Эффект шимми на уаз патриот как лечить
Перейти к содержимому

Эффект шимми на уаз патриот как лечить

  • автор:

Превратит ли тюнинг подвески УАЗ Патриот в UAZ Patriot? Наш эксперимент

Превратит ли тюнинг подвески УАЗ Патриот в UAZ Patriot? Наш эксперимент

Леонид Голованов

Фото: Степан Шумахер

Да, это незаконно: любое вмешательство в конструкцию подвески серийного автомобиля запрещено. Но что делать, если новенький, только что из магазина, УАЗ Патриот вообще не умеет ехать прямо? Рыскает, плавает, обманывает водителя «пустотой» руля.

И мы решили вылечить Патриотово недержание прямой.

Для начала дядя Ваня загнал тот самый Патриот, что прошел нашу экспедицию в Дагестан, на подъемник. И все ахнули: оказалось, что мы отправились в путешествие на автомобиле с не затянутыми на конвейере сайлент-блоками тяги Панара в передней подвеске! Вдобавок задний мост на нашем УАЗе был установлен не строго перпендикулярно продольной оси автомобиля, а под углом 20 минут.

Почему дядя Ваня не обнаружил этого, когда проверял УАЗ перед экспедицией? Потому что подзабыл советские времена! Это тогда первым правилом счастливого обладателя новенькой машины было загнать ее на яму и протянуть все болты и гайки в пределах прямой видимости. Обойтись без этой процедуры можно было разве что с Жигулями. А с Москвичами, Волгами, ­Запорожцами — обязательно!

С УАЗами, понятно, тоже, но их частникам не продавали.

А сейчас продают. И наш опыт показывает, что тем, кто их купит, нужно обязательно сразу, как в прежние времена, протянуть ходовую и проверить углы установки колес — не забывая и про задний мост.

Но не рассчитывайте, что после этой процедуры ваш Патриот превратится в Mercedes G-класса. С нашим чуда не произошло. Ну стала чуть хуже плавность хода, чуть меньше рыскания. Пора приниматься за доработку.

Итак, первая часть Марлезонского балета. Поможет ли тяга рулевая усиленная SteelStaff, купленная за 7390 ­рублей в интернет-магазине для таких же, как мы, любителей тюнинга отечественных внедорожников?

Усиленная рулевая тяга (вверху) сделана из более толстой, по сравнению со штатной (внизу), стальной трубы, но шарниры у нее — с архаичными пресс-масленками

«Этот стон у них песней зовется»: эта более чем метровая тяга, которая ­соединяет рулевую сошку с правым поворотным кулаком, именуется короткой лишь потому, что есть вторая — еще длиннее. Играет ли хоть какую-нибудь роль их возможная податливость?

Против лома нет приема: заменив «короткую» рулевую тягу на усиленную, мы получили немедленное улучшение управляемости! Зона нечувствительности у баранки стала поменьше, причем если «в стандарте» Патриот поворачивал вправо и влево по-разному ­(да-да!), то с усиленной тягой он обрел некую симметрию реакций, свойственную «нормальным» автомобилям. Стабильности после 80 км/ч тоже прибавилось, хотя нам показалось, что на малом ходу УАЗ начал заметнее уплывать с намеченного курса.

Покупка подержанного УАЗ «Патриот» с автоматом

Нужно сразу предупредить, что хоть с дизелем, хоть с автоматом, хоть на 44-х колёсах, хоть розового цвета «Патриот» – это УАЗ. Поэтому ждать от него прыти Mercedes G500, комфорта Cadillac Escalade и надёжности Toyota Land Cruiser не стоит. Зато проходимости и выносливости – хоть отбавляй! Равно как и адекватной цены, которая пусть и растёт, но всё ещё существенно ниже конкурентов. Вот это мы и будем считать его уникальными преимуществами, а остальное рассмотрим, опираясь на опыт владельцев и сервисных станций. Первый UAZ Patriot, как тогда его называли, увидел свет в 2005 году и с тех пор пережил два рестайлинга и несколько модернизаций. Самыми заметными можно назвать фейслифт 2015 и 2019 годов, когда появились новые мосты, мотор и автоматическая трансмиссия. Некоторые энтузиасты марки, внимательно изучив спецификацию новой версии, уверенно заявили, что внедорожник сделал огромный шаг в сторону асфальта и его надёжность при жёсткой внедорожной эксплуатации находится под вопросом. Прошло три года, но их мрачные пророчества так и не подтвердились. По крайней мере количество «Патриотов» на бездорожье и в разного рода экспедициях не только не уменьшилось, но даже увеличилось. Что касается уровня продаж, то в 2020 году они упали на 6%, но 36 тысяч машин завод всё-таки выпустил и, как говорят, большая их часть была именно «Патриотами». При том, что базовых версий с автоматом в салонах дилеров нет вообще, и чтобы не брать за полтора миллиона топовый вариант, приходится заказывать и ждать. Это несколько стимулировало активность на рынке подержанных автомобилей. Что же касается отзывов владельцев и статистики отказов, то тут ситуация странная. В целом, «Патриот» не слишком изменился за последние годы и его недостатки более-менее известны. Если говорить об автоматах, то они практически не ломаются, запас прочности и надёжности у них огромный, обслуживания почти не требуют, а количество проданных экземпляров невелико. Главное не пропускать регламентную замену масла раз в 80 тысяч километров пробега (для этого нужно 9,7 литра ATF Dextron VI и новый фильтр). Процедура обходится в 5-6 тысяч рублей. Напомню, мы говорим о моделях УАЗ «Патриот» с автоматической коробкой, которые находятся в эксплуатации с 2019 года. Все любят обкатку Некоторые владельцы жаловались дилерам, что автомат пинается при переключении. При этом, диагностика и перепрошивка ни к чему не приводили. Никакого ремонта не требовалось. А главное, после нескольких тысяч километров пробега толчки почти полостью исчезали. Почти, потому что как выяснилось, из-за своей адаптивности коробка может начать переключаться на более высоких оборотах и как бы быстрее. Совокупность люфтов трансмиссии ощущалась как толчки, но стоило проехать пару десятков километров и коробка снова работала ровно. Похожая картина и с расходом топлива. В смысле, что после некоторого пробега он в среднем снижался с 16 литров до 13. Это если летом и без офф-роуда. Кстати, внедорожная эксплуатация не выявила сколь-нибудь серьёзных проблем трансмиссии. Зато на орехи досталось мостам, которые с 2019 года, по мнению бывалых владельцев, стали более асфальтовыми, получив шаровые и ШРУСы. При этом, о большом количестве жалоб на повреждённые чехлы шарниров или вырванные поворотные кулаки, я лично не слышал. А вот уменьшившийся радиус разворота оценили не только те, кто ездит по забитым улицам больших городов, но и покорители узких лесных дорожек. И полуоси заднего моста на автоматических «Патриотах» оказывались целее даже с 33-ми колёсами, чего не скажешь о карданах. Внедорожная эксплуатация может убить сперва задний, а после и передний валы тысяч за тридцать. Замена обоих обойдётся минимум в десять тысяч рублей. И кстати, раз уж о дорогах вспомнили, с новым передним мостом практически исчез печально знаменитый «динамический коридор», когда едущий прямо «Патриот» вихлял так, что занимал чуть ли не полтора ряда. Бывалые уазоводы советовали, мол, не надо дёргать руль, всё равно прямее не поедет, а так сам вернётся на траекторию. Справедливости ради нужно упомянуть, что на новых мостах, в отдельных случаях, может появляться эффект шимми (автоматические колебания колеса вследствие неустойчивости прямолинейного качения). Он лечится заменой втулок, а лучше установкой полиуретана и протяжкой всей передней подвески. В остальном, «Патриот» ведёт себя как любой другой мостовой внедорожник, больше всего напоминая Jeep Grand Cherokee ZJ. Разумеется, хорошая курсовая устойчивость характерна только для исправных машин. И вот тут есть одна закавыка. Всегда ранен Приобретение отечественного автомобиля всё ещё отчасти лотерея. Почти как с подержанной иномаркой. С той только разницей, что в первом случае велика вероятность проиграть, а во втором – выиграть. В общем, нарваться на проблемный экземпляр при прочих равных проще с нашемарками. То есть встречаются «Патриоты», которые пробежали не одну сотню тысяч километров в руках профессиональных водителей и сложных условиях, и нормально – не сгнили, не развалились, не прокляты и не забыты. В парке одного предприятия на Ямале есть два «Патриота» и два тойотовских «Хайлакса» и водители говорят, что с УАЗами проблем ничуть не больше, чем с японцами. Это, конечно, что называется, с чужих слов, но тем не менее. При этом мой личный опыт владения доказывает, что проблемы могут быть многочисленны, а степень их разрушительности – разной. Самые слабые места, даже у новых версий, – электрика и гидравлика, включая систему охлаждения. То магнитола высосет аккумулятор за ночь, то лампочка одна и та же без конца перегорает, то парктроник ни с того ни с сего срабатывает. Зато после замены в 2016-м двух баков на один, практически исчезли проблемы с протеканием топлива, перекачкой из бака в бак и запахом бензина в салоне. К тому же, у владельцев новых «Патриот» появилась возможность поставить пороги, а где были бензобаки – газовые баллоны. Да, расход газа в городе за двадцать литров, но всё равно стоимость километра в некоторых российских регионах заметно падала (до резкого подорожания топлива в 2021 году). Не говоря уже о том, что автономность вырастает до 800 километров, а то и больше. А если учитывать, что владельцы часто жалуются на не самый надёжный бензонасос, то в случае его отказа вдали от цивилизации, может выручить газ. Правда мотористы утверждают, что газ на моторе серии «Про», то есть на 150-сильном – это мина замедленного действия. Из-за изменившихся фаз выпускных клапанов, они работают на пределе температурного диапазона. Они не такие как на 127-сильном ЗМЗ-409, но вероятность прогара велика, особенно, если что-то в настройках собьётся. Но есть моменты, которые невозможно понять и простить. Например, нарушенная геометрия рам. Не один и не два владельца обращались к дилерам из-за того, что машины тянет в сторону. Чаще почему-то вправо. Отговорки, мол, это профиль дороги такой и направления на сход-развал, обычно ни к чему не приводили. Так было пока кто-то не догадался промерить раму и выяснить, что крепления передних рычагов расположены явно не там, где нужно. А ещё, разные углы кастора справа и слева. До сих пор никто не может понять, как это у них получается. Словом, лотерея иногда очень разочаровывает. Что замерзло, то не сгорит Про замерзающие замки дверей, в первую очередь почему-то водительской, не знает только тот, у кого нет YouTube. Владельцы наловчились выкладывать своего рода желоб из пенки, по которому вода вдоль направляющей бокового стекла льётся мимо замка. А если открыть пятую дверь, то эта самая вода (или снег) попадают в багажник, а самым шустрым за воротник. Причём, насыпать может прилично, не горсточку. Поэтому многие ставят «глухой» спойлер, образующий небольшой козырёк. Кстати, двери на модели 2007 года открывались и закрывались куда легче. Одной из самых горячих тем, касающихся эксплуатации УАЗ «Патриот», была его коррозионная неустойчивость. Внедорожник гнил и с новой покрасочной линией и до неё, и в 2015-м, и в 2018-м. А вот с 2019-го стало лучше! Впрочем, возможно, прошло слишком мало времени. Хотя на старых «Патриотах» задняя дверь и пороги начинали цвести уже на второй год эксплуатации. Поэтому, чтобы там не гарантировал производитель, – антикорить надо сразу и повторять процедуру по регламенту. Обрабатывать полости и днище. Да и вообще всё, что можно обработать! Какой же вывод можно сделать из этой сумбурной и часто противоречивой информации? Прежде всего, альтернативы «Патриоту» по-прежнему нет. Всё что хоть как-то близко ему по классу или значительно дороже, или уже пробежало тысяч двести. Подержанных УАЗ «Патриот» с автоматической трансмиссией продаётся много. Цены начинаются от 950 тысяч рублей, а в Москве так и вовсе от миллиона. Оснащение подавляющего большинства автомобилей превосходное: климат, мультимедиа, две подушки безопасности, противобуксовочная. Блокировка заднего дифференциала, как ни странно, встречается только в половине случаев. Видимо новую маркетинговую идею завода о том, что «Патриот» – это автомобиль для города, некоторые владельцы восприняли слишком буквально. Что же до поиска неисправностей, то тут придётся снова напомнить про лотерею. Визит в сервис поможет определить текущее состояние машины, но ни один мастер не даст прогноза на будущее. Хотя есть в «Патриоте» агрегат, в котором можно быть уверенным почти на сто процентов – это автомат. Текст Игоря Губаря

Избавится от эффекта шимми…

Проявился эффект шимми при попадании одновременно двумя колесами в ямки на скорости 40 км/ч… Облазил кучу сайтов и не нашел единого мнения, в результате чего он возникает. Но больше всего согласен с теми, кто считает, что это совокупность люфтов в рулевом управлении! Некоторые говорят, что виноват размер колес и их балансировка( в моем случае это 35 е тапки), некоторые хают шкворни на подшипниках ( я кстати поставил с левой стороны именно такие) ну и так далее… Немного перебрав шкворневые узлы ( убрав по одной регулировочной прокладке с каждого шкворня ) и убедившись, что наконечники живые я решил приобрести девайс в виде рулевого демпфера Rancho. Что это за фрукт время покажет( тем более, что для больших колес его настоятельно рекомендуют!) . Может кто-то из Вас сталкивался с эффектом Шимми и смог его побороть, прошу поделится навыками!)) С уважением!

Фото в бортжурнале УАЗ 31512 Фото в бортжурнале УАЗ 31512

17 сентября 2015 Метки: наблюдение

Борьба с дядькой Шимми

В предыдущем посте рассказывалось о проделанной работе, которая привела к появлению эффекта Шимми.
Кратко: изменен угол кастора до 8 градусов, заменены заводские шкворни с углепластиковыми втулками на «подшипниковые». В результате на фоне ультра-легкого руля и опупенской управляемости получили злостный расколбас на скорости 90 км/ч.

Что сделано было далее.
1. На всякий случай еще раз проверил балансировку колес. Колеса — 275/65 на родном 7-дюймовом диске R18 возможно не самое лучшее сочетание. На двух колесах поменяли положение шины на диске, и добились (надеюсь!) идеальной балансировки. Самые лучшие колеса были поставлены на передок, естественно.

2. Поскольку эффект Шимми это прежде всего резонансное явление в подвеске, следует идти по пути исключения любых люфтов в ней и созданию дополнительной жесткости и узлов, могущих оказать хоть какое-то трение.

Сразу же были выкинуты родные уазовские необслуживаемые наконечники, поскольку небольшой люфт был выявлен с помощью ломика (покачивание вверх-вниз рулевой тяги и стабилизатора). Заменили все четыре. Вместо них поставлены наконечники АДС обслуживаемые. В свое время камрад Полевоз на дружественном форуме рекомендовал проблему эффекта Шимми решать путем затягивания до усрачки рулевых наконечников. ОК, поставили, затянули (не до усрачки, но затянули). Проверка с помощью ломика люфты не выявила. Поехал на кольцевую на тест драйв.

Ну что можно сказать, Полевоз был прав. Затяжка наконечников реально помогает. И если дядька Шимми не ушел, то уже стало можно ездить. То бишь при прохождении отметки 90 км/ч наблюдается биение в руль (не жуткий расколбас, а именно биение). Биение более сильное при торможении. Вернулся на базу. После тест-драйва кстати, наконечники потребовали дополнительной затяжки!

3. Покурили, почесали репу и поставили рулевой демпфер в качестве узла, создающего доп.жесткость. Не забойный по деньгам демпфер Ранчо и пр. по 8.10 килорублей, а обычный штатный от мерседеса (артикул не знаю, знаю, что все его ставят) стоимостью чуть более тыщи.

Стало лучше процентов на 3…5)))

Кое-какие выводы по результату проделанной работы, рассуждений (все имхо, конечно):
1. Демпфер не решает проблему Шимми. Это все равно что пить анальгин при фимозе головного мозга. Башка болеть немного перестает, но болячка не лечится. С демпфером комфортней — руль становится более ватным и привычным (кому как), без него как-то уж очень чувствительно и слишком легко.
2. Могу предположить, что условия для появления Шимми есть на всех уазах. Шкворни на подшипниках не являются причиной появления Шимми, а только позволяют ему вылезти во всей красе из-за практически нулевого трения в шкворневом узле. На заводе об этом знают (наверное), и ставят углепластиковые безсмазочные втулки, которые создают неебической трение, исключающее проявление Шимми. При этом рулевые наконечники могут быть в говно разболтаны, Шимми на стоке не будет.
3. Следствие из п.2 — установка бронзы от ваксойла это не решение проблемы Шимми, вернее не слишком рациональное решение — не стоит рубить больную руку и пришивать новую, нужно искать далее люфты и думать, хотя бы ради затраченных денежных средств.
4. Управление на подшипниковых шкворнях очень и очень комфортное. Риск получить Шимми и ковыряться с его выявлением стоит того. Кто не хочет рисковать — ставим бронзу от Ваксойла.

Что будем делать далее:
— пока ничего. Ездить можно с относительным комфортом. Через 500 км нужно планово подтянуть подшипники, может быть наконечники. Может быть, поставим другие колеса (есть мысль что большие колеса не смотря на балансировку косвенно как-то влияют на появление Шимми). О результатах доложу.

Что не нужно было делать:
— менять угол кастора вместе со шкворнями. Нужно было вначале поставить подшипники, поездить и понять — следует ли менять кастор и только потом менять. Ну что поделать, поторопились.

ЗЫ: фотки паршивые, ну что поделать. жаль нет возможности выложить коротки видео, демонстрирующее выявление люфта в наконечниках с помощью ломика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *