Тут есть два принципиально отличающихся подхода. 1 подход – индивидуальный, пропорцию определяет инструктор с учетом того как идут занятия. 2 подход – пропорция изначально заложена в программе. «Классика» (в плохом понимании) тут что-то типа – 4 занятия тренажеры, 10 занятий площадка и 14 занятий город. Это явно плохой вариант, занятий в городе должно быть заметно больше, если всего занятий 28, то не менее 20 занятий (лучше больше) в городе (самый минимум 16, иногда в программы обучения закладывают 12 занятий – автодром, 16 – город).
-На каком маршруте идет обучение вождению в городе (и где находится точка старта). В некоторых регионах, например, в Подмосковье, автошколы часто учат на маршруте, на котором будет проходить сдача экзамена в ГИБДД. Это существенно упрощает сдачу экзамена. При этом мне доводилось слышать, что обучение на экзаменационном маршруте незаконно. Ситуацию с маршрутом обучения я разъясню в соответствующем разделе: Где учиться (маршрут обучения автошколы)
-Встречал хорошую практику когда учеников централизовано возили на автобусе по экзаменационному маршруту в ГИБДД для знакомства с ним. Идеальная практика — провести 1-2-3 занятия по вождению по экзаменационному маршруту в ГИБДД (это не совсем законно, но иногда практикуется).
-Уточните, как можно отменить занятие по вождению, сгорает ли оно или переносится.
3.Организация экзаменов, внутренних в автошколе и в ГИБДД
-Какова процедура внутреннего экзамена, доводилось читать про то, что в некоторых автошколах процедура более жесткая чем в ГИБДД, например, нужно сдавать несколько билетов по теории (например, нужно ответить на 3 билета с одной ошибкой) и все упражнения на автодроме или осваивать какие-то дополнительные упражнения на площадке.
-Как регулярно принимаются внутренние экзамены (в больших автошколах не реже одного раза в неделю) и сколько стоит пересдача внутренних экзаменов. Известны случаи, когда повторно сдать экзамен можно только со следующей группой (через 2 месяца) или нужно оплатить 10 дополнительных занятий по вождению.
-Идеальный вариант когда внутренний экзамен в автошколе состоит только из теории и площадки-автодрома (пересдача 300-500 рублей, не более), внутренний экзамен по вождению в условиях дорожного движения во многом не имеет смысла.
-Осуществляет ли школа “сопровождение” в ГИБДД или нужно сдавать экзамен самостоятельно. Идеально чтобы была возможность сдавать как с автошколой, так самостоятельно. Автошкола не чинила проблем при открепление и могла прикрепить назад (желательно бесплатно) если с самостоятельной сдачей экзаменов в ГИБДД возникли проблемы. Подробности: Экзамен в ГИБДД автошкол (“сопровождение” в ГИБДД)
-В каком РЭО происходит сдача экзамена в ГИБДД (актуально для крупных городов). У каждого РЭО свой маршрут, отличающийся сложностью, плюс своя репутация. Также следует учесть, что вам придется съездить в РЭО несколько раз: на сдачу экзамена к 8-9 утра (не рассчитывайте на сдачу с первого раза), на несколько дополнительных занятий для знакомства с маршрутом РЭО, для получения прав.
-Как регулярно школа сдает в ГИБДД (большие школы сдают в ГИБДД несколько раз в месяц, иногда даже каждую неделю) и как часто можно записываться на пересдачу. Как происходит запись на пересдачу: через автошколу или в ГИБДД. Это очень важные моменты. В некоторых школах в ГИБДД могут первый раз сдавать через несколько месяцев после окончания обучения, а пересдавать вообще непонятно когда.
-Сколько стоит пересдача в ГИБДД с автошколой (вопрос особенно актуален в 2016 году). Пересдача может быть бесплатной, возможно, нужно оплачивать подачу машины автошколы для экзамена (суммы очень разные, могут отличаться и в 5 раз). В некоторых случаях могут быть какие-то существенные затраты. Придется платить несколько раз по 1000 (и больше) рублей, например, ”1500 рублей за повторную подачу документов в ГИБДД и 1500 рублей за подачу машины” за каждую пересдачу (реальный пример октября 2015 года, город Санкт-Петербург).
4. Машина на экзамене в ГИБДД
-На каких машинах будет осуществляться сдача и пересдача в ГИБДД (ответ “на машинах автошколы” – ничего не проясняет). Принципиальный момент – сдавать на той же машине, на которой вы учились, или на другой. Если на другой, то опять же – на какой. По факту, в случае «сдачи на автомобиле автошколы», возможно придется сдавать все время на разных машинах (иногда, сдавая два этапа вождения в один день, придется сдавать площадку на одной машине, город на другой). Автошколы, учебные машины в которой одной модели, есть далеко не во всех регионах. И даже машины одной марки, будучи внешне идентичными, могут отличаться очень сильно (не только состоянием, но и к примеру, поведением сцепления). Здесь заложен серьезный подвох, вам нужно прояснить на каких машинах будут проводиться экзамены и очень желательно попробовать водить не одну машину, например, взять дополнительное занятие на маршруте экзамена в ГИБДД на другом автомобиле. Неожиданно поданная, незнакомая машина на экзамене в ГИБДД заметно усложняет процесс и лучше учесть этот момент заранее.
В некоторых городах, например, в Москве на многих МРЭО ГИБДД и РЭО Санкт-Петербурга, парк машин лучше, чем у инструкторов/автошколы – используются автомобили Ford «Focus 2» или Renault «Logan». При этом в некоторых РЭО (в том числе и в Москве) для сдачи экзамена в 2016 году используется и Жигули “классика”. При сдаче в ГИБДД главный подвох в непредсказуемости, вы заранее не будете знать какую машину вам предоставят.
5. Все заранее не предусмотреть…
-К сожалению, бывают тонкие вещи – например, человек не сдал теорию в ГИБДД; для записи на пересдачу в ГИБДД потребовали пересдать теорию в автошколе. В принципе, это произвол (формально после сдачи экзамена в автошколе вас с ней уже ничего не связывает). Дискутировать с автошколой часто сложно (в приведённом примере, запись на пересдачу в ГИБДД – через автошколу).
Полезные ссылки: