Можно ли управлять мотоблоком без водительского удостоверения?
С лета 2019 года мотоблоки приравнены к одноосным тракторам. Согласно руководству об эксплуатации, мотоблок можно использовать в садах, на полях, фермах. В этих случаях можно ездить без прав. Но при этом необходимо учитывать запись в паспорте мотоблока о запрете езды по дорогам общего пользования. Сотрудники Госавтоинспекции осуществляют контроль за соблюдением ПДД РФ всеми участниками дорожного движения. Не смотря на то, что мотоблок не относится к транспортному средству, он является участником дорожного движения. А том, кто управляет мотоблоком, должен знать и соблюдать правила дорожного движения, а, следовательно, должен иметь удостоверение тракториста-машиниста подкатегории «А1» — гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт. Осуществляя перемещение по автодороге, владелец должен оборудовать на мотоблоке передние ходовые огни, а по бокам и борту прицепа – световозвращающие элементы.
Многие садоводы – огородники владеют самодельными мотоблоками, собранными своими руками. Ездить по трассе на такой технике запрещено даже при наличии водительского удостоверения. В случае остановки сотрудниками Госавтоинспекции на мотоблоке:
1. При отсутствии прав на трактор на дорогах общего пользования, мотоблок будет помещен на специализированную стоянку, а водитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, за что предусмотрен административный штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей.
2. При управлениив состоянии опьянения мотоблок будет помещен на специализированную стоянку, водитель привлекается к административной ответственности по ч.1 ст.12.8 КоАП ПФ с лишением прав на все категории транспортных средств.
3. По вопросам регистрации мотоблока, а также любой сельскохозяйственной техники владельцы могут обратиться в Гостехнадзор по адресу: г. Камышлов, ул. Гагарина, 1.
Как управлять мотоблоком с прицепом
Мемориальный комплекс Воинская Слава
Отделение дневного пребывания для инвалидов
Районный историко-краеведческий музей»
Toggle navigation
- Главная /
- Новости /
- Новости района /
- Можно ли ездить на мотоблоке по дорогам общего пользования?
Вторник, 02 мая 2023 11:27
Можно ли ездить на мотоблоке по дорогам общего пользования?
Можно ли ездить на мотоблоке по дорогам общего пользования?
— Мотоблок относят к сельхозагрегатам, в связке же с прицепом считают транспортным средством, — разъясняет начальник отделения ГАИ Глусского РОВД Борис Хухрин. — Согласно с пунктом 9 постановления Совета Министров № 63 от 30 апреля 2008 года мотоблоки (с прицепом или без) учету и регистрации в инспекции Гостехнадзора не подлежат, для управления такой техникой права не требуются. При этом в соответствии с п. 3 ПДД на наших дорогах запрещается участие в дорожном движении транспортных средств, устройств, приспособлений, машин и механизмов, не подлежащих регистрации в порядке, установленном Советом Министров, исключение — случаи их участия в дорожном движении по дорогам без усовершенствованного покрытия. Таким образом, двигаться по дорогам общего пользования с усовершенствованным покрытием (асфальтовое, бетонное) на данной технике запрещено: владельцы мотоблоков могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 18.18 КоАП Республики Беларусь (штраф от 0,5 базовой величины). Использовать мотоблок с прицепом можно на даче, в огороде, в полях и на проселках, других участках, не относящихся к дорогам общего пользования. Лучше продумывать маршрут в обход таких дорог, ехать нужно по обочине, не препятствуя движению транспортных средств.
Езда на мотоблоке по дорогам общего пользования: как получить права
В таком нелёгком труде как ведение подсобного, садоводческого или фермерского хозяйства невозможно обойтись без средств малой механизации — мотоблоков и минитракторов. С их помощью аграрии обрабатывают землю, высаживают различные культуры, убирают урожай и решают прочие задачи. Но так как земледельцам периодически приходится выезжать на моторизированной сельхозтехнике за пределы своих участков, их интересует, имеют ли они право ездить по общественным автомобильным дорогам и нужен ли для этого разрешающий документ?
Нужны ли права на мотоблок с прицепом?
Беспрепятственно ездить по дорогам общественного пользования могут владельцы любых транспортных средств, которые имеют при себе водительские права с соответствующей категорией и знакомы с правилами дорожного движения (ПДД).
Но поскольку юридически мотоблок с прицепом, как и мотокультиватор, не относится к категории транспортных средств, для его управления не нужен какой-либо специальный допуск.
По этой же причине эксплуатировать на автодорогах всеобщего пользования данный вид минитехники с прицепом нельзя. Об указанном правиле свидетельствует и надпись в паспорте, прилагаемом к большинству моделей мотоблоков российского производства. Транспортировать мотоблок разрешается только при помощи прицепа трейлера. Для самостоятельной езды по общей автомобильной трассе нужен пропуск к месту работы. Его, как правило, выдаёт автодорожная служба рабочему, когда нанимает спецтехнику для асфальтирования дорог.
Но как тогда быть обладателям моторизированных сельхозагрегатов, которые хотят использовать их для своих целей и не иметь проблем с представителями Госавтоинспекции? Все же есть один вариант максимально обезопасить себя от проблем с ДПС.
Для этого собственникам мотоблоков с прицепами нужен удостоверяющий бланк на одну или несколько открытых категорий. Например, фермеру для езды на мотоблоке с прицепом достаточно иметь категорию «A» или «A1», которая предоставляет законное право на управление автомототранспортом, включая мотоциклы, мотоколяски. Нужен такой вид категории и для подтверждения, что владелец моторизированной минитехники с прицепом знает элементарные правила движения. Кроме всего прочего водить мотоблок по автотрассе нужно с установленными на нём передними ходовыми огнями и специальными светоотражающими (световозвращающими) элементами на борту прицепа.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что при управлении мотоблоком с прицепом всё же нужен какой-нибудь вид категории.
Права на управление нужны как своеобразная страховка в случае, если аграрию понадобится воспользоваться общественной автомобильной дорогой. Например, для доставки своей моторизированной техники к месту проведения сельскохозяйственных работ, транспортировки прицепом сена с отдалённого покоса или корнеплодов с дачного участка.
Какие права нужны для езды на минитракторе?
Что касается минитрактора, то требования по его эксплуатации на общих автодорогах немного отличаются от тех, что предъявляются к мотоблоку.
Так как минитрактор, с прицепом или без, относится к самоходным сельскохозяйственным машинам, следовательно, является полноценным транспортным средством. Поэтому на нём дозволено ездить по общественным автотрассам, но водителю нужен своеобразный допуск на эксплуатацию данного вида техники.
Такое право предоставляет инспекция Гостехнадзора и только тем обладателям минитракторов, которые прошли надлежащее обучение и успешно сдали экзамены по вождению.
В подтверждении того, что собственник имеет право на управление сельскохозяйственной техникой, выдаётся удостоверение тракториста с соответствующей категорией, которая открывается в зависимости от типа трактора и объёма двигателя. Итак, категория:
- «B» даёт право на эксплуатирование гусеничных и колёсных минитракторов с двигателями мощностью до 25,7 кВт;
- «C» позволяет управлять колёсными мини тракторами и тракторами, у которых стоят силовые агрегаты с мощностью 25,7-110,3 кВт;
- «D» предоставляет право на эксплуатацию тракторов с мощностью двигателя более 110,3 кВт;
- «E» разрешает управлять только гусеничной машиной, оснащённой двигателем мощностью более 25,7 кВт.
Владелец трактора сможет получить соответствующую категорию водительских прав, если его «железный конь» благополучно пройдет технический осмотр и государственную регистрацию в службе Гостехнадзора. Такой порядок нужен для всех моделей тракторов и минитракторов, произведённых в заводских условиях и официально продаваемых в России.
А вот сертификация заводским тракторам не понадобится, так как такая процедура уже проведена заводом-изготовителем.
Удостоверение тракториста-машиниста с обозначенной категорией, выданное собственнику трактора государственной инспекцией по техническому надзору, действительно только на территории России. Заполнение тракторных «корочек» производится в соответствии с установленным образцом.
На одной стороне удостоверения располагается его название, серия, номер и дата выдачи, а так же фотография, данные и подпись владельца, на другой — обозначена категория техники, которой он имеет право управлять.
Права на самодельный мототрактор
Довольно часто владельцы личных подсобных хозяйств и фермеры задействуют для своих работ самодельные минитракторы, созданные из заводских узлов и агрегатов или переделанные из тяжёлых мотоблоков марки Кентравр, Зубр, Форте и прочих.
Полноприводные переделки и самоделки так же, как и тракторы заводского производства, необходимо в обязательном порядке узаконивать, то есть регистрировать в Гостехнадзоре. Для этого собственники техники (переделанной из мотоблока или сделанной своими руками) предоставляют в инспекцию:
- Заявление на регистрацию переделанного или произведённого собственноручно трактора;
- Удостоверение личности с отметкой постоянного или временного места жительства;
- Оригиналы (допускаются и копии) товарных чеков на купленные узлы, детали и агрегаты, которые были использованы для изготовления трактора.
На основании предоставленных документов служба Гостехнадзора проводит полный технический осмотр трактора и экспертизу на соответствие установленным государством стандартам.
Затем составляется акт, в котором указывается, отвечает ли переделанная или собранная собственноручно конструкция техническим нормам. А также, удовлетворяет ли минитрактор требованиям экологии и безопасности дорожного движения: оснащён ли он нужными сигнальными и светотехническими приборами, хватает ли устойчивости против опрокидывания, достаточны ли тормозные свойства и прочее.
Если все технические и экологические нормы в порядке и доказано, что собранный своими силами минитрактор пригоден к эксплуатации, его владетелю выдаётся технический паспорт и номерной знак, а после сдачи соответствующих экзаменов по вождению — удостоверение тракториста-машиниста с обозначенной категорией.
Имея на руках разрешающую бумагу, собственник трактора может законно выезжать на общественную дорогу, в том числе и с прицепом, при условии, что самоходное средство не будет усложнять обстановку на проезжей части и препятствовать транспортному процессу. Если такой бумаги нет, то можно получить штраф.
Штраф за езду на мотоблоке: кого он ждет?
Типичная ситуация выглядит примерно так: вы купили мотоблок. К нему пристыкован ездовой адаптер. Цель покупки – обработка земли, уборка снега и прочие хозяйственные заботы, никак напрямую не связанные с катанием по шоссе. И все бы нормально, только вот до вашего участка с землей и снегом – пара километров по дороге общего пользования. Вопрос: как туда добраться?
Дальше начинаются игры разума. Для езды на мотоблоке, вроде бы, не нужны ни права, ни страховка, ни регистрация. Но любой нормальный гаишник за езду без прав просто обязан вас наказать – и это справедливо. Дескать, по оврагам и буеракам – катайтесь, а здесь – дорога общего пользования! В ПДД четко сказано: нужны права, регистрация и т.п.
Юмор заключается в том, в том, что в ПДД нет понятия ни мотоблоков, ни прочих квадроциклов. Мотоблок – это неизвестный науке зверь, почти как Чебурашка. Он не мотоцикл и не трактор. Верховный суд указал, что такой мотоблок регистрировать не надо. Стало быть, оштрафовать водителя за езду без прав нельзя. Вот если кубиков в моторе – более 50, а максималка – выше 50 км/ч, тогда – другое дело, а вот мотоблок – неподсуден. У него и скорость-то меньше 12 км/ч.
Но радоваться рано. Любой мотоблок можно рассматривать как трактор с одной осью, а потому его водителю нужны права тракториста. Если таких прав нет, то штраф за езду на мотоблоке может составить от 5000 до 15 000 Р.
Короче говоря, ситуация может трактоваться самым разным способом. То и дело в разных концах страны возникают одни и те же споры и разбирательства. Сценарий примерно одинаковый: ГИБДД задерживает владельца мотоблока и выписывает штраф, тот обращается в суд, районный суд поддерживает ГИБДД, а кассационный – владельца мотоблока. В результате очень часто штрафы отменяют. Про нервотрепку молчим.
Как обезопасить себя от подобных разборок с представителями закона? Вариантов несколько. Самый спокойный – пытаться добираться на мотоблоке до места назначения по лесным и полевым дорогам. Самый трудоемкий – доставлять мотоблок до точки с помощью автомобиля с прицепом, если у вас все это есть в наличии. Наконец, самый правильный – это все-таки получить права машиниста на спецтехнику. Категория А1 дает право управлять мототранспортными средствами, не предназначенными для движения по автомобильным дорогам общего пользования, а также транспортными средствами, максимальная скорость которых менее 50 км/ч. Порядок получения таких прав не сложнее, чем обычных водительских – вас ждут обучение, медкомиссия и экзамен. После этого десять лет можете ездить на своем мотоблоке относительно спокойно.
Что еще почитать: