Какие виды технического обслуживания авто применяются
Методы технического обслуживания автомобилей
Под технологическим процессом понимают определенную последовательность выполнения основных элементов или операций обслуживания в соответствии с принятыми техническими условиями.
Для рациональной организации технического обслуживания автомобилей составляют операционно-технологические карты на выполнение основных элементов обслуживания. В этих картах дают перечень операций, указывают место их выполнения (снизу, сбоку или сверху автомобиля), применяемый инструмент и оборудование, технические условия на выполнение работ. На основании операционно-технологических карт определяют объем работ, распределяют работу между исполнителями и составляют постовые карты.
Место для выполнения основных элементов или отдельных операций технологического процесса, оснащенное необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами, называется рабочим постом. Участок на рабочем посту, обслуживаемый одним рабочим, называется рабочим местом. На одном посту может быть одно или несколько рабочих мест.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
- Проектирование генерального плана автотранспортного предприятия
- Расчет производственной программы
- Порядок проектирования автотранспортных предприятий
- Типы автотранспортных предприятий и их производственные функции
- Оборудование производственно-вспомогательных цехов и отделений
- Оборудование поточных линий
- Оборудование постов
- Типы основного оборудования и его краткая характеристика
- Планирование и учет технических обслуживаний и текущих ремонтов
В зависимости от числа и уровня специализации постов, на которых осуществляется технологический процесс технического обслуживания, различают следующие методы его организации:
1) тупиковый (на универсальных постах);
2) операционно-постовой (на специализированных постах);
3) поточный (на поточных линиях);
4) агрегатно-зональный.
В отдельных случаях применяются также комплексный и комплексно-поточный методы технического обслуживания автомобиля.
При тупиковом методе технического обслуживания автомобилей все работы выполняют на однотипных универсальных постах, за исключением уборочно-моечных, которые выполняют на постах, расположенных отдельно, в специальных помещениях или на открытых площадках. При обслуживании автомобилей на универсальных постах время пребывания автомобилей на них может быть различным. Это позволяет обслуживать на одном и том же посту автомобили разных марок и одновременно выполнять работы по текущему ремонту, потребность в которых выявлена при техническом обслуживании, что является важным положительным свойством тупикового метода технического обслуживания.
При обслуживании автомобилей на универсальных постах ограничивается применение высокопроизводительного гаражного оборудования, затрудняется механизация процессов обслуживания, повышается средний разряд работ, а также увеличивается время пребывания автомобиля в обслуживании, потребность в производственной площадке. Значительным недостатком этого метода является и то, что при установке автомобиля на пост и съезде с него воздух рабочих помещений загрязняется отработавшими газами.
Операционно-постовой метод обслуживания применяется только для ТО-2. Сущность этого метода в том, что комплекс работ ТО-2 расчленяется на отдельные элементы (по операциям), которые выполняются за несколько заездов автомобиля на специально оборудованные посты.
Небольшой объем работ, выполняемых за один заезд автомобиля, и применение специализированного оборудования позволяет производить ТО-2 в межсменное время без снятия автомобиля с эксплуатации, что обеспечивает значительное повышение коэффициента технической готовности парка.
Специализация постов создает условия для механизации работ и лучшего использования оборудования, повышает производительность труда рабочих, улучшает контроль за качеством обслуживания.
Так, при операционно-постовом методе технического обслуживания автомобилей ГАЗ -21 «Волга» весь комплекс работ ТО-2 осуществляется на следующих шести постах:
I — передняя подвеска, рулевое управление и шины;
II — задний мост, задняя подвеска и тормозная система;
III — сцепление, карданный вал, коробки передач, рычаги управления, арматура;
IV — система охлаждения, выпуска отработавших газов, фильтр грубой очистки масла, система вентиляции картера, система электрооборудования, система питания и таксометр;
V — оперение, кузов и, при необходимости, малярные работы;
VI — мойка сидений и полировка кузова.
При первом заезде в профилакторий автомобиль обслуживают на постах I, II, III , IV, при втором заезде — на V, а при третьем — на VI.
При необходимости на постах производят замену агрегатов и узлов из обменного фонда.
При составлении графика обслуживания исходят из того, что каждый автомобиль должен пройти полный цикл обслуживания так, чтобы пробег между одноименными операциями не превышал установленной нормы; посты должны быть загружены равномерно, одна и та же бригада должна постоянно обслуживать закрепленные за ней автомобили. При такой организации технического обслуживания бригаде устанавливают повременно-премиальную систему заработной платы.
Недостаток операционно-постового метода заключается в ложной организации его осуществления, а также в необходимости маневрирования автомобилей при выполнении обслуживания в пределах одного заезда. В дальнейшем этот метод был изменен в сторону сокращения числа постов и увеличения количества рабочих на постах, что привело к деспециализации постов и потере прогрессивного начала этого метода.
Следует отметить, что в практике работы автотранспортных предприятий СССР и за рубежом применяется метод производства технического обслуживания автомобилей за несколько заездов.
Поточный метод технического обслуживания автомобилей является наиболее прогрессивным и в наибольшей степени соответствует условиям обслуживания автомобилей в крупных автотранспортных предприятиях с большим количеством автомобилей. При этом методе все работы выполняют на нескольких расположенных в технологической последовательности специализированных постах, совокупность которых образует поточную линию. Все посты поточной линии располагают прямолинейно, что обеспечивает наиболее короткие пути перемещения автомобиля с поста на пост, а также дает возможность применять механическую тягу. Расположение автомобилей на постах поточной линии может быть продольным (ось автомобиля совпадает с осью поточной линии) или поперечным (ось автомобиля перпендикулярна к оси поточной линии). При поперечном расположении автомобилей сокращается длина поточной линии, а также облегчается, в случае необходимости, увод автомобиля с любого поста.
Ввиду различного объема и характера работ поточные линии организуют раздельно для каждого вида обслуживания. В ряде случаев на одной и той же поточной линии выполняют ежедневное и первое техническое обслуживание. Для второго технического обслуживания, как правило, создают самостоятельную поточную линию.
Однако из-за резкого колебания объемов работ при ТО-2 возникает большая асинхронизация работы постов, что приводит к плохому использованию рабочего времени и оборудования. Применение поточного метода ТО-2 возможно преимущественно для легковых автомобилей (при большой концентрации однома-рочных автомобилей) и наличии необходимого обменного фонда агрегатов, запасных частей, узлов и приборов. Наиболее широко применяется ТО-1 на поточных линиях как для грузовых, так и для легковых автомобилей и автобусов.
Применение поточного метода обслуживания автомобилей обеспечивает:
1) ритмичность протекания производственного процесса;
2) возможность применения более производительного специализированного оборудования, а также механизации и автоматизации работ;
3) повышение производительности труда и качества обслуживания благодаря механизации работ и специализации рабочих;
4) лучшее использование производственных площадей;
5) улучшение условий труда и техники безопасности.
Организация поточного обслуживания автомобиля может базироваться на предметной или на технологической специализации. В первом случае предусматривается значительная концентрация одномарочного подвижного состава, во втором — поточное обслуживание организуется на базе 2—3 основных марок автомобилей, технологический процесс обслуживания которых близок по своему характеру и объему.
Линии, на которых осуществляют техническое обслуживание автомобилей разных марок, называются переменно-поточными.
Примерные схемы организации технологического процесса технического обслуживания автомобилей поточным методом.
Ежедневное обслуживание. В зависимости от типов автомобилей и уровня механизации работ ежедневное техническое обслуживание может быть организовано на 2—3 постах.
Типичной для грузовых автомобилей является поточная линия с тремя постами:
I пост — механизированная мойка автомобилей;
II пост — обтирка или обдув автомобилей воздухом;
III пост — дозаправка автомобилей маслом и водой, контроль давления воздуха в шинах и подкачка воздуха до нормы.
Первое техническое обслуживание (для грузовых автомобилей может быть организовано на 3—5 постах). Типовая поточная линия для грузовых автомобилей, разработанная проектно-конструкторским бюро Главмосавтотрансаг, состоит из трех постов:
I пост — контрольные, регулировочные и крепежные работы по приборам системы питания, электрооборудования, сцеплению, коробке передач, карданной передаче, ручному тормозу, крепежные операции по кабине, платформе, раме, оперению и облицовке радиатора;
II пост — контрольные, регулировочные и крепежные работы по переднему мосту, рулевому управлению, заднему мосту и редуктору, подвеске, ножному тормозу, подъемному механизму автомобиля-самосвала, крепежные операции по прицепу;
III пост — контрольные, регулировочные и крепежные работы по двигателю и все смазочно-очистительные работы.
Для легковых автомобилей и автобусов типичной является поточная линия с четырьмя постами:
I пост — уборочные, крепежные и арматурные работы;
II пост — контрольно-осмотровые и крепежные работы по электрооборудованию и приборам системы питания;
III пост — контрольно-осмотровые и крепежные работы по шасси автомобиля;
IV пост — контрольно-осмотровые, крепежные и регулировочные работы по тормозам; смазка шасси автомобиля.
Второе техническое обслуживание. Ниже приводится краткий технологический процесс технического обслуживания автомобилей ГАЗ -21 «Волга» на поточной линии, состоящей из 8 постов с поперечным расположением автомобилей (на основании опыта таксомоторного парка № 8 Москвы):
I пост — проверка технического состояния и, при необходимости, снятие приборов системы питания и электрооборудования; проверка состояния и замена изношенных деталей системы смазки и системы охлаждения двигателя;
II пост — снятие колес и тормозных барабанов; проверка технического состояния деталей передней подвески и рулевого управления; замена неисправных узлов или отдельных деталей передней подвески и рулевого управления;
III пост — проверка технического состояния, регулировки и замена узлов или отдельных деталей сцепления, коробки передач, карданной передачи, заднего моста;
IV пост — проверка технического состояния всех деталей тормозной системы; замена неисправных узлов и деталей и регулировка зазоров; проверка подшипников ступиц передних колес, заправка тормозной системы жидкостью и прокачка;
V пост — проверка действия тормозов и регулировка на специальном стенде и динамометрических площадках;
VI пост — проверка технического состояния и действия приборов освещения и сигнализации; замена неисправных приборов и деталей; установка ранее снятых приборов системы зажигания и системы питания;
VII пост — смена смазки в картере двигателя; замена фильтров тонкой очистки масла; проверка уровня смазки и, при необходимости, доливка масла в агрегаты силовой передачи, в картер рулевого механизма; смазка подшипника водяного насоса, сцепления, полуосей; смазка карданного вала, втулок переднего моста; проверка двигателя при работе и регулировка; проверка и регулировка реле-регулятора;
VIII пост — проверка и регулировка углов установки передних колес на специальном стенде; окончательный общий осмотр автомобиля.
