Всё об антифризе
Антифризом называется охлаждающая жидкость (ОЖ) для авто, которая имеет следующие две особенности: высокую температуру кипения и низкую температуру замерзания.
Качественная жидкость является залогом безотказной и надёжной работы системы охлаждения двигателя.
Не забывайте, что периодически антифриз нужно менять. Цвет такой жидкости может быть разным и игнорировать его при выборе подходящего продукта не стоит. Антифризы подкрашивают специально для того, чтобы покупатели знали, какая присадка присутствует в конкретной жидкости.
Также не все автовладельцы учитывают, что система охлаждения изготавливается из разных металлов: в некоторых машинах используется медь или латунь, у других – алюминий. Материал изготовления важен при выборе антифриза. К примеру, карбонокислотные присадки отлично защищают латунь и медь, а вот алюминий они могут разъесть. Жидкость с гибридной присадкой, наоборот, отлично защищает алюминий, но не так хорошо другие два металла.
Описание антифриза
В составе всех ОЖ основа является гликолевой (пропиленгликоль или этиленгликоль). Для придания антифризу нужных свойств основа дополняется улучшающими присадками. Состав концентрата данной жидкости примерно следующий:
Следует добавить, что этиленгликоль является сильным ядом, который в чистом виде представляет собой маслянистую жидкость с температурой замерзания -12,3C и кипения около +200C. Почти все антифризы одинаковые, разница заключается лишь в присадках. Именно от них будет зависеть то, насколько надёжно и безотказно будет работать двигатель вашего авто.
Единой классификации охлаждающих жидкостей на сегодня не существует. Во многих странах используются свои национальные стандарты, в соответствии с которыми они производят антифриз. Но большое распространение приобрела классификация, которая была разработана концерном Volkswagen. Она же действует и в России. Согласно ей, все ОЖ делятся на 3 класса:
Про отечественный стандарт следует сказать то, что антифризы в России имеют название «Тосол». Он появился в далёком 1971 г. Существуют две жидкости: ОЖ-40 и ОЖ-65. Для охлаждающих жидкостей в России действует ГОСТ 28084-89.
Традиционная ОЖ считается среди автовладельцев уже устаревшей. Её не используют для первой заливки машины на заводе-изготовители. Причиной этому являются неорганические ингибиторы, которые служат не больше 2 лет и не выдерживают температур выше 108C. В составе традиционной продукции содержатся силикаты. Они покрывают стенки трубок и уменьшают эффективность охлаждения ДВС.
Современные ОЖ обеспечивают максимальную продуктивность и эффективность охлаждения ДВС, т.к. они покрывают защитной плёнкой только те места, где появились признаки ржавчины. Водяной насос авто прослужит намного дольше при использовании современного антифриза, т.к. последний имеет «адресную» направленность. Это способствует уменьшению кавитации. Кроме того, залив качественную ОЖ, вы можете надолго забыть о необходимости её замены.
Какие бывают виды антифриза?
Гибридный G11. Это продукция жёлтого, синего, бирюзового или зелёного цвета. В качестве ингибиторов в её составе содержатся фосфаты или силикаты. Гибридный антифриз не только охлаждает ДВС, но также защищает детали от коррозии. Срок службы достигает 3 лет. Подтипы G1+ и G11++ имеют разное процентное содержание карбоновых кислот.
Карбоксилатный G12. Органическая продукция красного цвета (имеет разные оттенки), которая служит до 5 лет и лучше защищает металлические поверхности от кавитации и ржавчины по сравнению с продукцией G11. Такой антифриз адсорбируется только в областях коррозии. Это положительно влияет на теплообмен.
Лобридный G13. Ранее имел классификацию G12+. Антифриз с минеральными ингибиторами, формирующий на металле защитную пленку, которая реагирует исключительно очаг с коррозией. В состав лобридного входят силикаты и органические кислоты. Срок службы очень большой, но при условии, что состав будет заливаться в новую машину. Лобридная продукция представлена красной, оранжевой, жёлтой и фиолетовой жидкостями.
Антифриз разных марок: можно ли смешивать?
При утечке (не герметичности системы) или из-за испарения влаги антифриза может стать меньше. Если наблюдается утечка жидкости, то долейте антифриз той же марки. Если проблемой является испарение влаги, то добавьте дистиллированной или прокипячённой воды.
Отечественную продукцию, которая произведена разными компаниями, но по одним и тем же ТУ (техническим условиям) смешивать вполне допустимо. Если номера ТУ не совпадают, то ОЖ несовместимы, т.к. компоненты присадок могут потерять некоторые полезные качества. В безысходной ситуации долейте воды, после чего обязательно замените антифриз.
Популярные варианты
Прежде чем сделать выбор, ознакомьтесь с одними из самых популярных вариантов охлаждающей жидкости:
- Abro -40, зелёный. Подходит для всех современных дизельных и бензиновых ДВС. Произведена на базе высококачественного моноэтиленгликоля. Обладает уникальным пакетом флуоресцентных красителей и органических присадок.
- FINNFROST -40, зелёный. Подходит как для отечественных, так и зарубежных авто. Производится на базе этиленгликоля высокого качества с использованием различных присадок. Последние обеспечивают антипенные и антикоррозийные свойства состава, а также хорошую защиту от кавитации и смазывающую способность. Состав предотвращает даже образование накипи.
- LUXE, красный. Данная жидкость не содержит ни один из следующих компонентов: фосфаты, нитриты, силикаты и амины. Производится с использованием уникальных присадок, которые позволяет оставаться продукции неизменной на протяжении всего эксплуатационного срока. Идеально подходит для применения в любое время года в течение 5 лет или 250 тыс. км пробега на легковом автомобиле.
- ABRO -40, красный. Подходит для эксплуатации в авто с дизельными и бензиновыми ДВС любой теплонапряжённости и конструкции. Изготавливается на базе моноэтиленгликоля. Способен обеспечить хорошую антикоррозийную и антикавитационную защиту металлических деталей.
- NORD -40, синий. Соответствует нормам производителей как отечественных, так и импортных машин. Защищает и смазывает сальник помпы, эффективно охлаждает и быстро выходит на рабочую температуру.
Антифриз: он действительно нужен моему автомобилю?
Двигатель автомобиля генерирует большое количество тепла, и если данный процесс не контролировать, то это может привести к серьезному повреждению. По этой причине антифриз важен для вашего автомобиля. Антифриз после его смешивания с водой и добавления в радиатор помогает регулировать температуру, одновременно защищая и смазывая разные металлические детали в системе охлаждения двигателя.
Что такое антифриз и почему он так важен для автомобиля?
Антифриз – это слегка окрашенная жидкость, которая (вместе с водой) заливается в радиатор для оказания помощи в регулировании температуры двигателя. Ее важным компонентом является этиленгликоль, который снижает температуру замерзания воды и повышает ее температуру закипания. Это защищает воду в радиаторе автомобиля от замерзания, закипания и испарения. Антифриз, наряду с топливом и маслом, важен для надлежащей работы автомобиля. Без антифриза тепло, возникающее в процессе сгорания топлива, приведет к быстрому перегреву двигателя или даже к его полному заклиниванию. Антифриз также смазывает компоненты системы, которые контактируют с водой, и защищает металлические компоненты от коррозии.
Антифриз и охлаждающая жидкость — это одно и то же?
Термины «Антифриз» и «Охлаждающая жидкость» зачастую используются взаимозаменяемым образом, однако, это не совсем правильно. Антифриз это один из компонентов охлаждающей жидкости двигателя. Если говорить точнее, то охлаждающая жидкость это смесь антифриза и воды. Для охлаждения двигателя недостаточно только одной воды. Тепло, возникающее в процесс сгорания топлива, приведет к ее закипанию. Летом вода будет испаряться, а зимой она будет замерзать, что делает ее бесполезной. Большинство производителей автомобилей рекомендуют смешивать воду и антифриз в радиаторе в пропорции 50/50.
Почему требуется замена антифриза?
Со временем антифриз, как и все жидкости в автомобиле, теряет свои рабочие характеристики, а его кислотность повышается. Это вызывает коррозию, которая ведет к повреждению радиатора и прочих важных компонентов системы охлаждения, таких как насос, шланги, термостат и крышка радиатора.
В радиаторе автомобиля также могут скапливаться ржавчина, грязь и прочие вредные частицы. Такие загрязняющие вещества могут снижать способность антифриза регулировать температуру двигателя. Это ведет, в свою очередь, к перегреву двигателя, разрыву блока цилиндров и даже к привариванию поршня к цилиндру.
Как часто следует проводить замену антифриза и как это делается?
Всегда сначала читайте инструкцию по эксплуатации автомобиля. Как правило, замена антифриза выполняется каждые 48,000 км (30,000 миль) или один раз в три года, в зависимости от того, что наступит раньше. Перед заменой антифриза подождите, пока не остынут радиатор и двигатель автомобиля. На это, как минимум, требуется один час. Откройте капот и проверьте радиатор и шланги на наличие трещин и утечек. Поврежденные детали необходимо заменить или отремонтировать. Снимите крышку радиатора. Выкрутите сливную пробку радиатора и слейте охлаждающую жидкость. Закрутите сливную пробку, заправьте радиатор дистиллированной водой и запустите двигатель на 10 минут. Дайте двигателю остыть и снова слейте жидкость. Всегда заправляйте радиатор с его промывкой, используя дистиллированную воду. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока сливаемая вода не будет чистой. После завершения промывки залейте в радиатор смесь антифриза и дистиллированной воды в пропорции 50/50 и закройте радиатор крышкой.
Как заливать антифриз в автомобиль?
Убедитесь в том, что двигатель и радиатор остыли. Для этого требуется, как минимум, один час. Подготовьте точную смесь антифриза и дистиллированной воды в пропорции 50/50. Осторожно снимите крышку радиатора, залейте раствор антифриза и закройте радиатор крышкой.
Инструкция по эксплуатации автомобиля является последней инстанцией по таким процедурам как эта, поэтому всегда, сначала читайте инструкцию по эксплуатации. Также важно помнить о том, что система охлаждения автомобиля находится под давлением и аккумулирует опасные количества тепла. Никогда не выполняйте такую процедуру при нагретом двигателе и радиаторе. Несоблюдение мер безопасности может привести к серьезному телесному повреждению.
Что такое антифриз?
Специалисты расскажут о том, что такое антифриз и как его выбрать? Можно ли разбавить антифриз водой и как это правильно сделать?
Антифриз, он же «Тосол», он же охлаждающая жидкость (ОЖ) — есть рабочая жидкость системы охлаждения двигателя, которая переносит тепловую энергию от мотора (тем самым обеспечивая его охлаждение) к радиатору, где происходит ее передача окружающей среде. От того насколько эффективно будет выполнять свою задачу ОЖ, зависит тепловой режим ДВС, а также нагрузка на элементы системы охлаждения (помпа, вентиляторы, термостат и т.д.).
Большинство используемых в системах охлаждения автомобильных ДВС антифризов состоит из деминерализованной (очищенной от солей, примесей, загрязнений) воды, этиленгликоля / моноэтиленгликоля и функционального пакета присадок. Первые два компонента задают параметры теплоемкости и рабочего температурного диапазона ОЖ, а третий отвечает за защиту (противокоррозионную, антикавитационную и т.д.) всех элементов контура, по которому циркулирует охлаждающая жидкость.
В каком виде продается антифриз?
Охлаждающая жидкость поступает в продажу либо полностью готовой к применению, либо в виде концентрата, требующего разведения водой. В последнем случае владелец автомобиля лично принимает участие в создании ОЖ. Для частного применения лучше использовать готовый антифриз, так как процесс его приготовления из концентрата потребует применения чистой посуды, средств точного дозирования (измерения объема) воды и контроля плотности готовой охлаждающей жидкости. Также процесс накладывает высокие требования к помещению, в котором проводится работа. Если разводить антифриз на открытом воздухе, то в него может попасть пыль, что недопустимо.
В каких случаях в антифриз необходимо добавлять воду?
В процессе эксплуатации автомобиля уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке может падать. Происходит это по двум причинам. Первая – система не имеет течей, а постепенная убыль ОЖ является следствием испарения воды через предохранительный клапан крышки расширительного бачка. При этом этиленгликоль и присадки остаются в охлаждающей жидкости практически в прежних количествах. При уменьшении общего объема антифриза это приводит к росту концентрации этиленгликоля и присадок. Что из этого следует? А то, что для доведения уровня антифриза до нормы нужно добавить только воду. Никаких изменений ключевых свойств и качеств (температура замерзания / закипания, защита от коррозии, кавитации, вспенивания и т.д.), не произойдет.
А если вместо воды добавить готовый антифриз? В этом случае произойдет повышение концентрации в ОЖ этиленгликоля, что станет причиной нарушения строго выверенного баланса компонентов в растворе и повышения температуры замерзания жидкости. Для справки: температура замерзания этиленгликоля составляет минус 12,9˚С. Вода начинает кристаллизоваться при 0˚С. При этом их раствор, в зависимости от процентного содержания в нем первого и второго компонента, сохраняет текучесть в диапазоне от 0 до минус 68˚С.
Но это еще не все. С ростом концентрации этиленгликоля в растворе снижается теплоемкость ОЖ. То есть она будет хуже переносить тепловую энергию. А это может привести к перегреву мотора, работающего в предельных режимах (нагрузка и температура окружающей среды), а также негативно отразиться на ресурсе агрегатов системы охлаждения, в частности, вентиляторов, которые будут длительное время вращаться на максимальных оборотах.
Идем дальше. При добавлении готового антифриза вместо воды мы нарушаем заданную концентрацию присадок в ОЖ. Это может стать причиной активизации коррозионных процессов (а не их купированию), а также негативно отразиться на резинотехнических изделиях – шлангах, патрубках, сальнике помпы, что приведет к преждевременному выходу ее из строя.
Вторая причина падения уровня антифриза – наличие в системе течей. В этом случае доливка воды позволит сохранить работоспособность системы охлаждения. Машина сможет своим ходом дойти до сервисного центра, где будет выполнен ее ремонт. Главное, чтобы температура окружающего воздуха была положительной. В противном случае, если мотор заглохнет, то ОЖ замерзнет в системе и велика вероятность повреждения радиаторов и блока цилиндров ДВС. Следовательно, если аварийная ситуация возникла зимой, то лучше доливать в систему готовый антифриз.
Какую воду можно добавлять в антифриз?
Добавлять в антифриз можно исключительно деминерализованную, очищенную от солей и примесей воду. Брать ее из рек, водоемов, колодцев, родников и водопровода не рекомендуется.
Где брать дистиллированную воду?
Проблем с приобретением дистиллированной (деминерализованной) воды нет. Она практически всегда представлена в ассортименте сетевых АЗС, автомагазинов, гипермаркетов (в отделах «Авто») и иных торговых площадок. Купить дистиллированную воду можно на станциях технического обслуживания легковых автомобилей, коммерческой, специальной или сельскохозяйственной техники. Главное, чтобы качество очистки и деминерализации воды соответствовало требованиям, которые предъявляются производителем ОЖ.
Как проверить качество дистиллированной воды?
Ответ прост – без применения специального лабораторного оборудования сделать это невозможно. Советы – оценить наличие осадка (накипи) после выпаривания воды или измерить ее электропроводность – в дорожных условиях также неприемлемы. Где и в чем кипятить? Где брать мультиметр? Какие показания он должен отображать? Словом, не стоит забивать голову решением подобных задач. Поступите проще – купите дистиллированную воду там, где шансы «нарваться» на некачественный товар минимальны. В идеале это крупные автомагазины, брендовые автозаправочные станции, гипермаркеты. Их поставщиками являются крупные химические заводы, которые могут производить и ритмично отгружать большие объемы продукции по минимальной цене. Для справки: на таких предприятиях используется высокопроизводительная технология деминерализации воды – обратный осмос. Удаление загрязнений и примесей осуществляется посредством пропускания воды через молекулярный фильтр.
Как действовать в форс-мажорных обстоятельствах?
Теперь рассмотрим ситуацию, когда критическое падение уровня охлаждающей жидкости произошло вдали от цивилизации, и приобрести дистиллированную воду попросту негде. В этом случае действуем следующим образом. Воду из любого доступного источника – ручья, озера и т.д., процеживаем (лучше многократно) через ткань и / или бумажные салфетки. В крайнем случае, сгодится и туалетная бумага. Из любой пластиковой бутылки можно сделать воронку (верхняя часть), куда укладывается имеющийся фильтровальный материал и емкость, куда будет сливаться очищенная жидкость. Если есть металлическая посуда, то удалив из воды механические загрязнения, ее можно дополнительно прокипятить, остудить и вновь профильтровать. Это позволит удалить часть солей, которые осядут на дно емкости в виде накипи (осадка). Важно: добравшись до дома, необходимо заменить антифриз новым!
Подводим итоги
Из сказанного выше делаем следующие выводы.
— Если уровень охлаждающей жидкости снизился вследствие штатного ее испарения через клапан крышки расширительного бачка, доливка дистиллированной воды не приводит к изменению первоначальных свойств и качеств антифриза. ОЖ сохранит: температуру замерзания / закипания, будет эффективно купировать коррозионные процессы, защищать резинотехнические изделия. Не изменится и срок ее службы.
— В случае долива готовой ОЖ происходит нарушение выверенной концентрации составляющих ее компонентов. Это изменит рабочий температурный диапазон антифриза, может спровоцировать коррозионные процессы, негативно отразится на резинотехнических изделиях и сальнике помпы.
— При доливке в систему охлаждения неподготовленной (не деминерализованной) воды необходимо при первой же возможности полностью заменить антифриз новым.
— Отправляясь в дальнюю дорогу, необходимо иметь с собой минимальный запас дистиллированной воды.
Что будет, если долго не менять антифриз в автомобиле
Бытует мнение, что охлаждающую жидкость для мотора можно не менять вовсе. Рассмотрим тонкости этого вопроса.
Для начала разберемся, что такое антифриз. Фактически это общее название для жидкостей, не замерзающих при низких температурах (об этом свидетельствует сам термин (anti — «против», freeze — «замерзать»). В автомобильной же индустрии так называют незамерзающую жидкость системы охлаждения двигателя.
Назначение антифриза — предотвращать закипание мотора, равно как повреждение деталей силового агрегата, вызванных расширением жидкости при ее замерзании. Автомобильные антифризы состоят, как правило, из смеси дистиллированной воды (около половины состава) и этиленгликоля или пропиленгликоля (простейшие двухатомные спирты, предотвращающие замерзание ), а также присадок, придающих антифризу антикоррозионные, антипенные и флурисцентные свойства. Последние необходимы для облегчения поиска течи технической жидкости.
Различные марки антифризов имеют, соответственно, различный срок службы, указанный, как и дата производства, на упаковке. В то же время «жизненный цикл» «охладителя» определяет автопроизводитель. К примеру, для ряда моделей General Motors, Volkswagen Group, Mazda и Renault срок годности соответствует оговоренному сроку службы автомобиля (fill for life). Антифризу большинства моделей Mercedes-Benz дается пять лет годности, BMW и Mitsubishi — четыре года. Некоторые автопроизводители также «привязывают» срок годности антифриза к пробегу. Рекомендации варьируются от 75 000 км до 250 000 км.
Понятно также, что оговоренный срок годности напрямую зависит от формулы тех или иных антифризов. К примеру, самые бюджетные технические жидкости класса G11 имеют минимальный пакет добавок, а потому срок их годности составляет лишь два-три года. С другой стороны, более дорогие составы класса G12 и G13 гарантируют беспроблемное использование в течение 10 лет и больше.
Как бы то ни было, вышеназванные допуски не учитывают такого важного параметра, как интенсивность эксплуатации автомобиля. Между тем, в автомобилях, работающих в режиме такси, эксплуатирующихся в сложных условиях (горная местность, постоянная работа мотора под нагрузкой, экстремально низкие и высокие температуры воздуха), срок годности антифризов следует пересмотреть в сторону радикального понижения. Общей рекомендацией будет смена этой технической жидкости каждые 60 тыс. км пробега, или каждые три года.
Что будет, если игнорировать такие рекомендации и продолжать эксплуатировать машину в сложных условиях? Ответ очевиден — состав будет стремительно деградировать. А именно — неработающие присадки начнут провоцировать коррозию и отложения на стенках каналов системы охлаждения. В результате запустится процесс «выедания» металла и закупоривания наиболее узких каналов. В первом случае будет страдать головка блока цилиндров, во втором — возрастать риск перегрева двигателя.
Если оперировать бытовыми понятиями, самое малое, что может случиться, это дырка в радиаторе. Кроме того, из-за продуктов коррозии может «заклинить» термостат, разрушиться элементы помпы, засориться радиатор и каналы двигателя. К слову, этот деградационный процесс можно отследить визуально.
Цвет антифриза может и не поменяться (в большинстве случаев автопроизводитель придает жидкости тот или иной оттенок по заказу конкретной автомобильной марки). Однако начавшаяся коррозия даст знать о себе непрезентабельной ржавой жижей в расширительном бачке. Кстати, если длительное время не менять антифриз, он становится вреден также и для резиновых патрубков. В таком случае вы увидите в расширительном бачке опять-таки малопрезентабельный темно-коричневый состав с вкраплением черных хлопьев.
Что делать, если вы обнаружили такой «коктейль» в расширительном бачке? Если подтеки антифриза и моторного масла не наблюдаются, нужно будет промыть всю систему охлаждения и, разумеется, заменить антифриз. И, кстати, промывать систему целесообразно при каждой плановой замене охлаждающей жидкости, особенно при смене класса антифриза. Промывка осуществляется чистой водой, желательно дистиллированной, либо раствором, в котором будет 80% воды и 20% антифриза. Процедуру по промывке и замене охлаждающей жидкости следует проводить на холодном моторе, чтобы исключить ожоги.
При покупке антифриза рекомендуем обратить внимание на следующее. Выбирайте дорогие антифризы класса G12 и G13 с максимально долгим оговоренным сроком службы. Кроме того, учитывайте обозначенную температуру замерзания антифриза. Оптимальный вариант — от -40 градусов С до -50 градусов С. Антифриз с температурой замерзания (-60С) больше подойдет для северных регионов, но его состав для стандартной эксплуатации слишком концентрированный. Такая техническая жидкость будет способствовать коррозийной активности и агрессивному воздействию на резиновые элементы системы охлаждения.