Всё об асфальтировании / Справочник / Шумовая полоса
Шумовая полоса — средство организации дорожного движения, представляющее собой искусственную неровность (выемку или возвышенность), выполненную в виде чередующихся поперечных полос на поверхности дорожного покрытия, вызывающее вибрацию элементов подвески транспортного средства и увеличение шума качения колес с целью предупреждения водителя о приближении к опасному участку дороги или съезде с полосы движения.
Назначение и область применения шумовых полос
Устройство шумовых полос является одним из средств повышения безопасности дорожного движения. При наезде на шумовую полосу водитель транспортного средства начинает испытывать существенное вибрационное и шумовое воздействие, что в свою очередь способствует повышению его внимания к дорожной ситуации, предупреждая о съезде с выбранной полосы движения или приближении к опасному участку дороги.
В отличие от элементов принудительного снижения скорости («лежачих полицейских»), шумовые полосы, не нанося значительного вреда подвеске транспортного средства, создают при этом существенный дискомфорт как для водителя, так и для пассажиров, сигнализируя о неблагоприятной дорожно-транспортной ситуации.
Областью применения шумовых полос являются опасные участки автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения, требующие изменения скоростного режима или направления движения. На городских улицах шумовые полосы применяют редко в силу того, что при ограничении в городе скорости до 60 км/ч не получается должного шумового эффекта.
Поперечные шумовые полосы рекомендуется устраивать:
- перед нерегулируемыми пешеходными переходами, нерегулируемыми пересечениями и примыканиями;
- перед железнодорожными переездами без шлагбаума;
- на участках концентрации ДТП и подходах к ним;
- на участках автомобильных дорог с радиусом кривых в плане менее нормативных;
- на участках с необеспеченной видимостью;
- на подъемах и спусках.
Продольные шумовые полосы рекомендуется устраивать:
- по оси дороги на участках автомобильных дорог с запрещенным обгоном;
- на краевых укрепительных полосах дорожных обочин.
Устройство продольных шумовых полос не допускается:
- на мостах, путепроводах и на подходах к ним;
- в местах сужения проезжей части;
- на участках двухполосных дорог с разрешенным обгоном;
- на пересечениях и примыканиях и на расстоянии менее 10 метров от границы перекрестка;
- на участках дорог с ограничением по уровню шума.
Классификация шумовых полос
По расположению на автомобильной дороге
- Поперечная шумовая полоса — устраивается в поперечном направлении проезжей части автомобильной дороги. Высота поперечной шумовой полосы над уровнем проезжей части должна составлять от 5 до 10 мм. При этом край шумовой полосы (включая элементы блока шумовой полосы) должен иметь скос (уклон) со стороны направления движения транспортных средств.
- Продольная шумовая полоса — устраивается вдоль краевой или разделительной полосы проезжей части. Продольные шумовые полосы устраивают на автомобильных дорогах с шириной проезжей части не менее 7 м, имеющих краевые укрепительные полосы по «ДБН В.2.3-4:2015 Автомобильные дороги».
- Краевая шумовая полоса — наносится на краевой укрепительной полосе обочины и предупреждает водителя о съезде с полосы движения на обочину.
- Осевая шумовая полоса — наносится по оси дороги на центральной разделительной полосе и предупреждает водителя о выезде на встречную полосу движения.
По виду применяемого материала и технологии устройства
- Из термопластика или холодного пластика. Представляет собой блок, состоящий из 4 элементов шириной 15 см ±1 см или 5 элементов шириной 10 см ±1 см с равными промежутками между ними. Достаточно часто шумовые полосы из термопластика окрашивают в желтый или красный цвет, что оказывает также и визуальное воздействие на водителя.
- Из цветных покрытий противоскольжения. Представляет собой сплошной блок шириной 1 метр ±5 см из цветного противоскользящего материала.
- Выполненная методом фрезерования асфальтированного покрытия. Устройство фрезерованной шумовой полосы осуществляется с помощью самоходной или навесной дорожной фрезы с шириной фрезерного барабана до 50 см. Продольная шумовая полоса, выполненная методом фрезерования, должна состоять из отдельных чередующихся элементов шириной от 20 до 40 см и длиной от 10 до 20 см. Глубина элементов должна составлять от 10 до 20 мм. Интервал между осями соседних элементов должен быть не менее двух длин элементов и не более 1,2 м. При фрезеровании толщина верхнего асфальтобетонного слоя должна превышать глубину нарезки шумовых полос так, чтобы не нарушалась целостность верхнего и нижележащих слоев.
- Выполненная путем монтажа металлических скоб. Данный способ актуален при устройстве продольных шумовых полос на цементобетонном дорожном покрытии.
Из термопластичных материалов, холодного пластика или цветных покрытий противоскольжения устраиваются только поперечные шумовые полосы, а методом фрезерования, как правило, продольные.
В некоторых случаях (при большой высоте выступов) роль шумовой полосы может выполнять структурная дорожная разметка. Структурная разметка — дорожная разметка из термопластиков или холодных пластиков, нанесенная не сплошным слоём, а отдельными фрагментами (каплями).
Мировой опыт применения шумовых полос
Положительный опыт применения шумовых полос в различных странах мира свидетельствует о высокой эффективности этой технологии для повышения безопасности дорожного движения. В США шумовые полосы применяются в 85 % штатов и значительно снижают количество смертельных случаев.
На автомобильных дорогах Японии устройство шумовых полос на обочине и по сплошной разделительной линии позволило уменьшить количество столкновений со встречным транспортом до 55 %. В Финляндии, Дании и Швеции применение шумовых полос также позволило добиться значительного снижения уровня аварийности и является обязательным для нового строительства.
Шумовые полосы как средство обеспечения безопасности на дороге
В странах ЕС на скоростных автобанах уже давно применяются шумовые полосы. Они дают сигнал водителю об уходе транспортного средства с полосы, существенно снижают риск ДТП. Как обстоят дела с шумовыми полосами в Украине , как часто их используют в дорожном строительстве?
Что такое шумовые полосы, зачем они нужны и где используются?
Шумовая полоса – это один из способов организации безопасного движения. Выглядит как серия неровностей, которые чередуются друг с другом. Если на неровную поверхность выезжает автомобиль, подвеска начинает вибрировать. Машину довольно ощутимо трясет – водитель сразу понимает, что приближается к проблемному участку. По сути, это те же «лежачие полицейские», только маленькие.
Для чего нужна такая разметка, какие цели она преследует? В первую очередь, она повышает уровень безопасности. Из-за вибрации ТС водитель становится более внимательным. Но в отличие от «лежачих полицейских», которые тоже вынуждают снижать скорость, шумовые полосы перед пешеходными переходами не смогут «разбить» подвеску.
Где используются искусственно созданные неровности? Их можно увидеть на опасных участках, трассах с интенсивным движением, которые предусматривают резкую смену направления, скоростного режима .
А вы знали, что технология шумовой дорожной разметки не нашла применения в больших городах? При низкой скорости шума практически не слышно, и средство становится бесполезным .
Классификация шумовых полос
В зависимости от технологии дорожной разметки и применяемых материалов, полосы бывают:
- Пластиковыми. Ширина элементов не превышает 150 мм. Термопластиковые модули окрашивают в яркий цвет. Они не только вызывают вибрацию, но и хорошо заметны визуально.
- Выполненными путем фрезерования. По выбранному участку проходит дорожная фреза с барабаном шириной до 50 см. В результате, на дорожном полотне появляются неровности глубиной до 20 мм и шириной 200-400 мм.
- Металлическими. Для изготовления используются твердые и прочные скобы. Чаще всего металлические элементы устанавливают на цементобетонном покрытии.
- Из особого противоскользящего материала.
Есть и другие виды полос на дороге . В зависимости от расположения, они могут быть поперечными и продольными.
Поперечные шумовые полосы
Высота варьируется от 5 до 10 мм. Поперечные линии изготавливают из термопластика, края дополняют небольшим скосом. Часто поперечные элементы можно увидеть:
- Рядом с пешеходными переходами без светофора.
- Перед ж/д переездами, которые не оборудованы шлагбаумом.
- В местах с плохой видимостью.
- На спусках.
Продольные шумовые полосы
Идут вдоль проезжей части. Их устанавливают на автодорогах шириной семь метров и более. Они особенно актуальны на узких участках, где не разрешается делать обгон.
Предъявляемые требования и места-исключения
Применение далеко не всегда бывает оправданным. Например, продольные неровности недопустимы на таких участках:
- Возле мостов , на подъездах к ним.
- Там, где дорога сужается.
- На двухполосных автомагистралях, где разрешен обгон.
- В местах ограничения шума.
Опыт применения шумовых полос в Украине и в мире
В мировой практике дорожного строительства шумовые полосы применяются не первый год. Они неоднократно доказывали свою эффективность в местах с интенсивным движением, на участках с повышенной вероятностью ДТП. Например, в Соединенных Штатах после установки полос в более чем 40 штатах количество аварий снизилось в несколько раз.
Другой пример – полосы в Японии. Устройство «музыкальной дороги» в японских префектурах снизило количество лобовых столкновений на 55%. А в ряде европейских стран (Дания, Швеция ) они стали обязательным требованием при строительстве новых дорог.
А как обстоят дела с шумовыми полосами в нашей стране? 1 сентября 2019 года вступили в силу изменения ГСН по проектированию дорог. В документе есть рекомендательные нормы по использованию продольных и поперечных неровностей на дорогах 1 и 2 категорий.
Как отметили в Минстерстве регинального развития и ЖКХ, Украине нужна дорожная разметка нового уровня. Поэтому была прописана целесообразность обустройства шумовых полос на больших дорогах. Ожидается, что они снизят количество аварий на дорогах в 4-6 раз.
1 ноября 2020 года был расширен перечень средств организации дорожного движения. К «лежачим полицейским» и шумовым полосам добавили островки безопасности, расширения бордюров и чокеры. В Укравтодоре добавили, что «благодаря дополнительным препятствиям, водители смогут выбрать постоянную скорость, вместо того чтобы резко тормозить и разгоняться до предельных скоростей».
Опасны ли шумовые полосы?
Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед пешеходным переходом, опасным поворотом или же сигнализировать о случайном съезде в сторону обочины. Но есть водители, которые считают шумовую разметку злом. Почему они так думают, и действительно ли шумовые полосы безопасны — разберёмся с экспертами.
В конце мая этого года один из федеральных каналов показал сюжет, там проводили тест разметки. Смысл эксперимента сводился к тому, что на шумовых полосах разные автомобили увеличивали свой тормозной путь. Седан с ABS остановился на три метра дальше, чем при торможении на сухом асфальте, а машина без вспомогательной антиблокировочной системы вообще вылетела на пешеходный переход. На мокром асфальте показатели стали ещё хуже. Заявленная в ходе теста скорость составила 60 км/ч, а расстояние от разметки до «зебры» ― 17 метров. Получается шумовая разметка мешала обеспечить безопасность дорожного движения.
«Кроме того, разметка из гладкого пластика становится причиной потери управления мотоциклом при наезде на линии ведущим колесом, что увеличивает количество ДТП с участием мототранспорта. Возможно, это станет причиной замены шумовой разметки на другой способ предупреждения водителей. Например, на привычные лежачие полицейские. Либо приведёт к изменению технологии её изготовления», ― говорит руководитель прессслужбы ГК «Авто-СпецЦентр» Анна Уткина.
Многие наши коллеги подхватили эту тему, и новостные ленты даже, казалось бы, уважаемых изданий запестрели заголовками типа: «Шумовая разметка оказалась опасной». При этом специалисты отрасли отнеслись к эксперименту довольно скептически.
«Нас этот вопрос, конечно, заинтересовал, очень хотелось бы увидеть результаты тестов и понять, в каких условиях они проводились, ведь очень многое зависит от того, какой именно материал тестировался, осуществлялась ли посыпка микростеклошариками, каким в итоге был коэффициент сцепления», ― рассуждает директор ООО «Формула-К» Алексей Грязнов.
Он также отмечает, что в ГОСТе нет такого показателя, как скользкость разметки. Но при этом изначально термопластик имеет шероховатую, а не гладкую поверхность, и это обеспечивает отсутствие скольжения при наезде на него.
По словам экспертов, качественный термопластик содержит в своём составе разнофракционные минеральные наполнители и микростеклошарики. К тому же стеклянные микросферы обязательно распыляются на свеженанесённую разметку для повышения её световозвращающих характеристик.
Разметка, нанесённая таким материалом, становится шероховатой, функциональной и безопасной для всех участников дорожного движения. В видеоролике (доступен в YouTube) журналисты специально проводят ногой по шумовым полосам и выносят вердикт: «Скользкие». Напомним, дело было в мае.
«Как разметчики, мы хорошо знаем, что в составе термопластика обычно присутствуют специальные добавки, для того чтобы добиться антискидного, то есть противоскользящего эффекта. В материал добавляются абразивы повышенной крупности: кальциты, песок, мрамор. За счёт этого обеспечивается шероховатость разметки и повышается сцепление колеса с поверхностью дороги, что положительно влияет на безопасность», ― рассказывает директор ООО «БРИЗ-Центр» Евгений Петрюк.
То есть получается, что для теста журналисты федерального каналы выбрали место, где в качестве шумовой разметки нанесли холодный пластик? Или может термопластик, но с нарушением технологии? Объяснение журналисты выдали довольно простое.
Мол, при торможении на неровностях колесо в воздухе оказывается заблокированным раньше, нежели если бы оно находилось в сцеплении с дорожным покрытием. В момент «полёта» колеса ABS ослабляет сжатие колодок, и когда шина вновь оказывается на дороге, торможение становится слабым.
«Современные алгоритмы ABS, безусловно, учитывают такие ситуации. Тем не менее в своей практике мы наблюдали удлинение тормозного пути за счёт того, что колесо начинает подскакивать над поверхностью асфальта. Соответственно, ABS начинает работать по другим алгоритмам, и удлинение тормозного пути составляет от 15 до 25% для любого автомобиля», ― приводят в сюжете комментарий руководителя центра испытаний ФГУП «НАМИ» Дениса Загарина.
Получается, что тот, кто наносил разметку на дорогу, сделал это излишне толстым слоем пластика. Хотя в ГОСТ 33025-2014 указано, что шумовая полоса не является искусственной неровностью, и её высота над уровнем проезжей части должна составлять от 5 до 10 мм включительно.
Алексей Грязнов, директор ООО «Формула-К»: «В нашей компании есть своя научная лаборатория, в которой мы постоянно работаем над улучшением технических и технологических показателей материалов. Работаем и над совершенствованием рецептуры холодного пластика и термопластика для шумовой разметки, для этого типа нанесения. Добиваемся, чтобы материал максимально сохранял геометрию, чтобы структурные элементы не сливались и не растекались, а сохраняли свою форму.
И это лишь один из нюансов. Что касается изменений, которые, возможно, будут внедряться в шумовой разметке, то, если пофантазировать, есть вероятность, что где-то появится структурная музыкальная разметка. В некоторых странах проводили такие эксперименты: когда при наезде возникает не просто шум, но и простенькая мелодия из нескольких нот.
Но и в том виде, в каком она существует сейчас, шумовая разметка очень актуальна и отлично работает. Для уставшего или задремавшего на загородной трассе водителя резкий звук из-под колёс ― это сигнал, что машина выехала или на обочину, или на встречную полосу. В нашем крае такая разметка встречается не так часто, как хотелось бы, но там, где она нанесена, она себя оправдывает».
Инновации в помощь
Кроме того, на видео промелькивают кадры близко снятой шумовой разметки. Видно, что она изношена и в некоторых местах буквально отколота. Это результат зимнего содержания дорог.
Эксплуатационная нагрузка на дорожную разметку в зимней период действительно велика, говорят специалисты. Уборка наледи отвалом, воздействие реагентов и шипованных шин автомобилей. Добросовестные производители современных разметочных материалов используют высококачественные связующие, позволяющие повысить адгезионные свойства толстослойных пластиков.На долговечность нанесённой разметки из термо- или холодного пластиков влияют не только качество нанесения и уборочная техника. Жара, холод и переходы через 0 °С деформируют дорожное полотно (это физика, тут ничего не поделаешь). А вместе с асфальтобетоном испытывает нагрузки и разметка.
«При производстве каждой партии материала мы обязательно учитываем особенности климата той местности, где он будет нанесён, и практику содержания дорог. Например, для тёплых регионов, как правило, изготавливаем термопластик с достаточно высокой температурой размягчения, чтобы в жару разметка дольше сохраняла свои свойства. Казалось бы, для Сибири такой вариант тоже подходит, ведь летом дорожное покрытие здесь может нагреваться до 50-70 градусов.
Ради эксперимента мы протестировали этот материал. В итоге, когда термометр показывал -30-40 °С, термопластик стал хрупким и начал откалываться, поскольку не предназначен для использования при низких температурах. Поэтому для сибирских дорог мы нашли золотую середину и производим достаточно эластичный материал, сохраняющий свои свойства даже зимой», ― рассказывает Алексей Грязнов.
Исследования по улучшению свойств холодного и термопластика лаборатории производителей разметочных материалов ведут постоянно. Там разрабатывают и совершенствуют рецептуры материалов, тестируют новые сырьевые компоненты, позволяющие применять толстослойные разметочные материалы в разных эксплуатационных условиях, повышая период их функциональной долговечности.
«В 2019 году создан уникальный вид холодного пластика, который отвечает всем критериям действующих нормативных документов. Он состоит их двух компонентов, имеет нижний базовый слой с тонким основанием в 1-2 мм, а верхние тактильные полосы наделены противоскользящими свойствами. Именно этот вид пластика, запущенный в серийное производство, может стать одним из лидеров рынка материалов для дорожной разметки», ― приводит пример Анна Уткина.
В дорожной отрасли новшества для привлечения внимания водителей к опасным участкам дороги появляются постоянно, говорит Евгений Петрюк.
Кроме того, разработчики нормативной базы, производители дорожно-разметочного оборудования и материалов, подрядчики, выполняющие нанесение разметки, а также представители автомобильных сообществ ведут консолидированную работу по совершенствованию шумовой разметки.Евгений Петрюк, директор ООО «БРИЗ-Центр»: «Шумовые полосы страдают от применения отвалов точно так же, как и любая другая разметка. Мы своей задачей видим использование термопластика и холодного пластика, адаптированных для конкретного климата.
Конечно, если снег очищается грейдером без специальных прорезиненных прокладок на отвалах, а также КДМ с металлическими щётками, порчи материала не избежать, но при соблюдении минимальных правил очистки покрытия при содержании дорог, термопластик для продольной шумовой разметки вполне себя оправдывает: служит весь положенный срок и даже дольше.А вот для поперечной структурной разметки, которая создаёт шумовой эффект перед пешеходным переходом, нужны более стойкие материалы. На таких участках термопластик по долговечности уступает холодному пластику.
Снизить ущерб от чистки дорог помогают и способы нанесения. Если брать в качестве примера Красноярский край, то в Емельяновском районе на участке Красноярск-Элита шумовые элементы находятся справа и слева от осевой линии, то есть на одном уровне с ней. Это позволяет исключить срезание отвалами снегоуборочной техники профильных элементов шумовой разметки, но не снижает эффект для водителей».Источник: журнал «Грейдер»
Шумовая полоса или лежачий полицейский?
Лежачие полицейские появились на наших дорогах не от хорошей жизни. Мы стали забывать, что большую часть времени, мы все-таки пешеходы, а не водители. При этом сами ходим по пешеходным переходам, и возмущаемся водителями, не пропускающими нас на зебре или старающимися проскочить перед самым нашим носом.
Добавим сюда дам, не выпускающих из рук мобильник, ухитряющихся краситься на ходу, подслеповатых пенсионеров, «зеленых» водителей, путающих педали, и вот вам полная картина, почему лежачие полицейские перед нерегулируемыми пешеходными переходами необходимы.
Сами возмущаемся ИДН, установленными в безлюдных местах, без светоотражателей, отсутствием предупреждающих знаков об их наличии. Однако, неудобства и возмущения всех вместе взятых водителей, по всей стране, не стоят даже одной потерянной человеческой жизни.
К чему все вышесказанное? А вот к чему: у наших городских чиновников, отвечающих за безопасность дорожного движения, появилось новое, модное увлечение — шумовые полосы, которые начали устанавливать перед пешеходными переходами и, даже иногда вместо стоявших ранее, лежачих полицейских, или как их альтернатива.
Что такое шумовая полоса и для чего ее устанавливают
Что такое шумовая полоса? Википедия определяет ее как дорожную разметку в виде 4-6 поперечных полос на линии движения, выполненную термопластиком, отлитую из асфальтобетона или вырезанную фрезой в дорожном покрытии. Высота этих барьеров или глубина выреза не должна превышать одного сантиметра. Служит эта полоса для привлечения внимания водителей о приближении к перекрестку и ни слова как о дорожном оборудовании, призванном способствовать снижению скорости. Шумовые полосы обладают еще одной особенностью — вибрирующий звук, производимый колесами автомобиля, пересекающими их, весьма громкий и слышен в соседних к дороге домах даже за закрытыми окнами.
Основное назначение шумовой полосы — разбудить водителя, впадающего в дремоту от монотонной дороги, предупреждая о выезде за пределы своей полосы движения. Эти полосы устанавливаются вдоль магистралей, отделяя обочины, а также на разделительных осевых, делящих полосы встречного движения. Второе их назначение – предупреждение водителя о подъезде к участку улицы или дороги, где, возможно, придется тормозить или даже останавливаться. Они привлекают внимание, вместе с дорожными знаками ограничения скорости. Высота этих поперечных барьеров создает шум в салоне и некоторую вибрацию автомобиля, но не разрушает подвеску и не создает особого дискомфорта водителю и автомобилю.
Почему шумовая полоса не работает как средство ограничения скорости
Выбор скорости движения остается за человеком, сидящим за рулем. Опытный, ответственный водитель снизит скорость, согласно предписаниям дорожных знаков, шумовая полоса будет служить ему в помощь, заставит усилить внимание. «Гонщик» все равно сбросит ее перед самым препятствием или не сбросит вообще, если оценит дорожную ситуацию, как не опасную для него – «проскочу». А если ошибется в оценке? Лежачий полицейский, в отличие от шумовых полос, не предлагает, а заставляет водителя снизить скорость, грозя поломкой подвески автомобиля за ослушание. Не попадались еще гонщики, проскакивающие лежачих на 80 километрах в час. И на 60 не попадались, даже на казенных автомобилях.
Дорожный регламент рекомендует устанавливать шумовые полосы не ближе 20 метров перед пешеходным переходом. В связи с этим, программа «Главная дорога» телевизионной компании «НТВ», провела эксперимент на улице некоего российского города, с целью выяснить, как влияет на безопасность пешехода наличие шумовой полосы перед пешеходным переходом. Известно, что материал «термопластик», повсеместно используемый для нанесения этих полос, довольно скользкий, даже после высыхания.
Результаты дали увеличение тормозного пути автомобилей при начале торможения на шумовой полосе, и был сделан весьма неутешительный вывод. Приводим его дословно с сайта НТВ «…Эксперимент показал, что шумовые полосы, уложенные прямо перед зеброй, опасны. Прозевавшему внезапного пешехода водителю, остановить машину на них еще труднее, особенно на мокрой дороге, а тем более при гололеде. Даже при наличии умной электроники результат торможения может быть печален…»
Что делать, чтобы водители снижали скорость перед пешеходными переходами
Вот поэтому очень странным выглядит решение городских властей некоторых российских городов заменить (!) лежачих полицейских на шумовые полосы на улицах. Вряд ли они добьются этим повышения безопасности пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах и перекрестках, но вот жалобы граждан, живущих в соседних с дорогой домах, на шум проезжающих через полосы машин, они дождутся точно и весьма скоро.
Мы, ПК «Технология», ведущий производитель безопасного дорожного оборудования, наши дети, родственники, друзья и знакомые – это и водители, и пешеходы в одном лице, поэтому двумя руками голосуем за меры, повышающие безопасность на наших дорогах. Мы считаем, что шумовые полосы не могут рассматриваться, как реальное средство для снижения скорости и ими невозможно заменить лежачих полицейских. Только вместе они усиливают эффект привлечения внимания к дорожным знакам и дорожной ситуации впереди. Мы за совместную установку шумовых полос и лежачих полицейских там, где опасно полагаться только на сознательность наших водителей, но не за замену шумовыми полосами лежачих полицейских.