Арматурные и обойные работы производятся на всех постах поточной линии.
В НИИАТ разработана типовая документация по технологии ТО-1 грузовых автомобилей ЗИЛ и ГАЗ на поточных линиях. Типовая технология включает типаж поточных линий, технологические планировки линий с перечнем оборудования, операционно-технологические карты, постовые карты, схемы расстановки исполнителей на местах, рекомендации по отладке и синхронизации поточных линий. Типаж состоит из двух типов линий на два и три рабочих поста, 6 вариантов и 18 схем расстановки на линии от 5 до 14 человек
Рис. 1. Схема типовой линии первого технического обслуживания грузовых автомобилей: а —первый тип на 11—16 обслуживании в смену или для парка 180—220 автомобилей; б — второй тип на 15—24 обслуживания в смену или для парка на 240—350 автомобилей; в — второй вариант первого типа на 22—32 обслуживания в смену или для парка на 360—440 автомобилей; г — второй вариант второго типа на 30—48 обслуживаний в смену или для парка на 480—700 автомобилей; 1 — тамбур; 2 —рабочий пост
Для выбора необходимого типа поточной линии автотранспортное предприятие должно располагать следующими данными: марка и модель автомобиля, годовой пробег парка или группы автомобилей, характеристика типичных условий эксплуатации (легкие, средние, тяжелые).
Применение типовой технологии ТО-1 облегчает выбор автотранспортным предприятиям необходимого типа линии, а также способствует снижению нормативной трудоемкости ТО-1 и улучшению технического состояния парка.
Аналогичная работа по технологии первого технического обслуживания автобусов выполнена Ленинградским филиалом НИИАТ . В руководстве по организации и технологии первого технического обслуживания автобусов предусмотрены схемы технологической планировки тупиковых постов и поточных линий на два и три поста в зависимости от размера предприятия, а также дан перечень необходимого оборудования и необходимая техническая документация для основных марок автобусов.
В последнее время существует тенденция проектирования поточных линий технического обслуживания автомобилей на 2—3 постах. Необходимо отметить, что в этом случае облегчается и удешевляется создание и ввод в действие поточных линий, сокращаются потери времени на перемещения автомобилей с поста на пост и т. п. Однако при этом утрачивается прогрессивное начало поточного технического обслуживания — специализация постов и рабочих, а также механизация и автоматизация работ по техническому обслуживанию. Следует считать, что минимальное количество постов на поточных линиях ТО-1 должно ограничиться тремя постами. По мере развития гаражного строительства и укрепления материально-технической базы автомобильного транспорта для производства ТО-1 на потоке целесообразно создавать линии на 3—4 поста, а в ряде случаев и на 5 постов. Это позволит полностью реализовать большие резервы, заложенные в этом прогрессивном методе технического обслуживания автомобилей.
Сущность агрегатно-зонального метода технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, разработанного Саратовским политехническим институтом, состоит в том, что в автотранспортном предприятии организуется несколько специализированных по агрегатам и системам автомобилей зон ТО-2 и текущего ремонта. Производство ТО-2 и сопутствующих ему ремонтов производится только в межсменное время за несколько приемов-заездов, в специализированных зонах, причем эти заезды строго соответствуют дням планового производства ТО-1. Все цехи, склады и прочие подсобные помещения, обслуживающие определенную зону, располагаются на территории последней или, по возможности, ближе к ней. Техническая служба автотранспортного предприятия строится по принципу агрегатно-участковой организации производства, причем число основных бригад рабочих соответствует числу специализированных зон ТО-2 и ремонта. ТО-1 производится, как правило, на поточной линии, силами специализированных по группам агрегатов бригад рабочих.
Сложность организации производства и нерациональное использование производственных площадей послужило причиной того, что агрегатно-зональный метод не получил широкого применения.
Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих в отрыве от постоянных баз. Автомобили, направляемые на работы в отрыве от постоянных баз (сельскохозяйственные перевозки, вывозка леса и др.), должны сводиться в автоколонны, комплектуемые, как правило, автомобилями одного автотранспортного предприятия, и обеспечиваться передвижными техническими средствами (передвижной ремонтной мастерской, бензозаправочным пунктом, бензовозами и др.), оборудованием, инструментами, инвентарем, запасными частями и агрегатами, позволяющими проводить полный объем работ по техническому обслуживанию и эксплуатационному ремонту автомобилей.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей производится на полевом пункте технического обслуживания автоколонны, который должен быть оборудован передвижными или временными эстакадами или осмотровыми канавами с навесом.
Для выполнения сложных ремонтных работ, которые не могут быть выполнены имеющимися средствами, автоколонна закрепляется за определенными близлежащими автотранспортными или ремонтными предприятиями, которые обязаны оказывать ей необходимую помощь.
В настоящее время применяется централизованное выполнение комплексного технического обслуживания (ТО-1 или ТО-2) и текущего ремонта или централизованное выполнение отдельных видов работ, которые нерационально выполнять силами автотранспортных предприятий вследствие малой их концентрации (аккумуляторные работы, электротехнические, кузовные, малярные, обойные и др.).
В первом случае централизованное выполнение работ осуществляется городскими или районными станциями технического обслуживания или мастерскими-профилакториями базовых хозяйств и во втором случае — специализированными мастерскими.
Централизация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей или отдельных видов работ позволяет применить современную технологию и организацию производства и на основе этого резко повысить качество работ и снизить их себестоимость, более эффективно использовать производственные помещения и оборудование профилакториев и мастерских и снизить капиталовложения на единицу подвижного состава. При централизованном выполнении комплексного технического обслуживания текущего ремонта автомобилей или отдельных видов работ наиболее целесообразно устанавливать покилометровую оплату за поддержание автомобилей в технически исправном состоянии (или за исправную работу ремонтируемых и обслуживаемых приборов и агрегатов).
Исследования, проведенные в ГосавтодорНИИ (г. Киев) показали, что в настоящих условиях вместо комплексных автотранспортных предприятий мощностью 100—200 единиц подвижного состава более целесообразно создавать базовые предприятия мощностью 500—1000 автомобилей с филиалами. При этом достигается значительная экономия капиталовложений на строительство и оборудование предприятия, а также снижается стоимость технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Для II категории условий эксплуатации предельные расстояния целесообразного транспортирования на комплексное техническое обслуживание при выполнении в базовом хозяйстве ТО-1 и ТО-2— 12—14 км, при выполнении только ТО-2 — 60—70 км предельное расстояние для I категории условий эксплуатации на 30% выше и для III категории на 25% ниже.
Любой из перечисленных методов технического обслуживания при его внедрении требует создания определенного фонда оборотных агрегатов. При слишком большом фонде не эффективно используются оборотные средства, а при малом —возможны простои автомобилей.
В силу того, что параметр потока отказов по мере увеличения пробега автомобилей имеет тенденцию к возрастанию, расчет оборотного фонда необходимо вести раздельно по группам автомобилей в зависимости от их возрастного состава.
Виды технического обслуживания
У нас в стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт — по потребности. Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.
По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание автомобиля подразделяется на следующие виды: ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания.
Действующее положение о техническом обслуживании автомобилей предусматривает два вида ремонта автомобилей и его агрегатов: текущий ремонт (ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР), выполняемый на специализированных предприятиях.
Каждый вид технического обслуживания (ТО) включает строго установленный перечень работ, которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на две составные части контрольную и исполнительскую.
Контрольная часть (диагностическая) операций ТО является обязательной, а исполнительская часть выполняется по потребности. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты при ТО подвижного состава.
Диагностика является частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей характеризуется назначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения; уборочно-моечные и сушильно-обтирочные операция, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля.
Первое техническое обслуживание. ТО 1
ТО-1 заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объёме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работа двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов. Комплекс диагностических работ, выполняемый при или перед ТО-1, служит для диагностирования механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля.
Проводится ТО-1 в межсменное время, периодически через установленные интервалы по пробегу и должно обеспечить безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.
Углубленное диагностирование проводят за 1-2 дня до ТО-2 для того, чтобы обеспечить информацией зону ТО-2 о предстоящем объеме работ, а при выявлении большого объема текущего ремонта заранее переадресовать автомобиль в зону текущего ремонта.
Второе техническое обслуживание. ТО 2
ТО-2 включает выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку действия агрегатов, механизмов и приборов в процессе работы. Проводится ТО-2 со снятием автомобиля на 1-2 дня с эксплуатации.
Определение места диагностики в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта автомобилей позволяет сформулировать и основные требования к ее средствам. Для комплексной диагностики механизмов, обеспечивающих безопасность движения, требуются быстродействующие автоматизированные средства для диагностирования тормозных механизмов и рулевого управления.
Для углубленного диагностирования автомобиля и его агрегатов необходимы стенды с беговыми барабанами для определение мощностных и экономических показателей, а также состояния систем и агрегатов, максимально приближающие условия их диагностирования к условиям работы автомобиля. Для диагностики, совмещенной с техническим обслуживанием и ремонтом, должны использоваться передвижные и переносные диагностические средства и приборы.
Сезонное техническое обслуживание. СО
СО проводится 2 раза в год и является подготовкой автомобиля к эксплуатации в холодное и теплое времена года. Отдельно СО рекомендуется проводить для автомобилей, работающих в холодном климате. Для остальных климатических зон СО совмещается с ТО-2 при соответствующем увеличении трудоемкости основного вида обслуживания.
- прозрачное ценообразование и честная цена;
- высококвалифицированные специалисты и точно выверенное выполнение работ;
- современное оборудование и чистые цеха;
- возможность наблюдать за ходом работ из комфортной клиентской зоны.
Автосервис «АйБолид» дорожит своими клиентами. Поэтому все необходимые работы по техническому обслуживанию автомобиля проводятся качественно, в кратчайшие сроки и по привлекательным ценам. Для Вашего удобства при выполнении ТО мы используем как оригинальные зап.части, так и высококачественные аналоги.
Техническое обслуживание автомобиля: что такое ТО, основные работы, как сэкономить
На протяжении всей истории существования автомобиля техническое обслуживание было обязательным условием его эксплуатации. Без ТО даже самый удачный с точки зрения надёжности экземпляр не прослужит и половины заложенного в него ресурса. Чем это обусловлено? Автомобиль состоит из 10-15 тыс. компонентов. 200-300 из них физически невозможно сделать одинаково долговечными. Суть техобслуживания заключается в поддержании работоспособности и функциональности компонентов с малым ресурсом.
Что такое техническое обслуживание (ТО)
Техническое обслуживание (ТО) автомобиля — это профилактические мероприятия, нацеленные на поддержание всех элементов и узлов в надлежащем техническом состоянии. Периодичность и состав работ нормируются регламентом, который разрабатывается производителями индивидуально для каждой модели. Фактически ТО позволяет “уравнять” ресурс компонентов автомобиля с разной ресурсоёмкостью.
Пример. Кузов, салон, декоративные элементы при благоприятных условиях способны “выдержать” пробег сотни тысяч километров. Ресурс моторного масла, тормозных колодок, свечей зажигания, шин и многих других компонентов — исчисляется десятками тысяч километров. Это слабое звено автомобиля. Чтобы условная цепь не треснула раньше, чем задумал производитель, эти звенья необходимо своевременно обслуживать.
Что входит в техническое обслуживание
Предусмотренное регламентом ТО делится по видам работ на три основные категории:
- Диагностика.
- Регулировки.
- Замена.
Диагностика — это процедура, нацеленная на выявление неочевидных неисправностей. Самой простой её разновидностью является визуальный осмотр. В ходе его проведения можно выявить течи жидкостей, механические поломки, деформированные детали, прогары, коррозию. При должном опыте визуально возможно оценить состояние моторного масла, тормозных колодок, эластичных втулок, пыльников.
Более глубокая диагностика систем выполняется с применением специального инструмента. Сюда относится проверка давления в шинах, компрессии в цилиндрах двигателя, напряжения бортовой сети, тока утечки. Применяя ещё более сложное оборудование, можно оценить правильность геометрии кузова и колёсных дисков, определить корректность работы электронных блоков, найти ошибки, не отображаемые на панели приборов.
Регулировки — это работы, направленные на восстановление параметров автомобиля до состояния, предусмотренного производителем. Это настройка зажигания и впрыска, развала-схождения колёс, различных зазоров и других характеристик. Для выполнения всегда требуются те или иные инструменты, а в ряде случаев и дорогостоящее профессиональное оборудование.
Замена — это работы, нацеленные на замену исчерпавших свой ресурс компонентов. В ходе ТО меняется моторное масло, охлаждающая и тормозная жидкости, фильтры. Реже, но тоже нуждаются в замене поршневые кольца, тормозные колодки, ремень ГРМ, аккумуляторная батарея.
Какие последствия могут быть, если не пройти ТО
Наиболее внимательно к ТО вынуждены относиться владельцы новых автомобилей, на которые распространяется гарантия производителя. Игнорирование положенного обслуживания приводит к её аннулированию. То же самое касается случаев, когда ТО проводится не в полной мере, выборочно. Однако такое встречается редко, поскольку по гарантии автомобиль обслуживается бесплатно.
Совсем другая мотивация у владельцев машин, гарантия на которые давно вышла. ТО проводится с целью поддерживать автомобиль в работоспособном состоянии. За деньги. У дилера, на сторонних СТО (станция технического обслуживания), своими руками — неважно. Если систематически не проходить ТО, резко возрастает вероятность столкнуться со следующими неприятностями:
- Автомобиль станет небезопасным.
- Будет чаще ломаться и подводить.
- Увеличится расход топлива.
- Ускорится износ ресурсоёмких деталей.
- Возникнут серьёзные поломки.
- Общий ресурс и состояние — ухудшатся.
- Снизится рыночная стоимость авто.
А самое печальное то, что все перечисленные проблемы повлекут за собой потери (и не только финансовые), несоизмеримые с затратами на ТО.
Периодичность проведения технического обслуживания
Устанавливается заводом-производителем и излагается в регламенте, который можно найти в оригинальном руководстве по эксплуатации. В правильно составленном регламенте содержится следующая информация:
- виды ТО;
- периодичность проведения;
- перечень работ, которые необходимо выполнить;
- параметры, которых следует придерживаться;
- спецификации и допуски.
Периодичность проведения техобслуживания определяется по одному из двух критериев — пробегу в километрах или времени эксплуатации. На что ориентироваться? Зависит от того, что наступило первым — пробег или время.
Пример. Моторное масло по регламенту положено менять либо каждые 10 тыс. км, либо раз в год. Если за год машина не проехала указанного расстояния, масло всё равно надо менять (сезонное ТО). И наоборот. Если 10 тыс. км пройдены менее, чем за год, дожидаться его окончания нельзя. Аналогично рассчитывается периодичность для всех предусмотренных производителем сервисных мероприятий.
Как выбрать место для проведения ТО
Для проведения всех основных видов технического обслуживания требуются знания, опыт, инструменты и оборудование. Исключением является только ежедневное ТО, которое в соответствии с правилами дорожного движения водитель обязан проводить сам, перед каждым выездом. Для того, чтобы проверить уровни жидкостей, давление в шинах, лампочки в фарах и фонарях — особые приспособления не нужны. Они должны быть у каждого автовладельца.
Для проведения более сложных ТО есть три варианта:
- Официальный дилер.
- Сторонние СТО.
- Самостоятельно обслуживание.
Рассмотрим ключевые критерии выбора среди этих вариантов.
Официальный дилер
У него вынуждены обслуживаться владельцы новых легковых автомобилей. Это обязывает делать гарантия производителя (а иногда и условия кредита под залог). ТО у официального дилера имеет как свои плюсы, так и минусы. О них рассказано ниже. Основное преимущество — высокое качество и бесплатность, если автомобиль ещё на гарантии.
Сторонние СТО
Это самый основной вариант, если машина уже не на гарантии, а обслуживать её желание не пропало. В отличие от дилеров, на сторонних СТО могут быть проблемы с качеством и полноценностью выполнения ТО. Зато этот способ дешевле, проще и быстрее, чем следующий. Главное — найти достойную мастерскую с квалифицированным персоналом.
Самостоятельное обслуживание
Подходит для тех, кто хочет:
- максимально сэкономить на ТО;
- контролировать качество на все 100%;
- не зависеть от загруженности дилеров и СТО;
- самостоятельно выбирать удобное время для обслуживания автомобиля.
Чтобы проводить ТО дома в гараже, придётся обзавестись инструментом и оборудованием, а также научиться им пользоваться. Ещё не обойтись хотя бы без базового понимания устройства и принципа работы узлов автомобиля. Без смотровой ямы или эстакады полноценно все ТО тоже выполнить не получится. Существенно упростить работу поможет универсальное смазочное средство BIG D-40 .
Стоимость техобслуживания
Если авто на гарантии и обслуживается у официального дилера, то это бесплатно. Столько же обходится ТО, выполняемое своими силами. Обращение в сторонние СТО при любых раскладах будут стоить каких-то денег за услуги. Но это, как правило, дешевле, чем обслуживание негарантийного автомобиля у дилера.
Если услуга платная, то её стоимость определяется на основании базовых тарифов организации и складывается из работ, которые требуется выполнить. Чем сложнее операция, тем она дороже.
Как сэкономить на техническом обслуживании
Первые 2-3 года владения новым автомобилем не игнорируйте дилерское обслуживание. Это максимально экономично. По завершении этого периода будьте готовы переплачивать. За квалификацию мастеров. За оборудование, на котором они работают. За оригинальные запчасти и расходники. За эмблему на здании, которая такая же, как на вашем автомобиле.
Когда гарантия на машину истекает, есть смысл поискать для проведения ТО хорошее стороннее СТО. Как его найти, рассказано ниже. В данном случае уже можно сэкономить несколькими способами. Во-первых, вы уже не будете переплачивать за то, что перечислено в предыдущем абзаце. Во-вторых, никто вам не откажет в применении неоригинальных запчастей и расходников. Более того, вы сами можете заморочиться, и перерыть весь Интернет (или авторынок) в поиске самого “вкусного” в плане соотношения цены и качества.
Теоретически наибольшая экономия светит при самостоятельном обслуживании. Однако здесь есть подводные камни. Покупка инструментов, приспособлений, оборудования — влетит в копеечку. И в неслабую. На первых порах экономии точно видно не будет. Но вот в долгосрочной перспективе — вполне может быть.
Виды ТО и их особенности
Если не брать во внимание ежедневный осмотр, возложенный на водителя правилами дорожного движения, ТО бывает двух видов:
- Плановое.
- Внеплановое.
Рассмотрим, чем они принципиально отличаются.
Плановое ТО
Плановое ТО — проводится в соответствии с регламентом, разработанным производителем. Выполняется независимо от текущего состояния автомобиля. Даже если он в идеале. Нужный момент для проведения планового ТО определяется по пробегу или времени эксплуатации. Цель — продлить общий срок службы автомобиля, предупредить возможные поломки, поддержать технику в надлежащем состоянии.
Что входит в плановое ТО
Плановым ТО предусматривается:
- общая диагностика;
- замена рабочих жидкостей;
- замена фильтров;
- замена быстроизнашивающихся деталей (свечи, ремни, ролики, колодки);
Что именно нужно делать, и как — расписано в регламенте индивидуально для каждого легкового автомобиля. На перечень выполняемых работ влияет также комплектация. Чем больше дополнительный опций, тем больше мероприятий.
Как часто нужно проходить плановое ТО
Частота тоже нормируется регламентом. Обычно ТО подразделены на подвиды — ТО-1, ТО-2… Для каждого из них предусмотрена своя периодичность выполнения. Например, первое обслуживание надо проходить каждые 10 тыс. км или раз в год. Второе через 20 тыс. км, третье через 60, и так далее. При прохождении второго и последующих ТО, как правило, попутно выполняются работы, предусмотренные предыдущими.
Внеплановое ТО
Внеплановое ТО — проводится вынужденно, не по графику и регламенту. Причин для этого может быть несколько:
- ухудшение характеристик;
- повысился расход;
- появился посторонний шум;
- выявлена утечка жидкости;
Ещё внеплановое обращение в сервис может быть обусловлено кардинальным изменением условий эксплуатации автомобиля.
Какие работы могут выполняться при внеплановом ТО
Работы при внеплановом ТО не диктуются регламентом или каким-то однозначным перечнем. Необходимость выполнения того или иного мероприятия определяется по факту обращения в сервис, а также после проведения диагностики. Например, если внезапно захрустел ШРУС, то вам не нужно менять масло и далее по списку… Выполняется локальный ремонт, устраняется только возникшая проблема и, возможно, выявленные попутно при диагностике.
Исключение. Регламентные работы могут проводиться внепланово перед техосмотром, для успешного прохождения которого автомобиль нужно “привести в порядок”.
Какие последствия могут быть, если не провести внеплановое ТО
Игнорирование внепланового ТО может закончиться серьёзными проблемами. Которые, как минимум, ударят по карману, или что ещё хуже, приведут к потери здоровья или жизни. Если есть цель пройти техосмотр, то после обслуживания это будет намного легче сделать.
Сравнение проведения ТО у официального дилера и на сторонней СТО
Между ТО у дилера и на сторонней СТО есть ряд ощутимых отличий.
Официальный дилер
Его услугами обычно пользуются, когда автомобиль на гарантии или “связаны руки” условиями кредита. Однако это не значит, что у дилерского сервиса нет плюсов.
Преимущества и недостатки проведения ТО у официального дилера
Основное преимущество обслуживание у дилера заключается в бесплатности и поддержании срока действия гарантии. Кроме этого, у официалов есть оборудование, “заточенное” под ваш автомобиль. А также специалисты, имеющие соответствующий профиль и опыт в нужных направлениях. По совокупности за счёт этих факторов повышается качество.
Но вместе с ним повышается и стоимость обслуживания негарантийного автомобиля. Вашу попытку сэкономить на неоригинальных комплектующих и фирменных расходниках тоже, вряд ли, одобрят.
Сторонние СТО
Владельцы СТО заинтересованы в том, чтобы их клиенты были полностью удовлетворены сервисом. Отсюда вытекают как плюсы, так и минусы данного подхода.
Преимущества и недостатки проведения ТО в сторонней СТО
Основной плюс заключается в стоимости услуг. Независимые СТО проявляют максимальную лояльность к своим клиентам, и помогают (скорее, не мешают) вам экономить. Недостатки тоже есть. Основной — сложно найти сервис, укомплектованный профессиональным оборудованием и квалифицированными мастерами.
Самостоятельное техническое обслуживание автомобиля
Располагая знаниями и умением работать руками, а также некоторыми инструментами, ТО вполне можно проводить самостоятельно.
Какие работы можно выполнить самостоятельно
Сделать можно абсолютно все работы, предусмотренные регламентом. Перечень ограничивается только вашими навыками и инструментами, которые есть в наличии. Чаще всего невозможно сделать только то, для чего требуется профессиональное оборудование. Например, комплект для проверки развала-схождения.
Какие инструменты и материалы нужны для самостоятельного ТО
Для выполнения самостоятельного ТО применяются следующие инструменты и материалы:
- Смотровая яма или эстакада.
- Хороший набор ключей.
- Динамометрический ключ.
- Компрессометр.
- Манометр.
- Мультиметр.
- Ареометры.
- Домкрат.
- Силиконовая смазка BIG D.
- Набор щупов.
Такой комплект обойдётся недёшево, и окупится не сразу. Но если вы настроились обслуживать свою машину, то очень быстро ощутите все преимущества такого подхода.
Что ещё нужно знать о техническом обслуживании автомобиля
В завершение кратко разберём несколько неочевидных нюансов, связанных с ТО.
Отличия техобслуживания и техосмотра
Техобслуживание — это процедура, нацеленная на поддержание автомобиля в надлежащем состоянии. Техосмотр — это проверка состояния с целью оценки технического состояния и его соответствия нормам ПДД. Наглядная аналогия — лечение и медосмотр.
Как проверить качество выполненного ТО
О качестве проведённого ТО вам “скажет” сам автомобиль в процессе эксплуатации. Если между регламентными работами без веских причин не возникло никаких проблем, значит всё сделано на уровне.
Как выбрать надёжного исполнителя для ТО
О качестве сервиса можно узнать двумя способами — на личном опыте, или на опыте других. Первый способ надёжнее и достовернее, но может быть дороже. Второй проще и дешевле, но 100% гарантии никто вам не даст.
Стоит ли экономить на техобслуживании автомобиля
Однозначно не стоит. По сравнению с проблемами, которые могут возникнуть из-за эксплуатации необслуженного автомобиля, расходы на ТО — копеечные. Тем не менее, немного сэкономить возможно. Но только не за счёт качества.
Выводы: основные принципы технического обслуживания автомобиля
Проведение ТО — это единственный способ поддержки узлов и агрегатов авто в технически исправном состоянии на протяжении длительного срока эксплуатации. Проводится по регламенту, разработанному производителем индивидуально для каждой модели и комплектации. Обслуживаться можно у дилеров, на СТО или самостоятельно. Какой бы подход вы не выбрали, главное — ТО должно делаться не для галочки.
Виды технического обслуживания автомобиля: как сэкономить на процедуре
Виды технического обслуживания и ремонта автомобилей имеют разную характеристику. Конкретный вид технического обслуживания зависит от индивидуальных параметров автомобиля: срок эксплуатации, достижение предела пробега, марка и класс автомобиля, наличие неисправностей и пр. Регулярный контроль за состоянием транспорта позволит вовремя обнаружить проблему и устранить ее до того, как она стала критической.
К примеру, замена масла в двигателе защитит его от поломки, проверка тормозной жидкости позволит зафиксировать стабильную работу тормозной системы. И это лишь небольшая часть работ, которые входят в технический осмотр.
Сущность ТО автомобилей
Под техническим обслуживанием принято понимать ряд манипуляций и работ, которые рекомендуют производители автомобилей для профилактических целей. При этом техосмотр обязателен для авто российского и зарубежного производства.
Помимо профилактической цели, техосмотр необходим для поддержания нормальной работы узлов и состояния автомобиля. Со временем любые детали приходят в негодность по естественным причинам. Принцип техосмотра – «не дожидаться поломок деталей и предотвратить дорогостоящий ремонт на этапе проверок».
Типы ТО и их краткая характеристика
- Ежедневное ТО;
- Первичное техобслуживание;
- Второе техобслуживание;
- Сезонное обслуживание.
Ежедневное ТО для легковых автомобилей – это проверка всех ключевых узлов транспорта перед началом поездки. Владелец автомобиля проверяет автомобиль визуально – осматривает кузов, парковочное место, системные узлы, электронные устройства, а также бачки с жидкостями. Если все в порядке — водитель начинает движение.
По возвращении водитель снова осматривает автомобиль. Это также входит в систему ежедневного техобслуживания. Перечень работ, после поездки, следующий:
- Устранение неполадок, которые были выявлены во время поездки;
- Проверка уровня жидкостей – масло, омывайка, охлаждающая и гидравлическая. Дополнительно проверяется уровень топлива;
- Осмотр колес и шин на целостность;
- Уборка салона, внешняя уборка от грязи и пыли.
Первое техобслуживание – ТО-1
Следующий этап – первое техобслуживание. Важно отметить, что такой осмотр в обязательном порядке проводится в дилерском центре или в автосервисе. Владелец авто передает специалисту свое транспортное средство, чтобы провести комплексную проверку. Такое обслуживание схоже с ежедневным. Проверяются узлы, жидкости, внешний вид и система автомобиля.
Кроме того, к перечню манипуляций добавляются специальные: уборка салона и мойка авто снаружи.
Основные работы в ТО-1 и их содержание:
- Диагностика – тормоза, ручник, привод, зазоры руля, защитные системы ходовой части, качество пружин и амортизаторов, штанг и рычагов, проверка движения педалей и натяжения ремней;
- Регулирование – натяжение ремней, движение педалей и руля, проверка работы привода;
- Подтяжка креплений – двигатель, КПП, руль, тяги, рычаги, поворотники, диски, механизмы выхлопа и пр.;
- Заправка жидкостей – в обязательном порядке сливается масло и заливается новое. Масляный фильтр меняют, если это необходимо.
Второе техническое обслуживание
ТО-2 – это вид ремонта и обслуживания транспорта, который полагает выполнение работ по ТО-1 с добавлением специальных.
В зависимости от пробега автомобиля, специалист проверки проводит специальную диагностику и дозаправку жидкостей:
- Масло;
- Охлаждающая жидкость;
- Тормозная;
- Жидкость в КПП;
- Масло в гидросистеме.
На полноприводных или грузовых авто также меняется масло в мостах. На легковом транспорте дополнительно меняются изношенные детали:
- Топливные фильтры;
- Фильтры на КПП;
- Воздушные фильтры;
- Фильтр салона;
- Замена свечей;
- Ремни ГРМ и комплектующие.
Сезонное техническое обслуживание
Такой вид технического обслуживания имеет значение подготовки. Автомобиль готовят к началу летнего или зимнего периода эксплуатации.
При смене температур необходимо позаботиться о работоспособности всех механизмов и узлов авто. Например, для зимнего периода принято использовать смазочные материалы с низким показателем вязкости. Также к зимнему периоду необходимо подготовить отопительную систему автомобиля с позиции салона и узлов.
Кроме того, в обязательном порядке меняются шины – это главная манипуляция в сезонном техническом обслуживании.
Можно ли сэкономить на техническом обслуживании?
Все разновидности технического обслуживания, кроме ежедневного, предоставляются на платной основе. С целью экономии владелец может приобрести неисправные детали и прийти с ними в центр диагностики. Сэкономить на проведении самих работ и диагностике не получится, поскольку при исключении одной или нескольких работ из перечня, транспорт не получит отметку в сервисной книжке.
Если же не будет отметки в сервисной книжке, владелец авто может не рассчитывать на гарантийное обслуживание по сроку. Поэтому вопрос экономии строго индивидуальный.