Индекс вязкости трансмиссионного масла какой лучше
Перейти к содержимому

Индекс вязкости трансмиссионного масла какой лучше

  • автор:

Вязкость трансмиссионного масла

Что такое вязкость трансмиссионного масла? Основные функции смазки для КПП. Требования к трансмиссионным маслам. Различия в классификации масел.

Трансмиссионное масло

Коробка передач (КПП) является одним из главных узлов автомобиля. От того, насколько корректной будет ее работа, зависит не только качество движения машины, но и безопасность самого водителя. Поэтому так важно использовать для трансмиссии специальные смазки, характеристики которых соответствуют времени года и типу коробки передач.

Что такое вязкость трансмиссионного масла

К основным факторам, которые определяют выбор смазки для КПП, относится вязкость. Под этим понятием в широком смысле слова подразумевается свойство жидкой среды противодействовать смещению ее слоев друг относительно друга. Для жидких сред различают два вида вязкости:

  • динамическую (η). Она зависит от вещества и сильно уменьшается при повышении температуры. Динамическая вязкость характеризует подвижность жидкости и определяется с помощью специальных приборов – вискозиметров;
  • кинематическую (ν). Рассчитывается как отношение динамической вязкости (η) жидкого вещества к его плотности (ρ), характеризует способность жидкой среды сопротивляться перемещению под воздействием сил тяжести.

Эта характеристика является основным параметром классификации трансмиссионных масел. Существует несколько стандартов разделения моторных смазок на группы, поэтому необходимо знать особенности каждой системы классификации

Основные функции смазки для КПП

  • Отведение тепла от узлов коробки передач, нагревающихся в процессе работы.
  • Снижение трения между элементами КПП, соответственно, уменьшение износа.
  • Защита поверхности узлов коробки передач от окисления.
  • Уменьшение шума, возникающего при работе КПП.

АКПП

Требования к трансмиссионным маслам

Основным нормативным документом, регламентирующим вязкость, термоокислительную стабильность и другие физико-химические показатели смазок для КПП, является ГОСТ 23652-79. Главные требования к трансмиссионным маслам включают в себя:

  • сохранение рабочих свойств при контакте с водой и при различной температуре;
  • отсутствие вспенивания при работе, в том числе при наличии микрочастиц износа;
  • стабильность характеристик при длительном простое (хранении) автомобиля;
  • отсутствие составляющих, которые выделяют токсические вещества при нагревании;
  • нейтральность к материалам уплотнителей – резине, парониту и т. п.

Для получения трансмиссионных масел, удовлетворяющих всем перечисленным требованиям, к базовой масляной основе добавляется большое количество модифицирующих присадок: антипенных, противозадирных и т. д. Чтобы подобрать продукт, оптимально подходящий под Ваши задачи, следует хорошо разбираться в ассортименте и маркировке смазок для КПП.

Различия в классификации трансмиссионных масел

Существует несколько стандартов моторных масел, в которых учитывают их различные характеристики. Главными параметрами классификации являются вязкость трансмиссионного масла, его назначение, уровень нагрузки во время работы КПП. Самыми известными являются системы SAE и API. В европейских странах используется также систематизация ZF, в России – ГОСТ 17479.2-85.

Классификация по SAE

Спецификацию разработала американская Ассоциация автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers), поэтому система получила такое название. Сначала система использовалась только в США, потом получила распространение и в других странах. В классификации SAE учитываются свойства вязкости и текучести, то есть свойства трансмиссионного масла течь и прилипать к поверхности двигателя. По этой спецификации все моторные смазки делятся на 11 подкатегорий, которые, в свою очередь, объединены в две большие группы:

  • зимнюю (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W);
  • летнюю (20, 30, 40, 50, 60).

Всесезонные масла имеют сдвоенное обозначение, например 10W40. В этой аббревиатуре первая цифра указывает вязкость при низкой температуре, вторая – при высокой. К наиболее востребованным относятся трансмиссионные масла 75W80 (-40…+35 °С) и 80W90 (-26…+35 °С).

Классификация по API

Данная система позволяет определять и выбирать моторные масла на основе требуемых условий обслуживания и рабочих характеристик. Система сервисной классификации API в качестве главных параметров рассматривает структуру механизма, условия работы и индекс вязкости. Как дополнительный фактор рассматриваются защитные присадки. Документ от API, принятый в 1976 году, предусматривает разделение на несколько групп GL (Gear finoilcant) в соответствии с эксплуатационными свойствами смазки.

  • GL-1. Предназначаются для легких условий эксплуатации. Присадки отсутствуют или же их очень мало. Преимущественно это противоокислительные, антипенные и легкие депрессорные вещества. Применяются в механизмах с червячными, спирально-конусными и цилиндрическими передачами, а также в механических КПП без синхронизатора.
  • GL-2. Используются в механизмах, работающих при средних скоростях и нагрузках. Смазки данной группы имеют противоизносные добавки, обычно применяются в коробках передач и червячных механизмов тракторов и другой сельскохозяйственной техники.
  • GL-3. Предназначены для спирально-конических передач, работающих при умеренно жестких условиях. Количество противоизносных присадок может достигать 2,7 %. Как правило, применяются для КПП грузового транспорта. Группа cмазок GL-3 не может использоваться для гипоидных передач.
  • GL-4. Рассчитаны на работу в различных условиях: легких, средних, жестких. В состав таких смазок входит до 4 % противозадирных добавок. GL-4 могут применяться для гипоидных/ступенчатых передач всех типов автомобилей. Эти масла являются основными для синхронизированных КПП.
  • GL-5. Предназначаются для всех видов передач, работающих в самых тяжелых условиях: при высоких скоростях и различной нагрузке. Количество присадок в смазке может достигать 10 %. Для использования в синхронизированной коробке передач трансмиссионное масло должно иметь подтверждение производителя.

Кроме вышеперечисленных пяти групп были разработаны дополнительные два класса смазок, предложенных в 1998 году. Это:

  • PG-1, эквивалентные GL-5, но имеющие лучшую термическую стабильность;
  • PG-2, предназначенные для ведущих мостов автобусов и грузового транспорта.

Классификация по ГОСТ 17479.2-2015

Этот стандарт указывает спецификацию по эксплуатационным характеристикам. В соответствии с последними ГОСТами делит все трансмиссионные масла на пять групп:

  • ТМ-1 – без присадок.
  • ТМ-2 – с противоизносными добавками;
  • ТМ-3 – с умеренным количеством противозадирных присадок;
  • ТМ-4 – с высокоэффективными противозадирными добавками;
  • ТМ-5 – универсальные и многофункциональные масла.

Качественное масло — характеристики. Индекс вязкости

При выборе моторного масла, одним из основных параметров, на который мы обращаем внимание, является класс вязкости SAE.

Класс вязкости SAE

Вязкость — это способность слоёв моторного масла сопротивляться сдвигу друг относительно друга. Масла классифицируются по шкале, разработанной американским обществом автомобильных инженеров. SAE 0w20, 5w30, 10w40 и т.п. — это всё классы вязкости. Есть 15 классов вязкости: 6 «зимних» и 9 «рабочих». Первая цифра в классе вязкости означает прокачиваемость масла при минусовых температурах, вторая — при рабочей температуре (за эталон взяли 100 градусов). Класс вязкости присваивается моторному маслу на основании показателей при тестировании.

Как выбрать нужный класс вязкости?

SAE weather.png

Выбирать класс вязкости лучше всего, заглянув в руководство по эксплуатации — обычно производитель указывает допустимые классы для каждой модели автомобиля. При этом не стоит забывать, что первая цифра с индексом W не влияет ни на что, кроме способности моторного масла к прокачке при минусовых температурах. В сущности, для любого автомобиля, не эксплуатирующегося на крайнем севере с температурами ниже 35, достаточно использовать моторные масла 5w. Можно заглянуть вот в такую таблицу и прикинуть условия, в которых автомобиль будет эксплуатироваться:
Кажется, что лучше всего выбрать любое маловязкое масло и проблем не знать, не так ли? Не всё так просто. Возможные проблемы при использовании маловязких моторных масел: — малая толщина масляной плёнки, увеличение вероятности её разрыва; — эффект LSPI; — более быстрая потеря свойств при разжижении масла топливом (актуально для моторов с прямым впрыском и не только. ) Плюсы маловязких масел: — топливная экономичность; — лёгкий холодный пуск; — лучше теплоотвод. Выбор предпочтительной вязкости остаётся за вами, но только в рамках, установленных производителем автомобиля.

Индекс вязкости VI

Моторное масло может поменять свой класс вязкости после эксплуатации при сильной нагрузке и высокой температуре. Индекс вязкости показывает степень изменения вязкости в зависимости от температуры. Чем выше индекс вязкости, тем меньше вязкость масла зависит от температуры. То есть, можно сказать, что чем выше ИВ, тем более качественным является моторное масло. Индекс вязкости определяется по шкале ASTM D 2270. Хорошим индексом можно считать показатель от 150 единиц. Таким образом, качественное моторное масло — это масло с подходящим для вашего автомобиля и его условий эксплуатации классом вязкости, а также индексом вязкости не ниже 150.

Вязкость трансмиссионного масла

Вязкость трансмиссионного масла прямо влияет на надежность смазки трансмиссии, а следовательно, и на ее ресурс. Поэтому оно должно одновременно и быть достаточно жидким, чтобы распространяться по объему картера, и хорошо проникать в зазоры, и сохранять прочность пленки на деталях.

Как правило, высоконагруженные трансмиссии используют масла с более высоким классом высокотемпературной вязкости по SAE. В легковом автотранспорте, в связи с ростом требований к экономичности, общая тенденция – использование маловязких трансмиссионных масел (например, ROLF TRANSMISSION S7 GE 75W-80), поскольку они снижают механические потери в коробках передач и мостах.

Выбор трансмиссионного масла по вязкости

В сервисной книжке любого автомобиля указываются требования к вязкости трансмиссионных масел, используемых в коробке передач при наличии заднего или полного привода и в мостах. Выбранное для замены масло должно иметь индекс высокотемпературной вязкости, строго соответствующий перечисленным производителем.

Индекс низкотемпературной вязкости имеет смысл по возможности выбирать ниже указанных, если машина эксплуатируется в северных регионах: это улучшит смазку шестерен, валов, подшипников и синхронизаторов в начале движения, когда коробка передач и мосты еще не прогреты.

Вязкость масел для АКПП

Масла для автоматических трансмиссий имеют гораздо более высокие требования к стабильности вязкости. Здесь оно не только смазывает пары трения, но и участвует в передаче крутящего момента (гидротрансформатор) и управлении переключением передач (гидроблок), подвергается значительно более высоким температурным нагрузкам при переключении фрикционов. Чрезмерно густое или жидкое масло ощутимо сказывается на поведении трансмиссии, отклонения вязкости способны значительно уменьшить ресурс АКПП. Из-за этого автоматические трансмиссии оборудуются масляными радиаторами или связанными с системой охлаждения двигателя теплообменниками, в то время как даже сильно нагруженные механические коробки не нуждаются в охлаждении масла.

Для масел АКПП используются собственные стандарты и допуски производителей, включающие в себя и требования к вязкости, а не классы SAE. При выборе необходимо ориентироваться на указания сервисной документации автомобиля: помимо общеупотребимых спецификаций DEXRON, автопроизводители обычно указывают и собственные допуски.

Трансмиссионные масла ROLF

ROLF ATF Multivehicle

Масло разработано для автоматических трансмиссий на основе синтетической базы в сочетании с высокоэффективным пакетом присадок. Соответствует спецификации ATF DEXRON IIIG/IIIH, имеет допуски ZF, Honda, Toyota, Nissan, Mitsubishi. Обеспечивает надежную работу гидротрансформатора и управляющей гидравлики АКПП, сберегает ресурс фрикционов и тормозных механизмов автоматических трансмиссий.

ROLF TRANSMISSION PLUS 75W-90 GL-4/GL-5

Высококачественное синтетическое масло для механических трансмиссий, которое может работать как в синхронизированных МКПП, так и в гипоидных редукторах ведущих мостов. Эффективно смазывает трансмиссию после холодного запуска, обеспечивает легкое и четкое переключение передач.

ROLF TRANSMISSION S7 GE 75W-80

Маловязкое синтетическое масло для современных синхронизированных трансмиссий. Имеет рекомендации ZF, MAN и Volvo. Быстро проникает во все пары трения коробки передач, обеспечивая надежную защиту от износа. Благодаря высоким противозадирным свойствам сохраняет ресурс трансмиссии при повышенных нагрузках.

ROLF TRANSMISSION M5 A 85W-140

Трансмиссионное масло высокой вязкости для тяжелых грузовиков, автобусов, строительной и дорожной спецтехники. Может применяться в гипоидных редукторах с большим смещением осей, где необходимы наивысшие противозадирные свойства.

Какая вязкость масла лучше: основные правила выбора

Какая вязкость масла лучше? При выборе можно руководствоваться несколькими факторами: маркой, моделью, климатическими условиями и манерой вождения. Обычно рекомендуются масла класса 5W-30 или 10W-30, поскольку они одинаково хорошо работают при разных температурах.

Почему важна? Более густое масло способствует лучшей защите от износа, но может труднее прокачиваться, а более тонкие легче продавливаются через двигатель, но могут не так хорошо защищать детали.

В этой статье:

  1. Индекс вязкости моторного масла
  2. Свойства вязкости моторного масла
  3. Динамическая вязкость
  4. Кинематическая вязкость
  5. Правила выбора масла по степени вязкости
  6. Влияние прогрева двигателя на вязкость моторного масла
  7. Вязкость масла выше нормы
  8. Вязкость масла ниже нормы
  9. Часто задаваемые вопросы о вязкости масла

7 обязательных шагов для организации СТО
Шаг 5 упускают 68% предпринимателей

Индекс вязкости моторного масла

Для автовладельца важно знать, какая вязкость трансмиссионного масла лучше, а также какая смазка подходит для ДВС. Данный показатель представляет собой зависимость изменения вязкости смазки от того, какая температура в моторе.

С повышением индекса вязкости масла улучшаются его характеристики: они не меняются даже при максимальных температурах. Это значит, что чем больше индекс, указанный на упаковке смазки (третья, четвертая и пятая группы), тем больше устойчивость смазки к температурному воздействию.

Высокотемпературные масла имеют буквенное обозначение VHVI, аббревиатура расшифровывается как Very High Viscosity Index, а также и PAO (полиальфаолефины).

Данные масла являются базовыми, они произведены на основе парафиновых углеводородов.

Показатель вязкости таких смазок практически равен 100. У смазок с маркировкой ПАО этот индекс составляет более 150. У масла на минеральной основе вязкость до 90, у всесезонных смазок – 110.

Свойства вязкости моторного масла

Стандарты качества, действующие во всем мире, определяют характеристики, которыми смазывающий состав должен обладать, чтобы его можно было использовать для автомобиля.

Прокачиваемость

Под этим свойством понимается то, какое количество масла проходит по каналам смазочной системы. Пракачиваемость будет низкой, если смазка вязкая. Согласно международным стандартам масло должно свободно проходить по системе без образования заторов.

Устойчивость к высоким температурам

Вязкость смазки должна оставаться неизменной даже при повышении температурного режима, кроме того, масло не должно испаряться и гореть. Это необходимо для того, чтобы пленка покрывала соприкасающиеся элементы, только в этом случае они не будут изнашиваться. Также не должно быть пространства между цилиндрами и стенкой мотора.

Возможность охлаждаться

Задача смазочной жидкости – исключить перегрев мотора, это становится возможным благодаря отводу тепла.

Износоустойчивость

Когда масло с небольшой вязкостью, оно практически не захватывает и не переносит микрочастички, образующиеся в результате износа, к фильтрующему элементу.

Плотность

Только смазка с достаточной плотностью способна заполнить пространство между цилиндрами и стенками ДВС.

Динамическая вязкость

Под этим термином понимается абсолютная вязкость, характеризующая силу сопротивления смазки.

Сопротивление образуется, когда движутся два слоя масла на скорости 1 см в секунду, расположенных на дистанции 1 см.

Этот параметр измеряется в Па•с (мПа•с), буквенное обозначение этого параметра CCS. Чтобы протестировать разные масла, используется спецоборудование – ротационный вискозиметр.

Чтобы понять, какая вязкость масла лучше для двигателя, необходимо понимать, что от этой характеристики зависит температура, при которой получится завести мотор «на холодную».

Около цифрового обозначение указана литера W, обозначающая слово winter, это значит, что масло предназначено для эксплуатации в зимних условиях.

Согласно стандарту SAE J300 динамическая вязкость всесезонных, а также зимних смазок бывает следующих видов:

  • 0W — такая вязкость масла лучше зимой, поскольку мотор заведется даже в сильный мороз до минус 35 градусов Цельсия.
  • 5W — температурный режим работы до минус 30 градусов.
  • 10W — ДВС запустится при температуре не ниже 25 градусов мороза.
  • 15W — возможна эксплуатация при температуре до минус 20 градусов.
  • 20W — температурный режим до минус 15 градусов Цельсия.

Обратите внимание! Вышеуказанная вязкость масла означает, что мотор будет запускаться, а коленвал проворачиваться. Что касается такого параметра, как проворачиваемость, то показатель будет на 5ᵒ ниже в каждой указанной ситуации.

Какая вязкость моторного масла лучше, если вы эксплуатируете машину в российских условиях? Прежде всего, следует отметить, что смазки со значением 10W и выше не подойдут в качестве всесезонных. Об этом говорится в допусках производителей авто, реализуемых в нашей стране. С учетом климатических условий в РФ следует выбирать низкотемпературные смазочные составы 0W или 5W.

Кинематическая вязкость

Чтобы понять, какая лучше кинематическая вязкость масла, разберем, что означает этот параметр. Под данным термином понимается характеристика, показывающая время, в течение которого определенное количество жидкости проходит через отверстие установленного сечения в таком устройстве, как капиллярный вискозиметр.

Единицы измерения кинематической вязкости – квадратный миллиметр в секунду.

В качестве альтернативы также используется такая единица измерения, как сантистокс (сСт).

Зависимость выглядит следующим образом: 1 сСт = 1 мм²/c = 0,000001 м²/c.

Чаще всего применяются следующие классы абсолютной вязкости по стандарту SAE — 20, 30, 40, 50 и 60.

Зависимость такова: с уменьшением класса масло становится все более жидким. Напротив, при повышении класса вязкость увеличивается.

При тестировании в лаборатории измерения выполняют при трех фиксированных температурах – +40, +100 и +150 °С. Данные значения являются ключевыми точками, хотя тестирования проводят при разных температурных режимах.

Таким образом отслеживают динамику изменения показателя вязкости от нормальных условий (от +40 до +100 °С) при нагреве до критических значений температуры в ходе эксплуатации (+150 °С).

Когда температура увеличивается, смазка становится жидкой, ее плотность падает. То есть при неизменной динамической вязкости кинематическая при нагреве увеличивается. По аналогии: при падении температуры кинематические индексы уменьшаются.

За последние 10 лет автопроизводители по всему миру стремятся к тому, чтобы снизить высокотемпературную вязкость при высокой скорости сдвига — HTHS.

Применение смазок с низким HTHS позволяет сэкономить и улучшить влияние на экологию. Дело в том, что подобные составы снижают потребление горючего, если сравнивать с более вязкими маслами.

При небольшой вязкости снижается сопротивление элементов двигателя, повышается мощность, механизмы изнашиваются меньше. Если использовать смазки с низкой вязкостью, выбросы оксида углерода в окружающую среду снижаются, особенно если сравнивать с более вязкими маслами.

Обратите внимание! Чтобы определить, какая вязкость масла лучше для вашей машины, необходимо ориентироваться на требования автопроизводителя. К примеру, для моторов, созданных под смазки с низким показателем HTHS, нельзя использовать вязкие масла.

Правила выбора масла по степени вязкости

При подборе смазочной жидкости определенной вязкости следует руководствоваться приведенными ниже правилами:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *