Электронный ПТС: как это работает

Внедрением ЭПТС занимается компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех. О том, что такое электронный ПТС, какие преимущества он обеспечивает и как его оформить – в нашем материале.
Новый стандарт ПТС
Бумажный паспорт транспортного средства (ПТС) в своем нынешнем виде, к которому мы привыкли, появился в 1993 году. До этого единственным документом на автомобиль был техпаспорт, который включал не только основную информацию о машине, но и регистрационные данные, а также отметки о техосмотре. Если, к примеру, машину угнали вместе с техпаспортом, автовладелец оставался без каких-либо документов на автомобиль. В связи с этим и появился новый стандарт, согласно которому каждый автовладелец получал три документа: паспорт транспортного средства (ПТС), который можно не возить с собой, свидетельство о регистрации и талон техосмотра.
Со временем ПТС оброс множеством дополнений и сегодня, помимо основной информации об автомобиле, его владельце и регистрационных данных, может рассказать об изменениях в конструкции машины, значительных повреждениях после аварий, уплате утилизационного сбора и так далее. Все это уже довольно сложно уместить на бумажном носителе формата А4.
Еще одним стимулом создания нового стандарта ПТС стало образование Евразийского экономического союза: новый паспорт должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Соответствующее соглашение было подписано в 2014 году. Разработчиком и оператором назначена компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех.
Обязательного обмена бумажного ПТС на его электронный вариант не предусмотрено – автовладельцы, имеющие автомобили с бумажными паспортами, смогут продолжать ими пользоваться. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года, после чего бумажные ПТС на новые транспортные средства выдаваться не будут.
«В настоящее время в ходе оформления ЭПТС на единичные транспортные средства завершается настройка необходимых интеграционных процессов, и вскоре производители и импортеры автомобилей планируют перейти к массовому оформлению ЭПТС», – прокомментировал гендиректор АО «Электронный паспорт» Илья Минкин.
На сегодняшний день в России оформлено уже более 300 электронных паспортов транспортных средств. А на днях впервые на российском авторынке по полной логической схеме смены собственника реализован автомобиль с ЭПТС .
Для чего вводят электронные ПТС
По своей сути электронный ПТС представляет собой запись в базе данных, в которой содержится вся информация о транспортном средстве: технические данные машины, сведения об авариях, ремонтах и так далее. Эта информация в электронной системе хранится в течение всего времени эксплуатации автомобиля, постепенно обновляясь.
Таким образом, по сравнению со своим бумажным двойником электронный ПТС имеет очевидное преимущество – его невозможно потерять. Кроме того, наличие детальной информации о транспортном средстве позволит сделать более безопасным процесс продажи или покупки автомобиля.
Переход на ЭПТС позволит также сэкономить затраты на покупку бланков для паспортов, их транспортировку и хранение, утилизацию испорченных бланков, закупку и последующее содержание оргтехники. Все это, по оценке Минпромторга, составит достаточно внушительную сумму – не менее 1 млрд рублей в год.
Это не только позволит сэкономить средства, но и поможет в разрешении одной из ключевых российских и мировых экологических проблем – вырубки лесов. По оценке АО «Электронный паспорт», отказ от бумажных ПТС снизит объем требуемого древесного сырья на 1325 тонн, то есть ежегодно сохранит более 5 тыс. деревьев .
Как оформить и получить электронный ПТС
Оформление электронных паспортов транспортных средств началось с июля 2018 года. Напомним, что до 1 ноября 2019 года будет действовать переходный период, а затем оформление ПТС в бумажном виде на новые автомобили полностью прекратится.
Итак, получить ЭПТС можно будет в следующих случаях. Во-первых, при покупке нового автомобиля. Новые машины в автосалонах будут продаваться уже с ЭПТС, оформленным заводом-изготовителем. Во-вторых, при самостоятельном ввозе автомобиля через границу России. В этом случае нужно оформить электронный паспорт в соответствующих организациях, например в испытательных лабораториях, которые имеют разрешение Минпромторга РФ на проведение подобной деятельности.
И наконец, получить электронный паспорт можно при утере или порче бумажной версии ПТС либо по желанию автовладельца.
При этом автовладелец может получить на бумаге выписку из своего электронного паспорта, в которой указывается: VIN машины или шасси; название модели, марка и категория машины, а также цвет ее кузова; номера основных узлов – кузова, двигателя, шасси; год выпуска; техническая информация о силовом агрегате; экокласс машины; максимальная масса; регистрационная территория. Прочие сведения хранятся только в электронном виде.
Еще раз отметим, что переход на электронные паспорта не является обязательным для автовладельцев. Оба формата предполагается использовать наравне, и бумажные паспорта будут постепенно выходить из обращения.
События, связанные с этим
LADA XRAY Cross: открывая новые направления и дороги
История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна
Электронный ПТС: как это работает?


Игорь Владимирский
Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?
Н ынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).
Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства
Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.
Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.
А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.
В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.
Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).
В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг
Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!
Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.
Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.
По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.
Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.
Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.
Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.
Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через онлайн-портал госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать
Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.
Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?
Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.
Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.
У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.
РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.
Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.
За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.
В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.
Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.
Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».
Как получить электронный паспорт транспортного средства?

* Полный перечень уполномоченных организаций размещен на сайте Минпромторга России minpromtorg.gov.ru
Электронный ПТС

С 1 ноября 2019 года на территории Евразийского Экономического Союза (Россия, Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан) ПТС больше не будут оформляться в бумажном виде. В России система начала работать с июля 2018 года.
Что такое ЭПТС?
ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства, в котором содержится вся информация об автомобиле. ЭПТС оформляется и хранится в автоматизированной системе электронных паспортов. Он необходим для регистрации ТС в органах ГИБДД.

Электронный паспорт (ЭПТС) нельзя потерять и он не может закончиться. Все ЭПТС хранятся в одной автоматизированной системе — АС СЭП.

На протяжении всего жизненного цикла автомобиля в него может последовательно вноситься любая информация: сведения о собственниках, о прохождении ТО, страховании, о ДТП, о внесении изменений в конструкцию ТС и т.д

Получить выписку из ЭПТС собственник сможет на свой электронный адрес, в случае, указания о нем сведений, как о собственнике ТС в ЭПТС.

С полной историей автомобиля можно будет ознакомится – запросив историческую справку через АС СЭП.
Как это работает?

Какие сведения вносятся в ЭПТС?
ЭПТС отражает полную информацию об автомобиле и состоит из основной и дополнительной частей.

Основная часть
Является обязательной к заполнению. Она состоит из 13 разделов, где отражается: вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки автомобиля, общие технические сведения и многое другое.

Дополнительная часть
Эту часть заполнять не обязательно, хотя она содержит много полезной информации: сведения о собственнике, о залоге, ДТП, аресте, угоне, страховании, ремонтных работах и тд.
Статусы ЭПТС
После оформления ЭПТС ему присваивается определенный статус. Статус «Действующий» — обязательное условие для регистрации а/м в ГИБДД
Основная часть сведений заполнена, ЭПТС присвоен уникальный номер, но утилизационный сбор еще не оплачен.
Основная часть сведений заполнена, ЭПТС присвоен уникальный номер, а утилизационный сбор оплачен.
Статус возникает, когда на базе одного транспортного средства изготавливается другое транспортное средство.
В электронном паспорте неверно указаны некоторые сведения: изготовления, цвет, №ОТТС и VIN.
Статус присваивается автоматически при утилизации автомобиля.
Полезная информация
Портал Систем Электронных Паспортов
Перечень организаций, которые имеют право оформлять паспорта
Портал Евразийской Экономической Комиссии


Ржев, Осташковское шоссе 12 Автосалон НОРД-АВТО
Работаем ежедневно с 08:00 до 20:00
8 804 333 54 64 Ждём ваших звонков
Норд-Авто Ржев
- 8 804 333 54 64
- Ржев, Осташковское шоссе 12
Автомобили
- Новые автомобили
- Автомобили с пробегом
- Trade-In
- Выкуп автомобилей
- Продажа прицепов
- Мототехника HISUN
Автосервис
Кузовной ремонт
- Кузовной ремонт
- Ремонт по КАСКО/ОСАГО
- Стапельные работы
- Антикоррозийная обработка
- Защитное покрытие Raptor
- Замена стекол
- Полировка фар
- Полировка кузова
- Ремонт бампера
Наши услуги
- Оформление КАСКО
- Оформление ОСАГО
- Электронный ПТС
Наши услуги
- Акции отдела продаж
- Акции сервиса
- Акции кузовного центра
2013-2024 (c) «Норд-Авто Ржев»
Любая информация, размещенная на данном сайте, носит исключительно справочный характер и ни при каких обстоятельствах не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Все цены, указанные на сайте, не являются окончательными и устанавливаются на индивидуальной основе коммерческого предложения. Для получения подробной информации, необходимо уточнять у менеджеров отдела продаж.
Представленные на сайте изображения могут отличаться, от доступных моделей в дилерском центре. Отображение цветов на экранах различных устройств может незначительно отличаться от реального цвета товара. В стандартные комплектации могут входить не все опции, доп. оборудование и варианты отделки интерьера и экстерьера, видимые на изображениях. Некоторые опции могут быть доступны за дополнительную плату.
Норд Авто Ржев не гарантирует своевременность, точность и полноту информации на сайте, а также беспрепятственный доступ к сайту в любое время. Опубликованная на данном сайте информация может быть изменена в любое время без предварительного уведомления.
Всё, что нужно знать об электронном ПТС
ЭПТС — это электронный паспорт на автомобиль, в котором содержится важная информация о транспортном средстве. Документ хранится в общероссийской автоматизированной системе электронных документов. Каждому такому паспорту присвоен индивидуальный 15-значный номер.
Переход с привычных бумажных паспортов транспортных средств на электронные призван ускорить регистрацию автомобиля и облегчить процесс таможенного оформления. Получение ПТС с ноября 2019-го стало обязательной процедурой. В ней участвуют страны Таможенного союза, Россия, Беларусь и Казахстан в их числе. Несмотря на жёсткие требования и возможность получения электронных документов на новые транспортные средства уже сейчас, ни производители, ни импортёры авто делать этого не спешат.
Как выглядит ЭПТС. Данные, содержащиеся в новом документе

Привычный ПТС представляет собой запись об автомобиле на защищённой бумаге А4 формата. Для машин отечественной сборки документ непосредственно выдаёт производитель, для импортных авто — служба таможни. Утеря личного образца или отсутствие свободных полей в оригинале проблемой не является — в таком случае автовладельцу просто необходимо обратиться в ближайшее отделение ГИБДД, где оформят дубликат.
Что касается электронных паспортов, то потеря документа уже не грозит. Все данные хранятся в общей базе ЭПТС. Электронный формат предусматривает наличие 150 полей для заполнения. Для новых авто большую часть информации составляет выписка из ОТТС (Одобрение типа транспортного средства), для иномарок бу — данные из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). Как и в аналоге, ЭПТС содержит информацию о полисе ОСАГО, погашении утилизационного сбора, замене деталей в общей комплектации. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.
Обязательная часть ЭПТС (13 разделов): указание номера, статуса ЭПТС, уникальные параметры машины, технические данные.
Дополнительные графы электронного паспорта: информация о собственнике, находится ли машина в кредите или в залоге, подвергалось ли авто угону или аресту, данные о страховых взносах и условиях страховки, проводился ли ремонт.
Пока сведения из базы Росстандарта вносятся в формате ручного администрирования. Преимущество в том, что внесение данных для каждой модели осуществляется единовременно, с сохранением их в реестре ЭПТС. Такой подход ускорит оформление документов на аналогичные модели в последующем.
Последние новости об ЭПТС сообщают, что осенью 2020 года специалисты обещают подготовить электронную систему ОТТС. Из базы сведения будут подтягиваться в паспорта нового образца автоматически, с ориентировкой на индивидуальный автокод, то есть по VIN. Таким образом, технология снизит влияние человеческого фактора, поможет избежать ошибок и неточностей в паспорте, а также избавит от коррупционной составляющей схемы (известны случаи, когда в ПТС вносились неверные данные ради снижения налоговых выплат).
Сроки получения электронного ПТС
В лучшим традициях российских реалий, ответственные структуры не могут определиться с точными датами. Причиной тому — отсутствие единой базы данных ГИБДД. В каждом отдельном регионе сведения хранятся на площадках с разным программным обеспечением. Из-за большого объёма материалов и их разрозненности, задача — объединить всю имеющуюся информацию в структурное целое, казалась невыполнимой.
Но команда программистов, работая в тесном сотрудничестве с юристами, справилась и собрала всю базу данных ГИБДД в одном месте. Первые отвечали за технологическую сторону вопроса, вторые адаптировали законы под новые документы. И если в России такая работа уже проведена, то Беларуси и Казахстане она проходит лишь первые аналитически этапы. В частности, одна из причин регулярного переноса сроков — отсутствие в некоторых странах Таможенного союза нормативно-правовой базы для свободной работы с ПТС нового формата.
Как получить ЭПТС в 2020?

В период до 1 ноября 2019 года производители и импортёры могли пускать в оборот как стандартные ПТС, так и новые электронные. В январе 2020 в работу было запущено 100 электронных паспортов на апробацию. Производителю выдаётся доступ к общей базе всех соответствующих данных с высоким уровнем защиты. Алгоритм оформления документов прост: заполняется форма, подключается перечень нужных документов.
Кто может вносить данные?
Информация заливается непосредственно через заполнение форм, однако отредактировать её нельзя. Исходные сведения вносит производитель / импортер, государственные подразделения прикрепляют сведения об административных документах. Информацию о собственнике сносит дилер, сведения о регистрации автомобиля и госномере фиксируют ГИБДД. Дополнительные пункты вносят операторы сервисных станций, техосмотра, страховых компаний.
Преимущества получения электронных паспортов
Работа таможни благодаря новому технологическому подходу упрощается: импортёр самостоятельно вводит требуемые данные, ЭПТС на ввозимые машины составляется автоматически. Это оборачивается значительной экономией времени и денег: нет необходимости отправлять автомобиль на таможенный склад в режим ожидания и платить за время хранения пошлину, ведь электронные документы оформляются гораздо быстрее. А кроме того, прошлая схема работы приводила к потере живых денег — за неоправданный простой товара на таможне. В итоге электронные паспорта сокращают время работы над импортируемыми автомобилями с нескольких недель до пары дней.
- уменьшение количества документов, которые нужно постоянно носить с собой, переживая за возможную утерю;
- отсутствие необходимости в ксерокопиях при подготовке ПТС;
- защита от мошенников;
- экономия время на оформлении;
- нет необходимости переносить данные о машине вручную из бумажного документа в информационные системы;
- уменьшение количества ошибок, снижение человеческого фактора в работе к минимуму;
- упрощённое внесение новых данных — о владельце, страховых случаях, авариях, пробеге и т. д.;
- невозможность удалить сведения (особенно актуально для потенциальных покупателей вторичного рынка: по сути, это российский аналог систем Carfax и Autocheck, доказавших свою действенность);
- возможность отследить историю автомобиля;
- данные об изменениях статуса документа никуда не деваются: если паспорт был исправлен или аннулирован, система электронного формата сохранит это;
- возможность сохранить цену на подержанное авто: если раньше штамп «Дубликат» в бумажном образце требовал снижения цены на машину, то сейчас потерять документ будет невозможно, следовательно, вопрос вынужденного снижения цены отпадает;
- оперативная смена собственника;
- корректная работа системы штрафов: чужие штрафы за проданный авто вам не страшны;
- выявление «криминальных» машин: при подделке система быстро выдаст ошибку, обозначив, что машина существуют в другом регионе или никогда не выпускалась.
Во сколько обойдётся получение электронного автодокумента?
Эксперты подчёркивают выгоду оформления ЭПТС. Если в случае утраченного бумажного паспорта вы бы отдали 800 рублей, то оформление электронного документа обойдётся в 600 рублей — такова госпошлина. Внесение изменений — 250 рублей.
Система страхования с ЭПТС
Договор купли-продажи от дилера с указанием номера электронного паспорта и распечатанная выписка из ЭПТС позволяют оформить договор ОСАГО. Система обмена данными между отечественными страховыми компаниями (РСА) и службой межведомственных отношений также происходит электронно. Страховщики имеют право отправлять запросы в общую базу электронных паспортов в целях оформления полиса ОСАГО для автовладельцев с новыми паспортами.
После того, как документ ОСАГО получен, владельцу следует обратиться в ГИБДД, предоставив договор от дилера и полис страхования. Цель — получить свидетельство о регистрации транспортного средства (оно по-прежнему бумажное). Инспектором проводится проверка ЭПТС — он обращается к уникальному номеру паспорта на авто или VIN, откуда получает всю необходимую информацию.
Оформление документов для ввоза в Россию
Ответственность за оформление документов на новые автомобили лежит на заводах и таможенной службе — в этом плане ничего не меняется. У дилеров каждый новый автомобиль уже будет иметь ЭПТС, 15-значный номер будет прописан в договоре купли-продажи.
Как отмечалось выше, многие компании не торопятся перейти на электронные паспорта. И дело даже не в постоянном переносе сроков и консервативности, а в некорректно оформленных данных в ОТТС (неверно указанные размеры, сведения о модификациях). Случалось, что импортируемые автомобили по параметрам подгонялись под российские законы, авто с мощностью 255 л.с. в документах прописывались как транспортные средства с 249 л.с. Адаптация характеристик ради снижения налогов может стать основанием для отказа в выдаче паспорта.
Где посмотреть информацию о подержанном автомобиле?
Выписку ЭПТС в случае с бу авто новому хозяину можно получить от владельца, осуществив передачу подтверждённых сведений на телефон. В таких случаях будут действовать оба варианта — и бумажный, и электронный. Менять бумажный ПТС на электронный не требуется. Если новый владелец настаивает на получении электронного паспорта, сделать это можно в отделе ГИБДД (при смене собственника) или у оператора техосмотра. В таком случае действие бумажного варианта аннулируется.
В выписке представлены не все данные:
- идентификационный номер ТС;
- марка;
- номер двигателя / шасси / кузова;
- цвет;
- год выпуска;
- общая информация о моторе;
- принадлежность к экоклассу;
- масса;
- территория, где можно зарегистрировать ТС.
Теперь оформление паспортов ложится на плечи негосударственных структур, а не МВД. На первых порах полномочия на выдачу электронных ТС будут возложены на операторов техосмотра — у них уже есть доступ к системам ЭПТС по защищенным каналам связи: регистрационный запрос направляется в ГИБДД, где оперативно должны законность действий. Если заявка не подтверждается, информация направляется на проверку в компетентные органы для дальнейших разбирательств.
Последние новости об ЭПТС сообщают, в марте началось оформление документов нового образца на зарегистрированные ранее авто по заявлениям собственников.
От операторов требуется:
- техническая возможность определения достоверности идентификационного кода;
- страховка гражданской ответственности (на сумму не менее 20 млн руб.), что повышает ответственность оператора в случае неосторожности и неквалифицированных действий в отношении регистрации.
Владелец вправе требовать компенсации ущерба, если всплывут данные о перебитых номерах.
Авто в кредит: что делать?
Если мы говорим о бумажном ПТС, документы на машину, приобретённую в кредит, находятся у банка. Согласно новому стандарту, все сведения об автомобиле, в том числе информация о залоге или кредите, участии ТС в ДТП, приобретении в лизинг, находятся в электронной базе, поэтому узнать больше данных о машине на вторичном рынке потенциальные покупатели могут не выходя из дома. Удалить или отредактировать сведения невозможно. Отказ в предоставлении доступа приравнивается к отказу от сделки.
Полные сведения остаются доступными только автовладельцу — в личный кабинет он может заходить через госуслуги или используя электронную подпись на официальном сайте со всеми данными по электронным документам.
Продажа авто с ЭПТС
Чтобы поменять владельца машины, следует изменить соответствующую запись в электронном паспорте. Для этого есть три варианта действий: если у нынешнего собственника есть электронная подпись, официальный сайт ЭПТС в помощь. Второй вариант — портал предоставления государственных услуг. И последний, более консервативный метод — личный визит в МФЦ или районный отдел госуслуг.
Где и как распечатать ЭПТС?
Печать электронного документа не предусмотрена. Заменой данной процедуры выступает выписка из ЭПТС — образец документа, где в кратком виде содержатся данные: его перенести на бумажный носитель можно. Согласно официальной договорённости организации «Электронный паспорт» и производителей авто выписку ЭПТС получит право выдавать дилер в процессе передачи машины покупателю. В будущем обещают сделать возможным получение выписки в онлайн-режиме через госуслуги или отделения МФЦ.
Проблемы обработки персональных данных
Из государств Евразийского союза к получению документов нового образца по единому техническому регламенту готовы только РФ и Киргизия. Армения, Беларусь и Казахстан — пока в отстающих. Благодаря переходному периоду, который начался в июле 2017, будет реально выявить много подводных камней.
Первые трудности связаны с персональными данными. ФЗ «О персональных данных» (2006 г.) устанавливает право владельца не указывать сведения о себе в электронной версии паспорта. При этом объяснения причин не требуется. Однако это чревато: если машину угонят из дилерского центра, — страховки у авто ещё нет, в ГИБДД машина не зарегистрирована: вся надежда на ЭПТС. Однако и там никаких данных не указано. В таком случае преступники могут оформить договор купли-продажи на угнанный автомобиль, ведь именно этот документ подтверждает право собственности, и затем зарегистрировать машину в ГИБДД. Как разобраться в ситуации и доказать, что владелец транспортного средства настоящий, уполномоченные службы пока не придумали. Так что воспользоваться возможностью не указывать личные данные в электронном паспорте можно. Но нужно ли?
Второе опасение страховых организаций касается закона, согласно которому при оформлении ОСАГО требуется предъявить ПТС, однако о выписке или электронном формате документа ничего не сказано. Выходит, что владелец ЭПТС, не имеющий бумажного образца, может получить отказ в выдаче полиса. Если владелец в электронном паспорте не указан, сложностей со страхованием не избежать. Определение собственника по договору купли-продажи для ОСАГО невозможно. Следовательно, информацию об автомобиле страховщикам придётся получать из выписки ЭПТС, нарушая закон об ОСАГО.
Электронные паспорта для самоходной техники
Срок 1 ноября относится не только к легковым авто, находящимся в личном пользовании. Необходимость получения электронных ПТС касается и техники, зарегистрированной в Гостехнадзоре, — тракторов, бульдозеров, снегоходов и др. Однако в этом случае всё гораздо сложнее, поскольку по регионам до сих пор действуют отдельные базы данных, и как свести информацию в одну систему, пока не ясно. Вероятно, для таких категорий транспорта будет дана отсрочка, в ином случае проблем станет только больше.