Что такое уровень локализации производства
Перейти к содержимому

Что такое уровень локализации производства

  • автор:

Приложение N 2. Методика оценки уровня локализации производства телекоммуникационного оборудования в целях присвоения телекоммуникационному оборудованию статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения

Методика
оценки уровня локализации производства телекоммуникационного оборудования в целях присвоения телекоммуникационному оборудованию статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения

С изменениями и дополнениями от:

18 ноября 2021 г.

1. Методика определяет правила оценки уровня локализации производства на территории Российской Федерации телекоммуникационного оборудования в целях присвоения телекоммуникационному оборудованию статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (далее — уровень локализации производства телекоммуникационного оборудования).

2. Оценка уровня локализации производства телекоммуникационного оборудования проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для подтверждения соответствия заявленного телекоммуникационного оборудования требованиям, указанным в подпункте «к» пункта 14 Правил формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4023) (далее — Правила, Постановление).

3. Оценка уровня локализации производства телекоммуникационного оборудования осуществляется в баллах.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 11 января 2022 г. — Приказ Минпромторга России от 18 ноября 2021 г. N 4553

4. Значение уровня локализации производства телекоммуникационного оборудования рассчитывается по следующей формуле:

,

— значение уровня локализации производства телекоммуникационного оборудования в баллах;

— среднестатистический расчетный удельный вес технологических операций («изготовление печатных плат для электронных блоков») в структуре трудоемкости производства каждого вида телекоммуникационного оборудования в баллах, значения которого, в том числе минимальные и максимальные, определены в Требованиях по уровню локализации производства телекоммуникационного оборудования, утвержденных настоящим приказом;

— среднестатистический расчетный удельный вес технологических операций («монтаж элементов на печатные платы, электронных модулей») в структуре трудоемкости производства каждого вида телекоммуникационного оборудования в баллах, значения которого, в том числе минимальные и максимальные, определены в Требованиях по уровню локализации производства телекоммуникационного оборудования, утвержденных настоящим приказом;

— среднестатистический расчетный удельный вес технологических операций («изготовление механических деталей и корпусных элементов, итоговая сборка телекоммуникационного оборудования») в структуре трудоемкости производства каждого вида телекоммуникационного оборудования в баллах, значения которого, в том числе минимальные и максимальные, определены в Требованиях по уровню локализации производства телекоммуникационного оборудования, утвержденных настоящим приказом;

— среднестатистический расчетный удельный вес технологических операций («установка программного обеспечения, функциональное тестирование электронных блоков и телекоммуникационного оборудования в целом») в структуре трудоемкости производства каждого вида телекоммуникационного оборудования в баллах, значения которого, в том числе минимальные и максимальные, определены в Требованиях по уровню локализации производства телекоммуникационного оборудования, утвержденных настоящим приказом;

— доля фактически произведенного телекоммуникационного оборудования по технологической операции («изготовление печатных плат для электронных блоков»), которая рассчитывается на основе карт технологического процесса, маршрутных карт, ведомости сборки изделия и материалов заявленного телекоммуникационного оборудования, регламентированных ГОСТ 3.1102-211 «ЕСТД. Стадии разработки и виды документов»*;

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду «ГОСТ 3.1102-2011»

— доля фактически произведенного телекоммуникационного оборудования по технологической операции («монтаж элементов на печатные платы, электронных модулей»), которая рассчитывается на основе карт технологического процесса, маршрутных карт, ведомости сборки изделия и материалов заявленного телекоммуникационного оборудования, регламентированных ГОСТ 3.1102-211 «ЕСТД. Стадии разработки и виды документов»*;

— доля фактически произведенного телекоммуникационного оборудования по технологическим операциям («изготовление механических деталей и корпусных элементов, итоговая сборка телекоммуникационного оборудования»), которая рассчитывается на основе карт технологического процесса, маршрутных карт, ведомости сборки изделия и материалов заявленного телекоммуникационного оборудования, регламентированных ГОСТ 3.1102-211 «ЕСТД. Стадии разработки и виды документов»*;

— доля фактически произведенного телекоммуникационного оборудования по технологическим операциям («установка программного обеспечения, функциональное тестирование электронных блоков и телекоммуникационного оборудования в целом»), которая рассчитывается на основе карт технологического процесса, маршрутных карт, ведомости сборки изделия и материалов заявленного телекоммуникационного оборудования, регламентированных ГОСТ 3.1102-211 «ЕСТД. Стадии разработки и виды документов»*;

в случае если при производстве телекоммуникационного оборудования не применяется технологическая операция (, , , ), то соответствующее произведение В и N считается равным нулю;

— стоимость интегральных схем российского происхождения, используемых в телекоммуникационном оборудовании, в рублях (далее — );

— стоимость пассивных и дискретных компонентов российского происхождения, используемых в телекоммуникационном оборудовании, в рублях (далее — );

— суммарная стоимость сырья, материалов и комплектующих, используемых в телекоммуникационном оборудовании, в рублях (далее — ).

5. Утратил силу с 11 января 2022 г. — Приказ Минпромторга России от 18 ноября 2021 г. N 4553

Информация об изменениях:

6. Доля фактически произведенного телекоммуникационного оборудования по каждой технологической операции (Ni) рассчитывается по следующей формуле:

С i изгот — материальные и трудовые затраты отдельной технологической операции, произведенной в Российской Федерации, источник — маршрутные карты и ведомости сборки телекоммуникационного оборудования и (или) данные от организации, с которой заключен договор на производство на территории Российской Федерации отдельной технологической операции;

C i полн — полные материальные и трудовые затраты отдельной технологической операции, источник — карты технологического процесса и (или) данные от организации, с которой заключен договор на производство на территории Российской Федерации отдельной технологической операции.

7. К ИС , К от и рассчитываются исходя из стоимости, указанной в универсальном передаточном документе первой по счету организации из кооперации организации — производителя телекоммуникационного оборудования, которая приобрела ключевые компоненты.

Российское происхождение интегральных схем подтверждается наличием сведений о таких интегральных схемах в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, созданном в соответствии с пунктом 1 Постановления.

8. Уровень локализации производства телекоммуникационного оборудования указывается в справке об уровне локализации производства, содержащей расчеты, подтверждающие достигнутый уровень локализации производства заявленной номенклатуры телекоммуникационного оборудования в соответствии с пунктом 25 Правил.

* Принят решением Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 12 мая 2011 г. N 39 и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 августа 2011 г. N 212-ст.

N 1. Требования по уровню локализации производства телекоммуникационного оборудования
Содержание
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 20 августа 2020 г. N 2775 «Об утверждении Требований по уровню локализации.

Что такое локализация производства и почему вокруг неё столько шума?

Фото из открытых источников

При производстве любого товара важный показатель – это степень его локализации, то есть доля местных деталей и трудовых затрат в его выпуске. В Казахстане этот термин стало популярным употреблять именно в машиностроении, где, по ошибочному мнению, действует только «отвёрточная» сборка.

Но действительно ли вся собранная в Казахстане техника – это прикрученные к корпусу колёса? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться именно с вопросом локализации. Informburo.kz и «Агромашхолдинг KZ» рассказывают об этом на примере сборки сельскохозяйственной техники.

Что такое локализация и зачем она нужна?

Локализация – это размещение производств частей какого-то товара в той же стране, где он выпускается в готовом виде. О ней часто говорят, например, в автомобилестроении. Там под локализацией понимают выпуск каких-то частей автомобиля – деталей двигателя или корпуса – в том же государстве, где находится и сборочное производство.

Интерес в развитии местного содержания имеют сразу несколько сторон: и государство, и сам бизнес-производитель, и конечный покупатель. Рассмотрим процесс локализации на примере компании «АгромашХолдинг KZ» – крупного казахстанского производителя сельскохозяйственной техники.

«Локализация – длительный и трудоёмкий процесс. Тем не менее наша компания постоянно над этим работает: мы ежегодно увеличиваем долю местного содержания и совершенствуем производимую продукцию», – отмечает вице-президент компании Динара Шукижанова.

В соответствии с соглашением о промышленной сборке, которое подписывают заводы-производители стран ТС, в частности и казахстанские заводы, локализационные процессы жёстко регламентированы. Т.е. каждый год предприятие обязано увеличивать локализацию путём использования местных компонентов и внедрения новых технологических операций.

Первые два года в рамках соглашения – переходный процесс, и, как может показаться людям не совсем «в теме», дающий право предприятиям осуществлять только сборочный процесс. Это миф, т.к. в данный период предприятие готовит себя к серьёзным шагам в локализации на всех фронтах деятельности. Во-первых, идёт достаточно трудоёмкий и долгий процесс согласования с брендодержателем, поставщиками, конструкторским управлением завода о постановке той или иной запчасти в тот самый локализационный процесс. Во-вторых, готовится само производство. А самое главное, к новым технологиям производства готовятся кадры, проходящие обучающий процесс.

«По сути, эти два года даются каждому предприятию не только в Казахстане, но и во всём Таможенном союзе, чтобы подготовить себя, так как невозможно сразу взять и начать варить, красить, а уж тем более производить компоненты. На такое не пойдёт ни один брендодержатель в мире, борющийся за качество и репутацию своей техники», – говорит Динара Шукижанова.

Начиная с третьего года наступают обязанности по поэтапному внедрению компонентной базы и сложных технологических операций. К примеру, на пятый-шестой годы производства нужно наладить сборку двигателя (ранее он устанавливался готовым), а также изготовление деталей корпуса. С седьмого года уже требуется наладить выпуск кабины. Таким образом, к этому времени локализация техники достигает 50%.

Государство предоставляет предприятию ряд преференций, например, освобождение выпускаемой продукции от НДС и таможенных пошлин (в рамках Таможенного союза товары поступают без пошлин), но взамен выставляет строгие встречные требования по повышению локализации. Они закреплены в соглашении о промышленной сборке, где по каждому виду сельхозтехники прописаны конкретные сроки и технологические процессы, которые нужно освоить.

Невыполнение какого-либо из пунктов соглашения несёт в себе серьёзные последствия для производителя, т.к. в таком случае завод обязан вернуть все выданные ранее преференции в полном объёме.

«Мы не получаем никаких прямых субсидий от государства – субсидируется только конечный покупатель сельскохозяйственной техники. Мы же имеем льготы в рамках соглашения о промышленной сборке, по которому есть серьёзные встречные обязательства, в случае неисполнения которых мы обязаны вернуть все полученные ранее преференции», – говорит Динара Шукижанова.

В чём выгода локализации?

Выгод несколько. У компании-производителя благодаря размещению производства каких-то деталей на территории места сборки возникает экономия. В первую очередь, снижаются транспортные издержки: перевозить грузы внутри страны дешевле, чем ввозить их из-за рубежа. Такая экономия в итоге сказывается на цене конечного продукта в сторону её снижения, а это повышает конкурентоспособность товара на рынке.

Что касается покупателей, то у них первое – доступ к более дешёвой продукции. Кроме того, в случае с сельхозтехникой важную роль играет её обслуживание, в частности, сервис и доставка необходимых запчастей. В условиях, когда у комбайнов производителя «Агромашхолдинг KZ» уровень локализации достигает 60%, большинство комплектующих всегда доступно.

Следующая группа преимуществ локализации касается уже государства и населения. По словам директора по организационному развитию «Агромашхолдинг KZ» Сергея Могилатова, в первую очередь, это создание новых рабочих мест в промышленности.

«Если я живу в том же Костанае, то как житель города я сразу же воспринимаю местное производство как вариант для трудоустройства. Рабочие места создаются не где-то за рубежом, а в рамках Казахстана, и это большой плюс», – отмечает Сергей Могилатов.

Для государства плюсы ещё более очевидны. Первый – это повышение социальной стабильности благодаря созданию новых рабочих мест. Ещё один момент – налоговые выплаты от компаний, которые займутся выпуском новых деталей. Третье – это развитие человеческого капитала. Освоение производства новых видов продукции позволяет накапливать у казахстанских специалистов нужный опыт и повышать собственную экспертизу для реализации новых проектов в будущем.

Но всё ли так просто?

Из приведённого выше может создаться впечатление, что полная локализация всех товаров в Казахстане – это лишь вопрос времени. Но это не совсем так. Зачастую размещать в одной стране производство всех деталей какой-то техники не имеет смысла с экономической точки зрения.

Так обстоит дело, к примеру, со стеклом или бортовыми компьютерами. В целом один комбайн состоит из более трёх тысяч компонентов, и осваивать их все в Казахстане не имеет смысла. «Какие-то предприятия уже имеют компетенции, производят ту или иную деталь для большого количества потребителей. Поэтому проще обратиться к этому производителю, разместить свой заказ и получить в срок на конвейер», – рассказывает Сергей Могилатов.

Однако крупные узлы, уверен он, осваивать в машиностроении нужно, тем более что такие требования уже предъявляет государство.

«Если мы говорим о зерноуборочном комбайне или тракторе, там есть кабина – это достаточно серьёзный в плане производства узел, на это требуются значительные инвестиции. Поэтому локализация занимает довольно длительное время, но у нас стоят сроки – семь лет», – подчёркивает собеседник Informburo.kz.

Что делает «Агромашхолдинг»?

«Агромашхолдинг KZ», как уже отмечалось выше, – это крупный казахстанский производитель сельскохозяйственной техники. За 2018-й и первые десять месяцев 2019 года предприятие выпустило 581 комбайн четырёх моделей своего бренда «Есиль» и 150 тракторов марки Lovol. Вся продукция пошла на внутренний рынок.

Сейчас доля местного содержания в продукции компании достигает 60% по готовым комбайнам и до 90% по некоторым узлам. Значительную часть заказов деталей компания закупает у других отечественных производителей.

«Кооперация с такими компаниями, как «ДонМар» и «Кайнар», показывает заинтересованность «Агромашхолдинг KZ» к сотрудничеству с отечественными производителями. На текущий момент компания согласовывает дополнительные компоненты, которые могут быть использованы в производстве», – рассказали Informburo.kz в пресс-службе производителя.

Сергей Могилатов, представитель компании, напоминает, что предприятие находится на территории бывшего дизельного завода. Поэтому там уже была база для металлообработки. Это внесло значительный вклад в локализацию производства.

«Все процессы по металлоподготовке проходят у нас. Сейчас мы изготавливаем подмоторную раму, наклонные камеры, поручни, измельчители и другие простые детали. Для жатки (агрегат комбайна для сбора зерна) мы закупаем только шины – их в Казахстане не производят. Остальное почти всё делаем сами», – говорит Сергей Могилатов.

По его словам, «Агромашхолдинг KZ» также работает с белорусскими тракторами, на которых исторически привыкли работать казахстанские фермеры. Поэтому любой контакт с зарубежными производителями сельхозтехники даёт возможность увеличить свои компетенции и получить опыт, который в дальнейшем можно применить у себя на предприятии.

Как раз в этом направлении сейчас работает компания: развивается промышленная кооперация с Петербургским тракторным заводом, который выпускает трактора «Кировец», и «Гомсельмашем» – крупным производителем сельхозтехники Беларуси. Благодаря этому «Агромашходинг KZ» сможет одновременно стать площадкой для производства новой техники для казахстанского рынка, а также производить детали для конвейеров иностранных промгигантов, используя их и для собственных нужд.

Поделиться:

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку «Сообщить об ошибке»

  • Казахстан
  • Машиностроение
  • промышленность Казахстана
  • экономика

Локализация

Локализация — это организация производства продукции на территории тех стран, где планируется ее реализация.

Локализовывают производство чаще компании, стремящиеся расширять рынок для своей продукции с оценкой перспектив его развития.
Они, как правило, учитывают принципы промышленной политики страны локализации, которые позволяют рассчитывать на меры государственной поддержки национальной экономики или вводить ограничения и даже запреты на импорт тех или иных товаров.
Ярким примером такого подхода может служить автопром России, на протяжении длительного времени получающий значительную поддержку государства.
Локализация производства является одним из ключевых механизмов реализации импортозамещения.

Как и сам процесс изготовления той или иной продукции, так и локализация в целом может быть неполной.
Например, ее нередко реализуют на 50 % или 70 %, то есть частично.
Под степенью локализации производства понимается и полнота рабочего цикла, обеспечиваемого предприятием, и его независимость от сырья и технологической поддержки экстенсивера.
Оценка независимости предприятия и полноты его производственного цикла дается по специальным системам расчета, которые также закладываются в проектные решения индивидуальным порядком.
Например, может действовать бальная система, в которой за каждый элемент продукции начисляется определенное количество баллов.
В итоге они суммируются и сравниваются со 100%-ной производственной площадкой экстенсивера.

Что такое баллы локализации. Объясняем простыми словами

Баллы локализации — система оценки уровня локализации производства в российском автопроме и судостроении. От количества набранных баллов зависит размер государственной поддержки и доступ к госконтрактам.

Например, в 2021 году закупать для государственных нужд можно только автомобили со степенью локализации больше 3200 баллов. А для заключения специнвестконтрактов (СПИКов) автопроизводителям необходимо, чтобы технологические операции на почти весь (90%) автопарк набирали не менее 7000 баллов локализации.

Пример употребления

«Минпромторг России подсчитал уровень локализации всех моделей легковых автомобилей, произведённых на территории страны в 2020 г. Согласно этим данным, “самыми отечественными” оказались Lada Largus и Lada Granta — они набрали по 3280 баллов по методике Минпромторга. Lada 4×4 набрала 3260, Lada Vesta — 3200 баллов ровно».

(Из материала «Ведомостей» о том, почему «АвтоВАЗ» остаётся единственным участником госзакупок в легковом сегменте.)

Нюансы

Балльная система оценки уровня локализации автопроизводства начала работать в России в 2019 году. Баллы начисляют за локализацию сборочных операций, использование российских комплектующих и сырья. Дороже всего оценивается локализация производства кузовов и электродвигателей.

Количество баллов, необходимых для участия в госконтрактах, с каждым годом растёт. В 2021 году оно составляет 3200, а в 2020 году равнялось 2000 баллов. По задумке Минпромторга, балльная система оценки должна стимулировать политику локализации промышленных производств.

В 2021 году правительство утвердило балльную систему оценки уровня локализации в судостроении, аналогичную уже действующей в автопроме. Высокий уровень локализации даст судостроителям доступ к инструментам господдержки, в том числе к целевым субсидиям. Каждой категории комплектующих будут присваивать свой балл, при этом его величина определяется пропорционально стоимости и сложности оборудования.

Требования к локализации в судостроении также будут ужесточаться. Например, до 30 июня 2023 года для получения господдержки при строительстве судна на воздушной подушке необходимо набрать не менее 1950 баллов, с 1 июля 2023 года — 2200 баллов, а с 1 июля 2025 года — уже 2550 баллов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *